Известно, что карьерный рост порой требует самоотверженности. Но бывали времена, когда отвергать от себя приходилось и часть своей плоти. Жуткие вещи, короче, происходили… Тут нормальному человеку и кота бывает жалко, а тогда (в сравнительно недавнем ещё прошлом) мужчин кромсали почем зря. Бр-р-р-р… Их же итак нехватка наблюдается… Короче, страшная тема. В натуралистические детали постараюсь не вдаваться, пробегусь по верхам.
Значится, пишут, что обычай лишать мужчин их естества и превращать их в евнухов возник во времена незапамятные. Как это нынче принято, валят все на феминисток (зачеркнуто), ну на тех баб, которых можно причислить скорее к экстремисткам. Раз они матриархат устроили, то кто ж они после этого?
Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат. Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге “Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую. (Источник)
Интересно-то как. …Хотя, если вспомнить, что царица Семирамида прославилась своими одноименными садами, то есть искусственным преобразованием природы, то, может быть, на пестиках-тычинках она не остановилась и продолжила преобразования …далее.
Ладно, давно было, свидетелей/потомков, особенно после евнухов не осталось. Мало ли чего наговорят на бедную женщину.
Тем более, что оскопление мужчин известно со времен Древней Индии, Египта и Персии: часто ему подвергали побежденных врагов, рассчитывая на то, что после унижения они превратятся в самых преданных и беспрекословных рабов.
Евнухами называли мужчин, которые были полностью или частично кастрированы. Евнух – в переводе с греческого «блюститель ложа». Следовательно, по большей части их использовали для охраны гаремов восточных правителей. Но известны случаи, когда евнухи делали карьеру и достигали вершин власти.
Именно в Ассирии, судя по всему, впервые появились евнухи. Они служили во дворце и в царской страже. Еще в 19 веке до нашей эры ассирийские правители стали назначать евнухов наместниками завоеванных земель. На то были свои причины: можно было не опасаться того, что наместник-кастрат захочет установить автономию с целью основания собственной династии – ведь скопцы не могли иметь потомства.
Практику оскопления у ассирийцев переняли также персы и другие ближневосточные народы. Так, евнух Багой, как сообщает Диодор Сицилийский, был доверенным лицом персидского царя Артаксеркса III Оха. В 350 году до нашей эры царь поручил Багою командование частью своих войск, посланных против Египта. После успешного выполнения миссии влияние Багоя при дворе выросло настолько, что царь не принимал без его совета ни одного государственного решения.
Между тем, когда царь стал непопулярен, Багой, сговорившись с личным врачом Артаксеркса, отравил его и возвел на трон его сына Арсеса. Однако вскоре, опасаясь мести Арсеса, убил его и всех его детей, а царем сделал Дария III, представителя боковой ветви царского дома. Когда между новым царем и Багоем возникли противоречия, последний попытался устранить и Дария. Но заговор был раскрыт, и Багою пришлось самому выпить яд… (Источник)
С подобными персонажами (евнухами) современная публика в реале не встречается, но зато хорошо знакома с аналогичным героем — лорд Варис из «Игры престолов». Неприятный там тип, однако. Хитрый, умный, изворотливый. Никого не любит, только себя. И действует исключительно в личных интересах в конечном итоге. Поэтому, его тоже никто не любит. Каково это?!
Процедуру кастрации старались проводить до пубертатного периода с целью сохранить красоту юноши, который еще не успел возмужать. В результате мужчины после кастрации становились женоподобными, округлялись, у них не росли волосы по мужскому типу, был высокий рост и нежный голос.
Внешне оскопленные мужчины бывают двух видов:
1 — высокие, худощавые, с резкой диспропорцией тела в результате удлинения конечностей. походка качающаяся, движения медленные, избыточное отложение жира на животе и бедрах, такое бывает обычно при кастрации детей.
2 -ожиревшие, когда оскопляют взрослого мужчину, жир в больших количествах откладывается на бедрах, ягодицах, груди, животе, на щеках и веках.
Современная наука экспериментальным путем установила, что кастрация вызывает глубокие изменения также и в психической сфере оскопленных. Однако, такие отрицательные черты характера, как эгоизм, коварство, алчность, присущие многим скопцам, скорее могут быть объяснены социальной средой и условиями обитания.
Типы евнухов
Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. “Ибо, — говорится в Евангелии от Матфея, — есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).
Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами.Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):
По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений. (Источник)
В христианскую империю (Византию) институт евнухов проник еще из древнего Рима. Римские патриции считали, что евнухи придают дому оттенок восточной экзотики.
В Византии евнухи становились самыми доверенными слугами императорского двора, а иной раз, и очень влиятельными царедворцами. Положение евнухов в византийском обществе было весьма привилегированным. Хотя они не могли занимать императорский престол и в некоторых отношениях были ограничены в юридических правах, в остальном перед евнухами открывались весьма привлекательные перспективы.
Исторически, со времён Римской империи, практика обращения в евнухов была запрещена. Поскольку императоры могли ограничить эту практику только в пределах империи, евнухи могли поступать из-за рубежа, что привело к возникновению прибыльной торговли. Поэтому евнухами были, по большей части, рабы из числа персов, арабов, жителей Кавказа.
Однако, известны случаи, когда кастрации подвергались младшие сыновья в знатных семьях.
Византийские евнухи образовывали могущественную и хорошо организованную корпорацию, а в структуре византийской бюрократии для них была предназначена специальная категория титулов и званий. Евнухи могли занимать почти все государственные должности, а при равенстве титулов евнухи имели преимущество перед «бородатыми». Возникновение обычая иметь при дворе евнухов связывают с восточным влиянием. В любом случае, женская часть дворца (гинекей) нуждалась в многочисленной прислуге, а подразумеваемое сходство евнухов с бесполыми ангелами и серафимами делало их незаменимыми при проведении императорских церемоний. Ввиду частых государственных переворотов важное значение имело то обстоятельство, что евнухи не представляли опасности как потенциальные претенденты на престол. Тем не менее, роль главы придворных евнухов, имевшего звание препозита священной опочивальни, была чрезвычайно велика. Воздействие евнухов определялось их близостью к императору, их влиянием на то, с кем и когда император будет общаться, и на то, от кого первого он узнает о важных событиях. Известно также, что евнухи брали плату за аудиенции и назначения.
Начиная с эпохи Юстиниана I среди высших византийских командиров армии и флота часто встречаются евнухи. Причину того, что императоры предпочитали доверять скорее придворным евнухам, чем опытным полководцам, историки объясняют тем, что первые в случае успеха не могли претендовать на захват власти в империи.
Так, фаворит императора Аркадия Евтропий в 398 году возглавил успешную военную кампанию против гуннов, за что в 399 году был назначен консулом, а также получил титул патрикия. Правда, в итоге в результате интриг он угодил в опалу и был сначала изгнан на Кипр, а затем казнен в Константинополе.
Нарсес, армянин по происхождению, в VI веке прошел путь от невольника до прославленного полководца при императоре Юстиниане I.
Нерсес родился в 478 году в Армении, которая тогда входила в состав Сасанидской Персии. О ранних годах его жизни практически ничего не известно. Первые упоминания о Нерсесе как влиятельном деятеле оставил византийский писатель Прокопий. Согласно его записям, после поражения Велизария при Калинике, Нерсес был отправлен императором на переговоры с армянской знатью, воевавшей на стороне персов. Юстиниан рассчитывал на то, что будучи армянином, Нерсес сможет уговорить своих соотечественников перейти на сторону византийцев, что он и сделал, лишив персов мощного армянского корпуса.
В 531 году Нерсес занял пост главного казначея Византии и имел огромное влияние. Через год произошло крупнейшее восстание в истории Византии. Восставшие потребовали отречения Юстиниана от престола и начали бунт. Нерсес внёс огромный вклад в подавление бунта: именно он, рискуя жизнью, безоружный, в окружении нескольких слуг, пробрался в ложу сенаторов и сумел подкупить и завербовать на сторону императора большинство влиятельных политиков. В благодарность за верную службу Юстиниан назначил Нерсеса первым советником императора.
В 74 года он возглавил военную кампанию против остготов, в которой византийцы одержали блестящую победу. Император Юстиниан был уверен в преданности своего главного казначея и в том, что Нерсес не станет пытаться свергнуть его, поэтому сначала поручил ему навести порядок в Италии, после чего доверил управлять ею более десяти лет, до прихода Юстиана II.
Пользовался благосклонностью самого папы Римского Иоанна III. После кончины в возрасте 95 лет (что значительно превышало среднюю продолжительность жизни в те времена) был с почестями захоронен в Константинополе по приказу императора Юстина II. Все свое состояние он завещал потратить на благотворительные цели.
Быть евнухом не только не являлось позором, а наоборот давало определенные преимущества, потому что они не могли иметь потомства и поэтому претендовать на престол. Некоторые высшие чиновники кастрировали своих детей, чтобы они смогли сделать карьеру. Так император Романус 1 имел двух сыновей и обоих подверг кастрации. С одной стороны они больше не могли претендовать на власть, так как не могли иметь потомства. Но с другой, император смог поставить их на высшие посты в государстве.
Историки обратили внимание, что на протяжении пяти веков в Византии изменялось отношение к евнухам. Византийцы стали рассматривать евнухов не просто как бесполых существ, а как касту людей наделенных определенными индивидуальными качествами, которые позволяют им играть важную роль в различных областях и, прежде всего, в административной, военной и религиозной сфере. Физиологические изменения, связанные с кастрацией, по их мнению, расширяли духовные и физические силы евнухов, что позволяло им более активно концентрироваться на своей профессиональной деятельности, предвидеть будущее и выступать в качестве посредников. Хотя эта теория приукрашивает евнухов и вряд ли отвечает реальности, но она позволяет понять, почему эта каста физически неполноценных людей могла достигнуть столь высокого положения в византийском обществе.
Один из самых знаменитых евнухов Иоанн Орфанотроф жил в XI веке. Он женил своего брата Михаила IV Пафлагонского на императрице Зое, сделав его императором. Затем он убедил Зою усыновить своего племянника, тоже Михаила V, став, таким образом, вначале братом, а затем и дядей императора. Фактически, он правил империей от имени своих сиятельных родственников.
Михаил V, придя к власти, окружил себя купленными им ранее скифскими евнухами, которым он доверил охрану своей особы и высокие титулы. Решив избавиться от влияния членов своей семьи и прежде всего Орфанотрофа, Михаил V вступил в союз с другим своим дядей-евнухом, Константином и, в конце концов, был свергнут и ослеплён разгневанной толпой. Престарелые Зоя и её сестра Феодора, а затем Михаил VI Стратиотик (1056—1057) правили империей через посредство евнухов.
При императоре Михаиле Дуке империей фактически управлял евнух Никифор, прозванный за малый рост Никифорицей. Он брал взятки, воровал из государственной казны, и чудовищное корыстолюбие, наконец, привело его к печальному финалу: Никофорица умер под пытками во время следствия о государственных растратах.
При Комнинах евнухи, по-прежнему многочисленные в покоях Большого дворца, не достигали вершин власти. Фульхерий Шартрский, посетивший Константинополь во время Первого крестового похода, оценил их численность в столице в 20 000 человек. При императорах XI века и в Никейской империи (1204—1261) евнухи упоминаются, но не на первых ролях, однако после восстановления Византийской империи в Константинополе евнухи окончательно утратили свои позиции. Палеологи, воспринявшие культурное влияние Запада, смотрели на физические особенности евнухов уже как на недостаток, а достаточно прочно укоренившаяся идея наследственной передачи власти не требовала прежних предосторожностей.
Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию.
Среди высшего духовенства Византийской империи так же было много кастратов. Крещен ли евнух духом Святым? Христианские евнухи или скопцы, для обретения чистоты помыслов и полному посвящению своей жизни Богу, часто собственноручно оскопляли себя. Начало этому положил богослов Ориген, трактовавший слова Иисуса, что есть скопцы, сделавшие себя скопцами для Царства Божьего – в буквальном смысле, призвав к этому своих последователей.
Нормальные теологи понимали слова из Писания, как требование целибата, но грек Ориген принял Евангелие слишком близко к перцу сердцу и оскопил себя буквально. Он был наставником Александрийской богословской школы, спал на голой земле, постоянно постился и не менял одежды. Кастрация открыла перед философом благочестивую перспективу обучать девушек-студенток без риска попасть во власть соблазна.
Валерий, епископ Иерусалима живший в одно время, что и Ориген учредил секту кастратов, которую в дальнейшем запретили в 325 г. на Никейском соборе, признав кастрацию возрождением языческих культов.
Христианство не запрещает евнухам быть священниками. При этом добровольное оскопление запрещалось. Соответственно, византийская церковь насчитывала значительное количество священнослужителей-евнухов, занимавших посты в том числе епископов и патриархов. Учитывая относительную многочисленность евнухов-патриархов, можно предположить, что евнухи были среди епископов и более низкого духовенства. Никаких ограничений для участия евнухов в монашеской жизни не налагалось, но для них существовали и специальные монастыри.
Метафора христиан как евнухов встречается уже в Новом Завете («ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» Мф. 19:12). Соответственно, христианские писатели часто рассматривали святых-мужчин как евнухов в духовном смысле. Гендерная идентичность монахов, ведущих уединённый и скромный образ жизни, была предметом обсуждения с зарождения монашеского движения. Распространённая в Византии точка зрения связывала евнухов с ангелами, также не имеющими пола. Несмотря на то, что добровольная кастрация осуждалась Церковью, социальное поведение монахов, подобное евнушескому, приветствовалось. Однако собственно евнухи в монастырях не приветствовались, и даже изгонялись. Известно довольно много византийских святых-евнухов, из которых можно выделить несколько, о которых сохранились подробные жития.
В Китае в отличие от Византии евнухи не пользовалась уважением в обществе. Им приходилось выживать в суровой борьбе с двумя сильными элитарными группами, фактически управлявшими страной: чиновниками и конфуцианскими учеными. Однако время от времени, евнухам удавалось, благодаря интригам и временным союзам со своим противниками, добиваться значительного влияния на формирование дворцовой политики и даже возводить своих ставленников на трон. Не имея опоры в конфуцианстве, евнухи выступили приверженцами культа Лао-Цзы и Будды и таким образом старались вырвать из рук бюрократии монополию на образование. Они смогли создать свою собственную партию, которая стояла за всеми дворцовыми интригами и переворотами.
Во времена династии Мин (14-15 в.н.э.) насчитывалось 70 тысяч евнухов. Дворцовые евнухи были разделены на 48 департаментов, наблюдающих за дворцом, садами, кухней и т.д. Каждый департамент имел своего суперинтенданта и главного евнуха. Малолетние евнухи работали в качестве слуг. Императора обсуживало 2000 евнухов, принцев и принцесс – 30 и других членов императорской семьи 10 евнухов. Большинство из них оставались во дворце до глубокой старости. Некоторые возвращались к своим семьям, другие женились и брали приемных детей.
Им удалось добиться права на передачу своего наследства своим приемным сыновьям. В 102 году н.э. император Хе Ди впервые пожаловал знатный титул и удел евнуху Чжан Чжуну, которые унаследовал его сын. Возможности евнухов добиваться влияния на дворцовую политику объяснялась также тем обстоятельством, что жена императора считалась особой не менее связанной с богами, чем её царственный супруг, с которым она составляла «одно тело». Как «Мать поднебесной» она совершала вместе с мужем обряды в императорском храме предков, а в случае его смерти становилась регентшей малолетнего наследника.
Во время малолетства императоров некоторые евнухи фактически возглавляли всю вертикаль власти; флотоводец Чжэн Хэ стал подлинным национальным героем.
Чжэн Хэ (кит. трад. 鄭和, упр. 郑和, пиньинь: Zhèng Hé; 1371—1435) — китайский евнух, путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки
Хотя частные китайские купеческие суда курсировали между Южным Китаем и Юго-Восточной Азией практически непрестанно со времён династии Сун, а при монгольской династии Юань совершались и военно-дипломатические экспедиции в страны Юго-Восточной Азии и даже на Шри-Ланку, как масштабы экспедиций Чжэн Хэ, так и высокое значение, придаваемое им императором Чжу Ди, были беспрецедентными. Эти экспедиции, хотя бы формально и на короткий срок (несколько десятилетий), сделали многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Минской империи и принесли в Китай новые сведения о народах, населяющих берега Индийского океана. Полагают, что на историческое развитие Малайского полуострова, Суматры и Явы влияние экспедиций китайского флота оказалось более долговременным, так как они могли быть среди факторов, давших новый толчок к эмиграции китайцев в этот регион и усилению там роли китайской культуры.
Господство евнухов в Китае явилось следствием уединенной жизни императора, которую он должен был вести согласно этикету. Сын Неба редко покидал свой дворец, в путешествиях министры видели своего повелителя только на аудиенциях, где они обращались не непосредственно к нему, а к чиновникам (чаще всего евнухам), окружавшим трон.
Именно евнухи доносили мнение и советы сановников императору, и верность сообщений целиком и полностью лежала на совести передающих. Они являлись единственным каналом связи императора с внешним миром. Неуемное властолюбие евнухов доходило до того, что, если повелитель мешал им, его могли устранить физически. Так жертвами скопцов нередко становились даже императоры и члены их семей. Например, евнухи скрыли смерть императора Цинь Ши-Хуанди, и пока процессия с его телом (император скончался в путешествии) следовала по стране, евнухи делали вид, что кормят его, зачитывали какие-то указы, якобы подписанные Сыном Неба, и скрыли завещание, по которому назначался наследником неугодный им принц. Вместо этого они сфабриковали послание, приказывающее принцу и преданному ему военачальнику покончить с собой, и возвели на трон принца, удобного для воплощения их замыслов.
Власть евнухов неоднократно пытались ограничить, и некоторые императоры завещали своим потомкам держать евнухов в узде. «Сделаешь их своими доверенными, – предупреждал император Тайцзу (Чжу Юаньчжан, 1368–1398), – душа заболит, сделаешь своими глазами и ушами – глаза и уши испортятся». Этот император считал, что евнухи и родственники императора по женской линии наносят вред делу политического управления страной. Они нужны во дворцах, но там они должны быть только рабами и слугами и прислуживать императору, подавая вино или подметая пол. Опасения императора оказались не напрасны. Следующий император, Ченцзу (1403–1424), захватил трон с помощью евнухов, и они узурпировали власть. Во второй половине правления династии Мин евнухов было несколько десятков тысяч, а к концу периода Мин их насчитывалось несколько сотен тысяч. При дворе евнухи захватили 24 присутственных места, 12 департаментов и 8 управлений. Их грозная камарилья назначала сановников, казнила министров, обирала народ, и империей от имени императора фактически управлял евнух Вэй Чжунсянь.
Многие выходцы из знати добровольно калечили себя и своих детей, в надежде сделать быструю карьеру в гаремных стенах. Во время бесконечных дворцовых переворотов, евнухи принимали в них самое активное участие, добиваясь для себя новых титулов, постов и уделов.
Для китайцев это был один из самых надежных способов получить службу при дворе, а потом, возможно, оказаться у кормила власти. Как, к примеру, это произошло в случае Ли Ляньина. Кастрированный в шестилетнем возрасте, смышленый мальчик из небогатой семьи сумел стать главным евнухом Запретного города, а затем — и одним из главных сподвижников вдовствующей императрицы Цыси, а по некоторым оценкам, фактически стоял выше нее.
В Китае только император и члены его семьи имели право пользоваться их услугами. Евнухи делились на две категории. Принадлежавшие к первой категории пользовались особыми привилегиями и обслуживали императора, императрицу, мать императора и императорских наложниц. Принадлежавшие ко второй категории обслуживали всех. И если подавляющая масса евнухов влачила жалкое существование, то верхушка евнухов жила в полном довольстве. О своем приближенном евнухе Юань Цзиньшоу последний маньчжурский император Пу И в своей книге «Первая половина моей жизни» писал: «С наступлением зимы он каждый день менял шубу. Он никогда не надевал дважды одну и ту же соболью куртку. Одной только шубы из морской выдры, которую он однажды надел на Новый год, было достаточно для того, чтобы мелкому чиновнику прокормиться всю жизнь». Почти все управляющие придворными евнухами и некоторые начальники отделений имели в своем распоряжении собственную кухню и младших евнухов, обслуживавших их. Некоторые из них имели даже свой штат горничных и служанок. Жизнь же евнухов низших рангов была горька. Они всегда недоедали, терпели побои и наказания, а в старости им не на кого и не на что было опереться. Жить им приходилось лишь на крайне ограниченные подачки, и если их выгоняли за какой-нибудь проступок, то их ждало нищенство и голодная смерть.
Обязанности евнухов были чрезвычайно разнообразны – от бытовых до государственных и жреческих. Они должны были присутствовать во время сна и при пробуждении Сына Неба и его домочадцев, принимать участие в трапезе императора и членов его семьи, постоянно сопровождать императора и его свиту.
Евнухам вменялось также в обязанность следить за хранением книг в библиотеках, сохранностью мебели и утвари, императорская сокровищница тоже находилась в ведении скопцов. Был евнух, занимающийся ежедневным ритуалом почитания предков императора: в его обязанности входило сжигание ароматных свечей перед табличками духов императоров-предков. Евнух-мажордом отвечал за уборку дворцовых палат, глава канцелярии аккуратно регистрировал все визиты правительственных чиновников.
В книге Пу И о роли евнухов в императорском дворце говорилось: «Описывая мое детство, нельзя не упомянуть евнухов. Они присутствовали, когда я ел, одевался и спал, сопровождали меня в играх и на занятиях, рассказывали мне истории, получали от меня награды и наказания. Если другим запрещалось находиться при мне, то евнухам это вменялось в обязанность. Они были моими главными компаньонами в детстве, моими рабами и моими первыми учителями».
Захватив Константинополь, Мехмед Завоеватель обнаружил здесь великолепные дворцы, которые обслуживали сотни евнухов. Все это было применено с пользой, и с тех пор евнухи в массовом сознании ассоциируются именно с Турцией. Сперва гаремы охранялись белыми евнухами. Но затем в моду вошли чернокожие кастраты. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, считалось, что чернокожие мальчики легче переносят процедуру кастрации, а во-вторых, бытовало поверье, что утраченная часть тела у кастратов изредка, но может отрасти вновь. И в этом случае, если невольница совершит грех, ребенок родился бы черным, что открыло бы обман. Кстати говоря, по этой же причине в евнухи брали самых уродливых мужчин.
Существует ошибочное заблуждение, что евнухи несли службу исключительно в гаремах, где содержались наложницы султана. Но они также принимали активное участие в государственной деятельности, выполняли административные, дипломатические и отчасти военные обязанности.При царском дворе аль-Муктадира евнухи пользовались большим уважением, нередко становились доверенными лицами и наместниками завоеванных территорий. Евнухи принимали участие в важных государственных приемах и официальных церемониях, выполняли обязанности надзирателей, посланников и советчиков, при этом выступали в качестве разведчиков и шпионов, если это входило в интересы правящей элиты. Для них был открыт доступ к важнейшим государственным инстанциям. Эти привилегии получали только те, кто своим бескорыстным служением смог заполучить доверие правителя.В мусульманских странах ко многим евнухам относились с уважением из-за снисходительного отношения самого султана. Их запрещалось оскорблять, а за нарушение данного закона назначалось наказание.
Евнухи большей частью выходили из бедных семей и попадали во дворец не от хорошей жизни. Многие отцы нищих семейств, желая добра своим сыновьям, отдавали их на эту весьма специфическую службу. Во дворце их делали учениками старых евнухов и платили им небольшое жалованье. Впоследствии «блюстители ложа» могли стать и чиновниками высокого ранга и военачальниками, и финансовыми советниками, и даже налоговыми инспекторами. Порой они усыновляли детей, но обязательно из своего рода.
К примеру, изображенный на фотооткрытке выше кизляр-ага был одним из самых могущественных, а в отдельные периоды — и из самых богатых людей Османской империи до 1908 года. Он заведовал и гаремом султана Абдула Хамида II, и делами наследников, и дворцовыми финансами, а также мечетями столицы и священных городов Мекку и Медину. Будучи дворецким султана, он держал в своих руках доступ других людей к правителю.
Европа уже в Новое время пережила всплеск моды на кастратов. Это связано со знаменитой капеллой Папы Римского, для которой писалась великолепная музыка, в том числе, и многие партии сопрано. Женщинам туда вход был заказан, поэтому пели мальчики. Но у мальчиков, как известно, в период полового созревания происходит мутация голоса. Поэтому каждые три-четыре года приходилось обучать новых исполнителей. Выход был найден без особого труда: кастрация.
В XVII веке, в эпоху барокко, мода на кастратов в странах Европы была повальной. Они пели не только в папской капелле, но и при дворах менее заметных католических прелатов, а так же на оперных сценах. Родители мальчиков, у которых были красивые голоса, охотно решались на такую операцию, поскольку она обеспечивала их ребенку безбедное будущее. Как правило, кастрацию производили в период между 8 и 10 годами.
После такой процедуры, разумеется, если мальчику удавалось выжить, голос исполнителя достигал невероятной красоты и силы. Такие певцы-кастраты, как Фаринелли, Карестини, Салимбени и другие, оказали огромное влияние на музыкальную культуру эпохи барокко.
Использованы материалы:
- Зачем мужчины становились евнухами
- Евнухи в Византии
- Бедные… евнухи
- Какими государствами управляли евнухи
- ЕВНУХИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
- Евнухи: чем отличались оскопленные, их внешность и образ жизни.
- Кто такой евнух и чем евнух отличается от кастрата?
- Армянин Нерсес был самым могущественным наместником византийского императора
- Евнухи: тайная власть