Почти twitter.
Натали: Милейшая Аделаида! Приятно вспомнить нашу последнюю встречу. Правда, началась она несколько сумбурно и, если допустить некоторое художественное преувеличение, то под проливным дождем, сумрачным вечером,
Аделаида: неподалеку от МУРа,
Натали: но в очень милом месте — беседке театра «Эрмитаж»…
Аделаида: встретились две приятные дамы, гонимые неодолимым желанием посетить лучшую оперную сцену Москвы «Новую Оперу». Причем одна из дам была обременена большим багажом знаний о современном оперном искусстве, а другая ничем не обременена…
Натали: (Уважаемый читатель! В ходе последующего диалога стоит помнить, что собеседницы — натуры увлекающиеся, и преувеличения будут иметь место) Так вот, одна из милейших дам застала другую в несколько холеричном состоянии в окружении вещей (немереного количества), чад и домочадцев. Состояние некоторой бестолковости подвергло участниц событий к ряду бессмысленных действий и запутыванию окружающих …
Если по-простому. У нас были заранее приобретенные электронные билеты. Не поняв полученных инструкций, зачем-то пошли в кассу и по пин-коду стали требовать билеты. Внимание! Это делается непосредственно при входе в театр. Там стоят любезные юные сотрудники и сотрудницы, которые с необыкновенной легкостью выдают искомые билеты и всячески инструктируют бестолковых зрителей.
Аделаида: В результате они славно дважды продефилировали через металлоискатель, чем очень позабавились. На этом суета не закончилась, так как чада и домочадцы периодически разбегались в фойе по каким-то, только им ведомым делам. Но наконец прозвенел первый звонок и вся, лирически настроенная компания, направилась… в буфет.
Натали: Здесь одно из самых приятных мест повествования. Буфет! Как там все обольстительно и завлекательно! «Абрау Дюрсо» — это то, что так оттеняет светскость данного мероприятия… Ах!…
Весь, прости Господи, «колхоз» сосредоточился за столиком и с чувством определенной завершенности (наконец-то все собрались) «накатил». Окультуривание началось, процесс получения духовного наслаждения пошел …
Аделаида: И третий звонок благополучно пропустили… А как нас потом сказочно вежливо пригласили в зал… Проходите, проходите, здесь дует. Окончательно утвердившись в роли принцесс, дамы продефилировали в партер и действо началось. Поднявшийся занавес явил несколько темные, аскетичные декорации, состоявшие из пустой комнаты, в которой одиноко стояли два кресла. Шел снег… Будучи уверенной, что дама, приятная во всех отношениях, плохого не присоветует, просто приятная дама решила подавить в себе брюзжание и старомодные ожидания и настроилась на современное восприятие, выпитое шампанское также не позволяло грустить
Натали: Слушайте, сударыня! Да, эта же постановка и имеющая место лаконичность — просто, за счастье! Вы в Большой сходите, там стол на всю сцену, жующий хор за ним, гремящие чашки-блюдца и выпивающая Ларина…
А что нынче поставили в Питере?! Полюбуйтесь:
А уж что творится за рубежами нашей Родины… Нетрадиционными взаимоотношениями Онегина и Ленского не желаете полюбоваться?
Аделаида: Ну выбирать между «плохо» и «еще хуже» жизнь меня научила. Но повторяю, что современного видения не имею, оперой не пресыщена, поэтому могу сравнивать только с классической поставкой, и с юношеским максимализмом заявляю : «Лучше не стало!»
Натали: Иэх! «Горя Вы не видали, матушка»… На сцене герои в аутентичном платье? Какой-то реквизит, соответствующий эпохе присутствует? Сюжетная линия не нарушена, не перенесена в наше время?… Ну и будя с Вас!
Аделаида: Скоро, наверное, и безошибочная идентификация по половому признаку пойдет за достоинство. У меня еще все впереди, так что мы о пустом?
Вышедшие Ларина и няня были прелестны, музыка Чайковского хороша, а вот слова разобрать было сложно. Не придав этому большого значения, ну лиха беда начало, первый блин комом и т.д. я приготовилась слушать дальше.
Натали: Вот, чем теперь старушки не угодили?… Да в Большом у Щербаченко (Татьяна) ни слова было не разобрать, с тоской смотрели на а’нглицкие субтитры… Что за придирки?!
У нас была прелестнейшая Агунда Кулаева (Ольга) и роскошный Алексей Татаринцев (Ленский).
Онегина пел Игорь Головатенко. Нынче его страшно распиарили и расхвалили. Мне же довелось его слышать пару лет назад по замене в проекте у Башмета. Так это был не «Ужас!», а «Ужас, ужас!»… Поэтому не могу не отметить действительно ошеломляющего прогресса: хорош и звучит недурно.
Аделаида: Старушки впечатления не испортили, а может просто молодежь его исправила, как знать, но Алексей Татаринцев и Агунда Кулаева были великолепны. Алексей, помимо божественного голоса, еще и как драматический актер оказался на высоте. Ах, как сказочно хорош он был в своей пылкой любви к Ольге, верхние ноты просто уносилились ввысь. Периодически ловила себя на том, что непроизвольно улыбаюсь от удовольствия.
Головатенко был слишком статичен, ну что же красивый мужчина носил себя по сцене. Любуйтесь мной, любуйтесь (а может партия Онегина просто предполагает некоторую высокомерность). Я и любовалась, правда, иногда ловила себя на мысли, что у нас уже есть один красавец — Хворостовский, может у баритонов болезнь такая…
Натали: Ой, про мужскую самовлюбленность… Тема отдельная… Замечательный образец — роль того же Хворостовского в фильме «Don Giovanni Unmasked». Как там с него (тогда ещё будущая) жена пылинки смахивает… Квинтэссенция явления, но потрясающе эстетичная.
…Отвлекусь. Сегодня (благо отпуск) проснулась под речи Бархатова и Фихтенгольца на канале «Культура». Озвучивали они приблизительно то же, что и здесь «Василий Бархатов — Михаил Фихтенгольц: По децибелам орущих зрителей ясен уровень их IQ». Как же это утомительно выслушивать, что ты, как зритель, должен и обязан, причем, прошу заметить за свои же кровные. Ну почему таких нравоучений (что ещё раздражает, от весьма ещё молодых людей) нет со стороны того же Д.Волосникова? Вот показательный пример.
На самого дирижера в шелковой рубашке боялась поднять глаза. Просто, мой ребенок учился ходить на прогулках вокруг памятника Карбышеву (напротив института, где он работал). Поэтому возникла прозрачная ассоциативная связь…
Отчего одни могут на Мусоргском (неужели он так прост для восприятия?) удержать провинциального зрителя в экстремальных условиях? А другие ноют и ноют по поводу низкого уровня развития столичной публики?…
Аделаида: И снова мы о мужчинах. Хороши были все! Красавец-генерал Гремин (Евгений Ставинский), франт Трике (Ярослав Абаимов). Кстати на аплодисментах все дамы, включая совсем юных особ в один голос сказали: «До чего хорош «ви роза». А про него музыкальные критики отметили, что голос слабоват, мы не заметили. Чудесно исполненная партия.
Не могу не отметить хор, мощное звучание, разборчивое пение и в целом очень красивый звук. Очень понравились хоровые номера «Девицы-красавицы» и «Вот так сюрприз». Я по своей хозяйственной привычке попыталась их пересчитать (опероманка та еще), точно не получилось, но больше 100 человек. Сценическое движение отработано виртуозно, никто ни с кем не столкнулся, хотя все происходило довольно стремительно (еще бы, уложить всю оперу в 7 лирических картин)
Натали: «К чему скрывать, к чему лукавить?» Конечно же дам интересуют мужчины. Как говорила одна из моих чудесных подруг в годы оны (когда данное утверждение было ещё не справедливо): «Мы уже не молоденькие». Поэтому наш проявленный интерес ни для кого никаких угроз не представляет. Несколько печально, но увы…
Постановка динамична. Говорят есть купюры, но зритель в ранге user-а (к каковым себя отношу) ничего не заметил. Хотелось побольше блеска в сцене бала. Куда всех дам дели? Боюсь, тут явная экономия на нарядах. Мы потом этот вопрос обсудили. Скромность костюмов, вобщем-то, завсегда обижает зрительский глаз, …
Аделаида: …но радует кошелек. Да , бал бледноват. Эти холщовые наряды… Надо сказать идеально выдержанные в духе времени, аутентичные (уф, еле выговорила) Но я подумала, что это такой режиссерский ход, чтобы серый фон выгодно оттенял яркие туалеты главных героинь.
Натали: Ещё одна моя подруга (назовем её Джулия), не сговариваясь со мною, вспомнила Джейн Остин «Гордость и предубеждение», точнее сериал, точнее костюмы. Кои и сравнивала с виденными на театре. ВВС-шники досконально проработали эпоху, своих классиков они трепетно экранизируют, у них практически выполнена реконструкция. Следствием которой явилось весьма сложное впечатление, на экране туалеты дам выглядели … «ночной рубашкой» по мнению огламуренных (1995г.) уже в то время зрительниц. К счастью, подобного костюмеры «Новой оперы» избежали. Честь им и хвала. Особенно эффектно платья смотрятся из зала.
Ну, а тут все понятно. А.Шенгелая была неотразима, поэтому её образ нещадно тиражировался.
Аделаида: Не рвите мне сердце, сударыня, страусиными перьями и бархотками на шее. Где они нынче…
Натали: Кстати, Джулия просила отметить, что она является счастливой обладательницей бархотки, только забыла надеть её в театр. Так что, не все так безнадёжно, как казалось бы…
Тем временем печальная история завершилась. Слава Богу, что это не про Ромео и Джульету. Обошлось без жертв. Не знаю, может я черствая и бездушная, но особого сострадания к Евгению (который Онегин) не испытываю: «ТУНЕЯДЕЦ, отрубите ему голову» (Царь из нашего любимого мультфильма про Василис).
Аделаида: Вовка из мультика был классным парнем, шалопаем сначала, но потом ведь все осознал, сделал сам корыто бабусечке и, думаю, на этом не остановился.
А этот… сначала испугался девичьего чувства, да еще деревенской барышни, которая сама ему в любви объяснилась (ну не любят мужчины таких откровений), а потом, когда увидел какое сокровище он лениво отверг, расстроился. И все-то у него от скуки. От скуки стал волочиться за Ольгой, убил друга, с которым от скуки подружился «от делать нечего друзья».
Так что никакого сочувствия. Кстати, к Ольге тоже. Не оценила она чувства пылко влюбленного Ленского, стала ухаживания Онегина принимать, да и после смерти жениха быстренько замуж за улана выскочила.
Натали: Та-а-ак, сударыня, Вы увлеклись, этого нам не показывали… Хрестоматийная ошибка — смешали героев литературного и музыкального произведений, а они несколько разные…
Аделаида: Да, а я и не заметила. Произведения разные, а герой один. Без знания первоисточника, мотивации поступков главных героев не понять. О чем я поспешила спросить у самых юных дам, понятно ли им, почему Ленский вызвал Онегина на дуэль. Ну подумаешь его невесту на танец пригласил разок-другой, делов-то. Оказалось очень даже понимают, и что главное, поддерживают, чем очень меня порадовали.
Джулия: (пробегая мимо) И почему вы не рассказали о разделившемся мнении по Онегину и единодушии по генералу?
А еще молодцы (в театре), что Ленского не вымели метлами, как в Станиславского и Немировича -Данченко. Хотя, в остальном там сценография поинтересней, а голоса хуже.
Аделаида: Как можно, душенька. Такого генерала разве можно забыть, да еще бас такого красивого тембра .
Его отец, также Евгений Ставинский, является создателем и дирижером симфонического оркестра в Дубне — подмосковном городке физиков-ядерщиков. Короче говоря, молодежь на оперной сцене у нас есть! Талантливая молодежь!
Натали: Помимо состоявшейся молодежи занимаемся воспитанием ещё более юного поколения. Эта совсем юная молодежь сейчас проходит Пушкина А.С. Ну, вот и прошлись. Дальнейшим мероприятием было ознакомление с «Пиковой дамой» в Малом, благо премьера.
В дорогу был взят, кстати, тоже Пушкин. Как радостно прозвучал возглас младой девы, через время малое оторвавшей свой взгляд от планшетника: «Так немного!» Это она о «Медном всаднике» после прочтения. (A propos, хочется помянуть негромким и весомым словом одного рыжего Дунькиного мужа. Где обещанные школьникам девайсы? Ведь, действительно, удобная вещь, на ней даже классику готовы читать).
После радостных возгласов дитяти воспоследовало ободряющее родительское слово о необходимости ценить и любить Поэта. Провидец явно знал, что попадет в учебники и был краток. Это, чада, вы прочувствуете особенно тогда, когда доберетесь до графа нашего, Льва Николаича. Намаетесь четыре тома штудировать.
Вот и «Пиковая дама» отличается лаконичностью.
Аделаида: Лаконичностью по форме, но не по содержанию. Постановка Житинкиным в Малом «Пиковой дамы» конечно придерживалась классического текста, но мне как-то показалось, что больше имело целью показать костюмы от Вячеслава Зайцева и блистательную Веру Васильеву.
Забавно, но снова шел снег… Похоже, что это стало модным режиссерским приемом.
Натали: Нет, данная постановка была вариацией на пушкинскую тему, текст, явно, переработали, появились новые сюжетные линии. Можно сравнить (если уж совершенно лень перечитывать) с фильмом 1982 года.
Аделаида: Да, свадьба служанки была неожиданностью. Но она довольно органично вписалась в сюжет. Гораздо хуже то, что и накал пушкинских страстей потерялся и атмосфера Малого улетучилась. Одним словом — почти антреприза. Вера Васильева была неотразима. Даже пела романс на французском, это на девятом десятке жизни. Но при всем моем уважении она не актриса Малого. Не было той мистической жути, исходящей от старой графини. Жаль, что Быстрицкая отказалась от этой роли, подозреваю, что просто не захотела участвовать, она драматическая актриса, а Васильева все же комедийная. Ну кто их примадонн знает, что у них там на уме. Костюмы от Зайцева впечатлили.
Натали: Вера Васильева пела арию графини из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». Её (арию) очень любил создатель передачи «Что? Где? Когда?», поэтому эта мелодия навязла в ушах у всех «интеллектуалов» :-)
Милая Аделаида, позвольте мне более снисходительно отнестись к постановке и списать ряд недостатков на ещё необкатанность этого спектакля. Согласитесь, второй акт был сыгран более уверенно. Я готова свалить вину за некоторую невнятность на эту новую линию служанки Маши и исполнительницу данной роли.
Меня радует уже само посещение Малого театра и наличие на сцене классического репертуара, хотя неудачная режиссура может и попортить впечатление. Однако, не являемся ли мы с Вами, сударыня, замшелыми консервативными «провинциалками»? Полюбопытствуйте, каково в современном мире мнение «продвинутой» критики о классике: «Bad Day. Относительная деградация российской культуры» Марина Давыдова
Аделаида: Являемся, являемся!!! К черту московскую прописку, я — типичная провинциалка и чем горжусь! В таком контексте этого уже инстинкт самосохранения требует. И вообще хочется спросить, если им так надоела классика и хочется чего-то нетрадиционного, так напишите и ставьте себе. Так нет же, знают, что их «творчество» только на растопку печей годится. Что касается второго акта, то Германна было жаль. Режиссер и раздевал его, и водой из кувшина поливал, и только покойная графиня пришла и ласково спела ему колыбельную, пожалела мальчишку. Интересно что он (режиссер) хотел этим сказать? Наверное что-то возвышенное.
Натали: Да, мой грех, не обратила я внимания на фамилию режиссера, а надо было. Сравнительно недавно видела по TV его свежую постановку в Малом пьесы Сомерсета Моэма «Круг» с Быстрицкой и Клюевым. Категорически же не понравилась. Эту вещь я смотрела не раз в Маяковке. Самый замечательный состав, конечно же: Немоляева, Лазарев, Виторган, Симонова, Костолевский. Уровень спектаклей был несопоставим, и именно из-за режиссерской работы. Актера надо подавать публике в выгодном свете, а не свои какие-то невнятные мысли пытаться доносить.
После этого полезла в сеть смотреть, кто поставил Ирине Муравьевой «Священные чудовища» Ж.Кокто. Вот:
Режиссёр-постановщик – А.Ю.Яковлев
Это я, на всякий случай, все фамилии привела. Надо их запоминать. Пример того, как можно сделать «традиционный» спектакль, пользующийся заслуженным успехом у зрителя.
С ним связан такой любопытный момент. Вездесущий С.Моэм. Знаменитый эффект красного платка («Театр»). Значится, Ирина Муравьева — взрослая женщина, с достоинством несущая свой возраст, не пытающаяся никак его скрыть, и молодая героиня — девушка замечательно красивая, изумительно сложенная и весьма недурно играющая. Очаровательную особу одели в алое шифоновое плиссированное платье. У её героини монолог, который она весьма экспрессивно произносит, выразительно жестикулируя, огненная ткань развевается вокруг её рук, завораживает… Но, … Муравьева присутствует на сцене и внимание к ней не ослабевает, хотя она молчит. Как?! Каким образом так получается?! Ну, против всех законов… физики…
Дайте, дайте актерам играть! У нас одна из самых замечательных актерских школ мира.
Аделаида: Раззадорила ты меня. Пойду обязательно посмотрю «Священные чудовища». Обожаю Муравьеву еще и за то, что она одна из немногих актрис (могу припомнить только Светлану Крючкову), не стесняющихся своего возраста. Ну ведь в самом деле, кому старух-то играть? Для меня Малый театр всегда был образцом классического искусства, домом Островского, совершенно неповторимой школой актерского мастерства. Помню в конце 90-х повела детей на «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Смотрю и думаю, что-то как-то плохо слышно реплики, может старею, слышать хуже стала, хоть и места в партере. От невеселых размышлений о вечном меня оторвал выход Евгения Валерьяновича Самойлова в роли Крутицкого.
Зал взорвался аплодистментами, и не мудрено, в ту пору ему было уже около 90 лет. Он начал играть и я поняла, что его слышно до последней запятой даже на галерке. Это не я виновата, просто вышел великий Мастер старой актерской школы. Образ скряги-ростовщика он трактовал нетрадиционно, превратив патологичекую скупость во властолюбие, наслаждение господством над людьми. Вот это было новаторство в духе Малого театра. Недавно спросила у мальчишек (теперь уже взрослых), а помните?… ответили: «Помним!».
Натали: Вот и мне хочется, чтобы мой ребенок также ответил когда-нибудь потом. Хочется во-первых, показать ей хрестоматийные вещи. Да, да! Просветительской функции с современного театра никто не снимал. Жизнь продолжается, рождаются новые поколения, которым надо и «Недоросля» Фонвизина показать (потому, как прочитать его уже и наше поколение не могло, столько устаревшей лексики).
Во-вторых, есть желание прикоснуться к искусству, чему-то прекрасному. И не надо мне на мою просьбу о чем-то большом и чистом рекомендовать помыть слона, не надо вкладывать мне камень «в мою протянутую руку»… Чревато… Обратно прилетит, не задержится…
Ах!… Что-то я из образа вышла… Экая досада!
Аделаида: Нет, не вышла. Это именно то, что хочет зритель от классического театра, олицетворением которого уже третье столетие является Малый театр. Не хотим мы заранее штудировать программку на предмет подводных камней в виде нетрадиционной режиссуры, это же не продуктовая этикетка в самом деле.
Натали: С Вами невозможно не согласиться, душечка…
5 комментариев
Захватывающе интересное «щебетание»!
Спасибо большое!Мы рады, что Вам понравилось.
Вы такие молодцы! Взяли, собрались, решились! Еще и самым интересным поделились — впечатлением. Такое ощущение, будто с вами пытаешься из нашей текучки выбраться. Замечательно!
Да, так надо иногда выбраться из текучки. Уйти в другое измерение.
Да, без иных измерений в нашей реальности становится тесновато. Это вообще чувствуется по всеобщему движению от серости и банальщины российской действительности.