Ирина Анатольевна: Ну, рассказывайте, с чего это вы вдруг меня позвали… Стол накрыли явно как-то поспешно. И такое любопытство на вашем личике… Так и хочется вам прямо сразу врезать, что я во всех ваших мучительных запросах совершенно ни при чем-с! Вы же знаете, что обычно у меня настолько прочное алиби, что потом в приговоре писать бывает нечего. Что за манера у вас, к рыбе хрен подавать?
Натали: Ирина Анатольевна, да что это такое творится в вашем славном городе Ижевске?
Ирина Анатольевна: Ошарашили просто… Так вот и подумала, что сейчас начнется… Вы для начала поясните, с какой это стати вдруг город моего ПМЖ стал «славным»? Уж не к столу будет сказано, что это нынче за городок.
Натали: Да, совершенно не к столу… с трудом себя-то собирала на такую тематику… Даже жутко стало…
Ирина Анатольевна: И гренки опять пережарили!
Натали: Вот кстати о гренках! Жил-был человек, почти до восьмидесяти лет дожил, а потом взял и самоподжегся. Это ж надо?! С чего?
«Он писал Путину». Интервью с женой сжегшего себя российского ученого
20 сентября 2019
10 сентября 79-летний удмуртский ученый, активист национального движения Альберт Разин, совершил у здания Госсовета республики акт самосожжения. Он протестовал против законопроекта, отменяющего обязательное изучение языков коренных народов России в средних школах.
Ирина Анатольевна: Ой, да приспичило вам… невидаль какая! Там знаете, сколько психов водится? Не сосчитать! Как-то, помнится, в бытность мою строительную мне все один экскаваторщик говаривал: «Ты меня, Анатольевна, не ругай! Я ведь приду домой, да повешусь!»
Натали: И что?
Ирина Анатольевна: А ничего! Как-то пришел домой да повесился! Да и наплевать на него, у меня на этот счет железное алиби было, как всегда. Это вовсе не я, а его жена за что-то наругала… вот он взял, да и того.
Натали: Чего, того?.. А этого… Но тут-то прямо… не знаю что! Самосожжение!
Ирина Анатольевна: А какая разница? Видите, все сразу к жене этого поджигателя кинулись! Хорошо знают, что раз кто-то совершил такой антиобщественный поступок, то его непременно жена довела. Стерва потому что. У хороших жен, знаете ли, мужья чо попало не устраивают.
Натали: Как-то вы уж больно категорично.
Ирина Анатольевна: А потому что логика жизни у нас такая… категорическая. Может, климат местный диктует. Но с коньяка на местную кумышку я все равно не перейду! Хрен им от меня обломится! Прозит!
В Удмуртии мужчина сжег себя у здания Госсовета республики
Альберту Разину 79 лет, кандидат философских наук, доцент, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики. Являлся активным участником удмуртского национального движения «Удмурт Кенеш» и клуба ученых «Тодосчи».
Напомним, после заявления президента России Владимира Путина о недопустимости принуждения изучать неродные языки государственные языки национальных республик федерации, кроме русского, перестали быть частью обязательной школьной программы. Это вызвало волнения в ряде республик Поволжья: например, представители татарской, башкирской, чувашской общественности требовали отстоять обязательное преподавание их языков, т.к. в противном случае, по их мнению, исчезновение языков народов РФ может ускориться. Результаты Всероссийских переписей 2002 и 2010 годов показали, что за 8 лет количество людей, владеющих удмуртским, сократилось на 30%: от 463-х тыс. человек до 324-х тыс. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими языками: к примеру, число татароговорящих россиян за те же 8 лет уменьшилось на 1 млн человек.
Ирина Анатольевна: Все это, конечно, описки-отписки. Мало ли, чо у кого не преподается? У нас вот математика преподается шиворот-навыворот, чтоб детки не смогли подсчитать, насколько их жизнь обворовали. То, что население сокращается в целом по регионам, его ни капельки не волновало! А у нас вообще-то все отчитались о том, что смертность стабильно опережает рождаемость практически во всех регионах.
Натали: Но все же никто особо не поджигался из-за сокращения… хм… «носителей языка».
Ирина Анатольевна: В данном случае, скорее разносчиков! По удмуртскому языку не было у покойного гражданина Разина никаких объективных критериев устраивать самоподжоги, поверьте! У нас огромный театр драмы для этой цели предназначен. Для кого это все отгрохано, спрашивается? Артистов там на национальной почве в лучших театральных вузах страны обучают… Играть им, правда, особо на удмуртском языке нечего, но это как раз надо было раньше и с самого Альберта Разина спросить, да и с удмуртского национального движения «Удмурт Кенеш» и клуба ученых «Тодосчи». Где драма удмуртская, для которой столько бюджетных средств вбухано? Что это за ученый, который к детям лезет с обязательным обучением? Детей чем-то заинтересовать надо! К тому же язык, прежде всего, надо в драматическом искусстве развивать.
Натали: А потом в точных науках!
Ирина Анатольевна: Естественно! Но, заметим, с удмуртской драмой я им вообще никому не мешала, никак себя не позиционировала, творили они там вовсю… Снаружи на это посмотришь, так никаких причин для самоподжегов не установить.
Натали: Но вы-то догадываетесь, конечно?
Ирина Анатольевна: Да уж догадываюсь, как же без этого? Нынче все недогадливые первыми в расход идут.
Натали: Вестимо! Особенно, с национальной подливой…
Ирина Анатольевна: Как бы у нас выразился Дмитрий Анатольич, «в духе мультикультурности». Да, вот этого вашего народного творчества на коньяке мне как раз больше подлейте! Для анестезии. И общей дератизации от нашей действительности. Домультикультурили, короче…
Совершенно бессмысленный какой-то поступок, ничо не понятно, короче. Что-то сам себе такое нафантазировал, а психика сдала. Вдруг выяснил, что в Госсовет УР никто с ним не хочет говорить по-удмуртски, на котором невозможно даже современное делопроизводство вести. Но кто в этом виноват? Развивать надо было язык, а не на национальности паразитировать! Малой народности, если уточнить.
Ехал бы сельскую местность, здесь очень востребованы продавщицы и фельдшера со знанием удмуртского. Все говорят, шутят даже, никто не поджигается, не демонизирует знание этого языка.
Натали: Это вы нарочно написали, чтобы все знали, что вы опять совершенно ни при чем!
Ирина Анатольевна: Это я написала в естественном, так сказать, порыве. Даже в некотором сочувствии к самосожженцам. Кстати, накануне побывала в магазине, там две женщины беседовали про свою жизнь на удмуртском. И все понятно было без переводчика! Потому что одна из них рассказывала, как устроилась контролером ОТК на литейное производство, как замечательно там трудилась, пока это производство не закрыли. Оборудование, конечно, вывезли китайцам по цене лома. Все это повествовалось с использованием русской лексики с приставкой «лэн». И что-то местных ученых нисколько не заботило даже не то, что все производство рушится и спускается из местных национальных интересов китайцам, а то, что деревенская удмуртка не может на своем родном языке рассказать подруге про свою жизнь не на исковерканном русском.
Добрыня Твердынин Психиатрия
Ирина Дедюхова Добрыня Твердынин , согласна! На ровном месте и без всякого повода. У меня сегодня соседи по даче, под несмолкаемую удмуртскую речь, опорожнили свой ватерклозет с целью повышения урожайности почвы. День был чудесный, а тут… дикая вонь и радостный удмуртский говорок. Абсолютно ничего не предвещало такой развязки! Чисто удмуртская непредсказуемость.
Андрей Кочур Ну вот, оказывается удмуртский дух жив!
Натали: Какие у нас все оптимисты, оказывается!
Ирина Анатольевна: Да с чего им в пессимизм-то впадать? Говно по огороду можно развозить на чистом удмуртском, а вот даже про работу на складе рассказать на крылечке деревенского магазина уже нельзя! Так спрашивается, чем все эти драматурги и ученые занимались столько лет? И про советский период пусть сказки не сочиняют, в советский период все занимались национальным развитием так, как нашим мультикультурным Анатольичам не снилось!
Натали: Совершенно с вами согласна, Ирина Анатольевна, на счет советского периода нашей истории… Бррр! Сколько годков-то настукало…
Ирина Анатольевна: Да прилично настукало, если честно. Вы кальмары в уксусе вымачивали или сразу в маринаде кипятили?
Натали: Кипятила в маринаде! Блин, какой аппетит у вас замечательный, Ирина Анатольевна!
Ирина Анатольевна: Не жалуюсь. Это вы намекаете, что мне такие происшествия нисколько на аппетит не действуют? А с какой стати?
Uzlaner Michael Один араб в Египте так себя спалил и началась арабская весна, которая унесла тысячи жизней и развалила ряд государств.
Ирина Дедюхова В Тунисе. На этот раз ничего не начнется. Араб себя спалил в рамках денежных дотаций, в ходе масштабной подготовки. А здесь наоборот денег не дали. А не дали денег, потому что места силы работать перестали и прочее, связанное непосредственно с языком. Обобщение возможно лишь в том плане, что больше никто себя жечь не станет из-за подобной ерунды.
Натали: Вот это меня очень-очень заинтересовало! Просто неимоверно! Вы про какие «места силы» и прочие вещи, «связанные непосредственно с языком» намекали? Про эти самые?
Ирина Анатольевна: Ну, естестевенно, про то, чем они на самом деле занимались в своих национальных обществах и сходках! И до некоторого времени это работало, между прочим. По крайней мере, литейное производство просрали… да не только его.
Натали: А в советское время? Они в советское время тоже этим занимались?
Ирина Анатольевна: В советское время они и языком занимались, между прочим. Основные фильмы и сериалы на удмуртский переводили. Помнится, «Семнадцать мгновений весны» я как-то умудрилась посмотреть на удмуртском… Все анекдоты про Штирлица и Мюллера можете после этого даже не рассказывать. Я видела, как Штирлиц приветствует Мюллера и других собравшихся: «Дзеч нуналъёс, эшъёс!» А Мюллер, почесывая лысину, стал уговаривать его расколоться на чистом удмуртском!
Натали: А потом?
Ирина Анатольевна: А потом вдруг разом появилось огромное количество удмуртских активистов, причем, с конца 80-х. Стали они какие-то наезды устраивать, чтобы все говорили… как Штирлиц с Мюллером. И, кстати, угрожали физической расправой. Я тогда после аспирантуры жила в общежитии. Помнится, шла из садика со старшей дочкой, а тут стоит такое чудо на вахте в какой-то рубахе навыпуск. Начал ко мне цепляться на счет удмуртского языка и угрожать ножом. Дочку очень напугал. Ну, такое тогда время было… националистическое. Были попытки мне устроить бойкот на лекциях со стороны распрогандированных студентов-удмуртов, типа я должна им про металлические конструкции на удмуртском рассказать, чтобы и они экзамен тоже на удмуртском сдавали. Я им объяснила, что даже на русском люди, не им чета, двадцать лет работали, чтобы только через двадцать лет (с 1806 по 1826 гг.) начать преподавать стереометрию и начертательную геометрию на русском. Так за это время и Наполеона победили тоже на русском! И стереометрию с начерталкой развили! Вначале надо не литейное производство китайцам в лом сдавать, а все же хоть что-то приличное сделать…
Натали: И как это у вас прекратилось?
Ирина Анатольевна: Да у нас же татар очень много живет! Они совсем не нуждаются в такой сермяжной национальной самоидентификации, у них и драматургия национальная имеет глубокие народные корни, да и в целом очень музыкальный народ. У нас любому казанскому исполнителю аншлаг обеспечен, не надо на Евровидение с печкой вывозить, как бурановских бабок. Короче, мне тогда посоветовали всех, кто с меня потребует срочно развить удмуртский до уровня ОТК на литейном производстве — посылать на Татарбазар, это у нас такой район есть в Ижевске… компактного, так сказать, проживания этого замечательного этноса. Мол, пусть ножики свои свои захватят и рубашки поцветастее.
Натали: Но, как я поняла, национальное развитие у вас по другому пути пошло.
Тайные знания удмуртов
Религия, которую проповедовали удмурты испокон веков, — язычество. И даже сейчас около 20% удмуртов (в основном сельских) – язычники, примерно столько же православных, остальные -двоеверы.Удмуртские язычники поклонялись доброму богу Инмару и его антиподу, царю всех злых духов Луду. Луд – это не дьявол в христианском понимании, он – справедливый повелитель зла, насылающий на людей беды за их проступки. Инмар и Луд – не враги, они — зеркальное отражение одной силы, уравновешивающей отношения в удмуртском мире. Рая и ада не существует, а душа и тело неразделимы. Умирая, человек уходит «жить» в царство мертвых. Живые им не поклоняются и не молятся, а только задабривают их жертвоприношениями, чтобы не «утащили» в свой загробный мир. Умершие поклоняются тем же богам, что и живые, ведут хозяйство, женятся.
Посредниками, если можно так сказать, между людьми и богами, живыми и мёртвыми были туно – шаманы, пророки, целители. Они – живое воплощение природных стихий и высшей правды. Туно не добр и не зол, он просто всё знает и видит. Нельзя стать туно, им нужно родиться.Но были и другие обладатели тайными знаниями. Одни из них – знахари, они умеют лечить, снимать порчу. Их и сейчас в Удмуртии немало, до сих пор новорожденных носят к бабкам заговаривать грыжу, «щетинку». Другие – это колдуны, носители черной магии. Колдун может навести порчу, заколдовать, довести человека до смерти. Колдунами не рождаются, а специально обучаются. Обучать могут только старые колдуны, чувствующие скорую смерть. Они не могут умереть, пока не передадут кому-либо своё «искусство». Но приемником может стать не всякий, колдун сам выберет такого человека. Если ученик не смог по какой-то причине до конца обучиться колдовству, то он якобы сходит с ума (поэтому удмурты иногда связывали умопомешательство с неудачными попытками обучения колдовству).
Узнать колдуна можно при помощи нехитрых действий, связанных, по народным представлениям, с потусторонним миром (изнанка, левая сторона, тыльная сторона, запад) или предметов, которые могут защитить (нож, соль, хлеб). Человек колдун, если он не ест хлеб, замешанный против солнца, или кусок хлеба повернут к нему тыльной стороной, если он не может войти в дом, когда кончик ножа повёрнут от двери, или над дверным косяком воткнут нож или игла.
Околдовать человека, согласно поверьям, могли через объедки, обрезки волос, слюну, часть одежды, кровь. Поэтому возникли многочисленные табу: не оставлять недоеденных кусочков пищи, не разбрасывать выпавшие или остриженные волосы, ногти, не оставлять следов крови. На могиле колдуна всегда образовывалось отверстие (так определяли, где похоронен колдун). А чтобы он не мог колдовать и после смерти, могилу обсыпали маком или вбивали в неё осиновый кол.
В Удмуртии и сейчас верят в колдунов. Считается, что в каждой удмуртской деревне есть свой колдун и даже не один. Интересно, что в многонациональной Удмуртии каждый народ считает самыми сильными колдунами представителей другой нации. Поэтому русские обращаются к удмуртским колдунам и знахарям, удмурты к татарам или марийцам и наоборот.
Мы можем верить или не верить в колдунов и чёрную магию, но не можем не признать, что это часть истории человечества, часть той религии, которая сопровождала человека на протяжении многих веков и продолжает жить не только вдали от цивилизации, но и у вполне цивилизованных народов.
Натали: Много было всяких заметок о том, что в Удмуртии больше всего шаманов-туно, прямо редкая частота проявлений экстрасенсорных способностей.
24.07.13 г.Федеральные каналы взялись за удмуртских шаманов
Две бригады телевизионщиков уже отсняли материалы об аномальных зонах и необычных людях нашей республики
Удмуртия давно славилась колдунами и ведуньями. И вот теперь этим заинтересовались редакторы канала НТВ. С помощью группы, исследующей аномальные явления, они сняли передачу «Удмуртская Республика. С кем говорят шаманы?» для цикла «Таинственная Россия».
Процесс съёмок
Всё началось ещё два года назад. Тогда сотрудники передачи вышли на связь с нашей группой исследователей аномальных явлений и зон «Сферой X». Спрашивали, есть ли у нас что-то необычное.
— Я им сказал — конечно есть — приезжайте, — рассказывает Валера Котов, руководитель группы «Сфера X». — Но это было уже поздней осенью, а через неделю выпал снег. И они не успели приехать. Все зоны находятся в непролазных лесах.
Как водится, потом всё забылось. Но наши «аномальщики» не расстроились. В июле прошлого года написали на электронную почту письмо, и через месяц им вновь позвонили. Обещались приехать в августе.
Но за 10 дней до приезда передачи тема немного поменялась.
— Сказали, что режиссер поменял концепцию, — говорит Валера Котов. — Теперь им нужны были знахари Удмуртии. Но я не растерялся. Сразу подобрал нужных им людей.
«Засилье» колдунов нашли в Глазове, в Зуевых ключах и на территории Белой пещеры. Про аномальность этих зон знает практически каждый, и наличие там народных целителей не сюрприз.
Съёмки длились 10 дней. Вставали в 8 утра и ложились в 11 вечера. Так что работа кипела.
И колдуны, и деревенские жители
За такой короткий срок успели пообщаться с туно (колдуном), историками, местными жителями и ведуньями.
— Особенно понравилась одна, — вспоминает Валера. — Она живёт в Зуевыхключах. Как говорят, к ней ездят лечиться даже из-за границы. И по выходным около её дома толпятся машины с пациентами.
Никакие травки или кости животных она не использует, даже не прикасается к пациентам. Она выправляет энергию. Когда приехала съёмочная группа, как раз шёл сеанс. Замужняя пожилая пара приехала из Татарстана, чтобы удалить межпозвоночную грыжу.
Во время этого лечения проводили замеры электромагнитного поля. И они показали концентрацию энергии между ведуньей и пациентом. К сожалению, так и не удалось узнать — вылечился он или нет.
Приезжали нтвшники еще прошлой осенью, а в эфир проект вышел только в начале июля.
Всё закончилось 1 сентября. И только в начале июля этого года передача увидела свет.
— Операторы и режиссёры передачи говорят, что у нас очень красиво, — говорит Валера. — Как раз перед нашими съёмками они приехали из Эквадора. Помимо этого объездили всю Россию. Поэтому чем-то аномальным их сложно удивить.
Посмотреть передачу можно на сайте www.ntv.ru
Будут снимать и истории об исчезновениях людей
Недавно с Валерой Котовым связался и Первый канал. Они запустили программу «Истина где-то рядом». Одна из серий будет посвящена загадочным исчезновениям людей в аномальных зонах. И такие истории нашлись в Удмуртии.
— Я подготовил для них материал, — говорит Валера. — И вот сказали, что приедут. Теперь осталось ждать.
СПРАВКА «КП»
«Сфера X» — является республиканской добровольной и некоммерческой организацией. Основная цель — изучение сверхспособностей человека, природных феноменов. Энтузиасты «Сферы X» выбираются в экспедиции в аномальные зоны, в места, связанные с древними легендами, и в исторически значимые места.
ИСТОЧНИК KP.RU
Еще больше материалов по теме: «КУЛЬТУРА ИЖЕВСКА»
Ирина Анатольевна: Нда…Культура Ижевска… Докультурились, как говорится.
Натали: Но тут прямо намекается на эти «места силы», как вы выразились. Тут они называются «особые места».
Ирина Анатольевна: Были у них, наверно, «особые места» кто ж их знает? Впрочем, они их повсюду вдруг начали устраивать. И все с каким-то неуместным пиарищем.
04.11.15 г. Флаги для 12 районов Удмуртии придумал белый шаман
В день 95-летия государственности республики «Комсомолка» узнала, что означают изображения на государственных символах
4 ноября мы отмечаем сразу два праздника – 95-летие со дня образования Удмуртской Республики и День народного единства. К этому дню «Комсомолка» собрала любопытную информацию. Задумывались ли вы когда-нибудь, что и почему изображено на флагах районов Удмуртии? Кто придумывал идеи этих изображений? И сколько заплатили художникам?
Выгодно ли придумывать флаги?
Над одним флагом художники работают около года. Почему так долго, спросите вы? Дело в том, что прежде чем создать эскиз флага, нужно изучить большое количество литературы, касающейся истории района и местности. Затем получившуюся картинку согласовывают с депутатами районов, у которых зачастую тоже бывает свое видение на то, как должно выглядеть изображение. Безусловно, бывают и разногласия. Поэтому на то, чтобы прийти к компромиссу, требуется довольно много времени. Кстати, за разработку флага и герба авторы получают от 7 до 15 тысяч рублей.
Какой флаг – такая и жизнь
В Удмуртии — 25 районов. И у каждого — свои герб и флаг. Изображения на каждом из них , как заверяют авторы, несут особый, сакральный смысл, а иногда и вовсе иллюстрируют старинные легенды. Большинство создал художник и белый шаман Юрий Лобанов – он является автором изображений на флагах 12 районов.
— Геральдика магическим образом влияет на благосостояние «подшефной» территории. Как признавались мне главы районов республики, после утверждения идей флагов и гербов дела у них пошли лучше — и в экономическом плане, и в социальном, — рассказывает Юрий Лобанов.
Заказчики, коими выступают местные депутаты, как правило, озвучивают такое требование: на флаге они хотят видеть некий путеводитель по району и иллюстрацию, которая отражает его особенности. Как показывает практика, чаще всего художники используют такие образы, как береза, ель, сосна, река, родник, нефтекачалка. Но, согласитесь, деревья, водоемы и даже нефтекачалки есть по всей Удмуртии, а не одном конкретном районе. Поэтому задача перед автором-художником стоит непростая. Сделать изображение, отличное от других, но с четко обоснованной идеей. Тем не менее, многие детали изображений «кочуют» с одного флага на другой.
Человек-лебедь и восьмиконечная звезда
Флаг Удмуртии
Самый известный в Удмуртии символ – это, конечно, человек-лебедь и восьмиконечная звезда. Именно они изображены на гербе Удмуртии. Но не всегда жители республики задумываются о том, что же означают эти символы. Между тем, лебедь – это символ возрождения, чистоты, целомудрия, мудрости, пророческих способностей, совершенства, поэзии и мужества. Соседствует с ним солярный знак-оберег – восьмиконечная звезда. Она оберегает человека от несчастий и называется «Толэзь-Луна».
Натали: Ага, опять про шаманов и места силы! Целый Шаман-парк!
28.03.2017 г. «Шаман Парк» в Удмуртии: влюбленные верблюды и мистические ритуалы
«Шаман Парк» еще очень молод, его открыли в 2015 году рядом с селом Бураново. Центр развлечения окутан мистикой древних преданий. Организаторы предлагают туристам двухчасовую программу с участием актеров в роли сказочных персонажей, прямой контакт с верблюдами и другими местными животными, мастер-классомс изготовлением оберегов и амулетов и кратким ликбезом по шаманским ритуалам удмуртов, славян, бурятов и индейцев.
Любовь и мистика в «Шаман Парке» под БурановоКогда-то здесь было «место силы»
«Шаман Парк» — не заказник, но постройки возведены в настолько немноголюдной зоне, что кажется, что до тебя здесь никого и не было, кроме, разве что, древних шаманов. И действительно: именно в этой местности, по словам директора этноцентра Анатолия Менькова, когда-то шумела священная роща. Удмуртский туно (шаман) проводил здесь таинственные обряды. На месте силы нельзя было собирать ветки, а тем более валить деревья.
«Все в роще должно было оставаться так, как сделала сама природа», — говорит хозяин.
Жрецам на любом празднике в Удмуртии отводилась главная роль, потому что через них шла связь с богами. Главный жрец приносил жертвы, возносил молитвы, он же разжигал священный огонь. Территория рощи номинально разделялась на три зоны. В центре разводили костер, используя ветви с последнего жертвоприношения. В этот круг допускался только главный жрец. Во втором круге стояли его помощники. В третьем – мужчины. Женщины внутрь не допускались вовсе.
Однако в 1970-е годы сакральное место лишилось своей силы: деревья с корнем выкорчевали, а ритуальные моления попытались предать забвению.
Согласно местным легендам, всех, кто участвовал в осквернении святыни, постигли различные несчастья:
«Тракторист в тот же день оступился с лестницы и сломал себе позвоночник <…> и даже потомки тех родов, что принимали участие в уничтожении рощи, до сих пор терпят различные неприятности», — поясняет Анатолий Меньков.
Совпадение это или проклятие — известно только самим туно, а их, по словам директора этноцентра, в Удмуртии практически не осталось.
Как бы не относились путешественники к мифам, экскурсия в подобный этому «затерянный мир» — настоящий подарок для любителей экотуризма.
Натали: Там еще дальше есть про верблюдов. Девочку назвали Найрой, что в переводе означает большеглазая, а мальчика Туно (шаманом).
Ирина Анатольевна: Вполне достаточно, что в 70-е годы, им деревья повырубали и верблюдов не давали держать. Вот они и обессилили… Честно говоря, я все эти местные новости не читаю. Особенно в нынешнем году! Как прочла случайно в феврале такую новость, так и решила больше местными новостями не интересоваться!
6 февраля 2019 г. В Удмуртии произошла трагедия из-за того, что хозяйка свиней потеряла сознание.
В Малопургинском районе Удмуртии свиньи насмерть загрызли хозяйку. Как сообщили Udm-info в пресс-службе СУ СК РФ по Удмуртии, инцидент произошёл 1 февраля.
56-летняя местная жительница зашла в хлев, чтобы накормить свиней, но у неё случился эпилептический припадок и она потеряла сознание.
Голодные животные нанесли женщине множественные повреждения, и она умерла от потери крови. Утром тело жены в хлеву обнаружил муж, который накануне почувствовал недомогание, лёг спать пораньше и поэтому не хватился супруги.
Сейчас следователи устанавливают все обстоятельства произошедшего. Назначена судмедэкспертиза.
Натали: Ой! А я только хотела поросятинку вам подать… как раз к хрену… а сейчас…
Ирина Анатольевна: А сейчас и задумаешься, кого эта поросятинка сожрать успела. Расслабьтесь! Ну, что поделать, если решили новости национального развития из наших мест обсуждать? Тут на каждом шагу… такая поросятинка. Так и норовит сожрать. Так лучше мы ее, первыми и под коньячок!
Натали: А вы знаете, как раз накануне этого печального события с самосожжением опять начали ваших шаманов пиарить. Да просто за неделю!
Ирина Анатольевна: Ну, я же говорю, что абсолютно ничего не предвещало. Жить собирались долго и качественно.
3 сентября 2019 г. «Инмар, принимай жертву!»: как живут современные шаманы Удмуртии
Какие чудеса могли творить жрецы и можно ли сейчас попросить у них помощи?
Если на Алтае людей, которые умеют «договариваться» с природой, называют шаманами, то в Удмуртии – это туно. О них писали еще в старых книгах начала 20-го века. Наделяли их магическими способностями: туно якобы могли лечить людей, контролировать погоду и, как оборотни, обращаться в животных. Удивительно, но туно существуют и сегодня! Чем занимается удмуртский шаман 21 века и кто может попросить его о помощи – в новом выпуске «Мистической Удмуртии».
Для жертвенных животных проводили испытание
В 19-20 веках туно считались едва ли не старостами удмуртских сел – настолько их почитали. К ним шли за советом, за лекарством от хвори и за заговорами, конечно. «Работали» туно через ритуалы, для которых использовали телят, быков, уток, овечек, баранов, рыбу. Например, чтобы умершие охраняли скот весной, когда тот гуляет без присмотра, люди должны были пустить кровь курице. При этом хозяин приговаривал: «Жертвую кровопролитием курицы, клянусь и обещаю осенью из выпущенных весною животных, сохраненных вами, заколоть в честь вашу».Подробно описал обряд финский этнограф-финноугровед Уно Хольмберг в своих письмах, когда путешествовал по губерниям России. Он оказался в удмуртской деревне в 1911 году после того, как жители провели пахотные работы и готовились к празднованию общего моления-жертвоприношения нескольких деревень.
– Войдя в жертвенную рощу, старики разводят огонь. К святым деревьям привязывают животных белой веревкой из мочала, специально свитой и предназначенной для разового использования, – пишет исследователь.
Жрец проводил обряд со специально сделанным хлебом, кусочки которого потом раздавали присутствующим. Затем испытывали жертву – поливали ее родниковой водой, при этом приговаривая: «Инмар, принимай жертву!». Если животное вздрагивало – бог ее принимал. Если нет – искали другую жертву.
В случае принятия мясник закалывал животное, кровь набирали в деревянную чашу и лили в огонь. В это время туно просит у бога всех земных благ.
– После этого начинается разделка туши и распределение жертвенного мяса. Недопустимо варить все мясо в одном котле. Кроме того, тушу следует разделать так, чтобы ни одна кость не сломалась, – пишет Уно Хольмберг.
Ирина Анатольевна: Да замечательно! Налицо полнейшая мультикультурность! А какие у нас национальные празднества закатывались за бюджетный счет! Каких только флагов на национальной угро-финской почве к нам наширмачка не подкатывало… А что? Можно и таким маяться, если все производство китайцам за понюшку спустили. Можно даже верблюдов разводить… павлинов на худой конец. Слушайте, как славно ваш коньячок пошел!
Натали: Давайте, я еще нам подолью в графинчик! А рыбой вы моей все же недовольны остались? Вы в нее вилкой тыкали с каким-то раздражением.
Ирина Анатольевна: Ну, рыба ваша мне всегда казалась пока далекой от идеала. Придется как-нибудь вам мастер-класс устроить… Когда у меня местный дух немного повыветрится от недавнего удобрения и повышения надоев.
Натали: А меня весь этот шаманский антураж, признаться, несколько смущает. Никогда такого не было, и вдруг опять! (с.)
Ирина Анатольевна: А меня в этом напрягает полнейшая непоследовательность! То у них эти шаманы оплакивают какие-то порубленные деревья, мол, мест силы поубавилось. А тут леса миллионами гектаров сжигают, так дождя вызвать не могли!
Натали: Вот это мне тоже показалось странным! И то они все про места силы говорят, про то, что богам надо молиться в особых местах, а то прямо в столицу с каким-то шаманским пробегом катят и попутно ролики снимают, а потом на Ютубе выкладывают.
Ирина Анатольевна: А потом их со спецназом в психушку забирают с большой дороги, с визгами-исками и причитаниями юродивых борцов против «карательной психиатрии»… И все на чистом русском, заметьте!
Начинаются какие-то розовые сопли про «всех инакомыслящих в психушки». Согласитесь, это давно стало спекулятивным штампом. Причем, от тех, кто пока ничем не проявил собственные мыслительные способности, ваше никак. Во-вторых, именно такие нисколько не возражали против того, чтобы меня из хирургии в психушку перевезли. И чтобы в качестве «эксперта-психиатора» там шлюха прокурорская в белом халате карнавалы устраивала. И после этого я два суда прошла с психолого-психиатрической судебной экспертизой на руках, составленных двумя «е…ми по пьяни» и признана гением при жизни. И постоянно выдерживаю попытки местечковое падали потыкать этим фактом, типа им очень смешно. Так что никаких оснований на что-то там сетовать, ни у кого нынче не имеется. Пошаманил принародно — пусть катит в психушку без возражений! Все же мужик, а не баба, не после полостной операции. И со штампами о том, как «теперь у нас будет» — тоже мимо. Будет у нас теперь по-разному: кому психушка светит за публичное юродство, кому галстук на шею, кому литра бензина со списком хватит. Все надо делать вовремя, на все реагировать, согласно Заповедям Господним, особо на Васю-шамана не рассчитывая.
Натали: Он вроде не Васька-шаман, как у вас в «Армагеддоне №3», а Александр… Впрочем, там уже какой-то другой пошел вроде, когда первого в психушку поместили.
Ирина Анатольевна: Да без разницы! Когда на нынешних лесных пожарах ни крестных ходы, ни битье в бубен дождя не дали, тут совершенно ясно стало, что у всех этих людей нет никаких прав обращаться к высшим силам. Здесь ведь тоже легитимность требуется, на одной национальности далеко не уедешь. Дождей нынче было вокруг… хоть захлебнись! А ни один к ним не дошел, куда надо. Да и те же места силы…
Натали: А что с ними?
Ирина Анатольевна: А предавать не надо! Все же главное место силы — внутри человека. Всегда мне не нравилась эта дурацкая цитата, приписываемая Архимеду: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» Да эта точка опоры вообще-то есть внутри у каждого. И ума много не надо, чтобы мир вверх тормашками вертануть. А вот вернуть естественный порядок вещей… это намного сложнее. Долго объяснять! Так что там с письмами мертвого человека президенту РФ? Чего вы там хихикали над интервью с вдовой?
Натали: Ну, не хихикала, а усмехалась! Меня поразил рассказ его жены и не столько рассказом о самой трагедии, сколько посетившем меня дежавю. Будто то же самое, что происходило с вами, но уже лет семь-восемь назад. То ли почерк у ваших спецорганов не меняется, то ли нарочно ваш сценарий отрабатывают.
«Он писал Путину». Интервью с женой сжегшего себя российского ученого
– Какие действия в отношении вашей семьи после случившегося предпринял Следственный комитет?
– После работы меня сразу забрали. Возле нашего дома в тот день стояла машина. Сотрудники Следственного комитета попросили запасной ключ от машины Альберта Алексеевича. Они стали осматривать все его личные вещи в багажнике. Меня допрашивали, пока изымали личные вещи из машины. Потом час-полтора они делали обыск в нашей квартире. Сказали, что у них нет ордера на обыск. Мы по наслышке о том, что обыски без ордера проводить нельзя, ответили сотрудникам: «Не имеете права». Они сказали: «Еще как имеем». В конечном итоге я была вынуждена согласиться, лишь бы они больше меня не беспокоили. Они объяснили, что в любом случае ордер на обыск получат. Им что-то хотелось найти. Только, что – непонятно…
Из личных вещей мужа я не обнаружила его ноутбук, и следователи его тоже искали. Они забрали мой ноутбук. Сказали, что это нужно для следствия.
Ирина Анатольевна: Это они запоздали с обысками, конечно. Обыскали бы на пару лет раньше, так и ноут нашли бы без проблем, да и сам бы этот великий ученый дожил бы до своего 80-летия. И пенсию бы ему сразу же назначили большую-пребольшую…
Натали: Слушайте, а может на него как-то подействовали, чтобы на его пенсии сэкономить? С ваших ведь и такого можно ожидать! Они такие меркантильные…
Ирина Анатольевна: И действительно уж очень все это напоминает допрос, устроенный мне в психушке прокуроршей, переодетой в белый халат под «эксперта». Все наезжала по поводу какого-то «пятого компьютера». Четыре у меня изъяли, пятый ей подавай! Похоже, они его до сих пор ищут… В самых неподходящих местах.
Натали: Да и вдова несет какой-то плагиат, а точнее дурно усвоенные тезисы с ваших ресурсов.
«Он писал Путину». Интервью с женой сжегшего себя российского ученого
– Что бы вы сказали Александру Бречалову?
– Я бы сказала, что каждый человек рождается свободной личностью, для физического и духовного самосовершенствования. Почему он и ему подобные правители думают, что могут присвоить себе чужие души. Ну да, хочется жить за чужой счет, налоги собирать, «на готовенькое идти» легко, в готовые чувашские и удмуртские дома идти жить. Мы должны отличаться от дикарей. Мы, люди, пришли на землю, чтобы строить рай, а они пришли строить ад. Может, они надеются, что не будет для них ада на том свете.
Натали: Такое ощущение, что не смогла запомнить слово «энтропия». Или её вовремя остановили?
Ирина Анатольевна: Ей бы тоже полечиться у прокурорши в белом халате, пафос бы с нее мигом слетел. То они свое шаманство по НТВ пиарят, то компьютеры ищут после самосожжения… Блин, никак ведь в норму не придут. Просто окончательно упали в моих глазах.
Натали: В моих — тоже! Какие-то деградирующие личности. Таким только шаманить. А это у меня на сливовых косточках! Вкуснятинка!
Ирина Анатольевна: Все же на почве домашних алкогольных напитков у вас неизменно получает мне угодить! Неизменно! И в целом мы с вами такие замечательные, такие внутренне прекрасные и целеустремленные… Непонятно только, чем мы всем этим деятелям насолили… А у нас с вами на самом деле столько достоинств! И мы ими не тычем на всех углах, как некоторые.
Натали: Институты человека собой не возглавляем до полного исчезновения кадров! Ваше здоровье!
Кем был совершивший попытку самосожжения удмуртский ученый Альберт Разин.
Альберт Алексеевич Разин родился 12 июня 1940 года.
Кандидат философских наук, доцент, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики. Кандидатскую диссертацию защищал по проблеме формирования личности сельского труженика.
Был одним из создателей Лаборатории национальных отношений Удмуртского государственного университета (УдГУ), в 1992 году участвовал в создании Института человека УдГУ (приказ о создании института подписан 5 декабря 1992 года ректором Виталием Журавлевым). Являлся директором Института человека до практически полного сокращения штата сотрудников.
В последнее время работал в Союзе ученых Удмуртии.
Сфера интересов в науке: социология личности, социология деревни, социология семьи, социология национальных отношений и др. Трудился над разработкой программы практической философии, над проблемой укрепления здоровья безлекарственными методами.
Являлся активным участником удмуртского национального движения «Удмурт Кенеш» и клуба ученых «Тодосчи».
Альберт Разин был одним из тех ученых, которые 14 июня прошлого года обратились с открытым письмом к председателю Госсовета Удмуртии Алексею Прасолову и депутатам с требованием не поддерживать законопроект об изучении нерусских языков в школах, направленный для оценки из Государственной Думы РФ.
«Это прямой путь к исчезновению родного языка, снижению этнического самосознания и ликвидации этнокультуры. Появление этого законопроекта свидетельствует о негативных симптомах в национальной политике нашего государства, о возрождении имперского менталитета».
Известно, что 4 сентября Альберт Разин был на приеме у депутата Госдумы РФ от Удмуртии Алексея Загребина. Как сообщил помощник депутата Леонид Гонин, Альберт Разин рассказал депутату о своей поездке в Аркаим.
Последнее публичное выступление Альберта Разина состоялось 6 сентября в Национальной библиотеке УР на вечере памяти удмуртского композитора Геннадия Корепанова-Камского. Как сообщил участник вечера Константин Мамонтов, Альберт Разин «говорил эмоционально, призывал защищать удмуртскую культуру».
«Альберт Разин, который погиб в результате самосожжения сегодня, долгие годы был активистом «Удмурт кенеша» — системной организации, которая формально борется за права удмуртов, а на деле занимается тем, чтобы борьба удмуртов за свои права была под контролем, при случае канализировалась, приносила политические дивиденды «Единой России». Разин в последние годы стал объектом травли этого же «Удмурт кенеша», поскольку пытался создать и альтернативу «Кенешу» и расшевелить сам «Кенеш», — сообщил анонимный телеграм-канал «Очки Бречалова».
«Я ничего не могу сказать о случившимся, не располагаю информацией для этого. Да, конечно, я был лично знаком с Альбертом Алексеевичем. Почему он это сделал, будут разбираться соответствующие компетентные органы. Тут нужны экспертизы, в том числе и для того, чтобы ответить на вопрос: почему он оказался в таком психологическом состоянии, почему пошел на это? А так мне сложно сказать, у него и возраст был почтенный, он был активистом удмуртского движения всю жизнь, придерживался порой весьма радикальных взглядов. Что его конкретно толкнуло на этот шаг, я сказать не могу, комментировать это не считаю возможным», — заявил «Udm-Info» один из активистов «Удмурт Кенеша», Владимир Байметов.
Напомним, по предварительным данным, у входа в здание Госсовета Удмуртии проходил пикет за сохранение удмуртского языка. Один из участников пикета, директор Института человека УдГУ Альберт Разин, стоявший с плакатом «Если завтра мой язык забудут, я готов сегодня умереть», поджег себя.
Пожарные попытались потушить тело активиста, когда подъехал автомобиль «скорой помощи», Альберт Разин был жив. По словам очевидцев, все его тело обгорело.
Как сообщили врачи, Альберт Разин был доставлен в 1-ю РБК, он находится в крайне тяжелом состоянии.
Сессия Госсовета Удмуртии, которая должна была состояться сегодня, перенесена.
Ирина Анатольевна: Надо же, сессию сельсовета сорвал своей трагической хулиганской выходкой! А еще личность сельского труженика формировал! Институтом человека заведовал!
Натали: Он сессию Госсовета сорвал, Ирина Анатольевна! Давайте, лимончиком закусите, а то вам в голову сильно ударило.
Ирина Анатольевна: Лучше я салатиком закушу. Ну, сами видите, какие странные субъекты нашими сельскими личностями занимались. Кстати, я вам мешок кабачков привезла, икру на зиму наделаете…
Натали: Да куда же мне столько?
Ирина Анатольевна: А потому что вы — редактор «Литературного обозрения», а все по-настоящему ценные писатели всегда выращивали кабачки. Традиция такая. Так что сами их есть будете.
Натали: Слушайте, у меня после этой рюмки какая-то полная ясность по заявленной нами тематике! Мы же собирались про языкознание поговорить! У вас вообще человек на почве знания родного языка… то ли повесился, то ли… боже мой! Он же поджегся! Ирина Анатольевна, голубушка! Скажите честно, это не вы его… того? Просто кивните или моргните…
Ирина Анатольевна: Да вы что, в самом деле? Совсем тут спились без меня с Сергеем? Как вы могли подумать! И на хрена мне было поджигать директора института человека, в котором ни одного сотрудника не осталось? Он сам себя поджег, сам! Без посторонней помощи! Но почему-то спрятал компьютер! Видите? Тут все написано!
Натали: Мне очень стыдно, конечно… Я все это читала уже… А что мне еще думать? И почему у нас разговор про языкознание все время скатывается то к психушке, то к шаманизму, то к поиску компьютера…
Ирина Анатольевна: Не стоит продолжать. Надо было этот вопрос рассмотреть в исторической ретроспективе. Но, согласитесь, все же не каждый день человек на языковой почве поджигается. А про шаманизм там все очень органично вплетается! Уверена, что, если пороетесь хорошенько в интернетах, то непременно уткнетесь во всякую магию вуду, которой такие и возрождали свои национальные достоинства.
Натали: Да чего искать? Это уже все и Википедии запротоколировано. Как я понимаю, с него и пошло это повальное увлечение шаманизмом.
С начала 1990-х годов Разин стал видным деятелем движения удмуртского неоязычества, организовывал и участвовал моления в священных рощах, называл себя «шаманом древней традиции туно». Проводил реконструированные удмуртские языческие обряды в Козьем парке Ижевска с жертвоприношениями животных, для пропаганды неоязычества основал общество удмуртской культуры «Дэмэн». Призывал удмуртов вернуться к истокам своей языческой религии. Википедия
Ирина Анатольевна: Вот и задумаешься, от чего ж его больше всего колбасило… От нынешнего «неоязычества», с которым все они непременно к вуду скатываются, начинают порчу наводить и прочее… Или все же к языку?
Натали: Да понятно, что язык для таких деятелей потусторонних наук является лишь прикрытием. Хотя в данном случае интерес к родному языку привел к самосожжению…
Ирина Анатольевна: Что ж поделать? Значит, не с той стороны он языком интересовался. Уж не знаю, чем его компьютер так вдруг понадобился, но чем же хорошим можно заниматься у нас в Козьем парке да еще с жертвоприношениями животных? И что хорошего у нас тут происходило с момента «восстановления неоязычества»?.. Нравственные языковые основы он ведь не восстанавливал.
Натали: И в мыслях не держал!
Ирина Анатольевна: Вот когда я пообещала в начале нулевых Великий и Могучий очистить от новояза, придать ему силу и новый виток развития, так очень хорошо понимала, что это возможно лишь с восстановлением исконных нравственных связей.
Натали: В свою очередь это возможно, если называть вещи своими именами и давать происходящему бесспорную нравственную оценку!
Ирина Анатольевна: Я кого-то в жертву приносила?
Натали: Вроде нет…
Ирина Анатольевна: Понимаешь, язык оживает и восстанавливается, как только в нем возникает нужда не для качания прав, а для нормальной, нравственной жизни и работы! Для этого он и сам должен работать! Не для того, чтобы по общагам с ножиком бегать и мамаш с детями пугать, не для того, чтобы устраивать какие-то дикие обряды и ритуалы!
Натали: Значит, язык немедленно становится жаргоном или диалектом, архаичным придатком, если в нем исчезают нравственная основа?
Ирина Анатольевна: Лгать нельзя ни на одном языке! Заповедь есть такая. С русским языком был тоже серьезный кризис, поскольку он слишком долго использовался для лжи про всякие «изьмы» или «рыночную экономику».
Натали: А это тоже своего рода… «неоязычество» с обрядами и жертвоприношениями.
Ирина Анатольевна: Любая ложь убивает язык. Во что она превращает душу лживого человека, поминать не станем.
Натали: Но русский все же выдержал и ожил?
Ирина Анатольевна: Русский все же более мощный, он тут же оживает и уже не позволяет лгать. И многие вещи сразу проявляет. Поверь, все, что нынче несут вслух чиновники, они половины вслух произносить не рассчитывали.
Натали: А меня еще интересует… это… ну, число носителей языка. Как оно влияет и все такое.
Ирина Анатольевна: Сила языка вообще не зависит от массовости использования. У меня были моменты в начале нулевых, когда я сама с собой на русском говорила. И что? Сила любого языка зависит от сложности задач, которые на нем решаются. Сейчас вся сила в русском, потому что традиционно перед нами поставлены самые сложные задачи. И отнюдь не по восстановлению неоязычества в Козьем парке.
Продолжение следует…
1 comment
Точно! Какой смысл в языке, если он перестает выполнять свою функцию? Лучше уж тогда «жевать, чем говорить» на удмуртском.