Диана: Знаете, Натали, теперь я понимаю, откуда столько поверий и обрядов, связанных с зеркалами. Это, явно, отголоски знаний об этих волшебных зеркалах Чжурчжэней.
Натали: Мистика — это замечательно, Диана. Но, я заинтересовалась этой темой исключительно после вебинара И.А.Дедюховой о Сергее Есенине.
Диана: Однако! а какая связь?
Натали: Когда наступает эпоха хаоса, связи возникают весьма причудливые. Их весьма любопытно распутывать. Более занимательного романа-приключения чем жизнь сложно представить.
Диана: Жизнь — это, как раз, хорошо, но вот смерть Есенина трагична и загадочна.
Матонин Евгений Витальевич. Яков Блюмкин: Ошибка резидента
Одним из первых, кто начал доказывать факт убийства Есенина, был следователь Московского уголовного розыска, полковник милиции, писатель и журналист Эдуард Хлысталов, чьи книги и статьи получили наибольшую известность в 90-е годы прошлого века. В одной из его книг убийство поэта описано так: «Есенин был оглушен ударом канделябра, после чего его стали избивать ногами, сломав при этом три ребра, отбили почки и печень, били в пах, затем перерезали ему вены и мускулы, выстрелили в голову и повесили на трубе парового отопления. Очнувшись, висящий в петле с разорванными шейными позвонками, истекающий кровью Есенин пытался освободиться от нее, но силы оставили его».
В работах Хлысталова Блюмкин упоминается, но на его причастность к убийству Есенина автор скорее намекает. Его единомышленники пошли куда как дальше.
В конце 1990-х петербургский писатель Виктор Кузнецов издал книгу под названием «Тайна гибели Сергея Есенина», в которой Блюмкин уже открыто назван убийцей поэта. По версии Кузнецова, Есенин никогда не селился в «Интернационале» — «Англетере». Он утверждает, что в тот день, когда Есенин прибыл в Ленинград, Блюмкин, отлично знавший поэта, пригласил его в гостиницу, чтобы отпраздновать их встречу.
Есенин согласился, но по дороге был схвачен сотрудниками ОГПУ и помещен в подвал на проспекте Майорова, где его избивали четыре дня. Зачем? Чтобы завербовать. Допросы вел Блюмкин. По-видимому, утверждает Кузнецов, Есенин сопротивлялся и с силой толкнул Блюмкина, тот упал. Тогда другой чекист, Николай Леонтьев, выстрелил в поэта. А после этого Блюмкин ударил Есенина рукояткой револьвера в лоб. Затем тело перетащили по подвальному лабиринту в соседний «Англетер» и там повесили.
…
Есть, конечно, и более «материалистические» объяснения «убийства поэта чекистами». Одно из них состоит в том, что Есенин случайно вмешался в «большую политику». Другими словами — в борьбу за власть в партии между Сталиным и его противниками: Троцким, Каменевым, Зиновьевым.
Сторонники этой версии выводят ее из эпизода, который вроде бы произошел 23 декабря 1925 года, то есть накануне рокового отъезда Есенина в Ленинград.
В этот день Есенин встретил в редакции Госиздата прозаика Александра Тарасова-Родионова. Вместе они пошли в пивную. И там, согласно воспоминаниям последнего, Есенин ему сказал: «Я очень люблю Троцкого… уверяю тебя, очень люблю. А вот Каменева… не люблю. Подумаешь, вождь. А ты знаешь, когда Михаил отрекся от престола, он ему благодарственную телеграмму закатил за это самое из Иркутска… Телеграмма-то эта, где он мелким бесом семенит перед Михаилом, она, друг милый, у меня».
Речь шла о приветственной телеграмме «первому гражданину свободной России», которую Лев Каменев вроде бы отправил в марте 1917 года из Ачинска, где находился в ссылке, великому князю Михаилу — после того, как тот отрекся от престола [51].
Далее, по мнению авторов этой версии, Тарасов-Родионов, будучи сторонником троцкистско-зиновьевской оппозиции, оперативно сообщил кому-то в окружении лидеров оппозиции о том, что у Есенина имеется серьезный компромат на Каменева. Так что в Ленинграде поэта ждала уже группа во главе с Блюмкиным. Они потребовали отдать телеграмму. Есенин отказался — у него ее, скорее всего, и не было. Завязалась драка, в ходе которой поэта убили (возможно, случайно). Чтобы замести следы, убийцы инсценировали самоубийство.
Забежим немного вперед. Сценка — из стенограммы — на VII расширенном пленуме Исполкома Коминтерна (22 ноября — 16 декабря 1926 года). Разногласия между Сталиным и Троцким, Зиновьевым и Каменевым уже в самом разгаре. И Сталин припоминает давние события (которые еще в 1917 году описывали буржуазные газеты и тогда же опровергала «Правда»):
«Дело происходило в городе Ачинске в 1917 году, после Февральской революции, где я был ссыльным вместе с тов. Каменевым. Был банкет или митинг, я не помню хорошо, и вот на этом собрании несколько граждан вместе с тов. Каменевым послали на имя Михаила Романова… (Каменев с места: „Признайся, что лжешь, признайся, что лжешь!“).
Молчите, Каменев. (Каменев: „Признаёшь, что лжешь?“). Каменев, молчите, а то будет хуже. (Председательствующий Тельман призывает к порядку Каменева).
Телеграмма на имя Романова как первого гражданина России была послана несколькими купцами и тов. Каменевым. Я узнал на другой день об этом от самого т. Каменева, который зашел ко мне и сказал, что допустил глупость (Каменев с места: „Врешь, никогда тебе ничего подобного не говорил“).
Так как тов. Каменев здесь пытается уже слабее опровергать то, что является фактом, вы мне разрешите собрать подписи участников апрельской конференции, тех, кто настаивал на исключении тов. Каменева из ЦК из-за этой телеграммы (Троцкий с места: „Только не хватает подписи Ленина“). Тов. Троцкий, молчали бы вы! (Троцкий: „Не пугайте, не пугайте…“) Вы идете против правды, а правды вы должны бояться (Троцкий: „Это сталинская правда, это грубость и нелояльность“)».
Допустим, телеграмма в самом деле существовала. Как она могла оказаться у Есенина? В чем можно согласиться с авторами этой гипотезы, так это в том, что никакой телеграммы у него, конечно, не было. Скорее всего, — если действительно имел место его разговор с Тарасовым-Родионовым, — он просто сболтнул о ней «по пьяному делу». Слухи о телеграмме Каменева ходили давно, так что Есенин вполне мог слышать или читать в газетах об этой истории.
Вину за «убийство Есенина из-за телеграммы» сторонники этой гипотезы почему-то возлагают на Каменева, хотя, если уж на то пошло, с еще большей вероятностью это могли бы сделать и люди Сталина — чтобы заполучить компромат на одного из лидеров оппозиции. К тому же ОГПУ подчинялось именно Сталину, а не Каменеву. Есть, правда, и другая разновидность этой гипотезы — операцию устроил все тот же «демон» — союзник Каменева по оппозиции Троцкий (понятно — кто же пойдет обыскивать и убивать Есенина ради какого-то безвольного интеллигента Каменева?).
Однако дело в том, что в конце 1925 года Троцкий и Зиновьев с Каменевым еще не были союзниками. Троцкий довольно злорадно наблюдал, как его недавних противников теперь громят на XIV съезде партии в Москве. Есенин погиб как раз во время съезда, когда, думается, ни Сталину, ни Каменеву было совсем не до того, чтобы организовывать какие-то спецоперации и направлять боевиков к Есенину. Имелись у них дела и поважнее.
Следует заметить, что сценка с телеграммой на пленуме в 1926 году стала лишь крохотным эпизодом в борьбе за власть, о котором вскоре просто забыли. Сталин разгромил троцкистско-зиновьевскую оппозицию и без такого «убойного» компромата, как телеграмма.
Что же касается Блюмкина, то, называя вещи своими именами, к версиям об убийстве Есенина он просто притянут за уши. Нет никаких весомых свидетельств того, что он вообще находился в это время в Ленинграде.
Натали: Блюмкин — это тот, которого считают прообразом Владимирова-Исаева-Штирлица в произведениях Юлиана Семенова?
Диана: Да, тот ещё фрукт. Отличился убийством германского посла Мирбаха, что спровоцировало разгром левых эссеров (смотрим фильм «Шестое июля»). Потом он участвовал в расследовании воровства из Гохрана (смотрим сериал «Исаев»). Он ещё принимал активное участие в разработке Б.Савинкова, когда того заманили в СССР и арестовали (смотрим фильм «Крах»).
“С огромной долей уверенности можно утверждать, что Есенина Блюмкин не убивал”
28.12.2005
— Есенин и Блюмкин появились в столице практически одновременно, — рассказывает Ярослав Леонтьев. — Оба были бездомными и даже ютились какое-то время по одному адресу, у братьев Кусиковых в Большом Афанасьевском переулке. Позже Кусиковых обвинили в контрреволюционном заговоре, арестовали и Есенина, но Блюмкин поручился за него и отвел беду.
“Я, нижеподписавшийся, Блюмкин Яков Григорьевич, проживающий в гостинице “Савой”, в номере 136 (…), беру на поруки Есенина Сергея Александровича!”
“Все известные поэты в те годы имели непосредственное отношение к ЧК”, — ехидно заметил из своей благополучной эмиграции другой литератор, Владислав Ходасевич.
Есенин со товарищи водили Блюмкина за собой, как медведя на ярмарке. На богемных вечеринках они были, как сказали бы сейчас, модными тусовочными персонажами.
— А хотите посмотреть, как расстреливают контру? — завлекал Есенин понравившихся дам. — Я через Блюмкина живо вам устрою…
Натали: А ещё он очень интересовался Востоком. И провел там много времени.
Известно, что первый приезд Есенина в Баку состоялся в августе 1920 года. Приехал он вместе со своими друзьями: поэтом Анатолием Мариенгофом и большевиком Григорием Колобовым. Именно здесь, в Баку, Сергей Александрович закончил поэму «Сорокоуст», которая являлась важным, этапным произведением в его творчестве. По свидетельству Т. Ю. Тaбидзе, во время своей первой продолжительной поездки нa Кaвкaз (июль-сентябрь 1920 г.) Есенин нa очень короткое время, где-то в aвгусте, заезжaл в Тифлис, еще нaходившийся под влaстью меньшевиков (см.: Белоусов В. Персидские мотивы. М., 1968, с. 10–11).
Так же известно, что в 1920 году, когда Есенин и братья Кусиковы арестовывались ЧК, помощь поэту оказал Блюмкин, обратившийся с ходатайством отпустить его на поруки. Этот инцидент произошел в Москве в конце сентября 1920. А где был Блюмкин перед этим? На первом съезде народов Востока, состоявшемся 1–8 сентября 1920 г. в Баку, который в западной литературе часто именуется как «Бакинский съезд»… В мае 1920 года Волжско-Каспийская военная флотилия под командованием Фёдора Раскольникова и Серго Орджоникидзе направляется в Энзели (Персия) с целью возвращения российских кораблей, которые увели в Персию эвакуировавшиеся из российских портов белогвардейцы. В результате последовавших боевых действий белогвардейцы и занимавшие Энзели английские войска отступили. Воспользовавшись этой ситуацией, в начале июня вооруженные отряды революционного движения дженгалийцев под командованием Мирзы Кучюк-хана захватывают город Решт — центр остана (провинции) Гилян, после чего здесь провозглашается Гилянская Советская Республика. Блюмкина направляют в Персию, где он участвует в свержении Кучюк-хана и в приходе к власти хана Эхсануллы, которого поддержали местные «левые» и коммунисты. После переворота Блюмкин участвовал в создании Иранской коммунистической партии (на базе Социал-демократической партии Ирана «Адалят»), стал членом ее Центрального комитета и военным комиссаром штаба Красной Армии Гилянской Советской Республики. Он представлял Персию на Первом съезде угнетенных народов Востока, созванном большевиками в Баку. Примечательно, что среди делегатов было 50 женщин, а помимо Блюмкина, выступавшего от иранской делегации, участвовал в съезде известный в то время политический авантюрист — разведчик Джон Филби (отец легендарного советского разведчика Кима Филби), выдававший себя за араба. Но самым знаменитым гостем Бакинского съезда, безусловно, был видный турецкий политический и военный деятель Энвер-паша, скандал вокруг участия и выступления которого стал чуть ли не главным событием тех дней и вошел в историю съезда отдельной страницей.
Кстати, не следует забывать о том, что отношение к северным иранским территориям у России и раньше было, мягко говоря, не сторонним. В начале XIX века североиранские прикаспийские провинции Гилян и Мазендеран принадлежали Российской Империи, однако через несколько десятилетий их вернули Ирану. В условиях бесконечных внешних войн их удержание на далеких южнокаспийских берегах стало для русского правительства непосильной задачей. В сентябре 1920 г. правительство РСФСР принимает решение о сворачивании своей военной операции в Персии и приступает к переговорам с шахским правительством. Блюмкина это событие в Персии уже не застало — в сентябре 1920 г. он поступил в академию генштаба РККА.
Увы, до сих пор мало кто обращает внимания на тот факт, что в своих автобиографиях Есенин неоднократно писал, что в 1919–21 гг. много ездил по стране и перечислял места, где ему довелось тогда побывать — Мурманск, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. Великий поэт никогда не страдал топографическим непониманием. Кавказ — это Кавказ. Персия — это Персия. Он знал точно, о чем писал.
Косвенно это подтверждается статьей Льва Троцкого памяти Сергея Есенина в газете «Правда» № 15 за 1926 год: «Поездка по чужим странам, по Европе и за океан не выровняла его. Тегеран он воспринял несравненно глубже, чем Нью-Йорк. В Персии лирическая интимность на рязанских корнях нашла для себя больше сродного, чем в культурных центрах Европы и Америки». Так что «Персию» отнюдь не стоит считать опиской или поэтическим преувеличением.
По воспоминаниям великого русского актера Василия Ивановича Качалова о своей первой поездке в Персию (именно в Персию, а не в Баку!) рассказывал ему при их личной встрече сам Сергей Есенин. Для поэта тот краткий вояж стал дверью в иной мир — удивительный, непохожий на все предыдущее. И все это он гениально отобразил в своих «Персидских мотивах», созданных явно по свежим впечатлениям — либо еще в Персии, либо по дороге домой. Есенин вполне мог быть в Персии с середины августа до начала сентября и вернуться в Баку вместе с Блюмкиным.
Натали: Происходит очень странное по своей удачности знакомство С.Есенена и Айседоры Дункан, которое вытекает в законный брак. При этом Есенину пришлось разводиться с З.Райх. А Айседора вывозит молодого мужа в Америку. Ну, так срочно человеку надо в Америку.
Диана: Интересно, что он там забыл? Помимо комфортного путешествия, конечно.
Натали: Интересно. Не спорю. Сразу вспоминается В.Высоцкий с Мариной Влади. И то, как она устраивает ему международное турне.
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца). В Америке он находился с мая 1922 года по август 1923 года[9]. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. (ВикипедиЯ)
Диана: Кстати, Есенину Америка, насколько можно судить по широко известным материалам, не понравилась.
Натали: А, если вспомнить весьма экзотическую гибель Айседоры Дункан от шарфика, запутавшегося в колесе машины…
Диана: То сразу вспоминается, как Ротшильды со своими расправлялись. Тоже шарфики, галстуки.
Натали: Ага, галстуки это нынче так актуально. Прям, не забыть Б.Березовского и всяких сошек помельче.
Диана: Ну, никакой фантазии у людей.
Натали: То есть, близкое знакомство с Троцким и выполнение его поручений в Америке — очень рискованная вещь.
Диана: Так, а Троцкий при чем?
Натали: При том, что Есенин был с ним знаком, очень высоко ценил. Потом, правда, стал ругаться. И теперь в адрес поэта звучат обвинения чуть ли не в антисемитизме.
В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы.
В газетах стали появляться резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. Поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики. На Есенина было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве. Известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.
Диана: Но в Вики про Есенина с Троцким особо информации нет.
Натали: Ну, других источников хватает. Есть даже в сериале, в котором играет С.Безруков.
Диана: А можно я эту вещь смотреть не буду? Безрукова не переношу.
Натали: Да, я не настаиваю. Собственно, мне интереснее в данной ситуации другой персонаж, приятель Есенина — Блюмкин.
Диана: Вот Вики пишет подробно о деятельности Блюмкина практически во всех восточных регионах, на Кавказе, в Персии, в Монголии, на Тибете, В Турции и Палестине.
Вернувшись в Москву, Блюмкин издал книжку о Дзержинском[источник не указан 1120 дней] и по личной рекомендации главного чекиста в 1920 году вступил в РКП(б). Направлен Троцким на учёбу в Академию Генерального штаба РККА на восточное отделение[14], где готовили работников посольств и агентуру разведки. В Академии Блюмкин к знанию иврита добавил знание турецкого, арабского, китайского и монгольского языков, обширные военные, экономические и политические знания.[15]
В 1920—1921 годах Блюмкин был начальником штаба 79-й бригады, а позже — комбригом, планировал и осуществлял карательные акции против восставших крестьян Нижнего Поволжья при подавлении Еланского восстания. Осенью 1920 года Блюмкин командует 61-й бригадой, направленной на борьбу против войск барона Унгерна.
Осенью 1921 года Блюмкин занимается расследованием хищений в Гохране. В октябре 1921 года он под псевдонимом Исаев (взят им по имени деда) едет в Ревель (Таллин) под видом ювелира и, выступая в качестве провокатора, выявляет заграничные связи работников Гохрана. Есть версия, что именно этот эпизод в деятельности Блюмкина был положен Юлианом Семеновым в основу сюжета книги «Бриллианты для диктатуры пролетариата».[16][17]
В 1922 году после окончания Академии Блюмкин становится официальным адъютантом наркома по военным и морским делам Л. Д. Троцкого. Выполнял особо важные поручения и тесно сошёлся с наркомом. Блюмкин редактировал первый том программной книги Троцкого «Как вооружалась революция» (издание 1923 года). Троцкий писал о Блюмкине «Революция предпочитает молодых любовников».[18] В 1922 году в Харькове состоялся судебный процесс над организаторами покушения на Блюмкина (группой левых эсеров во главе с С. Н. Пашутинским) за его переход к большевикам.
Осенью 1923 года по предложению Дзержинского Блюмкин становится сотрудником Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ. В ноябре того же года решением руководства ИНО Блюмкин назначается резидентом нелегальной разведки в Палестине. Он предлагает Якову Серебрянскому поехать вместе с ним в качестве заместителя. В декабре 1923 года они выезжают в Яффо, получив задание В. Менжинского собирать информацию о планах Англии и Франции на Ближнем Востоке. В июне 1924 года Блюмкин был отозван в Москву, и резидентом остался Серебрянский[13].
Одновременно Блюмкина вводят для конспиративной работы в Коминтерн.
В 1924 году работал в Закавказье политическим представителем ОГПУ и членом коллегии Закавказского ЧК. Одновременно он являлся помощником командующего войсками ОГПУ в Закавказье и уполномоченным Наркомвнешторга по борьбе с контрабандой. Блюмкин участвовал в подавлении антисоветского восстания в Грузии, а также командовал штурмом города Баграм-Тепе, захваченного персидскими войсками. Участвовал в пограничных комиссиях по урегулированию спорных вопросов между СССР, Турцией и Персией[19].
Блюмкин, знавший восточные языки, тайно выехал в Афганистан, где пытался найти связь[источник не указан 1661 день] на Памире с сектой исмаилитов, почитавших в качестве живого бога своего лидера Ага-хана, который жил в ту пору в Пуне (Индия). С исмаилитским караваном Блюмкин, изображавший дервиша, проник в Индию. Однако там он был арестован английской полицией. Из тюрьмы Блюмкин благополучно бежал, прихватив с собой секретные карты и документы английского агента.
Олег Шишкин в своей книге «Битва за Гималаи»[20] утверждает, что Яков Блюмкин под видом буддийского монаха принимал участие в Центрально-Азиатской экспедиции Н. Рериха (1924—1928). ОГПУ использовало Блюмкина в качестве одного из главных координаторов Тибетской миссии по свержению Далай-ламы XIII.
Шишкин указывает, что, по воспоминаниям Розонель Луначарской, именно Блюмкин привёл Рериха, «этого недоброго колдуна с длинной седой бородой», в гости к наркому просвещения А. В. Луначарскому.
В 1926 году Блюмкин направлен представителем ОГПУ и Главным инструктором по государственной безопасности Монгольской республики. Ему, в частности, приписывают убийство П. Е. Щетинкина — инструктора Государственной военной охраны МНР, секретаря партячейки. Выполнял спецзадания в Китае (в частности, в 1926—1927 годах был военным советником генерала Фэн Юйсяна), Тибете и Индии. В 1927 году отозван в Москву в связи с трениями с монгольским руководством.
В 1928 году Блюмкин становится резидентом ОГПУ в Константинополе, откуда курирует весь Ближний Восток. По заданию ЦК ВКП(б) занимался организацией в Палестине резидентской сети. Работает то под видом набожного владельца прачечной в Яффо Гурфинкеля, то под видом азербайджанского еврея-купца Якуба Султанова. Блюмкин завербовал венского антиквара Якоба Эрлиха, и с его помощью обустроил резидентуру, законспирированную под букинистический магазин.
Помимо этого, Блюмкин наладил через каналы ЧК вывоз еврейских манускриптов и антиквариата из СССР. ОГПУ проделало огромную работу в западных районах СССР по сбору и изъятию старинных свитков Торы, а также 330 сочинений средневековой еврейской литературы. Чтобы подготовить Блюмкину материал для успешной торговли, в еврейские местечки Проскуров, Бердичев, Меджибож, Брацлав, Тульчин направлялись экспедиции ОГПУ с целью изъятия старинных еврейских книг. Блюмкин сам выезжал в Одессу, Ростов-на-Дону и украинские местечки, где обследовал библиотеки синагог и еврейских молитвенных домов. Книги изымались даже из государственных библиотек и музеев.
Натали: Вы считаете, что Блюмкин был увлечен мистикой Востока?
Диана: Ну, судя по тому, как он лихо торговал списками Торы, то «святого» за душой у него было немного.
Матонин Евгений Витальевич. Яков Блюмкин: Ошибка резидента
«В настоящее время за границей приняла довольно большие размеры торговля старинными еврейскими книгами. Главными приобретателями этих книг являются не музеи, а отдельные личности, индивидуальные коллекционеры. В большинстве своем это крупные богачи (обычно американские евреи, реже — английские), разбогатевшие за время войны и считающие, что антикварии, в частности, старинные книги являются лучшим доказательством их „культурности“, то стремление обзавестись старинными вещами вызвало соревнование между этими парвеню коллекционизма, вследствие чего и наблюдается невероятная взвинченность цен…
В связи с этим целый отряд посредников рыщет в поисках старинных книг. Они уже „опустошили“ Галицию и Польшу, сейчас они бродят по Турции, Сирии и северному побережью Африки (Марокко, Тунис, Алжир).
Единственный рынок, где имеется огромное количество таких книг (ищут старинные, на пергаменте сочинения Раши, Рамбам, старинные Торы и книги испанского периода, даже старинные молитвенники и Талмуд), — это СССР. Помимо большого количества таких книг, перешедших в государственные книгохранилища из частных собраний, по различным еврейским местечкам (Проскуров, Белая Церковь, Дорожна, Меджибож и др.), где были старинные иешиботы [59], несомненно, валяются на чердаках и в подвалах, а также у частных евреев — ценнейшие экземпляры…
Видимая торговля и скупка еврейских книг являются со всех точек зрения весьма удобным прикрытием для нашей работы на Ближнем Востоке. Она дает и связи, и возможность объяснить органичность своего пребывания в любом пункте Востока, а равно и передвижение по нему».
Блюмкин предлагал также изъять для проведения операции соответствующие книги из Румянцевской библиотеки (Государственная библиотека им. В. И. Ленина). Он просил у руководства ОГПУ две недели для поездки по городах и местечкам, где могут находиться старинные еврейские фолианты. Что касается появления всех этих книг на международном рынке, то, по мнению Блюмкина, это можно было бы объяснить якобы контрабандным вывозом из Советского Союза.
Диана: Ой, на что приходилось идти для того, чтобы организовать разведывательную сеть. Какая романтичная профессия…
Натали: Упс! Что значит пропагандистский эффект от качественных художественных произведений. Не даром КГБ во главе с Андроповым так стимулировало творчество Юлиана Семенова, хотя оно по своим художественным достоинствам было не слишком значимо и являлось прикрытием его основной деятельности.
Диана: Вы так циничны, дорогая.
Натали: А вы жертва манипуляции. Надо взглянуть на эти истории и персонаж с точки зрения Ирины Анатольевны. Она всю романтику отметает. И задает практический вопрос: «Где деньги?»
Диана: Вот не даете вы впасть в мистицизм и романтику востока. Надеюсь, вы имеете в виду не только деньги за свитки торы?
Натали: Конечно, вот даже у Семенова герой начинает свою деятельность с поиска драгоценностей Гохрана. Потом всплыла схема перепродажи священных книг. Не забываем, что в это время потоком шла и ювелирка, и художественные ценности на продажу. Стране требовались средства на закупку продовольствия и для восстановлени разрушенного хозяйства.
Диана: Но, вот отправились же экспедиции на Восток с явно политическими и культурными целями и задачами.
Натали: Ага, метнулись в поисках того же золота чжурдженей и золота барона Унгерна.
Матонин Евгений Витальевич. Яков Блюмкин: Ошибка резидента
Блюмкин и чекисты искали в Монголии клад барона-белогвардейца-буддиста Унгерна.
Появившись в Монголии, Унгерн оставил о себе в этой стране противоречивую память. Жестокий до безумия полунищий русский военачальник, мечтавший о восстановлении монархии под сенью «желтой веры» — буддизма, освободивший в феврале 1921 года Ургу от китайцев, получивший благословение самого Богдо-хана, устроивший в столице Монголии жуткую резню среди русского населения… Монголы запомнили его со странной смесью ужаса, уважения и непонимания. Но запомнили.
Блюмкин как-то рассказывал (если не врал, конечно), что однажды в Улан-Баторе почувствовал внезапную дурноту на улице и… очнулся в юрте какого-то буддийского ламы. Тот сказал ему: «Вы пришли в себя и немедля уносите ноги. В отличие от вас мы, буддисты, не добиваем, а излечиваем больных и раненых врагов. Но вам, здоровому, здесь не место. Мы все — сторонники барона Унгерна и ваши враги».
Американский корреспондент Александр Грайнер, встречавшийся с Унгерном, спустя несколько лет после его расстрела побывавший в Монголии, писал: «Кто путешествовал по Центральной Азии, тот мог слышать заунывную песню, которую поют у костра проводники и пастухи. Она о том, как один храбрый воин освободил монголов, был предан русскими и взят в плен, и увезен в Россию, но когда-нибудь он еще вернется и все сделает для восстановления великой империи Чингисхана».
Это правда — разнообразные легенды об Унгерне ходят в Монголии уже без малого 100 лет. Самая распространенная из них — легенда о несметных сокровищах барона, зарытых им незадолго до того, как он попал в плен. В вопросе, что это за сокровища, версии расходятся. То ли казна дивизии, то ли награбленные Унгерном богатства. Но факт, что он сокровища где-то зарыл, считается непреложным.
Поначалу слухи гласили: барон закопал в разных местах четыре ящика с золотом. Затем число ящиков возросло до двадцати четырех, и в каждом якобы только золотых монет на три с половиной пуда, а еще — другие драгоценности и лично принадлежавший Унгерну сундук в семь пудов. Уже в феврале 1924 года выходившая в Харбине русская эмигрантская газета «Свет» напечатала приключенческую повесть Михаила Ейзенштадта «Клады Унгерна», будто бы основанную на реальных событиях. Повесть рассказывала о том, как смелые русские эмигранты пробрались в Монголию и искали клад Унгерна, попутно то и дело вступая в борьбу с вездесущим ГПУ.
Бывшие унгерновцы тоже рассказывали о кладах различные истории, даже рисовали и продавали наивным кладоискателям-иностранцам карты с указаниями мест, где якобы зарыты сокровища. Несколько американских экспедиций на этом деле просто прогорело. А в сентябре 1924 года в поиски клада включилась и резидентура ОГПУ.
* * *Подробности этой удивительной истории раскопал доктор исторических наук Леонид Курас. Оказалось, что в архивах УФСБ по Бурятии хранится дело, в котором детально рассказывается о том, как чекисты пытались отыскать клад Унгерна и какую роль в этих поисках сыграл Блюмкин. Автор этой книги на всякий случай связался с Леонидом Курасом — профессором Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, и тот подтвердил: да, всё так и было. По крайней мере судя по архивным документам.
Диана: Золото, говорите?
Натали: А что вам не нравится?
Диана: Есть версии и покруче.
Натали: Вы опять про мистику.
Диана: Не только. Поговаривают об оружии древних. Ведь, Блюмкина как-то очень странно и очень быстро расстреляли.
Блюмкин был арестован после того, как следившая за ним в Стамбуле Елизавета Зарубина сообщила ОГПУ о его связях с Троцким. Блюмкин попытался скрыться, но был арестован после автомобильной погони со стрельбой на улицах Москвы[39]. Блюмкина пытали, били на допросах[39]. 3 ноября 1929 года дело Блюмкина было рассмотрено на судебном заседании ОГПУ (судила «тройка» в составе Менжинского, Ягоды и Трилиссера). Блюмкин обвинялся по статьям 58-10 и 58-4 УК РСФСР. Менжинский и Ягода выступили за смертную казнь, Трилиссер был против, но остался в меньшинстве.
По одной из версий Блюмкин во время казни воскликнул «Да здравствует товарищ Троцкий!». По другой запел: «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов!». Георгий Агабеков в книге «ЧК за работой» пишет со ссылкой на неназванного сослуживца-чекиста, что «[Блюмкин] ушёл из жизни спокойно, как мужчина. Отбросив повязку с глаз, он сам скомандовал красноармейцам: „По революции, пли!“» В качестве точной даты расстрела Блюмкина приводятся 3 и 8 ноября, а также 12 декабря 1929 года.[18][40] (ВикипедиЯ)
Натали: И при аресте с ним был чемодан денег буквально.
Диана: Почти, как нынче, когда случайно наведываются в квартиры наших силовиков. Сейчас, правда, чемоданами не ограничиваются.
Натали: Так, инфляция же…
Диана: Но эти деньги Блюмкиным были получены (как говорят) за продажу военных секретов древних цивилизаций.
Экспедиция Блюмкина в Тибет, советские алхимики, тибетские ламы и мировая революция
Март 19 2017 4:39
Как Ленин посмертно стал махатмой— Вы сами-то верите в историю с Блюмкиным, товарищ генерал? — спрашиваю автора книги, президента Академии геополитических проблем Ивашова.
Леонид Григорьевич молча достает из кипы документов акт передачи старшим уполномоченным ОГПУ Чертком наркомату финансов СССР 2 миллионов 440 тысяч долларов, изъятых при обыске на квартире Блюмкина. (Мы заранее договорились, что генерал покажет «Комсомолке» секретные дела НКВД, спасенные чекистами осенью 1991 года, когда эмиссары с мандатом Ельцина шерстили архивы КГБ.)
— Если Блюмкин нафантазировал о чудо-оружии, откуда тогда реальные доллары?
— Ну, возможно, в его фантазии поверили и немцы… А как Блюмкин попал в Тибет?
— Небольшая предыстория. ХIХ век породил всплеск оккультизма, спиритизма, эзотерики. Возникали всевозможные закрытые общества, новые розенкрейцеры, тамплиеры, масоны… В первой половине 1920-х годов шла так называемая оккультная война между тайными обществами, ложами. Было и жесткое противостояние представителей спецслужб разных стран, желающих обладать магическим знанием. Именно в Тибете, в загадочной Шамбале, они искали ключи от запредельных миров…
Не осталась в стороне и ВЧК. После Октябрьской революции ученый-парапсихолог Александр Барченко, сотрудник бехтеревского Института мозга, познакомился в Монголии с учением Калачакры о грядущей войне между светлым воинством Шамбалы и варварами. Увидел в нем большое сходство с диалектическим материализмом. Вернувшись в Москву, организовал группу по изучению Калачакры. Среди учеников были высокие партийные функционеры. И сам Глеб Бокий, глава суперсекретного отдела ОГПУ, занимавшегося паранормальными явлениями. Вскоре Барченко стал его замом.
В 1924 г. до Тибета докатилась весть о кончине Ленина. В Москву прибыла высокая делегация лам. Они передали соболезнования своего правительства советскому народу, грамоту о присвоении Ильичу высочайшего сакрального титула махатмы и предложение «посетить Тибет с научными целями». Дзержинский приглашение принял с благодарностью.
Что общего у буддизма с коммунизмом
— С чего вдруг такая любовь у лам к безбожнику Ленину?
— За его знаменитое обращение к народам Востока (которое готовил Сталин), за стремление построить справедливый мир на планете. Они увидели много общего между буддизмом и коммунизмом. Но главную роль, полагаю, сыграл как раз воинствующий атеизм советской власти. Буддийские мудрецы не признают другие философско-религиозные системы, включая христианство. Отрицание и подавление религий Кремлем было на руку тибетским ламам.
Дзержинский не стал откладывать дело с экспедицией в долгий ящик. Выделил на нее 100 тысяч рублей золотом! Выбор «главного ученого по Тибету» выпал на Якова Блюмкина, сотрудника спецотдела Бокия. Яша был недообразованным человеком. Но интересовался тайными знаниями, посещал лекции известного мистика Гурджиева, общался с Барченко. В 1925 году десять чекистов отправились в Тибет. Под видом монгольских лам.
— Да какой из одессита Блюмкина лама!
— Действительно, в Лхасе, столице Тибета, его быстро разоблачили. От ареста и депортации чекиста спас мандат за подписью Дзержинского с обращением к далай-ламе. В январе 1926 года во дворце в Лхасе Блюмкина принял далай-лама Тринадцатый. Посланец железного Феликса пообещал ему крупные поставки оружия и военной техники из СССР в кредит, заодно помощь с золотым кредитом…
Кстати, в 1926 и 1928 годах на средства ОГПУ в Лхасу отправили еще две экспедиции офицеров-калмыков, переодетых паломниками. Чекисты-калмыки также предложили Тринадцатому далай-ламе в обмен на сотрудничество с СССР гарантию независимости Тибета и защиту от Китая…
— Но вернемся к Блюмкину.
— В энциклопедиях пишут, что в 20-х годах он побывал резидентом советской разведки в ряде стран. Липа. На самом деле с 1925-го по начало 1929 года Яков находился в Тибете. Где по личному указанию далай-ламы монахи ознакомили его с рядом древних технологий, прочими знаниями, которые нам кажутся фантастикой. На обратном пути в СССР часть секретов он продал японцам, что-то наверняка передал на Кипре высланному из СССР Троцкому, у которого служил в Гражданскую начальником охраны. Уже в Москве многое сдал немцам за 2,5 миллиона долларов. За что его и расстреляли 3 ноября 1929 года.
Сталин, утверждая приговор коллегии ОГПУ, не знал сути дела. Бокий не включил генсека в ограниченный список лиц, допущенных к тибетским тайнам. Вождь узнал об этом много позже, от собственной разведки. За что Бокия расстреляли в 1938-м.
— Почему не допускали?
— Бокий, как и ряд других руководителей ОГПУ, входил в интернациональное крыло большевиков, которые рассматривали Россию (СССР) лишь как щепку в костре мировой революции. А Сталин был державником. Потому и Блюмкина поспешили расстрелять, когда он развязал язык.
Нужно было срочно замести следы, а не то Яков Гершевич на допросах расскажет что-то более интересное, тибетские тайны дойдут до Сталина, будут использованы для укрепления СССР.
Советские алхимикиС расстрелом Блюмкина интерес к Тибету в СССР поутих. Но интернациональное крыло ОГПУ по-прежнему было увлечено поиском тайных знаний, способных перевернуть мир и устроить мировую революцию. В спецотделе Бокия занимались ясновидением, передачей мыслей на расстоянии, эзотерическими обрядами, поиском древних оккультных центров, снежного человека и даже алхимией!
— Всерьез пытались превратить свинец в золото?!
— Не смейтесь! 2 февраля 1933 г. в ОГПУ создали алхимическую группу «Андроген». Ее возглавил Б. М. Зубакин. Секретной лабораторией «Андрогена» в подмосковном Краскове руководил С. Савельев, капитан госбезопасности, называвший себя академиком. Сегодня, читая архивные документы, трудно поверить, что материалистические Советы занимались алхимией. Но на полном серьезе по распоряжению наркома внутренних дел СССР, генерального комиссара госбезопасности Ягоды в Красково везли для опытов золото (10 кг), серебро (100 кг), стекло, мореный и свежеспиленный дуб, минералы, серу, мед и много чего еще, включая конский навоз.
Но получить из них золото, философский камень чекисты не смогли.
10 октября 1934 г. «маг» Савельев пишет секретную записку Ягоде. «Группа советских ученых «Андроген» успешно работает по направлению исследования алхимических трактатов и манускриптов известных алхимиков с целью разобраться и понять, каким образом древние алхимики получали золото… Наша группа нуждается в закордонных командировках. Основные знания по алхимии накоплены в Европе и хранятся за семью печатями. Однако научный мир солидарен в открытиях, и, мы полагаем, в Европе найдем сподвижников и единомышленников в исследованиях. В Германии, Франции, Англии работают группы алхимиков. По нашим предположениям, они имеют кое-какие результаты и прогресс в исследованиях».
Ягода ставит визу. «Ученые» отправляются в Европу…
В ожидании Армагеддона
— В одной из командировок в Германию Савельев узнал поистине сенсационные вещи! Тайну философского камня коллеги ему не открыли, зато рассказали подробности тибетской командировки Блюмкина. Оказывается, он продал Германии в 1929 году не только технологии чудо-оружия. Устами тибетских лам Яков докладывал германскому генштабу о циклах вращения земли, приближающемся Армагеддон.
К тому времени были расстреляны Ягода, Бокий, Барченко. Начальник 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР Деканозов срочно докладывает новому наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берия информацию, полученную Савельевым в Германии.
(Генерал достает из папки очередные листы с печатями, грифами «Секретно», начинает читать.)
«…по личному указанию далай-ламы тринадцать монахов сопроводили его (Блюмкина) в подземелье, где существует сложная система лабиринтов и открытия тайных дверей. Для того чтобы это сделать, каждый из монахов занял соответствующее место и поочередно, в результате переклички, в определенной последовательности стали оттягивать вниз от свода потолка кольца с цепями, с помощью которых большие механизмы, скрытые внутри горы, открывают ту или иную дверь. Всего в тайном подземном зале 13 дверей. Блюмкину было показано два зала…
Под землей монахи хранят секреты всех минувших цивилизаций, которые когда-либо существовали на земле. По утверждению Блюмкина, их было пять, вместе с той цивилизацией, которая существует сейчас… Каждые 3600 лет на земле случаются гигантские природные катаклизмы, в результате которых неоднократно происходила гибель человечества и животных. …В 2014 году (с учетом поправок за счет разницы между юлианским и григорианским календарями, а также календарем майя и тропическим годом), по утверждению тибетских монахов, произойдет пятый Армагеддон (конец света), гибель нынешней цивилизации и человечества.
По этой же причине все известные доисторические календари: шумерский, вавилонский, майский, отличающийся особой точностью, оканчиваются примерно этой же датой.
У тибетских монахов существует регламентированная определенная процедура «священного отбора» избранной части человечества, которую тибетцы должны будут спасти в подземных городах Антарктиды и в Тибете, которые каким-то шлейфом под землей соединены между собой…»
После этого донесения тибетский вопрос в руководстве СССР стал очень важным.
— Вожди испугались грядущего конца света?
— До него было далеко. Больше напугало сообщение Савельева, что немцы ведут разработку новейшего вооружения по технологиям, купленным у Блюмкина в 1929 году.
Немцы нас опередили11 января 1939 г. появляется документ о советской экспедиции в Тибет для поиска «оружия богов». Под руководством Савельева. К делу подошли обстоятельно. Академика наделили полномочиями обсуждать с властями Тибета от лица правительства СССР любые вопросы, в том числе военно-экономического характера. Такой мандат ему выдал председатель Совета народных комиссаров СССР Молотов. А председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин — «Охранную грамоту» с просьбой «ко всем дружественным странам оказывать содействие членам научной экспедиции, направленной в Лхасу, Тибет».
Для подарка регенту Тибета НКВД выделило со склада пятикилограммовую статую молящегося Будды из чистого золота. На мелкие расходы — 1000 золотых царских монет. Состав экспедиции — 29 человек, 3 грузовика, 3 пикапа «ГАЗ-4», 3 санитарных автобуса. Водители-чекисты владели китайскими единоборствами.
Но советские мистики опоздали.
Пока Савельев в поисках философского камня разгадывал ребусы древних алхимиков, немцы отправили в Тибет две экспедиции. Теодора Иллиона в 1934 — 1935 гг. и штурмбанфюрера СС, руководящего сотрудника секретного мистического отдела Аненербе Эрнста Шеффера в 1938 — 1939 гг. Считается, что они вывезли из хранилищ уникальные материалы и артефакты. К тому же весной 1939 г. началась война Китая с Тибетом. Путь Савельеву в Лхасу оказался закрыт…
И сегодня, спустя 90 лет, тибетская экспедиция Блюмкина все еще хранит свои неразгаданные тайны. До конца Второй мировой немцы считали, что большая часть материалов, привезенных Блюмкиным от тибетских лам, сохранилась в СССР, а им он продал лишь незначительную часть. Но я знаю, что в России почти ничего из его отчетов не обнаружено. Во всяком случае пока. До сих пор остается загадкой, что Яков передал Троцкому на Кипре, что немцам и японцам…
Диана: Приблизительно эту же историю излагают и в другом источнике. Увлекательнейшее повествование.
Впервые Тибет привлек внимание руководителей Советской России осенью 1918 года. 27 сентября газета «Известия» опубликовала небольшую заметку, озаглавленную «В Индии и Тибете». В ней шла речь о борьбе, якобы начатой тибетцами по примеру индийцев против иностранных поработителей: «К северу от Индии в сердце Азии в священном Тибете идет такая же борьба. Пользуясь ослаблением китайской власти, эта забытая всеми страна подняла знамя восстания за самоопределение».
Появление этой заметки объясняется тем, что в сентябре 1918 года ЧК освободила из Бутырской тюрьмы представителя Далай-ламы в России Агвана Доржиева. Последний вместе с двумя спутниками был арестован на железнодорожной станции Урбах, недалеко от Саратова, по подозрению в попытке вывоза ценностей за пределы Советской России. На самом деле это были средства, собранные среди калмыков на строительство общежития при буддийском храме в Петрограде. От неминуемого расстрела их спасло лишь вмешательство наркомата иностранных дел.
Условием освобождения тибетского дипломата стало его согласие сотрудничать с советской дипломатией (разведкой — прим.) – привлечь Доржиева к такому сотрудничеству было не очень трудно, зная о его ненависти к англичанам и активной деятельности с целью привести Тибет под покровительство России. Перед Чичериным, руководителем советского внешнеполитического ведомства, открылась заманчивая перспектива — завязать дружеские связи с Далай-ламой.
Вскоре после освобождения Доржиева 19 октября 1918 года состоялось заседание Русского комитета для исследования Средней и Восточной Азии, на котором возникла идея организовать две экспедиции — в Восточный Туркестан, Кашмир и в Тибет. Обе экспедиции, хотя перед ними формально ставились чисто научные задачи, в то же время должны были служить политическим целям большевиков. Так, в проекте Тибетской экспедиции говорилось, что она должна собрать сведения о влиянии монгольских племен вдоль северной границы Тибета. Но из-за начавшейся Гражданской войны, отрезавшей красную Москву от Восточной Сибири и Монголии, этим экспедициям не суждено было осуществиться.
Позже состоялась другая экспедиция, цели и обстоятельства которой не ясны до конца и в наши дни. Это знаменитая Трансгималайская экспедиция Николая Константиновича Рериха.
Принято считать, что Центрально-Азиатская экспедиция Рериха имела «научно-художественный» и религиозный характер. Однако дальнейшее развитие событий показало, что эта задача была лишь прикрытием. И не самым убедительным.
Осенью 1925 года к экспедиции Рериха, продвигавшейся в то время по Индии, присоединяется оперативный сотрудник ОГПУ Яков Блюмкин. Под видом паломника он проник на территорию Афганистана, а оттуда — в Индию. Там он сменил облик, переодевшись монгольским ламой. Блюмкин прибыл в столицу княжества Ладакх — Лех, расположенный на территории Британской Индии, и встретился с экспедицией Рериха. Вот как художник описывает эту встречу в своем дневнике: «Приходит монгольский лама и с ним новая волна вестей. В Лхасе ждут наш приезд. В монастырях толкуют о пророчествах. Отличный лама, уже побывал от Урги до Цейлона. Как глубоко проникающа эта организация лам!»
Давайте немного разберем предысторию появления Блюмкина в составе экспедиции Рериха. Уже в 1918–1919 годах в оперативных чекистских сводках появились сведения: «Барченко A.B. — профессор, занимается изысканиями в области древней науки, поддерживает связь с членами масонской ложи, со специалистами по развитию науки в Тибете, на провокационные вопросы с целью выяснения мнения Барченко о Советском государстве Барченко вел себя лояльно». Известно, что в начале 1924 года, в короткий период работы Александра Васильевича в Главнауке, писатель Виноградов, подвизавшийся на ниве стукачества, «сдавал» в ОГПУ сведения об исследовательской деятельности ученого. Из донесений Виноградова стало известно о «ментальной» спиритической станции, организованной Барченко в поселке Красково, которая, по словам доносчика, должна была связать ученого с Тибетом и загадочной Шамбалой.
Незадолго до того времени, когда Барченко заинтересовались органы ВЧК, по рекомендации Дзержинского Блюмкин, был принят учиться в Академию Генерального штаба РККА на факультет Востока, где готовили работников посольств и агентуру разведки. В Академии Блюмкин к знанию иврита добавил знание турецкого, арабского, китайского, монгольского языков, а вместе с ними обширные военные, экономические и политические знания. В то время, когда в Москву, а затем в Петроград прибыла делегация с Востока, Блюмкин служил в Петроградской ЧК под русской фамилией Владимиров, прозываясь Константином Константиновичем.
Скрывшийся под чужой личиной Блюмкин страстно интересовался древними практиками и оккультизмом, слыл знатоком каббалы. Пытаясь проникнуть в тайны магии, Блюмкин контактирует с Александром Барченко еще в 1923 году, а также с Генрихом Мебесом, другими учеными и оккультистами. Становится понятным почему Блюмкина заинтересовала персона Барченко: не так давно Александр Васильевич вернулся из экспедиции в легендарную Гиперборею к берегам Лавозера и Сейдозера в Лапландии на Кольском полуострове, где искал следы древней цивилизации, аналогичной той, которая будто бы существует в Тибете – а значит у ВЧК есть возможность получить опосредованные сведения о Шамбале. Без сомнений, он может рассказать о таинственных находках на русском Севере. Но тут возникает экстренная командировка: руководитель Коминтерна Гирш Зиновьев отправляет Якова Блюмкина, как секретного агента Коммунистического интернационала, в Германию, чтобы участвовать в очередной подготовке большевистской революции. Блюмкин отправляется консультировать германских товарищей по вопросам террора и подрывной деятельности. Вернувшись после неудачной попытки принести «революцию на штыках», Блюмкин официально становится сотрудником Иностранного отдела ОГПУ. Теперь в сфере интересов разведчика — Палестина; далее следуют — Закавказье; затем Афганистан, где он пытается найти связь с мистической сектой исмаилитов, которых надеялись использовать большевики в своих целях; другие территории: Иран, Индия, Цейлон.
В притягательно-мифическую Шамбалу желал попасть и Барченко (это ему не удалось сделать – прим.), который уже был в научных экспедициях по стране и к которому в конце 1924 года особый интерес проявили сотрудники чекистских органов. Мало того, что ученый проводил вполне успешные уникальные эксперименты, он еще установил связь с мистиками Азии и России и получал тайные знания от странных лиц. Барченко был знаком и с масоном Г. Гурджиевым.
Добавлю штрихом, что возможным «учеником» выдающегося мага-масона Г. Гурджиева был не кто иной, как товарищ Сталин (оба учились в одной семинарии в Тифлисе, одно время Иосиф жил на квартире своего духовного наставника).
Однажды вечером 1924 года в квартиру Барченко в Петрограде явились его знакомые сотрудники ОГПУ: Константин Константинович Владимиров (он же Яков (по другим сведениям — Симха-Янкель –прим.) Блюмкин), Федор Карлович Лейсмер-Шварц, Александр Юрьевич Рикс и Эдуард Морицевич Отто. В процессе длительной беседы Блюмкин сказал, что научные разработки Барченко, связанные с телепатическими волнами, имеют большое оборонное значение и что подобное оружие может стать решающим в битве пролетариата за мировую революцию, а потому научные исследования должны финансироваться ОГПУ или Разведупром Красной армии. Кстати, еще в 1911 году в журнале «Природа и люди» A.B. Барченко опубликовал очерк «Передача мыслей на расстояние. Опыт с «мозговыми лучами», так что времени на осмысление и проверку таинственных лучей у ученого хватало.
Тогда же, по совету новоявленных друзей, A.B. Барченко написал письмо о своей работе председателю ВСНХ Дзержинскому, которое Блюмкин вскоре доставил в Москву. Через несколько дней Александр Васильевич был приглашен на явочную квартиру ОГПУ на улице Красных Зорь, где с ним тайно встретился сотрудник Секретного отдела ОГПУ Яков Агранов, специально прибывший из столицы. «В беседе с Аграновым я подробно изложил ему теорию о существовании замкнутого научного коллектива в Центральной Азии и проект установления контактов с обладателями его тайн», — вспоминал Барченко.
Чтобы форсировать события, чекист Яков Блюмкин просит Барченко написать еще одно письмо, но в адрес коллегии ОГПУ; и вскоре ученого вызывают в столицу для доклада о своем научном открытии на коллегии. Именно тогда через Якова Блюмкина с Александром Васильевичем Барченко знакомится и начальник Спецотдела Бокий. По другим сведениям— еще прежде, через Карлушу— сотрудника Петрочека Карла Шварца, который в 1923 году был частым гостем в квартире Барченко. «Входе обсуждения с Бокием я привлек его интерес к мистической теории «Дюнхор» и установлению контакта с Шамбалой, с тем чтобы продвигать эти вопросы в Политбюро ЦК ВКП(б)», — признавал арестованный в 1937 году A.B. Барченко.
Вскоре ОГПУ решает отправить Блюмкина с особой тайной миссией в Китай. Он должен был вместе с экспедициями Спецотдела ОГПУ и экспедицией Николая Рериха проникнуть в легендарную Шамбалу, скрытую в горах Тибета. А параллельно разведать военную мощь англичан в Тибете и узнать, не намерена ли Великобритания начать войну против СССР с территории Китая. Вот так и состоялась встреча Блюмкина с Рерихом на Тибете.
В сентябре караван вышел из Леха. Но «лама» Блюмкин покинул караван еще ночью. О своем уходе Блюмкин предупредил лишь Рерихов, сообщив, что вновь присоединится к экспедиции через три дня, дождавшись их в приграничном монастыре Сандолинг. Яков отправлялся на изучение района.
24 сентября «лама» Блюмкин объявляется на стоянке в костюме уроженца мусульманского купца из Яркенда. И здесь Рерих впервые занес в дневник ошеломляющую подробность: «Оказывается, наш лама говорит по-русски. Он даже знает многих наших друзей». Среди общих знакомых — народный комиссар иностранных дел Чичерин, известный Рериху еще со времен учебы в университете.
Вот так, удивляясь и восхищаясь своим «ламой», члены экспедиции дошли до китайской границы и в октябре уже держали курс на Хотан. Пройдя с экспедицией Западный Китай, Блюмкин прибыл в Москву в июне 1926 года. Вместе с ним приезжает в Москву и Рерих.
За рамками данного описания остается только путешествие лично Блюмкина в Шамбалу и личный отчет «о проделанной работе», но на этот вопрос дают ответы протоколы допросов «легенды ОГПУ» и позднее написанная служебная записка одного из сотрудников НКВД о необходимости организации повторной экспедиции. Позднее информацию Блюмкина, полученную в Тибете, подтвердил разведчик (ученый) Савельев.
Сразу следует отметить, что в связи с последующим расстрелом Блюмкина была обрублена нить, связывавшая «советскую власть» с мистическим Тибетом. И лишь спустя 10 лет, посланный в Германию тов. Савельев, руководитель секретной лаборатории «Андроген», располагавшейся в подмосковном Красково (кстати и у Барченко А.В. лаборатория была там же), с удивлением в своем отчете напишет, что немецкие «этнографические» экспедиции привозят из Тибета удивительные сведения и знания, на которые имеет смысл обратить внимание Советскому правительству.
Так что же мы можем для себя выяснить из приведенных протоколов и других документов об итогах экспедиции? Самым ценным в деле (протоколах допроса) следует считать собственноручные показания Блюмкина, в которых он описывает то, что он видел в подземных хранилищах знаний в Тибете.
И так, соберем воедино разрозненные сведения о результатах этой экспедиции Я. Блюмкина —
В соответствии с личным распоряжением пред. ОГПУ тов. Ф.Дзержинского, в сентябре 1925 г. в Тибет в Лхасу, была организована экспедиция в количествеве 10 человек под руководством Я. Блюмкина, работавшего в научной лаборатории ОГПУ в Красково (под рук. Е.Гопиуса,). Лаборатория входила в состав спецотдела ОГПУ( Г.Бокия). Целью экспедицию являлось уточнение географических маршрутов, поиск «города богов», с целью: получения технологи ранее неизвестного оружия, а также рев.-агит.пропаганда, что, как следует из докладов Блюмкина не нашло «соответствующей востребованности» среди властей Тибета.
Первоначально Блюмкин выступал под легендой монгольского ламы, а по прибытии в Леху (столица кн. Ладакх) был разоблачен. От ареста и депортации его спас мандат, выданной ему за подписью тов. Дзержинского с обращением к Далай ламе, встречи с которым он ожидал в течение трех месяцев.
Из доклада Блюмкина следует, что в январе 1926 года во дворце в Лхасе его принял Далай лама 13-й, который воспринял послание тов. Дзержинского как добрый знак, а далее, по приглашению правительства Тибета он, Блюмкин становится важным гостем. Тибетские монахи рассказали ему некоторые тайны, хранящиеся в глубоком подземелье под дворцом Потала.
Блюмкин описывает, что после того, как он прошел своеобразную процедуру «посвящения», пообещав Далай-ламе организовать крупные поставки оружия и военной техники из СССР (в кредит), а также помочь в предоставлении золотого кредита правительству Тибета, по личному указанию Далай ламы, 13-ть монахов сопроводили его в подземелье, где существует сложная система лабиринтов и открытия «тайных» дверей.
Для того, чтобы это сделать, монахи заняли соответствующее место и поочередно, в результате переклички, в определенной последовательности стали оттягивать вниз от свода потолка кольца с цепями, с помощью которых, большие механизмы, скрытые внутри горы открывают ту или иную дверь. Всего в тайном подземном зале 13 дверей. Блюмкину были показаны два зала. В одном из них монахи хранят древнее оружие богов – ваджару – гигантские щипцы, с помощью которых в 8-10 тысячелетии до н.э. вожди древних цивилизаций осуществляли широкомасштабное выпаривание золота при температуре, равной температуре поверхности солнца, примерно 6-7 тыс. градусов С. Со слов монахов, при процедуре «выпаривания» золота в течение нескольких секунд происходит такая реакция: золото вспыхивает ярким светом и превращается в порошок. С помощью этого порошка Воджара древние правители продлевали себе жизнь, употребляя его с пищей и вином на сотни лет. Этот же порошок использовался в строительстве. С его помощью древние строители, по утверждению монахов, действительно, передвигали в воздухе гигантские каменные многотонные плиты и осуществляли разрезание и распиливание твердых каменных и скальных пород, возводя каменные монументы и исторические постройки, сохранившиеся до наших дней.
По утверждению Блюмкина под землей монахи хранят секреты минувших цивилизаций, которые когда-либо существовали на Земле — их было 5-ть, вместе с той цивилизацией, которая существует сейчас. Сами перепитии с датами потопов не очень интересны к рассматриваемой нами теме, но дело в том, что Блюмкин также говорит о том, что по утверждению монахов, спастись будет возможно лишь небольшой части избранных людей в подземных городах Антарктиды и в Тибете, которые каким-то шлейфом под землей соединены между собой.
Но самое интересное, что ни один из тех, кто перепечатывал протоколы не говорит о том странном устройстве, которое описывает Блюмкин. Обратите внимание, что на Втором листе протокола допроса в пункте 2 говорится о некоем устройстве – Колокол! Вы помните наши публикации «Красная ртуть. Проект «Колокол»? Так вот, на мой взгляд именно это устройство и было воссоздано в последующем учеными Третьего рейха, но не без помощи Я. Блюмкина.
Вот что пишет Блюмкин: другое устройство называлось «шу-дзи», или «колокол», им «можно ослепить на время большое войско или целую армию. Способ его действия заключается в трансформации электромагнитных волн на определенные частоты, которые действуют непосредственно на мозг».Как следует из протокола допроса, технические характеристики этих агрегатов Блюмкин впоследствии продал представителю германской разведки Вернеру фон Штильхе. Блюмкин также продал Штильхе «сведения об оружии богов (VIII-X тысячелетия до нашей эры) в подземных городах подо льдами в районе Земли Королевы Мод».
Блюмкин настаивал, что информацию о своих операциях он регулярно сообщал руководству и располагал санкцией центра на сотрудничество со Штильхе. Главная цель — организация советско-германской экспедиции в Тибет и Антарктиду с немецким финансированием. Штильхе согласился и для подтверждения намерений передал Блюмкину 2,5 миллиона долларов, которые были изъяты ОГПУ на квартире Блюмкина.
Таким образом, Блюмкин, вернувшись из тибетской экспедиции, передал немецкой стороне информацию о виденных им артефактах древних цивилизаций. Фактически, судя из документов дела, Блюмкин подготовил два отчета — для НКВД и для немцев. На допросе он утверждал, что получил 2,4 млн долларов из спецкассы НКВД для организации повторной экспедиции в Тибет, очевидно, уже с целью получения конкретных материалов и артефактов. Проведенная внутренняя проверка не подтвердила факт передачи указанной Блюмкиным суммы из фондов НКВД. Свою роль сыграли и показания Полежаевой, подосланной к Блюмкину в качестве соглядатая.
Говорить об этом деле можно много, материалов достаточно, все они дают богатую пищу для ума и крайне интересных выводов, первый из которых: получив отчет Блюмкина о хранящихся в Тибете знаниях древних цивилизаций, немецкая разведка приняла единственно верное в этой ситуации решение — устранить конкурентов в лице Блюмкина и НКВД. Результатом стала спровоцированная ситуация, в которой Блюмкин предстал перед «товарищами» из НКВД в лице шпиона и врага народа, особенно на фоне недавних встреч с Троцким. В итоге — расстрельная статья за контрреволюционную деятельность.
Здесь хочется отметить, что Германская разведка, никогда не останавливается на достигнутом! Если когда-то, пусть даже в довольно отдаленном прошлом, были потрачены рейхсмарки или другие денежные знаки, то будьте уверены, что пыльная папка будет извлечена из архива в нужное время и дело будет доведено до конца и будет предоставлен подробнейший отчет до последнего пфенига: сколько потрачено и сколько ожидается прибыли, так как педантичные немцы деньгам знают счет. Что в общем и произошло в дальнейшем.
Натали: Конечно, все это очень интересно. Но, если стремиться приблизиться к рацио. То меня больше интересует то, что Блюмкин работает по всему восточному направлению. А поскольку это очень широкий диапазон (от Тибета до Палестины), то неизбежно он должен консультироваться у специалистов. И более всего хочу обратить внимание на то, что И Сталин, И Блюмкин хорошо знакомы с Г. Гурджиевым. Возможно у них были и другие общие знакомые в академии Генштаба.
Диана: Не совсем уловила, а в чем суть?
Натали: А в том, что скорее всего Блюмкин пострадал из-за компромата на И.В.Сталина. В некоторых источниках идет речь о каком-то пакете, на содержимое которого Блюмкин рассчитывал очень, предчувствуя свой скорый арест.
Продолжаем серию фрагментов из пятитомника «200 мифов о Сталине». Автор уникального пятитомного проекта военный историк А.Б. Мартиросян взял на себя труд развеять 200 наиболее ходовых мифов антисталинианы, разоблачить ряд ≪документальных≫ фальшивок. Вторая книга проекта— ≪ Сталин и репрессии 1920-х — 1930-х гг. ≫.
Миф № 74. Заговор военных был, но сложился спонтанно. Военные случайно узнали « факт о сотрудничестве Сталина» с царской охранкой и потому решили свергнуть его, но он их опередил.
Находясь за границей как разведчик-нелегал, вопреки всем правилам конспирации и даже элементарной осторожности, этот известный авантюрист встретился в Турции с недавно высланными из СССР Троцким и его сыном. В СССР возвратился то ли с письмом от Троцкого, что мало чего объясняет, то ли с каким-то серьезным поручением от «беса ». Учитывая же, что он, Блюмкин, мужик бывалый и далеко не трус, откровенно запаниковал, лишь вернувшись в Союз, выходит, что сути этого поручения он не знал или как минимум не полностью знал. Но когда узнал, то действительно откровенно струсил и запаниковал. А что могло послужить причиной для такой паники?! И что могло послужить причиной для беспрецедентно скорой расправы над Блюмкиным — ордер на его арест был выписан лично Ягодой 31 октября, а к стенке его поставили уже 3 ноября 1929 г., да к тому же по решению Коллегии ОГПУ?! Более того, протоколы его допросов были посвящены такой ерунде, что даже стыдно об этом писать. Разведчик-нелегал встретился с высланным из страны ярым врагом советской власти, а руководство ОГПУ устраивает профанацию допросов и тут же расстреливает человека, которого надо было допрашивать денно и нощно. Так что же произошло?!
Как это ни парадоксально, ответ дал Александр Федорович Керенский. Именно в октябре 1929 г. редактируемая им парижская эмигрантская газета «Дни» опубликовала сообщение, что будто бы лидеры «правой оппозиции» М.П. Томский и Н.А. Угланов располагали документами, компрометирующими революционную карьеру И.В. Сталина! То есть выходит, что уже тогда началась подготовительная фаза операции по массированной компрометации Сталина в целях его свержения. Ведь это время первой пятилетки, коллективизации и особых трудностей, стоявших на пути социалистических преобразований СССР, против которых «бес» выступал со всей присущей ему яростью. Не хватало лишь самого компромата. А для его изготовления не хватало образцов. И, судя по всему, Блюмкин и должен был вывезти образцы, которые подобрал ему Б. Рабинович, роясь в архивах. От этого точно запаникуешь. Блюмкин и запаниковал, едва только узнал, что конкретно он должен был вывезти при очередном выезде за границу. В таком случае понятна и чрезмерная торопливость Ягоды с расстрелом Блюмкина, и бессмысленная болтология в официальных протоколах допросов Якова. От такого подследственного Ягода избавился самым коротким способом — расстрелял.
Обычно расстрелы Б. Рабиновича и Я. Блюмкина списывают на произвол Сталина. Но, прежде всего, нет никаких свидетельств, что Сталин знал, например, о деле Б. Рабиновича. О деле Блюмкина знал. Более того, в то время Иосиф Виссарионович еще не был для Лубянки абсолютно непререкаемым авторитетом и полновластным хозяином. И, наконец, едва только он узнал о столь скором расстреле Блюмкина, то был до крайности поражен и изумлен. Потому как такого поворота он не ожидал, а рассчитывал на серьезное расследование. Кстати говоря, не случайно, что именно с того времени у него стали подспудно формироваться подозрения в отношении честности Ягоды.
(Продолжение следует)
Читать по теме:
- Заглядывая в зеркало. Часть I
- Заглядывая в зеркало. Часть II
- Заглядывая в зеркало. Часть III