Александр Морозов: Дамы, что-то вы меня, прямо скажем, напрягли прошлый раз своими историческими изысканиями. Такой хоррор и фильм ужасов, …но в реале. Прям, не ожидал от вас такого. Я, конечно, в курсе, что вы не кисейные барышни…
Натали: Понятно, Александр, вы предпочли бы, чтобы мы поговорили о своем, о женском?
Александр Морозов: Да знаю я это ваше: «мягко, по-женски, чтобы надолго запомнилось»…
Натали: И правильно… А то в этой жизни так легко героям сбиться с пути под пение сирен. Не все, ведь, хитроумные Одиссеи.
Но не переживайте, мы о вас позаботимся. Расскажем о дурных примерах и о необходимости избегать искусов.
Диана: Короче, не переживайте, порцию нотаций мы вам обеспечим.
Александр Морозов: А, может, не надо? Мне уже итак не по себе…
Натали: Хорошо, запомните и другим передайте основное правило для «мальчиков» — не водитесь с плохими девочками.
Диана: Что, кстати, верно и для хороших девочек — не водиться с плохими мальчиками.
Александр Морозов: Хорошо, хорошо… Всем расскажу и проконтролирую. Чую, что сейчас вы мне опять выдадите порцию чего- то невообразимого.
Диана: Александр, исключительно по вашей просьбе, перейдем к обсуждению женщин, которые участвовали в событиях, о которых шла речь ранее.
Натали: Вот, жила-была хорошая девочка в сравнительно обычной немецкой то ли мещанской, то ли мелкобуржуазной, но «хорошей» семье. Воспитывали её в строгости, и даже чему-то учили. Но, как всякой хорошей девочке ей хотелось чего-то не столь скучного и ординарного…
Александр Морозов: Короче, приключений на свою пятую точку…
Натали: Кхм… Вроде того! Подалась она на работу в фотоателье. А поскольку речь идет о деве 1912 года рождения, то, когда ей было 17 лет, на дворе стоял 1929 год, следовательно, работа в фотоателье была вполне себе достойным видом деятельности, можно сказать, передовым. И там она познакомилась с мужчиной 1889 года рождения, следовательно на тот момент сорокет ему уже стукнул.
Александр Морозов: Фу-у-у… Он для неё был уже стар…
Диана: Экий вы. На себя посмотрите.
Александр Морозов: Знаете, в душе я, конечно, очень даже юн, да и по жизни бодр и весел. Но, как отца, меня от такой разницы в возрасте откровенно …мутит…
Диана: Но вот, бывает такое… Что некоторые девы проявляют некоторые странные амбиции.
Натали: Бог с ней с разницей в возрасте. Вы бы, Александр, спросили лучше, о ком речь ведется.
Александр Морозов: Уже боюсь любопытствовать…
Натали: Поздно! Юная дева — это Ева Браун, а её поклонник — Адольф Гитлер.
Александр Морозов: Тьфу! Вы сейчас посвятите меня в подробности их интимных отношений?
Диана: Ну, поскольку любопытствующие люди и историки всякие озаботились изучением их жизни, то проблем нет, можем и ознакомить.
Натали: Сами понимаете, что хорошим девочкам не следует общаться с плохими дяденьками. Это чревато. Но, девочка думала, что это очень знаменитый и важный дяденька. Ей очень хотелось выйти за него замуж.
Диана: Дяденька был непростой, обладал определенной харизматикой. Обладал умением «заводить» толпу, женщины впадали в экстаз, массы ревели…
Александр Морозов: Это был врожденный талант или приобретенный навык?
Диана: Кто ж теперь точно знает? Вероятнее всего, использовали имеющийся материал, но подвергли обработке.
Натали: Да, это описано и в художественных произведениях. В «Братьях Лаутензак» Лиона Фейхвангера Гитлер «слизывает» жестикуляцию фокусника Оскара Лаутензака. А в фильме Иштвана Сабо «Ханнусен» уже идет речь о подлинном персонаже — Эрике Ян Хануссене, то ли мелком жулике, то ли оккультисте.
Александр Морозов: Опять вы про мужчин…
Натали: Хорошо, вернемся к женщинам. Как ни странно сейчас, но тогда такие откровенно цирковые приемы срабатывали…
Александр Морозов: Наверное, от недостатка художественного воспитания и недоразвитого вкуса?
Натали: Вероятно. Но, тем не менее, Ева Браун захотела замуж за Адольфа Гитлера. А тот, был жутким англоманом, и, как та Елизавета I, ляпнул, что женат на Германии. Бедняжка Ева аж раза два совершала попытки самоубийства. Скорее всего, хорошо срежиссированные, но таки вынудила своего избранника принять на себя ряд обязательств. Она стала его постоянной подругой. Прочие дамы Рейха сложно её принимали, но пришлось. Короче, добилась она права быть хозяйкой в Бергхофе.
Ева очень заботилась о своей фигуре и постоянно сидела на диете. Гитлер поддразнивал её: «Когда мы познакомились, ты была такая славная, такая пухленькая, а сейчас ты на сушёную сардину похожа». За день в Бергхофе Ева Браун меняла наряды шесть-семь раз. В одежде она предпочитала тёмные тона, обувь заказывала во Флоренции и не носила нелепые по её мнению, но модные тогда высокие каблуки. Браун ярко красила губы французской помадой и покрывала лицо толстым слоем пудры и не прислушивалась к Гитлеру, который терпеть не мог женщин с «боевым раскрасом» и приводил в пример герцогиню Виндзорскую, которая почти не пользовалась косметикой. По мнению Пауля Шмидта, манера одеваться и стиль высокой, стройной и привлекательной Евы Браун были вполне типичными для берлинских окраин[12]:291 (ВикипедиЯ)
Диана: Потом, в 1945-ом (по официальной версии) она заставила Гитлера жениться на себе и самоубилась с ним на пару уже в официальном статусе. А по конспирологической версии рванула с ним в Аргентину, и там уже у них появились дети. Про которых говорят, что они сразу же отправлялись в другие места. По крайней мере, из таких предположений родилась версия, что Ангела Меркель — дочь Гитлера.
Натали: Ой, и правда, так похожа на Еву Браун.
Александр Морозов: Фиг с ним, на кого она там похожа. Она по факту — ведет себя у нас в стране ничуть не лучше того Гитлера. Вот, правда…
Натали: Ладно, давайте немного отвлечемся. Помните, Александр, в новогодние праздники я порекомендовала посмотреть фильм «Эва не спит». Нормальной ссылки на фильм не нашла, поэтому поставила материал про саму героиню, Эву Перон.
Александр Морозов: А, понял. Это жена Перона, который и сочувствовал нацикам настолько, что они сбежали в Аргентину при нем.
Натали: Да, там было не так гладко.
В 1941–1943 был одним из руководителей т. н. Группы объединённых офицеров, совершившей в июне 1943 государственный переворот. В период военной диктатуры, занимал посты министра труда (1943–1944), военного министра и вице-президента (1944–1945); разработал программу социальных реформ. В октябре 1945 был смещён с занимаемых постов и заключён в тюрьму. Освобождён благодаря массовым манифестациям рабочих, выступивших в его поддержку.
Избирался президентом в 1946 и в 1952 годах. Во время первого срока Перона большое политическое и духовное влияние на нацию имела его жена Эва Перон (широко известная как «Эвита»), которая выступала с политическими заявлениями, занималась благотворительностью и активно участвовала в общественной жизни[6]. В этот период множество европейских политических эмигрантов, включая нацистских, нашло убежище в Аргентине. (ВикипедиЯ)
Диана: То есть видно, когда фашисты решили, что пора готовить «запасной аэродром» в Аргентине, то они сделали ставку на Перона. Массовая эвакуация нацистских преступников, похоже, не нашла одобрения в определенных кругах Аргентины и тогда Перона арестовали. Но у нациков нашлись ресурсы и возможности, они задействовали харизматику и актерский талант Эвы Дуарте. Она всколыхнула толпу… и стала Эвитой Перон.
Александр Морозов: Смотрите ка, ораторские способности гораздо надежнее, чем попытки самоубийства. Получилась чудненькая пара.
Натали: Надо к ней присмотреться повнимательнее. Перон 1895 года рождения. Эвита 1919. Разница в возрасте практически такая же, как у Гитлера с Евой Браун, они только приблизительно лет на семь младше.
Диана: Ну ка, ну ка…
Сергей Горбатых
Мария Эва Дуарте родилась 7 мая 1919 года в провинции Буэнос-Айрес.
С раннего детства девочку привлекал театр. С огромным энтузиазмом она принимала участие в школьных спектаклях. В 15 лет Эва Дуарте покинула скромный дом в маленьком городишке Хунин, где проживала с матерью, сёстрами и братом. Она отправилась в Буэнос-Айрес, чтобы исполнить свою заветную мечту: стать великой актрисой.
Но вместо главных ролей в спектаклях, идущих в престижных театрах, Эве пришлось исполнять только второстепенные, да и то только на подмостках малоизвестных творческих организаций.
Известность пришла к ней после того, как Эва начала вести программу «Великие женщины всех времён и народов» на радио «Эль Мундо».
22 января 1944 года Эва Дуарте в столичном Луна-парке, на благотворительном вечере, организованном с целью сбора средств для помощи пострадавшим в результате сильного землетрясения в провинции Сан Хуан, познакомилась с красивым полковником. Им оказался Хуан Доминго Перон — секретарь правительства по вопросам труда и социальной защиты.
Натали: Знакомство произошло в период активной подготовки базы нацистов в Аргентине. И, конечно же, «совершенно случайно»…
Святая Эва Перон — загадка жизни и смерти
Верная спутница лидера и спасителя нации, добрый ангел страны, женщина, излучающая любовь и любовь к себе притягивающая — такой осталась Эвита в памяти многих.
В двенадцать лет она опрокинула на себя сковородку с кипящим маслом. Когда сняли повязки, хирург ахнул — кожа на лице была ослепительно белого цвета. Для аргентинцев это признак породы.Будущий ее муж — Хуан де Перон, впервые увидев Эвиту, воскликнул: «Эта девушка похожа на Богоматерь!». Эва ненавидела нищету. И прекрасно понимала, что самостоятельно из нищеты ей не выбраться. Но все, на что она могла рассчитывать, — это точеная фигура и ослепительно-белая кожа.
Ее осуждали и осуждают за то, что наверх она двигалась древнейшим в мире способом. Эвита сама с ужасом и отвращением оглядывалась на ту свою прежнюю жизнь. Может быть, поэтому она так хорошо понимала тех, кому нищета не оставляет выбора.
Став женой президента, попыталась легализовать проституцию. Но в католической Аргентине шансов на успех у нее не было никаких.Эвиту боялись — за то, что она, как никто, умела управлять толпой. В этом она не уступала самому Гитлеру. Чета Перонов вообще очень симпатизировала фашистскому режиму в Италии и нацистскому в Германии. Даже жесты Эва словно заимствовала у фюрера. Можно не сомневаться, что, называя свою книгу «Моя судьба», Эвита Перон намеренно хотела подчеркнуть ее связь с главным трудом фюрера «Моя борьба». Но Эвита не мечтала о мировом господстве, и уж тем более не жаждала чьей бы то ни было крови.
Александр Морозов: Упс! Надо же! Даже жесты заимствовала!
Натали: Ну, она же актриса, хоть, и с «погорелого театра»…
Волшебный принц, избранный Эвитой, искренне симпатизировал фашистам — Перон входил в группу заговорщиков «Молодые орлы», которые мечтали сместить президента Рамона Кастильо.
Эти «орлы» в 1943 году организовали и успешно провели в стране государственный переворот.
Как и в Германии тридцатых годов, упор делался на национал-социализм и рабочий класс.
В 1945 году, когда Вторая мировая война завершилась, перед Аргентиной встал вопрос выбора дальнейшего пути, в ходе борьбы за власть Перон попал в тюрьму.
К 1945 году Перон добился огромного авторитета в аргентинских профсоюзах, а также занимал должности вице-президента страны и военного министра. На его стремительный карьерный рост с завистью смотрели его бывшие товарищи по оружию. Влиятельных политиков и крупных землевладельцев сильно пугало влияние, которое имел Перон на широкие массы трудящихся. 10 октября 1945 года в результате сильного давления он вынужден был подать в отставку со всех занимаемых должностей. 13 октября по сфальсифицированному обвинению «в предательстве родины» Хуан Доминго Перон был заключен в тюрьму на острове Мартин Гарсия.
Эва Перон подняла на ноги все профсоюзы. Начиная с 15 октября улицы Буэнос-Айреса стали заполняться людьми, оставившими свои рабочие места. Они скандировали только одно слово: Перон!!! На столицу из предместий двигались колонны рабочих… Из других провинций к Буэнос-Айресу следовали поезда, забитые людьми… Все выкрикивали: Перон!!! Перон!!!
Правительство испугалось массовых социальных волнений, которые могли бы перерасти в революцию, и выпустило Перона из тюрьмы. 17 октября он выступил перед десятками тысяч людей с балкона президентского дворца Каса Росада.
17 октября 1945 года вошло в историю Аргентины как дата «освобождения Перона народом» и возникновения перонистского движения. В этот день тысячи рабочих и их семьи собрались на Майской площади Буэнос-Айреса перед президентским дворцом, требуя «вернуть полковника». Распространённое представление, согласно которому Эвита участвовала в организации этих массовых выступлений (как это представлено в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита», по которому снят известный фильм с Мадонной в главной роли), не соответствует действительности: в это время она ещё не занималась политикой и не обладала никаким влиянием. Сами же перонисты обычно преувеличивают место Эвы в событиях октября 1945 года. Это объясняется тем, что Перон, стремясь подчеркнуть «спонтанность» народной поддержки, неоднократно писал, что в те дни именно она возглавила «безрубашечников»[6] и вместе с профсоюзами направила выступления рабочих. На самом деле Эва в то время была почти неизвестна в рабочей среде и, несмотря на всю свою энергию, могла действовать лишь как «подруга полковника». Даже выступление освобождённого Перона перед «безрубашечниками» она слышала только по радио. (ВикипедиЯ)
Диана: Как видим, Эвите стали творить легенду весьма скоро.
Александр Морозов: Тогда, не очень-то понятно, почему Перон поспешил на ней жениться. Я-то подумал сначала, что он поступил, как наш Петр I с Екатериной I. Тот же женился в благодарность за спасение из турецкого плена, когда она отдала все свои драгоценности на его выкуп.
Натали: Да-а-а, на мой взгляд, такой расклад в большой степени работает на версию про Гитлера и Еву Браун в Аргентине. Явное подражание, если не чего похуже…
Диана: Опять же, «безрубашечники» так смахивают на «чернорубашечников».
10 декабря 1945 года Хуан Доминго Перон и Эва Дуарте вступили в законный брак.
На выборах 24 февраля 1946 года Хуан Доминго Перон, набрав 52 процента голосов, был избран президентом Аргентины. Огромную роль в этой победе сыграла его супруга.
Эва отказалась от всех официальных должностей в правительстве своего мужа, решив посвятить всю свою жизнь «помощи самым бедным и угнетённым». Для этого она создала фонд, названный её именем, который расположился в помещении секретариата по вопросам труда и социальной защиты. В распоряжении Эвы Перон был безлимитный государственный бюджет, которым она имела право распоряжаться по своему усмотрению.
Не только улицы Ипполита Иригожен и Перу, где находился фонд, но и все остальные, примыкавшие к ним, всегда были запружены сотнями просителей, стоявшими в очередь на приём к Эве.
Она принимала всех лично. Беседовала, узнавала суть просьбы и решала, кому выделить муниципальное жильё, кому участок земли под застройку, кому помочь с устройством детей в учебное заведение, кому выдать ссуду для создания кооператива, а кому пошить форму для любительской футбольной команды…
Деньги на всё это были. Ведь Аргентина после Второй мировой войны накопила огромные запасы валюты и золота, которые можно было тратить без оглядки.
Работала Эва очень много. С раннего утра с коротким перерывом на обед, а потом снова… И так ежедневно до 2 часов утра.
«Знаменосица всех бедных и угнетённых» — с восхищением и благодарностью говорили о ней все те, кому она помогла.
«Святоша!» — с ненавистью корчили гримасы олигархи, представители военной верхушки, лидеры оппозиционных политических партий.
Александр Морозов: Фонды, говорите вы?…
Диана: Да, мода на благотворительные фонды под патронажем артисточек пришла к нам явно не из нашей традиции.
Александр Морозов: Технологии современных фондов, которые являются «тромбом» экономики и явным уголовным общаком, отрабатывались ещё в те времена в Аргентине.
Натали: Есть вероятность, что тогда ещё фонд Эвиты ставил перед собою цели социального подкупа электората. Деньги-то были явно халявные, нацистские. А им нужно было удержаться в стране с помощью своих ставленников. Фонд работал на завоевание популярности четы Перонов.
Святая Эва Перон — загадка жизни и смерти
В здании Конфедерации профсоюзов Аргентины Эвита разместила Фонд собственного имени, который занимался благотворительностью в неслыханных масштабах. На прием к Эве мог попасть любой, и она практически никому не отказывала в помощи.
Очередь сюда люди занимали с вечера. Ангелика Витали, почитательница Эвиты: «У меня был знакомый огородник, которому не на чем было возить свои овощи на рынок. Я помогла ему попасть к Эвите. Она его выслушала, и он получил лошадь, тележку, место на рынке, и еще его жене дали швейную машинку». С 45 по 52-ой год Эвита Перон раздала две с половиной тысячи домов и квартир, три с половиной тысячи стипендий и семь тысяч восемьсот раз выступила в роли крестной матери.Дети вообще пользовались ее особым вниманием, наверное, потому, что своих она иметь не могла. Ей, а не Санта-Клаусу писали аргентинские дети рождественские письма с просьбой подарить ту или иную игрушку. Ни одно такое послание не оставалось без внимания. В 1951 г. Эва устроила акцию «Дети Аргентины — мои дети». Она хотела вручить подарок каждому ребенку страны. Это мероприятие обернулось трагедией. В давке погибло двое детей.
Откуда же Эвита брала деньги на все эти социальные чудеса? Все просто — она отнимала их у богатых. Каждый чиновник, получавший повышение по службе, обязан был внести в фонд сеньоры Перон определенную сумму. Служащие фонда отчитывались в расходах только перед Эвой.
Поэтому немало денег разворовывалось или оседало на личных счетах Перонов. По оценкам экспертов, Эвита с мужем присвоили себе приблизительно сто миллионов долларов.Платья она признавала только от «Шанель». Шубы заказывала из русских соболей. После Эвиты осталось несколько сот пар туфель. Часть этого огромного гардероба хранится сегодня в музее Эвиты в Буэнос-Айресе.
А еще она обожала драгоценности. Очень хрупкая женщина. Очень любила себя чисто внешне, была увешана драгоценностями, которых было даже слишком много для ее хрупкого тела. Известна ее фраза, когда она выступала в театре «Колон». Она выходила на сцену громадного этого шестиярусного театра, воздевала руки, унизанные кольцами, и говорила: «Эти драгоценности, мой народ, я ношу для вас!» И весь зал взрывался аплодисментами».
Александр Морозов: Да, кстати, очень удачный пиар-проект получился.
Диана: Но, деньги, похоже, точно нацистские. Там бы кто конкретно посчитал «расходы-доходы».
Александр Морозов: А, может, и правда средства фонда реквизированы у местной элиты?
Натали: По поводу громких случаев вымогательства средств в пользу фонда — это, конечно же, правда. Но, скорее всего, лишь операция «прикрытия». Надо же было обосновать наличие столь астрономических сумм. Которых хватало и на сверхпотребление самой Эвиты.
Диана: Хотя, она тратилась, похоже, только на представительские вещи. Это тоже элемент пиара. А он был нужен для укрепления властных позиций.
Натали: Да, если учесть, сколько она работала на приеме посетителей фонда и во время общественных мероприятий, то про «сверхпотребление» и «безмятежное существование» речи не идет.
Александр Морозов: Эффектную девочку взяли на определенную роль, и она её отрабатывала, возможно, искренне веря в свою миссию.
Эва Перон. Образ в истории и мюзикле
У Эвы Перон был сложный характер. Она могла быть обворожительной и очаровательной женщиной.
Она же была злопамятной и мстительной. Секс использовала в качестве средства для достижения своих целей — она всегда стремилась к власти и богатству. 27 процентов детей в Аргентине в то время были, как и Эва, незаконнорожденными. К этому все привыкли и относились очень спокойно. Существовало, однако, неписанное правило — незаконнорожденный ребенок никогда не мог рассчитывать на высокую должность в будущем. Поэтому у женщин в аргентинском обществе существовало лишь одно средство, с помощью которого она могла добиться своих целей. Этим средством был секс, и Эвита отлично знала, как им пользоваться. Когда она вышла замуж за Хуана Перона, она сделала все, чтобы уничтожить все доказательства того, как именно она жила до знакомства с ним. Многое из того, что известно о ее жизни до замужества, основано на слухах и сплетнях.
Натали: Знаете, а вот рассказ про уничтожение информации о прошлом может, удачно так, маскировать отсутствие этой самой информации. Да и легенды про кипящее оливковое масло, обеспечивающее необыкновенную белизну кожи, тоже …так себе «отмазка»…
Диана: Но, делают же сейчас химический пилинг…
Натали: А как же тогда быть с цветом остальной кожи на теле. Сами понимаете, что после 100% ожога — исход летальный. Значит, имелась кожа, не подвергшаяся ожогу, а, следовательно, и другого цвета…
Александр Морозов: Насобачились вы, я погляжу, дамы, на «кислотной атаке» разбираться в косметических процедурах. Любого выведите на «чистую воду».
Диана: Что делать: «Не мы такие — жизнь такая»…
Александр Морозов: Но, что из вышесказанного следует?
Натали: Ой, можно придумать много версий. Самая напрашивающаяся — что это Ева Браун, которой в Аргентине сделали пластическую операцию.
Александр Морозов: Да что вы?!
Натали: А что? Вы ж знаете мою любовь к конспирологическим версиям. Что бы мне и не пофантазировать?
Опять же, Ева Браун мечтала об актерской профессии.
Александр Морозов: Нет, вы, все-таки, держите себя в руках
Натали: Хорошо, продолжим рассматривать «официальную» версию.
Кроме помощи нуждающимся, Эва начала тяжёлую борьбу за уравнения прав женщин и мужчин. Это была очень сложная задача в условиях Аргентины той эпохи. Эва приложила колоссальные усилия для того, чтобы аргентинский парламент после серии продолжительных дебатов в 1947 году принял закон о предоставлении женщинам этой страны избирательных прав.
Александр Морозов: Тут пока все понятно. Это борьба за расширение электоральной базы, чтобы удержаться у власти.
Диана: А вот нацистские деньги надо было заставить работать. Послали в Европу того, кто контролировал финансовые потоки.
В августе — октябре 1947 года, в качестве Посла доброй воли, Эва Перон с официальными визитами посетила Испанию, Италию, Ватикан, Португалию, Францию, Швейцарию, Бразилию, Уругвай. Везде её встречали восторженные толпы людей. Эва Перон была принята первыми лицами этих стран. Римский Папа Пий 12 после беседы с ней подарил Эве золотые чётки. В Испании генералиссимус Франко вручил ей высокую награду этой страны: Большой Крест Исабель Ла Католика.
Натали: Вот тут ниже пошли отговорки, почему не поехал сам Перон. Что лишний раз подтверждает, что финансовые потоки контролировала Эвита.
Эва Перон. Грешница, ставшая святой для народа
Летом 1947 года состоялась поездка Эвы в Европу. Инициатива исходила от правительства Испании, где режим Франко оказался после Второй мировой войны в дипломатическую изоляцию и нуждался в налаживании международных связей. Богатая Аргентина была готова оказать Испании помощь в виде крупного займа. Но аргентинский президент опасался покидать Аргентину из-за возможной активизации оппозиции. Поэтому было решено отправить в Европу первую леди Аргентины с неофициальным визитом, который должен был стать рекламой внутренней политики Хуана Перона и обеспечит международное признание режима.
«Радужный тур» продолжался два с половиной месяца. Эва Перон представляла собой в Старом Свете новую богатую Аргентину. В Испании она была встречена с королевскими почестями, в Италии, Франции и особенно Швейцарии, Португалии, Ватикане и Монако, согласно дипломатическому протоколу, ей был оказан обычный приём как супруге главы государства.
Некоторые итальянцы, наслышанные о бурной жизни Эвиты на заре туманной юности выкрикивали на многолюдных митингах, на которых обожала выступать первая леди Аргентины, оскорбительные слова. В европейской поездке по Италии её сопровождал отставной адмирал, который в ответ на ее возглас «Боже, они называют меня падшей женщиной» произнес незабываемую фразу: «Синьора, я уже пятнадцать лет не выхожу в море, а меня по-прежнему называют адмиралом».В ходе визита Эва встретилась с известнейшими политическими, общественными и религиозными деятелями, в их числе были Салазар и Франко, папа Пий XII, государственный секретарь США Дж. Маршалл, президенты Франции, Италии, Португалии, Швейцарии, Бразилии, Уругвая и главы ряда правительств. Генерал Франко вручил ей орден, а Папа Римский удостоил ее длинной беседы.
Эва Перон с триумфом вернулась на родину с миллиардными контрактами на поставку мяса и зерна в разоренную войной Европу. Она вернулась с имиджем крупного государственного деятеля, лидером национального масштаба и до самой смерти занимала второе после Перона место в государстве.
Александр Морозов: Наверное папа не столько о душе с ней разговаривал, сколько о финансовых потоках. Она же не могла ему мясо и зерно продавать? Ватикан маленький. Что нужно и на рынке в Риме купят.
Натали: Можно ещё немного про платьица? Не могу удержаться.
Александр Морозов: Конечно.
Диана: Тем более, что это не просто тряпки, а специфический пиар и для продвижения закона об избирательных правах женщин. Такой, опосредованных ход. Создание атмосферы.
Эва Перон. Грешница, ставшая святой для народа
В своей зарубежной поездке Эвита не забывала, что она, прежде всего, женщины и встретилась с знаменитыми европейскими кутюрье. Теперь её одежда заказывалась у парижских художников-модельеров, например, у модного дома Christian Dior. Сама Коко Шанель отметила у Эвиты врождённое чувство стиля. Сдержанная роскошь, дорогая элегантность, классические костюмы днем и роскошные вечерние платья для торжественных случаев стали образцом для женщин высшего света не только в Аргентине, но по всей Латинской Америке.
В сентябре 1947 года конгресс по рекомендации Эвы Перон принял закон о предоставлении женщинам избирательных прав. И когда в 1951 году Перон был вторично избран президентом, он получил на 10 % голосов больше, чем в 1946 году. Росту его электората способствовали и поддержка аргентинских женщин. Из 3,8 млн. впервые голосовавших женщин в поддержку Перона высказалось более 2.4 млн. Уже при жизни перонисты называли Эву Перон символом социальной справедливости (хустисиализма).
Александр Морозов: Кстати, когда Эва совершила поездку в Европу?
Диана: В 1947-ом.
Александр Морозов: А Шанель, где у нас была после войны?
Диана: Ой, точно. У неё же была связь с немецким офицером, её арестовали, но потом выпустили и она до 1953-го жила в Швейцарии. Любопытный моментик. Надо зафиксировать.
Эвита Перон грешница или святая.
Но Эвита привезла с собой еще кое-что: представление о том, как должна выглядеть Первая леди. Отныне она одевается только у лучших портных Европы: Шанель (сама Великая Мадемуазель сказала, что у Эвиты врожденное чувство стиля), Кристиан Диор, Баленсиага, сшитые на заказ английские костюмы и обувь от Сальваторе Феррагамо. Ее стиль – сдержанная роскошь, дорогая элегантность, классические костюмы днем и роскошные вечерние платья для особых случаев, — стал образцом для всех женщин высших слоев не только в Аргентине, но по всей Латинской Америке.
Решив стать похожей на европейских женщин, Эвита постепенно осветляла волосы – с каждым разом на тон светлее, — а из-за недостатка времени ее прически становились все проще и элегантнее, в конце концов придя к каноническому светлому пучку из кос. Золотистые волосы, уложенные в корону, делали ее похожей на Мадонну. Такую прическу еще не одно десятилетие будет делать себе половина латиноамериканок; любимый Эвитой фасон – расклешенная юбка, короткий приталенный жакет и туфли с ремешками на щиколотках – еще долгое время будет оставаться самым распространенным в Аргентине. Мода давно ушла вперед, но эта одежда была данью не моде, а лично Эвите.
Александр Морозов: Хм, на некоторых фото и пластика, как у Меркель. Забавно. Умеете же вы, Натали, подбросить вирусную идейку.
Натали: Я могу и похлеще сочинить.
Александр Морозов: Да, куда уж больше-то!
Натали: А вот вспомните, какие фильмики нам Ирина Анатольевна регулярно подсовывает. То «Сердце ангела», то ещё один (название не припомню), где в тело девушки-медсестры подсаживают личность пациентки, за которой её приглашают ухаживать в старинное поместье. А потом выясняется, что так из тела в тело перемещаются чернокожие слуги-вудисты из этого поместья в течение уже почти века, или больше.
Александр Морозов: Да ну вас!?
Диана: А что? Ирина Анатольевна описала такое и в своем последнем романе.
Александр Морозов: Таки вы мне хотите сказать, что в Перона и Эвиту подсадили Гитлера с Евой Браун?
Натали: А почему бы и нет?! Там потом такой мистический хоррор закрутился, что без чертовщины не обошлось.
После возвращения Эва большую часть своего времени стала уделять работе с профсоюзами и политической деятельности. В 1949 году она основала Женскую перонистскую партию, председателем которой являлась до самой своей смерти.
В 1950 году врачи обнаружили у Эвы рак матки и рекомендовали ей полный покой… Несмотря на это, она, не щадя себя, продолжала много работать.
Святая Эва Перон — загадка жизни и смерти
Известие о смертельной болезни Перон вызвало массовое помешательство аргентинцев. Люди верили, что смогут спасти Эвиту, если совершат какой-нибудь рекорд. Так, один житель Аргентины 127 часов танцевал танго, пока не упал без сознания. Знаменитый бильярдист сделал подряд 1500 ударов кием. А две женщины в возрасте ползали по городской площади около пяти часов, пока одна них не раздробила себе колено. Грузчики устанавливали рекорды в поднятии тяжестей, а повара – в приготовлении пищи.
Александр Морозов: Что-то мне этот массовый психоз напоминает.
Диана: Приемы манипуляции массовым сознанием.
1 мая 1952 года Эва Перон в последний раз выступила с балкона Каса Росада по случаю Международного дня солидарности трудящихся. Этой ей стоило огромных усилий. Эва закончила говорить и потеряла сознание.
26 июля 1952 года в 20 часов 30 минут все радиостанции и телевидение Аргентины, прервав свои передачи, сообщили, что «Наша всеми уважаемая и любимая сеньора Эва Перон стала бессмертной».
Для того, чтобы навсегда сохранить тело Эвиты (так ласково называли её многие), аргентинское правительство срочно заключило контракт на его специальное бальзамирование с испанским доктором Педром Ара. Тот немедленно принялся за работу. К утру 27 июля тело было готово для того, чтобы народ мог проститься со своей любимицей.
16 дней и ночей нескончаемая очередь стояла перед министерством труда и социальной защиты, где был выставлен гроб, для того, чтобы в последний раз увидеть Эву. Принесли тысячи венков. Некоторые из них имели траурные ленты, где на внешней стороне виднелась стандартная фраза с выражением соболезнования, а на внутренней — маленькими буквами слова ненависти и злорадства: «Да здравствует рак!», « Ты сдохла, Святоша!» …
Затем тело Эвы Перон было перевезено в главный офис Хенераль Конфедерасьон дель Трабахо (Генеральное объединение профсоюзов), располагавшийся на улице Асопардо. Здесь доктор Педро Ара уже оборудовал лабораторию, имевшую всё необходимое для работы по сохранению тела усопшей. Пока он занимался бальзамированием Эвиты, в Аргентине был объявлен конкурс по созданию её мавзолея-усыпальницы.
В 1953 году Хуан Домиго Перон прибыл в лабораторию доктора Ара. Он открыл двери и, невольно прикрывая нос ладонью от тошнотворного запаха химических реактивов, осмотрелся.Под потолком, распятый на тросах, висел голый труп его жены… Увидев эту жуткую картину, президент Аргентины едва не потерял сознание. После этого визита он никогда больше не приезжал на улицу Асопардо,а осведомлялся о ходе работ по сохранению тела Эвы у Педро Ара по телефону.
Прошли три года. Усыпальница для Эвы Перон ещё не была построена. Её тело по-прежнему находилось в лаборатории на улице Асопардо, где за ним наблюдал доктор Ара. Бывший парикмахер Эвиты сделал ей причёску. Помощник доктора Ара одел Еву в её любимый костюм.
Хуан Доминго уже второй срок был президентом Аргентины. К началу 1955 года экономика страны находилась в кризисе, т.к. накопленные деньги уже давно были потрачены Пероном на безумные проекты: создание современной военной авиации, строительство атомного реактора… Особое недовольство деятельностью правительства проявляла армейская верхушка. Ряд военных мятежей, начавшихся в июне 1955 года, 20 сентября закончились государственным переворотом, названным впоследствии Освободительной революцией. Хуан Доминго Перон бежал в Парагвай, где получил политическое убежище.
Диана: Версия, что финансовые потоки контролировала Эвита, становится все более вероятной.
Александр Морозов: Да, и про атомный с космическим проекты, на которые тратился Перон, мне очень интересно.
Диана: Скорее всего, и Эвиту, и Перона сковырнули американцы. Им такие конкуренты под боком были не нужны.
Александр Морозов: И, скорее всего, хотели перенаправить финансовые потоки в свою пользу.
Натали: А, может, план Маршалла (1948-1952) как-то повлиял? Специалисты рванули в Европу?
Александр Морозов: Ой, вас понаслушаешься, так чего только могло и не быть… Лучше про чертовщину давайте!
Натали: Да, пожалуйста…
Приключения аргентинской мумии
Военная хунта опасалась, что имя и тело Эвиты станут символами, вокруг которых объединится народное сопротивление. Поэтому решено было похитить мумию Эвиты и навсегда скрыть ее от людских глаз. Ответственное задание было поручено шефу армейской разведки полковнику Карлосу Эугенио де Моори Кенигу.
24 ноября 1955 года подчиненные де Моори Кенига выкрали тело Эвиты из штаб-квартиры сторонников свергнутого Перона. Офицеры не могли удержаться от искушения рассмотреть тело: его выложили из гроба на стол и сорвали одежду.Испанский бальзамировщик доктор Педро Ара поработал на славу, Перон не зря заплатил ему сто тысяч долларов: казалось, что Эвита спит и на ее висках пульсируют голубые жилки. Более того, словно в ответ на комментарий одного из присутствовавших офицеров «наконец Кобыла издохла!» у ноздрей покойницы вдруг возникло голубоватое сияние!
Доктор Ара поспешил успокоить офицеров: теперь в жилах Сеньоры течет коктейль из химикатов, некоторые не вполне понятные науке реакции неизбежны. Это его личный шедевр: если бы господа соблаговолили взглянуть на рентгеновские снимки, то убедились бы в том, что все внутренние органы на месте, а такого не удавалось ни тем, кто мумифицировал фараонов, ни даже русским ученым, сохранившим тело Ленина! Сеньора абсолютно нетленна: пройдут века, а она будет все так же прекрасна… Ему удалось создать произведение искусства, и он хотел бы знать, что новое правительство страны собирается сделать с телом. Решили сховать!Труп возили по всей Аргентине, пока не оставили его прямо в кабинете полковника Кенига. Ходили слухи, что Кениг отдал приказ взводу солдат изнасиловать мумию. Те попытались выполнить приказ, но не смогли. Мумифицированное тело отказалось раздвигать перед ними ноги, а сами они не смогли одолеть умершую. Она была тверда как камень. Тогда полковник в ярости помочился на труп и скомандовал солдатам: «Делай как я». Взвод выполнил его команду.
Потом тело отвезли в квартиру майора Арандия, что закончилось трагедией — майор подвинулся рассудком и застрелили свою беременную жену возле гроба Эвиты. После, судьбой бедняжки озаботился Ватикан. Ему удалось добиться, чтобы труп Эвиты в апреле 1957 года тайно вывезли в Милан и под именем Марии Маджис Маджистрис там похоронили по-христиански.
Александр Морозов: Вот, и Ватикан опять нарисовался. Эвита же и с ним наладила финансовые потоки, не иначе.
В конце концов, приняли решение захоронить Эву по христианским традициям, но за рубежом. Были установлены необходимые контакты с высокопоставленными лицами Ватикана, которые и дали добро на совершение этой «операции».
В 16 часов 23 апреля 1957 года на итальянский пассажирский лайнер «Конте Бьянкамано» в порту Буэнос-Айреса был погружен гроб весом в четыреста килограммов с телом Марии Маджи Мажистрис, гражданки Италии, погибшей в автомобильной катастрофе в аргентинской провинции Росарио. Таможенники подписали все необходимые документы, даже не прикасаясь к гробу.
На самом деле в нём находилось тело Эвы Перон. Все, кто имел дело с её забальзамированным трупом, утверждали, что он весил не более тридцати килограммов. Так почему же гроб весил четыреста? Дело в том, что вместе с телом в нём находилось золото-«финансовая благодарность» правительства генерала Арамбуру Ватикану за секретную «операцию» по тайному захоронению Эвы.
В порту Милана гроб из Буэнос-Айреса был выдан священнику Франсиско Ротжеру.
Вскоре на миланском кладбище Мадджоре в могилу 41, участка 86 был опущен гроб стандартных размеров. В нём находилось тело Эвы Перон. На могильной же плите было написано «Мария Маджи Мажистрис».
Шли годы… Хуан Доминго Перон из Парагвая перебрался в Панаму, где познакомился с молодой аргентинской балериной Марией Эстелой Мартинес, которая позже стала его женой. В 1960 году они переехали жить в Испанию. В мадридском районе Пуэрта де Ерро Перон приобрёл огромный дом с парком.
Эва Перон продолжала лежать в могиле под чужой фамилией на кладбище Милана…
Хуана Доминго Перона ежедневно посещали представители профсоюзов, приезжавшие к нему из Аргентины. Иногда в доме появлялись лидеры перонистской партии, действовавшей в подполье. От них всех Перон требовал сделать всё для того, чтобы он вернулся в Аргентину и участвовал в президентских выборах.
По воскресеньям супруги Хуан Доминго Перон и Мария Мартинес посещали премьеры фильмов, спектакли, выезжали за город…
Эва Перон продолжала лежать в могиле под чужим именем на кладбище Милана…
Ничего не менялось до 1 июня 1970 года, когда весь мир вздрогнул от страшного события, происшедшего в Аргентине. Неким движением «Монтонерос» был похищен, а затем расстрелян в одном из подвалов пригорода Буэнос-Айреса генерал в отставке Педро Арамбуру. Тот самый, который в результате Освободительной революции сверг законно избранного президента Хуана Домиго Перона и сам назначил себя президентом страны.
Вскоре выяснилось, что монтонерос- это молодые люди, организовавшиеся для вооружённой борьбы по возвращению Перона к власти. Их основной лозунг «Перон или смерть!». Их печатный орган- «Эвита монтонера». Монтонерос обещали физически уничтожить всех, кого они подозревали в похищение тела их товарища- Эвы Перон. Каждый день на улицах аргентинских городов лилась кровь. Монтонерос развязали настоящую войну. Они убивали офицеров армии, флота, полиции… Для финансирования своей подрывной деятельности похищали с целью выкупа предпринимателей и богатых людей.
Эва Перон продолжала лежать под чужим именем на городском кладбище Милана…
Очередная военная хунта проигрывала войну с монтонерос. Ничего не могло сдержать их… Тогда президент де факто Аргентины генерал Лянуссе в августе 1971 года послал в Мадрид своего доверенного человека-начальника военной разведки- полковника Кабанижаса. По прибытию в Мадрид 16 августа он встретился с Пероном и передал ему личное послание Лянуссе. Президент де факто обещал вернуть Перону его аргентинское гражданство, всю пенсию за все годы вынужденной политической ссылки (около пятидесяти тысяч долларов США) и тело бывшей жены — ЭвыПерон.
В ответ Хуан Доминго Перон должен был сделать всё для прекращения террористической деятельности монтонерос.
Затем Кабанижас вместе с послом Аргентины в Испании бригадиром Хорхе Сильвейра стали действовать согласно разработанному заранее плану «Чемодан».
В течение десяти дней ими было получено разрешение муниципалитета Милана на вскрытие могилы Марии Маджи Мажистрис.
В жаркий полдень 31 августа 1971 года запаянный гроб был поднят из могилы и доставлен на кладбищенский склад. Здесь шесть самых опытных рабочих стали осторожно его вскрывать, стараясь ничего не повредить… И, наконец, очень медленно сняли крышку…
— Она живая! Она живая! — закричал вдруг один из рабочих и, став на колени, принялся молиться.
— Это святая… Не похоже, что она умерла двадцать лет назад… — прошептал другой.
Тело Эвы Перон сохранилось очень хорошо, не считая повреждений носа и пальцев ног из-за того, что ящик, в котором она находилась, долгое время стоял в платяном шкафу вертикально.В 19 часов 2 сентября 1971 года мумифицированные останки Эвы Перон были вручены Хуану Доминго Перону в его доме в Пуэрта де Ерро в Мадриде.
— Да, это она, — спокойно произнёс Перон и расписался в документе о получении тела своей бывшей жены.
В мадридской резиденции вместе с Хуаном Доминго и Марией Эстелой жил Хосе Лопес Рега, бывший капрал аргентинской федеральной провинции, проходимец и аферист. Он втёрся в доверие к супругам Перон и сделался незаменимым в их повседневной жизни. Лопес Рега утверждал, что он не простой смертный, а человек, наделённый магическим даром предсказывать будущее, воскрешать мёртвых, переселять души усопших… Его ненавидели все, кто посещал дом Перона, и за глаза называли Ведьмаком.
Лопес Рега откуда-то добыл стеклянный ящик больших размеров и, аккуратно положив туда тело Эвы, оставил его в пустой комнате.
Теперь каждый день Мария Эстела (она предпочитала, чтобы её называли Исабелита)- по настойчивой рекомендации Ведьмака -причёсывала Эву и протирала её тело носовым платком, смоченным одеколоном. Два раза в неделю Лопец Рега вынимал труп Эвы из ящика и укладывал на кровати. Рядом с ней, голова к голове, ложилась Исабелита. Ведьмак зажигал вокруг них свечи и произносил таинственные заклинания.
— Моя госпожа, я сделаю так, что дух и энергия Эвиты переселятся в ваше тело. Вы станете Эвой Перон нашего времени! — обещал Лопес Рега Марии Эстеле.
Натали: Да, похоже, с Эвитой разработали интересную пиар-технологию. Решили развивать её дальше.
Александр Морозов: То-то Ирина Анатольевна мате…(простите) ругалась на засилье у нас блондинок во властных структурах. А вот откуда «ноги растут».
Эва Перон. Образ в истории и мюзикле
Перон понял, что покойница стала его главным козырем, и готовил ее второе пришествие — роль Эвиты должна была сыграть Мария Эстела Мартинес, дочь разорившегося банкира, бывшая танцовщица в кабаре, набившаяся Перону в секретарши.
Мария Эстела уже примеряла на себя эту роль: хрупкая фигурка, артистическое прошлое и безудержное желание преуспеть — у нее было много общего с Духовной Водительницей нации, и она твердо намеревалась ею стать. Л. Реги, конфидент и телохранитель Перона, «аргентинский Распутин», обучившийся волшебству у жрецов гаитянского культа вуду, совершил над Марией Эстелой магический обряд, после которого к ней должна была перейти сила Эвы, и Перон зарегистрировал новый брак. Молодой было чуть больше двадцати, молодому — шестьдесят пять, но в Аргентине над ними никто не смеялся.
Александр Морозов: И ещё одна технология появилась. То есть, деньги нацистские заработали, создавая террористические структуры.
Хуану Доминго Перону удалось вернуться в Аргентину в июле 1973 года. На родине он активно включился в избирательную кампанию. 12 октября 1973 года Хуан Доминго Перон был выбран президентом Аргентины, а его супруга Мария Эстела Мартинес — вице-президентом. Хосе Лопес Рега занял пост министра труда и социальной защиты.
Эва Перон продолжала лежать в стеклянном ящике в пустой комнате в мадридской резиденции своего бывшего мужа…
1 мая 1974 года, выступая с балкона Касы Росада, Хуан Доминго Перон в своей речи публично объявил монтонерос агентами империализма и исключил их из перонистского движения.
Эва Перон продолжала лежать в стеклянном ящике в пустой комнате в мадридской резиденции своего бывшего мужа…
1 июня 1974 года Хуан Доминго Перон умер от давно его мучавшего рака предстательной железы. Согласно Конституции Аргентины, президентом страны стала его супруга — вице-президент Мария Эстела Мартинес.
Эва Перон продолжала лежать в стеклянном ящике в пустой комнате в мадридской резиденции своего бывшего мужа…
В ночь с 14 на 15 октября 1974 года группа монтонерос взломала склеп на столичном кладбище Реколета и похитила труп генерала Арамбуру. На стенах домов Буэнос-Айреса появились надписи «Меняем Арамбуру на Эвиту».
17 октября 1974 года чартерным рейсом тело Эвы Перон было доставлено из Мадрида в Аргентину и помещено в усыпальницу часовни президентской резиденции в городе Оливос.
18 октября 1974 года на улице Сальгеро в Буэнос-Айресе рано утром была обнаружен грузовик с телом генерала Арамбуру.
Эвита Перон: Проклятие Неприкаянной Души! «Я вернусь и стану миллионами…»
В 1974 г. Хуан Перон умер, а тело его бывшей жены снова перевезли в Аргентину. Но и в этот раз не все прошло спокойно: по дороге в аэропорт Мадрида, охранники поссорились и перестреляли друг друга, а машина врезалась в стену, сам гроб при этом каким-то образом совершенно не пострадал.
Диана: А вот и появилась в нашем повествовании та хунта, за сотрудничество с которой костерят папу Франциска.
24 марта 1976 года в Аргентине произошел военный переворот, в результате которого правительство Марии Эстелы Мартинес (Исабелиты) было низложено. К власти в очередной раз пришла хунта высших офицеров сухопутных сил, военной авиации, военно-морского флота.
Новый президент де факто генерал Хорхе Рафаль Видела не мог допустить, чтобы в часовне его резиденции покоилось тело Эвы Перон.
Александр Морозов: Похоже, местная элита так и не полюбила пришлых нацистов.
Натали: А за что их любить? Атомный и космический проект им реализовать не дали, но всяческие живодерские технологии они продолжали развивать. Доктор Менгель ошивался в Аргентине до 1960-го. Наверное, без дела не сидел?
Эвита Перон: Проклятие Неприкаянной Души! «Я вернусь и стану миллионами…»
Новое правительство решило похоронить тело Эвиты в семейном склепе Дуарте на кладбище Реколета. По дороге на кладбище грузовик с телом попал в аварию: у водителя за рулем случился инфаркт, машина резко затормозила и два охранника проткнули друг другу шеи штыками винтовок…
Александр Морозов: Вот точно, ещё всяческих оккультных приемчиков эти нацисты нахватались. У местных, что ли?
На исходе дня, 26 октября 1976 года, санитарный грузовичок, сопровождаемый патрульным полицейским автомобилем, доставил на столичное кладбище Реколета тело Эвы Перон. На церемонии погребения самой известной женщины Аргентины присутствовали только её сёстры Эрминда и Бланка Дуарте. По распоряжению военной хунты, Эва Перон была похоронена в семейном склепе Дуарте на глубине шести метров. Сверху на её могилу положили толстую металлическую плиту.
На следующий день все аргентинские средства массовой информации сообщили о том, что наконец-то Эва Перон нашла вечный покой.
Александр Морозов: Вот чувствуется, что современные наработки по всяческим эзотерическим культам (систематизация, методичное описание, классификация) выполняли очень педантичные люди. И взялось сейчас у нас это «сразу и ниоткуда».
Натали: Ага! Прибилось вместе с оффшорами.
Приключения аргентинской мумии
Страсть к обогащению аукнулась Хуану Перону после его смерти 1 июля 1974 года. В 1987 году грабители проникли в его мавзолей, вскрыли гроб и отрубили топором бывшему диктатору руки. С помощью них они хотели заполучить отпечатки пальцев Перрона, посредством которых намеревались получить доступ к банковским ячейкам в которых хранились сокровища бывшего президента Аргентины.
Александр Морозов: Значит, не только Эвита распоряжалась концлагерным золотишком.
Натали: А помните, как там в Швейцарии полки с золотыми коронками в банке обрушились? Та ещё чертовщина…
Александр Морозов: Вот черти безрукие!…
Диана: Но, помимо денег хотели перехватить и манипуляторские наработки.
Эва Перон. Образ в истории и мюзикле
В октябре 1973 года Тим Райс ехал в машине и случайно услышал окончание какой-то радиопередачи. Передача была об Эвите Перон (второй жене аргентинского диктатора Хуана Перона), и этот сюжет очень заинтересовал Тима Райса
Ллойд-Уэббер отнесся к этой идее без энтузиазма — писать мюзикл о малоизвестной в Англии жене аргентинского диктатора, пробившейся к власти, перебираясь из постели одного своего любовника к другому? Подумал, подумал — и согласился…
Райс подробно изучил биографию главной героини своего будущего мюзикла, походив по лондонским библиотекам, кроме того, в феврале 1974 года он съездил в Аргентину, где и написал большую часть сюжетной линии.
Летом 1975 года авторы вплотную приступили к написанию «Эвиты». Работа шла по старой, отработанной схеме: сначала сюжет, подробная разработка драматической линии, затем музыка, и уже в самую последнюю очередь — тексты. Как и в большинстве произведений Ллойд-Уэббера, в «Эвите» сочетаются различные музыкальные стили, а поскольку действие разворачивается в Аргентине, композитор не мог не включить в партитуру латиноамериканские мотивы. Известная любовь Тима Райса вводить в свои мюзиклы рассказчика дала о себе знать и на этот раз. В «Эвите» «ведущим» было суждено стать некому Че (прототипом которого является легендарный революционер, родившийся в Аргентине — Эрнесто Че Гевара).
Рок-опера имеет кольцевую композицию и начинается «с конца» — прием, который Райс часто использует в своем творчестве. «Эвита» начинается с похорон главной героини и ими же и заканчивается. Аргентинский студент Че рассказывает нам о стремительном подъеме Эвы Дуарте по лестнице карьеры и успеха, популистской политике, принесшей ей любовь аргентинцев, взаимоотношениях героини с Пероном, ее болезни и смерти.
Летом 1976 года, на первом фестивале в Сидмонтоне гостям были представлены первые демонстрационные записи нового мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса. Вскоре на студии Олимпик началась запись альбома. Партию Эвиты исполнила актриса Жюли Ковингтон, Че стал молодой певец Колм Уилкинсон (ныне очень крупная звезда музыкального театра), в то время игравший Иуду в «Иисусе Христе — Суперзвезде». Перона исполнил Пол Джонс. На альбоме можно услышать и самих авторов — они среди прочих поют за офицеров и аргентинских аристократов, а Ллойд-Уэббер еще к тому же играет на клавишных. По признанию Тима Райса, запись 1976 года до сих пор является для них с Ллойд-Уэббером самой любимой.
Альбом имел бешеный успех. Уже через три месяца после его выхода в свет количество проданных копий составляло 500 тысяч, сингл «Не плачь по мне, Аргентина» расходился в четыре раза быстрее, и даже в Аргентине, где диск был запрещен, каждое уважающее себя семейство считало необходимым его приобрести.
Знаменитый режиссер Хэл Принс начал работу над постановкой. Так как Жюли Ковингтон и Колм Уилкинсон по разным причинам отказались исполнить свои роли в театре, создателям мюзикла пришлось искать искать им замену. Новой Эвитой стала Элейн Пейдж, будущая королева британской сцены, а в то время — молодая и еще никому неизвестная актриса, игравшая в труппе «Иисуса Христа — Суперзвезды». На роль Че пригласили знаменитого рок-певца Дэвида Эссекса, также имевшего опыт общения с музыкальным театром.
Премьера «Эвиты» состоялась 21 июня 1978 года. Сценическая версия несколько отличалась от версии на альбоме — была добавлена новая песня — «Искусство возможностей», а финальная сцена сильно сокращена.
Спектакль имел огромный успех и получил награду Уэст-Эндского Театрального Общества в номинации «Лучший мюзикл 1978 года». Награду получила и Элейн Пейдж — за лучшую актерскую работу в мюзикле. Диск с записью оригинального лондонского состава «Эвиты» стал золотым в первые недели после посупления в продажу. Постановка, в которой успели «отметиться» такие звезды как Марти Уэбб и Стефани Лоуренс, закрылась через семь лет после премьеры.
Восьмого мая 1979 года «Эвита» открылась в Лос-Анджелесе. Главные роли исполнили Патти Люпон (Эвита), Мэнди Патинкин (Че) и Боб Гантон (Перон). В аранжировки и тексты вновь были внесены некоторые изменения. Через четыре месяца после американской премьеры, 21 сентября 1979 года, тем же составом, спектакль был впервые сыгран на Бродвее. «Эвита» завоевала сердца публики и получила 7 премий Тони.
ЭКРАНИЗАЦИЯ МЮЗИКЛА
Разговоры об экранизации возникли сразу же после театральной премьеры мюзикла. Но съемкам каждый раз что-то мешало — их постоянно откладывали, предполагаемые режиссеры сменяли друг друга, равно как и актрисы, претендующие на главную роль. Поговаривали о том, что в роли Че будут снимать знаменитого поп-певца Элтона Джона. Так или иначе, к съемкам фильма приступили только через двадцать лет после того как «Эвита» впервые увидела свет. На этот раз режиссура была доверена Алану Паркеру, автору «Стены», «Птахи» , «Сердца ангела» и других известных кинолент.
Паркер получил длинное и страстное письмо от певицы Мадонны, в котором она умоляла позволить ей сыграть Эву Перон, так как, по ее мнению, никто не сделал бы это лучше, чем она. Паркер ответил согласием, что вызвало огромный скандал в Аргентине, где для многих Эвита по-прежнему остается идолом.
Скандал, однако, только послужил дополнительной рекламой фильму. На роль Че пригласили прижившуюся в Голливуде звезду испанского кино Антонио Бандераса. Перона воплотил на экране британский актер Джонатан Прайс.
Из-за многочисленных протестов на родине Эвиты, фильм снимали в основном в Будапеште, но Касу Росаду и ее знаменитый балкон, с которого Эвита поет «Не плачь по мне, Аргентина», поехали снимать все же в Аргентину. Мадонне удалось уговорить аргентинского президента Менема позволить съемочной группе воспользоваться его дворцом. Всего съемки, начавшиеся 8 февраля 1996 года, продолжались восемьдесят четыре дня.
Несмотря на звезный актерский состав, результат оказался ниже режиссерских возможностей Паркера. Знаменитый создатель «Стены» на этот раз сделал выбор в пользу реализма, и мюзикл потерял свою «театральность». Кроме того, многочисленные изменения в сюжете и тексте привели к тому, что первоначальный замысел Ллойд-Уэббера и Райса затерялся на фоне впечатляющих массовых сцен, любовно срежиссированных Паркером.
На протяжении фильма «Эвита» Мадонна меняет 85 нарядов, 39 шляпок и 42 причёски. Более 400 часов ушло на запись песен к фильму. В целом, производство киноверсии мюзикла обошлось приблизительно в 60 миллионов долларов.
Тим Райс охарактеризовал получение «Оскара» за песню «Ты должен любить меня» следующим образом: «Всe равно, что твоя тeща врезается у тебя на глазах в скалу на твоей новой машин».
Как это уже не раз случалось, в партитуру мюзикла также были внесены изменения. Специально для фильма была написана новая песня — «Ты должен любить меня», принесшая ее авторам Оскар. В 1997 году фильм получил три Золотых глобуса — одна из этих наград досталась Мадонне («Лучшая актриса»).
После премьеры фильма, вызвавшего вторую волну интереса к мюзиклу «Эвита», Ллойд-Уэббера и Райса часто обвиняли в том, что в своем произведении они прославляют диктаторов и фашизм. Это суждение очень поверхностно. В своем мюзикле авторы стремились показать, насколько опасным является радикализм, к каким серьезным последствиям могут привести популистская политика и диктатура. Эндрю Ллойд-Уэббер и Тим Райс считают, что «Эвита» — их лучшая совместная работа. С их утверждением можно соглашаться или нет, но, так или иначе, «Эвита» занимает достойное место в истории музыкального театра.
Александр Морозов: И без Че тут не обошлись.
Натали: Из него тоже хотели сотворить культ святого. Но он итак хорошо пошел в виде бренда. На маечки, на пивные подставочки…
В Буэнос-Айресе есть популярный бар Peron-Peron.
Что характерно, находится он в достаточно зажиточном районе Палермо-Голливуд, а вовсе не в квартале столь любимых Эвитой «безрубашечников». Однако первое, что бросается в глаза после настоящего алтаря Эвы Перон с ее портретами и зажженными свечами, это швейные машинки «Зингер», которые Эва когда-то тысячами раздаривала женам бедняков. Причем часть машинок сохранилась в первозданном виде, а часть переделали в автоматы, из которых бармен нацеживает нефильтрованное пиво. Стены расписаны перонистскими лозунгами среди развешанных пожелтевших фотографий Эвиты. С потолка свисают бело-голубые аргентинские флаги. А на столиках под стеклом зажигалки с портером Эвиты и мотки ниток. Меню тут предлагается под стать обстановке заведения. К примеру, мясо на решетке под названием «Паркет». Только не надо думать, что это жесткий стейк, напоминающий известное покрытие для пола. Просто во время правления Перона его самым преданным сторонникам из народа раздавали не только швейные машинки, но и дома, в которых голытьба с остервенением вскрывала дорогой паркет, дабы топить им печки.
Впрочем, в этом баре можно отведать холодную закуску под названием «Педро Эухенио» – с еще более экзотической подоплекой.
Дело в том, что Педро Эухенио Арамбуру был в свое время президентом Аргентины, которого сначала похитили, а потом убили партизаны-перонисты. Мрачная же ирония заключается в том, что «холодная закуска» на испанском языке пишется как fiambre. А в Аргентине это слово означает синоним трупа. В общем, лучше есть и не задумываться… А еще в баре Peron-Peron можно увидеть часы марки Cronos со стрелками, застывшими на цифрах 20:25. Именно в этот час, если верить истории, не стало Эвиты Перон.
От Эвиты до Джеки
Ну как их не сравнить! И Эвита, и Джеки Кеннеди – обе стали культовыми женами президентов своих государств. Обе олицетворяли целые эпохи, причем разные, несмотря на совершенно небольшую разницу в возрасте – всего-то в 10 лет. Трудно сказать, было ли что-то общее в характере этих энергичных дам, однако по крайней мере три момента, помимо обозначенных выше, объединяют их совершенно точно. Обе были законодательницами моды и стиля, обе фанатично любили красивые вещи. И обе не устояли перед чарами знаменитого миллиардера Аристотеля Онассиса, который, кстати, начинал свою карьеру именно в Буэнос-Айресе.
Судя по всему, харизматичный грек питал слабость к женам президентов. И сумел-таки заставить верную Эвиту изменить любимому супругу. Эвита познакомилась с Онассисом во время Второй мировой войны. В то время он занимался поставками продовольственных товаров из Аргентины в оккупированную фашистскими войсками Грецию, а Эва имела свою долю в этом бизнесе. Так вот, спустя несколько лет Аристотель и Эвита встретились вновь – на этот раз в Италии, куда могущественный судовладелец прилетел специально для свидания с супругой аргентинского президента.
После официального обеда Аристотель и Эвита провели вместе романтичный вечер и страстную ночь. А утром первая леди Аргентины собственноручно приготовила Онассису омлет, в благодарность за который он передал ей чек на 10 тысяч долларов. «Это был самый дорогой омлет в моей жизни!» – шутил потом великий соблазнитель, даже не подозревая, насколько дороже ему впоследствии обойдутся омлеты от будущей супруги Жаклин Кеннеди, которая едва не опустошила его бездонную «казну».
Впрочем, чей гардероб был богаче – Эвиты или Джеки – можно только догадываться. Что касается Эвы Перон, то корреспондент британской газеты «Дейли-экспресс» так описывал интерьер пероновского дворца, который открылся для народа после смерти Эвиты: «Это было зрелище, которое затмило бы пещеру Аладдина. Стеклянные полочки ярус за ярусом отражали блеск выставленных драгоценностей, оцененных в 2 миллиона фунтов стерлингов.
Немного дальше, мерцая, вспыхивали бриллианты величиной почти с голубиное яйцо. Там же сверкал золотой воротник толщиной 5 сантиметров, инкрустированный драгоценными камнями. А еще я увидел сотни платьев великолепного фасона, и все безумно дорогие. Кроме того, у Эвиты было столько пар туфель, «что их хватило бы на 400 лет!», и, если Джеки предпочитала покупать вещи, драгоценности и проч. исключительно за счет своих мужей, в основном, конечно, Онассиса, то Эвита, судя по всему, в подобной «спонсорской» помощи не нуждалась. По крайней мере сам Хуан Перон однажды признался: «Единственная драгоценность, которую я когда-либо подарил моей жене, было обручальное кольцо. Все остальное она приобрела сама».
Александр Морозов: Какой концентрат технологий, уже отработанных в Аргентине, и сейчас примененных у нас!
Диана: Вот поэтому-то Ирина Анатольевна и кроет их «нацистскими».
Натали: И это без всяких метафор, а так оно и есть.
(Продолжение следует)
Читать по теме:
- Кинозал. Часть I
- Кинозал. Часть II
- Кинозал. Часть III
- Кинозал. Часть IV
- Кинозал. Часть V
- Кинозал. Часть VI
- Кинозал. Часть VII
- Кинозал. Часть VIII
- Кинозал. Часть IX
- Кинозал. Часть X
2 комментария
В книге «ТРАНС-формация Америки» есть ссылка на книгу и интервью некоей Свали — бывшего инструктора секты Иллюминатов.
«Эта женщина состояла в ордене с детства, точнее, с рождения. Она была потомственным Иллюминатом. Выполняла в ордене-культе роль инструктора по психокодированию . Ей удалось покинуть орден и остаться в живых.»
С её слов психокодирование начинается едва-ли не в утробе, с полутора лет детям начинают расщеплять психику, нанося физические и психологические травмы. В книге большое количество технических подробностей, существенно дополняющих рассказы Фионы Барнетт и Кэти О’Брайен. Рекомендую ознакомиться (перевод книги и интервью Свали здесь http://samlib.ru/m/malxcew_s_a/0010_svali_breaking_the_chain_001.shtml)
В конце интервью Свали отвечает на вопросы позвонивших. Среди прочего есть упоминание о «пересадке» души в другое тело.
«…Иллюминаты полностью убеждены в реальность существования Атлантиды. Они учат этому детей как части устной истории. Они считают, что это была одна из величайших когда-либо существовавших цивилизаций, и одна из самых продвинутых.
Они настаивают на том, что Атлантида была великой расой высоко разумных людей. Они обладали высоко продвинутой верой и были очень просветленными.
Иллюминаты учат детей, что затем пришел враждебный пророк, пророк Бога, и предсказал разрушение Атлантиды, если атланты не изменят свой образ жизни.
Бесспорно, атланты были оккультистами, люциферианами. Такой была их религия. По существу, многие достижения, которыми наслаждались атланты, были получены сверхъестественными методами. И вот что я еще скажу.
Они посмеялись над пророком. По существу, они убили его. А он… Как я догадалась позже, нас учили, что несколько атлантов выжили, но сам великий город трагически погиб.
Иллюминаты до сих пор скорбят о потере Атлантиды, они считают, что несколько выживших оказались среди великих людей, которые помогли им обрести Свободу. Так что их можно назвать предшественниками Иллюминатов.
Х: Еще один короткий вопрос, если позволите.
Я хотел спросить, есть ли основания полагать, что люди на вершине пирамиды, мужчины и женщины, практикую магию, позволяющую путешествия во времени и путешествия в другие миры?
Свали: Ох! Ох! ДА. Для этого вовсе не нужно находиться на вершине пирамиды. О, да!
Х: Их душа или дух покидают одно тело и рождаются в другом, так они путешествуют во времени.
Свали: (очень взволновано) О, да! Да! Все время. В этом интервью я не касалась данного вопроса. Вы начинаете говорить странные вещи, Вы начинаете обсуждать подобные вещи. Будущих специалистов в сфере духовности обучают путешествиям во времени, выходу из тела, психическим сражениям и так далее, то есть вещам, которые невозможно объяснить логикой.
Я наблюдала сверхъестественное, то, что невозможно объяснить с помощью человеческого разума или размышления.
[В 2-3-х разных статьях Свали рассказывала, что видела группу людей, способных поднимать животное в воздух и душить его до смерти. Но здесь она явно говорит о чем-то большем.]»
А ещё Эвита перенесла лоботомию, якобы, для лечения сильных головных болей.
Чем там болели расстрельные команды сс, кроме неукротимого поноса?