Мой папа любил читать и любил историю. Он радостно демонстрировал мне двухтомник Джавахарлара Неру, посвященный истории Индии, который был скомпилирован из писем, отправленных им (Неру) из тюрьмы своей дочери Индире Ганди. Меня, конечно же, тронула такая отеческая любовь, тем более, что ею не была обделена и сама.
Ну, заглянула я в книгу и как-то разочаровалась, все было несколько общё, крупными мазками, описывалось чуть ли не эпохами и странами, человеческие судьбы не детализировались. Мне такое было не осилить, поэтому я решила, что папа лицемерит, приобрел дефицит и вынужденно хвастает, а на самом деле, интереснее почитать исторический роман.
В силу этого обстоятельства и того, что образование у меня, отнюдь, не гуманитарное, взгляд на историю и формировался в основном по художественной литературе. Поэтому степень достоверности моих представлений о данном предмете определяется информированностью и добросовестностью автора (писателя).
В первую очередь девочку интересуют судьбы красавиц и королев. У Лиона Фейхтвангера есть «Испанская баллада», поэтическая повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза — красавица. Там, конечно же не только о любви, дело происходит во времена реконкисты, поэтому войны и политики предостаточно. Но и это не все, у короля была жена и дочери, а к ним прилагалась и теща (куда ж без нее). Так вот, у королей и тещи не простые. Эта тоже была королевой, причем такой, какой после и не бывало никогда.
Речь пойдет об Алиеноре Аквитанской (около 1124 — 1204). Имя уже звучит, как музыка. Говорят, хороша была необыкновенно. Удлиненное лицо, огромные глаза, рыжие волосы. Женская красота, конечно, капитал, но у нее и приданое имелось, самое большое в Европе, герцогство Аквитания. Поэтому, как только она осиротела, ее опекун, король Людовик VI, быстренько выдал ее замуж за своего сына Людовика (следующего) VII.
У Фейхтвангера в романе она более чем взрослая дама, совершает далекое путешествие, чтобы утрясти семейные и политические передряги. И о своей долгой и бурной жизни она уже только вспоминает. Как родила Людовику только дочерей, как участвовала во втором крестовом походе, какие из-за нее там разгорались страсти:
В течение целых десятилетий ее, необузданную и блистательную Алиенору, восхваляли и поносили, как ни одну женщину в Европе, и вот теперь, когда она во всем былом великолепии совершала торжественный въезд, вновь ожили бессчетные россказни о её похождениях на войне, на поприще государственном и любовном, о том, что она была вдохновительницей и душой второго крестового похода и сама ехала на коне во главе крестоносцев, воинственная и горделивая, подобно Пентесилее, предводительнице амазонок, о том, как в славном городе Антиохии её молодой дядя король Раймонд воспылал к ней беспредельной любовью. Как он и её супруг, король франков Людовик Седьмой, спорили из-за нее, пока супруг в конце концов силой не вырвал её у соперника и не увез за море. Как она, не стерпев такого насилия, умолила папу расторгнуть её брак с королем франков. Как тотчас же явился молодой граф Анжуйский, впоследствии король Генрих Английский, и стал домогаться её руки. Как они сообща выковали могущественное государство. Как она привлекала к своему двору докторов и магистров всех семи наук и искусств, а также трубадуров, труверов и рассказчиков без числа. Как она не одному из этих певцов дарила свое благоволение и, в частности, Бернару Вентадорну, хотя он был всего лишь сыном истопника. Как и король в свой черед изменял королеве со многими, особенно же с одной, и как Алиенора умертвила эту его возлюбленную красавицу Розамунду. И как он после этого заточил Алиенору, и как сыновья поднялись против отца на её защиту.
Из под ареста ее однажды выпустили. По этому поводу есть пьеса Джеймса Голдмена «Лев зимой», которую неоднократно экранизировали:
Но мне больше понравилась старая версия. Будет время. посмотрите при случае:
Здесь почти все семейство в сборе. Король Генрих II, Алиенора, три их сына (Ричард, впоследствии Львиное Сердце, Джеффри и Джон, который Иоанн Безземельный), любовница папы Алис (французская принцесса) и невеста одного из его сыновей (ещё не определились кого), её братец, король Филипп. Дела обычные, родственные, разбираются, кто будет наследовать трон, кому какие провинции достанутся, кто кого любит и как … Но чаще всего звучит имя Аквитании, эта то мамино герцогство, её приданое.
Оно занимало обширные территории на юго-западе Франции. Южные районы Франции всегда были богаче и культурнее севера: в Аквитании имелись мощные крепости, богатые виноградники и благоденствующие порты. Местные жители и не считали себя французами: у них был свой язык, своя культура, во многом перенятая из античных традиций, под итальянским, арабским и еврейским влиянием.
Причем владения королевской четы на тот момент были весьма впечатляющи. Озабоченность французского короля в этой ситуации понятна, побудь сюзереном с такими вассалами. Посмотрите на карту, что он там, собственно, контролировал (синенькое его, а зелененькое уже Плантагенетов).
Пьеса закончилась ничем. Так эпизод в бурной жизни нашей героини. Через несколько лет муж умер, сын ее освободил и она занялась делами, геополитическими … По-своему так, по-женски … Стала бабушкой всей Европы, детей было много, внуков тоже.
Итак, вернемся в Испанию:
Надо ли говорить, что замысел свой Алиенора осуществила и выдала свою внучку Бланку Кастильскую замуж за Людовика VIII (эта пара замечательна в нашем случае тем, что произвела на свет сына, Людовика Святого).
Последние годы королева провела во Франции в бенедиктинском аббатстве Фонтевро, где уже упокоился ее муж, Генрих, умерла в возрасте 82 лет. А вот их усыпальница с супругом:
Как вам?! Она и на смертном одре читает?! …
Далее жизнь не стоит на месте. Морис Дрюон (помните еще с Путиным встречался) написал целую серию «Проклятые короли», семь романов. У него все начинается в правление Филиппа IV Красивого, внука Людовика Святого. За это время предки и он сам постарались и Франция стала одним из могущественных государств Европы.
Но женщины, женщины … Милые и страстные, красивые и легкомысленные, слишком юные и слишком желающие счастья здесь и сейчас. Невестки короля Филиппа: Маргарита Бургундская, 21 год, супруга Людовика Наваррского, дочь герцога Бургундского ( 1290-1315 ), внучка Людовика Святого и Бланка Бургундская (1296 — 1326), около 18 лет, супруга Карла, дочь пфальцграфа Бургундского.
Они, похоже, не совсем осознавали ответственность своего положения и увлеклись красивыми конюшими, братьями д’Онэ. По версии автора особо пикантные моменты происходили в Нельской башне во время казни тамплиеров:
Вдруг Маргарита захохотала долгим, бесконечно долгим пронзительным смехом.
— Почему ты смеешься? — спросил Филипп.
— Потому что там Людовик, — ответила она. — Будь посветлее, он бы меня увидел…
В любовные игры молодых людей вмешалась, опять таки «геополитика», в лице прекрасной блондинки, дочери Филиппа Красивого, Изабеллы (около 1295 — 1358) , королевы Английской, 22 года, супруги короля Эдуарда II.
Она прислала в подарок невесткам драгоценные кошели, которые те неосмотрительно преподнесли в дар своим возлюбленным. Затем прибыв с оказией во Францию изобличила прелюбодеек. Закончилось все печально. Братьев казнили на глазах у их любимых, которых после заточили в Шато-Гайаре.
А немного погодя стало сбываться проклятие Великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле. Началась череда смертей и несчастий в королевском доме.
На охоте в возрасте сорока шести лет умирает пышущий здоровьем Филипп IV. Людовик X Сварливый становится королём Франции, у него от брака с изменницей Маргаритой есть дочь Жанна, но отца гложут сомнения по поводу её законнорожденности. Как на грех, он сам и конюший — блондины, девочка тоже. Поэтому понятно его желание жениться вторично и произвести на свет мальчика, только вот развода ему не дают (видите ли, прелюбодеяние в глазах церкви не повод для расторжения брака). И невеста уже ему найдена, Клеменция Венгерская, в силу этого, участь Маргариты решена, её лишают жизни.
Брак заключен, он оказался даже счастливым, благочестивая и богобоязненная жена и, наконец-то, ждет ребенка. Но интриги, король затронул материальные интересы ещё одной дамы в нашем повествовании, Маго, графини Артуа, вдовы пфальцграфа Бургундского, матери заточенной Бланки. Та, не долго думая, травит Людовика, который еще ко всему прочему стоит между её зятем и троном. Речь идет о втором сыне Филиппа Красивого, тоже Филиппе, но Длинном, замужем за которым старшая дочь Маго, Жанна Бургундская.
На этом суровая дама не останавливается. Появившийся на свет после смерти отца мальчик тоже отравлен ею во время крестин. Но цель пока не достигнута. Осталась Жанна ( 1312 — 1349), девочка весьма сомнительного происхождения. Отравить ее сложно, она вне досягаемости.
Родной брат умершего короля Филипп Пуатье и дядя, Карл Валуа, ведут борьбу за права Регентства. На ассамблее при поддержке последнего живого потомка Людовика Святого, Роберта Клермонтского, Филипп Пуатье в обход Карла Валуа становится регентом. Там же утверждается древний салический закон.
Женщин отстранили от королевской власти. (Жанну выдали замуж в Наварру, брак был счастливым. А ее потомок Генрих IV Великий (13 декабря 1553 — убит 14 мая 1610) — лидер гугенотов в конце Религиозных войн во Франции, король Наварры с 1572 года (как Генрих III), король Франции с 1589 года (фактически — с 1594), основал династию Бурбонов. Помните «Королева Марго» А.Дюма, «Хроника царствования Карла IX» П.Мериме, Варфоломеевская ночь, «Париж стоит мессы»?)
Но и оставшиеся два сына Филиппа Красивого процарствовали недолго.
А появившийся в нашем рассказе Эдуард III, это сын Изабеллы Французской, которая столь опрометчиво «заложила» своих невесток. Благонравие её с возрастом испарилось. И она осуществила государственный переворот со своим возлюбленным Роджером Мортимером, сыну было тогда 15. Счастье было не слишком долгим, повзрослевший сын казнил любовника и отдалил мать, а затем занялся геополитикой:
Судя по названию конфликта, буянили они долго, а именно, примерно с 1337 по 1453.
Один из эпизодов этой войны отразил в своей пьесе «ГенрихV» Уильям наш Шекспир. Это о походе, естественно, Генриха V во Францию, победу англичан при Азенкуре и обручении его с французской принцессой Екатериной. Были идеи, что их потомок будет главой единого государства, Англии и Франции.
А этот брак и дальнейшие планы — результат непродуманного политического решения ещё одной дамы, Изабеллы Баварской (около 1370 года — 24 сентября 1435 года) — королевы Франции, жены Карла VI Безумного, с 1403 года периодически управлявшей государством.
Разруливать этот бардак пришлось, конечно же, женщине, точнее деве, Орлеанской (совр. фр. Jeanne d‘Arc; 6 января 1412 — 30 мая 1431), как вы помните.
Про всю эту историю очень подробный роман написал Марк Твен.
ОСОБЕННОСТЬ ИСТОРИИ ЖАННЫ Д’АРК
О Жанне создано немало фильмов, будет любопытно посмотрите.
Ну, а англичане из всей этой истории сделали свои выводы. Когда пришло время взойти на престол Елизавете I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), они, не смотря на специфические отношения родителей (папа ради мамы сначала реформацию церкви провел, а потом голову снес, сына ему, видите ли, подавай), пошипели, конечно про незаконнорожденность, но ума хватило не заострять на этом внимание. Поэтому получили выдающуюся правительницу, которая «вышла замуж за Англию» и создала империю.
Кстати, опять рыжая …
12 комментариев
Natali, очень интресно и познавательно.Оказывается хрупкие женские плечи во все века пользовались спросом, чтобы взвалить на них то, что мужским было подчас не по силам. А то блондинки, блондинки… Очень интересные иллюстрации. Я, как ребенок, получила удовольствие и от текста и от разгладывания картинок и просмотра роликов.
Но, обратите внимание, как моральный облик дам сказывался на судьбах стран и народов.
О! О…огромное спасибо!
Хочется верить, что было интересно. ))
Fiindng this post has answered my prayers
Наташа, браво!
C’est pourqoi on dit «Cherchez la femme».
Спасибо.
Stellar work there everyone. I’ll keep on reiadng.
Ага, как там пела Фрейндлих в роли королевы:
Мадонна, мне конец, Святая Дева, я пропала… Людовик мой глупец…и т.д.
Мало того, что глупец, так ещё и помер, оставив с малым дитем на руках, а тут фронда …
Ой, виноват, сволочь!
Мда, было с чего писать крайне жесткую эпопею Игры престолов… Отравители и убийцы младенцев…