От негатива устаешь. В этой жизни должно быть место хорошему. Эдакому чистому, ясному, доброму и простодушному.
Что может быть простодушнее, проще и естественнее младой девы, стремящейся замуж. Всегда, во все времена актуально и животрепещуще.
Это я всё к чему? А к тому, что по городам и весям нашей страны весной Малый театр проехался на гастролях с двумя уже классическими, уже давно хрестоматийными пьесами Н.В. Гоголя и А.Н.Островского соответственно «Женитьба» и «Не всё коту масленица». Диптих такой сложился. Так сказать, на заданную тему.
01.02.2018 17:52:00
Студенты театральных ВУЗов впервые примут участие в «Больших гастролях»
Программа «Большие гастроли», позволяющая зрителям в регионах увидеть постановки ведущих театров страны, в 2018 году охватит все 85 субъектов России.
… именно гастроли помогли сохранить коллектив Малого театра во время реконструкции исторической сцены. В 2018-м театр поедет в рамках «Больших гастролей» в мае с премьерами («Женитьба» с корифеями и «Не все коту масленица» с молодежным составом) в Кострому и Ярославль. Будет поездка в Екатеринбург и Нижний Тагил.
Как вы понимаете, провинциальная публика на спектакли знаменитого театра поспешила закупить билеты, благо цены приятно порадовали своей доступностью.
Малый театр покажет в Ярославле две премьеры с 13 по 16 мая
Май 11, 2018 | Анонсы, Новости, Федеральная программаС 13 по 16 мая на сцене Российского государственного академического театра драмы им. Федора Волкова при содействии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, в рамках программы «Большие гастроли», пройдут гастроли Государственного академического Малого театра России.
Откроются гастроли спектаклем «Женитьба» Н.В. Гоголя в постановке народного артиста СССР Юрия Соломина. Спектакль будет показан 13 и 14 мая. Ярославский зритель первым после москвичей увидит эту недавнюю премьеру театра. Постановка еще ни разу не покидала Москву. Малый театр предлагает зрителю свою версию этой комедии Гоголя про разборчивую невесту и ее малоприятных женихов, в которой наряду с молодыми актерами – Кариной Саханенко и Григорием Скряпкиным – заняты народные артисты России Ирина Муравьева, Людмила Полякова, Валерий Афанасьев, заслуженный артист России Александр Вершинин и др.15 и 16 мая зрители увидят комедию А.Н.Островского «Не все коту масленица». История, как, впрочем, всегда у Островского, созвучна любому времени. К молодой девушке сватаются двое – богатый купец Ермил Зотыч Ахов, благодаря нешуточному состоянию уверенный в своей вседозволенности, и его приказчик – скромный и честный Ипполит. Кого выберет Агния, если она искренне считает, что и любви за деньги не купить, но и счастье свое надо уметь отстоять, а Ипполит робеет перед богатым хозяином и пока не готов составить Ахову достойную конкуренцию?
В спектакле заняты: заслуженные артисты России Зинаида Андреева, Виктор Низовой, Глеб Подгородинский, актрисы Ирина Жерякова и Дарья Мингазетдинова и др. Режиссер спектакля – заслуженный деятель искусств России Виталий Иванов.
Немудрено, что такие спектакли (хоть и недавно поставленные) уже снискали восторженную критику. Да, она слегка дежурная (критика, имеется в виду), но не скажу, что несправедливая. Готова присоединиться и голосовать обеими руками. Да, добротно и качественно поставлено, замечательная работа артистов. Декорации прелестны. А, как хороши и аутентичны костюмы, особенно, наряды дам. Глаз радуется…
Не в бровь, а в глаз! «Женитьба» возвращается на сцену Малого театра 100 лет спустя
Сочный и неповторимый язык Гоголя, яркая и одновременно бережная режиссура Соломина делают спектакль Малого театра настоящим подарком ценителям живой, всегда современной классики
Елена Булова
• 11:32 • 31 января 2018В Малом театре дают «Женитьбу» по пьесе Николая Гоголя в постановке народного артиста СССР Юрия Соломина. Премьерный показ посетила корреспондент «ВМ».
Любите ли вы театр, который «начинается с вешалки»? Которой расположен не в подвале или бассейне, а в центре старой купеческой Москвы в прекрасном старинном особняк. Где блещут, как им и положено, ложи, свет играет в хрустале люстр, а бархатный занавес поражает своей монументальностью. Любите ли вы театр, в котором декорации гоголевского пространства – продолжение исторических интерьеров особняка, и каждая деталь сценографии (благодаря художнику Александру Глазунову) вопиет о подлинности вещи: будь-то гостиный гарнитур красного бархата, огромные зеркала в резных золоченых рамах, изящный столик с изогнутыми ножками, покрытый накрахмаленной скатертью, старинная печь с изразцами и бронзовой заслонкой, массивные чернильные приборы или подсвечники.Если вы, действительно, в театре получаете наслаждение от атмосферы, то вам сюда — в здание на Большой Ордынке. Здесь классика правит бал без малого вот уже два столетия. И вот уже более ста лет здесь не появлялась на сцене гоголевская «Женитьба»…
Художественный руководитель театра Юрий Соломин решил взяться за эту яркую, по-настоящему до сих пор неразгаданную гоголевскую пьесу о сорвавшейся свадьбе нерешительного чиновника, помня главную заповедь самого Гоголя, который видел предназначение театра в том, чтобы «целой тысяче народа за одним разом читать живой полезный урок». Какой же? Да все тот же — «показывать смешное привычек и пороков или высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека». В общем, как говаривал незабвенный датский принц Гамлет, «держать как бы зеркало перед природой, показать доблести её истинное лицо и её истинное – низости».
О Гамлете вспомнилось не случайно. Потому что мелкая с виду проблема в сознании главного героя надворного советника Подколесина (его блестяще сыграл артист Григорий Скряпкин) жениться ему или не жениться вырастает до гамлетовских размеров — «быть или не быть». И хочется, и колется! А разборчивость невесты (красавица Карина Саханенко) оборачивается обманутым самолюбием и той самой «первой слезой», которая так ценится «на театре».
В этом спектакле достаточно всего — и «высокотрогательного достоинств», и «смешного пороков». И подивиться есть на кого: в «Женитьбе» на сцену разом выходят сразу пять народных артистов, которые и в одиночку могли бы сделать хорошую кассу. А зритель начинает облизываться, едва взглянув на афишу. Каждый из народных — и Валерий Афанасьев (расчетливый экзекутор Яичница), и Александр Ермаков (отставной пехотный офицер Анучкин), и Владимир Дубровский (моряк Жевакин) крепко держат зал в ежовых рукавицах, как и положено матерым профессионалам. За их неторопливой подробностью легко разглядеть маленьких людей со столь понятными чувствами и присущими современному обществу пороками. Вот Яичница, смотрящий на женитьбу, только как на очередной прибыльный «проект». Рядом честолюбивый Анучкин, помешанный на недоступном ему блеске французского общества. Тут же престарелый Жевакин бедолага-рекордсмен по части отказов юных невест. Узнаваемо!
Аплодисменты на входы и выходы артистов – постоянный аккомпанемент и железная закономерность постановки.
Особняком в галерее стоит образ предприимчивой свахи — блистательная работа народной артистки России Ирины Муравьевой. Ирина Вадимовна комична в каждом жесте и движении бровей, а еще более — в паузах. Наблюдать за ней – наслаждение необычайное: Муравьева так просто демонстрирует вершины актерского мастерства, что впору студентов приглашать. Каждая минута ее пребывания на сцене рождает неизменный хохот в зале.
Под стать ей и матерая колоритная тетка Арина Пантелеймонова (народная артистка России Людмила Полякова). Необыкновенно хорош оборотистый живчик – «локомотив» Кочкарев (Александр Вершинин), готовый устраивать, улаживать, продюссировать, но только за хорошую гастрономическую мзду.
То, как люди ходят по сцене, чувствуют, говорят или кушают чай в этом спектакле составляет коллективный портрет Отечества, в главном мало изменившегося со времен Гоголя. То же желание «быть не хуже людей» и «держать марку», то же недоверие себе и собственному выбору, те же и страхи связать жизнь с недостойным человеком, а рядом — корысть, честолюбие, чревоугодие, лесть, обман. И невозможный инфантилизм перед лицом любых перемен: от личных до социальных. Сочный и неповторимый язык Гоголя, яркая и одновременно бережная режиссура Юрия Соломина делают спектакль Малого театра настоящим подарком ценителям живой, всегда современной классики, где глаз радуется, а слух поражается ядрено-смачному гоголевскому слову, по-прежнему бьющему — не в бровь, а в глаз.
СПРАВКА
«Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях» — пьеса Николая Гоголя, опубликованная в 1842 году. Московская премьера «Женитьбы» состоялась 5 февраля 1843 года на сцене Малого театра. Спектакль поначалу не имел успеха. Однако позже критики признали, что «Женитьба» опережала свое время, предвещая драматическую манеру Островского.
Вот видите, пьеса давняя. Следовательно, за историю её существования имеется множество постановок и интерпретаций. Для нашего поколения — самая яркая и значительная- это, конечно же фильм 1977года.
Жанр комедия Режиссёр Виталий Мельников Оператор Юрий Векслер Композитор Олег Каравайчук Кинокомпания Киностудия «Ленфильм».
Первое творческое объединениеДлительность 99 мин Страна СССР Язык русский Год 1977 IMDb ID 0076954 В ролях
- Светлана Крючкова — Агафья Тихоновна Купердягина
- Алексей Петренко — Иван Кузьмич Подколёсин
- Олег Борисов — Илья Фомич Кочкарёв
- Владислав Стржельчик — Иван Павлович Яичница
- Борислав Брондуков — Никанор Иванович Анучкин
- Евгений Леонов — Бальтазар Бальтазарович Жевакин
- Майя Булгакова — Арина Пантелеймоновна
- Валентина Талызина — Фёкла Ивановна, сваха
- Тамара Гусева — Дуняшка
- Николай Пеньков — Степан
В фильме 1977 года все не менее аутентично, если не более. Потрясающий/блестящий/великолепный/непревзойденный актерский состав и ансамбль. Такого ещё пару веков не собрать. Атмосфера — м-м-м… (стон восторга). Видеоряд (Юрий Векслер) — сумасшедший по стильности… Фильм — чудо, как хорош…
Но, … Скажу крамольную вещь… В меня камнями не кидайтесь… пожалуйста… Я его (фильм этот) никогда не любила… Восторгалась, отдавала должное, наслаждалась отдельными кусочками, причем любыми. Там каждая роль — бенефис актерский. Скопище шедевров…
Но, когда все слишком хорошо в отдельности, то в целом — не очень хорошо… Не склеивается и все тут! До сих пор не очень понимаю, почему.
Есть одна слабенькая версия. Попытаюсь её озвучить. Фильм — блестящая стилизация, картинка из прошлого (совершенно чУдным образом восстановленного). Все, что происходит — это было когда-то. Было и прошло. И на момент просмотра фильма происходящее в нем для смотрящего не актуально.
А вот спектакль Малого театра — очень живой. Да, актеры (женихи) не могли не «подцепить» уже хрестоматийные интонации корифеев из фильма, но в новой интерпретации на иной органике все смотрелось вполне уместно, и глаз с ухом не резало. Понятно, что до вершин, достигнутых в фильме не добраться (каждому по отдельности особенно), но ансамбль в новом спектакле был. И этот ансамбль поведал печальную и назидательную историю глупой богатенькой девушки (то есть, имеющей возможности и претензии), пожелавшей путем замужества сменить имеющийся социальный статус. Такой себе (в ином гендере) «Мещанин во дворянстве».
Мораль и печаль истории заключается в том, что прелестным девам из более низких статусных групп достаются оборы из мужчин вышестоящего класса. Нечто вроде, «на тебе, боже, что нам негоже».
Прелесть постановки Малого театра заключалась в том, что героиню, хоть и оставили глуповатой, но сделали красивой и прелестной. Она хороша и очаровательна свежестью молодости. Да, дурочка со стереотипными амбициями. Но, спасибо Юрию Соломину, он ей оставил возможность и шанс на будущее. Мелькает там колоритный молодой купец, который мудро решил обождать. Так что девичья беда поправима. Быть ей купчихой, умудренной опытом жизненных неудач. Что полезно. Глядишь, поумнеет.
И публика, среди которой очень много было молодых людей, восприняла происходящее на сцене очень легко и естественно. Такого сейчас в нашей жизни достаточно много. И даже уже, можно сказать, отработано. Ситуация со стремлением в другую среду — да подобного было полно совсем недавно. Сколько было желающих выйти замуж за иностранца. …Только в массе доставались какие-то оборы. Да и сред с различным социальным статусом нонче расплодилось… Так что, вполне себе актуально… Поэтому и спектакль играется и смотрится легко и непринужденно. Практически, жизненно…
Вернемся к гастролям Малого театра. Говорилось уже, что привезли диптих. Вот и вторая часть повествования о поисках женского счастья. Как полагается, со счастливым концом. Спасибо А.Н. Островскому
В Малом театре состоялась премьера спектакля «Не все коту масленица»
16 Марта, Среда 2018
«Не все коту масленица». Трудно поверить, но в этом году исполняется 145 лет, как эта пьеса Островского впервые появилась на сцене Малого театра. Постановка прошла проверку временем – зрители разных поколений продолжают искренне смеяться над жадным купцом Аховым и сочувствовать бедняге Ипполиту и его невесте. Пьеса, как её называли, почти лубочная, но, как говорится, «сказка ложь, да в ней – намек».
Несколько легких движений, и у красавца Виктора Низового появляется жиденькая старческая борода. В свои 42 актеру предстоит выйти на сцену в роли купца Ахова 60 лет от роду. Роль, как шутит Виктор, на вырост. На сцене он появится уже совсем седым – остальное будет добирать профессионализмом. Постарается внутренне оправдать своего героя – богатого купца, уверенного, что все в жизни, даже любовь, можно купить за деньги.
«Есть такие люди. И у них своя логика, свой устав жизни. Они живут по таким понятиям, как – «деньги есть, значит, я могу все купить». А оказывается, на самом деле, не так. Оказывается, все глубже, от сердца. А он не может понять – почему, как? И вот в этом его трагедия – Ахова», — считает заслуженный артист России Виктор Низовой.
«Не все коту масленица» – третий опыт Малого театра в постановке этой пьесы. Первый спектакль появился в год написания — в 1871-м. Во второй раз к пьесе обратился режиссер Виктор Хохряков, сам сыгравший купца Ахова. В роли Ипполита тогда выступил Виталий Соломин. И вот теперь режиссер Виталий Иванов решил снова напомнить, что – не все коту масленица, бывает и Великий пост.
«Для меня было неожиданностью, что «Не все коту масленица» ставится в четырех театрах Москвы. Я думаю, не случайно. Островский всегда был современнее, всегда его тексты ошарашивали, насколько он точно попадает во время, в эпоху. В этой пьесе он гениальным образом свел проблему денег и любви. И свел к очень доброму, хорошему, светлому пониманию», — считает режиссер Виталий Иванов.
У Дарьи Мингазетдиновой – роль Агнии, засидевшейся в невестах, осерчавшей на потенциального жениха – приказчика Ипполита – за его трусость, и дразнящей старика-купца Ахова. Дарья свою героиню тоже оправдывает – мол, ради последнего шанса выйти замуж и не таких глупостей наделаешь.
«Я впервые соприкоснулась с Островским, — говорит актриса Дарья Мингазетдинова. — На первый взгляд, он кажется автором очень легким – все на поверхности. Вроде простая пьеса, и играть ее можно, как написано. А чем больше начинаешь погружаться, тем больше возникает вопросов, на которые даже сейчас я постепенно нахожу ответы, не сразу».
Пьеса, которую сам Островский называл скорее этюдом, писанным для знатоков, где главное – московский быт и купеческий язык, доведенный до точки; сегодня по-прежнему влечет режиссеров и актеров. Возможно, потому что и почти полтора века спустя — миром правят любовь и деньги.
Опять не могу не вспомнить давнишнюю постановку этой пьесы. 1978 год, тоже Малый театр.
Год 1978
Страна СССР
Режиссеры: Виктор Хохряков, Владимир Храмов
Операторы: Юрий Журавлёв, Евгений Русаков
Художники: Вадим Клотц, Виктор Лукьянов
Актеры: Ольга Чуваева, Тамара Торчинская, Виктор Хохряков, Виталий Соломин, Галина Буканова, Галина Скоробогатова
Производство : ТО «Экран»
Cерий: 2
Жанр: комедия, экранизация
То же самое. Прелестный спектакль 1978 года. Сделан, сыгран. Хохрякова с его потрясающей речью (того Малого театра) не повторить и не воспроизвести — среды той уже нет… Озорной, искрящийся Виталий Соломин. Обаяние через край. Тоже неповторим. Все здорово, все вкусно. …Но, про ушедшую жизнь. Как в музей сходил. …Похоже, это с тех пор поговаривать стали про театр, как про музей.
А вот нынешний спектакль, несмотря на его аутентичность в обстановке и костюмах, не смотрится устаревшим. Какие платьица у героини, хоть и ситцевые… Точнее, они же ситцевые. Сейчас это круто и дорого.
Так вот, сюжет о том, что замуж надо идти за ровню (в смысле возраста и положения). Что лучше, когда тебя ценят, любят и уважают, а потому слушают твои разумные речи. Речи-то не с пуста, а с того, что надо совместную жизнь строить с общими интересами и общими усилиями. Ну, вобщем, вы поняли — тут все предпосылки построения гармоничного союза.
Мораль проста. Жизнь долгая, и не все в ней купишь за деньги. Душевный дискомфорт — ничем не глушится. Это надо смолоду понимать.
Ситуации старик-младая дева-деньги нынче тоже на слуху/на виду. Всякого насмотрелись. А нравственные ориентиры и выводы эвон когда сделаны были. Мы-то думали, что такое для нас — пройденный этап, а оно… видите, как все обернулось?.. Получается, чаще надо было о таком предупреждать, регулярно освежать память, да напоминать.
И так уж ли было все безоблачно еще недавно, раз все вернулось один к одному, когда уж никто не думал, «а вот опять»?..
Да… и эту вещь молодые зрители смотрели, сопереживали. Приняли тепло и… с полным пониманием ситуации, вполне органично современным реалиям. Актуально, однако…
А тут и подоспел мой нехитрый и печальный вывод. Дожили… докатились … опустились…
То, что в нашей юности/молодости выглядело полным анахронизмом/атавизмом и архаикой в межличностных/межгендорных отношениях — стало актуальной реальностью. Деградация, господа-товарищи. Не находите?
Ведь в свое время и мыслей не было в основной массе о сословных различиях, о доминировании денег. Помню отличия были интеллектуальные и в культурном развитии. О деньгах не думалось. Понятно, что не все так было благостно. Но в общем и целом общество было социально однородно. Поэтому актуальна была пьеса «Ромео и Джульетта». Про всепоглощающую любовь и её великую ценность. Поэтому других смыслов у Шекспира и не наблюдали и даже не искали. Любовь! «Все, что им надо — это только любовь… » Остальные критерии — то была архаика.
Вот и пришлось нынче понять «скрытые смыслы» и послания сокровищницы русской драматургии…
1 comment
Как созвучно и исчерпывающе.
Спасибо.