Я так захвачена темой вебинара Уильям Шекспир «Антоний и Клеопатра» , что никак не могу её «отпустить». Роковая женщина, харизматичные мужчины, власть над миром, роскошь и утонченные наслаждения. Да, зашибись! Анне и Сержу Голон надо было не только и не столько про Анжелику писать. Какой захватывающий книжный сериал у них получился бы, а потом и телевизионный. Но они отчего-то не стали конкурировать ни с трагическим Шекспиром, ни с интеллектуальным Б.Шоу. А остальных авторов, писавших беллетристику на данную тему, не знаю и не читывала. Может быть, им и имя легион, но, скорее всего, весьма бесталанные…
Короче, за отсутствием художественного материала, разыгралась собственная буйная фантазия. Это же, какая загадка — путешествие Цезаря по Нилу с Клеопатрой. Помните, там в Вики было написано, что то была демонстрация римской мощи. Кхм, кхм… Думаю, что скорее всего присутствовало «отсутствие политической воли» у гипотетических противников парочки, или самих этих гипотетических противников. Если б что, то и сражаться при необходимости никто бы не стал — траванули где-нибудь в верховьях Нила и прикопали там же… Ой, простите, это всё современные ментовские сериалы виноваты. Они ж ничему хорошему не учат, только вот такому…
У Бернарда Шоу в его пьесе «Цезарь и Клеопатра» за её братом-соперником стоят египетские жрецы (в политическом смысле). Небось, уже не в пьесе Цезарь с Клеопатрой по местным храмам прошвырнулись? Ну, в стиле нашей Поклонской, имеющей привычку мотаться по монастырям. Может и как, Поклонская, там наши герои и «обвенчались», чтоб дитё «законным» было?… Это я фантазирую (если что)…
Ведь, в тех храмах, помимо всяческих матримониальных дел, жрецы могли Цезарю какое-нибудь шоу забабахать. Типа (помните?), как в «Фараоне» Пруста (и в книге, и в кино). Там классно так прозвучало, что подлинная власть у жрецов. Правда, они иногда в своих фараонах путались: всех так или иначе доконали, а потом, скорее всего, новых завели?…
Меня ещё вот какой момент беспокоит. Глядите, смотался Цезарь в Египет. Примчался обратно в Рим — и вот давай законы новые создавать. Как там правильно ученые говорят, «законодательство кодифицировать». А ещё принялся всячески государство переустраивать, да так резко, что его и грохнули … Цезаря, конечно — законодательство и госустройство новое очень даже пригодились и получили развитие.
Да и Наполеон туда же. Помните? Мотанул зачем-то в Египет. Кричал всё при нападении местных: «Ослов и ученых в центр!». Это он так и первых, и вторых ценил. Первых — понятно, без них грузы не перевезешь. А вторые-то что забыли в Египте?
Вот вернулся Наполеон во Францию, и по примеру Цезаря принялся кодекс Наполеона строчить и империю восстанавливать. Именно за это его и помнят с относительной благодарностью. А то бы только проклинали за то, что во Франции всех высоких мужиков на войне положил…
Вот с такими своими конспирологическими идеями я и заявилась к Ирине Анатольевне. Мол, Ирина Анатольевна, как мне понравились ваши тезисы про сыновей, обеспечивающих мамашам права на власть, про высокую вероятность достижения мирового господства Антонием и Клеопатрой, ну и про то, что все это сошлось в Цезарионе. Типа, какой классный расклад.
Усталым голосом, в котором звучало профессиональное преподавательское терпение, выработанное за годы и годы растолковывания младым и рьяным всяческих прописных истин. Также там звучала почти обреченность, что вот объясняешь-объясняешь далеко не юным дамам, а те норовят все остаться «молодыми в душе». Ох, уж эта традиционная женская мимикрия — прикидываться юной и трепетной, соответственно, слегка глуповатой. Можно же и слишком в роль войти. А это чревато отождествлением с образом. Нельзя же так дуреть по-настоящему. Короче, усталым голосом ИАД сказала, что какое нафиг мировое господство и власть над миром. Кому они сдались. Один геморрой и прочие неприятности. Нет, может там какие отдельные персоналии подобной дурью и маялись, но нам сейчас точно не до того.
Надо рассматривать два типа государства: город-государство и государство, организовывающее территорию. Большие территории в единое пространство и государство связывает общая инфраструктура и эффективная система госуправления. Даже дедушка Ленин что-то там лепетал в полубессознательном состоянии про учет и контроль… слишком поздно осознав, что без двух этих скучных вещей власть всегда оказывается в чужих руках.
И вот наши странные «правители» все никак себя обуздать не могут, все пытаются увильнуть от учета и контроля, давно превратившись в марионеток случайных во власти людей. Только и могли некоторые повторять со слов ИА «власть — это ответственность», делая губки бантиком…
А вообще-то государственная власть волюнтаризма не терпит. Здесь нужна весьма дорогостоящая система знаний, которую надо сохранять и поддерживать на достаточном уровне. Это меня уже опять про жрецов заносит: получить, сохранить и распространить в нужном объеме знание… дорого и ответственно.
Я вот дальше особо мучиться не буду и предложу материал, который должен быть известен большинству класса с 5-го. Посмотрите на историю возникновения египетского государства, как государства-территории (или как это ИА называет, государство-территориальная инженерная инфраструктура). Как это пространство связывают оросительные каналы, которые надо обслуживать не просто по правилам, а в зависимости от меняющихся погодных/климатических условий. Не совсем, конечно, но в чем-то — «зона рискового земледелия». Управление ирригационной системой требует значительных знаний и умений, а также, навыков. Это уже определенная система управления. Поддержание которой под силу только государству. Помните ИАД часто говорит, что срок жизни любого частного предприятия в среднем лет 15 — сравним со средним сроком максимально активной трудовой жизни человека. А государство должно поддерживать функционирование систем, срок жизни которых заведомо должен превышать срок уже просто человеческой жизни. Как видите, египтяне создали устойчивое государство, то есть, систему управления инфраструктурой, которая просуществовала тысячелетия.
Между прочим, невольно поверишь в тайны и загадки египетского жречества…
Ладно, давайте про историю Египта Древнего.
Сочетание благоприятных географических особенностей способствовало успеху древнеегипетской культуры. Главную роль в хозяйственной жизни страны играл Нил. После его разливов на полях оставался ил, который, смешиваясь с почвой, давал прекрасный урожай. Древние египтяне, таким образом, могли произвести изобилие пищи, что позволяло населению уделять больше времени для культурной, технологической и художественной деятельности. Основу экономики Древнего Египта составляли земледелие и ремесла.
Первые земледельцы появились в долине Нила в конце каменного века-около 7000 лет назад. Они пришли в долину из близлежащих степей, которые стали высыхать, превращаясь в пустыню. Долина Нила узкая: всего несколько километров в сторону от берега реки, а дальше – бесплодная пустыня. Дождей там почти не бывало. Только на севере, у моря, долина расширяется и приобретает форму треугольника.
Переход от болотного земледелия — древнейшей формы обработки земли — к регулярному земледелию оказался возможным только тогда, когда были применены простейшие ирригационные мероприятия — дренажные каналы, осушавшие заболоченную почву, и небольшие плотины, задерживавшие на полях воду и плодородный ил. Ведь единственный источник воды здесь Нил.
Достаточно сказать, что на широте Каира дождь бывает 12— 13 дней в году, южнее же он выпадает раз в несколько десятков лет. Понятно поэтому, что в сельском хозяйстве дождь не имеет никакого практического значения. Лишь ежегодные разливы Нила, в самом Египте начинающиеся в июле и достигающие максимального подъема в августе и сентябре, дают столь необходимую для земли влагу.
Первые жители нильской долины вынуждены были строить дамбы и каналы, чтобы их поля весь год получали воду. Ежегодно эти сооружения приходилось чинить. Это вынуждало земледельцев объединиться в мелкие княжества — сепы, которые , как бусины на нитке, тянулись вдоль Нила с юга на север. Вся жизнь египтян зависела от Реки.
Основой основ экономической жизни древних египтян всегда было сельское хозяйство, прежде всего, хорошо поставленное ирригационное земледелие. Эффективность, которого оставалась высокой даже в периоды политического упадка государства. Ирригационное земледелие преобладало в Верхнем Египте, плодородные земли, которого использовались главным образом для развития зернового хозяйства. Земли же Дельты, отвоеванные у болот, больше годились, как пастбища. Объединение страны в единое государство способствовало строительству и эксплуатации ирригационной сети, создавать которую население начало еще в додинастический период, а завершило уже в эпоху Среднего Царства.
Древние египтяне построили оригинальную ирригационную систему, не похожую на месопотамскую. Если в долине рек-близнецов система каналов и дамб имела, прежде всего, дренажное назначения, то в долине Нила простая и надежная бассейновая система ирригации, была призвана как можно дольше, в течение всего посевного периода, задержать воду на полях. Создать систему искусственного орошения земли можно было только всем миром, согласованными усилиями всех номов, что очень повлияло на политическую организацию древнеегипетского общества. Строить именно Бассейновую систему ирригации египтян побудил рельеф Нильской долины. Дело в том, что на высоких берегах Нила ил во время паводка откладывался более толстым слоем, чем в долине, поэтому египтяне разделили ее продольными и поперечными плотинами и дамбами на большие и меньшие бассейны, вследствие чего, она внешне стала похожа на гигантскую шахматную доску.
Накануне разлива Нила, или когда вода уже начинала прибывать, крестьяне прорывали сквозь высокие нильские берега (их они еще и искусственно наращивали) короткие каналы, по которым пускали воду в бассейны, откуда ее потом распределяли на поля с помощью небольших земляных валов. Когда ил оседал, паводковую воду отводили назад, в реку. Вода заодно промывала грунт, оберегая его от засолки. Нильский ил, который оставался на полях, сохранял влагу в течение двух месяцев, однако этого времени вполне хватало для прорастания и созревания зерновых культур (нильский ил был настоящим питательным бульоном для растений, он давал быстрые всходы).
Крупнейшим ирригационным сооружением Древнего Египта было превращение Файюмского озера в искусственное водохранилище. Это озеро было некогда связано непосредственно с Нилом, но во времена Древнего Царства вода попадала в озеро только при подъеме уровня реки свыше чем на 18 локтей. В Среднем Царстве здесь были предприняты ирригационные работы, которые, с одной стороны, сделали возможным земледелие на площади около 27000 акров, а с другой — превратили озеро в резервуар воды. Работы были закончены Аменемхетом III (XII дин.) и состояли в постройке дамбы с воротами, запиравшими воду в озере. Воды было достаточно для того, чтобы в течение 100 дней низкого стояния Нила удвоить количество воды в русле к северу от Файюма. Это позволяло собирать с одного поля жатву два раза в год.
Бассейновая система ирригации в Египте оказалась значительно эффективнее, чем дренажная — в Месопотамии. Она оказывала меньшее давление на природу и обеспечивала стабильную экологическую обстановку в стране. Вода в Нильской долине стояла в каналах только во время наводнения, в течение 6-9 недель, остальное время они оставались сухими, каналы же в Месопотамии приходилось наблюдать на протяжении целого года.
Сохранилась легенда о том, что царь I династии Мена, которому древнеегипетская традиция приписывает объединение Египта, соорудил выше Мемфиса плотину на Ниле, направив его воды по новому руслу и осушив прежнее русло. Здесь был построен город «Белые стены» — будущая столица Египта Древнего царства, известная под греческим названием Мемфис.
В представлении современников I династии любая область их страны была прежде всего орошаемой землей; само слово « область » (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.
Внешнеполитические достижения фараонов времени Древнего царства основывались на хозяйственных успехах управляемой страны.
Ко времени раннего царства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы в долине Нила — ее плодородные земли стали использовать под пашни. Продолжался процесс освоения и осушения в значительной степени еще более заболоченной дельты, покрытой богатыми луговыми пастбищами для скота; в ее западных и восточных областях были разбиты многочисленные виноградники, сады и огороды, в центральных областях начали сеять зерновые культуры.
Население дельты было окончательно замирено и вся страна объединена в двуединое государство «Нижнего и Верхнего Египта» лишь в конце II династии . Объединение хозяйства Нижнего и Верхнего Египта в масштабах всей страны сыграло настолько большую прогрессивную роль в развитии сельского хозяйства, что позволило во времена Древнего царства вести грандиозное строительство великих пирамид. Ирригационное земледелие стало основой древнеегипетского хозяйства. Объединение страны в одно целое было необходимо для поддержания в порядке, а также для расширения и усовершенствования огромного ирригационного хозяйства страны .
Большой прогресс в развитии ирригационной системы и оросительных работ произошел в эпоху Среднего царства. Площадь орошаемых земель заметно увеличилась, что сразу же повлияло на количество собираемого урожая. Наивысшего подъема земледелие достигло в период Нового царства.
Хотя половодье Нила было намного более предсказуемо и спокойно, чем у других рек, таких как Тигр и Евфрат, не всегда всё было идеально. Высокие паводковые воды были разрушительны и могли уничтожить каналы, которые были сделаны для орошения. Нехватка паводковых вод создавала потенциально более серьёзную проблему, потому что заставляла египтян голодать.
От высоты подъема Нила зависел урожай, ибо не при всяком подъеме реки вода покрывала все обрабатываемые поля и держалась на них нужное время. Греческий географ I в. н. э. Страбон пишет, что обычно в Египте был прекрасный урожай, если Нил поднимался на 14 локтей (7.35 м), и голод, когда он поднимался на § (= 4.20 м). Однако при правильно поставленной ирригационной системе — и при низком подъеме реки можно было добиться хорошего урожая, указывает тот же Страбон. Так, он пишет, что при Петронии (римский наместник Египта во времена Августа), обращавшем особенное внимание на надлежащее содержание ирригационной системы, при подъеме Нила всего лишь на 12 локтей (б.30 м) был очень хороший урожай, и даже при подъеме воды всего лишь на 8 локтей все же не было недорода. Это показывает, что и в Египте, говоря словами Маркса: «урожай находится в зависимости от хорошего или дурного правительства, как он в Европе зависит от хорошей или дурной погоды».
Зависимость урожая от высоты подъема Нила была известна древнейшим властителям Египта: уже во времена I династии, как показывают анналы Древнего Царства, велись точные записи ежегодных высот разлива Нила. Такие же записи велись и в последующие времена, и до сих пор на набережных древних храмов видны пометки, указывавшие уровень воды при разливах.
Система искусственного полива земли обеспечивала высокий валовой сбор зерновых в стране. По подсчетам египтологов, одна семья земледельцев могла прокормить из египетских почв еще три семьи. Сельскохозяйственный год начинался в Египте в августе закрытием заблаговременно построенных плотин, чтобы спасти поля и каналы от затопления. В ноябре, когда наводнение спадала, египтяне приступали к посеву с зерновых и посадки огородных культур. Из зерновых они выращивали преимущественно пшеницу-эммер (вид полбы), ячмень и сорго. Из огородных — чеснок, огурцы и т.д., из технических — лен, из волокон которого ткачи производили полупрозрачную ткань, значительно тоньше современный шелка или капрона. Пора жатвы наступала в марте – апреле. В южных номах на месяц раньше, чем в северных.
Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь.
Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры Древнего царства находились, вероятно, один вблизи Мемфиса, другой — на скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней — вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъема воды.
Данные ниломеров позволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране . Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране , чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку.
Если данные ниломера превышали обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при котором часть «высоких земель » (искусственно орошаемых ) могла остаться неорошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай и голод.
Крупные вельможеские хозяйства наряду с царскими и храмовыми хозяйствами были ведущими в Древнем царстве. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и селений), разбросанных по разным областям (номам — греков) Верхнего и Нижнего Египта.
Землевладельцы могли распоряжаться землей довольно свободно, могли ее завещать, продать и подарить. У одного вельможи могло быть более одного «домоправителя». Домоправитель был главным, ответственным управляющим «дома», иначе — хозяйства вельможи. Ему были подчинены писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Этими людьми осуществлялся верховный надзор за хозяйством; им были подотчетны все низшие начальники; они чинили палочную расправу над всеми провинившимися. Как и в государстве в целом, в управлении хозяйством вельможи мы видим повсюду писцов «личного дома» вельможи: при полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность в связи с этим стояла на высоком уровне; домоправитель неизменно представлял хозяину пространные ведомости, хранитель хозяйственных книг предъявлял отчет за весь прошлый год.
Население, которое пользовалось землей, орошавшейся канавками, было в полной зависимости от владельцев крупных головных каналов, у которых вода была постоянно и от которых зависел ее пуск на поля. Недаром выражение «быть на воде его» употреблялось для обозначения подчиненности, а с другой стороны, в «Книге Мертвых», в отрицательной исповеди, произносившейся умершим перед судом Осириса, имеется заявление: «не преграждал я воду в ее час», т. е. не злоупотреблял возможностью задержать воду и не пустить ее на поля. Владение каналами бывало предметом тяжб между крупными землевладельцами и известны случаи, когда эти тяжбы передавались на решение фараона.
То что известно о царском и храмовом хозяйствах позволяет считать их по существу своему похожими на хозяйства вельмож.
В Египте преобладала государственная собственность на землю. Раздачу земель производил фараон. В его руках была сосредоточена неограниченная власть.
Государственным характером хозяйства определялось и положение крестьянина. Он жил своим домом со своей семьей и вел свое хозяйство, но даже быков для обработки земли он получал от государства на время. От государства он получал и зерно для посева. Зато и урожай фактически находился в распоряжении государства: крестьянину оставляли столько, сколько было необходимо для жизни его семьи, а остальное шло на государственные склады. В Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства — в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах — на полях фараона и храмов, на строительстве оросительных систем, пирамид и храмов.
Сельскохозяйственное производство развивалось в Древнем Египте на протяжении всей его истории исключительно экстенсивным путем (валовой сельскохозяйственный продукт рос благодаря расширению посевных площадей, а не повышения урожайности) и полностью зависело от состояния ирригационного строительства в стране.
Вот так и представляю, что приплывшему на ладье Клеопатры Цезарю бритоголовые египетские жрецы демонстрируют свитки с шахматкой каналов, объясняя какую большую территорию приходится контролировать. Стопки записей со статистикой колебаний уровня Нила, наверное, тоже показали. Мол, гляди, какое это наше тайное знание. Вот она база данных, позволяющая корректно управлять и поддерживать работоспособность ирригационной системой. Ой, там же ещё был учет населения, перепись, то-то писцам была работенка.
Я не зря про тайное знание загнула. Не видела ни разу на росписях в пирамидах зафиксированные земельные планы, или что-то в этом роде. И кажется папирусов таких нет. Может, конечно, это мне так «повезло». А,может, её и не было? Что, вряд ли, так как, геометрией жрецы явно владели, иначе, как они свои пирамиды строили. Да и геометрические прически на пустом месте не возникают. Но, сдается мне, что подобную информацию (о топографических планах) за круг специалистов не пускали. Нечего профанам лезть не в свои дела — безопасней будет. Вероятно, и поэтому ирригационная система просуществовала так долго. Защита от «дурака» сработала.
А почему египетские жрецы в таком случае решили пообщаться с Цезарем (в моей гипотезе, вестимо). Так он был представителем нации, которая строила дороги, акведуки, то есть, инфраструктуру, вокруг которой тоже могло произойти объединение. И управление этой инфраструктуре требовалась. Как любому продукту человеческой деятельности. Это же не природная среда — само не восстановится. Поэтому, нужен госаппарат, обеспечивающий сохранение, поддержание и функционирование этой самой инфраструктуры.
Я еще почему про карты и топографические карты речь завела? Цезарь по прибытии из Египта бросился не только законы новые под государство-территорию создавать.
Реформы Юлия Цезаря проводились в Древнем Риме в 49-44 годах до н.э.. На протяжении этого времени Юлий Цезарь несколько раз избирался диктатором, а также последовательно занимал несколько важных государственных должностей, что позволяло ему провести в жизнь ряд законов.
Во всей реформаторской деятельности Цезаря ясно отмечаются две основные идеи. Одна — необходимость объединения римского государства в одно целое, необходимость сгладить различие между гражданином-хозяином и провинциалом—рабом, сгладить рознь национальностей; другая, тесно связанная с первой, — упорядочение администрации, тесное общение государства с подданными, устранение посредников, сильная центральная власть. Обе эти идеи сказываются во всех реформах Цезаря, несмотря на то что проводил он их быстро и торопливо, стараясь использовать короткие промежутки своего пребывания в Риме. Ввиду этого последовательность отдельных мер случайна; Цезарь каждый раз брался за то, что казалось ему наиболее необходимым, и только сопоставление всего сделанного им, независимо от хронологии, позволяет уловить сущность его реформ и подметить стройную систему в их проведении. Объединительные тенденции Цезаря сказались прежде всего в его политике по отношению к партиям в среде руководящих классов. Его политика милости по отношению к противникам, за исключением непримиримых, его стремление привлечь к государственной жизни всех, без различия партии и настроения, допущение им в среду своих приближённых бывших своих противников, несомненно, свидетельствуют о желании слить все разномыслия около своей личности и своего режима. Этой объединительной политикой объясняется широкое доверие ко всем, которое и было причиной его гибели. Ясно сказывается объединительная тенденция и по отношению к Италии. (ВикипедиЯ)
Он же велел и карты сделать. Но помер рано. Их завершили уже после него и выложили в открытый доступ.
Жители империи не пользовались в дороге картами, которые хранились в основном в библиотеках и не имели широкого хождения. Однако перед поездкой путешественник часто нуждался в дополнительной информации — как добраться до пункта назначения, сколько времени это займёт и т. п. В этом случае на помощь приходили итинерарии. Изначально это был просто список городов по пути следования. Но постепенно эти справочники усложнились — в них начали рисовать схематичные карты дорог и их ответвлений, но в карты они так и не превратились, так как на них не показывался ландшафт местности.
Римское правительство время от времени принимало решение распространить подобные итинерарии среди населения. Первая такая попытка из известных была предпринята Юлием Цезарем и Марком Антонием в 44 г до н. э. Трем греческим географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту было поручено составить такой итинерарий. Выполнение задачи заняло более 25 лет. В результате этой работы около Пантеона была установлена каменная плита, на который выгравировали этот итинерарий. Все желающие могли подойти к нему и сделать с него копию.
Самый знаменитый документ, который дошёл до наших дней — это Пейтингерова таблица (лат. Tabula Peutingeriana). Сохранившаяся карта, или вернее схема — копия, сделанная эльзасским монахом в XIII веке с документа, оригинал которого восходит к началу III века, но имеет наслоения и более поздних времён. Предположительно Пейтингерова таблица может восходить к карте Агриппы, составленной для его зятя императора Октавиана Августа. В XVI веке карта принадлежала гуманисту Конраду Пейтингеру, а сейчас хранится в библиотеке Вены в Австрии. Свиток-рулон состоит из 11 листов, общая длина которого составляет 6,8 м, а ширина — 0,34 м. На карте в виде перечня племён и народов вдоль торговых маршрутов изображён весь известный римлянам мир — от Англии до Африки и от Атлантического океана до Индии. (ВикипедиЯ)
Короче, у Цезаря с тайным знанием не сложилось. Наверное, не того характера инфраструктура…
Использованы материалы:
- Ирригационная система Египта.
- Сельское хозяйство Древнего Египта
- Общество Древнего Египта. Ирригационные работы
- Ирригационная система Египта.
- Орошение полей в Древнем Египте
- Реферат: Земледелие в Древнем Египте. (додинастический период, период Раннего и Древнего царства)
- Термы
- Акведуки и бани в Древнем Риме
Читать по теме:
11 комментариев
Получается как продуманный совхоз. Все было под Луной!
Более всего интерес вызывает фигура ИАД, которая оказывается нмного загадочнее древних жрецов. Откуда она так много знает?
По каждому вебинару у вас идут статьи мирового уровня с глобальными цивилизационными выводами. И это действует не только на вас. Что же там за ебинары у вас проходят? Просто по «Цезарю и Клеопатре»?
Очень интересный познавательный материал, а оформление выше всяких похвал! Спасибо огромное!
Наверно, поэтому долго нельзя было свалить эту государственность. Наверно, это что-то вроде земельного кадастра.
После каждой такой статьи «по следам вебинаров», даю себе слово тоже побывать у вас. Но частно не складывается. Часто напоминаю себе царя Салтана. «Коли жив я буду»… И каждый раз мешает присоединиться что-то нехорошее.
Вообще главной тайной египетских жрецов должна стать каббала, воспринятая детьми пастухов при очередном переходным периоде «тайным знанием».
Спасибо за статью! Очень интересно! И мысль будит.
Очень качественный профессиональный разбор!
«подлинная власть у жрецов» — Где же ИА прячет свою подлинную власть?
Очень много интересной энциклопедической информации, например, про «итинерарии». Ловлю сеья на мысли, что ваш ресурс давно стал своеобразным итинерарием нашей жизни. Спасибо!