По поводу Грузии у меня есть стойкая личная ассоциация. Когда жених моей подруги ( она была из Сухуми) слышал в своем корпусе общежития «О женщине Грузии дальней…», он знал, что поет очередная «жертва» его невесты. Подруга, кстати, чистокровная хохлушка…
Понятно, что сейчас такое звучит …несколько диковато. Ещё более дико и до сих пор нереально вспоминаются её рассказы о том, как папу её школьной подруги расстреляли на площади в Сухуми в начале 90-х, и не его одного… а все тогдашнее грузинское правительство в Абхазии.
До периода войн и развала экономики о Грузии мы судили по тонкому ироничному кинематографу, работам Пиросмани и поездкам на курорт. Ну да, не очень любили грузинский чай, отдавая предпочтение, естественно, грузинскому вину, которое закусывали привезенными оттуда же цитрусовыми. Ещё памятны гвоздики и традиционная мимоза к 8-му марта…
Отчего-то вынужденные в сложные годы покинуть родину представители национальной культуры направились во Францию, кто-то там даже прижился. И мне сейчас непонятно, Отар Иоселиани принадлежит к какой культуре?
О русофобии грузинской интеллигенции или элиты, если хотите, (не всей, конечно) известно давно. Ещё в 1983 году произошло жуткое событие — попытка угона самолета Ту-134 в Турцию. Бьюсь об заклад, в то время об этом почти никто не знал. Мне о происшедшем рассказывала всё та же близкая подруга из Сухуми.
В такой маленькой республике утаить подобный кошмар и ужас, все равно, не удалось бы, поэтому многое было показано по местному телевидению. По тем временам количество жертв и проявленная жестокость были немыслимы. В реальность событий не верилось.
То что обратило на себя внимание — так, прежде всего, личности преступников. Это были дети «непростых» родителей, можно сказать, элиты республики.
Под видом молодоженов и гостей со свадьбы кампания смогла пройти на борт самолета без досмотра и пронести оружие и боеприпасы. Был произведено нападение на экипаж, который сумел отбиться и посадить самолет в Тбилиси. Были жертвы среди пассажиров и членов экипажа. Начались переговоры, родителей доставили в аэропорт, потом террористов уговаривал Э.Шеварднадзе. Но пришлось вызвать спецподразделение «Альфу», которое и освободило заложников, обезвредив преступников. Всё достаточно подробно описано в статье Википедии.
Потом журналисты побывали в домах террористов и подробно рассказали о «низкопоклонстве перед западом»: об увлечении американским роком, европейской попсой, о большом количестве западных журналов и импортных вещей. Но, сейчас данный идеологический штамп не работает. Тогда подобным интересовались многие, практически вся молодежь. Просто, таковое свидетельствовало лишь о степени обеспеченности семей, их возможностей и доступе к «дефициту». Кстати, о степени материального благополучия в «верхних слоях» общества республики говорит то, что превосходство грузинской интеллигенции над русской Мераб Мамардашвили обосновывал наличием у первой паркета в основной своей массе «в отличие от». Но это так, красноречивая деталь…
В те далекие уже такие мирные и такие «травоядные» времена обескураживало и ужасало вот это.
Поражало то, что преступники — дети художников и актеров, сами актеры и художники, то есть творцы, создававшие культурную среду, проявили звериную жестокость и уголовную агрессию.
Жертв было много, особенно много по тем временам. Уважение к человеку и ценность его жизни не были пустыми словами. То, что пассажиров продержали после завершения операции «лицом в» бетон взлетной полосы, а затем подвергли проверке после пережитого страха смерти в захваченном самолете, возмущало и рассматривалось не меньшим испытанием, чем сам теракт. А семь погибших (из них двое преступников), десять раненых и двое оставшихся инвалидами — это были невероятно огромные потери для тогдашнего благополучного и мирного времени. Переживалось и осознавалось все происшедшее с трудом.
Весьма красноречиво, что пришедший к власти в 1992г. Гамсахурдия попытался оправдать и обелить преступников.
В 2003 году грузинский режиссёр Заза Русадзе снял документальный фильм «Бандиты»
Сам Звиад Гамсахурдия был из непростой семьи. Сын писателя, стал потом членом союза писателей. Не смотря на свои весьма вольные эскапады (за подобное другие расплачивались очень серьёзно) и диссидентскую деятельность, он получил престижное образование, хорошую работу, признание и карьеру.
Но согласитесь, что сейчас весьма специфически выглядит подобная деятельность:
Вот только не надо таковое выдавать за проявление гуманизма, который и составляет смысл подлинного искусства. Помимо того, что сохранила память и свой собственный житейский опыт, об уровне коррупции в Грузии всю страну уведомили Фазиль Искандер и Юрий Кара в фильме «Воры в законе», пытаясь рассказать об откровенной уголовщине, как о чем-то вполне обыденном и само собою разумеющемся. Простите, но в наших краях и тогда и даже нынче криминал вызывает возмущение и неприятие.
Скорее, это и есть продолжение «идеологической обработки», перелицевавшей пресловутую «партийность в литературе». Важно ведь, какую партию при этом выбираешь. «Воры в законе» — стали кличем наших дней, но проблема в том, что большая часть людей, которые тянутся к искусству и понимают его — вовсе не хотят становиться ворами и под прикрытием закона обирать ближнего.
Затем с началом перестройки З.Гамсахурдия устремился во власть. Кто бы сомневался. Как верно заметила И.А. Дедюхова, любая идеология — всего лишь прикрытие чьего-то нелегитимного входа во власть, как правило, человека, заведомо не способного к выполнению глобальных задач государственного управления.
Правда, будучи наиболее серьезным противником Звияда, Мераб Мамардашвили весьма загадочным образом погибает от сердечного приступа в аэропорту Внуково, ожидая рейс на Тбилиси.
А затем филолог, автор высоко оцененного литературоведческого труда «Язык образов «Витязя в барсовой шкуре»» развязывает межнациональные конфликты, начинает гражданскую войну. Несколько лет в республике льется кровь, в Тбилиси идут бои с применением танков и артиллерии. Почему жестокую бойню устраивают интеллигенты и гуманисты? Даже со своим народом? По отношению к другим они ведут себя просто по фашистски, намереваясь устроить геноцид.
Несбывшиеся мечты Гамсахурдия решил осуществить ещё один мальчик из хорошей семьи — Миша Саакашвили.
Почему Осетинская война 08.08.08 планировалась и проводилась столь кровожадным образом? Здесь какая-то инфантильная, нездоровая оторванность от реальной жизни. Такое впечатление, что человек еще не вырос, так и не стал мужчиной… но силится доказать собственную состоятельность на уровне «великого и ужасного».
Ужасным может стать каждый, а вот величие… оно точно не достигается таким способом.
Вот, что это такое? Почему на геноцид решаются вполне себе благополучные, образованные, интеллигентные люди? Наверно, они были слишком послушными мальчиками, слишком серьезно воспринимая это свое послушание, не слишком задумываясь о жизни, о том, как следует вести себя с людьми. Они парили над головами людей, отлично понимая, что мнение окружающих можно легко игнорировать, проявив послушание с теми, от кого «действительно что-то зависит в этой жизни». Знакомая позиция, верно?
А потом не менее интеллигентные люди позволяют себе подобные высказывания.
Многие считают, что в России нечего делать, кроме как думать о «Грузии дальней», которая после подобных слов становится все более дальней… Россия особая страна, здесь многое быстро покрывается ряской полного забвения. Надо жить дальше, не слишком веселой жизнь, глядя, как рушится все, что создавали отцы и деды.
Да, в России намного больше ответственности за страну и людей, как ни странно. Но здесь более отчетливо видно, когда мальчики из хороших семей пытаются повзрослеть на манер дворовых мальчишек, мучая уже не кошек, а живых людей, все дальше проваливаясь в ряску будущего забвения.
Какая разница, как к такому кто-то «относится» в Грузии? Зверский случай с Ту-134… независимо от того, какое значение этой истории придали в грузинском обществе, начал постепенно отдалять… пору нормальных человеческих отношений… превращать её в несбыточную иллюзию, в миф.
Жить и помнить о предательстве — в России невозможно. Поэтому проще было не помнить, что где-то за горами и долами есть некая «Грузия». Все следовало забыть, тем более, что испанские мандарины слаще, а отдых в Турции, куда так рвались захватчики Ту-134, намного качественнее, чем в Крыму или той же Грузии.
Мы постепенно привыкли к испанским и немецким винам, забыв о цинандали и кинзмараули… Мы убрали из своей жизни почти все «жалящие» память воспоминания о первом предательстве. Небольшое «неудобство» составляло то, что «убрать» это можно было, лишь навсегда забыв о грузинских короткометражках, грузинских певцах и актерах, грузинском театральном искусстве, что вносило неповторимый колорит в нашу прежнюю жизнь.
Но с «ворами в законе» наступали времена, когда лучше было не вспоминать об искусстве. А уж о том, сколько счастья дают в жизни светлые мгновения дружбы и любви — и подавно.
События в Южной Осетии вновь заставили вспомнить больной и столь же риторический вопрос: почему одни стремятся к крови и предательству, а другие хранят верность?
Ответ прост — люди делают выбор, который им дан свыше. Одни считают, что выстраивать отношения надо, следуя лучшим качествам собственной души, не унижая других людей, относясь к ним с любовью и верой. А другие — стараются спекулировать на этих чувствах к себе, стараясь поссорить людей, разделить их — ради собственной выгоды.
Но иногда что-то тянет в строчках о «Грузии дальней»… может быть, наша общая молодость и наивность?… И сегодня мы посмотрим фильм о том, как душа другой моей подруги не выдержала, дрогнула и рванула навстречу собственной молодости, навстречу к «Грузии дальней».
1 comment
Спасибо, Natali.