Глава 1
Родина Сенеки.— Его отец, мать, тетка.— Братья Сенеки: Галлион и Мела.— Племянники: Новатилла и поэт Лукан.— Общая даровитость семьи
Всесветное распространение римской цивилизации при первых императорах принесло и самому Риму ту выгоду» что привлекло в него свежие силы со всех концов мира. Сначала в Рим, еще во времена республики, явились греки; затем, в первые годы империи,— испанцы; потом — галлы, британцы и, наконец, германцы, сломившие уже самый Рим. Но ни один народ не внес столько сил в римскую культуру, не дал Риму столько ученых, поэтов, государственных деятелей и даже императоров, и притом с чисто римским характером, как испанцы. Испанцем по происхождению был и знаменитейший римский философ Сенека.
Луций Анней Сенека родился в Кордове между 6 и 3 годом до Р. X. В то время Кордова, или, как ее звали римляне, Кордуба, была цветущим торговым городом. Завоеванная и укрепленная карфагенянами, она была свидетельницей пунических войн, и уже с 206 года до Р. X. перешла во власть римлян. Первые два столетия до Р. X. Кордова была ареною постоянных войн. В гражданскую войну Цезаря и Помпея она дважды подверглась опустошению, но со вступлением на престол Октавиана Августа и с распространением мира Кордова скоро окрепла и сделалась вместе с Кадиксом центром вывозной испанской торговли, а несколько позднее, в качестве главного города провинции Бетики, получила право чеканить свою монету. Своего торгового значения она не потеряла и до последних дней. Но торговые занятия жителей Кордовы не мешали им постоянно поддерживать в себе отвлеченные интересы к философии. В средние века, во время господства арабов, Кордова стала центром мусульманской образованности, и из нее произошел величайший из философов той эпохи — Аверроэс. Интерес и уважение к образованности в Кордове не угасли и до наших дней, Так, еще в прошлом веке в Кордове показывали как достопримечательность города дом, в котором родился Сенека, la casa de Seneca, a в окрестностях города — дачу, в которой протекло раннее детство философа, el Lugar de Seneca.
Отец Сенеки принадлежал к среднему (дворянскому) сословию римских всадников. Неизвестно, был ли римским всадником дед философа, несомненно однако, что выше родословная их не поднималась. Таким образом, фамилия Аннеев была сравнительно молодая; Сенека был, что называется, homo novus,— обстоятельство, дававшее ему возможность отлично уживаться в императорском Риме в то время, когда представителям древних римских фамилий приходилось или вступать в компромиссы с совестью, или сходить со сцены.
Отец Сенеки, Марк Анней Сенека, известный в истории литературы под именем Сенеки-ритора, был человек недюжинного ума, высокой образованности и редкой энергии. В половине царствования Августа он покинул свой родной город и переселился в Рим. Его жена, Гельвия, последовала за ним. В то время будущий философ был так мал, что его вынесла на руках из Кордовы его тетка, сестра его матери, женщина в высшей степени замечательная. В Риме Марк Анней Сенека скоро нашел себе выгодное занятие. При первых императорах римское ораторское искусство стало клониться к упадку и с политической трибуны перешло на школьную кафедру. Сенека-ритор стал преподавать ораторское искусство и вскоре составил себе этим имя, положение и состояние. Он первый поставил преподавание риторики на должную высоту и смело заявил, что не находит постыдным учить тому, чему так почетно учиться. Несмотря на природную суровость характера, Сенека не был педантом и в своих книгах сохранил ясный н трезвый взгляд на истинное значение и достоинство оратора. В дошедших до нас его сочинениях он ядовито смеется над манерой современных ему риторов уснащать свои речи цитатами и риторическими оборотами из классических речей в такой мере, что они теряли настоящий смысл. После Сенеки-ритора осталось сделанное им собрание речей современных ему школьных ораторов — на классические темы или на ‘Измышленные юридические и нравственные вопросы, каждая из этих речей сопровождается замечаниями самого Сенеки.
Мать Луция Аннея, Гельвия, происходила из знатного рода. Имя Гельвиев часто встречается в самых старинных надписях. Из той же фамилии происходила мать Цицерона.
Гельвия выросла и была воспитана в доме своей мачехи. Однако отец ее позаботился дать ей прекрасное образование, и она много занималась искусствами. Сенека списывает свою мать как женщину редкой для того времени чистоты и с восторгом отзывается о ее материнских чувствах, «Тебе не придется,— писал он Гельвии,-— извиняться женскою слабостью, ибо ты лишена женских недостатков, Бесстыдство, ставшее столь общим явлением века, не коснулось: тебя, Ни самоцветные камни, ни жемчуг’ не могли прельстить тебя,: Ты. не-считала- богатства за высшее благо людей, Воспитанная в старинном и1 строгом доме, ты- не поддавалась дурному примеру. Никогда не стыдилась’ ты быть матерью, хотя этим изобличался твой возраст. Никогда не делала ты, по примеру других женщин, заботящихся о своей наружности, искусственных выкидышей. Никогда не прибегала к белилам, румянам и другим притираньям я не носила таких платьев, которые скорее открывают тело, чем покрывают его. Но лучшим украшением своим почитала ты скромность,,. В отношении нас, детей своих, ты была нежно-заботлива. Ты радовалась нашему благосостоянию более, чем пользовалась им» Ты полагала границы нашей щедрости, не зная их для своей, и, сберегая наше наследство, ты заботилась о нем, как о своем, но воздерживалась от него, как от чужого. Наши успехи в жизни вызывали в тебе только бескорыстную гордость. Ты не хотела извлекать ИЗ НИХ ВЫГОДЫ»
Сестра Гельвии-, та самая, которая вынесла Сенеку на руках из Кордовы, и делом, и советом помогала философу в начале его общественной деятельности. Она ухаживала за ним во время тяжелой болезни, которой он подвергся в детстве, а потом уже юношей, благодаря ее протекции, он получил место квестора, Эта- тетка-была замужем за Витрувием Поллиозом, который в течение шестнадцати лет был претором в Египте. Несмотря на. легкость египетских нравов, жена его сохранила безупречную репутацию. И среди блеска и роскоши южных городов вела уединенную, замкнутую жизнь, Она потеряла своего мужа трагическим образом- во время морскою путешествия, но ни за что не хотела расстаться с его телом и, несмотря на бурю, подвергаясь опасностям, перевезла любимый прах в Рим, где впоследствии поселилась и сама и была одной из уважаемых женщин в столице, Окруженный заботами и ласкою этих двух замечательных женщин, Сенека провел свое детство, Таким образом, уже по рождению своему он принадлежал к интеллигентной и высокодобродетелвной семье, в которой высокие-нравственные доблести жены сочетались с блестящим образованием и. энергией мужа.
У Марка Аннея и Гельвии, кроме Сенеки, было еще два сына. Старший, Новат, впоследствии усыновленный Галлионом и принявший его имя, выдвинулся на административной деятельности и ко времени царствования Нерона занимал ответственную должность проконсула Ахайи. Мы встречаемся с ним в Деяниях Апостольских. Он — тот самый проконсул, который отказался судить апостола Павла, сказав обвинявшим его иудеям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идет спор об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьею в этом» (Деян., XVIII, 14—15). Сенека относился к Галлиону как к старшему, с глубоким уважением, и посвятил ему свои рассуждения «О гневе» и «О блаженной жизни».
Младший брат, Луций Анней Мела, жил в стороне от государственных дел. Он не занимался ни политикой, ни литературой, хотя и был высоко образован и любил чтение. Зато он умножил свое состояние. Его уединенная и тихая жизнь не спасла его, однако, от алчности Нерона, и ему пришлось умереть добровольною смертью, завещав часть состояния Нерону и его любимцам, чтобы спасти остальную.
Оба брата Сенеки — и Новат, и Мела — были прекрасные семьянины и преданные сыновья. Их заботам поручал Сенека Гельвию в дни своего изгнания. «Вспомни о моих братьях,— пишет он матери,— Пока они живы, тебе нельзя пожаловаться на судьбу. Каждый из них может восхитить своею доблестью. Один с большим умом отдался административной деятельности, другой с неменьшим благоразумием отказался от нее. Ты можешь всегда опереться на высокий сан одного сына, на спокойствие другого и на преданность их обоих. Я знаю искренность чувств обоих моих братьев. Один искал почестей для того, чтобы прославить тебя, другой избрал спокойную мирную жизнь, чтобы тем свободнее пользоваться твоим обществом. Судьба позаботилась о том, чтобы ты могла найти защиту и отраду в своих сыновьях: у одного — вследствие его высокого положения, у другого — вследствие его мирного образа жизни. Они будут наперерыв ухаживать за тобой, и тоска по одному сыну восполнится преданностью двух других».
У Сенеки не было детей, кроме умершего незадолго до его изгнания сына, но у его братьев были дети. Он упоминает о Новатилле, дочери Галлиона. В то время, к которому относится приведенная характеристика братьев Сенеки, она была девочкой лет тринадцати и пользовалась большим расположением своего дяди. Незадолго перед тем она потеряла свою мать, и Сенека, обращаясь к Гельвии, просит ее заняться воспитанием внучки: «Пусть воспитается она на твоих речах. Ты многое можешь ей дать, если даже послужишь ей одним примером»,
У Луция Аннея Мелы был сын, Марк Анней Луван,— известный поэт, автор поэмы «Фарсалия», запятнавший впоследствии свою память доносом на свою мать, который он сделал, будучи обвинен в заговоре против Нерона и напрасно надеясь спасти этим свою жизнь. Это был хорошенький, веселый мальчик, «при виде которого не могла длиться никакая печаль». В молодости он подавал большие надежды в качестве крупного поэтического дарования, но погиб безвременною смертью.
Кроме этих двух упоминаемых племянников Сенеки, вероятно, были еще и другие родственники по нисходящей линии. Одному из них должны принадлежать, по крайней мере, некоторые из приписываемых философу Сенеке трагедий.
Из этой краткой характеристики родных Сенеки мы видим, что он принадлежал к высокодаровитой семье. Почти все члены ее выдавались какими-либо талантами. Даже женщины были замечательны в интеллектуальном отношении. Но высшего своего развития духовные силы фамилии достигли, конечно, в самом Луции Аннее Сенеке.
Глава 2
Детство и ранняя молодость Сенеки, — Болезненность.— Образование,— Наставники Сенеки в философии: стоик Аттеа, пифагореец Сопшан, циник Дежетрий, эклектик Фабиак Папирии.— Первый этюд по естествознанию
До нас дошло мало сведений о детстве и юношестве Сенеки, У историков его имя встречается, начиная с того времени, когда он был уже известным философом. Ранние сочинения Сенеки до нас не дошли, Однако, зная общий характер римского воспитания и пользуясь теми намеками ка эпизоды юности, которые встречаются в старческих сочинениях философа, наконец, на основании его характера, можно сделать некоторые догадки и хотя з общих-чертам представить себе жизнь Сенеки в ранние годы.
Детство Сенеки протекло дома, и первоначальному своему воспитанию он обязан женщинам — матери и тетке. Об этом свидетельствует и глубокое уважение его к этим женщинам, и общая мягкость и утонченность его характера, и редкая в философе стоической школы любовь к женщинам. В сочинениях Сенеки женщина нигде не рассматривается как помеха отвлеченным интересам, как соблазн, который надо устранить; напротив, часто он упоминает, в особенности по поводу своей второй жены Паулины, как он много обязан женщинам за чистоту своих нравов и мыслей.
«Куда ни обращусь я, всюду вижу признаки моей старости. Приехал я в мою подгородную виллу и остался недоволен тем, что поддержание ее дорого стоило. На мои сетования управляющий возразил, что он в этом не виноват, что он со своей стороны принимал все меры, но что вилла сама стара. А вилла эта построена на моих глазах. Чем в самом деле стал я, если рассыпаются камни одного возраста со мною? Рассердясь на управляющего, я стал искать случая придраться к чему-либо. «Очевидно,— сказал я,— за этими платанами не смотрят. Их зелень жидка, ветви изогнуты и узловаты, стволы черны и неровны. Ничего этого не было бы, если бы их окапывали и поливали как следует». Тут управляющий стал клясться, что он все это делал, не жалел на это никаких трудов, но что деревья стары. А между тем, я сам посадил их и видел их первые листья. Взглянув на двери дома, я воскликнул: «А это что за расслабленный старик? Недаром он стоит в дверях: его пора выгнать из дому. Где ты выискал такого? И что тебе за охота таскать чужих мертвецов?» Но старик этот сказал мне: «Неужели ты не узнал меня? Ведь я Фелицио, тот самый Фелицио, которому ты дарил в детстве статуэтки богов. Я — сын твоего управляющего, Филозита, и был когда-то твоим любимцем»…»
На физическое развитие в Риме обращалось гораздо более внимания, чем у нас. И Сенека, несмотря на кабинетность своего характера и слабое телосложение, занимался гимнастическими упражнениями. Они состояли в садовых работах, в беге, метании диска, а главное, в купании в холодной воде. Излюбленным местом для этого был у римлян Еврин, канал, огибавший Рим, с особенно холодной водой. В детстве и юности Сенека купался в нем круглый год, и даже зимой, в первый день Нового года, бросался в купальнях, называвшихся Девственными водами, в холодную, почти ледяную воду и плавал там. Старея, Сенека избирал более теплые воды для купанья: сперва Тибр, а затем и искусственные ванны с теплой водой. Сенека, как уже неоднократно упоминалось, был слабого здоровья. По его собственным словам, он испытал почти все болезни. Вообще, Сенеке рано пришлось познакомиться с врачами и лекарствами. В течение его жизни ему так часто приходилось прибегать к ним, что и в философских сочинениях своих он часто пользуется сравнениями и аналогиями, заимствованными из области медицины. В старости Сенека страдал астмой, в молодости, кроме обычных детских болезней, Сенеке пришлось испытать хронический катар дыхательных путей. «Сначала,— пишет философ,— я не обращал на него особенного внимания: благодаря своей молодости, мне было не особенно тяжело переносить болезнь. Но наконец мне пришлось слечь, так как катар довел меня до того, что я весь истаял и страшно ослабел. Я даже стал подумывать о самоубийстве, но меня удержала мысль о том, как я оставлю моего отца-старика, очень любившего меня. Я принял в соображение не то, как бы прекрасно мог умереть я сам, но как бы он не горевал слишком по моей кончине».
Друзья Сенеки развлекали его во время болезни своими утешениями, посещениями и разговорами. Сенека вспоминал о них впоследствии с чувством глубокой благодарности: «Ничто так не восстанавливает сил больного, как участие друзей. Ничто не устраняет в такой мере ожидания и страха смерти. Я не думал, что я весь умру, если они переживут меня. Я думал, что я буду жить тогда если не с ними, то через них. Мне казалось, что я не испущу духа своего, не передам его им. Все это поддерживало во мне желание вылечиться и терпеливо переносить все мучения». Еще более содействовала терпению Сенеки философия, бывшая для него не только предметом кабинетных занятий, но убеждением сердца, которое он сознательно и последовательно проводил в своей жизни.
Вообще, отвлеченные и научные занятия поглощали большую часть жизни Сенеки. Свое первоначальное образование он получил под руководством своего отца, известного ритора. Вероятно, кроме того, Сенека посещал также какую-нибудь школу. В его письмах, по крайней мере, есть указания на то, что ему хорошо известны недостатки римского школьного преподавания. Так, осуждая в одном из писем схоластику, душившую римскую школу не менее чем средневековую и современную, Сенека замечает: «Не ради жизни мы учимся, а ради школы». В остальных своих сочинениях Сенека выказывает необыкновенную начитанность и знание схоластических авторов, какого, конечно, он не мог приобрести впоследствии, занимаясь философией в часы досуга от адвокатской и административной деятельности, тем более что о всех этих школьных авторах он отзывается с большим или меньшим презрением.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что к двадцати годам своей жизни Сенека получил солидное образование в греческом языке, грамматике, пиитике, музыке, истории и математике, когда он, оставив школьное образование, обратился к слушанию лекции по философии у лучших тогдашних философов. Это было около 19 года по Р. X.
Наставниками Сенеки в философии были стоик Аттал Пифагореец Сотион, эклектик Фабиан Пахшрий и циник Деметрий. Вообще, за исключением философии Эпикура, которую Сенека изучил впоследствии, его философское образование было очень разносторонне. О всех своих наставниках Сенека отзывается с большим восторгом, и лекции каждого производили на него сильное впечатление. Но особенно тесная связь существовала между Сенекою и Атталом.
В школу Аттала Сенека приходил первым и уходил последним. Мало того, даже в перерыве между занятиями, во время прогулок, Сенека постоянно обращался к своему наставнику с расспросами и вызывал его на рассуждения. Когда Сенека слушал лекции Аттала, на которых стоик обличал пороки, невежество и недостатки, юный ученик его испытывал сожаление о роде людском, и ему казалось, что его учитель — существо высшее, чем другие люди. Сам Аттал называл себя царем, но он казался чем-то высшим — царем над царями. «Когда,— продолжает Сенека,— он проповедовал бедность и доказывал, в какой мере лишняя и ненужная тягость все, что превышает первые потребности, мне хотелось нищим уйти из шкоды. Когда он обличал наши страсти и проповедовал целомудрие, трезвость, чистоту воображения и советовал не предаваться не только нехорошим наслаждениям, но даже излишним, хотелось совсем отказать себе в пище и питье. Кое-что из его наставлений,— сообщает Сенека своему другу Луцилию в старости,— осталось у меня на всю жизнь. Сначала же я следовал им очень горячо, но затем, отдавшись общественной деятельности, растерял многие из этих правил. Но все же на всю жизнь я отказался от устриц и грибов, ибо эта пища служит не для насыщения, но лишь для возбуждения аппетита, и только помогает съесть больше, чем желудок мог бы вместить. Точно также, благодаря советам Аттала, я на всю жизнь отказался от духов, тем более что всего лучше для тела, когда оно совсем не пахнет. Бросил я также пить вино и стал избегать бань, находя излишней изнеженностью расслаблять свое тело искусственными парами. Другие же привычки возвратились, хотя я в них соблюдаю строгую умеренность, тем более что она не легче, чем полное воздержание».
Значительное влияние на жизнь и нравы Сенеки оказывал пифагореец Сотион. Изложив доктрину вегетарианства, согласно учению Пифагора и пифагорейца Секстия, Сотион склонил и Сенеку к воздержанию от мясной пищи. Около года Сенека питался исключительно растительной пищей. Он уже стал привыкать к ней, и ему казалось даже, что дух его стал подвижнее, а ум острее. Но в это время Тиберием было воздвигнуто гонение на тайные секты евреев и египтян, казавшиеся подозрительными тогдашнему правительству и внешним признаком которых было неупотребление в пищу некоторых сортов мяса. Отец Сенеки, вообще не сочувствовавший философским увлечениям своего сына, воспользовался этим случаем и уговорил его отказаться от вегетарианства.
Из остальных учителей Сенеки замечателен по гордому, неуживчивому характеру циник Деметрий. Это была ходячая оппозиция всему тогдашнему строю жизни. Он презирал богатство, смеялся над властями, был неоднократно преследуем за вольный язык и, между тем, держался самых возвышенных правил. «Я любил его, Деметрия,— говорит Сенека, в одном из своих писем,— и, бросив жирных улиток в пурпуре, говорил с этим полуобнаженным чудаком и восхищался, видя, что oн не чувствует никаких лишений. Все презирать легче, чем иметь все. Кратчайший путь к богатству — презрение этого богатства. Деметрий же так живет, как будто он не то, что презирает все вещи, но предоставил другим ими пользоватьея». Во времена Калигулы этот Деметрий удивил своим бескорыстием императора, отказавшись принять от него весьма ценный подарок. «Неужели,— сказал Деметрий,— он думал, что я дам предать еебя за такую ничтожную сумму? Чтобы подкупить меня, не хватило бы всего его царства», Одному царедворцу, гордившемуся своим богатством, Деметрий сказал: «И я был бы так же богат, как и ты, если бы стал торговать своей совестью», В глубокой старости он осыпал оскорблениями Веепасиана, но тщетно. Этот мудрый император- презрительно заметил, что считает лишним убивать собаку, которая ка него лает:,
Связка- сохранил дружеские отношения с Деметрием до глубокой старосте, почти до своей смерти.
Наконец, Фабиан Панирий славился как прекрасный оратор и высоконравственный- человек. «Из уст его выходят не речи, но сама нравственность»,— говорил Сенека, В другом месте Сенека ставит его в образец лектора но философии за ясность и плавную медленность, с какою он читал СВОИ лекции. Зато эта манера препятствовала Фабиану хорошо писать: его слог был недостаточно ежат, и хотя изложение его было весьма последовательно, однако казалось напыщенным и водянистым.
Читать по теме:
- Пл. Краснов-Сенека. Главы 1, 2
- Пл. Краснов-Сенека. Главы 3, 4
- Пл. Краснов-Сенека. Главы 5, 6
- Пл. Краснов-Сенека. Главы 7, 8
- Пл. Краснов-Сенека. Главы 9, 10
- Пл. Краснов-Сенека. Главы 11, 12