Смотрю на рождественские винтажные открытки Великобритании… и какое-то все растущее и укрепляющееся подозрение! Так они же у нас Деда Мороза сперли! Никакой это не Санта Клаус, поскольку это пуританцы, считавшие себя вполне достойными не только общаться с богом напрямую, но и накоротке, без Церкви и Ее святых.
Санта Клаус — это более такое католическое, французское (Пер Ноэль), в легкой шубке, поскольку подразумевается Святой Николай, живший в более мягком климате. Это более мягкое, европейское отражение нашего Деда Мороза, именно в благотворительном подтексте, который и старается передать Диккенс: подарки бедным детям.
А у нас Дед Мороз — Это больше языческий Карачун, вдруг проникшийся духом Рождества. Достаточно вспомнить поэму «Мороз Красный нос» Некрасова:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт — по деревне шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Сразу вспоминается цикл Ирины Анатольевны «Морозко».
Напомню, что у Диккенса тоже нет никакого Деда Мороза, там Духи Рождества. А вот кстати, у Ирины Анатольевны именно Дед Мороз: «Дед Мороз бывает!» (Снежная сказка).
Все минувшее лето нам на разные голоса (не пойми какие: то ли «вражеские», то ли условно «свои») доказывали, будто у нас глубокие традиции… исключительно в моральном разложении, душевной слабости и т.д. Типа всех наших мечтаний, как напиться-перепиться (хотя до пролетарской революции 1917 г. Россия занимала по пьянству второе место с конца).
Приведу пример такого прошлогоднего «зачем ви тгавите», где идет ссылка на английские стишки про Русь XVI века. Привожу именно «в тему», поскольку посмотрите, насколько интересно трактуется факт, что почти в каждом доме имелась икона Николая Чудотворца. Это подтверждает, что на рубеже ХIХ и ХХ веков у отсталых англичан Николай Чудотворец никак не мог ассоциироваться с краснощеким Дедом Морозом на тщательно перепертых у нас открытках.
Доказательство противного
Грозноволюбы стирают собственные зубы, скрежеща оными, и пальцы о клавиатуру, доказывая нам, что абсолютно все иостранцы, писавшие о России XVI века — засланные агенты ЗОГо-езуитов и очернители светлого образа добродетельнейшего, добрейшего и невиннейшего из отроко-царей. Но блин! Как можно не поверить собственным глазам? Англичанин Джордж Тербервиль писал стихами из Московии конца XVI века о том, что в ней не изменилось до сих пор!!! Судите сами:
Пиянство тут закон, а кружка – старшина,
И самой трезвой голове раз в день она нужна.
Когда зовет на пир гостелюбивый русс,
Он щедро уставляет стол питьем на всякий вкус,
Напитков главных два, один зовется Kvas,
Мужик без Кваса не живет, так слышал я не раз.
Приятно терпок он, хотя и не хмелен.
Второй напиток – сладкий Myod, из меда сотворен.
Когда идет сосед соседа навестить,
Он на закуску не глядит, лишь было бы что пить.
Напившись допьяна, ведет себя, как скот,
Забыв, что дома у печи его супруга ждет…
На Идолов кадят, а Бог у них забыт,
Святой Никола на стене им больше говорит.
Считается у них за грех и за порок,
Коль нету в доме образов – покрашенных досок.
Помимо тех досок, на стогнах тут и там
Стоят дощатые кресты, и бьют челом крестам,
И крестятся на них, и бьют челом опять:
Такого пустосвятства, друг, нигде не отыскать.
Тут ездят все верхом – и господин, и раб,
И даже, что для нас чудно, немало дев и баб.
В одеже яркий цвет предпочитают тут,
Кто побогаче – в сапожки на каблуках обут.
Все женщины – в серьгах, и в том тщеславье их,
Чтобы украса их была украснее других.
Осанкою важны, на лицах – строгой чин…Зато презренный тот невежа и грубьян,
Кто денег не дает жене купить себе румян –
Румян, белил, помад и дорогих мастей
Для щек немытых, для бровей, для губ и всех частей.
И честная жена (коль можно честных жен
Меж них сыскать) не отстает, хоть людям и смешон
Известки на щеках чуть не в два пальца слой:
Блудница грязь, не поскупясь, замазала сурьмой.
Но те, что половчей, весьма изощрены,
Хоть слой белил на коже их не меньшей толщины,
Так намалеван он хитро, не напоказ,
Что может обмануть легко и самый острый глаз.
Дивился я не раз, какая блажь, Бог весть,
Их нудит лица залеплять, живьем в духовку лезть,
Когда и без того, хоть в будничные дни,
Как в Пасху или под венец, разряжены они.
Сдается, русский муж имеет свой барыш
С их гордости: в таком плену с чужим не пошалишь!
Извините, но это «картины маслом» с любой точки нынешней России (ну, может очень отдельные места в Москвабаде или Питембурхе иногда не такие). Какой уж там ЗОГ, мать вашу за ногу…
То есть люди настолько неспособны проникнуться нравственными императивами, что даже не понимают, что вообще-то под иконами пьяным свинтусом не поползаешь. Да и Никола Чудотворец ведь не языческий «оберег»! Все знают, что он больше прославился умением орудовать пастырским посохом, когда «тихое разумное слово» плохо усваивалось прихожанами.
Что же до автора приведенного поста qebedo… Типа «я не могу арбайтен, когда такой шум цузаммен». Пишет какой-то ЗОГовец о том, будто ему наше всеобщее «пиянство» аж с XVI века очень мешает заниматься своими ЗОГовскими делишками.
Тут, конечно, надо сразу же откеститься от этого еретического ЗОГа. Причем, оно типа «не запрещено в России», даже не «иноагент», хотя столь же оскорбительная идиотская провокация, как сам текст о повальном русскм пьянстве. Но все это опять-таки… особо не рассчитано на наш уровень мировоззрения, зато полностью выдает свой с потрохами.
Точнее, это провокация, придуманная для нас, но людьми с отсталым мировоззрением, которые о Рождестве узнали после «изобретения» его Диккенсом. Причем, сами они не только Диккенса не читали (как я, например), но и вообще книг не читали. Поскольку изначально на это неспособны. Поэтому и думают, что все до сих пор отмечают Рождество, потому что читали Дикккенса, а это не так.
Есть этот ЗОГ и ВКонтакте, как же там без него?..
Рожицы в подписчиках… исключительно «ЗОГовские». Так что это такое? Это совместная провокация спецслужб, дабы пустить ход рассуждений по неконструктивному пути. Хотя… вот посмотришь на описание этого дела в Википедии, так сто раз подумаешь, а не про Коминтерн (Коминте́рн, III Интернациона́л) ли, случаем, идет речь?.. Но, согласитесь, больше похоже на какой-то очередной ЕАК.
«Сионистское оккупационное правительство» (англ. Zionist Occupation Government, ZOG, ЗОГ) — антисемитский конспирологический термин, активно используемый в среде ультраправых[1][2][3], расистских[1][4][5] и неонацистских[6] движений. Применяющие данный термин подразумевают существование заговора, участниками которого являются евреи и их сторонники, контролирующие политику правительства своей страны, другого государства, западных стран[5] или всего мира. Конечной целью такого заговора часто называется «истребление белой расы»[7]. Утверждается, что, манипулируя западными правительствами, ZOG контролирует мировую экономику, ограничивает свободу слова, конфискует землю и узурпирует вооруженные силы и полицию[5]. В частности, выражение отражает распространённое сторонниками превосходства «белой расы» и американскими ультраправыми убеждение, что правительство США контролируется евреями[8][9][4][5]. Термин впервые появился в 1970-х годах в США[5].
Иногда в англоязычной среде употребляется термин JOG (менее распространен, так как JOG dial является запатентованной торговой маркой Sony Corporation, предъявляющей свои права на использование данного термина) (англ. Jewish Occupation Government) — «Еврейское оккупационное правительство»[10][11].
Применение слова «сионистский» в контексте данного термина также может иметь отношение к поддельным «Протоколам сионских мудрецов», протоколам встречи «сионистских» лидеров, планирующих фантастический заговор с целью завоевать мир и поработить неевреев[1].
Выражение «сионистские оккупанты» с возможной коннотацией к ZOG используется также ультралевыми антисемитами и исламистами, стремящимися к делигитимации и уничтожению Государства Израиль[5].
Как бы… тут им надо со всякими мировыми заговорами бороться, а тут спились все к чертовой матери с XVI века… Никто и слушать не хочет этих проповедников-провокаторов-политинформаторов. Сами видите, какие там «активисты».
И в комментариях есть ссылка на гравюру уже процитированного в предыдущей части Уильяма Хогарта из цикла «Пивная улица». Обратим внимание, что у нас лубочных картинок на подобную тему отродясь не было. Автор Доказательство противного приводит лубок «В трактире», где действительно пьют. Но это специально отведенное место! И там нет детей.
А вот что можно почитать в современных исследованиях про пьянство в Великобритании, которому и были посвящены картины Хогарта.
Полная и слегка безумная история джина в Англии.
Из всех категорий спиртных напитков, которые составляют динамичную алкогольную культуру во всем мире, джин имеет самое легендарное прошлое. Его английское наследие рассказывает историю британской аристократии, классовой войны, технологических инноваций, морской промышленности и многого другого.
Истоки
«Основной ингредиент [Джина], можжевельник, был объединен с алкоголем еще в 70 г. нашей эры», — рассказывает Саймон Форд, соучредитель алкогольной компании «86 Co.». В то время врач по имени Педаний Диоскорид опубликовал пятитомную энциклопедию о фитотерапии. «В его бумагах есть подробное описание использования ягод можжевельника, пропитанных вином, для борьбы с болью в груди», — говорит Форд.«В 1055 г. монахи-бенедиктинцы из Солерно, что в Италии, включили рецепт тонизирующего вина, настоянного на ягодах можжевельника, в свой трактат «Compendium Solernita»».
Перенесемся в 16 в., когда голландцы начали производить напиток под названием «Женевер» (Genever). Он состоял из хлебного вина и большого кол-ва ягод можжевельника, чтобы замаскировать резкий вкус. Это была, конечно, «лекарственная» жидкость, как и ее предшественницы. Но к 1700-м гг. «Женевер» принял новую форму: джин.
«Старейшее письменное использование слова «Джин» появляется в книге 1714 г. под названием «Басня о пчелах, или частные пороки — общественные выгоды» (The Fable of the Bees, or Private Vices, Publick Benefits) Бернарда Мандевилля», — говорит Форд. Он писал: «Печально известный напиток, название которого происходит от голландских можжевеловых ягод, теперь, благодаря частому употреблению… превратился в односложный, опьяняющий Джин».
«Из этого я делаю вывод, что британцы чаще всего были слишком пьяны, чтобы произнести: «Женевер», поэтому они сократили слово до «Жен» (Gen), которое в конечном итоге, стало словом «Джин» (Gin), которое мы используем сегодня».
С этого момента все пошло под откос.
Повальное увлечение джином
Конец 1600-х годов имел решающее значение для подъема джина в Англии, и не в хорошем смысле. Вильгельм III Английский, голландец, первоначально известный как Вильгельм Оранский стал королем Англии, Ирландии и Шотландии в 1689 г.
«Он начал свое правление с торговой войны и протекционистской экономической тактики против Франции, от которой было бы завидно некоторым современным политикам», — смеется Форд. «Он усилил блокады и ввел тяжелые налоги на французское вино и коньяк что бы ослабить их экономику».
В то же время Вильгельм III ввел в Англии «Хлебные законы». Эти декреты предусматривали налоговые льготы на производство спиртных напитков, это привело к тому, что Форд называет «бесплатная дистилляция для всех и вся».
«Это привело к началу периода в Англии, который часто называют «Джиновая лихорадка», период, когда пинта джина была дешевле, чем пинта пива», — говорит Форд.
Беднейшие люди Англии стали пить намного больше джина. Тем временем члены королевской семьи и высшего общества вальяжно потягивали его, скорее отдавая дань всеобщей моде, нежели напиваясь как низшие слои.
По словам Джареда Брауна, мастера-дистиллятора в «Sipsmith», феномен «джина и имбирных пряников» (gin and gingerbread) начался в 1731 г. «Всякий раз, когда погода менялась, толпы собирались в поисках палаток, которые рядами выстраивались вдоль замерзшей Темзы, что продавали горячий джин и имбирные пряники», — говорит Браун. Предприимчивые лондонцы рассчитывали быстро заработать денег на так называемых Лондонских морозных ярмарках (London Frost Fairs).
Пять лет спустя правительство начало понимать, что у общества есть проблема. Народ Англии начал либо сходить с ума, либо просто умирать. Дистилляция джина была, опять же, бесплатной для всех, но в процессе, в напиток часто попадали скипидар, серная кислота и опилки.
В качестве средства усмирения одержимых джином пьяниц, была введена лицензия дистиллятора. Цена была 50 фунтов, что было непомерной суммой в то время (прим. пер. – на сегодня это было бы 10600 фунтов; да, у самого глаза на лоб полезли от таких цифр), и это привело к упадку промышленности. Только две официальные лицензии были выданы в течение следующих семи лет. В то же время расцвел институт доносов. Любой человек с информацией о незаконном производстве джина мог получить 5 фунтов.
Эпоха упадка
В 1751 г. события приняли ещё более странный оборот, отмеченный серией очень темных гравюр (читай: пропаганда) Уильяма Хогарта. «Пивная улица», что в левой части, изображала относительную безопасность употребления пива.
«Улица Джина», что справа, представляет довольно удручающую сцену: людей, буквально лишающихся рассудка из-за джина. Пьяная мать бросает своего ребенка с лестницы, пьяный мужчина бьет себя по голове кулаками, таща ребенка, насаженного на кол, парикмахер самоубийца, весь в язвах от сифилиса и другие очаровательные моменты.
Эти гравюры появились в ответ на различные истории про джин. Например, о случае с Джудит Дефур, прядильщицей шелковых нитей из Спиталфилдса. Дефур, по слухам, настолько обезумела от пристрастия к джину, что в 1734 г., вместе с подругой Сьюки, взяла свою 2-летнюю дочь Мэри на прогулку в поле. Женщины сняли с малышки всю одежду и бросили ее в канаве. Затем пара продала одежду, чтобы купить немного джина. Бедная Мэри умерла, и ее мать была немедленно приговорена к смертной казни через повешение.
«В течение 18-го века Джин был по большому счету самым дискредитируемым алкогольным напитком», — говорит Эрик Деланой, бренд-амбассадор «Oxley Gin». «Его обвинили в гибели тысяч людей в результате чрезмерного потребления, убийств, халатности и помешательства, что привело к принятию мер, запрещающих его производство и потребление, но безрезультатно».
Затем был принят «закон о джине 1751 г.», парламентская мера, направленная на борьбу с потреблением спиртных напитков. Были повышены налоги и сборы для розничных торговцев и затруднено получение лицензий. Кроме пива, поощрялось и потребление чая.
«К 1830 году пиво стало дешевле джина впервые за более чем столетие», — говорит Браун. «На несколько минут Англия снова превратилась в страну любителей пива».
Путь к искуплению
В 1830 г. джин снова появился на алкогольной сцене в Англии. Уроженец Франции, ирландец по имени Эней Коффи представил новый перегонный куб, который революционизировал производство спиртных напитков по всему миру. Производители джина быстро освоили его, отмечая способность производить гораздо более чистый спирт, чем когда-либо прежде.
Еще один момент ускорил реабилитацию джина — Британский Королевский флот. Английские моряки часто оказывались в местах, где была малярия, поэтому они имели с собой пайки хинина, для предотвращения и борьбы с болезнью. Хинин имел отвратительный вкус, но тут Якоб Швепп создал «индийскую тонизирующую воду» (Schweppes) для смягчения горечи.
Лондонский джин сопровождал моряков в этих плаваниях. В то время он был в моде и считался более ценным грузом, нежели пиво, так как пиво быстро портилось на кораблях. Итак, в конечном счете эти две жидкости были объединены, чтобы сформировать то, что теперь является классическим коктейлем на основе джина. Лаймы туда добавляли для борьбы с цингой, таким образом, родив термин «Лайми» (limey), что и стало прозвищем для моряков.
«Во время Второй мировой войны, когда немцы бомбили Лондон, они также бомбили Плимут, так как там находилась большая база Британского Королевского флота», — говорит Робби Нельсон из «Plymouth Gin». «Джин был так любим ВМФ, что, когда флот был уведомлен о бомбардировке Плимута, один моряк сказал: Ну, Гитлер только что проиграл войну!»
Таково было в то время уважение англичан к Джину. «Бомбить Лондон – это плохо, но дом ВМФ и джина – неприемлемо», — говорит Нельсон.
Во второй половине 20-го в. все действительно успокоилось. Потребление джина в разумных пределах сегодня не смертельно, не вызывает помешательства. Вместо этого он был повторно принят обществом как культовый ингредиент коктейлей.В 2008 г., после нескольких лет лоббирования, Сипсмит получил первую официальную лицензию на производство джина в Англии с 1820 г. Недавно на Портобелло-Роуд открылась «Винокурня» (The Distillery), просто рай для любителей джина. Бутик-отель и бар с рабочей винокурней, три комнаты для гостей, два ресторана и интерактивный музей по истории джина.
После столетий дурной репутации английский джин вернулся во всей своей славе.
Оригинал статьи: https://vinepair.com/articles/england-gin-history/ Перевод: Евгений Самошкин
На одном из предновогодних вебинаров смотрели мы Мультфильм 2019 года «Клаус».
«Клаус» (англ. Klaus) — испанский полнометражный анимационный фильм режиссёра Серхио Паблоса , известного как один из создателей франшизы «Гадкий Я» и миньонов. Над мультфильмом работала студия SPA Studios при поддержке Aniventure[3], дистрибьютoром выступила компания Netflix. В соавторстве с Заком Льюисом и Джимом Махони в мультфильме в качестве актёров озвучивания приняли участие Джейсон Шварцман, Дж. К. Симмонс, Рашида Джонс, Джоан Кьюсак и другие. Выход мультфильма состоялся 8 ноября 2019 года в рамках ограниченного показа в кинотеатрах; 15 ноября мультфильм стал доступен на стриминговом сервисе Netflix[4].
СЮЖЕТ
Джаспер — сын магната и владельца почтового бизнеса, живёт в роскоши, эгоистичен и лишён каких-либо жизненных целей. Отец безнадёжно пытается обучить сына навыкам почтальона и показать, что такое тяжёлый труд, однако Джаспер, не имеющий мотивации, везде проваливает свои задачи. Тогда он ставит сыну ультиматум: тот в качестве работника почты отправится в небольшой город за полярным кругом, расположенный на замёрзшем острове. Пока оттуда не будет отправлено 6000 писем, ему нельзя возвращаться домой.
Джасперу приходится отправиться в этот городок под названием Смеренсбург. Там он обнаруживает, что город поделён на два враждующих лагеря и его жители настолько заняты междоусобными перепалками, что у них нет времени и желания отправлять кому-либо письма. Джаспер впадает в отчаяние от мысли, что ему придётся остаться здесь до конца своей жизни, однако он обнаруживает глубоко в лесу таинственную хижину с одиноким старцем по имени Клаус. В его избе находится множество деревянных и изготовленных им самим игрушек.
Джасперу удаётся договориться с Клаусом, чтобы последний дарил свои игрушки городским детям в обмен на их письма. Таким образом Джаспер надеется преодолеть планку в отправке 6000 писем. Клаус соглашается, при условии, что будет рассылать подарки ночью и с помощью Джаспера. Наличие новых игрушек делает всех детей города счастливыми, они даже хотят посещать местную школу, чтобы научиться писать письма. Альва, бывшая учительница, которая давно разочаровалась в окружающей обстановке и мечтала уехать отсюда, удивляется результатам Джаспера и вновь начинает преподавать. Счастье детей сказывается и на взрослых горожанах, которые впервые перестают конфликтовать друг с другом, а сам городок наполняется атмосферой тепла и счастья. Клаус признаётся Джасперу, что когда-то жил в своём доме с женой, и они мечтали иметь много детей. Всё время, пока жена Клауса пыталась забеременеть, Клаус мастерил игрушки для будущих детей, но его жена захворала и умерла, оставив мужа одиноким, с наполненным игрушками домом.
Постепенно Клаус привязывается к тому, что он дарит счастье городским детям, и заручается поддержкой у местного племени Саамов, превратив свою хижину в мастерскую по созданию новых игрушек. Однако самые закоренелые участники междоусобных войн недовольны таким исходом и хотят, чтобы городок вернулся в своё прежнее, «враждебное» состояние. Для этого они, узнав об изначальных стремлениях Джаспера, намеренно посылают его отцу огромное количество писем, и он, гордый таким результатом, приезжает за ним с намерением забрать домой. Сам Джаспер понимает, что изменился, и выкладывает перед ним всю душу. Отец радуется за него и разрешает остаться здесь. Тем временем старшие члены семей пытаются отнять игрушки у Клауса, но ему, Альве и Джасперу удаётся их провести. В итоге двое детей из разных кланов, к изумлению родителей, влюбляются и впоследствии женятся.
Джаспер и Альва также создают семью, и у них рождается двое детей. Клаус остался их хорошим другом, и каждый год под Рождество он помогает Джасперу развозить игрушки. Спустя 12 лет Клаус однажды чувствует, что пришло его время воссоединиться с женой. После этого он навсегда исчезает. Джаспер пытается найти его, но тщетно. С тех пор он каждое Рождество ждёт его в гости и, основываясь лишь на своих ощущениях, знает, что он обязательно придёт.
Давайте, поставим его, чтобы уж точно никаких разночтений в сюжете не было.
Как видите, до сих пор там маются проблемой, откуда ж них этот бородатый дед на рождественских Открытках? Где же они сперли в своей извечной манере?
Но про Клауса «откуда-то из Лапландии» немного не та сказка. Вот вам винтажная шведская открытка. Видите, кто у них в санках на Рождество катается? И как раз на свинках, как мачехина дочка из к/фильма «Морозко».
Не было там никакого Деда Мороза!
Про пьянство англичан от голландцев Наталья все же нам под Рождество не рассказывала. Мы замечательно и своим «пиянством» обошлись. Но все же на Классик (день рождения которой придет с первым лучом солнца в Водолее) — строитель. И приучила на автомате всех отмечать техническую типологию зданий и сооружений, не говоря о канализации. Да помните выражение Ирины Анатольевны, что историю вообще лучше излагать с точки зрения развития водоснабжения и канализации? Кстати, сейчас весь мир перестраивает исторические исследования с «общетвенных формаций» Маркса именно в этом, сугубо бытовом направлении. И нам предстоит очень много… вполне ожидаемых «открытий».
Стоило именно таким образом поступить и Наталье в трактовке «Рождественской песни» Диккенса, как она обнаружила вопиющую антисанитарию и бескультурье: гуся бедное семейство крошки Тимми готовила за плату в пекарне… но дальше! Туалета не оказалось и в куда более богатом доме Скруджа! А если посмотрели фильм «В духе Рождества», то там Скрудж более всего радовался «бытовым удобствам», пообещав, что теперь будет мыться каждый месяц.
Тут-то и приходится убедиться, что заказ на «Рождественскую песнь» Диккенсу поступил именно от принца Альберта. Очевидно, он ему и про Деда Мороза объяснял, но тот понял только про елку.
Человек, который изобрел Рождество, 2017 г. Финал
Альберт Саксен-Кобург-Готский по приезду в Великобританию застал в целом достаточно отвратительную картину.
Нижегородский Мечтатель
Цены на еду для бедняков в викторианской Англии.
13 сентября 2020
Прежде чем начать говорить о ценах, необходимо описать сами деньги Викторианской эпохи Великобритании. Английская денежная система не была десятичной — в ходу были следующие монеты фартинг (были и производные фартинга – полфартинга, 1/3, в частности, для колоний), который равнялся ¼ пенни, полпенни, пенни (данные монеты мелких номиналов в отличии от монет царской России с 1860 года стали чеканить из бронзы), два пенса, три пенса, четырехпенсовик, шестипенсовик, шиллинг (12 пенсов), флорин (два шиллинга), полкроны (2,5 шиллинга), и крона, равнявшаяся пяти шиллингам. Это уже серебряные монеты. И разумеется золото – полсоверена, соверен (20 шиллингов) и гинея, заключавшая в себе 21 шиллинг.
Зарплаты самых бедных работников в середине века, например, портних, живших в лондонских трущобах, начинались с ничтожных 7-8 шиллингов в неделю. Мужчины же зарабатывали «существенно» больше, простой рабочих до 3 шиллингов уже в день, мастеровитые плотники и инженеры начального звена до 7 шиллингов в день. Что бы понять насколько это мало – в 1848 году филантропы построили здание в лондонском районе Сент-Панкрас для семей бедняков, квартиры, разумеется, не были бесплатными, а сдавались. Так вот стили квартиры для рабочих в этом доме 3 с половиной шиллинга, и это считалось очень умеренной и совестливой платой. Кроме этого уголь для отопления стоил около шиллинга на неделю. Так что весомую часть дохода приходилось тратить на жилье.
Фото лондонцев 2-ой половины XIX века.
Хлеб для английских рабочих бедняков был довольно дорог, в булочных буханка хлеба весом в фунт стоила примерно 7 пенсов, не всем это было по карману, уличные торговцы скупали остатки от выпечки и реализовывали уже с рук.
Надо сказать, что готовить еду самостоятельно лондонским беднякам было попросту негде – в крохотных и нищих квартирках не было места для плит. В камине можно было испечь тот же картофель, или поджарить хлебец, но о том, чтобы сварить суп не могло быть и речи, тем более топливо экономили жестко. Так что уличная еда была по существу незаменимой для значительной части городского населения. Так что еду приходилось покупать уже готовой. Горячая печеная картофелина стоила полпенни, самый дешевый мясной суррогат – вареные овечьи лытки (копытца ниже голени) обходились в 1 пенни.
Гороховый или рыбный суп (6-7 кусочков, допустим угрей) стоили полпенни за полпинты, то есть чуть больше чем за четверть литра. Бутерброды с ветчиной, сэндвичи, стоили опять же до пенни. Всякие пирожки, порой с весьма разнообразной начинкой также продавались по цене 1 пенса. Молоко, а его как правило разбавляли водой, вплоть до 50 %, торговалось по тогдашней поговорке «Полпинты за пенни».
Задние «дворы» лондонских трущоб.
Популярны в народе были и передвижные кофейни, большая чашка чая, какао, или самого кофе стоила пенни, хлеб с маслом полпенни, бутерброды 2 пенса, вареное яйцо опять тот же 1 пенс.
Если наши предки перебивались с хлеба на квас, то англосаксы жили также не звонко, только что у них кваса не было, разве что пиво, которое стоило также дороговато – от трехпенсовика за пинту.
В целом обстановочка нисколько не располагала к празднованию… чего-то там, а тем более — Рождества. Уличные нравы более походили на пиратскую Тартугу.
У многих людей романтическое представление о Викторианской Англии. Этому способствовала конечно женская мода — корсеты, утягивающие талию, поднимающие грудь, многослойность юбок, кринолины, шляпки с лентами и цветами. Многое для формирования утонченного образа граждан той эпохи сделала кинематография. Однако, если обратиться к реальности — о ней нам сообщат фотохроники того времени, можно увидеть по каким грязным улицам вынуждены были ходить жители той эпохи. Есть письменное свидетельство 1891 года, в котором одна из светских дам описывает свою короткую прогулку по Лондону:
Поэтому возникла необходимость в прислуге, которая выполняла роль уборщиков по пути следования знати. Вопрос как раз о них — мальчиках-подростках, которые подметали перед ними дорогу, и назывались подметалы.
Наталья приводила и другие свидетельства постоянно ухудшающейся обстановки.
Джон Ф. Элдридж
B.S. in История и английский (младший колледж), Университет Белмонта (окончил в 1979году)У автора 9,9 тыс. ответов и 3,6 млн просмотров ответов3года
Огромное количество угольного дыма с высоким содержанием серы смешивалось с туманом. В 19 и 20 веках Лондон пережил огромный демографический бум, и большая часть города отапливалась углем с высоким содержанием серы. В результате тяжелый смог, известный как “гороховые супы”, содержал высокий уровень диоксида серы, который при вдыхании выделял серную кислоту в легких. В 1952 году погодные явления вызвали скопление огромного количества смога над городом. 4000 человек погибли от непосредственных последствий, а 100 000 заболели. В последующие месяцы от последствий могли погибнуть еще 12 000 человек. Это привело к принятию ряда законов, которые убедили большинство людей перейти на более чистые виды топлива.
К тому же и попытки сделать промышленный рывок никсколько не способствовали «рождественскому духу».
Туманы и перенаселение
Чтобы погрузиться в реальную лондонскую атмосферу Викторианской эпохи, нужно осознать несколько вещей:1. Промышленность развивалась.
2. В город постоянно приходили люди из сельской местности.
Уже к 1815 году население столицы Англии насчитывало 3 млн. человек. Трудно было поддерживать порядок и чистоту. Люди тогда не держали дистанции. Вот и получалось, что никакая гигиена и густонаселенность приводили к не очень приятным последствиям.
Но пока я хочу рассказать про знаменитые лондонские туманы. Были они кое-чем большим, чем просто природное явление. Говорят, в Англии постоянно сыро. Туманы в Викторианскую эпоху были смесью смога с заводов, фабрик и испарений с Темзы.
Макс Шлезингер в 1853 году писал в «Блуждая по Лондону», что воздух в городе густой и удушающий, на цвет – одновременно: зеленовато-черный и оранжевый. Невозможно даже представить, чем именно дышали жители британской столицы.
Так вот «вишенкой на тортике» стала одновременная разработка принцем Альбертом цивилизованного лондонского жилища. Это и был так называемый Образцовый коттедж принца Альберта, о котором мы расскажем как-нибудь в другой раз!
2 комментария
Познавательно и обстоятельно. Особенно на фоне постоянных отечественных измышлений о вечно пьяном, грязном бездельнике-жителе России последние несколько столетий.
Про мидий и пр. в рационе беднейшего населения приморских районов Франции, включая и рыбаков продающих весь улов на рынке, тоже встречаются описания в книгах.
Мишель Монтиньяк в книге «Чудесные свойства вин» приводит примеры обязательного снабжение вином рабочих занятых на тяжёлых работах, в частности на лесопилках во времена ручной ещё распиловки брёвен. В России при этом в ходу были квас и взвары на основе ягод и трав, тем не менее именно мы -пьянчуги.
А ещё вспоминается попытка «убедить» И.П.Павлова написать статью о пользе ежедневного употребления водки, всего то по чайному стакану в день.
Замечательный цикл! Спасибо большое!