Помните, точнее может, слыхали о споре «физиков» и «лириков»?
Понятно, что идеалом является всесторонне развитая личность. Помните, точнее, слыхали, а ещё вернее, учили в школе, что были такие энциклопедисты и, благодаря им, энциклопедически образованные люди?
Вот тут вот, есть нюансы.
Чертовски важны оба фланга — и технический, и гуманитарный. Пренебрежение одним в пользу другого — провально. Другое дело, что науки физико-математического и гуманитарного циклов имеют свою специфику. Инструмент математики и физики лучше всего усваивается в молодости, наоборот, гуманитарные познания нуждаются в зрелости и опыте. И получается ситуация, что для профессионального гуманитария освоение физико-математического познания после философского или какого-то другого — практически исключено. А собственное профессиональное знание — обширно, но поверхностно. И только много позже — приобретет глубину. Практика человечества не имеет примеров великих ученых-универсалов с изначальным гуманитарным образованием. У физиков ситуация много симпатичнее. Они осваивают абстракции математики и физики вовремя. А приобретенный жизненный опыт позволяет в достаточно зрелом возрасте усваивать и философские(и другие гуманитарные) науки. Не столь обширно, но зато сразу глубоко. В данном случае очень даже получается хороший универсализм. Великих ученых, превратившихся из математиков и физиков еще и в крупных философов — достаточно. (С.Покровский)
Но это ещё не все. Имеется существенная разница в освоении знания (естественно, для основной массы обучающихся). По сети тут ходил почти анекдот, какая страна выигрывает военные кампании. Та, где используется язык с наиболее краткими военными командами. Когда посчитали средний коэффициент длительности этих слов, выяснилось, что самые длинные у русских, но практика показывала то, что она показывала. Стали копать дальше и выяснили истинный вокабуляр военных, который исторически восходил к татаро-монголам (есть гипотеза, что это от них пошла такая популярная у нас обсценная лексика), что и не мудрено, раз им проиграли и два века у них «учились» (весьма неприятным образом, что способствовало «закреплению материала»).
Поэтому, сейчас наукой, собственно, считается та дисциплина, которая использует (нет, не мат — как Вы могли такое подумать? … но почти) мат…аппарат. Язык, позволяющий упаковывать большие объемы информации компактно и оперировать ими почти непринужденно (улыбающийся смайлик). Причем, в силу того что (условно) «технарские» дисциплины заточены на непосредственное практическое применение, то в них, точнее, в процессе обучения существует много практикумов (решение задачек, лабораторные, учебно-исследовательские работы и т.д., и т.п.), важно не столько полученное знание, сколько умение применения его на практике. Эти навыки, просто, ставятся и закрепляются в дальнейшей деятельности. Наверное, это далеко не все и, что называется, «в общих чертах», но принципиальные отличия, я полагаю, уже улавливаются.
На самом деле, самый компактный способ передачи информации – это на образах. Когда процесс осмысления завершен с применением нравственных критериев и создан соответствующий образ, то он передается и воспринимается легче и закрепляется надежнее. Проблема только вот в первоначальном осмыслении, не у всех «прямой канал» с ноосферой, чтобы получать оттуда верные решения на халяву (бывают гении, токо что-то давно не замечались), остальным же вкалывать приходится. В этом случае успешнее тот, кто оснащен наиболее совершенным интеллектуальным инструментарием…
Немного о постмодерне.
Современная оперная режиссура является следствием захлестнувшего сейчас практически все области искусства постмодернизма. Который, в свою очередь, является в большой степени плодом непрофессионализма, отсутствия настоящей одаренности, непонимания действительности. Перед гуманитарной массой встал вопрос — кризиса непонимания. Степень сложности созданной современной среды превысил степень сложности воспринимаемой личностью, не оснащенной современным интеллектуальным инструментарием. Объем и сложность информации об окружающем мире гуманитарии не в состоянии воспринять и осмыслить целиком, поэтому началась депрессия, характерная при интеллектуальном бессилии. Эта депрессия пронизывает все жанры искусства.
Предыдущее поколение художников в нашей стране работало рамках комплексного государственного подхода развития личности. Это воспринималось зачастую, как покушение на свободу творчества.
Но, давайте рассмотрим с какой личностью приходилось работать творческому работнику, что за личность предполагалось формировать и (простите) обслуживать? А личностью считались те же академики, космонавты, инженеры, агрономы, знатные рабочие и колхозники.
Это те, кто сидел на огоньках, для кого устраивались творческие вечера. Люди искусства выполняли социальный заказ, ориентируясь на интеллектуальную и созидательную элиту общества.
А вот далее меняются приоритеты. Вместо построения бесклассового общества и создания комфортной личностной атмосферы, ощущения как части «единого советского народа», выдвигается лозунг на государственном уровне «создания класса эффективных собственников». Откуда-то берется наивная уверенность, что безумное количество творческой интеллгенции будет востребовано в новых условиях. Поскольку этого не произошло, а «кушать хочется», искусство начинает восприниматься в качестве механизмов: спекуляций, коррупции, протекционизма и, конечно, «бюджетного распила».
А в это время стремительно вымывается из публики интеллектуальная элита, поскольку на всех этих людей выпадает вся основная тяжесть бремени реформ. Весь мощный институт искусства начинает обслуживать новую «элиту», лишенную внутренней культуры, за плечами каждого представителя которой участие в безнравственном уничтожении государственной собственности.
Нетрудно догадаться, что как следствие, у самих деятелей искусства при такой «элите» тут же исчезают нравственные ориентиры. Но само искусство выявляет этот уровень несоответствия между гуманистическим нравственным содержанием и падением нравственности у наших творческих работников.
При этом полагая, что находясь на сцене во фраках, обладая сложными навыками и умениями в своих областях творчества, небесталанно исполняя произведения авторов ушедших эпох, они производят «культурное» впечатление, не понимая, что настоящее искусство выворачивает каждого наизнанку, поскольку рабочим инструментом в нем является сам человек, его личность, сущность которой невозможно скрыть.
Выбор между служением искусству (практически жреческим) и обслуживанием вкусов современных нуворишей неизбежен.
1 comment
Исключительно точно сформулирована проблема: Выбор между служением искусству (практически жреческим) и обслуживанием вкусов современных нуворишей неизбежен.
У всех на виду два ярких представителя, сделавших свой выбор — Рязанов и Михалков. Что от них осталось в плане искусства, более чем очевидно. Холуйство и искусство — две вещи несовместные.