Сразу признаюсь, что поставила тему Софокл/Жан Ануй «Антигона» больше из-за себя, из-за своих каких-то частных вопросов… к современности, в том числе.
Ну и… к нашему Классику, конечно. Кто же абсолютно объективно и не предвзято сможет ответить на вопросы, касающиеся античности? Пардон, что-то не припомню таковых. Все, как правило, имеют свой шкурный интерес. Хотя бы… «блеснуть и распустить перья»!
Наша Каллиопа во всем привыкла находить отблеск античной трагедии. Да и… кто ж, кроме нее по этой причине смог бы наворотить целый роман на банальной «кислотной атаке» — Парнасские сестры? А еще она у нас не закончила цикл Античные древности… на нее набросились гарпии, стало не до того.
Но вы понимаете, что как раз по Антигоне… сложно найти более сведущего эксперта.
Хотя и понимала, что на тот момент эти вопросы вряд ли кого-то могли взволновать, но… подумала, что раз они меня почему-то волнуют, будут интересны в той или иной мере и… кому-нибудь еще. Тем более, если мы общими усилиями заставим опять поговорить на эту тему Ирину Анатольевну.
Хотя… тема вроде всем известная и достаточно проработанная без нас. По крайней мере, все слышали о противном «Эдиповом комплексе», трактуемом по Фрейду (см. Наталья Иванова «Фрейдистские замашки»).
Эди́пов ко́мплекс (нем.Ödipuskomplex) — понятие, введённое в психоанализЗигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное или сознательное платоническое влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.
Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла, в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лаия и женится на матери Иокасте. Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провёл после смерти своего отца[1]; это понимание пришло на смену теории соблазнения[2].
Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году[1], в котором он пишет:
«Я также обнаружил на своём собственном примере влюблённость в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа»[3].
Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений» (1899)[4]. Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:
«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса. Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности»[5].
С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.
Что такое ЭДИПОВ КОМПЛЕКС История мифа об ЭДИПЕ
Эдип
Оракул предсказывал Лаию, что тот умрёт от руки своего сына[7]. Ослушавшись предсказания, Лаий женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорождённого Эдипа и выбросить его у подножья горы Киферон. На третий день после рождения, зимой[8], Эдип брошен в горах, в долине Киферона. Ему сковали суставы ног. Там его нашёл коринфский пастух[9]. Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу и его жене Перибее, которые воспитали его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги». Ребёнок был воспитан в местечке Тенея у Коринфа[10].
Когда Эдип достиг зрелости, ровесники стали обвинять его в том, что он приёмыш, тогда он отправился в Дельфы[11]. У входа в храм были написаны 3 максимы: 1. Познай самого себя, 2. Ничего сверх меры, 3. Ручайся только за себя. Дельфийский оракул через Пифию предсказал ему[12], что он убьёт своего отца и женится на своей матери.
Избегая Полиба, которого Эдип считал своим отцом, он отправился в Фивы[13][7]. По дороге в Дельфы, у распутья трёх дорог[14] он встретил Лаия, вступил в спор с его возницей, а затем убил и его самого[15][7]. Согласно трагедиям, Лаий наехал колесом ему на ногу[16], за что Эдип убил его посохом[17]. Затем Эдип смыл кровь после убийства в источнике, названном Эдиподия[18].
Явившись в Фивы, Эдип освободил город от страшного чудовища (сфинкса), разгадав её загадку[19], за что Фивы избрали Эдипа своим царём[20][7]. Он женился на вдове Лаия Иокасте (у Гомера она носит имя Эпикасты[21]), не зная, что она является его матерью. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену.
В наказание за такое преступление (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву[22] и объявили, что она не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лаия. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась[23], а Эдип в отчаянии ослепил себя[24]. Когда сыновья стали пренебрегать им, он их проклял[25].
Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин, в храме Эриний. Вступил на афинскую землю в Конном Колоне[26]. Могила — в святилище Эриний в Афинах[27], по мнению Павсания, кости перевезены из Фив[28]. Гесиод описывает, что Эдип умер в Фивах[29]. Его похоронили там, но затем как нечестивца перенесли в селение Кеос в Беотии, а затем в священный участок Деметры[30]. Надгробные игры по Эдипу упомянуты в «Илиаде»[31].
Вот такой получился расклад. Эдип — нечестивец, вдобавок отец Антигоны, ее мать мать повесилась. От перенесенной трагедии Эдип ослепил себя, изгнан из общества, повсюду слепца сопровождает несчастная Антигона.
Тут вопрос возникает… к самой античной трагедии… которую все же не хочется переносить на собственную жизнь, как это немедленно сделал бы Фрейд, взяв сполна за сеанс с кокаином.
Однако… видишь, как другие тоже задаются все тем же вопросом: откуда столько внимания к Антигоне?
Чем покоряла древних поэтов дочь слепого фиванского царя Антигона
Наверняка многие хотя бы краем уха слышали о трагической судьбе Антигоны, отстаивающей законы богов и предстающей перед судом по законам человека. Но мало кто знает о деталях, повлёкших за собой ряд печальных и необратимых событий, которые после стали неотъемлемой частью произведений искусства.
Основным источником для истории Антигоны является одноимённая трагедия Софокла, одного из трёх знаменитых греческих драматургов, двумя другими из которых являются Эсхил и Еврипид.«Антигона» Софокла продолжает трагическую траекторию, заданную Эдипом в его попытках изменить свою судьбу. После изгнания Эдипа из Фив двое его сыновей, Этеокл и Полиник, первоначально согласились разделить трон, чередуя правление каждый год. Однако, когда закончился первый год Этеокла, он отказался передать власть Полинику. Полиник ответил тем, что собрал армию при поддержке царя Аргоса. Хотя Антигона пыталась умолять своего брата Полиника отменить нападение, он не стал её слушать.
Возглавляемая Семью чемпионами против Фив, армия аргивян нещадно и внезапно атаковала стены города. Они потерпели сокрушительное поражение, и два брата убили друг друга в битве, как и предсказывал Эдип. Бывший шурин и дядя Эдипа, Креон (Креонт), стал новым царём Фив. Он с честью похоронил Этеокла, но постановил, что тело Полиника должно было сгнить на поле боя – самое ужасное из возможных наказаний.
Антигона и её сестра Исмена были последними оставшимися в живых членами их семьи. Они потеряли обоих родителей и братьев из-за трагической судьбы. История Антигоны начинается с того, что она просит Исмену тайно встретиться с ней, чтобы рассказать ей о постановлении Креона о том, что тело Полиника должно оставаться непогребённым, являясь пищей для птиц-падальщиков. Такая бессердечность оставила бы его дух томящимся в подвешенном состоянии, неспособным спуститься в подземный мир, как ему следовало бы.
Однако, Исмена была полной противоположностью своей волевой, упрямой сестре. Тихая и скромная, она боялась гнева Креона и отказалась помочь Антигоне с предполагаемым погребением их брата. Несмотря на её отчаянные попытки напугать и отговорить Антигону от её миссии, её слова лишь сильнее разозлили сестру. В конце концов Антигона в гневе отослала от себя сестру, сказав: «Уходи, Исмена, скоро я возненавижу тебя, и мёртвые тоже возненавидят, потому что твои слова полны ненависти. Оставьте мне мой глупый план. Я не боюсь опасности, если это означает смерть, то это не будет худшей из смертей, ибо нет ничего хуже, чем смерть без чести…»
На следующее утро взошло солнце, и тело Полиника лежало под тонким слоем грязи. Возможно, оно и не было полностью погребено, но этого было достаточно, чтобы позволить его душе отправиться в подземный мир. Перепуганный часовой побежал сообщить Креону как раз в тот момент, когда новый правитель заявлял о своей приверженности справедливости и верховенству закона перед группой поддерживающих фиванских старейшин. Люди, дежурившие накануне ночью, ничего не видели и не могли выдать виновного. Докладывающий часовой ещё больше разозлил царя своим предположением, что, возможно, это дело рук богов. Креон отпустил его с коротким приказом немедленно найти преступника.
Несмотря на то, что часовой ушёл испуганным, он вскоре разработал план. Обнаружив тело Полиника и затаившись в засаде вне поля зрения, он застал Антигону в момент его перезахоронения и, поймав её, привёл девушку к царю Креону. Потрясённый встречей со своей племянницей, Креон поначалу не мог в это поверить. Однако Антигона без колебаний призналась в своих деяниях, настаивая на том, что, нарушая его законы, она поддерживала гораздо более могущественные законы богов. Креон приказал привести к нему Исмену, обвинив её в равной доле в преступлении. Исмена пыталась признаться и присоединиться к своей сестре в её смертном приговоре, но, согласно Софоклу, Антигона отказалась позволить ей взять вину на себя.
Креон приказал отвести девушек в тюрьму, решив казнить Антигону, но ещё не решил судьбу Исмены. Позже сын Креона Хениош, который был помолвлен с Антигоной, предстал перед своим отцом. Поначалу притворяясь сочувствующим решению своего отца, Хениош сначала попытался аргументированно отстаивать жизнь Антигоны, но в «Антигоне» Софокла он вскоре вступил в безобразную перепалку с отцом. Креон поклялся, что убьёт Антигону на глазах у Хениоша, но Хениош выбежал из дворца.
Поняв невиновность Исмены, Креон отпустил её. Вместо того, чтобы прямо запачкать руки кровью, он приговорил Антигону к тому, чтобы заживо запереть её в пещере в пустыне. «Она должна получить пищу, как это принято, чтобы оправдать состояние её смерти. И там пусть она помолится богам ада: они её единственные боги. Возможно, они покажут ей спасение от смерти, или она может узнать, хотя и поздно, что благочестие, проявленное к мёртвым, напрасно вызывает жалость». Антигона храбро, но печально заняла своё место в пещере. Фиванцы, которые ранее поддержали твёрдое решение Креона, составили хор Антигоны Софокла, были тронуты жалостью и сочувствием к ней.
Креон начал колебаться в своём приговоре только тогда, когда столкнулся со слепым оракулом Тейресием (Тиресий), который настаивал на том, что боги не одобряли его обращение с трупом Полиника. Но царь вновь вспыхнул гневом, обвинив Тейресия в том, что он взял взятку, чтобы сказать это. Тейресий сурово возразил в ответ: «Это твоё преступление: фурии и тёмные боги Ада быстро понесут за тебя ужасное наказание». Наконец, тронутый долгой историей правдивости старого пророка, Креон смягчился. Он собрал несколько своих людей и поспешил построить гробницу для Полиника и освободить Антигону.
Сначала они ухаживали за телом Полиника. Когда он и его люди приблизились к пещере, где он заточил Антигону, они услышали скорбный голос Хениоша, доносившийся изнутри. Они поспешили ко входу и замерев, увидели, что Антигона повесилась. Хениош лежал рядом с ней, обнимая её за талию и оплакивая. Креон пытался просить прощения, но Хениош был непреклонен и плюнул отцу в лицо, бросился на него со своим мечом, но промахнувшись, заколол себя.
К тому времени, когда Креон вернулся в город, неся на руках своего единственного сына, гонец уже принёес весть в Фивы. Креон вошёл с известием, что его жена тоже умерла, убив себя, узнав о самоубийстве Хениоша. Совершенно разбитый, Креон отправился посмотреть на тело своей жены, полностью виня себя в её потере, и потере своего сына.
В «Антигоне» Софокла рассказ заканчивается тем, что главный советник Креона рассказывает зрителям урок пьесы: «Нет счастья там, где нет мудрости. Нет мудрости, кроме как в подчинении богам. Громкие слова всегда наказываются, и гордые люди в старости учатся быть мудрыми».
«Мифы Древней Греции (19). Антигона. Та, что сказала нет» (Познавательный, история, 2015)
Здесь как бы хотелось бы услышать от нашего Классика… что все это означает? Мы, конечно, все и так знаем… где-то глубоко у себя внутри… но очень сильно сомневаемся.
К тому же… помня о странном вопросе, волновавшем прекрасных дам в «Мертвых душах» (Наполеон ли Чичиков?), я так сходу и поинтересовалась у нашей Ирины Анатольевны, Музы в золотом венце, а не Антигона ли она случаем?..
Ну, простите меня, люди добрые, а что я еще могла подумать после… всего, что тут было?
Вот она мне и ответила…
Ирина Анатольевна: Ты совсем одичала, что ли? Еще чего! Даже не думай! и в голову такое не бери! Антигона — цивилизационный код человечества, если уж на то пошло…
Это символ стойкой нравственной непоколебимости женской натуры, ее духовности. Вот несмотря на слабость и беззащитность…
И это святая! И все на свой манер толкуют ее житие… что мало кому идет на пользу.
А я… сколько бы мне тут не стукнуло… тусуюсь с вами до первого стоящего мужика! Как только попадется, так фигу с маком я вам всем выкручу! Даже не надейтесь!
Так своему Софоклу и передавай! Читала я его, чот не впечатлил. Ладно, шучу!
На самом деле античная трагедия — это такая литературно непроработанная нравственная коллизия, когда все оказываются… прямо в жерле вулкана какого-то грандиозного эксперимента по исследованию стойкости нравственности человеческой натуры!
После чего… только и остается, что пребывать… заживо погребенным, как Антигона! В зависимости от того, кто решит поиграть твоими лучшими чувствами.
А искусство должно защищать и укреплять душу! Оно должно… по меньшей мере вызывать интерес к жизни, а не тупо «ставить вопросы перед всем обществом». Будто не Эдип, а мы вдруг оказались перед любопытным Сфинксом и его «вопросами перед всем обществом». Ответишь неправильно — он тебе башку отгрызет, ему тоже жрать надо.
Но мы-то вообще ничего не поимеем, если переживем вместе с Эдипом шок от встречи с этим ужасом! К тому же… сам Эдип давно помер. Наверно, с этого и надо было начинать.
Сама же видела в «Игре престолов», что бывает, если взять и вскрыть все культурные и цивилизационные коды человечества, доказывая, что всякий человек — внутри какашка на палочке.
Надо понимать, что в античной трагедии впервые в истории закладывались культурные и цивилизационные коды развития всего человечества. История Эдипа — это такой мысленный эксперимент, попытка преодоления первородного греха.
Раньше были мистерии из жизни богов. в которых люди отдаленно угадывали и человеческие мотивации и стремления. Но типа не люди, а сверхчеловеки… или как сейчас опять скатились ко всяким супергероям из комиксов.А Антигона… это все высокое и нравственное, заложенное в человеке! У нее этот первородный грех вообще оказывается у всех на виду, поскольку мало кто не знает про нее, что она — дочь Эдипа, убившего собственного отца и женившегося на матери.
При этом каждый мог оказаться на ее месте — изгоя! Как оказался изгоем после поражения ее несчастный погибший брат. А тоже дрался до последнего, не желая оказаться на месте Антигоны, бредущей со слепым отцом туда, где еще не знают их историю.
…Ты мне такое не навязывай, пожалуйста, я вполне живая и… неважно. Греки могли себе это позволить, эту свою античную трагедию после своих тайных мистерий… хотя бы потому, что у них женщины на сцену не выходили! А ты посмотри, как шекспировские роли ломали хрупкую натуру женщины!
Я тебе скажу честно и откровенно: Антигона — это не художественный образ! Это символ святости женской натуры! Чего-то такого, что трогать нельзя, настолько бы оно не было… доступным для удара. И после нанесенного удара обнаружишь, что ударил по самому больному и самому себе. Как-то так.
Для меня Антигонами стали юные героини Великой Отечественной! Зиночка Портнова… все девушки из «Молодой гвардии»! Бессмысленно перебирать их какие-то военные достижения! Они пошли на смерть потому что остались верными всему прекрасному, что вложила в них жизнь.
Антигона — ускользающий необычайно прекрасный, недолговечный как юность — символ очень хрупкой, но несломленной женской душевной красоты… Мы это мало ценим при жизни, быстро забываем… Но где-то глубоко внутри понимаем, что живы только благодаря тени Антигоны, встретившейся на нашем пути.
…Так что… хочешь ты того или нет, а в Антигонах придется побывать каждой. Настолько долго, насколько выдержит женская природа.
Далее переходим к современной адаптации «Антигоны» Софокла французским драматургом Жаном Ану́йем.
Жан Мари Люсьен Пьер Ану́й (Ануйль, фр. Jean Anouilh; 23 июня 1910 — 3 октября 1987, Лозанна) — французский драматург и сценарист, видный деятель французской литературы XX века[5].
Жан Ануй родился в небольшой деревне близ Бордо в семье портного и скрипачки. По национальности баск.
В возрасте пятнадцати лет Ануй приехал в Париж, где учился в лицее. После окончания лицея некоторое время изучал право в Сорбонне[5], писал короткие юмористические сценарии для кино.
В 1928 году женился на актрисе Монелль Валентин. С начала 1930-х годов Ануй работал секретарём режиссёра Луи Жуве.
Ануй скончался в 1987 году в возрасте 77 лет в своём доме в Лозанне. Похоронен на кладбище Пюйи (кантон Во, Швейцария).
Первую самостоятельную пьесу, «Горностай», Ануй написал в 1931 году, затем до 1960 года Ануй писал по пьесе почти каждый год.
Успех пришёл в 1937 году после того, как пьеса «Пассажир без багажа» была поставлена на парижской сцене[5].
Огромный резонанс в оккупированном фашистами Париже вызвала постановка пьесы «Антигона» (написана в 1943 году, тогда же впервые поставлена, опубликована в 1944), в которой звучали призывы не подчиняться насилию[5]. Международную популярность Ануй приобрёл после Второй мировой войны.
Ануй написал сценарии к нескольким фильмам, среди них «Месье Винсент» (1947) и «Маленький Мольер» (1959).
Жан Ануй. Антигона. Сцена из спектакля Б.А. Львова-Анохина (1966)
Евгений Леонов, Елизавета Никищихина
В последние годы жизни Никищихина мало снималась и выступала: часто отказывалась от ролей, которые не устраивали её по этическим соображениям. За год до смерти актрису пригласили сыграть Тень Антигоны в новой авангардной постановке «Антигона», однако на сцене спектакль прошёл всего 10 раз: по финансовым причинам работу пришлось прекратить.
«Антигона» Жана Ануя (Леонов и Никищихина)
Маленький фрагмент несохранившегося спектакля. «Антигона» Жана Ануя в постановке Бориса Львова-Анохина (Театр имени Станиславского), в главных ролях Евгений Леонов и Елизавета Никищихина.Это 1968 год. И о бескровной революции в Сорбонне в СССР ничего не знают. Но ведь поразительно по этому видео, что устами Ануя, для нас перемонтирующего античный сюжет в духе бунтарских 1960х (пьеса написана раньше), все равно идеи Маркузе и Ги Дебора воспроизводятся. Причем Ануй — ведь драматург не первой линии, но возможный, допустимый. И все равно это работает. Даже если это спитой чай.
Риск важнее успокоенности. Спонтанность ценнее расчета. Авантюрность интереснее карьеры. Жертвенность против потребления. Хиппи против капитализма. Отдавать, а не брать. Жить, а не соответствовать житейским шаблонам. Драматизм против маленького куска счастья, выданного по очереди в супермаркете. Добровольный отказ от социального лифта. Лучше быть трагическим Эдипом, чем повседневным Креонтом, защищающим здравый смысл. «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки».У Никищихиной тут не лицо, а трагическая маска. Это разбуженная зовом крови вчерашняя кукла.
Елизавета Никищихина — для меня всегда была такой актрисой, которая своим обаянием и дарованием сразу делала живым и достоверным каждый эпизод, в котором она появлялась. Она придавала очень необычный аристократический рисунок роли. Как мы копировали ее интонацию «Высокие отношения!» из «Покровских ворот»!
И тут вспоминается мнение, что Антигону ставили в античности, потому что женские роли играли актеры-мужчины… Конечно, Елизавета Никищихина прекрасно справилась с ролью Антигоны… но ради нее ей пришлось слишком многим пожертвовать.
Антигоной по жизни окончательно пришлось стать, «часто отказываясь от ролей, которые не устраивали её по этическим соображениям»…
Елизавета Никищихина: рок Антигоны
Режиссеры называли ее гением эпизода и с удовольствием снимали в роли эксцентричных особ второго плана. А зрителю было все равно, главная Никищихина или второстепенная. Он ловил ее интонации, смеялся, запоминал и повторял ее коронную фразу: «Высокие, высокие отношения!»Поклонники и подумать не могли, что популярная актриса Елизавета Никищихина в жизни страдала глубокими депрессиями из-за недостатка работы. В этом году ей исполнилось бы 70 лет.
Театр начался со скандала
Отец Елизаветы Сергеевны, инженер-строитель, сразу после войны уехал в ГДР восстанавливать города. С собой он прихватил жену и детей. Только 7-летней Лизе почему-то пришлось остаться с сабушкой в Ярославле. Девочка восприняла это как предательство. Когда через шесть лет родители вернулись в Москву и забрали дочь к себе , отношения между ними так и не наладились. Никищихина вспоминала, что желание нарушить строительную династию и стать артисткой была местью за годы невнимания.Когда в 16 лет Лиза заявила, что идет учиться в студию при Театре им. Станиславского, отец залепил ей звонкую пощечину… В то время Никищихины жили в коммуналке, и на скандал прибежал сосед, сын эстрадного чтеца Сурена Кочаряна, вместе с приятелями – Володей Высоцким и Андреем Тарковским. Ребята нейтрализовали расходившегося родителя и, как могли, успокоили юную соседку: вместе отправились на дачу отмечать Новый год.
Вернувшись, девушка ушла из дома. Первое время жила то у знакомых, то в костюмерной при театре. Актриса вспоминает, что именно тогда впервые начала запивать полученные обиды вином…
Ради роли – на аборт
Ей не было и 20, когда в жизни чуть не случилась еще одна драма: новый главный режиссер Театра им. Станиславского Борис Львов-Анохин, ознакомившись с труппой, заявил, что Лиза бездарна, и предложил написать заявление об уходе. С огромным трудом девушке удалось выпросить себе «испытательный срок». К счастью, уже через месяц режиссер взял свои слова обратно и даже доверил Никищихиной главную роль Антигоны в одноименном спекакле; ее партнером стал Евгений Леонов.Душераздирающая история любви разворачивалась не только на сцене, но и в личной жизни актрисы. Ее жених – виолончелист Алексей Познанский – вернулся из армии с травмой позвоночника, не позволявшей ему нормально передвигаться. Лиза разрывалась между театром и любимым мужчиной. А накануне премьеры «Антигоны» выяснилось, что она беременна.
«Рожай! – сказал ей главреж. – Но учти: в этом случае ты вылетишь из театра. Я назад тебя не приму». И Лиза решилась на аборт. Это разрушило ее отношения с женихом и здоровье: врачи заявили, что актриса больше не сможет иметь детей. Зато пришла слава.
Роль греческой дивы в исполнении Никищихиной взорвала театральную жизнь Москвы. Поклонники ломились за кулисы, милиция сдерживала толпу на подступах к театру. Лиза стала звездой. Но, увы, ненадолго: в театр пришел новый главреж и «Антигону» сняли…
Сели, выпили, женились
«Мне повезло, что в это тяжелое время меня подхватил кинематограф», — вспоминала Елизавета Сергеевна. Кинорежиссерам нравилось простоватое лицо актрисы, и они с удовольствием эксплуатировали Никищихину в эпизодах. Во время съемок фильма «Расскажи мне о себе» Лиза познакомилась с первым мужем – музыкальным критиком Анатолием Агамировым.
— Однажды Лиза пришла ко мне в гости: посидели, выпили, увидели, что за полночь и решили больше не расставаться, — вспоминал начало их отношений Агамиров. – Прекрасное было время! Куролесили по всей Москве, друзей было множество… Правда, Лиза тогда уже выпивала больше, чем следовала бы, но это не казалось трагедией.Брак с Агамировым продлился семь лет, а затем супруги разошлись. Долгое время жили не разводясь, пока Елизавета Сергеевна не прислала телеграмму: «Срочно оформи развод. Я намерена выйти за другого».
Катя вместо Катерины
«Другим» оказался один из поклонников – психиатр Эдуард Лейбов. Он ходил на вс спектакли Никищихиной, носил ей за кулисы охапки цветов и в конце концов сделал предложение. Некоторое время актриса сомневалась: принимать ли… Дело решило Чудо: вопреки прогнозам врачей вновь забеременела и счастливо ответила Лейбову «да».Правда, судьба вновь попыталась подставить ей подножку: режиссер Владимир Кузенков предложил Никищихиной главную роль Катерины в знаменитой «Грозе». Такими ролями не разбрасываются, но… Актриса решила рожать. Дочь она назвала Катей – в честь несостоявшейся роли. Увы, радость от материнства быстро сошла на нет. Лиза тосковала по сцене, запивала тоску вином, ругалась с мужем, «запершим ее в четырех стенах». Через два года такой жизни Лейбов подал на развод.
Неблагонадежные
Для Никищихиной это стало ударом. Из алкогольного угара ее вытащил очередной поклонник –писатель-диссидент Евгений Козловский. Несмотря на 7-летнюю разницу в возрасте Женя стал ангелом-хранителем для Елизаветы: женился на ней, уговорил закодироваться от алкоголя, взял на себя заботы о доме, чтобы жена могла посвятить себя сцене… Но все оказалось тщетным.За публикацию книг о Западе Козловского посадили в Лефортово, а затем лишили возможности работать – Евгений смог устроится лишь сторожем на стройку. «Неблагонадежность» мужа ударила и по жене: режиссеры перестали приглашать Никищихину в спектакли. И, хоть именно в этот период ей опять улыбнулся кинематограф (актриса снялась в своих заметных ролях второго плана: «Приключения Электроника», «Покровские ворота», «Пеппи Длинныйчулок»), в семье начались скандалы. Конец отношений наступил сам собой…
Жертва яблока
После развода актриса зареклась заводить отношения с мужчинами – ей казалось, что мужья сломали ее карьеру. Разладились отношения и с повзрослевшей дочерью. Катя, окончив школу, вышла замуж, родила сына и потребовала разменять квартиру – чтобы оградить ребенка от пьяных выходок бабушки.Сначала Никищихина переехала в однушку на окраине Москвы. Но после нападения хулиганов (актрисе повредили дыхательные пути, и врачи запретили ей есть твердую пищу) страх умереть в одиночестве от удушья заставил Елизавету Сергеевну обменять квартиру на комнату в коммуналке. Бытовые условия на тот момент ей стали безразличны, постаревшую актрису занимала одна мысль: хочу играть!
И вот удача: в 1997-м режиссер Михаил Пушкин предложил ей роль тени Антигоны! Никищихина не раздумывала: ради возможности еще раз насладиться славой Антигоны она даже пообещала не прикасаться к спиртному. Но спектакль вскоре сняли из репертуара.
Этот удар стал для актрисы роковым. Спустя несколько дней соседи по коммуналке нашли Елизавету Никищихину мертвой, среди немытой посуды и пустых бутылок. В заключении о смерти врач написал, что женщина подавилась кусочком яблока. Остается лишь гадать, случайно 56-летняя «Антигона» взяла в рот запрещенную ей твердую пищу или сделала это нарочно…
Это не «рок Антигоны». Потому что, к примеру, Ирина Анатольевна считает, что когда от женщины требуют подвига Антигоны (очень простого и женского!), а может наоборот… требую не перестать быть женщиной, матерью, сестрой, дочерью… из каких-то «высоких соображений», — в основе всегда нетипичные мотивации, не соответствующие истинной природе человека. То есть… банальная уголовка.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Антигона. Часть I
- Антигона. Часть II
1 comment
Каждый подход к античности Ирины Анатольевны потрясает глубиной. Будто смотришь сквозь время в самую суть.