Большинство наших читателей в курсе, что 2015 год Указом президента РФ №426 объявлен Годом Литературы. Задачей нашего литературного отделения Научно-технического портала «Технарь» в этой связи является поддержание подлинных очагов культуры, где ценят и любят настоящую литературу, где создают все условия, чтобы встреча читателей с книгой не превращалась в очередную «кампанию по…»
Конечно, это библиотеки, отчего-то упоминаемые в последних строчках информационных отчетов. Что само по себе свидетельствует не только о том, как развивается и поддерживается созданная в советский период мощная библиотечная сеть… Это ведь говорит о том, что сегодня финансированием культуры ведают люди, не привыкшие с детства работать в библиотеке, не осознавшие с самого раннего детства библиотеку — вторым домом.
И как приятно и отрадно — встретить теплый прием, а главное, окунуться в атмосферу непреходящих культурных ценностей!
19 февраля этого года в Москве, в Централизованной библиотечной системе Западного административного округа прошла встреча работников библиотек с писателем и публицистом Ириной Анатольевной Дедюховой.
…Наверно, именно поэтому наиболее впечатляющим моментом из всех экскурсии по замечательной библиотеки им. Анны Ахматовой были детские залы, целиком и полностью посвященные маленьким читателям. На полу мы увидели цветные следы крошечных ножек, звавшие в уютные залы с домиками, игрушками, чудесными яркими книгами.
Сегодня библиотеке приходится нелегко в условиях технического прогресса, когда дети могут предпочесть книге — мультик, куда более доступный, не требующий развития мелкой моторики, воображения, какого-то усилия над собой.
Книга — это важный этап формирования личности. А серьезная книга уже требует от взрослого читателя — определенного развития личности.
И так приятно, когда читатели могут устроить замечательную экспозицию, посвященную творчеству Анны Андреевны Ахматовой, выложив из самых любимых ее книг — неподражаемый профиль гранд-дамы русской поэзии.
Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу — зренье Или актеру — голос и движенье, А женщине прекрасной — красоту? Но не пытайся для себя хранить Иди один и исцеляй слепых, Анна Ахматова |
|
|
Как необходимо в реальной жизни вновь ощутить этот незабываемый чисто «библиотечный» запах, вновь окунуться в атмосферу подлинной любви к настоящей литературе.
Толику внимания получила и я, как только в ходе предварительной беседы было установлено, что (во многом благодаря «Литературному обозрению») написала книгу «Осенние бытописания» о раннем этапе творчества Федора Михайловича Достоевского.
«Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы. Указ о его проведении в 2015 году подписан», — сказал Путин.
21 ноября прошлого года на Литературном собрании Президент Российской Федерации Владимир Путин высказал предложение о том, чтобы в 2015 году провести Год литературы. По словам Сеславинского, эти полгода не прошли даром, была проведена большая подготовительная работа, в которую активно включились многие российские регионы.
«Предложения по списку мероприятий Года литературы поступили более чем из 40 субъектов Российской Федерации. Отрадно, что основная часть этих предложений не содержит просьб о дополнительном финансировании из бюджета. На мероприятия федерального характера Роспечать запросила у Минфина в рамках формирования федерального бюджета дополнительные 300 млн. рублей», — рассказал Сеславинский.
Напомним, что на проведение мероприятий Года культуры в РФ было выделено 3 млрд. рублей.
Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям рассказал, что в планах Года литературы масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», проекты «Книги в больницы» и «”Лето с книгой”: дни чтения в летних лагерях», творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».
Сеславинский подчеркнул, что наработки по проведению Года литературы осуществлялись совместно с Министерством культуры и Министерством образования, Российским книжным союзом, ассоциациями издателей и книгораспространителей, представителями библиотечного сообщества и творческих союзов.
Приведу основные тезисы состоявшейся встречи, открывшейся «визитной карточкой» Ирины Дедюховой в полном созвучии с ее мощным эссе «Я из Ижевска!..»
Литература — первый и наиболее важный вид классического искусства, не только возникший раньше письменности, но пронизывающий все творчество человечества главным и наиболее важным стремлением — задуматься над собственной жизнью, над временем, над собственным нравственным выбором.
Традиционный русский роман — эпическое произведение, воссоздающее всестороннюю картину жизни общества в тот или иной переломный период через глубокий анализ частной человеческой судьбы, дающий характеры в их многогранности, в развитии и становлении.
При замыкании эстетической триады «автор-образ-читатель» — читатель не только участвует в творческом процессе и но и определяется с нравственным выбором в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Переломный этап в жизни общества характерен тем, что требует от каждого члена — нравственного выбора, непременно гражданского звучания.
Принципы «партийности в литературе» позволили вторгнуться в эстетическую триаду сиюминутным идеологическим установкам, подменяя выбор читателя — заранее определенными жесткими идеологическими штампами и открытой нотацией. А где начинаются нотации, где нравственный выбор подменяется готовыми «идейными» установками — там литература заканчивается.
В этом плане интересно рассмотреть, какие же наиболее известные романы ХХ столетия отвечают задачам искусства, то есть полностью соответствуют классическому определению русского романа.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» продолжает сказовую традицию в русской литературе от Гоголя и Лескова. Но наши классики никогда не использовали принципы сказовости в большой эпической прозе, в романе.
Казалось бы, в сравнении с реалистически мощной русской прозой — Булгаковым выбран не совсем подходящий инструмент для создания эпического полотна. Однако Булгаков выявляет синтетическую природу русского романа. Магический реализм Булгакова не только подчеркивает главную мысль, что человеческая жизнь намного сложнее любого навязываемого политического ярлыка или идеологии.
Прозаическая ткань с заведомо провокационными «выдуманными» персонажами — вызывает «огонь на себя», оставляя читателю уже уничтоженную к этому времени возможность свободы нравственного выбора.
Жанровая стилистика Булгакова одновременно учитывает возникающую НЕреальность жизни, когда ее пытаются распять под идеологии, долговечность которых не может быть сравнима даже с религиозными «мифами», предстающими перед читателем сразу в двух временных течениях — прошлом и настоящем, причем, зримо и абсолютно реально.
То есть сам творческий метод Булгакова полностью совпадает с высокими задачами искусства — отстоять и защитить внутренний мир человека в переломный период общественной жизни.
Заметим, что роман написан без скучного морализаторства, с одной стороны, весьма провокационно, учитывая всю его «мистическую» линию повествования», а с другой стороны — с огромной любовью к героям, изображенным абсолютно реалистически, то есть со всеми достоинствами — и уравновешивающими их недостатками.
Роман «Армагеддон №3» написан уже с учетом того, что Михаил Булгаков внес в инструментарий русского романа, без чего русский роман уже невозможен.
Конечно, это некая мистическая идея о том, что «у каждого времени и каждого народа — свой собственный Армагеддон». За мистической идеей Армагеддона — простой практический смысл предназначения русского романа: отразить жизнь общества в переломный период, то есть — в «очередном Армагеддоне».
В основе русского «магического реализма» — юмор, заложенный еще в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. И этот юмор позволяет снять с души читателя излишнюю тяжесть, чтобы задуматься над собственным выбором.
В романе «Армагеддон №3» предпринята попытка — вернуть читателю его почетное место в эстетической триаде. А без удовольствия от самого процесса чтения, без захватывающего сюжета, без художественных образов, которые были бы интересны читателю — достичь этого не удастся.
Оба романа в стилистике «магического реализма», тем не менее, отвечают главному критерию большой русской прозы, которая не пишется от первого лица, не имеет «образа автора», все художественные образы которой в той или иной мере являются отражением своего времени, «общественными типами».
…Хочется, чтобы таких чудесных встреч с настоящей литературой было больше. Встречи читателей с писателями, рассуждающими о литературе для Москвы не новость. Но за много лет впервые произошла встреча с писателем, который считает, что читатель должен искать книгу, а не автора. А поэтому библиотекарь, как Хранитель книг, для него намного важнее, чем их автор.
Вспоминала, что так и происходили самые запоминающиеся встречи с настоящими книгами и настоящей литературой, когда образ автора только бы помешал СОтворчеству при замыкании эстетической триады «автор-образ-читатель», когда художественные образы оживали, чтобы поддерживать в жизни на ее крутых поворотах.
Ведь не зря же увлекательный приключенческий блокбастер последних лет посвящен…библиотекарям! В памяти сразу всплывает фраза: «Все это время ключ был при тебе?» Конечно! И этот ключ — в руках библиотекарей, которые остаются верны своему призванию Хранителей Книги.
От имени всех наших читателей приносим огромную благодарность за эту незабываемую встречу — Библиотекарям с большой буквы!
5 комментариев
Дамы, вы прекрасны! А то, что еще библиотеки существуют… вообще немного… необычно для «нашего тяжелого времени». Даже удивительно.
Ура!
Творчество Дедюховой — в массы!
А Гале огромное спасибо за поддержку нашего классика в эпицентре события.
И, наконец, просто красавицы! Впечатляете по взрослому! Абсолютно!
Дамы, потрясающе выглядите. Завидую аудитории Ирины Анатольевны. Хочу на такую лекцию.
Я тоже хочу на такую лекцию! Ирина Анатольевна, с Годом Литературы, с Вашим годом!