С начала июня «Литературное обозрение» совместно с «Книжной лавкой» и порталом «Технарь» проводит вебинары по литературе. В столь сложное время мы считаем своим долгом помочь читателям найти опору в вечных ценностях настоящего искусства.
Этот вебинар уже стал традиционным, он органично продолжает исторические вебинары «Книжной лавки», но вопросы власти продолжают ставить жесткие вопросы, все ближе вторгаясь в частную жизнь. Ответы Александра Сергеевича Пушкина остаются актуальными, ведь Методы управления Бориса Годунова так напоминают нынешние подходы в таком же пренебрежении «мнении народа». К тому же это единственный государственный деятель, на долю которого действительно выпал «глобальный финансовый кризис», который тогда (как и нынче) все «зарубежные инвесторы» решили ликвидировать за счет России. А вот в «Медном всаднике» настоящая глобальная катастрофа обрушивается на долю «простого человека», тоже решившего для себя нравственные вопросы власти голосами Иннокентия Смоктуновского и Анатолия Папанова.
Остановить мгновенье (Гете «Фауст»)
В июне «Фауст» Гете рассматривался в сопоставлении с «Доктором Фаустом» Кристофера Марло. Шекспировский театр «Глобус» поставил на своей сцене эту масштабную трагедию загадочного драматурга, ровесника Шекспира, погибшего при загадочных обстоятельствах именно тогда, когда к Шекспиру пришла слава. Явные аллюзии «Фауста» Гете к «Доктору Фаусту» Марло — завершают ХVIII век своими ответами в споре Фауста и Мефистофеля за милый пустячок, который иногда так мешает в жизни… человеческую душу.
Вечный вопрос (по трагедиям В. Шекспира «Гамлет» и «Макбет»)
Вечный вопрос о том, стоит ли жить, если твоей жизнью играют самые близкие, вновь решают Гамлет и Макбет. И все же не они, а Время — главный герой самых знаменитых трагедий Шекспира.
«Прервалась связь времен» — сетует Гамлет, а Макбет, понимая, что завтра для него уже не наступит, дает свою интерпретацию вечного вопроса о скоротечном существовании.
«Драма чести» в испанской драматургии
Плеяду выдающихся испанских драматургов, писавших в жанре «драма чести», — в июне открыл Лопе де Вега («Фуэнте Оверхуна», «Учитель танцев», «Собака на сене», «Дурочка»). Это уникальное явление в драматургии, возникшее на крушении «Владычицы морей» вместе с «Непобедимой армадой». Вдруг выясняется, что жизнь прекрасна, несмотря на все превратности судьбы, а вечные вопросы всегда следует решать с точки зрения… собственной чести.
Пушкин и Есенин — два взгляда на «русский бунт»
Вебинар июня логически связан с испанской «драмой чести», ведь главный эпиграф повести Пушкина «Капитанская дочка» — «Береги платье снову, а честь — смолоду». Пока мы лишь вспоминаем подлинный текст Александра Сергеевича, без «современных прочтений» и напластований «собственного видения». Драме Сергея Есенина «Пугачев» достается лишь беглый взгляд, чтобы понять, насколько разные подходы к «русскому бунту» предлагают авторы: Пушкин ищет выход, а Есенин пытается найти… вход.
Два русских романа: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и «Альтист Данилов» В. Орлова
Эти два совершенно неравнозначных произведения поставлены вместе многочисленными популяризаторами творчества Виктора Орлова, утверждающими, будто его роман «Альтист Данилов» можно сравнивать лишь с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Что ж… сравним и мы!
Основные черты античной трагедии в романе «Парнасские сестры»
Июньский вебинар будет посвящен не только страницам романа «Парнасские сестры», но и афинскому драматургу, трагику Софоклу. Как всегда, будут иллюстрированы и новые страницы романа «Парнасские сестры».
.
.