Поводом данной статьи послужили настойчивые обращения наших уральских камрадов, но отправной точкой стал комментарий москвича Павла по поводу бедственного положения театрального искусства в Перми.
Как бы в продолжении темы, поднятой в статье «Пермская аномалия». Изучая ссылку на рецензию театральной постановки театра «Cцена-Молот» не могла избавиться от некоторой доли сомнения и даже удивления. Скажите, господа, а с какой стати вдруг драматические театры стали считаться в России «дотационными предприятиями»?
Такая же картинка, кстати, в своё время настырно рисовалась и с жилищно-коммунальной отраслью. Мол, эта отрасль, якобы «всегда являлась дотационной». Хотя отрасль не являлась дотационной ни одного дня, пока под ее «развитие» не начали «пилить бюджет», обворовывая и граждан, оплачивавших все 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг задолго до нынешнего «реформирования». В какой правовой и уголовный беспредел обычно выливаются эти дотационные страданья о «сохранности бюджета», который, как известно, у нас бе-бе-бе-бедный, все могут убедиться на примере своих платежек ЖКУ. И при их составлении никто не стесняется и не думает об элементарных приличиях, не говоря о культуре.
Потому так ли уж актуальны все эти «культурные разговоры»? Раз эта область изначально дотационная, то какой прок с… культуры? Все знают, что с культурой на фоне сегодняшнего уголовного беспредела с государевой собственностью – у нас откровенно негусто и в высших эшелонах власти.
Только боязнь загреметь за «экстремизьм» удерживает некоторых «творцов» от более реалистических образов руководителей государства. Но поползновения имеются, достаточно вспомнить новогодние частушки путина-медведева. Уж очень… навевают разного рода «образы» — откровенно некультурные законопроекты и высказывания наших правящих близнецов и их наперсников из партии «Единая Россия».
Особенно немного культуры сегодня на Урале, где грызня за советские флагманы индустриального производства идет и в Швейцарии. Но при этом именно уральские «культурные процессы» зашкаливают… каким-то откровенным хамством и излишней торопливостью в поверхностном «окультуривании». Типа, с одной стороны, нечего стесняться «аборигенов» в своих «культурных проявлениях», а с другой стороны – «кто не успел, тот опоздал».
Есть и здесь, конечно, островки «культурного наследия» в виде знаменитого Пермского театра оперы и балета, гордости отечественной культуры. Но ведь культуру надо поддерживать. И по примеру того, что делается нынче в российской культуре под видом «реконструкции Большого театра» – в Перми тоже начинается виток аналогичных «культурных прорывов» с участием наиболее высокооплачиваемых зарубежных проектантов и прочих пиров во время чумы. Кто же сходу не просчитает «гешефт» каждого участника подобных «конкурсов». Но отчего-то до сих пор Прокуроатуре края не приходит в голову поинтересовать потерями бюджета.
Конечно, на культуре экономить не принято. Лучше всего у нас получается экономить на домах престарелых, пенсиях, помощи многодетным и малообеспеченным. На социальном и медицинском обеспечении, на образовании. На этом сидит такая прорва «экономистов», что уже ничему не удивляешься.
Мимодумно уже пропускаешь сообщения, что »ЛУКойл Оверсиз Холдинг-ЛТД» заплатит за нефинансируемые бюджетом статьи реконструкции Пермского театра оперы и балета – за счет налога на прибыль, платежей по которому недосчитается как территориальный, так и федеральный бюджет. Такие вот у нас нынче «меценаты». Так называемые «мамонтовы-рябушинские». Быстро сообразили, что из бюджета потом прибыль не вытянешь, лучше через стройку распилить. А в реконструкции при минимальном желании и слона упрятать можно.
Потрясающим для меня лично оказался список членов жюри. Ни одного крупного специалиста по архитектуре и градостроительству, но отчего-то не позабыли некого преподавателя Лондонской школы экономики. Вообще, если в таких конкурсах не участвуют профильные специалисты, проектировщики, деятели культуры, преподаватели творческих вузов, – в комиссию приглашаются те, кто может заплатить за понравившееся решение непосредственно из своего кармана. Господин Кузяев, который будет платить из общака акционерного общества за пиар и в счет бюджетных отчислений — сюда не относится, конечно. Но дважды подумаешь, к чему там имеют отношения функционеры от пермской культуры типа Бориса Мильграма.
Лучший проект выбирало жюри в составе губернатора Пермского края Олега Чиркунова, заместителя министра культуры РФ Павла Хорошилова, члена Совета Федерации от Пермского края Сергея Гордеева, и.о.министра культуры Пермского края Бориса Мильграма, художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Георгия Исаакяна, руководителя компании КСАР, разработчика генплана Перми Кейса Кристианса, директора ассоциации Опера-Европа Николаса Пейна, уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, президента компании «ЛУКойл Оверсиз Холдинг-ЛТД» Андрея Кузяева, профессора отделения городских программ Лондонской школы экономики Роберта Тавернора.
Я очень любила это здание русского классицизма с роскошным портиком и величественными колоннами. Вообще… русский классицизм в скромном одухотворенном величии – как зрительная визуализация русской культуры. Все же надо бережнее относиться к собственной культуре. Раз смогли такое здание построить в конце 19-го века, не испортили при масштабной реконструкции 1957 года – так и не нам соваться с капитальным шмоном с целью продемонстрировать собственную «культуру» и устроить очередной секвестр краевому бюджету. Но пример Москвы, где с историко-архитектурным наследием расправляются потрясающе хищнически и цинично, – конечно, зажигателен для «особо культурных» и продвинутых по всей российской провинции.
Во все стороны России уголовной заразой расползается эта столичная «культура». За все время в столице не создано ни одного значимого спектакля, ни одной новаторской и творческой театральной постановки. Это вне звависимости, чего они там сами о себе прекрасного наговорят! У меня складывается впечатление, что связь театральной сцены и публики прервана навсегда. И на сцене – голытьба и плебейщина, да и в зале… толпа. Играют в театр, тщательно копируя виденные по телевизору восторги и потрясения.
Столичные театры в репертуарном плане настолько опустились ниже любого допустимого уровня, что артисты незаметно для себя и в жизни стали тем, чем являются по своей сути – ярмарочными шутами. Они наивно ждут к себе отношения согласно уже выцветающей ауры «театральных стариков», согласно страстным монологам середины 19-го века «о служении искусству». Но сами так «замылились», настолько пошли в распыл, что не заметили, что их общественное восприятие, как портрет Дориана Грея, – уже отразило их внутреннее душевное уродство и ущербность. Они сейчас «звезды толпы», но по-детски капризно требуют, чтобы гогочущая толпа всерьез воспринимала их напыщенные позы «жрецов искусства».
Нуждается ли подобное «искусство» в поддержке государства с точки зрения пользы общества? Конечно, нет. Более того, это безнравственно — поддерживать в качестве «искусства» дурной вкус, пошлятину и бездарность.
Никогда драматические театральные труппы, за исключением казенных и императорских театров, никакой поддержкой не располагали. Но ведь за подобную поддержку и плату требовали без дураков. А нынче, используя государственную поддержку, можно «баловать» публику в столице – сценами тюремного беспредела, какой-то маргинальщиной, истериками, идиотскими шабашами. Ни одного серьезного драматического спектакля за все годы на современном материале. Да-да, начните мне возражать – и тут же осекитесь! Это вы можете кому-то другому про разных виктюков рассказывать. Если МХАТ теряет звание «академического» за мат со сцены в совершенно идиотской постановке, о которую и мараться не стоило… то ведь и последующее остаивать не требуется ни ума, ни вкуса, ни совести.
Но, оперное и балетное искусство, классическое искусство с детерминированными критериями качества и уровня – безусловно нуждается в поддержке государства. Надо понимать, насколько затратным является процесс создания оперного или балетного спектакля. Но надо жестко требовать за любое вливание – соответствующей творческой отдачи, а главное, полностью устранить от финансовых потоков – полчища ненужных посредников в виде разного рода мильграмов и «культурных» губернаторов.
Возражаю ли я против реконструкции театра в Перми? Нет, не возражаю. Но уверена, что можно было бы обойтись в десятки раз более скромными средствами, полностью возродив дух этого храма уральской культуры. Кстати, не уверена, что хотя бы десятая часть заявленных сумм действительно пойдет в дело.
Да, еще немного и оторопь пройдет. Уверена, люди начнут задумываться, в какое время и какими средствами какие-то мильграмы реализовывали здесь свои «творческие амбиции». Вы посмотрите до чего дошло! У нас мильграмы, не располагающие ни мозгами, ни финансами, ни личной культурой – за наши деньги, нашими же театрами одаривают нас… для своей пользы.
Однако что мне, простите, думать, глядя на генплан проекта-победителя? Я очень хорошо знаю этот район Перми, где уничтожены практически все исторические достопримечательности, при этом варварски воткнуты «точечным беспределом» высотные жилые здания. Поэтому генплан реконструкции, принятый за основу, вызывает у меня серьезные сомнения. Наиболее дорогостоящей реконструкции в мире, заметим.
В Перми уже есть самый дорогой в России генеральный план, выполненный иностранцами, не имевшими представлений о климатических, инженерно-геологических и инженерно-гидрологических особенностях каждой площадки. Ну, думаю, треть стоимости этого генплана уже осела на счетах самого культурного в России губернатора. Реализовать его невозможно, а в городе на эти средства можно было бы решить массу насущных проблем. Кстати, на всем Урале с большим уважением всегда относились к пермским гражданским проектировщикам и планерам. Похвальные отзывы о специалистах «Пермьгражданпроект» я слышала и в Екатеринбурге. И от не самых последних специалистов в этом сложном вопросе. Насколько же… некультурным человеком надо быть губернатору Чиркунову, чтобы таким образом плевать в душу людям, положившим на благо родного города свою жизнь и профессиональные знания?.. Риторический вопрос.
Как мы видим на этом генплане, здесь не соблюдаются даже масштабы. Но это типичные «хитрости» архитекторов с масштабированием. Зато здесь вновь не предусмотрены гостевые стоянки, не обеспечивается подъезд служебного и специализированного транспорта, а главное, совершенно непонятно, куда денется вся сосредоточенная здесь городская транспортная инфраструктура. Можно было хотя бы схемой городского транспорта перед конкурсом поинтересоваться?
Очень хитро срезаны наиболее уродливые высотки, поспешно выстроенные здесь накануне намеченной реконструктции микрорайона. Но за это уже надо было и дела в прокуратуре оформлять. В особенности, раз решили провозгласить себя «самыми культурными в России».
* * *
Ну, хорошо, собрались реконструировать театр. Так надо аккумулировать средства, а не распылять их кому попало. Не могут найти 10 миллионов на проектирование, но тут же раскармливают за бюджетный счет бездельников «от культуры», совершенно не заитересованных, чтобы их «продукты культуры» пользовались хотя мизерным откликом у публики. Да у нас зимой, пока огородный сезон не начался, желающих посетить театр вполне достаточно. Так ведь надо выбрать волнующую всех тему, надо поставить ее так, чтобы по городу прошел особый театральный слух. И масса вокруг тем, от которых народ будет загодя билетами запасаться и ломиться в помещение на «лишний билетик». Всего-то и делов, чтоб при этом «театральные деятели» немного начали публику уважать, а не кривляться перед толпой за бюджетные опилки.
Все спектакли премьерного дня посмотреть не удалось, но вот один из них заслуживает внимания. Это «Собиратель пуль». Текст пьесы, который мне удалось предварительно прочитать, изобиловал неформальной лексикой. Хотелось посмотреть, так ли все это будет на сцене. Постановщик спектакля Руслан Маликов сказал перед премьерой: «Если драматург, матерясь, не пожалел моих ушей, то значит, что он ко мне относится с уважением. Он сам прошел через все это». […] Вот, собственно, и все, что можно сказать о спектакле, изобилующем отборным матом, сценами сексуального насилия и циничной жестокости. Прочие актеры и действующие лица исполняют лишь эпизоды.
Перед спектаклем в обновленном фойе можно было лицезреть мэтра Юрия Лапшина с супругой, с которой на людях он, похоже, не расстается никогда. Кстати, он, пожалуй, единственный из пермских художников, кто принял сторону нового русского искусства (паскудства?). Из других важных персон можно было отметить присутствие правозащитника Игоря Аверкиева, бородатого министра Бориса Мильграма, его «замшу» Веронику, то ли Дукаревич, то ли Вайсман, вечно лохматого режиссера студенческого театра ПГУ Виктора Наймушина, и конечно – святая святых – курящего одну за другой гламурные сигаретки галериста-политтехнолога Марата Гельмана. Кстати, в компании философа-сельхозминистра Елены Гилязовой.
Бесплатное шампанское, конфеты и канапе из фруктов дополнили премьерную обстановку. Красивые, заранее приглашенные девушки-студентки – вот, в принципе, весь зрительский «бомонд». Именно эти девушки, при первом же матюке со сцены, состоявшем, как и положено, из трех букв, дружно захлопали в ладоши. Единственным же зрителем, крикнувшим в тот момент «браво!» был Марат Гельман.
Я бы выделила здесь слово «бесплатное». Некоторым, конечно, это до сих пор отчего-то неизвестно, но ничего бесплатного не бывает. Если какие-то милые шалашовки запивают отборную матерщину дармовым шампанским, то не стоит думать, будто за это шампанское уже не заплачено кем-то за счет собственной жизни. За это, как видите, не платят те, кто судится в Швейцарии за право собственности на советский комбинат, который сам не строил и не развивал. За это шампанское расплатятся самые беззащитные, на чью «культуру» всем плевать по большому счету.
Подруга в Перми рассказывала мне, как в магазине дешевой одежды видела заношенную женщину с тремя мальчиками. Стоял мороз, но дети были одеты очень легко. Они подыскивали себе подходящую зимнюю одежду. Подругу поразило покорное выражение лица старшего мальчика, когда он тут же снял теплую куртку, предложенную продавщицей, поняв, что мать не сможет найти денег на одежду младшим братьям. Что, эта женщина мало работала в жизни? Но, в отличие от Гельмана и его шалашовок, она поднимает трех мужчин! Так не за ее ли счет с таким размахом ведется «культурная жизнь» в Перми?
Неужели сложно проверить действительный культурный уровень отобранных пьес, раз уж решили субсидировать их постановку из городского бюджета. Но зачем вообще продолжать почти советскую кормежку драматических театров? Они абсолютно не заинтересованы в постановках нормальных пьес, которые бы нашли отклик у зрителя. Лично я имею полное право это сказать. Меня из драматургии вышибали всем театральным бомондом. А вот с тем, кого они себе выбрали в драматургии – пускай и зарабатывают на шампанское, но не в бюджете, а у зрителя. Как это и положено!
Никакой культуры не будет, если кормить даром эту «культурную» мразь, ничего с нее не спрашивая. А спрашивать должен зритель! Это зритель должен решать – будет сегодня у Гельмана не шампанское, а хотя бы ломоть хлеба на обед. Не «культурный» губернатор Чиркунов, а зритель! Как решит зритель, так Гельман и должен питаться. И со стороны губернатора Чиркунова крайне некультурно за счет бюджета, т.е. без спроса лазая в карман к потенциальному зрителю, – расплачиваться за всех от собственного имени. Это… запредельное хамство!
И вовсе не в политической жизни, а именно в театре наиболее приемлемо, когда зритель «расплачивается» за подобное «творчество» гельмано-мильграмов – гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. Так было испокон веков! С какой стати сегодня расплачивася за подобное паскудство бюджетными деньгами? Из-за этих «бюджетных дотаций» непосредственно через голову непосредственных потребителей, – и в литературе читатель оказался отстраненным от литературного процесса, будучи низведен до уровня «хавающего пипла». Так и в драматургии зритель оказывается ни при чем! Постановки будут ставиться и идти вне зависимости от его пожеланий, стремлений, его забот и чаяний. А кому польза от подобной формальной «культуры»?
У нас сегодня в области культуры – прежние совковые отношения. Какие-то захудалые калошные фабрики местечковых искусств вышибают себе «бюджетные заказы». Но раз при этом нет никаких элементов культуры, честного отношения к жизни, настоящего творчества, нет даже минимального интереса к тем, за чей счет весь этот банкет – то пора закрывать лавочку с шампанским и девочками.
* * *
Ну и вершиной нынешнего пермского окультуривания становится сегодняшнее предложение от всей широты душевной Артемия Лебедева поучаствовать всем вместе в распиловке бюджета. Я сделаю ссылку на более культурный комментарий в ЖЖ на эту тему, поскольку у самого Артемия действительно стоит голимый мат и похабщина. Хотя у самого Артемия куда больше картинок, которые могут сразу внушить всем культурную мысль покупать исключительно «пермское».
Сами понимаете, что началось сразу в комментариях. В комментариях отметилась тысячи желающих осчастливить пермяков за бюджетный счет. Мнением самих пермяков поинтересоваться как-то никому в голову не пришло. Напротив, в комментариях шло подбадривание и «творческое обсуждение»: «ху…во! пи…то!» Такое впечатление, будто иных слов представители столичного культурного бомонда не знают вообще.
Наверно, действительно от одного вида »пермских ножниц» и нового витка инсталляций из окурков – может вырваться лишь одна «рецензия» неприличным словом из трех букв. И я понимаю озабоченность моих уральских камрадов происходящими процессами. Наиболее горячие головы решили вышибать «культурных» из столицы Западного Урала – бейсбольными битами. Идет ожесточенная переписка со взаимными угрозами, где «деятели культуры» обещают наябедничать «на самый верх».
Но это уже что-то особенного, конечно. Когда на Урале с такой нескрываемой ненавистью относились к столичным деятелям культуры? К тем же иностранным проектировщикам? Да напротив, всегда всех встречали с радушием и интересом. До тех пор, пока из уголовного местечкового хамья не полезла на свет божий их поганая еврейская «культура» – «купи-продай».
* * *
Этот «культурный обзор» закончу весьма характерным событием, связанным с 65-летием Победы.
«Когда мы будем официально, на уровне государства, отмечать годовщину освобождения Освенцима, это будет и напоминанием о подвиге России в уничтожении нацизма, и одновременно действенным оружием в борьбе с ксенофобией, которая поистине является одной из главных угроз российскому обществу», – заявил раввин на встрече в Москве с министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным, сообщили в четверг корреспонденту «Интерфакс-Религия» в пресс-службе Б.Лазара.
Ну, наверно это было правильно, когда в Комитет по организации 65-летия Победы были приглашены представители ведущих религиозных конфессий. Однако Берл Лазару надо понимать, что иудаизм – это не ведущая религия России. Так – ни пришей, ни пристебай. Нечто среднее между тувинским шаманизмом и гаитянским вуду. У нас буддистов куда больше, чем иудеев. И от последних в общую копилку Победы были не настолько крупные вклады, без которых бы кто-то из наших отцов и дедов не смог бы обойтись. Насколько они могли сами по себе на что-то сгодиться – они как раз показали в Освенциме. И там ведь особо гордиться нечем. У себя в Израиле пусть праздную все, что хотят! Но, простите, русские на фронте сражались за Родину, а не чтоб освободить Освенцим, госпидипрости.
К тому же бывшие и потенциальные его узники уже все о себе за последнее время сообщили, ничего в загашнике не оставили. Поэтому в данный момент радоваться за их освобождение… что-то не тянет. Пройти молча и сплюнуть – это нормально. А вот праздновать, что они в Освенциме отсиделись, пока за них люди на фронте кровь проливали… это уж ниже плинтуса.
Не надо было этим самым «узникам» в последние два десятка лет устраивать непрерывные истерики, поливать все и вся на русском матом, гадить в чужой культурной среде, пакостить, воровать, лгать и прочее. Здесь надо выбрать одно из двух: либо праздновать освобождение Освенцима, либо все же попытаться отметить 65-летие Победы . Или – или. И после этого циничного предложения, с которым раввин лезет уже четвертый раз – что-то не тянет отмечать Победу вместе с евреями. По воинственным высказываниям раввина вполне понятно, что за Победа ему нужна на самом деле. Пусть не врет, его насквозь видно.
Согласитесь, это хамство – дальше некуда! Только повсюду этого раввина и слышно. И лезет он и суется в каждую дырку. Всех учит. От имени «всех нас», у нас с ним, оказывается, дети общие. И борется-борется-борется… Он с нами борется! Он ничего в России не создавал, никогда на ее благо не работал. Никто из его предков ничего хорошего здесь не совершил, с врагом не воевал. Выпал – как змеюка из мешка… Что, евреи сами, без прямой нотации уже не в состоянии понять, что их пес приблудный под видом «главного раввина России» ведет себя крайне неприлично? Что он оскорбляет святые для каждого русского чувства? Сами-то не могут своего хама одернуть?
Но ведь с этим очень легко покончить! Один разок разобраться, откуда кто из «фашистов» деньги взял на свастику – и всех этих «раввинов» ссаными тряпками немедленно выгнать туда, где они завелись. Пусть тут не «мыкают», а с фашизмом борются в Освенциме.
Не совсем подходящее время он выбрал, чтоб навязывать новый государственный праздник. Кризис кругом (спасибки его воровитым соплеменникам), а он с праздниками лезет. Да ведь и скажи кому сейчас, что в Освенциме сидят одни евреи… ну, дальше произойдет то, что каждый сейчас подумал. Угу, все танковые колонны пройдут мимо Освенцима на Берлин. Долго придется потомственным борцам с фашизмом праздников ожидать… Просто потому, что хамство очень редко кто может сносить до бесконечности. А уж за одно то освожденье 65-летней давности достали!
Не знаю, чем, кроме борьбы с фашистским населением России, занимались все эти представители религиозных конфессий в Комитете 65-летия Победы, с кем там в очередной раз «поборолся» этот неукротимый еврейский хам, – но в результате ветеранов очередной раз оскорбили, выдав памятные медали в виде… креста.
Раз настолько веротерпимые и толерантные, то головой или задницей думали в том Комитете, решив вручить подобные «медали»… мусульманам? Все другие оскорбились, увидев сходство с немецким крестом. Ну, в дупель отмороженные или как? Ведь это ж не личная Победа Комитета, ё-моё. Хоть раз за 65 лет можно постараться быть культурными?
…Нет, человеку необходимы и настоящая культура, и настоящее искусство… Никто без этого не проживет. Душа устает от лживых подделок, эрзаца «под культуру» и тянущейся за ними клейкой лжи. Поэтому… необходимо раз и навсегда жестко дать понять любому хаму, что «культурного» из себя он будет корчить исключительно за свой собственный счет.
©2010 Ирина Дедюхова. Все права защищены.