Французский историк, культуролог и социальный философ Жак Эллюль трактовал технику не только как совокупность машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственной техногенной цивилизации.
Жак Эллюль один из немногих кто на протяжении всей жизни задавался вопросом что необходимо человеку, для того чтобы достичь того идеалистического мира, к которому он так стремится.
Этот идеалистический мир – утопия, по мнению Жака Эллюля, поскольку предполагает, что может позволить, по существу, не вступать в конфликт с техническим миром. Казалось бы, что это то что и нужно человеку — полная гармония в мире, в котором техника уже давно стала естественной, неотъемлемой частью повседневной жизни .
Но Эллюль считает иначе :
«Утопия есть самая монотонная, самая тошнотворно скучная из всех мыслимых вселенных. Характернейшая черта утопии — это маниакальная: страсть к организованности. Обитатель утопии безнадёжно и окончательно инфантилен.»
С этим утверждением мне сложно согласиться, потому как человек без какого либо ориентира, того же самого стремления создать некую утопию вокруг себя, может легко заблудиться, идя по жизни. Человеком очень просто управлять, если им не движет какое либо стремление, очень легко навязывать ложные цели, поэтому я считаю что проблема современного мира именно в этом – ложные ценности, навязанные нам рекламными компаниями и корпорациями, которые и сбивают человека с его собственного пути. Достаточно будет изменить отношение к этим ценностям. Как это сделать свой вариант предложил Жак Эллюль.
Первое на что обращает внимание Жак Эллюль, это проблемы, которые и привели человека на ложный путь . Естественное присутствие техники в нашем мире — по мнению технического философа, совсем не естественно .
«Именно техника есть теперь «данность» без всяких определений: тут нет надобности ни в смысле, ни в ценности, она навязывает себя просто тем, что существует.»
Среда в которой сейчас живет человек стала насыщенна техническими возможностями, постепенно она вытесняет самую главную и естественную среду человека — это природа, которую к сожалению человек эксплуатирует как ресурс и не относится больше к ней с должным ей уважением :
«Природа уже не есть просто наше живописное окружение.»
«Природа оказалась демонтирована, дезинтегрирована науками и техникой: техника составила целостную среду обитания, изнутри которой человек живёт, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, приходят к нему от техники. Решающим фактором является заполнение нашей мысли, как и нашей чувственности, механическими процессами. Именно техника есть теперь «данность» без всяких определений: тут нет надобности ни в смысле, ни в ценности, она навязывает себя просто тем, что существует.»
Особое влияние, по мнению автора, от новой среды получило искусство :
«Современное искусство по-настоящему укоренено в этой новой среде…»
«Все творчество сосредоточиваетс
я в области техники, и миллионы технических объектов выступают свидетельством этого творческого размаха…»
В настоящее время среди художников очень популярно такое направление как гиперреализм, который вынуждает художника рисовать так, как будто это фотография – то есть сделано машиной. Да это демонстрирует великое мастерство художника, но какой в этом смысл, если произведение искусства лишается своей неповторимости именно за счет уникального взгляда художника и его ошибок. Современному искусству очень тяжело конкурировать с машинами, потому как многие творцы отбросили свои старые инструменты (краски, кисти, музыкальные инструменты, все то чем когда то творили) и перешли за компьютер.
Теперь каждый может стать творцом. То что раньше было дано единицам, за усердный труд над самим собой и стремление к прекрасному – стало общедоступным. Вместо красок и кисточек теперь планшеты. Не надо бояться нанести неправильный штрих — программа все отменит, и не придется ломать голову и придумывать как это исправить вручную.
Вместо музыкальных инструментов теперь специальные приложения, от фортепиано до арфы — есть все. Искусственные звуки и краски, с которыми очень сложно конкурировать настоящим. Кажется что нынешняя ценность не в качестве, а в количестве. Именно поэтому большинство художников пытаются поравняться мастерством с машиной изготавливать одно произведение искусства за другим, по десятку в день, против собственной художественной воли.
«…причина той ярости, которая овладевает иногда художником, пытающимся — против собственной художнической воли — создавать свою продукцию с быстротой машины: одно, два, десять произведений в день.»
На сегодняшний день мир наблюдает то, как техника расширяет свой радиус воздействия на человека, она преображается «мутирует», как говорит Жак Эллюль.
«Сама по себе техническая мутация, информатизация техники, не вызовет никакого изменения в положении пролетариата, неимущих масс, никакого освобождения человека не принесёт, если не будет решимости, сознательного выбора, воли, способной использовать технику в этом направлении. Назовём её политической волей. Беда в том, что политика, какою мы её видим сегодня, совершенно не в состоянии справиться с техникой и сама ей полностью детерминирована.»
Действительно, какой смысл от технического прогресса, если все новшества, которые создал человек, не идут на благо общества, не облегчают его жизнь. Давно у человечества есть все необходимое, чтобы найти лекарства от всех неизлечимых болезней, вывести уникальную зерновую культуру, которая будет расти в пустыне, и тем самым победит голод. С помощью техники можно было бы создать новый пласт различных рабочих мест – и победить массовую безработицу, у каждого было бы свое дело. Но в настоящее время, людям интереснее следить за новостями светской хроники через экраны своих мобильных устройств.
Я считаю, что проблема современного общества именно в ложных ценностях, отсутствие интереса человека к познанию чего-то более важного чем новый смартфон. Например, уже давно существует топливо, которое позволило бы людям долететь до Марса в течении 3 месяцев, но оно крайне радиоактивно. Поэтому его использование нецелесообразно по отношению к экологии планеты. И только недавно стало известно, что в Китае планируют создать корабль, который будет летать без использования топлива — и это почти за 70 лет космической эры. В свое время культовый писатель фантаст Рэй Брэдбери ответил на вопрос, почему люди все еще не живут на том же самом Марсе, например.
«…люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и IPhone… А если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».
Жак Эллюль предложил свое решение, как человек может избавиться от ложных ценностей, навязанные ему техническим развитием:
«Первое. Полная перестройка производственных мощностей западного мира с целью оказания даровой — без финансовой заинтересованности, без процентов, без протекционизма, без наставничества»
Но здесь велика опасность, что ни одно современное общество не пойдет на такую экономическую перестройку и политические введения. Нет вероятности того, что страна, не увидев своей выгоды в помощи другому государству, решит помочь.
«Вторым элементом политико-технической революции должна быть добровольная решимость не применять власть и силу в какой бы то ни было форме, отказ от военных арсеналов, подавляющих нашу экономику, но, помимо всего этого, — полная ликвидация централизованног
о бюрократического государства»
С этим утверждением я полностью не согласна. В наше время очень много опасностей, которые исходят от людей, и людей вполне недалеких. Взять к примеру конфликты, которые исходят от религиозных фанатиков.
И если сейчас, государство с вполне организованной инфраструктурой не может предугадать действия террористов, другие катаклизмы и военные действия, то что будет если лишить страну всего того, что пусть не всегда удачно, но защищало своих граждан? Это послужит импульсом для раскола общества, затормозит развитие и разрушит то, что дается человеку с таким большим трудом – адаптация человека к стремительно развивающемуся миру.
«Третий аспект, вытекающий непосредственно из второго, заключается во всестороннем развёртывании способностей и диверсификации занятий.»
«Если индивид способен что-то сделать самостоятельно, коллектив должен воздержаться брать на себя его инициативу. Общественные службы не должны быть ничем другим, кроме как службами организации совместных усилив и восполнения того, что не под силу одиночке. Необходимо поощрять местные производственные единицы к самостоятельному производству требующейся им энергии или к изготовлению непосредственно необходимых инструментов и орудий.»
С данным утверждением я полностью согласна. Людям нужно предоставить все необходимые условия для того что бы они гармонично сосуществовали друг с другом, занимались тем что каждый из них любит, если это не нарушает права другого человека, каждый человек будет независим от другого, но это невозможно сделать без организованного государства.
«Четвёртый аспект — резкое сокращение рабочего времени.»
«…одного лишь широкого внедрения автоматизации и информатизации недостаточно. Нам обязательно придётся поставить основополагающие вопросы: вопросы смысла жизни и новой культуры, вопрос о такой системе организации, которая не была бы ни принудительной, ни анархической, открывая поле для нового размаха творческой способности.»
Я считаю что данный аспект имеет наибольшую ценность для общества, потому как именно работа над собой, своими душевными качествами сможет сделать каждого человека и общество в целом намного лучше, грамотнее, выше ложных ценностей, которые разлагают общество.
«….пятый аспект политико-технической революции- прогресс измеряется отныне не возрастанием числа произведённых ценностей, а количеством сэкономленного человеческого времени.»
Действительно, самое ценный ресурс, которым обладает человек — это его время, которое не возвращается. И то, как человек его потратит, также зависит от его личных качеств. К сожалению, большинство современных технологий очень сильно отнимают это самое время. На мой взгляд, это связано с тем что человек не любит работать над собой, он глуп и ленив чтобы понять, что дело на которое он потратил целый час – пустая трата времени.
Жак Эллюль разработал стратегию, на которую необходимо будет направить свои силы после осуществления всех пяти аспектов, перечисленных выше.
«..сразу же после захвата власти осуществить две операции: положить конец централизованном
у государству и в то же время с максимально возможной быстротой приступить к самой интенсивной автоматизации всех заводов и фабрик и к самой совершенной информатизации всего, что относится к управлению машинами и труду в области финансов, торговли и обслуживания, с распространением информационных систем на всех уровнях .» «Следующим этапом должно быть — сокращение рабочего времени, обеспеченное автоматизацией, и одновременно упразднение большого числа административных служб, что окажется возможным благодаря информатизации.»
«Третьим этапом будет налаживание самоуправления и передача власти «низам», при независимости каждого в вопросе выбора работы, при широте этого выбора и допущении параллельной экономики. Самоуправление — способ управлять вовсе не только экономическими предприятиями, но и всеми производственным
и и административным и единицами без исключения. Необходимо приступить к самоуправлению на уровне коммун. На четвёртом этапе решается вопрос развивающихся стран «третьего мира». Пролетариат подлежит упразднению во всемирном масштабе.»
Я в корне не согласна с мнением автора и его идеей о передаче власти «низам», следовательно, и со всей его идеологической структурой. «Низы» находятся внизу потому, что в свое время они уже сделали выбор. Такие люди не способны улучшить свое качество жизни, что тут говорить о целом обществе. Конечно, стоить оговориться, что везде есть свои исключения. Но передача власти «Низам» окончательно расколет общество, доломает все то, что останется после упразднения централизованного государства.
Автор статьи сам мысленно находится в некой утопии, совершенно не представляя, что повлечет за собой отказ от государства, передача власти людям совершенно не способным достойно «нести» эту власть, влечет также полный регресс технической сферы жизни человека. Метод, который предлагает автор, сравним, пожалуй, с лечением психически больного, которому, чтобы излечить его, вырезали часть мозга, и тот становится овощем.
«Чтобы подойти к свободному социализму с человеческим лицом без технического регресса, чтобы освободить индивида, который спонтанно продолжал бы работать, трудиться в техническом мире, перестав, однако, подчиняться логике технической системы 7, для этого требуется подлинная мутация человека. Мутация психологическая, идеологическая, нравственная, перестройка всех целей жизни. И это должно произойти в каждом.»
Я согласна с мнением автора, что необходима тщательная работа в перестройки сознания человека, каждый человек должен проделать эту работу над самим собой. Но я не считаю верным полностью лишать общество работы. Даже если эта работа будет выполняться для себя самого. Я боюсь, что данный вид общественной системы приведет в ступор сложившиеся уклады общества. Каждый работает на себя, у себя дома, а если и работает по 2 часа в день – это приведет к отстраненности людей друг от друга. А нужно приложить огромный труд чтобы объединить людей.
Тем более, что любая работа, постоянное общение – все это положительно влияет на человека. Особенно пожилым людям нужна забота и общение. Я думаю, что необходимо, чтобы была возможность пожилым людям после 60-ти лет предоставить либо высококвалифицированные дома для престарелых, либо выделить рабочие места со свободным графиком, хорошей заработной платой и пенсией, само собой.
Таким образом на рабочих местах не будет застоя. Постоянный поток новых кадров и уважительное отношение к пожилым людям – они останутся членами рабочего коллектива, но обязанностей уже станет меньше. Конечно, все предложенные варианты по желанию самих людей пенсионного возраста. Хотя, конечно, в дружных семьях пожилые люди занимаются ответственной задачей — воспитанием внуков. Да и здоровье не всегда позволяет пожилому человеку трудиться в полную отдачу.
Работа должна быть, и должна быть совместной, и не просто на благо одного конкретного работодателя, и должна подпитываться целью — ради чего выполняется эта работа. Работа должна хорошо поощряться, и должен быть какой то минимум, который будет выплачиваться работнику в любом случае.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для здорового развития общества, необходимо создать среду для этого развития. И работу по созданию этой среды должен выполнять каждый член общества — и в первую очередь над самим собой.
Продолжение следует
Читать по теме:
2 комментария
Пожалуй, соглашусть с вашим героем: «Утопия есть самая монотонная, самая тошнотворно скучная из всех мыслимых вселенных.»
К тому же, мы все отлично знаем, чем такая утопия заканчивается.
Назвал бы все эти «технологии» — технологиями засирания мозгов. Подпишусь под словами Эккюля: «Утопия есть самая монотонная, самая тошнотворно скучная из всех мыслимых вселенных. Характернейшая черта утопии — это маниакальная: страсть к организованности. Обитатель утопии безнадёжно и окончательно инфантилен.»
В принципе, как утопия, так и антиутопия возникают на почве страха перед жизнью, перед ответственностью даже за собственную душу, на почве ее неполноценности.