Вначале более подробно и развернуто отвечу всем, кто прислал мне вопросы по поводу судьбы учительницы Марии Семеновны из пьесы Дедюховой «Звезды над Иссык-Кулем». Мол, жива она осталась или ее все же пристрелили в подвале?.. Самим читать страшно, Юрий Поляков уже всех приучил, что любая комедия заканчивается трагедией, чтобы потом его Алина Юрьевна строчила восторженные отклики на вечную тему «публика в восторге».
— Натали, добрый вечер! Можно быстро спрошу? А в Звездах над Иссык-Куле учительница жива осталась? Там в фб был пост, а чем закончилось не понятно … У ИА не спросишь, а читать не берусь, пока не скажете.
Да! Фиг с два ее пристрелят, она не «дорогая Елена Сергеевна», да и наша ИА — не гарнизонная девочка, чтобы бросать училок на расправу шантропе. Плохо представляю, как бы к ее героине ученики пошли ключик от сейфа просить, чтобы себе отметки подправить. К тому же у Марии Семеновны в пьесе целая ария на тему «что вы хотели узнать о Марии Семеновне, но боялись спросить».
СЦЕНА «ПРОРАБОТКА»
Мария Семеновна начинает долго перед залом, как перед зеркалом, красить губы. Раздается крик: «Васильев! Васильев! Шпынь! Немедленно иди к Марии Семеновне! Слышишь? Тебя завуч вызывает!» Входит Шпынь. Подходит к зеркалу Марьи Семеновны, т.е. к краю сцены, и начинает корчить перед ним рожи, тут же под пристальным взглядом Марьи Семеновны прекращает безобразие.
ШПЫНЬ Здравствуйте, Мария Семеновна!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Явился-не-запылился. Васильев, я в седьмой, последний раз тебя предупреждаю, что если тебя еще раз поймают в женском туалете, ты у меня по стенке ходить будешь!
ШПЫНЬ Да я, Мария Семеновна, ошибся просто, перепутал я … опять!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Это прямо юмор какой-то! До пятого класса так он не путал! А в пятом — за две недели в седьмой раз ошибается! Вместо того, чтобы там торчать, ты бы лучше пробелы ликвидировал! Таблицу умножения ведь толком не знаешь! Сколько будет семью восемь, Васильев?
ШПЫНЬ Вы неправильно меня спрашиваете, Мария Семеновна! Психолог школьный сказала, что у меня просто позднее раскрытие личности и абс… быс…абсракное мышление.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА К-какое?
ШПЫНЬ Вы, Мария Семеновна, ко мне подход не нашли!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Это прямо юмор какой-то!
ШПЫНЬ Нет, это не юмор, это си …пси…психология. Например, надо спрашивать не так грубо, в лоб (басом): Скажи-ка мне, Васильев, сколько будет семь на восемь? А так: Васильев, дружок, скажи мне, сколько бутылок надо сдать на семь Сникерсов, если один стоит восемь рублей?
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Че-е-го?
ШПЫНЬ Я сразу скажу — 56 темных бутылок. Потому что у меня мышление абсракное! Со светлыми бутылками я Вам связываться не советую, сдавать эту чушь замаетесь.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Почему это?
ШПЫНЬ В светлых, Мария Семеновна, пиво портится, их — или вообще не берут, или дают очень мало. Я их старушкам на хлеб отдаю. Я ведь по натуре не жадный!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Васильев, я твою натуру, личность эту твою по стенке ходить заставлю! Я с ужасом думаю, что у нас в школе начнется, когда эта личность твоя окончательно раскроется. Прикрыть бы ее как-то, а? Слушай, а, может, ты клей нюхаешь? Мне участковый наш милиционер, по фамилии тоже Васильев, про это такую страсть рассказывал!
ШПЫНЬ Да слушайте Вы его больше! Это он бабки к Вам клеит.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА (несколько смущенно) Скажешь тоже. Васильев, а он, случайно, не твой отец?
ШПЫНЬ Не-е-е…(машет рукой) У меня вообще папки нету.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА(смотрит журнал) Точно, нету. И что характерно, почти у всего вашего класса нету папок (машинально, почти про себя). Как же вас мамки-то того…
ШПЫНЬ Они нас, Марья Семеновна, в капусте нашли!
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Правда? Ой, я сейчас с тобой, Васильев с ума последнего сойду. В капусте его нашли вместо кожерыжки!
ШПЫНЬ Ну, ладно. Только Вам. По большому секрету. Он — космонавтом был.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Кто?
ШПЫНЬ Папка мой. Но в центре управления полетов совсем неправильно рассчитали азимут биссектрисы угла. И он упал с орбиты. Сначала он ударился о Джоно…Джомо… Джомолунгму, гора есть такая в Австралии, а потом утонул в Тихом океане.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА(Тихо, устало) Ты, Васильев, совсем уж того?
ШПЫНЬ Только, Мария Семеновна, не кричите это Ваше: «Это что, юмор какой-то?» Понимаете, в этом месте, мамка всегда плачет, поэтому я решил ей верить.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Ну-у-у… Верь, Васильев. Ничего, это правильно. Может сам когда постараешься биссектрису угла найти. Все. Силы мои на исходе. Иди. Но, если тебя еще раз поймают…
ШПЫНЬ (продолжает) …Я тогда долго буду ходить по стенке! Вы не думайте, вообще-то я не такой. Просто есть у них там в 10а Светка такая, это такая Светка …
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Уйди, Христом Богом прошу!
ШПЫНЬ Понял.
Шпынь уходит, пятясь задом. Мария Семеновна поет.
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
Мне уже не налезают платья,
А печали не дают мне спать…
Кто сказал, что будто в сорок пять я
Снова буду ягодкой опять?
На душе осадок нынче гадкий,
Ничего уж не волнует кровь.
Только старшина мне клеит бабки.
Где же настоящая любовь?
Серебром насыплет мне в затылок.
Я — на предпоследнем этаже!
Женщина — одна среди бутылок
Полуопорожненных уже…
Это, конечно, сентиментальная пародия на стоны Кикабидзе «Снегопад-снегопад, не мети мне на косы». Что-то типа того… И поет это Мария Семеновна не сразу после проработки Шпыня, а наткнувшись на целующихся подростков. Новая сменка дежурных по апрелю уже подросла, а у нее совершенно жизнь не устроена.
Сцена со Шпынем объясняет некоторые строчки, которые можно понять превратно. Мария Семеновна, безусловно, не пьет, а находится среди бутылок, которые ее ученики сдают, чтобы купить себе Сникерс.
Марию Семеновну спасли Венера с папой. Ну, какого еще шатена могла встретить Венера сразу после подвала? На самом деле всех спасла Мария Семеновна, когда поняла, что ее кто-то пришел спасать. Воспряла духом, так сказать, и всех сразу спасла, тем более, что бандиты ее очень боялись из-за нанесенной им в юности психологической травмой ее же педагогическими новациями. Уверена, что у каждого была такая Мария Семеновна, у которой совершенно бессмысленно было просить несправедливой оценки, которую, может, не любили, но боялись и уважали.
Ессстесно, спасенная Мария Семеновна и ее спаситель стали встречаться. Папа у Венеры был военным летчиком на Иссык-Куле, с распадом СССР оказался безработным, потом от них ушла мать Венеры, а отец попал в лапы мошенников, которые заставили его подписать продажу квартиры. Эти документы украли из машины бандитов дети. Но когда они вскрывали машину, сработала сигнализация, все успели убежать, а вот Венеру бандиты схватили. К ней на помощь Шпынь-Васильев направляет Марию Семеновну.
СЦЕНА «У ГАСТРОНОМА»
Перед гастрономом стоит обалдевший Шпынь с бутылкой пива в руках. Он делает глоток, покачиваясь, и молча таращится в зал. Появляется Мария Семеновна.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Это просто юмор какой-то! Дети в классе сказали, что ты, Васильев, болен! Грипп у тебя и высокая температура! А ты на виду у всего района стоишь у гастронома и пиво пьешь вместо физкультуры, школу позоришь. (Дальше дико орет) Я твою мать, ух, я твою мать! В школу вызову!
ШПЫНЬ Мария Семеновна! Закурить не найдется?
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Это что, юмор какой-то?
ШПЫНЬ Они сейчас ее там, в яме этой убьют! А где ребята — я не знаю. Мы только вечером на крыше шестого дома встретимся! Мы все убежали, а Венерку они поймали! Я ведь не виноват, что сигнализация сработала! Но она успела куртку Егору передать. А они ее в приямок, в люк продуктового магазина спустили. Как мешок с сахаром. Магазин там продуктовый у этого Паши смердючего. Они за паяльником и шилом к Славе домой поехали. А у Паши — пистолет в бардачке, но ребята мне кроме куртки ничего брать не разрешили. А сейчас чего делать-то? Парни-то убежали… до самого вечера.
МАРИЯ СЕМЕНОВНА Я просто не знаю, что с тобой сделаю, Васильев, если ты врешь. Показывай свою яму!
Уходят. Шпынь, забегая перед медленно продвигающейся Марией Семеновной, говорит: «Там замок-то плевый, я его живо свинтю. Вы бы только с ней посидели до того, как я парней с веревками приведу. А то там темно, крысы есть, наверно. Но еды там много, до утра хватит!»
Документы были в куртке-ветровке, в машине! А вдобавок в карманах куртки оказались деньги, по семь тысяч каждому, включая Марию Семеновну и Венериного папу. И все у них заканчивается кутежом. Шпынь накупает себе коробку Сникерсов и, объевшись, блюет прямо на сцене. Жаль, что этого не видела Врагова, она выскочила из зала на семейной разборке.
А училка устраивает Венериного папу преподавать им ОБЖ, надавив авторитетом. В конце все они поют песню о прекрасном светлом будущем, которое всех их теперь ожидает. И это тоже пародия, на этот раз на «Давайте восклицать!» Окуджавы, потому что в 90-х все подростковые пьесы, как мне объяснила ИАД, почему-то заканчивали этим «Давайте восклицать!» Юные артисты попросили ее что-то «в тему» сочинить, чтобы от них отстали с этой «постсоветской ностальгией». Сказано — сделано!
Однажды я заснул у батареи
В подъезде на четвертом этаже.
Мне снился сон, что стали все добрее,
И трудности закончились уже.
Правительство блюдёт о нас заботу,
Во всех киношках — дармовой сеанс,
А мама у меня нашла работу,
И ей тотчас же выдали аванс.
И верил я, что станет мир добрее,
Что папа даже перестанет пить.
Как мне спалось у этой батареи!
Ой, братцы, не найдется закурить?
И мама больше сердцем не болеет,
Что за квартиру нечем заплатить.
Как мне спалось у этой батареи!
Ой, братцы, не найдется закурить?
Я восклицать, ребята не устану!
Давайте комплименты говорить!
А я, наверно, космонавтом стану!
Ой, братцы, не найдется закурить?
В пьесе после песни стоит заключительная ремарка: «Про закурить, конечно, поет окончательно обнаглевший Шпынь. Потом все подбрасывают конверты вверх, посыпая зрителей деньгами. ЗАНАВЕС.»
И можно в духе нынешнего фарисейства выкатить Дедюховой претензии в «излишнем натурализме», но у нее ничего искусственного, все натуральное. Этим, собственно, ее искусство и отличается.
Всех мам в пьесе играет одна актриса, добавляя к неизменному банному халату то косметическую маску, то бигуди… Проблема «отцы и дети» (в наше время уже «матери и дети») — присутствует у всех героев. И эта проблема отражает главную проблему, созданную «ветрами перемен»: взрослые не знают, что у них произойдет к следующему четвергу, какие законы опубликуют вечером, больше всего их страшит будущее детей.
Дедюхова отвечает на эти вопросы в русле традиционной русской литературы: надо все равно учиться, любить пап, верить мамам, а главное ценить редкий дар человеческой дружбы и взаимопомощи.
У нее все обошлось не только без спецназа, но и без милиции-полиции, поскольку заявление о старой пропавшей ветровке у бандитов бы никто не принял. И все вокруг относятся к «ветрам перемен» с должным пониманием и вполне рационально. Жить-то надо!
В упомянутом фильме «Училка» героиня Ирины Купченко вроде и полна самых высоких помыслов. Она не говорит «плохие слова», просто ей совершенно наплевать, как живут дети, кто у них отцы, как изломала жизнь после развала СССР их родителей, какие бандиты сейчас лезут к ним, чтобы решать их настоящее и будущее… И пистолет для нее не только удобный способ дисциплинарного воздействия, но и способ охранения своего мирка, чтобы на него не влияли ни отчаявшиеся дети, ни их никчемные родители. По сути, Купченко играет свихнувшуюся на почве «моя хата с краю» садистку, давно и сама перепутав на той же почве верх с низом.
На «Театральных ладушках» 2001 года больше всего жюри возмутило, что они бандитские деньги из куртки-ветровки себе присвоили и ещё в зал разбрасывали, а все хватали на память зелёные бумажки со знаком доллара. Честно говоря, я бы тоже схватила эту бумажку. Дедюхова ворчала, что им к каждому спектаклю приходилось кучу этих бумажек рисовать. Что полностью совпало с политикой ЦБ РФ, но в целом было не слишком педагогично.
Там особо ничего педагогичного не было, не кололо глаза выспренной педагогикой. Какая уж тут педагогика, когда сын пытается выяснить у мамы, кто его папа, а мать, после всех переживаний нашего тяжелого времени честно ему признается, что давно не помнит о таких пустяках.
СЦЕНА «ДОМА У ВОВЫ»
Мама Вовы в том же халате, что и мама Венеры, но в косметической маске.
МАМА Вовочка, опять Вячеслав Валентинович звонил, дядя Славик.
ВОВА (Вначале говорит с матерью со злым сарказмом) Дядя Славик!
МАМА Да, Славик звонил. Он опять на тебя жаловался, сказал, что ты — нехороший мальчик.
ВОВА Так и сказал, что я — ниха-а-роший мальчик?
МАМА Так и сказал. Он вчера вечером договорился о такой важной встрече для твоего будущего, ну, важной очень, я, правда, не очень в этом понимаю, но раз Славик сказал… А ты почему-то не пошел…
ВОВА Важная встреча в одиннадцать вечера дома у дяди Славы.
МАМА Да, как раз в это время к нему должен был прийти какой-то важный человек.
ВОВА Мама. Мама, ты только не обижайся, ты у меня очень хорошая. Но ты бы хоть телевизор посмотрела, как-то просветлела бы умом, что ли. Может быть, наконец-то вдруг бы поняла, что за важные дяди по частным квартирам в одиннадцать вечера деловые рауты устраивают.
МАМА Вовик! Ты что, про вампиров намекаешь, что ли? А?
ВОВА Мама, какие у нас в городе вампиры? У нас шпаны-то стоящей нет! Ты этого Славу откуда знаешь, мам?
МАМА Ну-у, мы-ы-ы…
ВОВА Мам, давай так. Я уже взрослый.
МАМА Да.
ВОВА Я уже все понимаю.
МАМА Да?
ВОВА Мам, давай ты сосредоточишься сейчас и все мне расскажешь.
МАМА Что?
ВОВА Кто мой отец, кто такой дядя Слава. Мне это очень нужно. Для моего будущего, наконец!
МАМА Ну-у-у-у…
ВОВА Так, давай, ты будешь отвечать только да или нет.
МАМА Давай.
ВОВА Дядя Слава — мой отец?
МАМА Не-е-ет! Ну, что ты! Как только тебе могло такое в голову прийти! Дядя Слава! Ха-ха! Вова! Как ты мог подумать!
ВОВА Слушай, мама. Я ведь уже знаю, откуда дети берутся и…
МАМА Да-а-а?
ВОВА Мама! Я твердо знаю, что ты нашла меня не в капусте, потому что ты мама, даже не догадываешься, где и как эта капуста растет. И чтобы в дальнейшем я мог (и для тебя моя дорогая мама) рубить эту самую капусту или не рубить, мне надо знать все про твое безоблачное прошлое! Понимаешь, мама, истории про капитанов дальнего плавания, космонавтов, альпинистов, героев Афганистана меня уже не прикалывают. И я должен знать, почему дядя Слава помог тебе устроить меня на бюджетное отделение юридического, почему он требует меня к себе в одиннадцать ночи, почему…я устал! Я не хочу быть ниха-а-рошим мальчиком и очень боюсь стать хорошим. Я каждый день иду как по веревке, протянутой над пропастью…
МАМА Вовочка!
ВОВА Мама! Майонез Кальве! Давай, мамуля, сосредоточься, сконцентрируйся и, главное, в сторону не виляй. Пришла пора, мама.
МАМА Ты так считаешь?
ВОВА Я в этом уверен!
МАМА П-Понимаешь, я когда в институт не поступила, я тогда секретаршей в деканат устроилась.
ВОВА Умный шаг, одобряю.
МАМА А Славик был тогда комсоргом на юридическом факультете.
ВОВА Ну, конечно! Теперь многое сходится! Дальше, мама.
МАМА А с ним все время капитан из госбезопасности приходил беседовать в деканат, без свидетелей.
ВОВА Ты ничего не путаешь?
МАМА Нет, Вова, я честно. А капитан этот Славу в предбаннике деканатском дожидался возле меня, ну-у-у, а там где ущипнет, где и погладит, шоколадку подарит иногда. А шоколада тогда в магазинах совсем не было, а я шоколад тогда очень любила… Сейчас смотреть на него не могу.
ВОВА Смелее, мама, не увлекайся. Он что, этот капитан, стал моим отцом?
МАМА Ну-у-у… Я не уверена, что именно он. Я не знаю-ю-у…(плачет) Не помню я уже-е…
ВОВА Не расстраивайся, мама. Плевать на них всех. (Обнимает мать и гладит ее по голове) У нас все будет хорошо, успокойся.
МАМА Правда?
ВОВА Да. Давай продолжим с того места, когда я поступал и не добрал одного балла.
МАМА Тут Чечня всякая опять началась. Я со страху тогда смелости набралась и пошла в деканат. Я ведь там долго работала, когда ты родился, я уже так и поступать в институт не стала, мне некогда было очень. А в деканате меня попросили заплатить взнос в фонд развития вуза. А этот взнос такой большой был, я таких денег даже и не видела. Сразу. А там визитки лежали от конторы Славика для мальчиков с вашего факультета, для подработки. И я пошла по этой визитке, я по фамилии поняла, что это — он. И он тогда тебя устроил.
ВОВА Подлец.
МАМА Нет, он хороший. Он сказал, что теперь о будущем твоем позаботится, что мне теперь не надо думать ни о чем. Я так устала об этом думать (последнюю фразу произносит сквозь слезы).
ВОВА Да ты чего, мама? Ты и не думай. Главное, не думай! Ты, главное, трубку телефонную не бери и не думай!
МАМА Спасибо, Вова!
ВОВА На здоровье, мама!
Мама уходит в слезах. Вова трет глаза, которые защипало, на сцену выходит Шпынь во фраке, протягивает фрак Вове, который натягивает его при нас на футболку, и объявляет Танго капустных мальчиков. Все участники спектакля поют и танцуют, причем женская половина — поголовно на 5-6 месяце беременности из-за воздушных шариков под платьем.
ТАНГО КАПУСТНЫХ МАЛЬЧИКОВ
Не знаю я, кто был тогда с ней рядом,
Но не бывает дыма без огня.
И как-то раз среди капустных грядок
В семнадцать лет она нашла меня.
Припев:
Танго, капустное танго.
Чтоб им пусто было танго
Твое и мое!
Танго, капустное танго.
Чтоб им пусто было танго,
Это наше танго!
Ты, мама, хороша еще собою!
Но нет сапог и денег больше нет…
Мам, погоди, я все отдам с лихвою,
Но только не твои семнадцать лет.
Пусть Бог грехи им больше не отпустит!
Пусть будет меньше разных подлецов!
Чтоб не бродили дурочки в капусте,
А папы знали сыновей в лицо.
После танго все убегают с шариками, а Вова стоит минуту в тяжелой задумчивости, потом идет к телефону.
ВОВА Егор, это я. В джипе, в ногах второго сидения валяется старая куртка-ветровка. Хватайте ее, в ней Славик хранит все документы. Скажите Шпыню, чтобы больше ничего не трогал — ни портфель, ни магнитолу. Тогда этому придурку и заяву писать будет не об чем. Я залягу на дно. До четверга даже не звоните. Сам понимаешь. Счастливо вам всем!
Свет гаснет и слышно как истошно срабатывает сигнализация чей-то машины.
Нда.. Как-то Дедюхова в сердцах по этому поводу сказала, что если бы у нее Мария Семеновна встала на сторону бандитов, если бы там Венеру пытали паяльником или все же «отжали» у ее отца квартиру, то спектаклю был бы обеспечен приз фестиваля и полное понимание московского жюри. А раз она в данной ситуации (вполне реалистической, с куда более тонким знанием жизни) все же сделала счастливый конец, то именно этого ей и не простили. «Понимаешь, такое было чувство в 2001 году, будто они все заранее знали, запланировали уже, а нас всех тащили к этим запланированным ужасам, сильно раздражаясь, что все нормальные люди вообще-то хотят жить без их дурацких приключений».
Насколько я понимаю, педагогично и идеологически выверенно детская тема в последующие годы после фестиваля «Театральные Ладушки-2001» была представлена в театре «Современник» спектаклем «Голая пионерка». Уж как его только не пиарили. Ещё был шедевр «Мамапапасынсобака». Тоже с Чулпанушкой. Его даже по каналу «Культура» не постеснялись показать. Увы, до конца досмотреть не смогла. На редкость противно было. Даже не знаю, за что его ругать конкретно, но знаю, что мерзость откровенная. С большим интересом выслушаю отличное от моего мнение, по возможности аргументированное, но смотреть, все равно, не буду. Я итак по милости то Сергея, то Ирины Анатольевны всяческим литературным дерьмом оскоромилась. Сил моих дамских боле нет. Я люблю нечто прекрасное. Тяга у меня к оному …неискоренимая…
Но то дела были давние, никто уж в деталях не помнит, а молодежь так и не знает. Они сидят в тырнете и/или смотрят Голливуд. Поэтому для новых поколений сняли новый фильм на школьную тему.
Опять придется припомнить эту пресловутую «Училку» с Ириной Купченко. Не хотела, но смотреть пришлось. Начну с конца. Там такой оптимистический финал. Учителя и ученики на природе около костра сидят и поют песню под гитару из «Мэри Поппинс, до свидания». …Кхм… А вы уверены, что современные дети её знают? А вы знаете, когда последний раз этот фильм можно было посмотреть по ТВ? Спасибо, что не «Давайте восклицать!» Окуджавы… это уж совсем глухомань.
Уточнила у ИА, «Давайте восклицать!» дети пели в «Рыжей пьесе» после удачно завершенной сцены Колумбайна с автоматом. А чего тут удивляться? Типа можно даже порадоваться: никого ведь не убили! Тем более, что у Драгунской стишки… «редкое говнецо», как выразилась ИА, поэтому все гарнизонные девочки визжат про ее невыносимый стилЪ.
Однако складывается впечатление, что как «Рыжую пьесу», так и фильм «Училка» спонсирует к широкому распространению съехавший крышей генерал ФСБ наших лет или чуть старше. По фильму «Училка» прямо чувствуется, как ему самому хочется ворваться в школу в виде осовременной Мэри Поппинс с… «гранатометом «Муха» с оптическим прицелом» (с. «Сказка про двух воинов-джидаев»). И чтобы непременно песенку ему спели ностальгическую, какими он привык завершать пьяные новогодние корпоративы…
Нет, давайте разберемся с этими песенными концовками! Это наше поколение выросло с одинаковым бэкграундом и с преемственностью, с некоторым знанием культурных пластов, на которых росло поколение наших родителей. А вот нашим детям и в 90-ые, и в 2000-ые, да и сейчас не показывают по тому же телевизору ни фильмов, ни песен …советского производства. А проверьте… Мой ребенок услышала ту же пресловутую арию Фигаро первый раз в 9 лет!!! Себя вспомните. Наше поколение слышало её из каждого «утюга». Если что-то из советского репертуара моя знает, так это спасибо хору, в котором она занималась. Зато, когда она начинает сыпать именами голливудских звезд, я только успеваю останавливать и выяснять, кто это. Культурный багаж сейчас у молодежи очень разноплановый, зависит в большей степени от предпочтений. И общая его часть, так сказать область пересечения для большинства — гораздо меньше, чем у нашего поколения. Да, это следствие появившихся новых возможностей, но и намеренная редакционная политика СМИ. Намеренно рвали «связь времен». А после этого нагло так втирают, будто наши детки на раз споют нечто для них уже безмерно архаическое.
Теперь про саму героиню Ирины Купченко, училку истории …с принципами. Хоть бы, литературы, что ли… Какие принципы в школьной истории? Ученик в фильме прям на уроке так весьма рационально и интересуется: «А в каком учебнике?» …из имеющихся многочисленных с разными версиями изложения той самой истории.
Кстати, фильм 2015 года, а накануне, в 2014 году был такой непритязательный скандальчик про «теперь будут судить историков» (см. «Ледяной Дождь»). Так что за повод возник, что почти немедля начинают ляпать фильм про училку истории с пистолетом?..
И, вообще, я так думаю, скоро этот фильм придется запрещать. По уму и выпускать такое не стоило, поскольку писалось все без совести и культуры. В фильме очень назойливо и разжигательно звучит явно сепаратистский призыв и навязывается ущербное мнение той самой учителки по поводу расчленения СССР. Ясно дело, в пику тому самому ученичку, который начал обвинять поколение училки в развале СССР. Этого персонажа (ученика) постарались в конце сделать «плохим». Типа он — экстремист. В ситуации, когда все остальные, вроде бы, присмирели после эскапад и самой училки, и других особо рьяных учеников, он продолжил розЖигать. Но бытовая хитроумность училки помогла всем благополучно избежать уголовной ответственности. Хотя, интересно, чьи пальчики в итоге остались на пистолете?…Не важно! Короче счастливое завершение всей этой дикой истории примирило все противостоящие стороны. И все мирно запели душевные песни. А в чем, собственно, тогда был конфликт? Ведь его смогли разрешить лишь с оружием в руках? Ой, а вы вообще не понимаете, про что я тут рассказываю? Вы фильм не смотрели?
В школе раздаётся выстрел. Доведённая до отчаяния домашними проблемами и неуправляемыми учениками школьная учительница истории с сорокалетним стажем Алла Николаевна (Ирина Купченко) берёт в заложники учеников 11 «А» класса. Она решает преподать им нравственный урок, но через некоторое время сама становится заложницей сложившейся ситуации. О захвате заложников узнаёт полковник спецназа Кадышев (Андрей Мерзликин). В прошлом он тоже был учеником Аллы Николаевны, поэтому хорошо понимает еë — в отличие от сегодняшних школьников. (ВикипедиЯ)
Да, в ходе восстановления дисциплины в классе у учительницы в руках оказывается пистолет. Во всем, конечно, дети виноваты, это они пистолет в школу принесли… училка тут совершенно ни при чем! А у неё самой настолько непедагогическое сознание и экстремистские помыслы, что она под угрозой его применения заставляет учеников выучить и сдать ей годовой курс своего предмета. И речь идет не о матанализе, между прочим, а об истории. Вы просто объем материала представляете? Самое забавное, что по ходу фильма ученики (после всяческих истерик и выяснения отношений) нечто отвечают у доски. А их человек 20, минимум. …Сценарий писался авторами, не приходя в сознание…
Ой, вы сейчас мне станете возражать, что это гипербола с метафорой и художественным допущением в придачу. Что оружие — символ необходимости некоторого насилия в образовательном процессе (это если забыть о заминированной к первому сентября школе в Беслане). Что само образование уже является формой этого насилия. И без оного никого ничему не научишь (особенно, прекрасному и вечному). Я вот и не против. Только донесите эту мысль до озверевшей в нашей реальности ЮЮ. Флаг вам в руки. А я умолчу о собственных методах воспитания. Не хочу портить впечатления о себе. Итак не уверена в его привлекательности.
Давайте лучше ту училку обсуждать. Бог с ним с качеством фильма и сценария. Но выбрать в качестве некоего эталона нравственности училку истории после того, как ту самую историю прошлого на наших глазах переписывали и не единожды. И как историю, в которой мы сами прожили переиначивают прям туточки, прям сейчас. Лгут просто в глаза, ничего не стесняясь, те самые специалисты по истории. Большей частью от того, что сами ничего не понимают в текущей реальности, поскольку не обладают ни интеллектом ни интеллектуальным инструментарием для познания мира. А Ирина Анатольевна придет и припечатает, скажет, что это просто сволочи, которые утратили или никогда не обладали даже зачатками нравственности и культуры. Именно поэтому и не в состоянии понять происходящее вокруг, поскольку хотят только жрать, а не работать… Ну, вы сами знаете, что она может наговорить, когда к ней по горячую руку попадешь…
Короче, более одиозный предмет, чем история, в нашей текущей школьной программе — поискать. А сколько денежных ожиданий с ним связано, сколько финансовых потоков на печати школьных учебников освоено. Вот и одиозная министерша О.Васильева свою реформаторскую деятельность начала с унификации школьного учебника по истории. Она сама-то нормальный нравственный взгляд на предмет имеет? Заведомо нет? Поскольку даже не удосужилась за столько лет создать в школах нормальные …санитарные условия. Да, я все про туалеты. И она не Коллонтай в фильме «Посол Советского Союза», чтобы от этой темы пренебрежительно и остроумно отмахиваться. Это её прямая обязанность. Так что, видим на её примере, что за училки истории нам достались.
Вы поняли, что прообразы училок, созданных под кураторством нашей спецухы можно долго раззоряться.
Вот вам «вишенка на торте». Немного о творческих планах и перспективах.
16 октября 2015 года было объявлено, что зимой 2015/2016 годов начнутся съёмки сиквела «Последнее испытание». Согласно сюжету, Алла Николаевна ведёт свой класс на популярный мюзикл, но внезапно весь зал, где находится семьсот человек, оказывается в заложниках у террористов. Только сила слова учителя сможет переломить ситуацию и помочь обезоружить преступников. По сути, фильм должен был стать посвящением трагедии в Театре на Дубровке, произошедшей 23-26 октября 2002 года в Москве[13].
20 октября 2017 года в городе Мытищи Московской области стартовали съёмки продолжения[14]. Премьера картины запланирована на 29 августа 2019 года. (ВикипедиЯ)
С этими училками отвлеклись от «дел наших скорбных», которые творятся во МХАТе им. Горького. Там тоже у людей планов громадье. И все их мысли о работе с молодежью. Все учить чему-то мечтают. Сами — педагогический брак, а туда же…
И только подумала, как же мечтают все эти гарнизонные девочки и мальчики подравнять под себя вся и всех, глядя «на население через прицел табельного оружия» (см. комментарий Аделаиды к первой части), попался на глаза другой комментарий к предыдущей части.
29.07.2019 at 13:26
Это ж какой сукой нужно быть, такую гениальную пьесу оболгать! Снова зацепило и унесло, всю от начала до конца прочитал на одном дыхании.
Тьфу ты, Господи, носит же земля такое чмо, как эта Врагова.
Носит, конечно, носит… куда только не выносит. Итак, Врагова с подружкой вылетела из зала на сцене семейной разборки. Как и Leo, тоже сейчас просматриваю пьесу, сцена за сценой, понимая, что жюри «Театральных ладушек» тогда ведь не просто возмутились, что вместо пьесы Ксении Драгунской вдруг возникает веселое динамичное зрелище… нет, нет и еще раз нет! Все у них шло в русле «идейной обработки», они всеми этими своими мерзостями на сцене намеренно подтаскивали общество к кошмарам Дубровки, Беслана… и далее по списку. Фильм «Училка» уже ляпается в подготовке школьной резни и Керченской трагедии. Они торопятся расписать роли и получить оплату по прейскуранту.
В сцене «Дома у Венеры» вышибаются все подпорки под лживыми кампаниями по воспитанию толерантности или уж совсем наглой лжи по поводу «национальной розни». Окститесь, господа уголовнички! У нас до вас ничего подобного не водилось, здесь разные национальности живут вместе в самом прямом смысле, у нас дети общие.
У Венеры папа- татарин, а мама — русская. Отнюдь не национальные различия и этнические особенности родителей губят семью, а окружающий ее кошмар. Этнические различия создали эту семью, а губит ее изменившаяся обстановка. Когда-то отец дарил матери парфюмерный набор «Шурале» («запах… ничего так себе… относительно»), а теперь он не может вписаться в рыночные условия, зато хорошо вписалась мать, торгуя на рынке бытовой химией. В какой-то момент она понимает, что выжить одна сможет, а всю семью вытянуть… уже нет.
В скандалах, как всегда это водится по бытовухе, мать пеняет отцу, что уже не сможет выступать на сцене с Шубертом (когда-то она была пианисткой). Сцена многослойная. Венера закрывает уши, родители выясняют отношения как в немом кино, а к Венере выходят из зала Шуберт и Шурале…
Оттенок трагичности придает сцене просьба отца, чтобы мать не уходила до четверга, поскольку в четверг его, скорее всего… того, раз он не может отдать квартиру.
Но есть там одна фраза, на которой и рванула Врагова к выходу: «Гарнизоны эти вшивые». Так получается, что мама Венеры тоже своего рода «гарнизонная девочка». Хотя все равно непонятно, почему эти гарнизоны — вшивые… Возможно, подвыпившая мать так ругается. А может есть там какая-то правда жизни, которая известна ИА и… гарнизонным девочкам.
СЦЕНА «ДОМА У ВЕНЕРЫ»
За столом сидят Венера и ее папа, они кушают. Рядом нервно ходит Венерина мама в халате и бигуди.
МАМА Только жрать могут. Сидят ведь и жрут. Молчат ведь еще.
ПАПА (с татарским акцентом) Надя, что ты хочешь?
МАМА Я жить хочу, жить! Без тебя! Сил уже нет!
ПАПА Опять выпила, Надя…
МАМА А ты постой на нашей природе десять часов без этого! И ведь просила я тебя летные штаны и комбинезон достать, так — «Красть, Надя, неприлично!» А жрать тут так прилично! Хочешь, чтобы у меня задняя часть отмерзла? Дудки! (Сворачивает мужу кукиш под нос) Ухожу я от тебя, человека я встретила. У нас точки рядом.
ПАПА Это такой плюгавый с усами, что ли?
МАМА Приличный человек, машина у него есть! Так что радуйся, сумки теперь таскать мне на рынок не будешь. Квартиру делить не будем, пусть Венерке достанется. Я к нему жить пойду. Вот!
ПАПА (волнуясь и запинаясь) Надя, подожди несколько дней… В четверг… Меня… Понимаешь, в четверг…
ВЕНЕРА Папа, не надо, молчи, не говори ей ничего, пусть идет.
МАМА (расценивает волнение папы, как попытку окончательно ее закабалить) Нет, хороший мой! Ни одного дня! Впрочем, какая разница? Может и подожду… К черту! Ты ведь меня профессии лишил (говорит заученно, явно привычно), у меня теперь и пальцы не гнуться. Пианино у нас отродясь не было. Гарнизоны эти вшивые. Ты зачем меня погубил Абубакиров? Я ведь теперь никогда в жизни уже не сыграю Шу-шуберта (нетрезво, со слезой)!
ПАПА Надя, но в гарнизонном клубе был рояль…
МАМА Надя, в клубе был рояль! (ерничая) Говно! Я спать пошла, сплю тут только до четверга! Кстати, Абубакиров, а на какие деньги ты ездил к матери в Сызрань? И почему ты без шапки приехал?
ВЕНЕРА Иди мама, спи! Иди!
МАМА А ты с-стерва у меня, доченька (звучит, как с-серва). Впрочем, какая теперь разница?
Папа пытается отнести маму в постель, но она все время вываливается у него из рук и безотносительно угрожающе мычит: У-у-у…. Венера выходит от них на краешек сцены, папа глядит то на нее, то пытается поднять уползающую маму с пола. Венера зажимает уши руками — тишина! Она на секунду отрывает руки от головы и тут же слышит мамин вопль: Сволочь татарская!, она снова затыкает уши, но кошмар продолжается. Прямо к Венере из ниоткуда выходит человек в парике с буклями, в пенсне. Это сам Шуберт. А папа и мама продолжают на заднем плане безмолвную сцену, мама бьет папу чем попало, кидается его душить.
ШУБЕРТ Я не могу арбайтен, когда такой шум цузамен! Вы кто? Впрочем, какая теперь разница? А я — Шуберт, великий композитор. Да-да! Тот самый! Не ожидали? А вот он я! До чего наглый народ пошел. Они не думают, что я прямо над роялем висю, нет, вешу… Одним словом, меня всегда над роялем вешают. Видите, какие у меня гибкие пальцы, от самого плеча — до кончиков… О чем это я? А! О народе! Какая же это сволочь! Так и норовит из меня хоть кусок да украсть. А я висю и все-все слышу! Их хёрэ! Я-я! Па-ра-ра-ра-па! Думаешь, Бетховен? Майн гот! Это же он из меня украл! Ты по кому в музыкальном училище программу делал? (обращается к кому-то из зала) Вылупился еще, гад! Швайн! Я сказал — из меня, значит, из меня! Ты у меня сейчас по стенке ходить будешь! Ферштеен? Воруют целыми кусками, Лист — листами, Вагнер — вагонетками, а один даже фамилию спер, только подправил чуток — Шуман, говорит! Еврей! Как на рынке все прут, оглянуться не успеешь — шампуня нет, мыла целого куска нет, зубной щетки нет! А зачем им щетка зубная, если у них и зубов нет? Лебединое озеро? Балет! Видали? Да это же я написал! А не этот, как его там? Фамилия такая, что язык сломаешь…
Венера стоит в ужасе, всхлипывает, прижав руки к груди, но кошмар продолжается, прямо в зал выходит второй ужастик — Шурале. Мама, по возможности, пантомимой иллюстрирует все, что говорят Шуберт и Шурале, показывает гибкость пальцев, длинный нос, волосатость. Можно и с легким запоздыванием.
ШУРАЛЕ И-и-и… здрасти! И кто тут дома? Ой, сколько женчина симпатичная сидят. А можно с вами познакомиться? Смотри-ка, не убегает, это хорошо. Я как из лесу выйду, так все нарочно убегают, а я ведь только пообщаться с народом и выхожу. И как их понять? Волосатый, говорят! Да я каждую весну линяю! Нос, говорят, длинный (скосив глаза, смотрит на кончик своего носа). Слушай, твоя русская женчина? Сразу видно, потому как симпатичная очень. Я таких очень люблю… кушать. У нас нация такая — татарская. А у вас кто насиональный герой? Правильно, Буратина! Так вот у нее нос на 16 сантиметров больше моего… был. Сам измерял, она как-то к нам в татарские леса заходила… по неосторожности.
Вдруг замечает Венеру, подходит к ней.
Девочка! Хорошая девочка! Хочешь, семечек насыплю? Угощайся, у меня их — целый стакан!
Венера с криком ужаса убегает, папа и мама на заднем плане лежат в изнеможении — папа полузадушенный, а мама возле него. Шурале замечает Шуберта, который стоит, поджав губы, очень обиженный.
ШУРАЛЕ Убежала… Вот дура какая! Вроде и запах у меня ничего так себе… относительно. А вы кто такой?
ШУБЕРТ Я — Шуберт, великий композитор! А у вас семечки с солью?
ШУРАЛЕ Да-да, с солью, бери, мужичина по фамилии Великий Композитор!
ШУБЕРТ Вы не поняли, Шуберт — моя фамилия, а композитор — это потому, что я на рояле играю.
ШУРАЛЕ Ой, как хорошо! А я на гармошке татарской играю… целый день.
ШУБЕРТ (подозрительно, с обидой) Ну, и что же Вы играете?
ШУРАЛЕ Да разное там… Вот! Ой, дырын-дырын-дырын, ой-е-ёй!
ШУБЕРТ Какая песня.. самобытная! Главное, что я точно ничего такого никогда не писал! И как вас там, говорите?
ШУРАЛЕ Шурале меня зовут. Я еще много такого знаю! Вот! Ой, рахмат-рахмат, не рахмать меня! (на мотив Ой, мороз-мороз!)
ШУБЕРТ Вы знаете, несколько уроков композиции, и мы напишем с Вами … э-э… балет! Назло этому, такому… неважно кому! Назовем просто — Шурале! Дайте, я вас расцелую! Какой Вы, однако, волосатый…(вынимает волосы изо рта после поцелуя)
ШУРАЛЕ А я еще могу! Вот! Ой, якши-якши-ы, не я… я… я еще тут не до конца придумал.
ШУБЕРТ Это ничего, главное, свежо, оригинально, с национальным подтекстом… Вы в стиле кантри не пробовали? Напрасно!
Под последнюю фразу уходят, обнявшись. Мама и папа тоже расползаются в разные стороны.
Шуберт и Шурале — два персонажа, оттеняющие кошмар происходящего, то, чего быть не может и не должно, но запросто происходит. Сейчас понимаю, что ни черта не произошло бы много чего, чему открывали двери все эти любители постановок вроде «зайки-зазнайки». Кстати, как бы не кошмарили Шуберт и Шурале с папой и мамой, избивающих друг друга на заднем плане сцены, чувствуешь, как очень многое спадает с души. Это настоящее искусство (Дедюхова это называет «театральщина, без которой нельзя»), оно немедленно встает на защиту… в данном случае девочки Венеры, но в целом — и всех нас. Мне сложно это объяснить, но вроде и сценка этими двумя персонажами проходная, особо ни к чему… но вот она в любом диалоге об искусстве придает ее автору решающий голос.
А в фильме «Училка» вместо Шуберта с Шурале — полковник спецназа… Того и гляди, начнет выбивать договор на охрану школы от Росгвардии и требовать заполнить журнал «Антитеррор».
О захвате заложников узнаёт полковник спецназа Кадышев (Андрей Мерзликин). В прошлом он тоже был учеником Аллы Николаевны, поэтому хорошо понимает еë — в отличие от сегодняшних школьников. (ВикипедиЯ)
..В жизни у юной актрисы, исполнявшей роль Венеры, тоже были папа — татарин, а мама — русская. Все же Дедюхова из Удмуртии, это национальная республика, а население вообще многонациональное. Папа был счастлив и горд образом, созданным дочерью, очень смеялся над бытовыми сценами с мамой, а вот маму, напротив, многое смущало, но, думаю, многие проблемы их межнационального семейного общения были вполне разрешены.
И в «Звездах» тоже был пистолет, поскольку все же пьеса писалась по следам автомата из пьесы Драгунской. Здесь пистолет находился там, где и положено: в бардачке машины бандитов. Правда, Венера вдруг обращается к залу, поняв, что ее отец «попал на крючок» к настоящим живодерам, которым ничего не стоит убить собственную собаку.
ТАНЯ А с собачкой-то той что вышло, Вова? Ну, которая еще чей-то нос откусила?..
ВОВА Задушил.
ТАНЯ Что-о-о?
ВОВА Паша ее голыми руками задушил, когда нос отнимал.
ВЕНЕРА(громко, по-бабьи воет) Ой, мамочки! Помогите моему папе-е… Хоть кто-нибудь… (кричит в зал, высмаркивается, далее говорит нормально, но нервно) Ты только скажи — где они встречаются конкретно? У кого-нибудь есть пистолет?
РОМЕО Ой, Венер, давай только без мокрухи. Егор, может, вспомним старые дела? Не забыл еще, как иномарки вскрывать?
ЕГОР. Ты, Рома, пятый класс с десятым не путай, здесь уже ответственность другая — вон, Вовика спроси, он знает. Но что-то можно придумать, а? Вовик?
ВОВА Я поеду завтра со Славой. На переднем седле сяду. Паша никого не стесняется, ему все по фигу, тем более, что они меня в доску своим считают. До такой степени своим, что… Ладно, придумаем что-нибудь. До четверга два дня еще. Ты, Венерка, заранее не вой. Я постараюсь все выяснить. Они ведь не знают, что мы знакомы.
Случай с откушенным собакой носом — вполне реальный, как и все остальное. Пистолета, конечно, не нашлоь, зато нашелся подслушивающий все Шпынь за мусорными баками. Согласитесь, на редкость типично.
Вот и думаешь над фильмом «Училка», где пистолет нашелся с подозрительной легкостью и туманными пояснениями «где-то достал», «кто-то принес». Ну и история у нас нынче… влипли так влипли. Только под дулом пистолета и можно такое разучивать…
(Продолжение следует)
Читать по теме:
6 комментариев
Вот это точно. Эти шакалы жёстко отрабатывают идеологические установки. Раньше вопили «Партия — наш рулевой!», сейчас «Человек человеку волк, сдохните нищеброды».
Я помню тот спектакль Дедюховой! И хоть нам запретили его обсуждать и выражать по нему мнение, после этого многое изменилось в жизни прямо тогда. Через некоторое время в нашей «элитной» школе возник педофильский скандал, но уже не с нашими «юными актрисами», а с теми, кто вроде бы и спектакля не видел. Уволили одного учителя. Но в целом стало многое невозможно устраивать. И всем вдруг стало известно про Ушакова, который был директором, когда училась Дедюхова только под другой фамилией.
Прошло почти двадцать лет, многое видел после этого, на самом фестивале видел все эти «пьесы», но у Дедюховой было НАСТОЯЩЕЕ. Больше такого впечатления не получал даже от Шекспира в постановках Глобуса.
Прямо накануне суда над Дедюховой весь Ижевск был в зареве пожаров, шла военная канонада. Будто фашисты подступили к городу. У нас, обычных людей, сразу была мысль, что предъявить ей нечего, сейчас повесят «экстремизм», будто это она склады взрывала. Это было страшно, потому что ее дело все силовики «отрабатывали» поисками взрывчатки по учебным корпусам и супермаркетам. Нагло так, цинично. Лично у меня после взрыва в пятницу вечером была твердая убежденность, что саму Дедюхову обнаружат в понедельник в Пугачево с запалом в руке, раз не удалось сдать в психушку.
Но вместе с тем все время в памяти вылезал эпизод обсуждения «Рыжей пьесы» Ксении Драгунской в конце 2000 года. Дедюхова доказывала тогда режиссеру Шанской, что нельзя ставить пьесу, где не объясняется, где девочка взяла оружие. Шанская заявила, что у нас нынче на базаре все что угодно можно купить, об этом даже фильм сняли «Ворошиловский стрелок». Дедюхова сказала, что самосуды и сцены с изнасилованием не относятся к конфликтам, решаемым в искусстве. Это заявление в прокуратуру надо писать. А про легкость приобретения оружия на базаре сообщают те, кому очень легко приобретать наркотики, кто связан с преступными сообществами.
Вот в этой связи тогда и подумалось, что вся эта «борьба с экстремизмом» у нас затеяна ворами с военных складов, чтобы списать на Дедюхову большую недостачу на складах.
Лично для меня весь этот фарс с училкой и пистолетом только подтверждает, что на Дедюхову хотели «повесить» взрыв в Пугачево!
Но я должен сказать, что одно в жизни и осталось от того периода — этот спектакль. Там Шурале выходил прямо из зала к стоявшему на сцене Шуберту. И они вместе уходили писать оперу. Ну, это Дедюхова! Возникало впечатление, будто все страхи и пакости развеивались!
Смешно после такого говорить о «коррупции» или «честной конкуренции». На этом спектакле видно, что приперлась мертвечина, неспособная конкурировать даже с «в лесу родилась елочка».
Если говорить о Дедюховой, то стала внимательно следить за ней с того времени, когда на РБК сообщили о том, что у нее прошли обыски в 2010 году. Местная пресса помалкивала в тряпочку об этом выдающемся эксперименте, хотя все все знали, только каждый по своему. Время тогда у нас было очень страшное. Чувствовалось, что кто-то отыгрывает спектакль с плохим сценарием. И даже мысль очень разумная над всеми витала: как можно писать протест по поводу уличных убийств или группового изнасилования в детском лагере да еще президенту? Ясно же, что надо просто дома сидеть, тогда тебя не убьют.
А на самом деле в 2010 году прямо в Ижевске в феврале в школе-интернат произошел жуткий скандал вроде «колумбайна». И приезжал Павел Астахов, который это дело «замазал», не дал расследовать.
О том, как расправлялись с автором «Звезд над Иссык-Кулем» ни слова! А ведь именно она тогда не дала переползти «Манежке» по городам и весям! Да и весь этот колумбайн ограничился тогда истерикой Астахова.
Как все же раздражает этот лживый диссонанс! Про математичку, которая вступилась за учеников и полезла вместо Венеры в этот подвал — ставить нельзя! Ведь там все названо своими именами, там рассказывается, как бывшие двоечники квартиры отжимают с помощью установленных «законов». А вот про затраханную учиху с пистолетом, направленным на учеников, — это у нас башляется по полной программе, для такого одна из любимых советских актрис намеренно ссучивается.
А это большой прокол! Того и гляди, что завопят те «театральные деятельницы», которые устраивали в битком набитом зале какую-то диверсию, пытаясь сорвать спектакль Дедюховой.