«- А девушки? …
— А девушки потом
Нас по домам с товарищем растащат… «
(М.Кочетков)
(Любителям чтения с музыкальным сопровождением)
Любимая книга детства — «Книга будущих командиров». Афинский гоплит, лаконичная речь, марафонский бег, фаланга … С этого начался интерес к истории Древней Греции. Сейчас, когда имеются новые информационные технологии, проявлять этот интерес гораздо комфортнее. Контекстные ссылки — великая вещь. Покопавшись в Вики и на сайтах любопытные пазлы можно сложить …
Эпоху наивысшего расцвета демократии в Афинах связывают с именем Перикла (ок. 495-429 до н.э.). Славное было времечко. Перикл этот самый, Сократ, Фидий, Анаксагор, Протогор, Геродот …
Древнегреческие рабовладельческие полисы с развитым флотом и торговлей, создающие колонии в Южной Италии, Причерноморье, Египте. Из них поступает много дешевого зерна, в самой метрополии рентабельнее заниматься такими культурами, как виноград и оливы. Но даже это занятие не столь выгодно.
Городская культура, рассматривавшая земледелие исключительно через призму потребительского отношения. Прямые улицы и прямые углы пересечений улиц в эллинистических городах — это отрыв от ландшафта, презрение к нему. (Покровский Станислав)
Во время длительной войны с персами сформировался Делосский союз (также Делосская симмахия, Первый афинский морской союз).
Реконструкция Акрополя, строительство Парфенона, попытка созвать общегреческий конгресс, с целью сделать Афины главной религиозной святыней. Всё это было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве. Денежки-то имелись. Недаром, союзники возмущались: : «За наш счет Перикл украшает свои Афины!» На что им был ответ: «Это не украшение — это памятник нашей и вашей победе и благодарность богам, которые ее даровали».
Авторами проекта нового храма были Иктин и Калликрат. Статуи для него создавал Фидий.
Если посмотреть на Парфенон, то он не кажется большим, но впечатление меняется на обратное, если подойти непосредственно к нему: колонны выше человека в шесть раз и весьма массивны, вдобавок против обыкновения их восемь, а не шесть по фасаду.
На западном фронтоне изображена сцена спора Афины с Посейдоном. Последний представил афинянам соленый источник (иногда поминают и какого-то коня), в отличие от него более практичная Афина предложила жителям оливковое дерево, поэтому победила она. Горожане, почитая одновременно и повелителя морей и деву-воительницу, отдавали предпочтение разуму, который она олицетворяла, конечно же, не переставая уважать дикую стихию морей.
На противоположной стороне тема разума звучит ещё сильнее. Здесь сюжет рождения богини из головы отца (Зевса): величавый Зевс на троне, рядом с ним — юная Афина, воплощение его божественного разума.
С западной стороны Парфенона был возведен элегантный храм в ионическом стиле — Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.), знаменитый шестью грациозными кариатидами, поддерживающими перекрытие портика.
Согласно древней греческой легенде, эти гордые женщины были обречены вечно нести позор жителей Карий, единственного города полуострова Пелопоннеса, который в те времена полностью перешел на сторону персов. Отсюда и пошло название “кариатиды”, так называются подобные женские статуи.
Все было замечательно, да спартанцы подгадили, началась Пелопонесская война …
Ой, я увлеклась славными деяниями греческих мужей, забыв, собственно, тех, о ком хотелось поговорить…
Это же время и возвышения в обществе таких особ, как гетеры. До того ими были в основном рабыни, но в этот период подобной деятельностью стали заниматься и свободные девушки, хотя, большей частью приезжие.
Какое восхитительное описание! Увлекающаяся личность этот Дюфубр. Посмотрим на ситуацию более трезво.
Так вот, рабовладельческое общество древней Греции … — археологически отмечено МОНЕТАРИЗМОМ. Огромным массивом монетного материала.
Вы никогда не задумывались, а откуда ресурсы для этого «величия». … Из производства денег. И выработки механизма их возврата в большем количестве, чем удалось заплатить. Это были в первую, вторую и третью очередь торговля, пиратство, военная служба по найму. (Покровский Станислав)
Проституция также относится к подобному виду деятельности. Разница между обычными обитательницами публичного дома и гетерами в цене. За одних давали обол, другие шли за драхму или две. Почему? Гетеры получали образование, в Коринфе.
Коринф – один из богатейших городов той эпохи, расположенный на Истмийском перешейке, за счет удобства географического положения, получавший феноменальные бонусы в торговле. Здесь сложился коринфский ордер,
Коринф особенно славился по части веселого времяпрепровождения и мотовства. Поэтому бытовала пословица: «Не всякому дано побывать в Коринфе»
В нем располагался знаменитый храм Афродиты, где Афродите Пандеймос служила тысяча публичных женщин. Здесь и возникла крупнейшая школа гетер, здесь девочек учили игре на флейте, танцам, стихосложению, философии и др.
Эти дамы, по всей видимости, разительно отличались от жен, которых древние греки держали на женской половине дома, на чью долю выпадало ведение хозяйства и воспитание детей. В общественную жизнь они не допускались и образование не получали. Кстати, в Спарте, степень свободы женщин была значительно выше, и там институт гетер отсутствовал.
Но отличие заключалось не только в свободе и образовании. Милые дамские хитрости использовались «по полной программе».
Лгут на тебя, будто ты волоса себе красишь,
Ну, правильно, их же расходы на хозяйство мужья не контролировали. Опять же, товарный вид — неотъемлемая часть профессии, от которого зависит рентабельность данной деятельности.
Можно догадаться, какие чувства они вызывали у добропорядочных горожанок. Мужчины в этой самой Древней Греции, итак, были большими затейниками. Помимо жен могли иметь и наложниц. Да ещё к однополой любви не только не испытывали отвращения, напротив, считали её чуть ли не вершиной человеческих отношений. Но гетеры … Мужья на них из семьи тащат, а потом окружающие восхищаются проявлением их любви к искусству (Полиокрета восстановила на свои средства разрушенную картинную галерею сикионцев).
Вернемся к Периклу, который, собственно, и ввел моду на подобных особ. Он настолько увлекся одной из них, Аспазия ее звали …
Аспазия была родом из Милета, прибыла в молодости в Афины и создала с подругами школу, ну скажем так, риторики, которая была весьма популярна даже и у знатных горожанок. Поговаривали, что мудростью своей она была обязана связью с Сократом, который не только за учениками по гетерам ходил.
Вот Перикл тоже не устоял, будучи уже пятидесятилетним развелся с женою (два сына уж взрослых было), правда, на улицу не выгнал, замуж выдал. А на женской половине уже новой спутницы жизни (Аспазии), вопреки обычаю, стал принимать друзей и знакомых. Только, в силу того, что гетера была «иногородней» брак с нею был невозможен (по законам, в создании которых сам же Перикл и принимал участие). Поэтому, когда, к несчастью, законные сыновья Перикла умерли, только в честь бывших заслуг, старший сын его и Аспазии получил афинское гражданство.
У Аспазии было много недоброжелателей, её обвиняли в сводничестве собственного мужа со свободными женщинами, содержании публичного дома, в подстрекательстве к войне в интересах её бывшей родины, вмешательстве в политические дела. Периклу тоже доставалось, распространялись сплетни о его сожительстве с женой сына, чем и объясняли конфликт с ним. Хотя, все могло быть и наоборот, поссорившийся с отцом сын, распространял грязные слухи? …
Но для Аспазии все сложилось очень плохо, потому как её, в конце-концов, обвинили в асебии (нечестии) и сводничестве и привлекли к суду, спас только авторитет Перикла, который защищал подругу.
Потом (несколько позже) были скандальные истории с Фриной.
Пракситель (род.около 390г. до н.э.) впервые дерзнул изваять Афину обнаженной, вдохновившись идеальным телом гетеры. Она была наредкость стыдлива, носила скрывающие ее фигуру одежды, любовников принимала в полумраке. Свою наготу демонстрировала только в честь богов на редких мистериях.
И за эту статую она поплатилась, её обвинили в кощунстве, пришлось предстать перед судом. Только находчивость защитника, который сорвал с нее одежды и продемонстрировал обвинителям ее красоту, спасла её от наказания,
Ну тут они проявили некоторую мужскую наивность.
Корыстолюбие гетер создавало крупные состояния. Та же Фрина была столь богата, что предложила жителям Фив, стены города которых были разрушены Македонским, восстановить их за свой счет с условием, дабы на них начертали: «Разрушены Александром, восстановлены гетерой Фриной«. С тщеславием у неё, похоже, все было в порядке. Правда, фиванцы отчего-то пренебрегли её предложением. Небось, мужья представили реакцию жен и решили, что это будет пострашнее войск завоевателя.
Кстати, о войнах. При Перикле началась Пелопонесская война
В ней афиняне потерпели поражение. Но на этом дело не закончилось. Продолжилось все Коринфской войной:
Что привело к усилению Спарты и влиянию на греческие дела Персии.
А тем временем стал вызревать новый центр силы на полуострове — Македония. Его царь Филипп II создал в целях противодействия Персии Коринфский союз (338г. до н.э.).
Так, что там у нас с Персией?
Так вот. Еще Заратустра понял, что оседлый земледелец и скотовод слабы против завоевателей и грабителей, которые, не будучи озабочены собственным хозяйством, подвижны и могут концентрировать силы. И поэтому необходимо мощное политическое объединение, которое будет способно пресекать попытки завоеваний и разбой. Которое будет способно гасить все конфликты.
Таким политическим объединением стала Персидская держава.Ирригация(и мелиорация) — как средство расширенного воспроизводства плодородия и самой жизни на ландшафтах — с давних времен составляли основу солидарности людей. Основу государств «азиатского способа производства».
Но, как мы видим, дело далеко не только в воде. Ландшафтные работы — это материализованное понимание обществом самого мира, в котором оно живет, возможностей его преобразования и улучшения в результате организованного и осмысленного труда с далеким предвидением результатов. Только такой труд с изучением окружающего мира создает народы и воспроизводит самого человека. (Покровский Станислав)
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=sMNCIU6X3LI#t=3259s
Наследником Филиппа II и продолжателем его дел был небезызвестный Александр Македонский. Ну, как он пришел к власти хорошо показано в фильме (наверное видели). Веселенькая семейка, понятно его несколько экзотическое отношение к женщинам:
О Кампаспе оставил свидетельство римский писатель I века Плиний Старший:
Ну, так вот, в 334г. до н.э. Александр во главе соединённых сил Македонии, греческих городов-государств (кроме Спарты, отказавшейся от участия) и союзных фракийцев выступил в поход против персов.
У фракийцев, составлявших до половины войска Македонского, причем шедших с ним в Индию, когда многие другие были отпущены, мужчины в те времена презирали земледелие и предпочитали карьеру воина или разбойника. Фракийцы-болгары были еще и самой паскудной, самой равратной частью банды Александра Македонского. Перед македонским нашествием Фракия была территорией массового разврата. Девушки могли отдаваться всякому. Известные вакхические культы в честь богини Гекаты процветали именно во Фракии.
Само отношение Александра к земледелию показал Низами Гянжеви в «Искандер-намэ» в разговоре Александра с красивым юношей-земледельцем:
Молвил юноше царь: Ты мотыжишь с охотой,
Но зачем ты с подобной сроднился работой?
Ты прекрасен, смышлен. Что ты делаешь тут?
Для прекрасных прекрасный отыщется труд.
Не тебе быть в работе с мотыгой всегдашней
Или сеять, блуждая над голою пашней.
Никогда — это ведают все искони —
Земледелье не будет прекрасным сродни.
Бой с землею тяжел! В ней таится коварство.
Ты мотыгу оставь — я вручу тебе царство.На Персидскую державу состоялось нашествие ударного отряда будущей европейской культуры, которая на века презрела земледельческий труд (кстати, связанный с культом целомудрия) — и сделала своим знаменем войну, разбой и разврат. (Покровский Станислав)
Самого же царя в походе сопровождала знаменитая Таис Афинская. Знаток литературы, как можно увидеть из данного примера:
она проявила прекрасное знание трагедий Еврипида, когда находчиво и остроумно ответила на грубоватый вопрос, заданный словами Еврипидовой Медеи ( Ath ., xiii , 585 e ). По дороге к любовнику, от которого пахло потом, Фаиду спросили, к кому она направляется. «Жить с Эгеем, сыном Пандиона», — отвечала гетера. Ее ответ остроумен вдвойне и действительно замечателен. У Еврипида отправляющаяся в изгнание Медея говорит, что будет искать прибежища у афинского царя Эгея, с которым, т.е. под защитой которого, она и будет жить. Но Фаида придает глаголу эротический смысл. Другая сторона шутки заключается в том, что она производит имя Эгей от корня aeg -, который в греческом языке имеет значение «козел» , а козел пах Само отношение Александра к земледелию показал Низами Гянжеви в «Искандер-намэ» в разговоре Александра с красивым юношей-земледельцем:нет весьма неприятно.
Завоевание Азии шло успешно, этому были свои причины:
В книге «Искандер-намэ»(про Александра Македонского) Низами Гянжеви вскрывается секрет успеха македонского завоевания.
Перед армией Александра греки-купцы появлялись в городах, скупая все съестные припасы, которые можно было скупить на базарах. Эти продукты сжигались или сбрасывались в колодцы. В результате в городах возникал искусственный голод. А я понимаю так, что еще и эпидемии от порчи воды в колодцах. Через некоторое время к беспомощным городам прибывала греко-македонская армия. Брать города ей уже не было необходимости.
Все мирно сделали купцы.Разумеется, затраты немедленно окупались. В виде даней, в виде разграбленных сокровищниц храмов, в виде имущества истребляемых зороастрийских жрецов, в виде платы за резко подорожавшее съестное из обоза армии. (Покровский Станислав)
Что принес завоеватель покоренным народам?
Персия — не была рабовладельческим государством. Возможно, рабовладение где-то и было, но источники говорят, что взявший Вавилон царь Персии Кир освободил НАРОДЫ из вавилонского пленения и распустил по своим землям заниматься свободным земледелием.
Рабовладение, как господствующая система, возникла именно после македонского нашествия. Оно разрушило высочайшую культуру Персии.Нашествие Александра имело целью внедрение именно монетарных отношений. Монетарные (денежные) отношения становятся обязательным элементом. Только монетарные отношения позволяют без лишних хлопот обращать натуральный продукт в хорошо сохраняемые ценности, которые могут быть потом использованы как угодно.
Возникновение развитых денежных(монетарных) отношений является условием, при котором приватизация крупной коллективной собственности становится осмысленной. Они же являются условием, обеспечивающим осмысленность рабского труда.Одни только ирригационные системы, в которых каналы соединяют в единство территории на сотни километров в поперечнике, требовали единства власти. Без единства власти распад системы ирригации, распад хозяйственного уклада. Гибель самой природы, как в Персии. Там, где свободно проходили полчища Александра Македонского, к 20 веку не мог прокормиться кавалерийский полк. Пустыня.
И вот эти человеческие отбросы, неспособные жить ни в природе, ни в связном, солидарном обществе, а только в обществе всеобщей вражды и обмана (вспоминаем поразительную аморальность окружения Македонского), — в сущности поступили по традиционному многовековому рецепту.
Начали с ирригации. А кончают разрушением всего, на чем держится связность народа и сама его жизнь. Они категорически не могут жить по-людски. Вот и все. (Покровский Станислав)
Александр Македонский был лидером. Несомненным. Ярким.
Его советником был Аристотель.
За «лидером» А.Македонским стоял мощнейший научно-идеологический центр. Причем весьма долго готовивший агрессию против Персии.Только на основании фразеологического анализа текстов историки произносят цифру: Аристотель — это около 150 разных авторов.
Мощный настолько, что уже римлянам пришлось расчленить Македонию на 4 части, на которые она и по сей день расчленена(суверенная Македония, греческая, болгарская и турецкая). (Покровский Станислав)
14 комментариев
Я в полном восторге!
Спасибо за высокую оценку!
На самом деле — небольшая подборка справочного материала к Вашим работам о Немезиде и Дон Жуану.
Читая, не могла избавиться от ощущения, что систематизация материала — на уровне филологической докторской, никак не ниже, намного выше. Но технарский системный подход позволяет переосмыслить этот огромный исторический пласт, понять, наконец, что же на самом деле скрывается за «деяниями великих людей», кем на самом деле были эти люди — с их ошибками и заблуждениями.
Это на самом деле — просто великолепно. Тот самый замечательный подход, когда высказанная мысль развивается и обрастает историческими реалиями. Причем, в новом свете предстает и то, что пытались сказать об античности наши современники!
Вот как раз такой подход я готова двумя руками отнести к «единомыслию без плагиата» (с. Вассерман, за точность цитирования этого плагиатора не ручаюсь).
Еще раз спасибо.
А еще спасибо преподавателям (и Вам в том числе), которые ставят технарский системный подход студентам, не зависимо от желания последних.
Очередное блестящее выступление. Мы привыкли к оценке Александра Македонского в исключительно положительном ключе. Причем, стоит обратить внимание на главный мотив апологетики — принес мол эллинистическую высокую культуру неразвитым народам. Ну как сейчас демократию несут. В свете планов наследников монетарной Греции в отношении нынешней традиционной Персии — очень актуально.
Да уж! Почти «что было, то и будет …»
Отличный разбор полетов!
Спасибо!
Natali, мне было интересно. Я не технарь, поэтому немножко заблудилась в терминах, пардон именах, причинно-следственных связях. Но после последнего комментария поняла, это не мой уровень, не могу объять необъятного. Пришлось перечитывать, так как видит око, а зуб неймёт. Ты так сказочно богата своими знаниями и так легко и увлекательно делишься ими… Можно я буду тобой гордиться?
Прошу прощения за блуждания. Это — авторские недоработки. Сама слишком увлеклась темой.
В разных источниках одни и те же персонажи проходят под разными именами. Таис Афинская — это Фаида. Извините, что не указала в тексте.
Сказочные богатства знаний нынче предоставляет интернет. До очень большого объема информации можно сейчас добраться «легко и непринужденно».Технологии! :-)
Позвольте с Вами не согласиться! До объема информации можно добраться и в нем разобраться только тогда, когда знаешь куда и как идти, а Ваши блуждания имели совершенно определенную цель, к которой Вы привели даже неискушенного читателя. Нечего скромничать по своей технарской привычке. Технарь — это звучит городо!!!
Ваши рассуждения до боли напоминают речи наших преподавателей, которые убеждали нас учиться, а наглые студенты в ответ убеждали, что учить не надо, можно будет потом в справочнике посмотреть. :-)
Преподаватели, конечно же, были правы …
Большое спасибо! Очень интересно!
Рада слышать.