Пришла весна. Положено встрепенуться мартовским котам. Ударило 8 (восьмое) марта.
Девочки, сегодняшний день следует посвятить себе любимым. Ну, и после долгой зимы не помешает некоторый тонус…
У кого как, а мне подавай танго.
«Весеннее танго» Анна Герман (муз. и стих. В.Миляев)
Лёгкое поведение
Праздник праздником, а немного теории не помешает.
Та́нго (исп. tango) — аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. Изначально исполнялся исключительно мужчинами.
Сперва получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире. Танго также называлось «танго криольо» (tango criollo), что и значило «аргентинское».
аргентинское танго
Сегодня существует много танцевальных видов и стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго. Основное разграничение — это танго социальное (аргентинское) и танго бальное. Аргентинское танго зачастую рассматривается как «аутентичное» танго, поскольку оно ближе к изначально танцевавшемуся в Аргентине и Уругвае.
Аргентинское танго. Танец на базовых фигурах. Просто и изящно.
Танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм. Слово «танго» также имеет африканское происхождение, его возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило «танец под звук барабана», и применяют к мелодиям, полученным в результате синтеза различных форм музыки из Европы, Африки и Америки.
Хорхе Луис Борхес в El idioma de los argentinos пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является „сыном“ уругвайской милонги и „внуком“ хабанеры». Слово «танго», похоже, впервые используется в отношении к танцам в 1890-е. Первоначально этот танец был лишь одним из многих, но вскоре он стал популярным во всем обществе.
Днем рождения танго считается 29 сентября 1897 года: в тот день в Буэнос-Айресе в театре «Олимп» состоялась премьера спектакля «Креольский суд». В нескольких сценах постановки танцевали танго. На самом деле, конечно, этот танец родился гораздо раньше – в бедных кварталах Буэнос-Айреса, где жили бок о бок небогатые горожане, иммигранты из Европы и потомки африканских рабов, где нравы были просты, а страсти не скрывались. В 1910 году один аргентинский композитор показал в Париже музыку и хореографию танго – и с этого года началось триумфальное шествие этого зажигательного танца по всему миру.
От аргентинского танго — рукой подать до парижского.
Mireille Mathieu — Der Pariser Tango
В первые годы ХХ века танцоры и оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео отправились в Европу, и первый европейский показ танго состоялся в Париже, а вскоре после этого в Лондоне, Берлине и других столицах.
К концу 1913 года танец попал в Нью-Йорк, США и Финляндию. В США в 1911 году название «танго» часто применялось для танцев в ритме 2/4 или 4/4 «на один шаг». Иногда танго исполняли в довольно быстром темпе. В тот период иногда относились к этому как «Североамериканскому танго», в сравнении с «Рио де ла Плата танго». К 1914 были более распространены аутентичные стили танго, а также некоторые варианты, как «Менуэт-танго» Альберта Ньюмана.
В 1914 году министр просвещения Л.А. Кассо издал циркуляр и разослал его попечителям учебных округов. «Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение модного танца под названием «танго», вследствие полученных Министерством народного просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся покорнейше прошу ваше превосходительство принять строгие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного вам учебного округа, а равно чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих он преподается».
13 ноября 1913 года поэт Константин Бальмонт, понаблюдав за танцующей молодежью на петербургской вечеринке, вздохнул: «Почему я, такой нежный, должен все это видеть?». Об этом потом вспоминала Анна Ахматова. Комментаторы пишут, что танцоры в тот день исполняли именно танго. Интересно, что Бальмонт был поклонником южноамериканской (мексиканской) культуры и певцом сексуального раскрепощения («Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, (…)/ хочу одежды с тебя сорвать!»). Но танго оказался слишком раскованным даже для него.
Россия узнала о танго одновременно со всем миром. В «Золотом теленке» (1930) есть знаменитый эпизод, в котором Остап Бендер ликует, закончив сбор «компромата» на Корейко: «Остап танцевал классическое провинциальное танго, которое исполняли в театрах миниатюр двадцать лет тому назад, когда бухгалтер Берлага носил свой первый котелок (…), а зицпредседатель Фунт был еще бодрым семидесятилетним человеком и вместе с другими пикейными жилетами сидел в кафе «Флорида», обсуждая ужасный факт закрытия Дарданелл в связи с итало-турецкой войной (шла в 1911 – 1912 годах, Дарданеллы были закрыты Турцией в апреле 1912 года)».
Как пишет литературовед Роман Тименчик, «первая встреча русской поэзии с танго произошла в 1913 году (…), и, как бывает, они при этой встрече не узнали друг друга». Однако впоследствии танго стало заметным фактом русской культуры.
Новый танец пришелся по душе футуристам, который вообще любили всяческий эпатаж. Илья Зданевич любил танцевать танго и читал о нем лекции. Поэт Василий Каменский издал скандально известный сборник «Танго с коровами» (1914).
В 1916 году Маяковский вставил нотную строку аргентинского танго в свою поэму «Война и мир» (ч. 1) в сцену, где жирующие в тылу благополучные люди пируют в кабаке. Мотив танго дополняет череду отталкивающих сцен разгула («И вот/ на эстраду,/ колеблемую костром оркестра,/ вывалился живот./ И начал!/ Рос в глазах, как в тысячах луп./ Змеился./ Пот сиял лачком./ Вдруг – / остановил мелькающий пуп,/ вывертелся волчком»). Танго здесь – танец сытых буржуа, погнавших на бойню невинных людей.
Игорь Северянин писал: «Смышленый малый Маяковский,/ который кофтой цвет тангО/ наделал бум из ничего». «Цвет танго» – распространенное выражение начала ХХ века, обозначавшее желтый или оранжевый оттенок (известно, что Маяковский щеголял в кофте из желтого бархата). Режиссер Эммануил Краснянский (1891 – 1982) вспоминал, что в 1913 – 1914 годах «даже галстуки, жилеты, носки оранжевого цвета назывались танго. Крик моды».
Александр Блок в январе 1918 года записал в дневнике впечатления от сонета Валентина Стенича «Tango macabre»: «декадентские стихи (рифмы, ассонансы, аллитерации, танго)». Мотив танго – мотив упадка и апокалипсиса.
Таранда/Бессмертнова «Золотой век»
Золотым веком танго стал нэп. Это была вторая волна его распространения в России. Но когда нэп был свернут, танго стали осуждать как явление чуждой пролетариату культуры, танец элиты. Александр Малышкин писал в романе «Люди из захолустья» (1937 – 1938): «Полилось жеманное рыдание танго. То был танец, который считался в те годы полузапретным, таящим в себе яды иного социального строя». Однако новые пластинки танго («Утомленное солнце») записывались и в 1930-е годы.
После смерти Сталина к танго стали относиться проще, и оно снова завоевало танцплощадки. Ну, а настоящий расцвет танго наступил в 1990-е годы.
Писатель Вадим Морковин (1906 – 1973), живший в 1913 году в Москве, вспоминал, как его отец сказал знакомым, что видел в варьете «Аквариум» недалеко от их дома «настоящее аргентинское танго». «Мать сразу же выставила меня за двери – танго считалось настолько неприличным танцем, что при детях нельзя было о нем говорить».
Несмотря на Великую депрессию, период 1930—1950 годов стал «золотым веком» танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня классиками стиля: Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла и многие другие.
У.Лопаткина — «Танго» (А.Пьяццолла)
Возрождение танго началось в 1983 году после открытия в Нью-Йорке шоу Forever Tango, принёсшего танцу новую волну популярности.
В 2009 году, на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО, танго, как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио де ла Плата, было внесено в список нематериального культурного наследия человечества.
Начиная с 1977 года, 11 декабря, день рождения певца, «короля танго» Карлоса Гарделя и композитора, дирижёра Хулио де Каро[en], отмечается в Аргентине как «Национальный день танго
Gidon Kremer & Kremerata Baltica: Piazzolla & Desyatnikov — Tango Ballett
Танго милонгеро — когда партнеры танцуют в очень близком объятии. Партнер и партнерша отдают часть веса друг другу, то есть не стоят на своих собственных осях, а частично опираются друг на друга.
Antonio Banderas — Take the Lead — Tango Scene
Танго Салон отличается более открытой позицией танцоров в паре по сравнению с «близким объятием». Это пространство позволяет танцевать более разнообразные шаги, фигуры, повороты и позы танго. Это более изысканный и изощренный стиль исполнения танго и также, как и танго милонгеро, основан на принципах импровизации, ведения-следования и т. п.
Дафна, вы опять ведёте
Танго нуэво («новое танго») — направление, в котором новое поколение танцоров экспериментирует по части оригинальности шагов, стремясь найти свой собственный неповторимый стиль. Танго нуэво свойственны оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. Оно требует для исполнения много места, поэтому его часто танцуют в шоу и никогда на милонгах.
SEXTETO MAYOR » NOSTALGIAS »
Сценическое танго — постановочное танго, которое исполняется для зрителей. Это танго имеет чаще всего совсем иные законы, в отличие от клубных (социальных) стилей — законы постановочного и сценического жанра. Это шоу, в котором музыкой и постановщиком продиктованы шаги, характер и чувства. Для танго «фантазия» характерна виртуозная техника исполнения, зрелищность движений и фигур.
Sexteto Milonguero COMO LE DIGO (22.5.2012, Wuppertal)
Спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, венским вальсом и др. Отличия от аргентинского: отсутствие импровизации и другая цель танца — соревнование и оценка публики, в то время как аргентинское танго — это социальный танец. Все движения соответствуют определённым правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами. Бальное танго от аргентинского отличает также и ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему больше четкости. По характеру звучания мелодия бального стиля танго может немного напоминать имперский марш. Аргентинское танго более плавно и мелодично.
Argentine tango. «Gallo Ciego». Fernando Gracia and Sol Cerquides with «Solo Tango» orquesta.
Сами понимаете, прозвучавшая тема танго в своем генезисе не обошлась без образа Дон Жуана. Можно освежить теорию, кто позабыл:
Читать по теме:
А можно, посмотреть решение данного образа в разных жанрах. Выбирайте на свой вкус.
Дон Жуан (1956) Франция, Испания, Италия — Фернандель, Кармен Севилья
Легендарный соблазнитель женщин, распутник и беззаконник — испанец «Дон Жуан» — персонаж многих художественных произведений.
Похождения Дон Жуана (1948)
Изысканна, как жительница Вены,
В венгерке дамской, в платье bleugendarme,
Испрыскав на себя флакон вервэны,
Идет она, – и в ней особый шарм.
К ней цужат золотые караваны
Поклонников с издельями всех фирм…
Лишь донжуаны, чьи карманы рваны,
Берут ее глазами из-за ширм…
Изящница, очаровалка, венка,
Пред кем и герцогиня – деревенка,
В ней что-то есть особое совсем!
Изысканка, утонченка, гурманка,
С весталковой душой эротоманка,-
Как у нее выходит: “Жду вас в семь…”!
Игорь Северянин
Дон Жуан. Государственный академический Центральный театр кукол.
Танго каждого индивидуально и неповторимо. У каждого любовника должно быть свое Танго. И очень важно, чтобы это Танго проявляло свой характер, стремилось быть интересным и понятным, красивым и музыкальным, чувственным и великолепным!
Дон Жуан или любовь к геометрии
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом —
Вы такая эстетная, Вы такая изящная…
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?
Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом…
Игорь Северянин
Дон Жуан. Месть Лепорелло
1 comment
Очень познавательная статься и великолепная подборка роликов. Я в восторге! Спасибо, Наташенька!!!