Что может быть ужаснее педофилии? Это настолько кошмарная и провокационная тема, как прошлых лет, так и современности. Проявляемая в разные годы, в разных местах (будь то обычная подворотня или католическая церковь) и ситуациях, она неминуемо сопровождает новостные заголовки и журналистские расследования. Жертвы этого вида сексуальной девиации особенно беззащитны перед лицом опасности, потому что они ещё дети.
«Эта секунда длится целую вечность и подобна океану времени»
Алексей Коленский, 9 декабря | Информация о фильме
Целлофановый пакет как символ красоты, американец в кризисе среднего возраста как современный святой, латентный гомосексуализм как обратная сторона гомофобии и другие идеи и образы фильма Сэма Мендеса «Красота по-американски»
Кинодебют британского театрального режиссера Сэма Мендеса «Красота по-американски», который стал одной из самых популярных лент конца 90-х, на первый взгляд можно принять за еще один фильм о кризисе среднего возраста или за очередную историю о бунте яппи против существующего порядка вещей. На худой конец – за новую адаптацию хрестоматийного набоковского сюжета. В действительности трагикомедия Мендеса, которая рассказывает о том, как четыре видения довели одного несчастного представителя американского среднего класса до могилы и в конечном итоге превратили в современного святого, является последним великим религиозным фильмом XX века.Используя набор банальных компонентов из инструментария мелодрамы (конфликт отцов и детей, пригородную тоску, адюльтер etc.) и несколько мешков лепестков роз, авторы «Красоты» убедительно доказывают на экране истины, которые кажутся избитыми только в пересказе. Глупо и бессмысленно пытаться быть «вечно молодым». Секс не является универсальным ответом на все вопросы. Чтобы стать счастливым человеком, не обязательно возвращаться в детство. Достаточно более внимательно присмотреться к окружающему миру и научиться видеть красоту в повседневном бытии, за которым и скрывается Бог. Тогда-то и выяснится, что счастье находится не за горами, а уже давно таится в сердце и ждет своего хозяина.
«Красота по-американски» (American Beauty, 1999)
Сомнение / Doubt
19.02.2018
Драма, США, 2008, 104 мин.
Рейтинг IMDB: 7,5
Рейтинг Экслера: 6,8
Режиссер: Джон Патрик Шэнли
В ролях:
Филип Сеймур Хоффман, Мэрил Стрип, Эми Адамс, Виола Дэвис, Элис Драммонд, Одри Джи Нинан, Сьюзан Бломмарт, Кэрри Престон, Джон Костелло, Ллойд Клэй Браун
Бюджет: $20 млн, Сборы по миру: $51 млн
Отличное кино. Мне не понравилось.
Отзыв кота Бублика
В чем отличие педофила от педагога? В том, что
первый, в отличие от второго, искренне любит детей.
Старая хохма
Вот, черт, что же я наделала-то?
Сестра Бовье
Особо глубоким смыслом фильм не порадовал. Священник что-то скрывает. Директор школы (в его подчинении) подозревает его в развратных действиях и, по простому говоря, берет его на \»понт\». Да… Не ново. Не ново. Хотя священник игрой, безусловно, запомнился.
Михаил
Фильм на самом деле интересен не сюжетом, а психологической драмой между двумя людьми. По ощущениям как будто прочитал классический роман, эмоции такие же. Сам фильм конечно, поскольку классический, поэтому и нудный. Но хочу отметить классную игру Мерил Стрип, у меня все время возникало желание, чтобы святой отец ударил ее чем нибудь потяжелее.
ДмитрийАмерика, 1964 год. Страна недавно пережила убийство Кеннеди, скоро начнется война во Вьетнаме. Нью-йоркский Бронкс, католическая церковная школа, руководит которой монахиня Алоизиус Бовье (Мэрил Стрип). Директрису боится вся школа. Она очень суровая, никогда не улыбается. Требует от учеников безоговорочного послушания, не разрешает им писать шариковыми ручками (это «отучает от чистописания»), а уж петь песню про Деда Мороза (дедушка Фрост в оригинале) — это фактически богохульство, потому что идет откуда-то из язычества.
Церковью, при которой находится школа, руководит священник Брендан Флинн (Филип Сеймур Хоффман). Это полноватый, обаятельный, улыбчивый и добродушный человек, который, кажется, искренне любит детей: он занимается с учениками школы физкультурой, проводит с ними время. Отца Флинна любят прихожане церкви, его проповеди неизменно популярны.
Сестра Бовье не любит священника Флинна. Он, на ее взгляд, слишком добродушен, нахально пишет шариковой ручкой, любит сладости и хорошее вино. Ее очень раздражает то, что ученики явно любят Флинна, хотя он с ними совершенно не строг. И они же явно не любят сестру Бовье.
А тут как раз сестра Джеймс (Эми Адамс) сообщает сестре Бовье о том, что у отца Флинна, по мнению сестры Джеймс, неподобающе близкие отношения с одним из школьников — чернокожим Дональдом Миллером, который также служит алтарником в церкви и помогает отцу Флинну на службах. Нет, ничего такого сестра Джеймс не видела, но у нее есть подозрения.
И вот тут сестра Бовье и поняла, каким образом она сможет избавиться от раздражающего ее отца Флинна. Нет, доказательств у нее никаких нет. Но есть уверенность. Так что отец Флинн еще ответит за свою улыбчивость, ямочки на щеках и использование шариковой ручки.
***
Что интересно, завязка сюжета там не совсем такая. Я намеренно несколько неправильно ее изложил. В фильме нет акцента на том, что сестра Бовье решила использовать не имеющие никаких доказательств обвинения в педофилии, чтобы избавиться от не нравящегося ей отца Флинна. В фильме вообще очень мало каких-то четких акцентов. И тут дальше по логике должна бы следовать фраза «чем фильм и хорош», однако именно это мне в фильме и не понравилось. Впрочем, давайте по порядку.
«Сомнение» — пьеса Джона Патрика Шэнли, которая с успехом шла в театре. Причем, насколько я понял, автор пьесы сам ее и ставил.
В кино Джон Патрик Шэнли известен прежде всего как сценарист. Как режиссер он снял один-единственный фильм «Джо против вулкана» с Томом Хэнксом и Мэг Райан. Было это аж двадцать восемь лет назад, картина получилась достаточно странной и особой популярностью не пользовалась.
Через восемнадцать лет после своего первого фильма Джон решил сделать художественный фильм по своей пьесе.
Проект решили профинансировать студии Goodspeed Productions и Scott Rudin Productions, свое согласие на участие дали Мэрил Стрип, Филип Сеймур Хоффман и Эми Адамс, картина явно делалась в расчете на «Оскар» — болезненная тема, особо актуальная на фоне разгоревшихся скандалов с педофилией среди католических священников, хорошая, проверенная сценой драматургия, отличные актеры — казалось бы, хоть один «Оскар» обеспечен.
В итоге в 2009 году картина получила целый ворох номинаций — пять на «Оскар», пять на «Золотой глобус», три на «Премию Британской академии», пять на «Премию гильдии актеров».
И ничего не получила, кроме победы за лучшую женскую роль для Мэрил Стрип на «Премии гильдии актеров».
Впрочем, дело, конечно, совершенно не в том, получила эта картина какие-то призы или нет. Я об этом упомянул только потому, что в американском кинематографе действительно существуют картины, которым отдают предпочтение жюри престижных конкурсов, и эти картины нередко снимаются именно под вкусы этих жюри. Ну, примерно как некоторые виноделы затачивают свои вина под вкусы одного-единственного человека — Роберта Паркера: просто потому, что это реально влияет на продажи.
Казалось бы, в фильме с точки зрения постановки все очень хорошо. Аскетичное окружение, не отвлекающее внимание от накала происходящего, конфликт двух ярких личностей, демонстрация различных мельчайших черт этих двух характеров, действительно прекрасные актеры, составившие замечательный дуэт.
Так чего тебе не хватает, спросите вы? Я объясню. Мне не хватает авторской позиции создателя картины. Я не понимаю, за кого режиссер. Он вообще за Бовье или за Флинна? Бовье — героическая женщина, которая осмелилась бороться против своего начальства? Или она циничная манипуляторша, которая воспользовалась подброшенным ей намеком наивной и слегка глуповатой сестры Джеймс и при этом не погнушалась прибегнуть к откровенной лжи? Там есть коронная фраза, произнесенная Бовье: «Когда преследуешь порок, приходится отступать от Бога и платить за это». При этом она сама толком не знает, там вообще порок-то какой-то есть? Или это все ее выдумки? А ее как бы раскаяние и сомнения в конце — они искренние или же просто попытка себя обелить в глазах сестры Джеймс?
А отец Флинн — вот он кто? Вот прям такой педофил-распедофил? Или он действительно искренне любит детей и его ошельмовала эта карга Бовье? Или он любит детей, потому что педофил?
Ответы на эти вопросы зрители не получат — создатель картины не высказывает своего отношения. И акценты он расставляет очень и очень аккуратно и, я бы даже сказал, невнятно. Мы так и не поймем, что произошло или не произошло, потому что даже открытые столкновения между сестрой Бовье и отцом Флинном мало что объясняют. Отец Флинн пытается оправдываться при отсутствии хоть каких-то доказательств того, в чем его обвиняют, а когда тебя припирают к стенке домыслами — как тут оправдываться?
Одновременно в диалогах с сестрой Бовье отец Флинн достаточно неубедителен — режиссер также делает все для того, чтобы у зрителей возникли определенные подозрения. Ложечки, правда, так и не нашли, осадочек все равно остался, а вот были ли ложечки вообще — загадка.
Так отец Флинн — жертва или не жертва? А сестра Бовье — мужественная женщина или негодяйская тетка? А мальчик Дональд Миллер — он жертва или, наоборот, в лице отца Флинна нашел помощь и поддержку в крайне сложной для себя ситуации? А сестра Бовье лишила его этой поддержки во имя своих личных целей.
Вот это мне не понравилось в данной картине — ее определенная аморфность и отсутствие четкой позиции режиссера. Нет, я всегда рад, когда картина заставляет подумать, особенно когда есть чем это делать. Но тут все расплывчато, тут просто не знаешь, что именно тебе показали. Переворачивай картину как хочешь и думай что хочешь? Мне это не нравится.
В остальном, как я уже говорил, в фильме все хорошо. Мэрил Стрип и Филип Сеймур Хоффман играют просто прекрасно. Ярчайшие персонажи, высочайший уровень. И у них там работают не столько диалоги, сколько мастерски переданный эмоциональный накал. Сестра Бовье в этом дурацком чепце, делающем ее похожей на какую-то злющую ворону, добродушный отец Флинн, всеобщий любимец, которого обвиняют черт знает в чем, а он не знает, каким образом тут вообще можно оправдаться. Или он все-таки что-то скрывает?
Вот именно это меня так раздражает в этом фильме. Ты не знаешь, как относиться к этому сюжету. Он как оптическая иллюзия: то так повернешь, то эдак, а оно на самом деле все совсем не так. Или так. Но оно нам только кажется.
Сомнение (фильм) 2008
Ничто так не вселяет ужас, как сексуальное насилие над ребенком. Люди, совершающие такие преступления, всегда достойны самого жесткого наказания. Толпа готова рвать их на части, не дожидаясь вердикта правосудия.
Фильмы про педофилов передают всю боль и отчаяние, с которым столкнулись несчастные родители ребенка, попавшего в руки психопата.
Лукас очень привлекательный сорокалетний мужчина и работает в детском саду воспитателем. Хоть он и пережил мучительный развод, но не намерен опускать руки, и стремится начать все заново. Мужчина встречается с новой девушкой и стремится наладить отношение со своим сыном — подростком. И казалось бы, что еще для счастья надо, но вот незадача. В него влюбляется его воспитанница Клер. Но Лукас отвергает все ее попытки и тогда девочка решает отомстить. Она заявляет директору, что ее воспитатель ее домогается.
Теперь Лукас становиться изгоем в обществе. Теперь ему необходимо доказать, что он невиновен.
Охота (фильм, 2012)
Идеальный остросюжетный фильм в жанре журналистского расследования
Экранизация истории реального расследования, которое провели журналисты газеты Boston Globe, разоблачив случаи педофилии среди представителей церкви. Тема непростая, но фильм с ней справляется мастерски: превращая его в торжественную оду профессии журналиста, которую поют на разные голоса Марк Руффало, Рейчел МакАдамс, Майкл Китон и другие достойные актеры.
В центре внимания 2015
Разоблачительная драма Франсуа Озона про священника-педофила и его выросших жертв
Главный герой нового фильма Озона обнаруживает, что священник, который насиловал его в детстве, все еще работает с детьми. Тогда он находит в себе смелость заговорить в открытую, а также найти других жертв священнослужителя, объявив борьбу с педофилией в церкви. Франсуа Озон снял фильм, основываясь на реальном деле отца Бернарда Прейната, которому в 2016 году было предъявлено обвинение в сексуальном насилии над десятками мальчиков в Лионе. Музыку к фильму написали российские композиторы Саша и Евгений Гальперины («Нелюбовь»).
По воле божьей
Grâce à Dieu (2018, Франция, Бельгия)
В фильме Два Папы (2019), рассказывается о жизни Папы Римский Франциско. Его судьба была очень трудной, но мужчина постоянно справлялся с проблемами. Когда в 2013 году ему передали все полномочия, он не очень радостно отреагировал на такие новости, но решился взять на себя такую ответственность. Предыдущий Папа, неожиданно для всех, самостоятельно покинул этот пост, и передал права человеку, который полностью от него отличался. Мужчины были настолько разными, что не было никаких пересечений в привычках и взглядах на жизнь. Но они служили на благо народа, и пытались гордо нести ответственность за огромное количество человеческих жизней по всему миру.
Люди возлагали на них свои ожидания, доверяли, и верили, что только им удастся принимать правильные решения, которые помогут всему миру. Народ для них был на первом месте, и ради мира, они были способны идти на компромиссы, и вести за собой человечество. Иногда, внешние факторы пытались заставить их сломаться, но герои старались наперед просчитать все шаги, и поступить так, чтобы не было никаких жертв. Их решения стали судьбоносными, и имена навсегда вошли в историю. На них пытаются ровняться и дальше, ведь есть чему поучиться у великих правителей.
Пиночет, джаз и скандалы: жизнь Ватикана в фильме «Два папы»
Порядок и свобода: о чем спорят понтифики в фильме «Два папы»
Борис Шибанов 20.12.2019, 22:44Автор «Города бога» Фернанду Мейреллиш представил на Netflix фильм с Энтони Хопкинсом и Джонатаном Прайсом «Два папы», посвященный дружбе двух понтификов Ватикана — ревнителя традиций Бенедикта XVI и реформатора Франциска. Кинокритик «Газеты.Ru» Борис Шибанов рассказывает о жанровом своеобразии, новом взгляде на тему института папства, а также двусмысленности, с которой оставляет зрителя фильм о двух первых Римских папах XXI века.
Кризис, с которым столкнулись в XXI Ватикан, католическая церковь и, если шире, вся религиозная часть населения Земли, стал отличным топливом для кинематографистов, которые никогда прежде не снимали столько фильмов, где главным действующим лицом был бы сам папа Римский. Если в 1960 году Федерико Феллини подвергся жесткой критике со стороны Ватикана за невинную «Сладкую жизнь», которую прихожан католической церкви призывали бойкотировать, то за последние 15 лет на экранах появилась целая россыпь куда более откровенных в своем религиозном посыле произведений: от полнометражных картин «Иоанна — женщина на папском престоле» и «У нас есть папа» до сериала «Молодой папа».
Бразильский режиссер Фернанду Мейреллиш, чей «Город бога» был одним из главных кинособытий 2002 года, представил свою версию фильма о понтифике, выбрав для этого неожиданную и удачную повествовательную оптику. В картине «Два папы» представлена драматизированная история отношений между первым за 500 лет добровольно отрекшимся от престола папой Бенедиктом XVI и его преемником-реформатором папой Франциском.Противостояние догматического и жесткого Бенедикта XVI (предпоследнего Римского папы, если верить Пророчеству о папах) в исполнении Энтони Хопкинса и Франциска, которого играет Джонатан Прайс, намечено уже в первом их диалоге.
В преддверии голосования за избрание нового папы они вместе моют руки, и первый интересуется, что за псалом насвистывает его брат-католик, на что получает ответ, что это не псалом, а песня «Dancing queen» группы ABBA.
Эта небольшая, но изящно выведенная Мейреллишем трещина приземленной витальности в монолитной стене больших тем и идей станет одним из главных лейтмотивов фильма. Франциск последователен в своем интересе к «живой жизни» и непривилегированным классам и готов пожертвовать церковными традициями и даже самим положением церкви в обществе ради блага людей по всему миру так же, как он предпочитает популярную музыку обрядово-ритуальной.
closeОсновное действие фильма начинается после отправки разочарованным отсутствием реформ Франциском письма Бенедикту XVI с просьбой освободить его от исполнения обязанностей. Вместо этого он получает приглашение встретиться с самим папой, который хочет обсудить несогласие Франциска с проводимой Ватиканом политикой на фоне грандиозных скандалов с финансовыми махинациями и сексуальными преступлениями в среде священников.Сразу после избрания папой в реальной жизни Франциск сделал себе имя как человек, стремящийся к простоте, своеобразный популист от религии, желающий своим примером продемонстрировать должный для христианина взгляд на мир.
На экране он будет переодеваться в подобающее облачение рядом с закусочной, просить Бенедикта XVI воздержаться от латыни из-за своей якобы недостаточной «учености», а также задаваться вопросом: «Можно ли быть достаточно скромным?»
Основной темой их первого разговора станет вопрос о возможности изменений в столь строгом и иерархическом институте, как церковь. Так, в ответ на слова Франциска о том, что Бог меняется по мере приближения к людям, Бенедикт XVI возражает, апеллируя к Святому писанию: «Я есмь путь, истина и жизнь» — как найти его, если он движется?» Вот только по иронии судьбы хранящий верность традициям и ритуалам папа сам вынужден постоянно двигаться, однако совсем не в метафизическом смысле, а в самом приземленно-бытовом — ему напоминает об этом специальное приложение, подсчитывающее число пройденных шагов (официальной причиной отречения Бенедикта XVI стало состояние здоровья).
Визуально споры о статичности и подвижности веры Мейреллишу помогает подчеркнуть его постоянный оператора Сесара Чарлоне, который весь фильм балансирует между экспрессивно дрожащей камерой и эффектными композиционными планами. Тему живого и искусственного подчеркивает и динамичный монтаж документальных кадров с художественным материалом.
closeОдним из главных сюрпризов фильма можно назвать его жанр. Если первый разговор двух главных героев настраивает на религиозный байопик, то с каждым следующим поворотом их отношений все больше становится понятно, что режиссеру удалось снять один из самых оригинальных «бадди-фильмов» в истории кино.«Два папы», где Франциск и Бенедикт XVI пьют фанту, смотрят футбол и «Комиссара Рекса», обсуждают The Beatles и смотрят концертные записи Телониуса Монка, легко встает в один ряд с «Братьями Блюз», «Клерками», «Беспечным ездоком» и даже (о Боже!) «Большим Лебовски».
Впрочем, чтобы зритель помнил о серьезности самого материала, ощутимая часть фильма отдана под флешбеки из прошлого Франциска, где показано, чего ему стоило решение пойти в священники в 1950-х, а также самый спорный эпизод его «карьеры» — сотрудничество с людьми Пиночета в 1970-х.
Но несмотря на все мастерство подачи рассказа о двух понтификах, грандиозную игру двух мэтров, остроумнейший подбор музыки (чего стоит появление партизански настроенного Франциска под песню «Белла чао») и массу других достоинств, фильм оставляет столь же двойственное ощущение, как и сам папа Франциск. Ведь решение конфликта между церковью и верой, догматами и жизнью, которое предлагает Франциск — пользоваться инструментами идеологии, игнорируя правила, которые нам «не нравятся» — не снимает вопроса: зачем тогда вообще нужна церковь?
closeДемонстрируя весь фильм проблемы, связанные с самой сутью церковной структуры, и оставляя без ответа вопрос о самом смысле ее существования, Мейреллиш в некоторой степени компрометирует и одну из главных сцен фильма — исповедь Бенедикта XVI Франциску, в которой тот признается в тяжелых грехах, связанных с теми самыми экономическими и сексуальными скандалами. Вместо того, чтобы однозначно принять его покаяние, зритель остается с двусмысленным ощущением попытки исправить биографию, отбелить пятно на репутации Ватикана. Такой же двусмысленностью, кстати, отдает и достаточно функциональное использование черной музыки в фильме о двух белых религиозных лидерах.В фильме о двух таких разных понтификах двусмысленность возникла бы в любом случае. Но она совершенно не мешает как насладиться плюсами фильма, доказавшего серьезность своих претензий на «Оскар», так и самостоятельно найти для себя ответы на вопросы, который ставят перед нами его авторы и герои.
Рецензент, конечно, классный знаток истории Латинской Америки. Какого-то черта закинул Пиночета в Аргентину. Можно подумать, что аргентинцам было маловато своих полковников в виде хунты, которую возглавляли генерал Хорхе Рафаэль Видела, адмирал Эмилио Эдуардо Массера и бригадный генерал Орландо Рамон Агости.
Но даже такой поверхностный взгляд не мог не заметить, что фильм — явная попытка оправдания и прикрытия откровенно «фашистских» связей между двумя папами. Да, нацисты сбежали после войны в Аргентину. И папа Бенедикт в юности был в гитлерюгенде.
Два папы 2019
Читать по теме:
- Кинозал. Часть I
- Кинозал. Часть II
- Кинозал. Часть III
- Кинозал. Часть IV
- Кинозал. Часть V
- Кинозал. Часть VI
- Кинозал. Часть VII
- Кинозал. Часть VIII
- Кинозал. Часть IX
- Кинозал. Часть X