А раз уж поговорили об Откровениях Иоанна Богослова в интерпретации Альбрехта Дюрера, самое время вновь вернуться к образу Блудницы Вавилонянской.
И для начала рассмотрим «веселые картинки», которыми всегда сопровождался этот образ. Ну и, с нынешним уровнем его толкования.
Сразу отметим, что толкование мистических пророчеств об этой особе извращалось всегда, хоть и было абсолютно очевидным и прозрачным. Но сейчас это вообще подается весело и с огоньком! Мол, «наиболее сексуальная фигура апокалиптической литературы». От всех иных фигур одно расстройство в ожидании Апокалипсиса, а как на Блудницу Вавилонянскую посмотришь, так ведь и интерес появляется… к столь шикарному завершению истории человечества.
Поэтому перед набором веселых картинок и всяких смешных пророчеств бодрой скороговоркой («гопца-гритца-гоп-ца-ца»), все же отметим, что речь идет о женском явлении (олицетворении) Зла в наиболее привлекательной его форме.
В современном языке выражение «вавилонская блудница» употребляется не в его буквальном значении, а в ироничной форме применяется к женщинам лёгкого поведения, порочность которых приобрела небывалые масштабы[1].
Как видим, нынче вообще принято об этом архаичном образе выражаться легко и с юмором. Хотя вообще-то это самое сильное искушение, где сексуальная сторона далеко не самая главная. И отметим, что подобная ирония уводит нас от буквального значения этого образа.
Блудница привлекает тех, кто может захватить абсолютную власть без всякой ответственности, заведомо с порочными целями, чтобы впоследствии развратить всех, кто «рылом не вышел» для высших иерархий («С ней развратничали цари земли, и жители земли упивались вином ее разврата«).
Ирина Анатольевна: Они несут в себе разрушение, как любая серость. Либо ты приближаешься к Творцу, творишь по правилам, с учетом всего цивилизованного пути развития человечества, либо пытаешься ставить опыты и эксперименты на ближних, считая их чем-то вроде подопытных образцов. Ну, как мерзавка и абсолютно аморальная баба, в сущности, блудница вавилонянская по фамилии Яровая, решила всем навязывать аморальные законы, уверяя, что ведь типа она будет «мониторить ситуацию». Такая, млять, «исследовательница человечества». И при этом у нас на Свет Божий вылезает, что ее крышеватели из спецухи ни дня не прекращали начатых изуверских опытов фашистов в концлагерях. Ну, или как меня эти фашистские суки называли в протоколах «подэкспертной», считая себя вправе присваивать мне подобный статус. Но при этом сами обнаружили, что право присваивать любой статус имеется на сегодня только у меня.
Здесь и далее привожу ссылки на этот цикл, поскольку именно в нем в наших высших иерархиях управления были обнаружены в порфире и багрянце бабы, ничуть не стареющие, с фальшивыми аттестами зрелости. Они лучились улыбками и подначивали народ бодрыми окриками: «Если закон принят, его надо выполнять!»
То есть, аттестата зрелости у них нет, зато прекрасная мордашка и способность нести вслух что попало, совершенно бесстыдно. И у каждой имеется своя почти агиографическая легенда появления на общественной сцене, чтобы та же И.А. Дедюхова мимоходом не заметила, будто все «выпали, как из жэ».
Olga: Мне кажется, все эти советские героини окончательно вышли в тираж после «обнуления» Владимира Путина космонавткой Валентиной Терешковой… Но смотрю на фотографию… и прямо вижу Поклонскую в прокурорском кителе и с портретом Николая II… По натоптанным следам… По тем, что Купченко с Лановым натоптали…
Натали: Помните, какую легенду сочинили этой Поклонской? Столько наворотили, что попробуй она действительно такое осуществи, ей бы не меньше полтинника должно было стукнуть… И тогда еще речи не было о ее склонности ко всякому религиозному мистицизму и приверженности памяти Николая II… Ей тогда даже оправдываться пришлось за свою «миловидную внешность». Дедюхова сразу сказала, что девка только вышла из стационара после крупной пластической операции, пока даже новым лицом полностью не владеет. Поэтому разная наглая гопота от фабрики клонов Пригожина полезла всем тыкать, будто Поклонская типа «боролась с бандитами», они типа ей лицо обезобразили, она поэтому «долго лечилась». Но в силу того, что и личность у нее искусственная, она ведь все время, мягко скажем, попадала впросак. Видно, что башка абсолютно пустая, вести себя не умеет, да и плохо соображает, где находится и в качестве кого.
То есть, Блудница Вавилонянская — это символ, прежде всего, использования верховной власти в порочных, развратных целях. А такие цели всегда ведут к Апокалипсису!
Вот это надо, наконец, понять развеселым толкователям Откровений Иоанна Богослова своими стухшими мозгами и пустой головой! Когда перед нами прошла масса «секси» — поганых сатанинских шлюх, ради восхваления которых были унижены и растоптаны жизни куда более достойных женщин (кстати, вот судя по И.А. Дедюховой, ничуть не менее «секси», а намного более!), — как-то даже неприлично отмечать всего лишь одну сторону весьма сложного явления, символизирующего отход всего общества от нравственных императивов.
Хотя бы потому, что в целом явление Блудницы Вавилонянской символизирует неминуемый Апокалипсис. А у нас она далеко не одна, у нас их легион! Поскольку ни одна из выставленных шлюх не тянет целостностью образа в области Великого и Могучего. Хотя попытки уничтожения его были, но мы помним, что эта среда была полностью переформатирована Дедюховой как раз связями с традиционными нравственными основами, заложенными в основу грандиозной системы русского языка.
Кстати, именно поэтому нас многое будет коробить в подаче исследуемого образа в приведенном ниже отрывке.
ШЛ*ХА ВАВИЛОНСКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Поговорим о самом секси персонаже книги «Апокалипсис», о секретах ее привлекательности, предпочитаемом виде транспорта, а также последствиях ее вызывающего образа жизни. Внимание: на картинках будут и чулочки, и небоскребы. И, как обычно, чудовища там всякие, трупы, чума.
Глава 17 (современный перевод)
1 Пришел один из семи ангелов — тех, у которых были семь сосудов, и заговорил со мной:
Про семь ангелов с семью чашами Гнева божьего мы говорили в прошлый раз. Здесь эти чаши в виде сосудов изображены.
Джусто де Менабуои. Фреска в Падуанском баптистерии, 14 век.— Смотри, я покажу тебе, какая кара ждет Великую Шлюху, сидящую у многих рек.
В расширеной иконографии Вавилонская блудница сначала показывается «сидящей на водах», а не на звере. Вот этот редкий вариант изображения, причем она по идее не в зеркало смотрится, а чашу держит. Воды, на которых сидит Блудница — образ, взятый из древних пророчеств, обличавших Вавилон (город Междуречья), в следующих строках главы это уже и обозначение народов, говорящих на многих языках, некоего шума, смешения.
2 С ней развратничали цари земли, и жители земли упивались вином ее разврата.
Однако в некоторых изображениях эта чаша (изображавшаяся, как мы видели в предыд. главах) иногда чисто символически, полумесяцем или кругом, превращается однозначно в зеркало. И это не правильно, потому что вино и чаша — это символы разврата, блудодейства, которыми отличался Вавилон (символ империи), и об этом мы уже говорили ранее. Впрочем, здесь зеркало тоже в тему, потому что оно становится символом суетности этой Блудницы.
3 Затем он привел меня, охваченного Духом, в пустыню.
То, что Иоанн видит Блудницу имено в пустыне — не просто так. Пустыня для иудейской мифологии — вечное место всяких гадостей.
Я увидел женщину, сидевшую на красном звере, покрытом кощунственными именами.
И вот в тексте книги наконец появляется хрестоматийный образ Блудницы, сидящей на звере.
У зверя было семь голов и десять рогов.
Однако с этим зверем возникает у комментаторов некий затык. Дело в том, что непонятно, что это за зверь-то (можете освежить в памяти зоопарк предыдущих глав, глядя на набор карточек). По тексту текущей главы, он багряный (красный), у него 7 голов и 10 рогов, и он целиком покрыт кощунственными именами (титулами цезарей типа «божественный» или «спаситель»). В предыдущих главах у нас уже было два персонажа с таким же набором числительных: Красный дракон (сатана) и леопардовый Зверь из моря (антихрист), причем у второго имена были только на голове. Одни комментаторы отождествляют нового «Зверя багряного» с драконом, другие со Зверем из моря; единого мнения нету.
4 Женщина была одета в пурпурные и алые одежды, она блистала золотом, драгоценными камнями и жемчугом.
Блудница обозначает развратный и богатый город Рим (столицу), а зверь (возможно) — Римскую империю.
В руке она держала золотую чашу, полную мерзости и нечистот ее разврата.
Чаша — обязательный атрибут ее изображений. В период Реформации в протестантских странах Вавилонскую блудницу изображали, вспоминая первоначальное значение антиримской агитации, в папской тиаре. То есть уже католическая власть, католический рим становились символом разврата. Здесь ей поклоняются цари.
5 На лбу у нее написано имя, и оно тайна: ВАВИЛОН, ВЕЛИКАЯ СТОЛИЦА, МАТЬ ШЛЮХ И МЕРЗОСТЕЙ ЗЕМЛИ.
Надпись на лбу — возможно, образ из быта: римские проститутки писали свои имена на налобных повязках. Изображений по букве текста я не нашла, только вот такое, где у нее над головой написаны эти слова.
6 Я увидел, что женщина пьяна от крови народа Божьего и крови свидетелей Иисуса.
Пьяную Блудницу корежит. Смысл образа в том, что Рим упивается мучениями тех христиан, которых убивал за веру.
Увидев ее, я не мог прийти в себя от удивления.
7 Ангел сказал мне:
— Почему ты удивился? Я объясню тебе тайну женщины и зверя с семью головами и десятью рогами, на котором она едет верхом.Автор этой иллюстрации считал Зверя багряного Блудницы — Зверем из моря, которого принято рисовать с леопардовой шкуркой. Кстати, далее по тексту ангел дает расшифровку значений голов и рогов Зверя багряного — иногда эти слова используют для объяснения голов Зверя из моря, но, как мы видим, это отождествление не железное.
8 Зверь, которого ты видел, был, а теперь его нет.
Но он скоро выйдет из Бездны и придет себе на погибель. Жители земли, имена которых не вписаны в книгу жизни со дня сотворения мира, будут дивиться, когда увидят зверя, потому что он был, его нет и он будет.
9 Здесь нужны ум и мудрость.
Семь голов — это семь холмов, на которых сидит эта женщина.
10 Они же семь царей: пять уже погибли, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет, ему недолго оставаться.
11 А зверь, который был и которого нет, он восьмой; он из тех же, что и те семеро, и идет к своей погибели.
Пророчество выше я толковать не буду: версий много, его накладывают например, на список цезарей к году написания «Апокалипсиса», на списки королей или советских генсеков, кому интересно, копайтесь сами. Смысл в том, что предсказан срок конца света — сейчас правит шестой, потом придет седьмой (которому править не долго). А восьмой будет как раз Зверь-антихрист.
12 Десять рогов, которые ты видел, это десять царей, которые еще не получили царства, но вместе со зверем получат царскую власть на один час.
13 У них одна цель, и свою силу и власть они отдадут зверю.
10 царей Апокалипсиса, которые еще не получили царства — возможно, речь идет о десяти парфянских сатрапиях, либо же есть версия, что это провинции Рима.
14 Они будут воевать с Ягненком, и Ягненок их победит, потому что Он Господь Господ и Царь Царей, и вместе с Ним будут те, кто Им призван, Им избран, кто Ему верен.
Сначала эти 10 царей восстанут на христианского Бога, но он их победит.
15 Он говорит мне:
— Реки, которые ты видишь, — у них сидит Шлюха — это народы, толпы, племена и наречия.Про символику вод мы уже говорили выше. На этой картинке много чего совмещено — Зверь багряный изображен как Зверь, выходящий типа из моря. В небесах опустошаются 7 чаш гнева божьего из предыдущей главы. На заднем плане — текущая империя зла, которая уже не Рим, а нечто более знакомое нам.
16 Эти десять рогов, которые ты видел, и зверь возненавидят Шлюху, и разорят ее, и оставят ее в наготе, они будут пожирать ее плоть и жечь ее огнем.
17 Потому что Бог вложил в их сердца желание исполнить Его замысел и в полном согласии между собой отдать царскую власть зверю до тех пор, пока не свершатся Божьи слова.
10 рогов = 10 царей, символ мощного врага, внутреннего или внешнего, который обрушится на Зверя, т.е. империю, и уничтожат ее.
18 А женщина, которую ты видел, это великая столица, которая царствует над царями земли.
Глава 17 (синодальный перевод)
1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;
2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.
3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
Вавилонская блудница. Белый козел рядом — наверно, Зверь из земли
6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.
7 И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.
8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,
10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.
13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.
Вот здесь соединены все сюжеты, разглядывайте.
14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
А это «Вавилонская блудница» Дюрера, 1498. Тут тоже разобраться в деталях — мозг сломать.
15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.
16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;
Изображение Блудницы в огнях пламени — достаточно популярный сюжет в миниатюрах
17 потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.
18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.Персонаж компьютерный игры, основанный на образе Блудницы.
Источник: shakko-kitsune.livejournal.com
Мы рассматриваем этот образ в соответствии с критериями, данными Ириной Анатольевной в цикле О женской природе зла. Там повествование крутится возле образа трез ведьм из «Макбета» Шекспира. И на этом тройственном образе Ирина Анатольевна раскрывает слабую, инфантильную природу зла, как бы женскую в своей основе.
Разбирая эту женскую природу зла, попутно удивляешься и так называемому «феминизму», когда права начинают качаться с несвойственной женской природе агрессивностью.
Мало того, что за каждой такой дамой скрывается обычно субъект с бабской привычкой общественных спекуляций, как Владимир Ильич всегда предпочитал прятаться за юбками то Розы Люксембург, то Инессы Арманд… но ведь здесь и самой даме надо несколько изменить женскую природу, впадая в это осатанелое бабство.
Причем… любая женщина прекрасно понимает, что как только она срывается на это «качание прав», — это означает, что она заранее проиграла. И в результате она точно получит несвойственные ей права вкупе с обязанностями… которые сведут все к полнейшей утрате смысла и настолько невыносимой жизни, что там останется доживать в сцене безумия леди Макбет.
Это и есть квинтэссенция и феминизма… и черной магии в целом, но, заметим, именно на западный манер. У нас-то все иначе!
У нас Маргарита не качает права, она сама (не чужими руками) рушит уютные гнездышки всех этих приживалов в литературе. Она оставляет записку «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай.» Но и в тот момент, когда ей предлагается начать качать права, она говорит, что ей больше ничего не нужно… попадая в точку.
«Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Черная магия проистекает не столько от неверия в себя, сколько из неверия во все сущее, из душевной слабости, никчемности… из ненависти ко всему миру в целом.
Каким докучным, тусклым и ненужным,
Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!В. Шекспир «Гамлет»
И речь всегда ведь не о том, быть или не быть самому этому брезгливому прынцу, а быть или не быть тем, кто… отравляет его эстетическое восприятие мироздания. А это, в сущности… все!
Ступенька за ступенькой бабские оправдания, бабские спекуляции и бабский страх жизни ведут каждого в пропасть. Стоит лишь дать себе слабинку.
Образы трех ведьм из «Макбета» транформируются за краткий период неоднократно.
И от этого отходят все толкователи Откровений, намеренно игнорируя слабую, бабскую природу зла. Поэтому и Блудница — это толератненько возведенное в статус поклонения позорное бабство тех царьков, которые готовы воспользоваться при продвижении во власть чисто бабскими методами.
А это… преддверие Апокалипсиса! Как и сказано Классиком:
Ступенька за ступенькой бабские оправдания, бабские спекуляции и бабский страх жизни ведут каждого в пропасть. Стоит лишь дать себе слабинку.
Поэтому каждый, кому захочется просто поиграть в компьютерную игру с Вавилонянской блудницей, пусть задумается, что де ему придется поставить на кон.
Хотя в наши дни образ Блудницы упрощается и намеренно романтизируется к винематографе. Началось это со старенького псевдоисторического фильма «Вавилонская блудница» 1954 г., чтобы намеренно увести мысли в сторону, ввести в заблуждение.
Но к Миллениуму в 1999 г. был снят фильм «Девятые врата» с Джонни Деппом, режиссер которого предложил роль Блудницы собственной жене.
«Девя́тые врата́» (англ. The Ninth Gate) — мистический триллер Романа Полански по мотивам романа Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришельё». Премьера фильма состоялась 25 августа 1999 года. Музыку к нему написал польский композитор Войцех Киляр, а главные роли исполнили Джонни Депп и жена режиссёра Эммануэль Сенье.
<…>Девять гравюр, сделанных, как гласит легенда, при участии Люцифера, находятся в трёх уцелевших экземплярах изданной в 1666 году книги под названием «Девятые врата в царство призраков», находящихся в библиотеках трёх частных коллекционеров. В гравюрах зашифрована головоломка, разгадав которую, можно пройти сквозь девять адовых врат и вызвать на Землю дьявола (предполагается, что вызвавший дьявола получит от него некие сверхспособности).
<…>Корсо выходит на сатанистов, в чём ему помогает безымянная зеленоглазая незнакомка (Эммануэль Сенье). Она выручает его в опасных ситуациях, подчас проявляя сверхъестественные способности.
<…>Корсо помимо своей воли прошел через все девять врат Ада. В этом ему помогла Вавилонская блудница, интимная связь с которой олицетворяет наивысшее наслаждение для человека. Поэтому когда Корсо, после интимной связи с Вавилонской блудницей, как человек, испытавший наивысшее наслаждение, которое только может быть, на закате направляется к руинам замка, над башней поднимается луч солнца, а перед Корсо открываются двери, откуда виден яркий свет!
То есть герой Джонни Деппа имел секс с Блудницей, а затем входит в новый мир, новую жизнь, а все прочие погибают в адском пламени. Такая вот «высокая» цель, как и у нынешней пост советской элиты: обворовать всех и завести себе на Западе небольшое царство, где можно собрать множество блудниц, как некогда собирал Михаил Прохоров в Куршевеле, пока не закончились деньги и потенция.
Образ куда более сложно трактуется в различных течениях христианства.
Образ блудницы в различных деноминациях Более поздние ветви христианства и основанные на христианстве новые религиозные движения стали рассматривать вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры Церкви. В различное время вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.
Протестантская антикатолическая пропаганда — легендарная папесса Иоанна, изображена в виде вавилонской блудницы (на голове у неё — папская тиара).
Протестантизм
Во время Реформации Мартин Лютер[28] и Джон Нокс назвали Римско-католическую церковь вавилонской блудницей, как это до них уже сделали Джироламо Савонарола[29] и Фридрих II во время своей борьбы против папы Григория IX. Данте Алигьери использовал этот образ в 19 песне Божественной комедии для критики папы римского.
Вас, пастырей, провидел Иоанн
В той, что воссела на водах со славой
И деет блуд с царями многих стран;
В той, что на свет родилась семиглавой,
Десятирогой и хранила нас,
Пока её супруг был жизни правой.Данте Алигьери. Божественная комедия
Эпитет «блудница Вавилонская» деятели Реформации употребляли и по отношению к друг другу. Томас Мюнцер, упрекая слишком либерального на его взгляд Лютера, называл его «стыдливой вавилонской блудницей»[30]. В XIX веке уже по отношению к самим протестантам эпитет «Вавилонская блудница» стали применять мормоны, утверждая, что «протестанты — не что иное, как „Вавилонская блудница“, которую Господь осудил устами Иоанна Богослова»[31].Старообрядчество
После церковного раскола русские старообрядцы начали искать в современных им событиях признаки конца света. Образ Вавилонской блудницы стал у них ассоциироваться с Москвой (как построенной на семи холмах), патриархом Никоном и Русской церковью[24]. Протопоп Аввакум писал:
«О злый Никоне, душегубный пагубниче. Не ты ли конь и всадник самого сатаны. Не ты ли поспешник аньтихристов. Не ты ли оугодник дияволов… О зверю проклятый… О блудница вавилонская, блудница всескверная беззакончая…»[32].
Подобные высказывания о Русской православной церкви встречаются у ряда старообрядцев и в настоящее время[33].
В сочинениях старообрядцев вавилонская блудница также ассоциировалась и с Римской церковью. Соратник Аввакума дьякон Феодор в своём «Ответе православных» писал о чаше, являющейся атрибутом Вавилонской блудницы:
«Чаша златая полна мерзости: то есть папского костёла мудрость украшена философскою коварною лестью. И полна мерзости — богомерзских ересей бесчисленных, — ими же уловиша весь свет»[34].
Свидетели Иеговы
В изданиях свидетелей Иеговы вавилонская блудница ассоциируется в общем религиозном понимании. Применительно к традиционным христианским церквям даются следующие ассоциации:
В соответствии с пророческим видением, Великий Вавилон — великая блудница, которая вела народы, нации и племена в кровавые войны, крестовые походы и вендетты, благословляя их с заклинаниями, святой водой, молитвами… Её духовенство, особенно её священники, были послушными орудиями правителей в ведении людских масс как пушечного мяса на резню двух мировых войн и других главных конфликтов. Католик убивал католика, и протестант, исполненный сознания долга, резал протестанта…[35]
Но ведь чем больше читаем, тем больше вникаем в смысл «сублимации» по Зигмунду Фрейду (см. Фрейдистские замашки).
Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.
Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).
На данный момент сублимация обычно понимается шире — как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые различные формы. Например: садистские желания можно сублимировать, занимаясь хирургией, чрезмерное влечение к сексу — искусством, в первую очередь изобразительным. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности[1].
Садистские желания можно сублимировать в хирургию, а можно и во власть! Вообще по Фрейду, если какая женщина отказала кому-то в молодости, то вполне может запустить механизм рализации этого человека в воласти, чтобы он там дал джазу всем, кому куда больше него повезло в любви и дружбе.
Фрейду также принадлежит новое истолкование понятия либидо, имеющего непосредственное отношение к атрибутике Вавилонянской блудницы.
Либи́до (лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом для описания разнообразных проявлений сексуальности. Оно обозначает некую специфическую энергию, лежащую в основе полового влечения. Фрейд приравнивал либидо к эросу Платона и определял его как энергию влечения — основу половой любви, а также любой другой (например, любви к родителям и детям).
Термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, а также для описания хода психического развития человека. В преобразовании либидо (т. н. сублимации) Фрейд видел источники творческой энергии.
В современной сексологии термин либидо используется, как правило, в значении «половое влечение»[1].
Слово lĭbīdo встречается в труде «О граде Божьем» (14:16) богослова Августина; в переводе Киевской духовной академии термин был трактован как «срамная похоть плоти»[2].
А далее в исследования образа Блудницы переходим к областям вроде бы вполне «высокого искусства», но… утыкаемся в преподобного Алистера Кроули и создание им новых оккультных течений.
В культуре
Изобразительное искусство Вавилонская блудница изображается согласно букве священного текста: как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке. Крупных произведений на эту тему нет — сюжет остаётся прерогативой книжной миниатюры, гравюр и карикатур. Образ блудницы представлен в грандиозной серии шпалер «Анжерский апокалипсис» (конец XV века), образцом для которого послужили миниатюры из рукописных «Комментариев к Апокалипсису» (X век).Наиболее часто изображения вавилонской блудницы можно встретить в иллюминированных Апокалипсисах, как западной работы, так и русских (у старообрядцев популярны миниатюры к «Толкованию на Апокалипсис» Андрея Кесарийского, при создании которых они следовали древнерусской традиции лицевых изображений в рукописях[36]). Реже сюжет встречается во фресковой живописи, примером может служить фресковый цикл на сюжет Апокалипсиса Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, созданный в XVII веке (фрески пятого яруса западной стены)[37]. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота даёт следующие указания по написанию изображения Вавилонской блудницы:
Рисуются семь горных вершин и на них семиглавый зверь с десятью рогами. На нём сидит жена, имеющая на голове тройную корону и одетая в златотканные одежды, и держит в правой руке золотую чашу, которую и подносит десяти царям, стоящим пред зверем и смотрящим на неё. А позади зверя видны князи и вельможи и великое множество людей. Над женою написано: Вавилон великий, мати любодейцам и мерзостем земным[38].
К наиболее известным изображениям блудницы относится гравюра Альбрехта Дюрера. На ней художник представил её в образе нарядной венецианской куртизанки, которую зарисовал в свой альбом с натуры[39]. Зверь Апокалипсиса, на котором сидит блудница, изображён Дюрером так, чтобы максимально подчеркнуть его уродство, этому способствует детальная прорисовка его семи голов, которые органически не сливаются с его туловищем.
В иконописи примером изображения блудницы может служить икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля, созданная в конце XV века. На ней образ блудницы лишён отталкивающих свойств и больше соответствует античной традиции, напоминая изображения Европы на быке[39].
Вавилонская блудница, предположительно, изображена (в ритмическом повторении) в основании монументального Пасхального канделябра, установленного на амвоне базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме.
Литература
При этом надо все иметь в виду, что нравственные категори, с которыми связано слово «блуд», гораздо шире современного значения, которое намеренно суженно сводится всего лишь к сексу.
Блуд (укр. блуд, польск. błąd, błęd) — персонаж украинской, а также русской и польской мифологии, нечистая сила, которая сбивает с дороги. Схожие образы существуют и у других славян. Часто блуд представлялся как нечто невидимое и неперсонифицированное, но при этом реальное, однако иногда мог представать в образе животного или человека.
Согласно быличкам, оказавшийся под воздействием блуда человек не способен сориентироваться на местности, на которой он оказался, и может долго блуждать, ходя кругами, иногда даже в небольшом пространстве. Перед ним как будто возникают непреодолимые преграды, или ему просто становится нехорошо, и он теряет все ориентиры. Блуд водит человека, пока тот не окажется в каком-нибудь труднопроходимом месте. В некоторых случаях заблудившийся может погибнуть.
Считалось, что можно заблудиться как ночью, так и днём. Встречались представления о местах, в которых часто «водит» нечистая сила. В ряде случаев народ объяснял действие блуда сознательным или неосознанным нарушением запретов, правил поведения в природном пространстве.
Существовал ряд ритуалов, которые выполнялись, чтобы не заблудиться или выйти на нужный путь, если уже сбился с дороги.Блуд как самостоятельный персонаж, нечистая сила, которая сбивает с дороги[1][2]:20, характерен прежде всего для украинской мифологии[3]. Словом «блуд» в украинских мифологических текстах называют ненормальное психическое состояние человека, когда он не узнаёт знакомую ему местность и не может определить требуемое направление движения; его бесцельные и хаотические движения в таком состоянии; и неведомую демоническую силу, которая вызывает такое состояние[2]:24. Можно говорить о том, что блуд как персонаж мифологии — это олицетворение потери ориентации на местности[2]:20[3]. Народные верования о блуде, несмотря на довольно обильный материал[2]:21, остаются одними из наименее исследованных в украинской демонологии[2]:20. Представления о блуде и блуждании (укр. блукання), вызванном сверхъестественными силами, распространены по всей территории Украины и сегодня, однако имеются различия традиционных и современных представлений[2]:21.
Схожие образы существуют и у других славян[2]:24[3][4]. У русских мифоним «блуд» обозначает духа, заставляющего плутать в лесу[5][6][7][8], а иногда также в поле и дома[5], и соотносится с лешим, хотя может рассматриваться и самостоятельно[3][6][7][8][9]. У поляков представления о сбивающем с дороги в поле и лесу демоне блуде, способном принимать образ птички[10], встречались преимущественно на востоке Малой Польши[11]. Персонаж (нечто, что заставляет блуждать) зафиксирован и в Моравии.[12] Само слово «блуд» — общеславянское и в большинстве славянских языков означает «ошибка, заблуждение, блуждание»[13].
<…>В восточнославянской мифологии также способны сбивать с дороги черти, лешие[2]:22[7][21], болотники[2]:22, лесные и болотные люди[21], заложные покойники[2]:22[21], русалки[2]:22, полуночницы, полудницы[21], блуждающие огни[2]:22[8], ведьмы[2]:22, Дед Кострубатый[2]:22. У западных славян с дороги сбивают лесные[20][21][22] и болотные духи, дивьи люди[21], русалки, богинки, мамуны[pl][21][22]:162-163, блуждающие огни[3][21][22]:169. Иногда указывается, что они принуждают блуждать за обиды, нанесённые им при жизни. У южных славян мотив блуждания встречается реже; у сербов[en] могли водить осења[sr], омаја[sr], сотона, прикојаса[21], олалија[3]; у хорватов — smetenjak, osjena. Многие из этих существ способны принимать облик различных людей, часто выступающих попутчиками, и животных[21].
Внешний облик
Блуд — это поливариантный и полиморфный персонаж[2]:20[4]. Он может восприниматься, например, на Гуцульщине[2]:23 и в Полесье, как нечто, лишённое чётких внешних признаков и не имеющее ни человеческого, ни животного вида, — что-то невидимое, страшное, аморфное, неперсонифицированное, но тем не менее реальное[2]:21[3][6][7]. Возможно, что такой неопределённый образ является более древним, чем антропоморфные и зооморфные образы[2]:23; хотя возможно и обратное допущение, предполагающее редукцию сложного образа до олицетворения отдельной функции[9]. Есть легенда, что блуд — это демон, скинутый с неба, но не успевший долететь до земли и зависший в воздухе[23].
В то же время в ряде историй блуд появляется в виде животных (козы[3][4], пса[4], кошки[4][7], птиц[3][4][10]), человека любого пола, сословия[4][6][7] и возраста[6][7], иногда карлика[24], предмета (копны сена), света[4]. Часто блуд описывался в виде птицы (так называемый дури́птах, дури́потя[25]), улетающей всё дальше и заманивающей за собой человека: эта птица бывает как будто слабая, не способная лететь и лишь убегающая от преследователя, но когда человек уже хочет схватить её и заносит над ней руку, она тут же вспархивает и отлетает на несколько шагов, где вновь садится и ждёт; человек бежит за ней дальше, и она так ведёт его за собой, пока он вовсе не собьётся с дороги[4][25][26]. Может блуд появляться и в виде свечения — мигает на одном месте, а когда человек подходит, то переносится на другое место[4]. Когда идут два товарища, блуд может имитировать голос одного из них и сбивать таким образом с пути второго[3][4][26]; тот же, чей голос имитируется, при этом как будто окаменевает и лишается сил[26]. Однако, как правило, блуд не имеет звуковых проявлений[27].
Воздействие на человека
Согласно народным представлениям, блуд водит человека до изнеможения, издеваясь над ним. Он может завести в какое-нибудь непроходимое место: в болото, в воду, в непролазную чащу[3][4], в овраг[3], где делает с жертвой, что ему вздумается[4][26]. Например, в одной истории блуд в образе женщины водит мужчину до полуночи, а после заводит его в ров и там так бьёт, что мужчина погибает на следующий день[4]. На Терском берегу Белого моря рассказывали, что блудь может подхватить и унести человека или животное, в дальнейшем он приносит их к близким, но если не успеть забрать их тут же, то он разорвёт их на мелкие кусочки[6]. Зимой блуждания часто заканчиваются замерзанием жертвы[4]. По некоторым представлениям, встреча с блудом могла предрекать несчастья[24].
В основном считалось, что блуд не имеет привязки и к какому-либо определённому месту[2]:24, хотя рассказывали также, что есть такие локации, где шанс заблудиться больше[3][6][17], например, в Украинских Карпатах был лес, который так и назывался Блудник[17]. Считалось также, что блуд «цепляется» в тех местах, где кто-то повесился[29], где было совершено убийство или где закопан задушенный матерью младенец[3] или самоубийца[28]. Согласно народным представлениям, человек может заблудиться как ночью, так и днём[26]. В ряде случаев народ объяснял действие блуда сознательным или неосознанным нарушением запретов, правил поведения в некотором месте, хозяином которого является некий дух[2]:26[21]. Так, несмотря на то, что сельские жители традиционно много времени проводили в лесу, он всё же считался потенциально опасной, чужой территорией[2]:26[21][22]:157-158, в которой нужно вести себя как гость. Например, считалось, что нельзя в лесу переступать через поваленные деревья, наступать на сухие ветки и непонятные предметы[2]:26[21]; нельзя громко разговаривать, кричать и отвечать на крик[2]:26[6][21], свистеть[2]:32[21] и бегать[2]:32. Блуждание могло начаться вследствие попадания на тропу, на след или в место, принадлежащее духу[2]:26[6][21], касания камня, в котором он обитает (у поляков), наступания на «блудный корень» или «блудную траву»[21] или переступание через них (у чехов)[12].
Как видим, здесь блуд, прежде всего. — заблуждение и блуждание по кругу. Поскольку ведь каждый с самого начала знает, где свернул в неправильном направлении, верно?
И пока мы всего лишь накапливаем материал для анали, явно не готовы к комплексным выводам, приведу пространный отрывок из цикла Свет и Тень, где выявляется сам механизм создания и последующего использования блудниц вавилонянских. Как увидим, почти ничего мистического, но в полном соответствии с Зигмундом Фрейдом и Алистером Кроули.
Натали: Так вот в связи с событиями в Белоруссии, хочется у вас, как представителя темной стороны, как вы видите такой аспект, как использование женских образов в протестных движениях?
М-р Темный: Откровенно скажу, что в Белоруссии вообще никаких «женских образов»вообще не вижу, одно глупое бабье!
Olga: А есть ли в этом мистическая подоплека, например, если вспомнить про ведьм и женской природе магии?..
М-р Темный: Ну, уж вы и хватили…
Натали: Возможно, вся эта «революционность» и формируется на почве сексуальных извращений… Возможно, поэтому ИАД и Фрейдом занялась… Но меня, конечно, поразило поведение женщин в Беларуси… Сама собой возникает аналогия с Французской революцией. Сразу же вспоминается Свобода на баррикадах с картины Делакруа.
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года. На вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой. На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Аллегорическая Свобода полна жизненной правды.
Для символического образа Свободы художник не использовал реальную модель. Вот его слова:
«Мы должны обходиться в картинах без моделей. Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, который мы Хотим передать: модель либо вульгарна, либо неполноценна, либо Красота ее настолько иная и более совершенная, что все приходится менять».«Свобода»- молодая женщина с чётко выраженными семитскими чертами и с удивительно СПОКОЙНЫМ ЛИЦОМ, с французским флагом в руке и фригийским колпаком на голове (типа — я француженка) и оголённой грудью. Тут невольно вспоминается участие парижских женщин (возможно, что проституток) во взятии Бастилии.
Разгорячённые вседозволенностью и падением законности и порядка (т.е. опьянённые воздухом свободы), женщины в толпе бунтовщиков вступили в перепалку с солдатами на стенах крепости Бастилия.
Они стали оголять свои интимные места и предлагать себя солдатам- «Зачем в нас стрелять? Лучше бросьте оружие, спуститесь к нам и «любите» нас! Мы дарим вам свою любовь в обмен на ваш переход на сторону восставшего народа!»
Солдаты выбрали бесплатную «любовь» и Бастилия пала. Про то, что голые задницы и письки с сиськами парижанок взяли Бастилию, а не штурмующая революционная толпа, об этом сейчас молчат, чтоб не портить мифологизированную «картину» «революции». (Чуть не сказал — «Революции достоинства», ибо вспомнились киевские майдауны с окраинскими флагами.).
Получается, что «Свобода, ведущая народ», это хладнокровная семитская женщина лёгкого нрава (голая грудь) замаскированная под француженку.
Olga: Значит, это не ведьмы, а революционерки…
Натали: Одно другому не мешает, в основе то самое бесстыдство, преодоление нравственных барьеров. Я вот помню, что в конце 80-х появились театральные постановки, где актрисы вдруг начали обнажать грудь… И помню, что в публичном пространстве… в темном зале, под музыку… это было… как удар хлыстом! Да хоть выходы Аллы Балтер вспомнить! Неожиданно и шокирующе… Потом уж приползли уродки из Пусси РАЙТ, «Фемены» скакали с голой грудью у посольства в Париже… Но не могу избавиться, что это «общее место» так называемых «восстаний народа», обкатанный прием.
Olga: Ещё постановку можно припомнить! Полуголая девушка в «Женитьбе Фигаро» Ленкома Марка Захарова! Такое впечатление, что все современные «женские движения» — это стремление стимулировать/спровоцировать мужчин.
М-р Темный: Но им та же Ирина здорово масть перебила фразой: «Лучшее женское движение — это синхронное с мужчиной! Для страны, для общества, для здоровья самой женщины!»
….
Натали: Кстати, я тут накопала материал, отчего же это у Свободы непременно одна грудь оказывается голой… Мода такая! А в моду это ввела Агнесса Сорель… Так что парижские проститутки подражали великосветской даме, любовнице короля.
…
Olga: Так значит… Агнесса Сорель была антиподом Жанны д`Арк… Вот и видимое проявление подмены женских образов! Вместо святой целомудренной Жанны — почти куртизанка с голой грудью… Вместо нормальных женщин — какие-то мымры с голыми сиськами…
М-р Темный: Ну, вот! Вы и ответили! Сами справились… В белорусских событиях есть и оккультная составляющая… как жертвоприношение… Но на примере самой Белоруссии! Понимаете?.. Есть такая женская составляющая! Она неплотная, почти прозрачная, но она есть и именно женская. Ее и стараются принести в жертву все эти мымры. Вот та дура что в президентши лезет, «списки тихановской» сейчас составляет… Она же изначально никоим образом не соответствует тому месту, которое пробует занять… Но тут что-то начинает меняться… Теток подводит именно женская суть!
….
Olga: По возможности все же расскажите, как с тёмной стороны это представляется, что из себя представляет именно женская магия, кто такие ведьмы. Очень меня волнуют вопросы использования сексуальности в магических целях и задачах.
Натали: Ну, вы нахалка! Всех эти вопросы волнуют! Но некоторых и проблемы Отечества волнуют!
М-р Темный: Женская сущность действующая во благо тьмы, созвучно и гармонично с нею и своей глубинной женской составляющей.
Натали: Да-да, поворкуйте, голубки! Придет ИАД, она вам обоим такую «женскую магию» устроит!
М-р Темный: Чего вы сами-то разорались? Я только было настроился на приятное общение… Кстати, у меня были любопытные видения многое время тому назад, когда демоническая сущность была слишком далеко/глубоко, и я был человек который ищет свой путь во Тьме…
Натали: Слушайте, не могу выразить, как меня все ваши видения достали!
Olga: А вот вам неинтересно, так вы и не слушайте! Рассказывайте! Мне очень интересно!
М-р Темный: … ну вот как бы я появляюсь в неком мире/плане как «гость который ищет пути во тьму» и встречаю красивую гармоничную «демоническую женщину»…. и она ко мне подходит, плавным движение вскрывает мне живот, и ласково укладывает на землю истекать кровью и умирать… Но все сделано очень гармонично и мягко, ни с целью (порвать и уничтожить) а с целью, донести через боль и возможную смерть , путь на перерождение и нахождения себя… и это ее действие не вызывает отторжение, а скорее благодарность, поскольку она все сделала верно… поскольку так было быть должно, и она сделав необходимое, не привнесла в сийо действие лишнего…
Натали: Вот сейчас меня точно вырвет!
Olga: А мне наоборот понравилось!
М-р Темный: Но это все… скорее фрагменты с кусочками. Если в комплексе, то на мой взгляд, женщина вполне способна найти себя во тьме и свой путь и все это органично собрать в себе. А вот какой он будет… там такое множество вариантов… Гармонично собранных не встречал в этой реальности… но не думаю что их совсем уж таки нету…
Натали: А Ирина Анатольевна?
М-р Темный: А это особый разговор! Тут хочется прижать уши и заорать, как местечковые пытаются от нее избавиться: «ви для миня не женщина!» Ну, помилосердствуйте! Это обычный светлый адапт… каких давно земля не носила. А потому что слишком часто такое… земля точно не выдержит. Думаю, это все понимают.
…
Натали: Так почему же женщин пихают в авангард рЭвольюционной борьбы со времен Французской революции?..
М-р Темный: Пидарасы, сэр.. ;\
Натали: Там методично использовали проституток, которые вязали на Гревской площади во время гильотинирования и забирали себе все «продукты» от казненного тела, которые продавались и использовались в магии. (Это ИАД на вебинаре рассказывала). Они же были клакерами в Конвенте (если не перепутала чего). Такая имитация и замена общественного мнения на «представителей народа».
М-р Темный: Берут и пихают тех кто поддается пиханию… все методики на мой взгляд близкие к тем что в сектах используют. А женщина, как существо эмоциональное, как бы немного этому всему подвержена… хотя и для мальчиков там свои методички имеются. Вобщем им нужны люди подверженные манипуляциям которые будут тварить то что им необходимо в этих самых геволюциях. А какой процент среди девочек или мальчиков, и где он больше я не в курсе.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Ведьмы. Часть I
- Ведьмы. Часть II
- Ведьмы. Часть III
- Ведьмы. Часть IV
- Ведьмы. Часть V
- Ведьмы. Часть VI