После современной адаптации «Антигоны» Софокла французским драматургом Жаном Ану́йем, а главное истории актрисы Елизаветы Никищихиной, пережившей форменную античную трагедию ради роли Антигоны в спектакле по этой пьесе… отчего-то очень надолго исчезло желание продолжать разговоры про Антигону… раз тема получалась действительно сакральная, вдобавок с «цивилизационным кодом»…
Однако никогда не поздно немного отвлечься на стародавние времена, давшие нам и классические коллизии драматургии.
Расцвет Афинского государства Перикл Война между Афинами и Спартой
А тут можно вообразить себя в библиотеке номер пять Самарской муниципальной информационной библиотечной системы, чтобы прослушать курс лекций про «Антигону» Софокла.
«Греция V в. до н.э. род и государство в трагедии Софокла Антигона» (лекция)
00:04 Введение
• Лекция проходит в библиотеке номер пять Самарской муниципальной информационной библиотечной системы.
• Тема лекции: актуальность античной литературы и её чтение.
• Основное произведение: «Антигона» Софокла.01:01 «Антигона» Софокла
• «Антигона» — трагедия о женщине, философское произведение.
• Действие происходит в Афинах V века до н.э.
• Софокл использовал мифологические события для отражения современных ему афинских реалий.02:01 Афины и их влияние
• Афины были главным полисом в Афинском морском союзе.
• Афины контролировали значительную часть торговли в Средиземном море.
• Афины способствовали распространению греческой культуры и образа жизни.03:55 Фиванский цикл
• «Антигона» связана с фиванским циклом мифов.
• Царь Эдип и его дочь Антигона играют ключевые роли.
• Афинские писатели проецировали современные события на мифологические сюжеты.06:42 Моралистический характер «Антигоны»
• Эдип не был плохим человеком, его действия были результатом трагической судьбы.
• Эдип вырывает себе глаза, осознав свои ошибки.
• Антигона и её сестра Исмена представляют разные типы греческих женщин.08:29 Роль женщин в греческом обществе
• Греческие женщины были замкнуты дома, исключая религиозные праздники.
• Гетеры, свободные женщины, пользовались уважением в обществе.
• Антигона — независимая и бунтарская женщина, противопоставленная Исмене.10:24 Заключение
• «Антигона» заканчивается разочарованием Креонта, который погибает из-за своего деспотизма.
• Софокл рассматривал роль женщины в афинском обществе.
• Вопросы, поднятые в «Антигоне», актуальны и сегодня.13:11 Исторические центры и колонизация Афин
• Афины соседствовали с крупными историческими центрами, такими как Спарта и Микены.
• Афины стали прогрессивным государством благодаря разрешению социального конфликта между богатыми и бедными.
• Афины отправляли бедных греков основывать колонии, что стало государственной политикой.15:06 Политическое лидерство Афин
• Афины преодолели социальный взрыв и стали политическим лидером благодаря греко-персидским войнам.
• Афины стали центром морской торговли, но не распространяли свое влияние на материковую Грецию.
• Софокл описал эпоху Афин, включая их расцвет и культурное влияние.17:04 Афины как культурный центр
• Афины стали центром культуры и торговли, через них проходили товары с Ближнего Востока.
• Афины расширяли свое влияние, создавая монументальные сооружения, такие как Парфенон.
• В пятом веке Афины достигли невероятного могущества и славились изготовлением изящных вещей.18:29 Фидий и его вклад
• Фидий был одним из величайших скульпторов, создавшим множество произведений для Афинского акрополя.
• Его работы, такие как статуя Афины Промахус, прославляли деяния граждан и человека.
• Оригинальные произведения Фидия не сохранились, но их копии находятся в музеях по всему миру.24:10 Золотой запас Афин
• Афины были центром морской торговли и морского союза, объединявшего множество городов.
• Золотой запас союза был использован для оформления статуи Афины в Парфеноне.
• Статуя была выполнена в технике хрисоэлефантинной, сочетая золото и слоновую кость, и содержала около тонны золота.26:04 Статуя Афины Парфенос
• Статуя Афины Парфенос была деревянной, покрытой золотом и слоновой костью.
• Она изображала Афину во весь рост, с головой медузы на груди и копьем в руке.
• Статуя была частью национального золотого запаса Афинского морского союза.27:55 Афинский морской союз
• Афинский морской союз был создан в 478 году до н.э. для борьбы с Персидской империей.
• Союз превратился в крупный торговый союз, объединяющий множество греческих полисов.
• В 454 году до н.э. союзная казна была перенесена на Афинский акрополь.29:43 Софокл и его вклад
• Софокл родился в 496 году до н.э. и умер в 406 году до н.э.
• Он был одним из трех знаменитых трагиков, превосходя своих современников в литературном мастерстве.
• Софокл ввел третьего актера в трагедию, что сделало действие более насыщенным.32:35 Нововведения Софокла
• Софокл сократил объемы трагедий и ввел большее количество персонажей.
• Он сместил акцент с божественной воли на человеческие мотивы и действия.
• В своих трагедиях Софокл изображал женщин как героинь, что было новаторством для того времени.36:30 Религиозные и политические аспекты
• Софокл был глубоко религиозным человеком и основал святилище Геракла.
• После создания трагедии «Антигона» он был назначен стратегом в 440 году до н.э.
• В районе Афин, где родился Софокл, по легенде умер царь Эдип, что символизировало процветание.39:33 Борьба за власть в Фивах
• Эдип женится на своей матери, у них рождаются дочери.
• Антигона и её сестра Исмена обсуждают судьбу отца и братьев.
• Начинается борьба за власть в Фивах, привлечены войска Аргоса.40:33 История Фив
• Фивы были одним из самых могущественных городов Древней Греции.
• Основаны царем Кадмом, населены фисалийцами.
• Фивы имели крупную военную цитадель и были известны своими легендами.44:22 Конфликт с Афинами
• В 457 году до н.э. Афины и Спарта начали войну.
• Первое сражение произошло в Беотии и закончилось поражением афинян.
• Афины установили демократическую форму правления, в отличие от олигархической Беотии.45:19 Антигона и её бунт
• Креонт, брат Эдипа, выносит приговор Антигоне за нарушение его приказа.
• Антигона решает похоронить своего брата, несмотря на запрет.
• Креонт не может убить свободного человека, что подчеркивает равенство женщин.49:08 Микенская культура и Фивы
• Фивы тесно связаны с микенской культурой и Критом.
• Сюжет «Семеро против Фив» является ключевым в греческой мифологии.
• Софокл вплетает этот сюжет в свою трагедию, обсуждая роль женщины и власть в Афинах и Фивах.50:51 Эдип и сфинкс
• Эдип должен был правильно ответить на загадку сфинкса, чтобы пройти.
• Эдип ответил, что это человек, и сфинкс покончил с собой.
• Эдип завоевал свободу фиванцев и власть в городе, не зная, что его мать — его жена.52:47 Аргос и его мифы
• Аргос был союзником Фив и известен своими мифами.
• Аргос связан с мифами о Персии, Андромеде и других сюжетах.
• Поленник отправился в Аргос за поддержкой.53:51 Роль женщины в обществе
• Софокл показывает героизм женщины, которая нарушает волю государя ради соблюдения родовых обычаев.
• Трагедия заканчивается печально: Креонт приказывает замуровать Антигону, её жених Гемон кончает с собой, а жена Креонта также умирает.
• Софокл демонстрирует, что нарушение норм приводит к трагическим последствиям.55:46 Афинская демократия и роль женщин
• В Афинах женщины имели некоторые права, включая возможность развода и получения приданого.
• Мать Еврипида была торговкой, что размывает традиционные представления о роли женщины.
• В Афинах существовал культ Афины, что укрепляло позиции женщин.57:44 Аспасия и её влияние
• Аспасия, подруга Перикла, была влиятельной женщиной, влияющей на принятие решений.
• Плутарх сравнивал её с мужчинами, отмечая её ум и влияние.
• Софокл изобразил Антигону как женщину с собственным мнением, что было редкостью в то время.01:00:18 Танагрийские скульптуры
• Танагрийские скульптуры изображают повседневный быт женщин.
• Эти скульптуры показывают, что женщины играли активную роль в обществе.
• Софокл противопоставляет Афины и Фивы, показывая, что в Афинах женщины имели больше прав.01:02:06 Трагедия Креонта
• Креонт, деспот, не щадит свою семью, что приводит к трагедии.
• Трагедия завершается причитаниями Креонта, который выносит тело своего сына.
• Софокл подчеркивает, что рок сильнее золота и крепости.01:04:03 Заключение
• Софокл поднимает вопрос о роли женщины в обществе, используя историю Антигоны и царя Эдипа.
• Его произведения актуальны и сегодня, особенно в контексте семейных и социальных отношений.
• Рекомендуется прочитать произведения Софокла для понимания современных проблем.
Хотя бы пробежаться глазками! Как мне сказала как-то наш Классик: «Не волнуйтесь, Натали! Они сами этого всего по списку целиком и сразу не помнят! Не надрывайтесь так! Обратите внимание, системы у них нет, понимания государственной системы — тем более. Даже не возражайте! Я таким в советское время сдавала античную философию. Так никто из них, понимаете, никто не читал даже Гомера. Об остальных авторах античности скромно умолчим. Зато они хорошо знают их имена и о том, что они думали. И можно не продолжать, да? Давайте лучше врубим депрессивную античную музыку! Тогда точно никто больше не вспомнит предыдущего.»
Вот, кстати, тут про музыку Древней Греции.
«Варгафтик в ответе» о музыке Древней Греции
А тут можно погрузиться… и обратно не приплыть.
ДРЕВНЕ-ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Давайте все же вспомним, что Антигону у нас играла Елена Камбурова.
Спектакль-дуэт: Первый случай, когда Елена Камбурова не поет. Первая ее драматическая роль в театре. И не одна – в этой постановке античной драмы она играет и Антигону, и ее сестру Исмену, и царя Креонта, и царицу Эвридику, и их сына Гемона, и слепого прорицателя Тиресия. И если из каждой своей песни Камбурова способна сделать спектакль, то здесь происходит другое превращение – классическая трагедия становится музыкой. Сюжет, придуманный 25 веков назад, оказывается современным и близким. «Полное разрушение стереотипов — динамичное, точное по интонации и пластике действие, короткое и захватывающее» — пишет о спектакле Юрий Рост.
Сценическим партнером Елены Камбуровой выступает актер Мохамед Абдель Фаттах
Премьера — 17 ноября 2005 г.
А вот мнение о спектакле 2009 года.
«Антигона» Софокла в Театре музыки и поэзии п/р Е.Камбуровой, реж. Олег Кудряшов
Спустя четыре года после премьеры я все-таки доехал до спектакля, который, конечно, стоило посмотреть гораздо раньше. Эта «Антигона» — редкий случай, когда режиссер и актеры не предпринимают попытку (заведомо безнадежную) реконструкции античной трагедии в ее хоть сколько-нибудь аутентичном варианте, но и не опускаются до стилизационно-пародийной игры в «античку», как это можно наблюдать, к примеру, в «Эдипе» Прикотенко.
В основе спектакля Кудряшова — классический и практически полный текст Софокла в столь же традиционном переводе Шервинского. Но исполнителей всего двое — Мохаммед Абдель Фаттах за Хор и Вестника и сама Елена Камбурова во всех остальных ролях. Подобный ход уже использовал Виктюк по отношению к цветаевской «Федре», но с иными задачами, да и природа текста там все же была другая, модернистская. Камбурова хотя и берет на себя все основные образы — от Антигоны и ее сестры Исмены до Креонта, его жены и сына, и даже прорицателя Тиресия — но не отождествляет их, а последовательно, или, когда необходимо, параллельно перевоплощается в каждого из участников представления.
Другое дело, что перевоплощение это происходит в основном за счет смены тембровых красок голоса — ну а голосом Камбурова владеет в совершенстве, тут и говорить нечего. Фаттах же, помимо голоса, еще и пластичен, а пластику спектакля ставил постоянный соавтор Кудряшова, Олег Глушков, она изысканная, но не вычурная, функциональная, но не иллюстративная. Те же характеристики относятся и к сценографии Алены Романовой (маски и рельефы из мягкой проволоки, «мертвое тело» Полиника из того же материала, сосуд с открытым огнем — не для абстрактной «атмосферы», но как антураж мистериального действа), и к музыке Александра Марченко (вокальных эпизодов в партитуре почти нет, но некоторые монологи Камбурова пропевает, а иногда между ними звучат еще и вокализы).
В пространственном решении спектакля задействован и балкон за колоннами (оттуда из-за занавески героиня произносит, как заклинание, текст на древнегреческом), и витая лестница (с нее на сцену спускается Тиресий). И дело не в том, что Камбурова — этническая гречанка, и кому как не ей играть древнегреческую трагедию, а Фаттах — наполовину египтянин. Просто сам основополагающий эстетический принцип театра Камбуровой — соединение музыки и поэзии — как нельзя лучше подходит для того, чтобы играть трагедию, а не просто «играть в трагедию».
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Антигона. Часть I
- Антигона. Часть II
- Антигона. Часть III