Бальзаковский возраст — выражение, ставшее общеупотребительным после появления романа «Тридцатилетняя женщина» (фр.)русск. французского писателя Оноре де Бальзака. Героиня этого романа виконтесса д’Эглемон отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств.
Оноре де Бальзак автор «Человеческой комедии», которая состоит из порядка ста произведений. В ней автор стремился отобразить «всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни».
А в жизни автора значимое место занимали женщины. И первой любимой женщиной была ровесница его матери, мадам де Берни. На момент начала романа молодому человеку было 23, а даме 45. Поэтому её возраст выходил за рамки периода, названного затем именем её возлюбленного…
Надо отметить, что с каждым годом прожитого этот эпизод воспринимается со всё возрастающим оптимизмом. Есть в нём какая-то надежда (так привычно умирающая последней).
Вот почему все сказки для детей и юношества? Они нужны и более взрослым людям. Форма, конечно же может быть не такой радужной, как для малышей, а посерьёзней.
В той же Франции веком раньше жила другая женщина, которая обрела любовь в том же …почти «бальзаковском » (или постбальзаковском) возрасте.
* * *
Речь пойдет о Франсуа́зе д’Обинье́, маркизе де Ментено́н.
Девочка из непростой семьи. Дедушка был известным гугенотом и поэтом.
Те́одор Агри́ппа д’Обинье́ (фр. Théodore Agrippa d’Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон. Некоторые исследователи сравнивают масштаб Агриппы д’Обинье-поэта с вкладом в поэзию Шекспира и Мильтона[2]. (ВикипедиЯ)
Сейчас сложно судить, но между политикой и войной у него нашлось время, чтобы писать книги.
В 1616 году увидели свет «Трагические поэмы» Агриппы д’Обинье. Уже в следующем году он начал писать сатирический роман о придворной жизни «Приключе-
ния барона де Фенеста». В 1618 году появился первый том «Всеобщей истории», в которой д’Обинье подробно описал жестокое противостояние католической и протестантской церквей.
Вот только достойный дедушка не совладал с воспитанием сына.
Поэтому внучка родилась в тюрьме, да и детство как-то не задалось.
С самого детства судьба подбрасывала Франсуазе д’Обинье одно испытание за другим. Появилась на свет она в тюрьме, куда были заточены её мать и отец по приказу кардинала Ришелье. Отец был ярым протестантом, за что и подвергся гонениям. Крестили девочку по католическому обряду и отправили к тётке. Та, не желая растить дитя еретика, отвезла малютку обратно в тюрьму.
Всё детство Франсуаза скиталась по родственникам и мечтала только о том, чтобы быстрее уйти в монастырь и закончить свои дни в служении Богу, лишь бы никому не мешать. В 12 лет она поплыла на корабле к своему отцу на остров Маврикий, куда он был сослан, и чуть не умерла от тропической лихорадки. Девочка впала в летаргический сон и словно мёртвая лежала несколько суток. По счастью, ей довелось проснуться за несколько часов до собственных похорон.
Девочки пришлось разрываться между разными вероисповедованиями. Хорошо, что не было своих средств, поэтому её не отдали в монастырь, в который можно было уйти лишь сделав соответствующий вклад.
Некогда Поль Скаррон был блестящим кавалером, волокитой, придворным остроумцем и всеобщим любимцем, по ему не было и тридцати, когда его поразил ревматоидный артрит, скрутивший и практически парализовавший его тело. Поэт стал пленником инвалидного кресла, его мучили чудовищные боли, но остроумие его не покинуло, разве что в стихах появилось больше яда. Скаррон был небогат, но решил помочь Франсуазе д’Обинье и дать ей сумму, необходимую для поступления в монастырь. Девушка написала ему благодарственное письмо, в котором выразила восхищение его стихами. Письмо произвело на Скаррона впечатление, он ответил, завязалась переписка. Еще ни разу не увидев друг друга, сорокадвухлетний поэт-калека и шестнадцатилетняя бесприданница стали друзьями. Наконец, Поль Скаррон пожелал познакомиться с Франсуазой. Графиня де Нейльян приняла его в своем салоне. Современники утверждали, что едва Скаррон увидел Франсуазу, он сразу заявил: «Нет, малютка, вы не пойдете в монастырь. Вы выйдете за меня замуж!»
Скаррон был неординарной личностью и оставил значительный след во французской словесности, которой и как дедушка своей невесты занимался между политикой.
Франсуаза безропотно ухаживала за Полем, стараясь облегчить его страдания. Кормила, мыла, одевала, записывала его стихи, вела переписку с его друзьями и знакомыми. Того же днём и ночью мучили страшные боли. Он пил опиум, а когда лекарства не помогали, кричал. Анна Австрийская наградила поэта сомнительным титулом «инвалид Её Величества», и Скаррон принял его с присущим ему чувством юмора. Умирая, поэт сказал своим близким: «Дорогие мои, вам никогда не проплакать надо мной столько, сколько вы смеялись благодаря мне».
Интересно, как формировалась личность Франсуазы. Она явно обладали незаурядными способностями, добрым сердцем и наверное самым важным женским качеством — состраданием. Она научилась в эти годы ухаживать за больным человеком и в тоже время вести светскую жизнь в самом интеллектуальном кругу той эпохи.
Об этом браке много судачили в Париже: семнадцатилетняя Франсуаза д’Обинье восемь лет жила с Полем Скарроном – самым веселым и самым несчастным человеком во Франции. Этот сорокалетний мужчина был скручен параличом, испытывал невыносимые боли, его страдания не облегчал даже опиум. Отношения супругов напоминали сказку «Красавица и чудовище», однако в жизни чуда не произошло, калека не превратился в цветущего красавца. Но молодая жена скрасила последние годы трагического шута; благодаря Франсуазе поэт жил, а не влачил жалкое существование.
Перед смертью Скаррон подозвал Франсуазу и сказал: «Я оставляю тебе, увы, шутовское наследство – мои долги… А впрочем, есть кое-что более ценное, чем деньги. Мои друзья будут твоими друзьями, они тебе помогут. Связи в Париже – вот настоящий капитал…»
Это был уже 1660 год. Опять нет средств.
Но она была молода. Вот в этой части биографии имеются некоторые щекотливые моменты.
Портрет из замка Вилларсо. Многие, зная его репутацию и близкие отношения маркиза с Франсуазой, считали их любовниками.
Но, и время неумолимо, и репутацию надо было беречь (без неё сложно претендовать на пенсию). Кстати портрет, похоже, обнародовали значительно позже описываемых событий. Как-то не представляю, чтобы такое можно было показать …жене, например. Некоторые вольности допускались только при королевском дворе.
Эта красавица была на пять лет младше Франсуазы, вышла замуж в 1663 году, блистала при дворе, сумела обратить на себя внимание короля и к 1669 году заняла место его фаворитки.
Маркиза была существом капризным, вздорным, ревнивым. Ее самомнение и требования были просто безграничными. Острого языка маркизы де Монтеспан побаивались все придворные. Она закатывала скандалы даже самому Людовику.
Вдобавок и муж фаворитки, маркиз де Монтеспан, доставил королю немало неприятностей. Неслыханное дело: все, решительно все мужья королевских любовниц и фавориток бывали счастливы отдать своих жен, так сказать, в пользование королю, а этот… Маркиз возмущался, жаловался всем и каждому, наконец, даже законной жене короля – Марии Терезии Австрийской! Вскоре скандал стал публичным: на представлении мольеровской комедии «Амфитрион» маркиз то и дело отпускал гневные замечания. Но вот со сцены прозвучала многозначительная реплика:
– Делить жену с Юпитером не есть потеря чести!
– Черта с два! – воскликнул маркиз, вскочив с места. – Я никому не позволю марать мое честное имя! Даже Юпитеру!
Маркиза вывели из зала под руки. После этой выходки король приказал заточить его в Бастилию. Комендант Бастилии передал узнику великодушное предложение свыше:
– Поезжайте-ка в свое имение, маркиз, и соглашайтесь на развод со своей супругой! Иначе останетесь в Бастилии надолго…
– Будь по-вашему, – согласился де Монтеспан. – Но отныне я прибавлю к моему титулу еще один – главный рогоносец королевства!
В своем имении маркиз де Монтеспан не сразу успокоился. Во-первых, он забрал детей у жены-потаскухи. Во-вторых, он ее… похоронил. Однажды все домочадцы, родственники и соседи были приглашены на мрачную церемонию. Люди в траурной одежде несли гроб, драпированный черным сукном. Следом шел муж с двумя детьми. Когда приблизились к церкви, маркиз де Монтеспан закричал:
– Откройте главные ворота! Мои ветвистые рога не пройдут в низкую дверь.
После заупокойной службы гроб закопали на местном кладбище.
У подруги с королем всё складывалось замечательно. А вот Фрасуазе уже стукнуло 35 лет. Надо было что-то делать.
Вдова Скаррон не хотела жить благотворительностью и в 1670 году нашла себе место фрейлины у Марии де Немур, которая вышла замуж за короля Португалии и уже собиралась покинуть Париж, когда маркиза де Монтеспан, к тому времени ставшая фавориткой короля Людовика XIV и родившая от него сына Луи-Огюста, предложила ей новую, тайную, постыдную, но вполне денежную должность: стать воспитательницей королевского бастарда. Франсуаза согласилась, ведь уезжать из Парижа ей совершенно не хотелось, тут оставались все ее друзья. К тому же она любила детей, сокрушалась о том, что сама так и не стала матерью.Она поселилась сначала в деревне Вожирар. Количество ее воспитанников постепенно прибавлялось: на свет появились Луиза-Франсуаза, Луи-Сезар, Франсуаза-Мария, Луи-Александр. Вдова Скаррон прекрасно заботилась обо всех детях, но выделяла старшего, Луи-Огюста. В детстве по недосмотру кормилицы он упал из кроватки и сломал ногу, да так и остался хромым, перелом сросся неправильно, у мальчика болела нога. Атенаис де Монтеспан и так-то была не лучшей матерью: что к детям, рожденным от маркиза де Монтеспан и ему оставленным, что к детям от короля была глубоко равнодушна, не горевала о тех, которые умирали в младенчестве, и редко, без интереса, посещала тех, которые выжили. Но сына-калеку она невзлюбила: ей казалось — его несовершенство как-то бросает тень и на нее. Луи-Огюст остро переживал холодность матери, и мадам Скаррон позволила ему то, чего вообще-то не должна была позволять: называть ее «матушка». Втайне они играли в мать и сына, Франсуаза бесконечно баловала болезненного мальчика. Да и остальные дети обожали свою воспитательницу: она знала вкусы и мечты каждого из них и умела каждому доставить радость.
И вот опять Франсуаза проявляет свои умения ухаживать за больным, сострадание. Её уход был результативен, до того обездвиженный ребенок начинает ходить.
С 1669 года Франсуаза руководила маленьким королевским «детским садом». У нее определенно был педагогический талант. Особенно полюбил ее старший мальчик, Луи Огюст, в будущем герцог Менский. Однажды Людовик XIV посетил своих детей и впервые увидел Франсуазу Скаррон. Она была уже не та «прекрасная индианка», вернувшаяся из заморских колоний, в которую влюблялись с первого взгляда, но все еще считалась одной из самых привлекательных женщин в столице. Когда она говорила королю о своих воспитанниках, ее лицо оживлялось, глаза блестели. Людовик XIV поручил Франсуазе писать ему постоянно о том, как растут его дети, какие делают успехи.
Но Франсуаза оказалась еще и дамой предприимчивой. В это время плантации табака на Мартинике начали приносить большие доходы. Земли ее отца Констана д’Обинье на острове Мари-Галант были освобождены от налогов, поэтому Франсуаза очень выгодно продала их, а на вырученные средства купила поместье и замок за 150 000 ливров. Король от своих щедрот добавил недостающую сумму, и вскоре Франсуаза вместе с воспитанниками переехала в собственный замок.Ее переписка с королем принимала все более задушевный характер. Король впервые понял, что женщина может быть другом и мудрым советчиком.
Начался (такой привычный в наше время) виртуальный роман по переписке, который постепенно переходил (что называется) в реал. Такое не могло оставаться незамеченным и откровенно раздражало заинтересованных лиц.
Однажды, случился эпизод, разлетевшийся в письмах во все уголки Франции. Король играл в карты в покоях мадам де Монтеспан. Атенаис, стремительно теряющая красоту и свое влияние на короля, была раздражена и изливала свою желчь на Франсуазу. В какой-то момент Франсуаза, не выдержав обид, попросила у короля разрешения уйти. Получив его, она пошла к дверям, и уже выходя, услышала голос короля: «Да, и мы очень благодарны Вам за все, МАДАМ ДЕ МЕНТЕНОН». Здесь, конечно, была еще и игра слов, т.к. слово «ментенон» означает также «сегодня».
«Да, и мы очень благодарны Вам за все, ГОСПОЖА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ», вот что услышали все присутствующие тогда в зале…
Новое положение было зафиксировано.
Но теряющая влияние фаворитка пыталась бороться за свое положение, причем весьма экзотическими и радикальными способами. Маркиза де Монтеспан
… оказалась замешанной в «Деле о ядах», которое уже давно было у всех на устах. Несколько загадочных смертей при дворе и в высшем свете вызвали подозрение в том, что жертвы были отравлены с целью завладения наследством. В других случаях угадывались явные мотивы избавления от кредитора, соперника или соперницы.
В сети полиции попалось множество отравителей, знахарей и алхимиков. Взялись и за криминальных повитух, в их садах и палисадниках обнаружили целые кладбища младенцев. «Дело о ядах» вел лично шеф парижской полиции лейтенант де Реюни, опытный и честный служака. И вот арестованные назвали имена заказчиков: это были сплошь титулованные особы, среди них десятки высокопоставленных придворных. Уже на этом этапе прозвучало имя маркизы де Монтеспан.
Первые результаты следствия доложили королю. Людовик XIV с ужасом узнал, что оборотной стороной его солнечного правления оказалось мрачное суеверие, колдовство и чародейство. Этой мерзостью занимались его придворные и даже члены королевского дома! Наконец, в деле замешана его фаворитка, мать семерых его детей! И кто поручится, что она тайно не кормила его какой-нибудь гадостью?!
И король повелел, во-первых, отныне дегустировать его блюда прямо за столом, здесь и сейчас. Во-вторых, он учредил специальную комиссию для расследования «Дела о ядах». В комиссию вошли восемь советников Государственного совета и еще шесть ответственных чиновников. Им были даны почти такие же полномочия, как у трибунала священной инквизиции. Видимо, король рассудил, что со средневековым мракобесием нужно бороться средневековыми методами.
Когда «Дело о ядах», казалось, уже близилось к завершению, выяснилось, что в нем замешаны и святые отцы. Несколько развращенных аббатов-отступников служили «черные мессы», так сказать, «освящая» приворотные зелья. В ритуалах использовались черные свечи, магические круги и пентакли, восковые фигурки, над которыми произносились заклинания. Нередко в жертву темным силам приносились младенцы – их за гроши покупали у проституток; повитухи также поставляли плоды греха и позора. Некоторые попы проявляли чудеса изобретательности: аббаты Даво и Мариэтт служили «эротические мессы» над обнаженными животами девиц, а отец Жерар из Сен-Савьера вошел при этом в такой священный экстаз, что лишил невинности девушку, служившую ему алтарем.
Самым мерзким отступником был аббат Гибур, служивший «черные мессы», в том числе в доме казненной Ла Вуазен. И вот тут имя маркизы де Монтеспан прозвучало уже в полную силу: она оказалась непосредственной участницей нескольких кощунственных ритуалов. Выяснилось, что она заказывала аббату Гибуру «черные мессы» по привороту Людовика XIV, причем еще в ту пору, когда сердцем короля владела несчастная «турская хромоножка». Со временем беспутный аббат стал практиковать более радикальные «эротические мессы». Согласно показаниям свидетелей и признанию самого Гибура, три «эротические мессы» заказала маркиза де Монтеспан; во время одного такого действа она лежала обнаженной на тюфяке, бесстыдно раскинув ноги, и на ее глазах был убит недоношенный младенец. Аббат Гибур собрал кровь жертвы в чашу, поставил ее на живот маркизы и воззвал к демонам похоти:
– Астарот и Асмодей, принцы братства, примите в дар это дитя, взамен я прошу для этой дамы вечной благосклонности короля и дофина, чтобы ее чтили принцы и принцессы, чтобы король не отказывал ей ни в чем, как для нее, так и для ее родственников.
Из крови младенца было тут же изготовлено снадобье, которое аббат Гибур вручил маркизе де Монтеспан.
Уже одни эти сведения могли решить участь султанши. Но было еще кое-что, не менее важное: из разных свидетельств и заявлений самой фаворитки следовало, что она никогда не любила Людовика XIV, просто использовала его в своих честолюбивых целях. Какой удар по самолюбию монарха! Наконец-то увещевания мадам Ментенон по-настоящему достигли ума и сердца короля. Вдобавок неожиданно умерла Анжелика де Фонтанж, а вскоре скончалась и королева Мария Терезия. Эти две смерти глубоко потрясли Людовика XIV, он воспринял их как знак свыше. Король многое переоценил, о многом задумался. Теперь он уже не только уважал и любил мадам Ментенон, но и нуждался в ней.
Да уж, бедный король!
Сохранились и письма самого Людовика, подтверждающие факт его безмерной влюбленности: «Я пользуюсь отъездом из Моншеврея, чтобы заверить вас в истине, которая мне слишком нравится, чтобы я разучился ее повторять: она состоит в том, что вы мне бесконечно дороги, и чувства мои к вам таковы, что их невозможно выразить; в том, наконец, что как бы ни была велика ваша любовь, моя все равно больше, потому что сердце мое целиком принадлежит вам. Людовик».В ночь на 10 октября 1683 года в часовне Версаля состоялось тайное венчание короля Людовика XIV с мадам Ментенон. Венчал новобрачных духовник короля Лашез, присутствовали архиепископ Парижа де Шамваллон, военный министр Лавуа и королевский камердинер Бонтан. Если духовные лица одобряли поступок короля, то министр Лавуа всячески ему противился, но согласился с условием, что этот брак навсегда останется тайным.
В окружении Людовика XIV соперничали две основные партии: министра финансов Кольбера и военного министра Лавуа. Король по-своему ценил обоих, но у женщины, как известно, всегда особое мнение. Мадам Ментенон знала, что Лавуа всегда поддерживал султаншу – маркизу де Монтеспан, даже пытался выгородить ее в «Деле о ядах». Вряд ли мадам Ментенон сознательно «шла в политику», ее вполне удовлетворили бы взаимно уважительные и искренние отношения с королем, но она вынуждена была заниматься государственными делами, чтобы обезопасить себя, укрепить свое положение при дворе. Поэтому она всегда поддерживала родственников и выдвиженцев Кольбера, даже если они были никчемными людьми, и скрыто вредила ставленникам Лавуа.
Жила мадам Ментенон при дворе скромно, занимала всего четыре комнаты. Но именно в ее апартаменты король фактически перенес свой кабинет – туда приходили с докладами министры и придворные.
Этому браку суждено было продлиться 30 лет. Новая супруга короля умела следить за здоровьем близких людей. Она контролировала назначение королевских врачей, следила за образом жизни короля, терпела его капризы.
Под влиянием мадам де Ментенон двор Людовика XIV и правда сделался местом «настолько унылым, что здесь завыли бы с тоски даже гугеноты», как выразился один придворный остроумец. Больше не было балов, маскарадов, спектаклей. Дамы и кавалеры вынуждены были одеваться скромнее. Так хотел король. Потому что это считала правильным Франсуаза.«Мадам Ментенон была женщиной не только суровой и жесткой: все в ней подчинялось приличиям и расчету. Ее набожность была не пылкой, порывистой, как у Лавальер, а сдержанной, обдуманной. Ее щепетильность всегда была выгодной для ее материальных интересов. Не лживая, но очень осторожная; не вероломная, но всегда готовая если не пожертвовать друзьями, то, по крайней мере, покинуть их; скорее создающая видимость добра, чем творящая добро. Без воображения, без иллюзий, эта женщина превосходила других скорее рассудком, чем сердцем. Она была вооружена против всех соблазнов. Страх скомпрометировать свое доброе имя защищал ее от всех опасностей», — писал о ней историк Тонен.
Наконец-то у неё появилась возможность реализовать своё призвание.
Педагогический талант не помог мадам Ментенон перевоспитать царственного супруга – он оставался законченным эгоистом, себялюбцем и все еще, увы, неверным мужем. Не смогла она, конечно же, исправить придворные нравы. Поэтому она решила создать учебное заведение для девочек из бедных дворянских семей. Она мечтала вырастить поколение образованных, благочестивых девушек, которые станут примерными женами, а впоследствии воспитают столь же примерных сыновей отечества.
Этот первый в мире институт благородных девиц открылся в 1686 году в замке Сен-Сир неподалеку от Версаля. В нем обучались 250 воспитанниц. Мадам Ментенон разработала учебную программу, сама преподавала орфографию, историю, литературу и основы педагогики, следила буквально за всем, даже пробовала блюда на кухне перед подачей на стол. Долгие годы она совмещала жизнь при дворе и руководство институтом. Но постепенно Сен-Сир занимал ее мысли все больше; только здесь она снова ощущала себя необходимой и незаменимой – такой она чувствовала себя, когда была женой-сиделкой при больном Скарроне, и позднее, когда служила воспитательницей детей короля…
В 1712 году мадам Ментенон окончательно переехала из Версаля в свой институт благородных девиц.
Через три года Людовик XIV скончался. Перед смертью он призвал мадам Ментенон проститься. Король положил холодеющую ладонь на ее руку и произнес:
– Скоро мы увидимся снова…
Она вышла вся в слезах. А когда немного успокоилась, сказала задумчиво:
– Подумайте только, какое милое свидание он мне назначает! Этот человек никогда никого не любил, кроме себя.
Однако свидание это неумолимо приближалось, силы оставляли мадам Ментенон; она уже не покидала своих покоев в Сен-Сире.
В эти последние годы она получила признание …с несколько неожиданной стороны. В 1717 году её посетил наш Пётр I.
15 апреля 1719 года скончалась мадам Ментенон, вдова шута и короля, и была погребена там же, в Сен-Сире.
…Минуло почти семьдесят пять лет. Во время Французской революции санкюлоты ворвались в базилику Сен-Дени и развеяли по ветру прах своих королей. Так же обошлись они и с останками мадам Ментенон в Сен-Сире.
Современник заметил:
– Наконец-то она провозглашена королевой!
* * *
Такая вот немного печальная сказка для взрослых, где не осталось надежд, и где провидение уберегло героиню от лицезрения воплощения своих самых заветных желаний. Она так хотела, чтобы её признали королевой.
У Франсуазы была долгая и, казалось бы, захватывающая жизнь. Да ещё в веке, где были такие живописные дворцы, наряды. Вся эта фактура просится в романы и сериалы.
Естественно таковые есть. Она главная героиня романа Франсуазы Шандернагор «Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции» . По нему Нина Компанеец сделала мини-сериал «Путь короля» (1996г.).
Который можно посравнивать с турецким сериалом «Великолепный век». Французский сюжет развивается, конечно же, немного позднее. Но, зато видно, откуда Людовик XIV поднабрался правил поведения (можно сказать, регламента) с фаворитками. Явно адаптировал гаремные порядки Османов, поскольку Роксолана произвела большое впечатление на европейцев, да и французы начали тогда устанавливать плотные контакты с турками.
О самой эпохе Людовика XIV слушатели вебинаров И.А.Дедюховой уже получили представление.
3 марта Франция расцвета абсолютизма
4 марта Мюзикл «Король Солнце»
5 марта Александр Дюма (отец) Трилогия о мушкетерах
Абсолютизм в период своего могущества и расцвета. Но почему сериал про Ментенон такой нарочито менторский, занудный и морализаторский? Дидактикой просто сносит…
Франсуаза показана как человек, обладающий высокими нравственными и душевными качествами, поднявшийся из низов до самых высот, не пренебрегая возможностью учиться у умных людей и у самой жизни. (ВикипедиЯ)
И сразу вспоминаешь подзаголовок сказки «Золушка» — «торжествующая добродетель». …Честно говоря, скулы сводит от тоски… А что делать? …Положительный герой всем только в жизни нужен, с ним надежно. А как такого показать публике, чтобы та не заснула на середине рассказа?…А? Хотя…
Зрителей увлекла такая вся разухабистая сериальная Роксолана, но при этом авторы забыли сказать, что приведя к власти своего сына-пьяницу, эффектная красотка погубила Османскую империю.
Людовик XIV ввел при дворе почти гаремные порядки из соображений, чтобы не подвергнуться женскому влиянию в своей государственной деятельности.
Людовик был щедр до расточительности со своими женщинами, пока их любил, но и безжалостен, когда с ними расставался. Он всегда обозначал границу, за которую никому не дозволялось переступать. Своим приближенным король, бывало, говорил:
– Я всем приказываю: если вы заметите, что женщина, кто бы она ни была, забирает власть надо мной и мною управляет, вы должны меня об этом предупредить. Мне понадобится не более двадцати четырех часов для того, чтобы от нее избавиться.
– Как только вы дадите женщине право говорить с вами о важных вещах, она заставит вас совершать ошибки, – говаривал также монарх.
Присматриваясь к стилю сериала «Путь короля», начинаешь понимать, для чего автор специально сохранила это «моралите». А чтобы навязать аудитории характеристику героини. Вот попробуй остаться порядочной женщиной в такой разгульный век при таком сластолюбивом короле. Это ему нравились глубокие декольте, которые перекочевав к нам стоили стольким красавицам чахотки. Прям, как нынче восточная мода (открытые животы) дают эпидемию заболеваний репродуктивных органов.
Вернемся к Франсуазе. Нарочито нудная, прям пуританская интонации, напоминает и о гугенотских корнях героини. У девочки был довольно мучительный выбор между протестантством и католичеством, потом между монастырем и замужеством, затем она научилась сочетать несочетаемые вещи, …точнее жизнь заставила.
Она почти повторила судьбу матери, которая полюбила харизматичного гуляку. Правда дочери достался уже получивший жизненный удар, а следовательно, получивший урок. Сложно судить о человеке через века. Но факт того, что жизнь с первым мужем Франсуаза назовет самым счастливым периодом своей жизни, говорит о Скарроне многое. Ему, оставшемуся вследствие болезни без всего, пришлось (чтобы выжить) полагаться только на свой ум. Да, человек это животное с гипертрофированно развитым мозгом.
Сами посудите, за ним требовался уход (он был почти беспомощен), неимоверно страдал (принимал опиум). От одного этого можно было устать, жизнь молодой девушки могла превратиться в пытку. Но Скаррон был жизнелюбив и, как видим, мужественен. Здесь пример того, что по настоящему самой сексуальной частью мужчины является его интеллект. А пережитые муки дают мудрость. Мудрость влечет за собою умение любить и отдавать.
Наша героиня очевидно незаурядная личность. Ведь она была очень молода. Она попала в среду очень успешных нетривиальных людей, но в этой среде она сумела приобрести знания и умения вести себя, а не просто наряжаться и кокетничать. И всё это, сострадая и ухаживая за калекой.
Потом ей пришлось ухаживать за маленьким обездвиженным мальчиком, внебрачным сыном короля. Ребенка она сумела поднять на ноги.
Она нашла своё призвание в воспитании детей. Малыши проявляют свои чувства непосредственно, их любовь искренняя, но и сами они откликаются только на подлинные чувства.
Да, Франсуаза добродетельна. Но сколько эта добродетель требует самоотдачи и труда…
Забавно в контексте её истории смотрятся дурацкие строчки: «Даже если вам немного за тридцать, есть надежда выйти замуж за принца». Смешно то, что когда вам прилично так за сорок, то достанется уже не принц, а король…
Король, который абсолютный монарх и женщинами избалован абсолютно. Причем, король самой великой страны на тот момент, находящийся на вершине своего могущества. Выше тогда никого не было. Можно сделать выводы об амбициозности вдовы Скаррон. Она двигалась к цели десять лет.
Скорее всего никакого такого первоначального плана не было, поскольку перед Франсуазой сначала стояла задача простого выживания. После смерти мужа она десять лет жила чужой милостью (потом её в каких только грехах не обвиняли, но она сумела сохранить репутацию, что тоже немало) прежде чем получила место гувернантки.
Хотя…, воспитывая детей мы очень стремительно (практически интуитивно) осознаем необходимость добродетельного поведения. Воспитывать, опять же, приходилось не просто детей, а детей короля. Поэтому были и ресурсы и …требования, которым женщина могла соответствовать в силу имеющихся у неё качеств.
А королю нашлось место, где были любимые дети и воспитательница, искренне к ним относившаяся, с которой, к тому ж, можно было душевно побеседовать. Она ещё писала письма, их так интересно было читать…
Да интеллект, мудрость и любовь — те добродетели, за которые Франсуаза ценила своего первого мужа, оказались востребованы и королем. Все мы люди, то есть существа с гипертрофированно развитым мозгом и наличием души. То, что нас так отличает от животных…
Конечно же, конечно же, Людовика привел в ужас и оттолкнул от прежних привязанностей скандал с колдунами. Очень показательно получилось. Затем похоже пошли уже манипуляции, когда Франсуаза примирила короля с женой и стала ей чуть ли не лучшей подругой. Но выглядело её поведение весьма добродетельно. Потом смерть королевы и заключение тайного брака…
Рассматривать эту ситуацию можно по всякому. Но мадам де Ментенон в новом качестве первое что сделала — нашла поприще для применения своих способностей. На достигнутой высоте она полученные ресурсы (и материальные, и организационные) использовала для помощи тем, кто оказался в трудном положении, как она когда-то. Супруга короля основала Сен-Сир, заложила основы женского светского образования, чтобы путь добродетели не был столь тернист для других…
Она умела думать о других, сопереживать и сочувствовать. Именно поэтому самый большой упрек королю в её устах был упреком в эгоизме…
Да, добродетель была вознаграждена максимально высоко, насколько это было возможно. Но отчего так грустно? Наверное, от того, что сказка пришла так поздно… У радости тоже есть возраст, и он отнюдь не постбальзаковский… Поэтому и счастлива была Франсуаза со старым калекой (почти чудовищем), …а принц (ставший королем) нашел Золушку слишком поздно (слишком долго примерял туфельку другим), …да и оказался большим эгоистом…
Продолжение следует…
Читать по теме:
4 комментария
Очень сильно про следствие в «Деле о ядах». Предметно показано, что достаточно воли и минимальных знаний для раскрытия преступления…
Да, показательно так. Видно, как было поставлено дело в государстве, точнее уровень государственного управления.
Думала, что очередная лабуда, но какое же приятное удивление найти такой содержательный материал! Спасибо!
Спасибо! Как всегда, интересно, содержательно и просто красиво!