Испания, 2009 Режиссер: Александро Аменабар Актеры: Рейчел Вайс Макс Мингелла Оскар Айзек Ашраф Бархом Микаэль Лонсдаль Руперт Эванс Ричард Дерден Сами Самир Мануэль Коши Хомаён Эршади
Что может сделать любящий мужчина для любимой женщины? … Придушить, «чтоб не мучилась» …
Прибегает мой ребенок: «Мама там такой фильм, такой фильм, язычники напали на христиан, потом наоборот, Серапиум горит …», немного погодя: «Христиане убивают иудеев …» … Любопытство заело, пошла глянуть, о чем это. Застала самую красивую сцену, где Гипатия поняла, как движется земля вокруг солнца, и дала определение эллипса. Все-таки, неправильно мы осваиваем азы геометрии, надо делать подобно древним грекам, на песочке у моря под южным солнцем, … гораздо доходчивее получится …
Потом посмотрела этот фильм несколько раз, даже с разными переводами, почитала материалы в сети о главной героине, а тема и фильм все не отпускают…
Сделана потрясающая реконструкция: город, храм, библиотека, театр. Интерьеры, костюмы – достойная работа художника. Присутствует ощущение эпохи. Замечательное музыкальное решение. Работа актеров вызывает восхищение.
Гипатия, дочь Теона, ученого, сама ученый. Очень рано начала преподавать математику и философию. Ученики – почти ее ровесники. Пока они принадлежат разным верам, но времена меняются, христиане стремятся доминировать. В фильме их провоцируют язычники, но быстро становятся жертвами христиан и вынуждены сдать Александрийскую библиотеку и Серапиум победителям на разграбление.
Надо заметить, что в Александрийском обществе присутствует такой интересный институт, как парабаланы.
«Во время эпидемий некому было ходить за больными и убирать трупы. Смертельная зараза обращала в бегство людей и не трусливого десятка. Требовались особое мужество и самоотверженность, чтобы по обственной воле взять на себя тяжелые и опасные обязанности, необходимые для общего блага. В этом стали видеть религиозный подвиг. Смельчаки, решившиеся на это, объединялись в особую организацию. Их так и звали — «парабаланы», то есть «отважные», «подвергающие себя смертельной опасности». Они пользовались уважением и рядом привилегий. Их освобождали от налогов.» (А.Штекли)
Еще немного об Александрии. В ней светская власть принадлежала префекту. Но в империи уже 70 лет, как Константин признал христианство. К власти в городе стремиться епископ Теофил, для этого он использует парабалан, как свою силовую структуру. В фильме они в авангарде христиан.
Гипатия не только умна, но она прекрасна. Ее благосклонности добивается собственный ученик Орест (правда получает отказ в весьма скандальной форме). Безнадежно влюблен в свою госпожу раб Девос.
Последнего привлекает мистика христиан, их самоотверженность. Во время штурма Серапиума он примыкает к ним. Затем, опьяненный вседозволенностью уничтожения храма и библиотеки, мчится в дом Гипатии, пытается завладеть ею, но любовь и уважение сильнее, … он отдает ей меч, готов погибнуть от руки любимой… Девушка отпускает раба на свободу и он становится парабаланом.
Проходят годы.
Героиню все это время мучает вопрос устройства вселенной, помимо системы Платона, есть гелиоцентрическая Аристарха, но непонятно почему Солнце находится в течение года на разных расстояниях от Земли? И почему, если Земля не статична, то мы не ощущаем ее движения?
Уже с префектом (такая вот карьера) Орестом Гипатия проводит опыт с падающим мешком на движущемся корабле. Ее посещает Синезий (тоже бывший ученик), ставший христианским епископом. Она сама преподает детям, она уважаема в городе, занимается наукой.
Епископом в городе становится Кирилл, племянник Теофила. К этому времени у язычников уже нет прав отправлять свои культы, лучшие семьи давно крестились, сильна только иудейская община. Вот против нее и выступили христиане. Закончилось все погромом и изгнанием евреев из Александрии. Светская власть не смогла противостоять епископу. Возник конфликт Ореста и Кирилла, повлиять на них попыталась Гипатия, но безуспешно.
Епископ под предлогом примирения вызвал в храм префекта, где прочитал текст писания осуждающий и принижающий женщин, возмущенный и отказавшийся преклонить колени Орест покидает службу, парабаланы закидывают его камнями и ранят. Виновного хватают и казнят. В ответ Кирилл канонизирует покойного. Конфликт разрастается.
И вот тогда, зная о влиянии Гипатии на префекта, парабаланы решают убить ее. А среди них ее бывший раб Девос, он еще любит свою госпожу, хочет спасти ее. Но обстоятельства складываются так, что он везде опаздывает. Единственное, что он может сделать для любимой – это сделать ее смерть менее мучительной …
В борьбе за власть победителем становится Кирилл, Орест исчезает.
В фильме есть еще одна замечательная сцена. Два ученика Гипатии, двое неравнодушных к ней (по фильму) мужчин предают ее. Это Синезий «ломающий» Ореста, после отказа последнего преклониться перед Кириллом, прочитавшим «женоненавистнический» кусок писания.
В реальности о Гипатии историки знают лишь по сохранившимся письмам Синезия.
«Гипатия поражала своей разносторонностью. Ее широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или. о греческих трагиках. По общему мнению, Гипатия превзошла всех современных ей философов. Недаром ученики стекались к ней отовсюду. Она примыкала к философской школе неоплатоников, но ее строгий мир чисел и геометрических фигур, мир, подчиненный законам механики, был далек от мечтаний и мистических озарений других философов этой школы.
Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из ее любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии.» (А.Штекли)
В реальности Кирилл был возмущен тем, что Гипатия уличила его в слабом знании и неверном толковании трудов Платона и отцов церкви. Был нанесен удар его самолюбию и авторитету.
«Вечером Кириллу докладывали об очередной лекции Гипатии. Соглядатай был из образованных и отличался хорошей памятью. Хотя лекция Гипатии и была посвящена Платону, она тем не менее опять коснулась, среди прочего, и богословских взглядов самого Кирилла. Она подчеркнула, что они расходятся с прежними постановлениями церковных соборов и встречают вполне обоснованную критику со стороны антиохийских богословов. Среди слушателей было много тех, кто благодаря своим сокровищам и поместьям играл в христианской общине Александрии очень важную роль. Они внимали речам Гипатии с большим одобрением.» (А.Штекли)
В реальности Гипатии было около 50-ти, она была известна во всей империи как выдающийся ученый, была уважаема в городе и с ее мнением считались.
Поэтому странно, что при такой тщательной реконструкции визуального ряда, сохранении исторической канвы повествования, авторы завершением фильма превратили его в почти любовную историю, где любящие мужчины предают свою любимую и даже не в состоянии погибнуть с нею вместе (защищая ее).
Почему не показать противостояние некомпетентности и ученого. Задетые амбиции гораздо достовернее. Авторитет профессионала гораздо опаснее рвущемуся к власти дилетанту.