Этот кино сериал или хотя бы несколько кадров из него видели все. Даже те, кто не интересуется историей ВОВ и не знает хронологии событий того периода. Возможно, есть и такие, кто вообще не знают, что когда-то на нашей земле действительно гремела война, ужасающая по количеству своих жертв и масштабам своих разрушений, но даже они видели фрагмент сериала, перещелкивая каналы. Основной целью создания «Неизвестной войны» и было донесения правды о войне СССР и гитлеровской Германии до мало разбирающихся в военной истории зрителей, правда, не советских, а американских.
«Великая Отечественная», или «Неизвестная война» (англ. The Unknown War) — документальный сериал советско-американского производства, вышедший на киноэкраны в 1978 году. Фильм рассказывает об участии СССР во Второй мировой войне и рассчитан на западного зрителя, для которого события на Восточном фронте были настоящей «неизвестной войной».
Режиссёр фильма — советский кинодокументалист Роман Кармен. Было выпущено два варианта — для англоязычного и русскоязычного зрителя. Ведущим и рассказчиком выступил американский актёр Берт Ланкастер, русскую версию озвучивал Василий Лановой. После 1991 года в России получил распространение также и вариант для англоязычного зрителя (обычно под названием «Неизвестная война»). Он отличается, в частности, нумерацией серий.
Создатели фильма поставили себе задачу объективно отразить события Великой Отечественной войны, и фильм оказался откровением для американской аудитории и одновременно уникальной возможностью для народов, составлявших в годы Второй мировой войны СССР, довести правду о героическом подвиге советского народа и личностях, внесших неоценимый вклад в борьбе с нацизмом.
В фильме используется огромное количество документальных кадров, выполненных советскими военными корреспондентами. Фильм лишён политической окраски и отражает исключительно фактическую сторону военных действий. Он призван научить людей уважать историю, ценить подвиги предшественников и беречь как неизменную ценность человечества мир и гуманизм.
Не случайно авторство идеи исходило именно от наших бывших союзников по «антигитлеровской коалициии», а озвучивал сериал знаменитый английский актёр Берт Ланкастер.
Берт Ланкастер принимал участие в боевых действиях в составе военной эстрадной труппы и учавствовал в высадке союзников в Италии, а до этого в войне на африканском континенте. В начале каждой серии Ланкастер знакомит зрителя с городами и территориями, а также с людьми, о которых в дальнейшем будет идти повествование. Все серии начинаются в цветном формате в 70-х годах, таким образом, создавая контраст с последующими событиями, где в черно-белой хронике 40-х годов запечатлены воронки после попаданий снарядов и развалины домов и сооружений.
Манифестации «Нет войне» захлёстывание улицы городов то тут то там. Может от того тогда не нужно было маршировать против мигрантов. Война новая и очень холодная была столь очевидна, что многие и многие знаменитые исполнители пели не о любви, а о мире. Английская битломания прокатилась по миру, завоевывая сердца и континенты, именно с этим, а в дополнение уже и с любовью, и философией людей-цветов.
В это время в строгом Советском Союзе и в разностилевой Америке происходили два не совсем связанных между собой процесса. Под самиздат и прочие ожидания свобод в нашу страну, в «Советы» вещали «вражеские голоса». Основное население, не замечая этого, трудилось в городах и весях, в меру сил и возможностей «создавая и преумножая» свой советский уют. Уроки Мира, рисунки «Миру-мир» и «Нет войне» — обязательно, от души.
Каково было состояние советских властей, когда к ним обратился молодой американский продюсер Фрэд Винер с предложением сделать большое многосерийное документальное кино о Великой Отечественной Войне, так как в 70-е в Америке уже было затерто это явление, и почти полностью заменено на Вторую Мировую. Фрэду и его команде это казалось несправедливым и опасным. Отказать — нельзя, согласиться – нет ли подвоха от «этих американцев».
Илья Канавин «Неизвестные битвы «Неизвестной войны»
В 76-м году Фрэд Виннер — американский кинопродюсер — столкнулся с непонятной ситуацией. Пресса Соединенных Штатов в пух и прах раскритиковала слова генерала Паттона о том, что после Второй мировой войны мир поделили США и Великобритания. Ругали его за то, что он не упомянул Советский Союз. «Я задумался, а что такого сделали Советы, что из-за них чуть не пострадал наш знаменитый генерал, — рассказывает Фрэд Виннер. — Я и сам учился в колледже, и у меня были друзья ученые. Но ни я, ни мои друзья ничего не знали о роли СССР во Второй мировой войне».
Виннер решил сделать фильм, который должен был стать сенсацией. 20 полнометражных серий. «Их сенсация была в том, что Россия, оказывается, воевала в эту войну», — говорит режиссер Игорь Григорьев (режиссёр фильмов «На Восток» и «Последнее сражение войны» киноэпопеи «Великая Отечественная»; — прим. ред.).
Примерно об этом же рассуждает и публицист Генрих Боровик: «Чуть ли не 40 процентов молодых американцев считало, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера. Это результат холодной войны. Но ведь это же страшно!»
Пришлось искать режиссера с советской стороны. Началась работа, равной которой пока не было на нашей планете, но дружная неформальная, хоть и под четким присмотром спецслужб с обоих сторон. Бесспорный выбор режиссера в нашей страны выпал на Романа Кармена. Еще с Испании на войне. По его работам учились снимать войну советские фронтовые операторы. Этому академически не учили. Кому придет в голову выпускать факультет военных операторов!
Роман Кармен — элегантный, огненный, красивый, непобедимо сильный своей волей и характером, кумир ВГИКовцев и состоявшихся профессионалов, побывавший во многих странах, от Вьетнама до Кубы. По его работам можно и нужно учить современную историю. Но как такой «выбор партии и правительства» мог понравиться молодому американскому продюсеру! Недоумение было, от такой перспективы сотрудничества. Хватило одного взгляда, одной открытой улыбки, чтобы пройти путь создания двадцатисерийной киноэпопеи большими друзьями, принять Кармена как наставника, родного и близкого человека.
Илья Канавин «Неизвестные битвы «Неизвестной войны»
«Фрэд два раза приезжал в Москву, — рассказывает режиссер Тенгиз Семенов (режиссёр фильмов «Блокада Ленинграда» и «Величайшее танковое сражение» киноэпопеи «Великая Отечественная»; — прим. ред.). — Первый раз ему отказали. Здесь все перепугались. Как американцы будут делать фильм о войне? Ужас был в их глазах. А когда уже начали делать, начались и другие сложности. Консультанты дрались за каждое слово».
Роман Кармен стал художественным руководителем картины. Пожалуй, единственный человек, который мог спасти идею. Для советских людей он был героем еще со времен войны в Испании. Великую Отечественную он снимал с первого и до последнего дня. Потом — война во Вьетнаме, потом
— Ленинская премия и Золотая звезда Героя социалистического труда. Но всего этого могло оказаться недостаточно. Помогло то, что у Кармена были особые отношения с Брежневым. Почему — он и сам долго не знал. Вернее, не помнил, что когда-то на одной из фронтовых дорог вытолкнул застрявший на обочине автомобиль какого-то офицера. А вот Брежнев не мог забыть, что его машину вытаскивал из грязи сам Роман Кармен.
Эта работа стала и чудом международного редактирования и продюсирования, стран с полярными позициями. Тексты и содержание должны были быть идентичны для обеих стран, таков договор и концепция проекта. На спорной позиции в польской серии было решено сказать, что есть разные взгляды на этот вопрос, но авторы надеются, что рассудит время.
Наибольшие различия конечно есть. Это связано с особенностями языков и культуры, литературного текста. Не журналистский текст. На авторство, как режиссерское, так и литературное, стоит обратить внимание, оно этого достойно. В отечественной версии есть точная, на века, цитата Брежнева, примерно такими словами и говорят сейчас о войне, а за кадром голос обожаемого многими Василия Ланового, он будто прожил за всех все трагедии серий, и сейчас первый в строю «Бессмертного полка». Это с ним шагают первые лица, и не наоборот. А в фильме удивительное свойство: отдать голос и силу, оставить мысль и текст, а самому как-бы уйти. Редкое качество для артиста, даже народного.
А что же с американской версией? Ведущий в кадре и закадровый текст Берта Ланкастера. Полный уважения, почтения к человеческой силе людей, проживших такое, сострадания к потерям. Это можно слышать под дикторским переводом, наложенным поверх, теперь так показывают эту документальную кинокартину, в том числе на нашем ТВ.
Например, в серии про Ленинград видно в кадре уважение к городу Петра, революции, героическим жителям этого города, перенесшим блокаду. За кадром предлагается посмотреть на лица ленинградцев, как на людей будущего. В советской, все тоже, только не “этот конкретный человек”, “народ”. Оба смысла интересны. А чуть раньше “у нас” о истории города, а “у нас с американцами” про восхитительную северную Венецию. В конце “у нас” о победе и боли, а “у нас с американцами” четкая статистика потерь в пересчете на доллары и относительные величины. Тоже имеют место оба оттенка правды.
Про блокадный Новый год и немецкий Новый год с разными оттенками одинаково страстно. “У нас” больше о детстве, а “у нас с американцами” про то, что эти отцы дано не видели своих детей, а дети не помнят как выглядят их родители. Сила подтекста велика и там и там, по-своему красноречива и горяча. А вот дети блокады и в параллели немецкие ребятишки с китайскими фонариками и гигантскими булками, низменным книксеном девочек перед фюрером, вручающем подарки. В этой части все говорит и музыка и шумы.
Но есть то, что не сказал Берт Ланкастер. Решил и не сказал. Это про иностранную помощь: «Это такая малость, в сравнении с тем что пережили эти люди». Один план с надписью «бекон» и все. Мы можем не согласиться, исторически помнить, что вся помощь действительно спасала жизни, даже перешедшая позже чем необходимо. Верные обязательствам по фильму, авторы в отечественной версии, ничего не нарушили, не было сказано прямых слов, но: «Все человечество, каждый кто знал о трагедии Ленинграда, испытывал сочувствие и старался всячески помочь чем мог» — краткий пересказ, того что прогрессивное человечество не оставило нас в беде, высылая продовольствие. Слово!
Илья Канавин «Неизвестные битвы «Неизвестной войны»
На участии в фильме Берта Ланкастера настоял Кармен. Для американцев было важно, что Ланкастер — суперзвезда Голливуда, для Кармена, что Берт — фронтовик, воевавший в Северной Африке в авиационных частях. Но у каждого из них была своя война. «Порой он брал текст и отказывался читать. Говорил: это ваша советская пропаганда, я не могу это читать, — вспоминает режиссер Игорь Григорьев. — Они ругались и расходились».
В свою очередь, главный оператор фильма Юрий Орлов говорит, что может показать даже фотографии, на которых видно, как Берт Ланкастер буквально взбешен.
Ни американцы, ни русские, начиная работать над картиной, не понимали насколько их сознание искалечено пропагандой с обеих сторон. Композитор фильма Род Маккьюэн (Rod McKuen), приехав в Москву, несколько дней ел только привезенную с собой кукурузу — боялся, что его отравят, не выходил из номера — боялся, что его схватят агенты КГБ. Ланкастер был убежден, что в съемочную группу внедрен человек от госбезопасности. Директор фильма Фабиан Могилевский вспоминает: «Он подошел ко мне, положил руку на плечо и сказал: я долго думал, кто… И понял — ты. А я ему говорю: Берт, я сам не знаю, кто».
Советские начальники неустанно искали антисоветчину. Работа в картине Харрисона Солсбери (Harrison Salisbury), в прошлом московского корреспондента «Нью-Йорк таймс» раздражала их невероятно. «У Советов были проблемы с Солсбери. Он как раз написал книгу «Черная ночь, белый снег», очень критичную по отношению к Союзу. В Москве вообще не хотели, чтобы он участвовал в проекте», — рассказывает Фрэд Виннер.
Американцы перечитали почти все опубликованные тогда мемуары советских генералов. Им казалось, что теперь они знают о войне почти все. Советская часть съемочной группы была уверена в обратном и удивлялась, как американцы собираются делать фильм, не зная даже, где находится Брест. Ошибались и те, и другие. Это стало понятно, когда начали отсматривать километры хроники. «Я тоже смотрел архив. Я сам впервые увидел войну. Я ведь помнил ее только по детским воспоминаниям, как мать держала меня на руках», — говорит главный оператор фильма Юрий Орлов.
Кармен рушил главный советский стереотип: Великая Отечественная — это исключительно ратный подвиг. Человеческие судьбы — только для художественного кино. Боль, страдания, кошмар отступления оставались вне документалистики. «Блокада Ленинграда« — один из самых пронзительных фильмов серии. Музыку к нему написал Виталий Гевиксман, сам блокадник. «Вы знаете, что такое дуранда? Это толченая березовая кора, заправленная маслом, по-моему, машинным, — рассказывает Виталий Гевиксман. — Вот такое мы ели в те времена. А что было делать…»
900 дней — самая длительная осада города в истории войн человечества. Когда Берт Ланкастер своими глазами увидел, что это значит, он на ходу изменил сценарий своих соотечественников. «Он отказался говорить об американской помощи, сказал, что при таком масштабе трагедии, нельзя так делать», — вспоминает Генрих Боровик (автор сценария (совместно с Игорем Ицковым и Романом Карменом) 20-ти серийной киноэпопеи «Великая Отечественная»; — прим. ред.).
Шло время, и создатели картины все больше старались услышать, а не переубедить друг друга. Американцы, в памяти которых был Перл-Харбор, не могли, например, понять, почему севастопольский матрос, бросающийся под танк со связкой гранат, — герой. «Я понимаю их точку зрения, — говорит Игорь Григорьев. — У них не было войны на своей территории. Они всегда воевали в других странах. Они просто не понимали чувств русского солдата, что он должен был не пустить врагов в свой дом. Для них они были камикадзе».
Но по некоторым вопросам разночтения исторических событий грозили закрытием работы над фильмом. «Вы бы видели неизвестные битвы вокруг сценариев «Неизвестной войны». Мы обсуждали фильм об освобождении Польши. Возможно, это были самые сложные переговоры. Я сказал: все, довольно, я ухожу. Мы не разместим такую серию на телевидении, если она будет неверной с западной точки зрения», — рассказывает Фрэд Виннер.
Генрих Боровик объясняет эти разночтения так: «Все просто: Сталин считал, что восстание инспирировано лондонским правительством».
«Несколько дней и советские, и мои члены съемочной группы убеждали меня вернуться. В конце концов меня уговорили. Мы пришли к сценарию, который, как мне кажется, и сегодня отражает западную точку зрения», — продолжает Фрэд Виннер.
Роман Кармен работу над фильмом заканчивал уже тяжело больным. Сдавало сердце. Американский кардиолог, обследовав его, был непреклонен. «Он сказал так: если бросишь курить, проживешь еще 3 года. Не бросишь — проживешь 3 месяца, — вспоминает ФабианМогилевский. — И когда обсуждались тексты в Москве, ситуация была очень напряженная, он снова начал курить, и, действительно, ровно через 3 месяца он скончался».
Фильм закончили. Пилотный показ был в библиотеке конгресса США (The Library of Congress). Сначала американцы увидели первый фильм о начале войны и фильм о блокаде Ленинграда. «Когда кончился просмотр, была минутная пауза, а потом зал взорвался аплодисментами», — рассказывает Игорь Григорьев.
Тенгиз Семенов вспоминает: «Женщина подошла ко мне, вся в слезах, и говорит: вы мне открыли глаза, я никогда не думала, что советские женщины тоже плачут, когда у них умирают дети».
В Америке все 20 серий прошли с оглушительным успехом. Американские зрители писали письма в Москву в разгар холодной войны. О том, что в них было, говорит Игорь Григорьев: «Мы открыли Россию, ваши души и ваши сердца, и мы стали друзьями. Мы сомкнулись фронтами в 45-м, а друзьями стали в 80-м».
Первым иностранным государством, купившим права проката киноэпопеи, стала Западная Германия. В СССР во время показа фильма по телевидению улицы пустели. Для советских людей эта война тоже оказалась во многом неизвестной. Создатели фильма говорят, что показали не все. Не потому, что хотели что-то скрыть, а потому, что война страшнее, чем любое кино.
Хотя идея создания данного фильма и принадлежит американцам, полноценным создателем можно считать лишь одного человека — Романа Лазаревича Кармена — замечательного советского режиссера, кинодокументалиста, ветерана, прошедшего с кинокамерой в руках от Москвы и Ленинграда, Сталинградского «котла» и Курской дуги до Берлина, снимавшего под стрельбой и артобстрелами бои и военные операции, а также подписание Акта о капитуляции Германии и ход Нюрнбергского процесса. Во многом благодаря ему, кино сериал получился пронизывающим до глубины души, и поднимающим исконно патриотические чувства.
События сериала развиваются хронологически от вероломного нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года и до взятия Берлина и последующих за ним событий.
Названия серий (фильмов):
Фильм 1. «22 июня 1941 года»
Этим фильмом открывается российско-американский проект о Великой Отечественной войне под названием «Неизвестная война». Неизвестной долгие годы она оставалась для американцев, чьи деды принимали участие в военных действиях Второй мировой войны, как участники Второго фронта, высадившиеся во Франции уже в 1944 году. События, которые развернулись на Восточном фронте еще в 1941 году, для большинства жителей Запада оставались тайной за семью печатями…
Фильм 2. «Битва за Москву»
Неожиданно мощное сопротивление русских, на которое гитлеровцы натолкнулись на подступах к Москве, Гитлер обозвал «дикарским упрямством русской пехоты». Тем не менее, он решил принять личное участие в событиях на Восточном фронте. По новому плану Гитлера Москву следовало окружить, чтоб ни один человек не проник за её пределы и затопить, образовав огромное море, которое скрыло бы Древнюю столицу от всего цивилизованного мира. Эту операцию он назвал «Тайфун». По фронту, протяженностью в 220 км в операции должны были принять участие 77 немецких дивизий, 14 из них – бронетанковых и 8 моторизованных, миллион солдат, 1700 танков, свыше 14000 пушек и миномётов, около 950 самолётов. Чтобы противостоять этому у Красной Армии было всего лишь 800 000 солдат, 7600 пушек, 990 танков и 670 самолётов… Гитлер уже объявил о нанесении последнего победного удара…
Фильм 3. «Блокада Ленинграда»
Гитлер предсказывал: «При первом же ударе русская армия потерпит еще большее поражение, чем армия Франции». Ленинграду суждено было стать первым крупным городом, захваченным гитлеровцами. «Город должен быть стерт с лица земли!» – объявил фюрер. И 6 сентября начались воздушные налеты на Ленинград. Через два дня – 8 сентября – на город было сброшено более 600 000 зажигательных бомб. Вместе с бомбами нацисты бросали листовки: «Сегодня мы бомбим, завтра вы хороните»… В 1941 году в Ленинграде проживало более 2.5 миллионов человек. Каждый третий умрет от голода, бомбежек и артиллерийских снарядов, от страшных холодов… – мужчины, женщины, дети…
Фильм 4. «На Восток»
С захватом Украины государство потеряло почти все источники сырья для производства стали, а в Донбассе – 60% угля. На Востоке – за Уралом – в Сибири и Центральной Азии приходилось начинать все сначала – полностью восстанавливать производство, вновь монтировать заводы и разрабатывать новые месторождения. Несмотря на оккупацию больших районов страны, удалось не только увеличить выпуск боевой техники и материалов, но также добиться количественного и качественного превосходства над техникой врага. С конвейеров стали сходить новые виды вооружения, и уже к концу второго года войны советская военная промышленность превзошла германскую. Морозов, Кошкин, Кучеренко – конструкторы революционно-нового танка «Т-34». Яковлев, Туполев, Лавочкин, Ильюшин – конструктор знаменитого «Ила». Рабочие и инженеры героически трудились плечом к плечу на победу. Основной работающей силой были женщины. Им пришлось овладевать непривычным делом и преодолевать горесть. Не одна русская женщина до этого не работала у доменной печи, в шахтах и рудниках. Но тыл – это не только заводы. Это и киностудии. В степях Казахстана Эйзенштейн снимал «Иван Грозный». Актеры, художники, поэты, ученые – все вносили свой вклад. Труппа Малого Театра дала достаточно денег, чтобы построить целую эскадрилью истребителей. Русская Православная церковь пожертвовала деньги на танковую колонну. Но хуже всего была детская доля – многие остались сиротами, многие были разлучены со своими родителями в хаосе эвакуации, многие были ранены, голодали. Им пришлось слишком рано познать страх, боль и одиночество…
Фильм 5. «Оборона Сталинграда»
200 дней и ночей продолжалось сражение за Сталинград, город на Волге. Более двух миллионов солдат принимало участие в грандиозной битве.
Фильм 6. «Сталинград выстоял»
План, составленный Жуковым и Василевским при участии маршала артиллерии Воронова, был назван «Уран». Жукову в тайне от немцев удалось провести подготовку ответного удара: 10 армий, более миллиона солдат, 1500 танков, 15 тысяч единиц артиллерии должны были вступить в схватку с пятью немецкими армиями и их союзниками и переломить ход войны…
Фильм 7. «Величайшее в мире танковое сражение»
Июль 1943 года. Гитлер планировал уничтожить Советскую армию под Курском и предпринять последнюю попытку выиграть войну. В этой битве столкнулись тысячи советских и немецких танков. Это была колоссальная битва гигантов – столкновение человека с машиной. К концу первого дня ожесточенной схватки немцы потеряли на севере дуги 25 тысяч солдат и 200 танков. А они все лишь пытались пробиться через первую линию обороны. Вторая была значительно сильнее…
Фильм 8. «Война в Арктике»
В гавань Мурманска приходили конвои с оружием и боеприпасами из США и Великобритании. Путь кораблей по арктическим морям был настолько рискованным, что моряки конвоев называли его «коридором смерти». Конвои находились в постоянной опасности нападения со стороны немецких подводных лодок и самолетов. Немцы, базировавшиеся на северном мысе Норвегии, совершали на корабли ежедневные атаки, в частности, один конвой – PQ-17 – понес огромные потери: из 37 кораблей добраться до Мурманска удалось только 13-ти. Немецкий флот, используя свои новые норвежские базы шел Баренцевым проливом, намереваясь захватить Мурманск – единственный незамерзающий русский северный порт. Среди советских береговых батарей была батарея, которой командовал Олег Космачев. В ходе войны на батарею Космачева было сброшено 17000 снарядов большого калибра и 7000 бомб. В первый же день немцы объявили о своей победе. Но для батареи Космачева война была долгой и тяжелой…
Фильм 9. «Война в воздухе»
В первый день войны, люфтваффе уничтожил более тысячи советских самолетов; немецкие газеты объявили о триумфе. К 5 октября 1941 года официальные цифры советских потерь составили 5136 самолетов. Но несмотря на численное превосходство немцев уцелевшие советские истребители все же поднимались в воздух. Обладая меньшей скоростью и маневренностью, они таранили нацистские самолеты. В первый день войны таким образом было сбито 200 нацистских самолетов, но на пути оставшейся тысячи была Москва… Немецкая разведка не учла три фактора: первое – решимость и высокий профессионализм советских летчиков, второе – «цвет» советской авиации в боях еще не участвовал и третье – они не оценили возможность советской промышленности… Командование советской авиации, возглавляемое маршалом А. Новиковым, считало основной задачей авиации – осуществление поддержки советских наземных вооруженных сил, а не бомбежки, направленной на разрушение немецких городов…В 1943 году после Сталинградской битвы господство в воздухе перешло к русским…
Фильм 10. «Партизаны»
В конце 1942 – начале 1943 годов большая часть европейской территории России была оккупирована немцами. Но сотни тысяч партизан яростно боролись с врагом… Советское верховное командование создало Центральный штаб партизанского движения. Его возглавил Пантелеймон Пономаренко. Штаб координировал партизанскую стратегию и тактику, осуществлял связь с Красной Армией по доставке оружия, медикаментов, боеприпасов, взрывчатки, врачей, продовольствия, координировал действия инструкторов по саботажу. Осенью 1942 года немцам приходилось держать 15 пехотных дивизий, 10 дивизий безопасности, 27 полицейский полков, 144 специальных батальона для борьбы с партизанами, а через два года 10% всех ударных войск нацистов на Восточном фронте было вовлечено в войну с партизанами. По утверждению Пономаренко, к июлю 1943 года партизаны убили 300 000 немцев, в том числе, 30 генералов, разрушили более 3000 мостов, уничтожили более 1000 танков, около 500 самолетов, до 420 пушек и 4000 грузовиков. Очень много среди партизан было детей. Часто они оказывались самыми смышлеными при сборе сведений, но, если нацисты ловили их, то на возраст скидок не делалось… …В оккупированном Полоцке, где находился детский дом, у немцев были свои планы. Об этом узнали партизаны и немедленно предприняли меры. Немцы хотели отправить сирот в экспериментальную лабораторию, где их должны были использовать в качестве подопытных. Партизанам удалось самолетом эвакуировать детей подальше в тыл. При посадке самолет загорелся… Вспоминает воспитательница детского дома…
Фильм 11-й. «Война на море»
Русские сражались с Гитлером на Балтийском море и в Финском заливе, на Черном море, в Северном Ледовитом океане, на озерах и реках. Советский Балтийский флот вывез советские войска из Таллинна под огнем нацистских бомб и шквалом торпедного огня. Те, кому удалось спастись, вернулись на крупную морскую базу Кронштадт после эвакуации. Когда корабли были потоплены, советские моряки продолжали драться на суше. Они сражались с немцами в Одессе, Новороссийске, Мурманске. В течение 250 дней держали оборону осажденной крепости Севастополя. Каждая из этих битв стало яркой страницей в этой «неизвестной войне»…
Фильм 12-й. «Битва за Кавказ»
Через Кавказ Гитлер хотел открыть путь к Индии. Он жаждал этой победы, «после которой, – говорил он, – я перенесу эту войну на континент Соединенных Штатов». Летом 1943 года началась битва за Кавказ. Сражение длилось тридцать с половиной месяцев. Только в битве за Новороссийский полуостров крупные силы русских защищали Малую землю в течение семи месяцев. На эту территорию нацистские самолеты совершали до 2000 налетов в день. Немецкая артиллерия вела шквальный огонь, после которого следовали масштабные наступления пехоты. Это была долгая и ожесточенная битва, во время которой нацистами была использована тонна боеприпасов на каждого русского защитника…
Фильм 13-й. «Освобождение Украины»
Даже после битвы под Курском и потери 1500 танков, полумиллиона человек и 3000 артиллерийских орудий германская военная машина все еще представляла собой грозную силу: на линии фронта, протяженностью 680 км по западному берега Днепра, вермахт сосредоточил 37 пехотных дивизий и 17 танковых. У 5 советских армий превосходство было незначительное. Эриху фон Манштейну, командующему немецкими дивизиями, приказом Гитлера отступать было строжайше запрещено. Советские войска начали наступление и 23 августа 1943 года ворвались в Харьков, который стал их первой победой на украинской земле. После Харькова Советская армия двинулась на освобождение Киева и Донецкого бассейна. 20 сентября передовые советские соединения подошли к восточному берегу Днепра. Гитлер сказал, что это большое водное препятствие не должно быть пересечено. Немцы бросили все силы, чтобы не допустить переправы. На виду у немцев, окопавшихся на западном берегу, все больше и больше атакующих частей советской армии пробивалось к реке и переплавлялось через нее под непрерывным огнем противника. За участие в этой операции 2500 солдат стали Героями Советского Союза, проявив удивительную доблесть. …Чтобы взять Севастополь в 1941–1942 годах немцам потребовалось 250 дней, в 1944 году у Красной Армии это заняло 58 часов. 9 мая Черноморский флот вернулся на свою родную базу. А для немецкой 17-ой армии война была закончена.
Фильм 14-й. «Освобождение Белоруссии»
В 1944 году Красная Армия возвращалась. Освободив Смоленск и Новгород, Советские войска подходили к первым деревням Белоруссии… Трудно до конца представить огромные потери и количество унесенных жизней этого народа – три года ужаса: Хатынь… и еще 9200 сожженных дотла белорусских деревень, более 2 000000 убитых – каждый 4-й… …Для гитлеровской армии группы «Центр» возврата домой не было. Действуя далеко за линией фронта, советские штурмовики громили пути их отступления. 6 немецких дивизий были окружены в Бобруйске. 26 июня Красная Армия взяла Витебск. Он был разрушен до основания. Советские войска приближались к Минску. Здесь в огненном кольце были захвачены сто тысяч нацистов. На рассвете 3 июля советские танки прорвали немецкие оборонительные линии, и советская пехота ворвалась в Минск. К концу дня столица Белоруссии была освобождена. …В Прибалтике, как и в Белоруссии, Красную Армию ожидало еще одно ужасающее зрелище – концлагеря…
Фильм 15-й. «От Балкан до Вены»
28 августа, через три дня после начала наступления, марионеточный режим Антонеску был низвергнут. 31 августа советские войска вошли в Бухарест. В битве за Румынию погибло 69 000 советских солдат… Болгарский царь Борис слыл большим другом нацистов. Он заключил пакт с Германией еще в 1941 году, объявив войну Англии и Соединенным Штатам. Части болгарского сопротивления укрывались в горах. 7 сентября 1944 года царь Борис порвал отношения с нацистской Германией и на следующий же день объявил ей войну, но он опоздал – направив царю формальное объявление войны, Советские войска в тот же день вступили в Болгарию. Красной Армии не было оказано никакого сопротивления. На следующий день в Софии был проведен парад Победы. Югославское сопротивление было героическим. Медленно с большим трудом, ценой многих жертв югославские партизаны начали постепенно освобождать свою землю. 14 октября советская и народно-освободительная армия Броз Тито достигли пригородов Белграда. Немецкие войска свирепо сопротивлялись в течение 6 дней. Под руководством своего сухопутного адмирала Миклоша Хорти Венгрия была одной из первых стран, заключивших союз с Германией. Осенью 1944 года Хорти оставался единственным союзником Германии. Немецкие войска оккупировали территорию Венгрии, чтобы помешать наступлению Красной Армии. В Венгрии немцы потеряли 128 тысяч убитыми, 138 тысяч сдались в плен. 140 тысяч советских воинов пали в боях за освобождение Венгрии… Наступление на Австрию велось повсюду – в воздухе, с Дуная и с суши. Битва за Вену была напряженной, хотя менее разрушительной, чем за Будапешт. Немцы отчаянно сопротивлялись в течение недели, но 13 апреля 1945 года, в конце концов, сдались. В Вене царило праздничное настроение, жизнерадостные австрийцы приветствовали солдат-освободителей. Оркестр Красной Армии впервые за долгие годы войны сыграл свой первый вальс в освобожденной Вене…
Фильм 16-й. «Освобождение Польши»
Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу. Огромные страдания выпали на долю польского народа: погибло шесть миллионов человек. Концентрационные лагеря в Польше были одними из самых страшных: Майданек – лагерь уничтожения – перерабатывал 2000 тел в день. Он унес более полутора миллионов жизней. Нацистским правителем в Польше был гаулейтер Ганс Франк – безжалостный маньяк. Мужчин он отправлял на заводы Круппа и Даймлер-Бенц или в концентрационные лагеря. Женщины от 15 до 25 лет отправлялись в публичные дома для СС и вермахта. Остальные – на военные заводы Рура или в газовые камеры. 310 тысяч евреев из варшавского гетто увозились в небытие. Весной 1943 года СС решило сравнять с землей Варшавское гетто. Евреи восстали. За уничтожение безоружных людей немецким солдатам вручались памятные альбомы. Летом 1944 года Красная Армия разработала план по освобождению Польши. 600 тысяч советских солдат положили жизни за ее освобождение… Когда Красная Армия вошла в Варшаву, 9/10 города не существовало вообще…
Фильм 17-й. «Союзники»
Английский аристократ (убежденный антикоммунист), американский аристократ (демократ) и сын сапожника (лидер партии советских коммунистов) – решали судьбу мира. Второй фронт был открыт. Пролив Ла-Манш пересечен. Началось освобождение Западной Европы. Освобожден Париж. Возвращение после долгих лет эмиграции Шарля де Голля. Что делать после поражения Германии?
Фильм 18-й. «Битва за Берлин»
Советские войска пробивались с боями в центр Берлина… Гитлер мобилизовал свои последние резервы. В последний акт трагедии были вовлечены народные батальоны, формировавшиеся из мирных граждан, и даже подростки, которым было всего по 14-15 лет. Он заставил их драться против солдат Красной Армии. Сам Гитлер, Геббельс, Геринг и другие члены высшего руководства III Рейха прятались в бункере. …С упорством обреченных немцы дрались на обломках своего прошлого…
Фильм 19-й. «Последнее сражение неизвестной войны»
В феврале 1945 года на конференции в Ялте Большая Тройка подписала секретный документ относительно Японии. В нем среди прочего говорилось, что Советский Союз объявит Японии войну спустя два или три месяца после окончания военных действий в Европе. Именно так СССР и поступил. В течение 27 дней между 6 августа, когда на Хиросиму была сброшена атомная бомба, и 2 сентября, когда Япония официально капитулировала, русским удалось уничтожить мощную Квантунскую армию Японии в Манчжурии и вернуть Курильские острова и Сахалин, потерянные во время русско-японской войны. Эти битвы были последними во второй мировой войне.
Фильм 20-й. «Солдат неизвестной войны»
Закончились 1418 дней войны, каждый из которых был очень тяжелым и горьким. Для Советского Союза эта победа имела особое значение: это была война, в которой погибло 20 миллионов его граждан. В нашей стране едва ли найдется семья, в которой в этой войне не погиб хотя бы один человек. Где бы ни сражались советские солдаты, их помнят. Вместе со своими товарищами они покоятся на площадях, в парках, у тихих развилок дорог по всей Восточной Европе. Десятки тысяч известных и неизвестных, они отдали здесь свои жизни: 120 тысяч за освобождение Югославии, Чехословакии, Румынии, Австрии, 600 тысяч за освобождение Польши, более 100 тысяч за три недели в Берлине.
Исходя из названий, некоторые серии посвящены не битвам или операциям, а освещению жизни и развития отдельных родов войск («Война в воздухе) или нашим союзникам в войне с фашистами («Союзники»).
Все кадры хроники или интервью современные войне, черно-белые, но при этом, даже сейчас, в цифровую эру, претензий к работе документалистов практически нет — видно всё и видно чётко, идёт ли речь об интервью с солдатами или о съемке с авиационной кинокамеры, соединённой с пулеметом. В кадре можно увидеть и записи выступлений советских лидеров и трофейные немецкие киносъемки захваченных областей.
Самое главное значений «Неизвестной войны» это показанная авторами война — без прикрас и политического оттенка, без голливудского эпатажа и советской недосказанности, которой часто грешили послевоенные отечественные фильмы. основная мысль здесь — показать ужасающий оскал войны и чудовище немецкого фашизма, жертвами которого стали миллионы наших соотечественников. Во время просмотра хочется плакать. И не раз. Дети, тонущие после попадания немецкой бомбы в транспортное судно, болтающиеся на виселицах трупы и обгоревшие тела заживо сожженных людей. Истощенные блокадники везущие умерших родственников на санках по безлюдному, но сражающемуся городу. Молодой и жизнерадостный Виктор Талалихин, целующийся с матерью, чудом выживший после удачного тарана, геройски погибший через два месяца после этой съемки. привыкшие к землянкам и холоду советские партизаны, от одного только имени которых, гитлеровцы дрожали как осина, и посылали против них регулярные части.
Особое место в «Неизвестной войне» уделено памяти. Практически в каждой серии мы видим людей, современников фильма, плачущих и пытающихся ещё раз вернуться мысленно к тем событиям. Среди них и Маршал Советского Союза Георгий Жуков и Маршал авиации Александр Покрышкин, и множество простых солдат и людей, современников или потомков участников войны.
Нельзя не сказать и о музыкальном сопровождении. Заглавная тема и множество музыкальных тем из серий являются адаптациями великой песни «Священная война». Про этот гимн борьбы народа с вражеской нечистью знают все, он является символом решимости и патриотизма, но в «Неизвестной войне» мелодия в зависимости от ситуации приобретает и спокойное и волнующее звучание. Разумеется, часто звучат и другие военные песни, «День Победы», 7-я Ленинградская симфония Д.Шостаковича, песни Б.Окуджавы. Часто звучит и прекрасная песня «Березовые сны», которая также приобрела и свою адаптированную для сериала версию.
«Неизвестная война» стала последним крупным трудом Романа Кармена, вскорости он умер. Возможно, что фильм ставший его лебединой песней является и его главным достижением, во всяком случае подобных «Неизвестной войне» кино сериалов я не знаю. Неслучайно все режиссеры и сценаристы фильма были удостоены Ленинской премии.
Рома́н Ла́заревич Карме́н (настоящая фамилия — Корнман; 16 (29) ноября 1906, Одесса — 28 апреля 1978, Москва) — советский российский кинорежиссёр, кинооператор, кинодокументалист, фронтовой кинооператор, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Ленинской премии (1960), трёх Сталинских премий (1942, 1947, 1952) и Государственной премии СССР (1975).
Много снимал документальных фильмов о войне. Известность к нему пришла после того, как он снимал в Испании во время гражданской войны (1936 — 39 годы). Кадры, снятые на испанских фронтах им и Б. К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании»[7]. В Испании писал репортажи для газеты «Известия». В 1938 году работал в Арктике, на острове Рудольфа, затем в Китае, где снимал боевые действия.
Работал также как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке»[8].
С первых дней Великой Отечественной Кармен на фронте. Он возглавил фронтовые киногруппы Центральной студии документальных фильмов. В бой солдаты шли с автоматами в руках, а операторы — с кинокамерой, как потом признавался сам Кармен.
Снимал на фронтах войны во время сражений под Москвой и под Ленинградом. Руководил фронтовыми киногруппами Центрального, Западного и 2-го Украинского фронтов. В феврале 1943 года снимал сдачу фельдмаршала Ф. Паулюса под Сталинградом, а 9 мая 1945-го в Берлине — подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии.
В 1950—1970-е годы снимал во Вьетнаме (он стал первым советским человеком, побывавшим в джунглях Вьетнама и встретившимся там с Хо Ши Мином[7]), Китае, Бирме, Индии, Индонезии. Много снимал в Южной Америке.
Среди известных работ такие фильмы, как «Испания», (1939); «Разгром немецких войск под Москвой», (1942); «Ленинград в борьбе», (1942); «Берлин», (1945); «Суд народов», (1946, о Нюрнбергском процессе); «Повесть о нефтяниках Каспия», (1953); «Вьетнам», (1955)[9]; «Утро Индии», (1956); «Широка страна моя», (1958 — первый советский панорамный фильм); «Покорители моря», (1959); «Пылающий остров» (1961); «Великая Отечественная», (1965); «Гренада, Гренада, Гренада моя…», (1968, совместно с К. М. Симоновым); «Товарищ Берлин», (1969); «Пылающий континент», (1972).
Роман Кармен показал ужасы фашизма и одновременно силу человека и его величие в борьбе. Его искусство было глубоко гуманно и революционно. Фильмы его были и останутся навсегда немеркнущим символом нашей эпохи.
Василий Семенович Лановой о работе над фильмом «Великая Отечественная»:
«Это были четыре месяца высочайшего психологического напряжения человека, которому надлежало не только увидеть все это разом на экране, но и осмыслить, пережить события, равных которым по трагедийности не знала история человечества. Иные снятые фронтовыми кинооператорами эпизоды, сцены и один то раз было невозможно смотреть, а мне приходилось смотреть их по нескольку раз, чтобы одна из записей для данной сцены вошла в будущий фильм. Иначе нельзя, иначе было бы неискренне, а это в таком фильме просто непозволительно. Документы, снятые во время войны операторами, были первой инстанцией по правде, по крови, по волнению, по могучей отдаче, которая чувствовалась в каждом кадре. И поэтому прикосновение к ним сегодня тоже должно быть только таким. А сердцу отозваться на увиденное в документах помогал тот груз воспоминаний детства, который всегда со мной. Мне уже не нужно было долго вглядываться в документы времени, вчитываться в текст, чтобы понять и почувствовать все, что они в себе содержали. Воспоминания тотчас же дорисовывали то, что не вошло в хронику, вызывали внутреннее состояние, уже пережитое ранее.»
«Почему именно эта, военно-патриотическая, тема так близка и приносит особое удовлетворение? Время необратимо. Уходят от нас те, кто завоевал Победу, кто прошел через ужасы войны, кто выстоял в этом тяжелейшем испытании. Сужается круг ветеранов войны, сегодня они уже доживают свой век. А поэтому все острей и острей желание хоть в малой доле вернуть им тот огромный, неисчислимый, неоплатный долг. Я искренне рад за те поколения, которые могут судить о войне лишь по книгам, фильмам, спектаклям. Это огромное счастье, подаренное нам ими, прошедшими длинную, смертельную дорогу войны. И очень важно, чтобы о них помнили всегда.»Из книги «Летят за днями дни».
Кино сериал является обязательным к просмотру для всех, кто интересуется историей нашей страны и Великой Отечественной Войны. Напомню, что американцы приняли решение выпустить этот сериал после соцопроса, который показал, что практически половина американских граждан не в курсе про события на Восточном фронте и роль Советского Союза в борьбе против фашизма. Тем более актуально увидеть прямым неангажированным взглядом кинохроники на ход той войны сейчас, во времена, когда ветераны постепенно уходят, и всё чаще появляются разнообразные «викторы суворовы» с порочащами Родину идеями и отрицаниями ужасов гитлеризма.
Использованы материалы:
- Великая Отечественная Война (Неизвестная война, the Unknown War, ), 1978
- Кармен, Роман Лазаревич
- Великая Отечественная (фильм)
- Источник: официальный сайт режиссёра Игоря Григорьева (материал с небольишми изменениями взят из статьи Ильи Канавина «Неизвестные битвы «Неизвестной войны»)
- Документальная киноэпопея «Великая Отечественная» — Неизвестная война (Роман Кармен, СССР-США, 20 серий) 1978 год
- ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ / The Unknown War (Неизвестная Война)
- Немного истории: Как снимали фильм «Неизвестная война»
1 comment
Спасибо! Как всегда, ЛО показало все с правильной стороны, нравственной.