Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году со своей семьёй поселился в Гатчине.
В Гатчине Куприн нашел уютный домик в пять комнат, с террасой и садом. Летом работал в саду, зимой — утренняя лыжная прогулка, потом — «рюмка травничка» под «самосборные маринованные грибки». А однажды в Гатчине появились три пуда зернистой икры — это друзья писателя, знаменитые борцы Иван Поддубный и Иван Заикин, выслали писателю такой подарок. Несколько дней весь городок ел эту икру ложками.
Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики… Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.
В 1914 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».
В предисловии А.И. Куприн написал: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю её матерям и юношеству». Гуманная по своему замыслу, повесть оказалась перегружена натуралистическими подробностями, элементами очерковой описательности, что снижало её художественную значимость.
Вот в этот период и был написан этот маленький рассказик «Заклятье» для дамского журнала.
…Кстати, позднее в Париже дочь Куприна станет известной моделью и актрисой. Она работала в одном из лучших на то время домов моделей Поля Пуаре.
Иван Алексеевич Бунин вспоминал, что 3 ноября 1933 года он «с особенным удовольствием смотрел фильм под названием „Бэби“… там играла хорошенькая Киса Куприна».
Однажды шофер такси, русский эмигрант, везший Куприна и одного редактора, услышал в разговоре знакомую фамилию и спросил у Александра Ивановича: — Вы не отец ли знаменитой Кисы Куприной? Дома Куприн горько сказал жене: «До чего дожил… Стал всего лишь отцом «знаменитой дочери».
А вот и сам рассказ.
(Из архива Л.П.Гущиной)
Читать по теме: