…Раз уж зашел разговор о духовном мире современной женщины, то хотелось бы до начала препарирования пикнуть два словечка в его защиту. Он не такой страшный, как кажется.
Что, разве такой разговор не заходил? А почему я как на иголках? Давайте, я все же поясню свою точку зрения. На всякий случай.
Хотя бы на тот случай, чтобы никто не решил, будто такого мира не существует в природе. Или будто с ним можно поступать, как вздумается. Или будто сохранять сегодня в себе этот духовный мир — ничего не стоит.
Сейчас, например, я говорю, а кто-то понял, что вообще-то с этим миром надо хотя бы считаться?.. Впрочем, сейчас всем некогда, а на такие мелочи, как духовный мир женщины — смотрят пренебрежительно. Думая при этом, что ведь смотрят всего лишь на чужого человека… стоит ли принимать во внимание такие мелочи, да?
Но можно смотреть сколько угодно и на каких угодно женщин, а при этом всегда видеть лишь свою мать, оставившую неизгладимый отпечаток собственным духовным миром. Или… полным его отсутствием. Мировоззрение матери остается в человеке как… линзы, сквозь которые он будет смотреть на всех людей без исключения. До конца жизни.
И смотрят….
Вроде бы страсти с «Левиафаном» начали понемногу затихать. Поэтому можно спокойно размышлять, что же «доставляет» нынешний российский кинематограф внутреннему миру современной женщины, взирая на нас выцветшими бельмоватыми глазами мадам Д. из фильма Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт»».
О духовном мире женщины, коротающих свой век в городах принято говорить без цветистых эпитетов. Другое дело — женщины с национальностью, перед чьим духовным миром можно и расшаркаться по случаю.
Духовный мир чеченской женщины — мир света, жизни и добра.Июль 2008 г. В администрации города Урус-Мартан состоялась конференция на тему «Духовный мир чеченской женщины — мир света, жизни и добра». Организаторами мероприятия выступил отдел семейной политики, социальной защиты детства Комитета Правительства Чеченской Республики по делам молодежи.
В мероприятии приняли участие начальник отдела семейной политики и социальной защиты детства КПДМ Айшат Бошаева, врач высшей категории, кандидат медицинских наук Лилия Расаева, руководитель Регионального общественного молодежного движения «Диалог» Лайла Аюбова, представитель медресе «НУР» Милана Тербулатова, директора школ республики.
— Мы решили посвятить эту конференцию женщине, так как именно женщина источник мира, благополучия, спокойствия в доме. Женщина – начало и первооснова жизни, источник счастья, нравственного и физического здоровья нации. Сила женщины в любви и душевной мудрости, отзывчивости, готовности творить добро в самой трудноразрешимой ситуации, — отметила в ходе встречи Милана Тербулатова.
Интересно, что практически в это же время аналогичные мероприятия прошли в… других местах, когда бывших Советским Союзом.
Духовный мир женщины. Под таким названием 7 июля 2008 года «Женским крылом»… был проведен «круглый стол»… Основной целью мероприятия является популяризация книги Президента [Узбекистана] «Высокая духовность – непобедимая сила», повышение активности женщин и их роли в обществе, просвещение женщин по вопросам повышения и обогащения духовного мира семьи и общества.
Была отмечена необходимость расширения форм работ, проводимых среди женщин по повышению их политического, правового, духовного уровня, роли и статуса женщин в обществе посредством проведения мероприятий формирующих осознанное отношение наших соотечественников к происходящим в мире и стране событиям, способствующих воспитанию молодежи в духе любви и преданности Родине, сберегающих культурные ценности народа, его духовное наследие.
Участники мероприятия отметили, что, несмотря на многолетнее идеологическое давление, наш народ смог сохранить свои исторические и культурные ценности, самобытные обычаи и традиции, передававшиеся из поколения в поколение.
Как видите, в Узбекистане все лепят прямым текстом, раз «идеологическое давление» снято и стесняться больше некого. Там собирались, наряду с надоями и процентами, — поднимать необъятную целину женского духовного мира.
Пока успехи такого «развития сверху» — не слишком заметны даже в Чечне. Если раньше мы оттуда все же знали Сажи Умалатову, то после столь вдумчивой работы над духовным миром женщины с участием начальников отделов, кандидатов медицинских наук и представителей молодежных движений — в 2010 году получили лишь скандально известную деятельницу Зулай Зайналабдиеву.
Если Сажи Умалатова прославилась на весь бывший Советский Союз тем, что всегда смело говорила правду, отстаивала свое мнение и если в чем-то заблуждалась «не по лжи», совершенно искренне, веря, что люди ее поймут правильно, — то после вдумчивой работы над «духовным миром женщины» в наши годы… мы получаем образчик абсолютно извращенной трактовки женских поступков, независимо от национальности, возраста и образовательного уровня женщины.
Однако, в женском восприятии есть одна существенная разница — в сравнении с мужским. Как Сажи Умалова — понятна всем дамам без исключения, вне зависимости от того, согласны они с ней или нет, то ведь и другие дамы, чьи слова и поступки намного хуже мотивированы — не составляют никакой загадки на придирчивый женский взгляд.
Почему я пишу именно сейчас на тему, которая многим покажется неактуальной? Эта тема поднималась не раз. Но мне кажется, что я смогу добавить пару важных аспектов в ее восприятии. В данном случае речь пойдет о трактовке женских образов в искусстве, как политическая трактовка по правилу сообщающихся сосудов — перетекает в искусство.
Искусство разрушает любая ложь, ангажированность… какое-то внутреннее предательство тех, кому лишь предстоит замкнуть эстетическую триаду «автор-образ-читатель». Но когда автором лживо трактуется женский образ… в этом случае автор должен понимать, что он здорово осложняет жизнь главных ценителей любого произведения искусства — женщин.
А что, все писатели, режиссеры, актеры, художники и… политтехнологи — «не имели понятия», что главным ценителем плодов всего их сложного творческого процесса будут именно женщины? А где ж вы тогда, простите, воспитывались, господа?..
Не зря привела полотно с известным эпизодом изгнания торговцев из Храма. А вот когда на свой взгляд иные горе-«художники» начинают перекраивать «духовный мир женщины», как самое ненужное и то, о чем говорить-то всерьез не стоит, — воздух вокруг нас наполняется отвратительным запахом человеческой крови.
Это всего лишь означает, что торговцы уже взяли приступом главные залы храма человеческого духа и предпринимают недюжинные усилия по взламыванию наиболее сокровенных его привратов — духовного мира женщины.
Да, многие считаюn, будто этот мир — где-то снаружи, чуть ли не «сбоку-припека». На самом деле природа мудро хранит духовные устои именно в духовном мире женщины, которой суждено стать дочерью, сестрой, женой, матерью, бабушкой…
И от того, как трактуются эти образы в официально признанном и даже щедро оплаченном на бюджетные средства искусстве — можно хорошо видеть, насколько далеко все общество отошло от исконных духовных ценностей.
Бессмысленно после с нескрываемой угрозой давить на все общество, требуя предотвращения «подрыва духовных традиций». Для этого ведь всего лишь долгие годы не стоило лгать на женщину, господа, прежде всего, в искусстве.
Разговор у нас предстоит долгий и, надеюсь, обстоятельный. Поэтому предлагаю задуматься над сказанным… по очень приятному поводу.
Мне очень нравится рубрика вебинаров «Книжной лавки» — «Женский роман». С какой душевной тонкостью ее ведущая И.А. Дедюхова раскрывает и внутренний мир героев этих романов, и внутренний мир самих писательниц.
Каждый раз с ней полностью соглашаешься, не испытывая внутреннего дискомфорта, который возникает всякий раз, стоит лишь услышать это уже ненавистное словосочетание «внутренний мир женщины». Так и ждешь очередную гадость в виде… доноса.
Ну, чтобы подготовиться ко всему… наболевшему на этой почве, со своей стороны предлагаю посмотреть (в качестве эталонного образца) — фильм, который я считаю образцом искусства о сложном внутреннем мире женщины.
Предлагаемый вашему вниманию фильм «Колдовской апрель» (англ. Enchanted April), снят по мотивам романа Элизабет фон Арним и телевизионного фильма компании ВВС. В отличие от «Левиафана», он имеет не одну, а две премии «Золотой глобус».
Элизабет фон Арним, урожденная Мэри Аннет Бошем (Mary Annette Beauchamp) — британская романистка. В первом браке стала Графиней фон Арним (нем. Gräfin von Arnim), а во втором графиней Рассел (англ. Countess Russell).
В начале жизни её назвали Мэри, но сразу после выхода в свет ее первой книги, и получения признания читателей, она стала зваться «Элизабет», и в конечном итоге так же её стали называть друзья и близкие.Мэри Аннет родилась в Новой Зеландии, в загородном поместье Kiribilly Point, который принадлежал её семье. Её родителями были Генри Херрон Бошем (Henry Herron Beauchamp) (1825–1907) — коммерсант, и Элизабет (Лоэи) Вэйс Лэссетер (Elizabeth (Louey) Weiss Lassetter) (1836–1919).
У Мэри была большая семья, а одна из кузин Кэтлин Бошем (Kathleen Beauchamp) вышла замуж за писателя Джона Миддлтона Марри (John Middleton Murry), и писала под псевдонимом Кэтрин Мэнсфилд (Katherine Mansfield).
Какое-то время Мэри Аннет Бошем прожила в Сиднее, Австралия. Но когда ей исполнилось три года семья вернулась в Англию, где будущая писательница выросла и получила образование.
Элизабет фон Арним провела свою жизнь в Лондоне, Швейцарии и на Французской Ривьере. Когда началась Вторая мировая война, она уехала на постоянное жительство в США, где умерла в 1941 году, в возрасте 74 лет. Издавалась также как: Alice Cholmondeley (1866 — 1941).
Очевидно, среди критиков и членов жюри премии «Золотой глобус» были женщины, которым очень знакомо это желание, господа мужчины, — удрать от вас (куда глаза глядят) и долго-долго не возвращаться, чтоб не видеть и не слышать, что вы иной раз несете вслух о «духовном мире женщины».
Возможно, в жюри наоборот присутствовали критики-мужчины, которые знали, что если они хоть в чем-то покривят душой (в угоду торгующим в храме), то от них сбегут все женщины, включая прислугу.
У нас в России настолько избалованы выдержкой и ответственностью женщин, не торгующих своей половой принадлежностью (неважно где: на панели, в обкоме, в думе, в правительстве или Центральном банке), — что у нас торговцы в храме считают, будто могут распространять свои выводы на всех женщин.
Нет, рассказывайте такое лишь о тех, кому вы заплатили, кто с удовольствием принял эту оплату. И это будет существенным дополнением, так как все остальные только и мечтают сбежать от вас, господа. От ваших «реформ», вашей лжи, ваших «политических технологий», вашего воровства и мздоимства.
И удерживает на месте ведь лишь любовь к Родине, которую страшно оставить на волю тех, кто не стыдится лгать на женщин, повышая свои «конкурентные преимущества».
Из-за этих существенных замечаний странным выглядит и описание фильма. Вы сразу же выясните, что действие фильма происходит чуточку раньше. В 20-х годах ХХ столетия, отнесенных позже к «прекрасным временам», никто из дам из Англии не бегал, а дождь был лишь поводом переменить туалет.
Действие фильма происходит в 1920-е годы в Европе. Четыре англичанки уезжают из ненастного Лондона отдохнуть в солнечную Италию. Из соображений экономии они вместе снимают одну виллу. К двоим из них — Лотти Уилкинс и Роуз Арбютнот, через некоторое время приезжают мужья.
Две другие их соседки — миссис Фишер и Кэролин Дестер — одиноки. Перемена климата и обстановки становится поводом пересмотреть взгляды на жизнь.
Не правда ли, странно, что авторы аннотации «не заметили», что вообще-то действие фильма происходит в период Первой мировой войны, когда женщинам надоедает проходить эти бесконечные «переходные периоды», «отдавать долги Отечеству» и, конечно, «вдумчиво работать над своим духовным миром».
В церкви там… в других местах, которые сразу возникают, когда обществу устраивается гадость, в которой многие женщины вынуждены жертвовать своими духовными потребностями. Вовсе не потому им этого хочется.
И стоит лишь представить, как это ужасно, когда попирается твоя жизнь, а ты делаешь и делаешь добро, пытаясь хоть как-то смягчить то зло, которое несут с собой храмовые торгаши… И ты ничуть не становишься лучше или добрее, ты чувствуешь себя опустошенной. Ты покупаешь сама себе цветы, аккуратно обходя произведения нынешнего российского «киноискусства», зная, что в противном случае твой хрупкий мир просто рухнет.
Однажды Лотти Уилкинс открыла свежий номер «Дэйли телеграф» и прочитала вышеупомянутое объявление. У молодой женщины защемило сердце, и она тут же побежала в женский клуб «Соловей», где, вопреки британским традициям, напросилась на знакомство с Роуз Арбутнот. Вдвоем они и отправились по указанному адресу, затем подыскали себе компаньонок и… прекрасным апрельским утром, открыв окно, увидели бирюзовое море и чудный сад. Это был рай!
Продолжение следует…
6 комментариев
Перед новым годом на фейсбуке мелькали объявления с предложением снять различные шале в горах. Очень, надо сказать, недурственные…
Да, но бойкие девушки из ЦБ как раз перед НГ успели всем обчистить карманы…
Именно. Поэтому теперь на фейсбуке появились объявления о сдаче/продаже всяческих апартаментов с хорошим дизайнерским оформлением. Можно даже не смотреть специализированные журналы.
Верно. У нас тут все чаще прикрываются женщинами, начиная с «террористок» с их оторванными головами и заканчивая дочерью башкирского народа. Некрасиво это. Не по-мужски. Так их их мамашки воспитали.
И от этого очень хочется сбежать, Андрей! Вначале в Италию, конечно, поближе к комедии дель арте, потом — все дальше. На Соломоновы острова.
Страшно только Россию на таких мерзавцев оставлять.
Столь глубокая образность, вышибает в иное восприятие настолько сильно, что подобрать слова для описания ощущений после прочитанного достаточно затруднительно.