Присутствие мавров постоянно проступает в любом архитектурном сооружении. Все мечты о сказке, все представления о прекрасном непременно упираются в мавританское наследие, которое Испания переваривала долгие семь веков Реконкисты. В результате все, что связано с мечтой, со свободным полетом фантазии, с изысканным искусством… с любым представлением о прекрасном и желанном — обязательно будет здесь иметь стойкий аромат восточной сказки, как это мы видели и в творчестве Антонио Гауди.
Начиная с древних времен, Испания никогда не была единым государством. Даже сейчас, когда недолюбливающие друг друга провинции почти примирились, соединившись под испанской короной, в стране официально существуют автономные области с собственным правительством, языком и традициями. История Испании — страны, очень привлекательной для завоевателей, состояла из длиннейших периодов патроната одного из могущественных соседей. Поэтому, говоря об исконной испанской архитектуре, нельзя однозначно выделить какое-либо одно, уникальное или исконно испанское направление… кроме мощного мавританского влияния.
Вместе с воинами на завоеванные земли приходили новые правители, которые хотели видеть в своих владениях привычные глазу постройки, в излюбленной стилистике. Благодаря этому в сегодняшней Испании дома в мавританском стиле соседствуют с готическими соборами, а средневековые замки с античными развалинами.
Однако мавританский стиль, своеобразно переработанный здесь не только душевными чаяниями и мечтами о лучшей жизни, явился здесь и основой формирования уникальной испанской нации, вложившей в мировое литературное наследие — драму чести (см. Размышления после вебинара «Драмы чести в испанской драматургии»).
Следов пребывания в Испании великой Римской империи осталось немного – пришедшие вслед за римлянами варвары почти все здания разобрали для собственных нужд, но и сейчас кое-где встречаются древние акведуки и мосты. Лучше всего сохранились сооружения того времени в городе Таррагона – это римский амфитеатр, цирк и преторий.
Возрождение влияния Рима пришлось на IX-XII века, когда многие европейские страны объединились под духовной властью папы. К этому периоду относится яркий образец романского стиля — собор св. Иакова в Сантьяго де Компостела, к которому ведет знаменитый паломнический маршрут «Путь Сантьяго».
На смену романскому стилю в XIII веке приходит готика. Средние века – один из самых мрачных периодов в истории Испании, и архитектура того времени очень ярко это отразила. До сих пор мы видим устрашающе-прекрасные готические соборы, символизирующие превосходство духовного начала над всем земным.
Говоря об испанских памятниках архитектуры культового назначения, общим местом становится упоминание о пресловутой «испанской инквизиции», как о «чудовищном явлении». И это назойливое напоминание… несколько портит впечатление от наслаждения архитектурными красотами.
Незыблемость веры – основной постулат того времени, породивший чудовищное явление – испанскую инквизицию.
Сразу заметим, что не так страшна на самом деле испанская инквизиция, как «охота на ведьм» в той же Германии. Отметим, что в худшие годы лишь 20% попавших в ее «мохнатые лапы» было осуждено. Просто это стало нынче таким расхожим местом… понятно из-за чего.
Инквизиция вводилась, дабы проверить, как ревностно придерживаются вновь обращенные иудеи основ католического вероисповедания. Выяснилось, что не очень ревностно, полагая, что крещение… это такая формальность, на которую можно и плюнуть.
На самом деле, наиболее жестокая инквизиция была в Португалии, где вводилась по просьбе правящей династии, дабы несколько уравновесить «рыночные условия». У нас нынче «невидимая рука рынка» с легкостью преодолевается «административным ресурсом» при срастании криминала с властью под крышеванием вездесущих спецслужб. А в Португалии все дела тихо и мирно решались… инквизицией.
И в тот момент, когда инквизиция стояла не на религиозных канонах, а имела всем понятный приземленный и практический смысл, дело принимало совершенно иной оборот. О португальской инквизиции особо ничего и не было слышно, поскольку из ее лап не вырывался никто.
Однако от печальных воспоминаний о темном прошлом, имеющемся у всех, в кого ни ткни, перейдем к тому, что остается в результате. Удивительно, что время не хранит ни мелочность, ни подлость, ни изуверство… но после того, как схлынут все сиюминутные и суетные порывы, остается самое настоящее, неподдельное, созданное творческими душевными порывами. Время бережно хранит лишь памятники, в которых читается благородство человеческой души, а не ее низменные стороны.
В Испании… это, конечно, мавританская Альгамбра (Alhambra)… ожившая восточная сказка.
Альгамбра — впечатляющий архитектурно-парковый ансамбль, который включает древние дворцы, крепость и сады мусульманских правителей и считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе. В настоящее время Альгамбра является музеем исламского искусства и культуры.Альгамбра расположена на вершине скалистого плато в восточной части города Гранада на юге Испании.
Средневековые поэты описывали это сооружение как «изумрудную жемчужину», отмечая выразительное строение на фоне зеленых лесов, голубого неба и горных пейзажей с заснеженными вершинами Сьерра Невада.
Слово Альгамбра (Alhambra) в переводе с испанского значит – «Красный замок». Альгáмбра (исп. Alhambra, от араб. الحمراء аль-хамра — «красная») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Некоторые связывают название Альгамбра — с цветом высушенной солнцем глины, из которой построены дворцы, другие считают, что название произошло от «красных пламен факелов», которыми освещали замок во время многолетнего строительства.
Архитектурный ансамбль Альгамбра виден издалека. Крепость из рыжего камня сливается с красно-коричневой железистой почвой холма Ла-Сибика.
Холм Ла-Сабика, бòльшую часть которого занимает Альгамбра, был населен еще в доримские времена. Первую крепость здесь построили арабы; она называлась Ильбира (по-испански Эльвира).
В конце IX в. здесь укрывался вождь восстания в Кордовском халифате Саввар ибн Хамдун аль-Мухариби. Далее это место долго не упоминается — до XI века, когда полуразрушенное укрепление отстроил Шмуэль ха-Нагид (993—1055/1056), визирь эмира Гранады Бадиса ибн Хабуса из династии Зиридов. До воцарения Насридов Альгамбра представляла собой просто укрепленный квартал (медину). Она могла существовать автономно от города: там были дворец правителя, школы, ремесленные мастерские и т. д.
Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку).
В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.
Альгамбра – это грандиозное сооружение: комплекс садов и дворцов, объединённых крепостными стенами. Дорога из Гранады до крепости проходит через красивый парк по склонам Куэста де Гомерес.
Когда-то Альгамбра являлась политическим центром и резиденцией эмиров Гранады. Творение мавританских архитекторов называли «земным раем», «Восьмым чудом света».
Гранадский эмират в XIII-XIV вв. был богатейшим государством Испании. В этот период арабское владычество на Пиренеях вступило в свою последнюю фазу. Цитадель Альгамбра стала последним мусульманским оплотом на полуострове.
Развитие Альгамбры связано с мусульманскими завоевателями Пиренейского полуострова, которые пришли на территорию южной Испании в VIII веке. Во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492) Гранада стала столицей мавританских владений на территории Испании — Гранадского эмирата.
В арабский период пространство вокруг Альгамбры оставляли пустым из оборонительных соображений.
Парк, называемый Альгамбрским лесом (Bosque de la Alhambra) и обрамляющий крепость с северо- и юго-запада, разбили только при испанской власти в первой половине XVII века.
До переселения на Пиренеи, мавры жили в засушливых местах, поэтому вода представляла для них особую ценность. Еще при закладке комплекса Альгамбры было запланировано устройство многочисленных бассейнов и фонтанов.
Вода охлаждала, услаждала слух своим течением и приносила жизнь растениям. А зелени здесь было предостаточно, ведь строители хотели построить здесь рай на земле, а сад является неотъемлемой частью этого места.
Яркий комплекс выделялся на фоне расположенных у подножия лесов, за что и получил название у литературных романтиков конца ХIХ века «жемчужина в изумрудах».
С запада в парк ведут Ворота Гранатов (Puerta de las Granadas), построенные в 1536 г. Педро Мачукой на месте бывших арабских ворот. Представляют собой тройную триумфальную арку, фронтон которой украшен тремя гранатами и двуглавым орлом с гербом Карла V.
За воротами дорога делится на три дорожки. Правая ведёт к музыкально-концертному комплексу «Аудиторио Мануэль де Фалья» и съёмной вилле «Кармен де лос Мартирес», расположенным уже за пределами леса. Правее правой дорожки, к югу от Ворот Гранат, стоят Алые башни (Torres Bermejas) — памятник арабской фортификационной архитектуры, построенный еще в IX в., хотя они перестраивались и при Насридах, и в XVI в., и в ХХ в.
Это три разновысоких башни с бастионом при центральной, самой высокой. Центральная дорожка ведёт к восточному входу в крепость и ко входу в Хенералифе; сбоку от неё прячутся среди деревьев ворота Биб-Рамбла (Puerta de Bib-Rambla), или Биб аль-Рамбла. Это копия ворот, построенных в арабские времена не то в XI—XII вв., не то при Насридах на одноименной площади Гранады. Тогда они назывались также Аркой ушей или Аркой рук, поскольку на них выставлялись соответствующие части тела, отрубленные у осужденных. В 1884 г. ворота снесли из-за ветхости, а в 1935 г. выстроили их копию в Альгамбрском лесу.
В 1884 г. ворота снесли из-за ветхости, а в 1935 г. выстроили их копию в Альгамбрском лесу.
Левая дорожка направляется прямо к стене крепости. У самой развилки находится мраморный крест, воздвигнутый в 1599 г. в рамках «рекатолизации» города. Дальше у этой же дорожки стоит памятник Вашингтону Ирвингу — статуя в полный рост с надписью на пьедестале «Hijo de la Alhambra» (Сын Альгамбры). Статуя выполнена мадридским скульптором Хулио Лопесом и установлена в 2009 г. по случаю 150-й годовщины смерти писателя.
Дорожка выходит к Фонтану Карла V (Pilar de Carlos V), возведённому по проекту Педро Мачука в 1525 г. и восстановленному в 1624 г. в связи с визитом Филиппа IV. Вода в нём вытекала из трёх маскаронов, символизировавших, по разным версиям, то ли окрестные реки Дарро, Хениль и Бейро, то ли времена года — Весну, Лето и Осень. Украшен также имперским двуглавым орлом, гранатами как символами Гранады, фигурами путти и т. д. Расположен у вертикальной стены бастиона, на который выходят Ворота справедливости.
Строительство крепости и дворцового комплекса Насридов начал в 1238 г. Мухаммад ибн Наср. Это был смелый и чрезвычайно трудоемкий проект. Арабским инженерам пришлось отрегулировать потоки воды, бегущие с вершин Съерра-Невады, чтобы горная влага питала все дворцовые сады, пруды, фонтаны.
Комплекс состоял из нескольких открытых дворцовых помещений: Мешуары, Комарес и Дворца Львов; внутренних двориков и садов с искусственными водоёмами. Все помещения группировались вокруг двух основных дворов: Львиного и Миртового, соединённых проходом.
Мавританские эмиры пожелали создать здесь кусочек земного рая. В те времена в состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище, до наших дней сохранились дворцы Альгамбры относящиеся преимущественно к XIV веку.
Дорога к Альгамбре из Гранады идет по склону Куэста де Гомерес через парковую зону, простирающуюся от Гранатовых ворот до Ворот Справедливости (Правосудия), которые были во времена мавров главным входом в резиденцию Альгамбра.
На огромных арках ворот в форме подковы сохранились надписи арабской вязью: «Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его. Нет иной власти, кроме Божьей».
Ворота Справедливости, созданные в 1348 году, служат главным входом в нынешний музейный комплекс. Это монументальная кирпичная сводчатая арка, выстроенная в форме подковы.
В 1238 г. Гранаду захватил Мухаммед I ибн Наср, по прозвищу «аль-Ахмар» (Рыжий), отняв её у эмира Мурсии Юсуфа ибн Худа, который ранее, в свою очередь, отобрал её у ослабевших Альмохадов.
Войдя в город через Ворота Эльвиры, он занял Флюгерный Замок. На приветствия жителей: «Добро пожаловать, победитель милостью Аллаха!» он отвечал: «Нет победителя, кроме Аллаха» — эти слова (Wa La Ghalib illa Allah) стали девизом основанной им династии Насридов и часто встречаются на стенах Альгамбры.
Мухаммед I начал строительство дворца, которое продолжил его сын и наследник Мухаммед II (1273—1302). При Юсуфе I (1332—1354) была построена башня Комарес, при Мухаммеде V (1354—1359) — Львиный дворик. Были выделены Алькасаба как цитадель и Медина — жилое поселение с эмирским дворцом.
В 1492 году Гранада была завоёвана Католическими королями, и Альгамбра стала королевской резиденцией. Первым её алькальдом (и генерал-капитаном Гранады) был назначен Иньиго Лопес де Мендоса-и-Киньонес (1440—1515), граф де Тендилья, прозванный «Великим Тендильей», внук знаменитого испанского поэта маркиза де Сантильяны.
В XVI—XVII вв. на месте мечети построена церковь Санта-Мария, а рядом с дворцовым комплексом появился дворец Карла V.
После воцарения Бурбонов, то есть с царствования Филиппа V (1700—1746), испанские короли практически утратили интерес к Альгамбре.
В 1812 г. французская оккупационная армия, уходя, взорвала некоторые постройки Альгамбры. По приказу маршала Сульта под многие башни подложили взрывчатку и снесли их. Существует легенда, что собирались взорвать и дворцовый комплекс, но его спас капрал инвалидной команды Хосе Гарсия, бросившись на пороховой шнур; в честь его подвига у входа в Алькасабу с площади Альхибес установлена мемориальная доска. Но документальных подтверждений этого события нет.
В 1821 году Альгамбра пострадала от землетрясения. Возможно, это и послужило толчком для начала реставрационных работ уникального комплекса, которые в 1828 году начал архитектор Хосе Контрераса, а после его смерти были продолжены сыном и закончены внуком.
Дворец является не только одним из наиболее ярких памятников мавританской архитектуры на территории Европы, но и наиболее уникальным, поскольку возводился в условиях полной изоляции мавританского зодчества на Пиренеях от мировых тенденций развития архитектуры, например, византийской.
Вкратце историю Альгамбры до того, как она стала Меккой всех романтиков мира, можно описать так:
Король Мухаммед I возвёл крепость и начал строительство дворца Альгамбра, сделав его королевской резиденцией.
Затем Мухаммед II и Мухаммед III заметно укрепили крепость, достроив сторожевые башни и дополнительные крепостные валы. Также в этот период был возведён летний дворец Генералифе.
В XIV в. Юсуф I принял решение полностью перестроить крепость. Реконструкция длилась около ста лет, даже в Гранаде столько не живут, а потому работы были закончены уже Мухаммедом V. В результате крепость Алькасаба получила чисто военное предназначение, а рядом с ней на склоне горы был возведён дворцовый комплекс Альгамбра.
В 1492 г. испанские войска короля Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской захватили Гранаду – и для замка начались не самые лучшие времена: декоративные рисунки замазали побелкой, картины и позолоту сняли, мебель поломали. Исключительно из высоконравственных сооборажений, как водится.
В XVI в. Карл V решил на территории Альгамбры возвести замок в стиле эпохи Возрождения, почти полностью разрушив для этого Зимний дворец (правда, задумку он до конца не реализовал). Была разрушена мечеть, а вместо нее возвели церковь Санту-Марию и монастырь. В сравнении с прежней мечетью — довольно страшненькие.
В XVIII ст. король Филипп V ещё больше испортил архитектуру Альгамбры в Гранаде, построив дворец в центре одной из мавританских построек.
Наполеон Бонапарт, проигрывая войну, приказал в 1812 году взорвать замок Альгамбра, но один из исполнителей обезвредил взрывчатку, вследствие чего французам удалось разрушить лишь одну башню, тогда как сам дворцовый комплекс уцелел.
Со второй трети XIX в. Альгамбра стала привлекать европейских и американских романтиков — литераторов и художников; в частности, она произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга, жившего в 1829—1832 г. в Испании, а также на Джорджа Ноэла Гордона Байрона, Франсуа-Рене де Шатобриана, Виктора Гюго, Эдварда Бульвер-Литтона и других. В сущности, они и спасли Альгамбру своими поэтическими восторгами и воздыханиями. Как ни странно.
Длительное время дворец Альгамбра в Испании находился в запустении, а его новое открытие и восстановление произошло только в XIX веке.
Тогда же начались работы по реставрации Альгамбры, в которых особо прославились архитекторы Хосе Контрерас Осорио (руководивший работами в 1841—1843 г.), его сын Рафаэль Контрерас-и-Муньос (в 1847—1890 г.) и внук Мариано Контрерас Гранха (в 1890—1910 г.).
Впрочем, по современным представлениям их реставрация была далека от научной, они исходили из распространённых в то время и весьма искажённых представлений о мавританской архитектуре, породивших даже архитектурный стиль «альгамбризм». Ближе к историческому облику Альгамбру вернул архитектор-реставратор Леопольдо Торрес Бальбас, хранитель музейного комплекса в 1923—1936 г.
Вход в Альгамбру лежит через Алькасабу (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления.
Крепость Алткасаба отделена от остальной части дворцового комплекса широким рвом, а также двойной крепостной стеной, между которыми расположен узкий двор. Позднее, когда к власти пришли испанцы, на северном и южном склоне горы была добавлена третья стена. В состав Цитадели входило девять дозорных башен, с которых хорошо просматривались окрестности и оружейная площадь.
- Кубическая башня (Torre del Cubo, правильней: круглая башня), или Ла Таона (La Tahona), — полукруглая башня со смотровой площадкой, с которой открывается вид на долину реки Дарро и квартал Альбайсин. Построена в 1586 г. Входит в состав стены, соединяющей Алькасабу с остальным комплексом.
- Адарве (Adarve), дозорный путь на северной стене.
- Оружейная площадь (Plaza de Armas), пространство между стенами Алькасабы. Здесь находятся фундаменты домов, где жил гарнизон и обслуживающее его население, остатки цистерны для воды и виден вход в подземную тюрьму.
-
Дозорная башня (Torre de la Vela), самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой), квадратная в плане, четырехэтажная. Именно на ней в 1492 г. завоеватели подняли флаг ордена Сантьяго и королевские знамена. Позже использовалась как жилище (до середины XX в. здесь жили члены Корпуса инвалидов войны, звонившие в колокол по праздникам). Имела зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Колокол был установлен в 1492 г. (отчего её стали называть также Колокольной башней, Torre de la Campana), но нынешняя звонница датируется 1840 г. (в 1882 г. разрушена молнией и восстановлена).
- Башня Оммажа (Torre del Homenaje), шестиэтажная, высотой 26 м, в христианскую эпоху выполнявшая функцию донжона. По легенде, в ней жил аль-Ахмар до постройки дворца. Первый этаж использовался как тюрьма и как продовольственный склад.
- Башня Идальго (Torre de los Hidalgos). Невысокая оборонительная башня у подножия Дозорной башни, рядом с бывшими конюшнями.
- Сломанная башня (Torre Quebrada). Высокая башня в центре широкой восточной стены. Построена на месте более старой башни, которая вошла в её состав. Получила название из-за трещины, пересекшей её сверху донизу.
- Башня Щитоносца (Torre del Adarguero). Крайняя южная башня восточной стены Алькасабы.
- Пороховая башня (Torre de la Pólvora). Самая южная, невысокая башня рядом с Дозорной. Здесь хранились запасы пороха.
- Оружейная башня (Torre de las Armas). Соединяла Алькасабу с кварталом Альбайсин через Оружейные ворота (Puerta de las Armas). Давала возможности пройти на внутренний двор и ко дворцу Насридов. Переход сделан в форме колена для упрощения обороны.
- Башня Султанши (Torre de la Sultana). Небольшая башня в южной внутренней стене, по соседству с Садами Адарве. Кроме оборонительного назначения, использовалась как склад и как жилое помещение.
- Сад Адарве (Jardin de los Adarves). Устроен в XVII в. на месте рва между наружной и внутренней южными стенами.
Ворота Справедливости (Puerta de la Justicia) еще называются Ворота Эспланады (Puerta de la Explanada), поскольку в своё время перед ними простиралось обширное пространство, — вход в Альгамбру из Альгамбрского леса.
Над внешними воротами есть арабское изображения руки (возможно, руки Фатимы, дочери пророка), над внутренними — ключа, а также статуя Мадонны в нише, сделанная Роберто Алеманом уже по указанию Католических королей.
За аркой Ворот Справедливости идут Винные ворота – Пуэрта дель Вин, далее – площадь де Лос Альхибес. За этой площадью располагается вход в дворцовый комплекс.
Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе.
Свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это — в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.
Винные ворота (Puerta del Vino), внутренние ворота, соединявшие площадь Водоемов с Мединой. Одна из самых старинных построек Альгамбры. Строительство этих ворот относят к эпохе Мухаммеда III, то есть к 1302—1309 гг. Оформление западного фасада выполнено в конце XIII — начале XIV в., восточного — позже 1367 г.
По одной версии, название ворот объясняется тем, что здесь продавали вино, не облагаемое налогом, по другой — что просто произошло искажение старинного арабского названия «Bib al-hamra’» (Красные ворота), превратившегося в «Bib al-jamra» (Винные ворота). Именно этим воротам французский композитор Клод Дебюсси посвятил прелюдию «Ворота Альгамбры».
Двор Медресе (Patio de la Madraza), развалины медресе — школы, где учились дети эмиров. Восстановлены контуры отдельных помещений.Площадь Водоёмов (Plaza de los Aljibes) расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V — с другой. Получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 г. С неё туристы входят в Алькасабу.
Дворец Насридов Состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара — здания для аудиенций и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, Дворца Львов — частных апартаментов.
Мешуар (Mexuar) — самая старая часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова maswyr — место, где собирается шура, то есть совет министров.
Зал Мешуара (Sala del Mexuar). В центре зала узорчатый наборный деревянный потолок христианских времен поддерживают четыре колонны с мосарабскими консолями. Потолок сделан в XVI в., до этого в его центре находился световой фонарь (боковых окон не было). Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами, которые перемежаются панелями с изображениями гербов Карла V, рода Мендоса, Геркулесовых столбов и т. д. В христианский период служил капеллой.
Молельня (Oratorio). Небольшая комната, примыкающая к Мешуару, откуда открывается вид на Альбайсин. Стены покрыты цитатами из Корана и восхвалениями Мухаммеда V. В восточной части находится михраб. В 1590 г. здесь произошел взрыв; в 1917 г. комнату восстановили.
Двор Мешуара (Patio del Mexuar), или двор Золотой комнаты (Patio del Cuarto Dorado). Расположен между Мешуаром и дворцом Комарес, с его северной стороны находится вход в Золотую комнату этого дворца.
Двор Мачука (Patio de Machuca). Расположен к востоку от Мешуара. Посредине находится бассейн в стиле древнеримских нимфеев, в северной части — восстановленный портик, над которым возвышается башня Мачука (Torre de Machuca). Ранее существовавший симметричный портик в южной части двора условно обозначен рядом кипарисов, подстриженных в форме портика. Двор назван по имени архитектора Педро Мачука, который хранил свои планы в прилегающем здании, пока строил дворец Карла V.
Дворец Комарес (Palacio de Comares) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V. О происхождении его названия высказаны разные версии; возможно, оно происходит от арабского «гамарийя» — так назывались цветные витражи в окнах главного зала его самой высокой башни, тоже названной башней Комарес.
Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes).
Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры (именно он изображен на верхнем снимке).
Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название.
По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, — в частности, стихи Ибн Замрака, министра Мухаммеда V.
На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика — богато украшенные входы в женские покои.
Золотая комната (Cuarto dorado). Была так названа за наборный резной деревянный потолок в стиле мудехар, расписанный и позолоченный (как и стены) уже при испанских королях. При эмирах, вероятно, в этой комнате сидели писцы и секретари, она была приемной. На втором этаже летом 1526 г. жила Изабелла Португальская, жена Карла V, а после — губернаторы и алькальды. Вокруг комнаты — круговая галерея, служившая дозорным путем для стражников.
Зал Лодки (Sala de la Barca). Вытянутый прямоугольный зал со входом из северного портика Миртового дворика, соединяющий его с башней Комарес. Его название происходит, по разным версиям, либо от цилиндрического свода, напоминающего перевернутую лодку, либо от искаженного арабского аль-барака — благословение (это слово часто встречается среди арабесок на стенах). Стены покрыты гипсовой лепниной, понизу изразцами.
Башня Комарес (Torre de Comares). Самая высокая из башен Альгамбры, высотой 45 м; возвышается над Миртовым двориком с севера. Крупнейшее помещение в ней — Зал послов (Salón de Embajadores), высотой 18,2 м, самый величественный зал Альгамбры. Пол там плиточный, посредине — герб рода Аламаров (XVI в.). В трех стенах, кроме входной, очень толстых (толщиной 2.5 м), проделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу.
Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной. Чрезвычайно богато украшен деревянный наборный потолок, символически изображающий семь небес мусульманского рая с престолом Аллаха посредине; потолок окружает сталактитовый фриз. На верхнем этаже башни располагалась зимняя спальня эмира, и оттуда шел выход на террасу.
Бани Комарес (Baños de Comares), или Хаммам. Традиционные арабские бани, сделанные по образцу римских терм. Из дворика Линдараха можно было войти в большой предбанник, или аподитерий. Он назывался Залом отдыха (bayt al-maslaj) или Залом ложей (Sala de las Camas), поскольку по стенам стояли ложа для отдыха после бани. В центре находится фонтан, по сторонам — два помоста, отделенные колоннами. Стены богато отделаны лепниной и изразцами. Наверху сделана галерея, на которой находились музыканты. Свет шел из высокого фонаря в центре потолка. Вся собственно банная зона освещалась через застекленные звездообразные отверстия в куполах. За аподитерием следовал фригидарий (bayt al-barid), зал с холодным бассейном, далее центральный теплый зал, тепидарий (bayt al-wastani), и, наконец, горячий зал, кальдарий (bayt al-sajun), за стеной которого стоял медный котел, где грелась вода. Отопление осуществлялось за счет системы гипокауста под полом и в стенах. Немалая часть отделки восстановлена в XIX в.
Дворец Львов (Palacio de los Leones) — частные покои эмира. Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти; существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королем Педро Жестоким.
Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124. Входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов (Fuente de los Leones), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу.
Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны еще в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля. Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, то есть во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака.
По своей структуре Львиный двор относится к типу мусульманского парка «чор-бак», что в переводе означает «четыре сада». Принцип его построения в следующем: прямоугольное помещение разделяется на четыре равные части двумя каналами, протянутыми по диагонали. На пересечении их располагается фонтан с скульптурами львов. Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал, вода в который поступает из четырех водоемов под каменным полом зала.
Ажурные аркады Львиного двора опираются на 124 мраморные колонны, гладкие стволы которых являются основным элементом декора. Размер двора составляет 28×16 м. Благодаря сложности оформления участок кажется просторнее. Колонны повторяют ритм узора покрывающего всю поверхность двора. Павильоны украшены сталактитами, выполненными из дерева. Важную роль в композиции играет высокая кровля из черепицы, исполненная в грубоватой манере, что подчеркивает элегантность оформления аркады. С западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи «пасти извергают струи воды.
Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes). Служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн, сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и замененного; с 1863 г. можно видеть остатки первоначального потолка. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.
Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes) расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана.Ржавые пятна в двенадцатиугольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале — купол звездообразной формы, состоящий из мукарн, с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу — изразцами XVI в.
Зал Королей (Sala de los Reyes). Замыкает Львиный дворик с востока. Возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделен парными арками на три квадратных секции. Названием обязан росписи на потолке центральной секции, сделанной на коже и приклеенной: изображено десять сидящих персонажей в характерной восточной одежде, в тюрбанах и с саблями, беседующих меж собой, — по одной из версий, это десять первых эмиров династии Насридов.
До XIX в. их считали судьями, и зал назывался Залом Правосудия (Sala de la Justicia). На потолке двух боковых секций изображены галантные сцены с участием кавалеров и дам; здесь также можно усмотреть влияние христианского искусства.
Зал Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas). Центральная комната покоев султанши. «Зал двух сестер» получил свое название благодаря встроенным в пол двум огромными плитам из белого мрамора, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы, также покрытые мукарнами. Купол, выполненный в виде сот, является самым крупным из арабских сталактитовых сводов, который составляют около 5000 ячеек.
Черепица и лепное оформление Зала двух сестер, возможно, являются самыми прекрасными во всей Альгамбре. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов. Над дверями сделаны антресоли.
Зал Бифориев (Sala de los Ajimeces). Примыкает к северу к залу Двух Сестер. Назван так из-за окон-бифориев (с двумя проемами, разделенными колонной) парных балконов на северной стене, выходящих в сад. Купол из мукарн, заново перекрытый в XVI в., стены покрыты гипсовой лепниной.
Мирадор Дарача (Mirador de Daraxa). Крытый балкон зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха (Patio de Lindaraja). Первое в анфиладе помещений гарема. Название — от искаженного арабского «И-айн-дар-айша» («Глаза султанши»). Имеет расположенные низко окна (в расчете на сидящих на полу), центральное — двойное арочное, боковые одинарные. Первоначально, до строительства покоев Карла V, из него открывался вид на долину реки Дарро. Гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака, черно-бело-желтый изразцовый цоколь, кессонный потолок.
Покои Карла V (Habitaciones de Carlos V), или покои императора (Habitaciones del Emperador). Шесть комнат (коридор, кабинет, приемная, спальни императора и императрицы, Зал плодов), пристроенных к дворцу в 1528—1537 гг., в результате чего образовался дворик Линдараха. В них можно было пройти через бывшие дворцовые бани. Архитектор — Педро Мачука. По легенде, именно в этих покоях был зачат будущий Филипп II. В 1829 г. в Зале плодов останавливался Вашингтон Ирвинг, о чем напоминает мемориальная доска, повешенная в 1914 г.
Будуар королевы (Peinador de la Reina, до XVIII в. мог называться также Tocador или Mirador). Комнаты верхнего этажа башни Аль-Хаджадж (часть титула Юсуфа I), которая примыкает к покоям Карла V, достроенные специально для императрицы Изабеллы Португальской около 1537 г. и расписанные в 1539—1546 гг. Состоят из передней, собственно будуара (кабинета) с арабскими арочными окнами и открытых галерей. Художники Хулио Акилес и Александр Майнер расписали эти помещения гротесками, растительным орнаментом, фигурами путти, мифологическими и аллегорическими сюжетами; цикл фресок в передней посвящен осаде Туниса Карлом V в 1535 г.
Двор Решетки (Patio de la Reja), или Кипарисовый (Patio de los Cipreses). Создан между стеной, зданием бань и покоями Карла V в то же время, когда строились последние; получил название по решетке балкона на южной стене, сделанного в 1654—1655 г. для прохода между дворцом Комарес и покоями императора. Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам — столетние кипарисы.
Дворец Карла V (Palacio de Carlos V) начал строиться архитектором Педро Мачука для императора рядом с дворцами Насридов в 1527 г., но в 1568 г. строительство было приостановлено на 15 лет из-за восстания морисков. Ренессансная архитектура дворца в духе итальянского маньеризма (архитектор долго жил в Италии) резко контрастирует с соседними постройками. После смерти Педро Мачука в 1550 г. работы продолжил его сын Луис (построивший круглый двор), здесь работали также Хуан де Ореа и Хуан де Минхарес. Впрочем, дворец достраивался до самого 1957 г., отчего носит отпечаток разных эпох. Дворец квадратный в плане (63 х 17,4м), но имеет внутренний круглый двор (диаметром 30 м).
Имеет два этажа, на фасадах которых пилястры чередуются с парами окон — прямоугольным и сверху круглым. Первый этаж выполнен в стиле тосканского ордера и рустован, к пилястрам прикреплены декоративные железные кольца для привязывания коней. На втором этаже сделан ряд балконов, его окна богаче украшены, пилястры — ионического ордера. Парадный вход с восточной стороны выделен четырьмя группами дорических колонн, на фронтоне над главной дверью — аллегорическая фигура Гранады. Со двора оба этажа образуют галереи, первый — с дорическими колоннами, второй — с ионическими.
С 1958 г. на втором этаже здания находится Музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada), с 1994 г. в южном крыле первого этажа — Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra), музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре.
Название «Парталь» (Partal, от арабского слова, означающего «портик») носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка её называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную её часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов — в начале XIV в., при Мухаммеде III.
От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений — башня Дам (Torre de las Damas), или башня Князя (Torre del Príncipe), встроенная в наружную стену. Её портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов.
Внутренняя отделка тоже похожа: разноцветные изразцы понизу стен, над ними гипсовая лепнина, деревянный потолок. Сверху находится башенка (mirador), откуда открывается вид на долину реки Дарро, как и из нижнего квадратного зала. По легенде, именно из этой башни к своим восставшим сторонникам бежал будущий эмир Боабдиль.
Куполообразный потолок Альгамбры. Гранада, начало XIV века. Кедр и тополь, резьба, частично окрашена. 1,90 х 3,55 х 3,55 м. Музей исламского искусства в Берлинеэ
Здесь же находятся девять арабских домиков, возможно, более поздней постройки, между водоемом и дворцовым комплексом; в одном из них можно видеть фрески середины XIV в. с изображением сцен охоты, войны, фантастических животных. Правей башни Дам, тоже в стене, расположена Молельня (Oratorio del Partal), или башня Михраба (Torre del Mihrab), украшенная гипсовой лепниной и соответственно имеющая михраб, обращенный на восток.
Южней этой зоны находятся сады Парталь (Jardines del Partal), на территории, где раньше находились жилища арабских вельмож. Еще южней когда-то стоял дворец Юсуфа III (Palacio de Yusuf III), от которого сохранились только фундаменты, а на месте центрального двора — водоем. После испанского завоевания в нем жили алькальды (губернаторы) Гранады, и он соответственно назывался дворцом Мондехар или Тендилья (по их титулам). В 1718 г. Филипп V в наказание за измену лишил титула и должности тогдашнего графа де Тендилья и велел снести дворец.
Верхняя Альгамбра, или Медина. Место, где находилась жилая зона Альгамбры: особняки, более простые дома, базары, бани и мечеть. Здесь жил обслуживающий персонал дворца и располагались ремесленные мастерские. Центральная улица, ныне называемая Королевской улицей (Calle Real), идет с запада, от Винных ворот, на восток в направлении Хенералифе. Параллельно ей прежде проходил оросительный канал, называвшийся сначала Султанским, а потом Королевским.
Церковь имеет в плане форму латинского креста. Барочный алтарь с витыми колоннами выполнил Алонсо де Мена в 1571 г., так же как распятие и статуи свв. Урсулы и Сусанны. Главную статую, Святой Девы Печалей (Virgen de las Angustias), представляющую собой пьету, изваял в 1750—1760 гг. Торквато Руис дель Пераль. Во время Страстной недели эту статую торжественно проносят крестным ходом на серебряных носилках, изображающих аркады Львиного дворика.
Рауда (Rauda, Rawda). Это слово значит «сады», но на этом месте, примыкающем к Дворцу Львов, находилось кладбище членов царствующего дома. Было найдено в конце XIX в.; могилы оказались пустыми, потому что Боабдиль перезахоронил предков близ замка Мондухар. К нему примыкают ворота Рауды (Puerta de la Rauda), сохранившиеся от башни Рауды (Torre de la Rauda), ныне восстановленной; они вели во Дворец Львов. Это четырехугольное в плане строение с землебитным куполом и тремя подковообразными арками; купол расписан имитацией кирпичной кладки.
Бани при Большой мечети (Baños de la Mezquita). Построены в 1302—1309 гг., перестроены в XIX в. и получили название «дом Полинарио» (Casa del Polinario), поскольку в то время там находилась таверна, которую держал певец и музыкант, кантаор Антонио Барриос по прозвищу «Полинарио», отец известного композитора и гитариста Анхеля Барриоса. С 1975 г. там устроен музей Анхеля Барриоса.
Бывший монастырь Сан-Франсиско (Convento de San Francisco) построен в 1495 г. на фундаменте разрушенного арабского дворца. В его бельведере поначалу похоронили Католических королей, прежде чем их останки перенесли в Королевскую капеллу при соборе. В 1835 г. здание было превращено в интендантский склад и жилой дом, с 1928 г. в нем разместились художники-пейзажисты. С 1954 г. в бывшем здании монастыря находится туристская гостиница из сети Парадоров (Paradores) — Parador de Granada. Через его дворик проходил Королевский канал.
Сухой сад (Secano, буквально «сухая земля»). Это название появилось с XVI в., когда были разрушены ведшие сюда акведуки. Бывшая территория ремесленного квартала; видны фундаменты домов, мастерских, гончарных печей. Вдоль неё идет кипарисовая аллея, где деревья пострижены в форме аркады; так делается с тридцатых годов ХХ в., чтобы туристы с аллеи могли видеть квартал.
Дворец Абенсеррахов (Palacio de los Abencerrajes). Был построен в XIII в. и стоял рядом с одноименной башней; принадлежал одному из самых знатных родов эмирата. В 1812 г. взорван французскими оккупантами; уцелели только фундаменты, башня и водоем.
Помимо уже упомянутых, сохранились следующие башни и ворота Альгамбры:
Куриная башня (Torre de las Gallinas), или башня Мухаммеда (torre de Muhammad). Прикрывала западный вход во дворец Комарес.
Башня Пик (Torre de los Picos). Защищала Окраинные ворота (Puerta del Arrabal), дававшие проход в Хенералифе, и Железные ворота (Puerta de Hierro), ведущие к бастиону, который вместе с этими воротами был построен после христианского завоевания по приказу графа де Тендильи.
Конец XIII — начало XIV в. Обязана своим названием, по разным версиям, то ли кронштейнам на уровне верхнего этажа, с которых якобы можно было обозревать наружную стену башни и территорию перед ней, то ли остроконечным зубцам. Состоит из трех этажей; отличается от других башен готическим стилем.
Башня Кадия (Torre del Cadi). В XVI в. называлась также Башней узника (Torre del Preso), в XVII и XVIII — Башней Пробегающей Лисы (Torre del Paso de la Zorra). В неё есть доступ по дозорному пути. Находится напротив прохода в Хенералифе. В 1924 г. реставрирована.
Башня Пленницы (Torre de la Cautiva). Построена в конце XIII в., перестроена в XIV в. С XVI в. была известна как Башня Воровки (Torre de la Ladrona) и Башня Султанши (Torre de la Sultana). В XIX в. её название изменили, предположив, что в ней жила в заточении Исабель де Солис, позже принявшая ислам, получившая имя Зорайя и ставшая любимой женой эмира Мулей Хасана, отца Боабдиля. Как и соседняя Башня Принцесс, это «башня-дворец» (torre-palacio, или по-арабски qalahurra), то есть жилое строение, а не просто оборонительное сооружение; довольно хорошо сохранившаяся отделка жилых покоев характерна для домов гранадской знати времен эмирата.
Башня Принцесс (Torre de las Infantas). В XVI в. называлась башней Руиса-и-Кинтарнайя (Torre de Ruiz y Quintarnaya) по имени её жильца, а современное название получила в XVII в., поскольку её связали с легендой о принцессах Заиде, Зораиде и Зорагаиде, позже пересказанной Вашингтоном Ирвингом в «Альгамбре». Внутри находятся богатые аристократические покои. Любопытно, что русский архитектор К. К. Рахау, побывавший здесь как пенсионер Академии художеств, сделал проект реставрации Башни принцесс и даже получил за это в 1862 г. на выставке в Париже золотую медаль; но об осуществлении его проекта нигде не упоминается.
Башня Конца Улицы (Torre del Cabo de la Carrera). Цилиндрическая башня чисто военного назначения. Называется так, потому что здесь кончалась улица Калье Майор. Построена либо восстановлена Католическими королями в 1502 г., взорвана при отступлении наполеоновскими войсками в 1812 г.
Водная башня (Torre del Agua). Прикрывала акведук, по которому из реки Дарро в Альгамбру через Хенералифе поступала вода. Самая восточная башня стены. Была взорвана французами в 1812 г.
Башня Хуана де Арсе (Torre de Juan de Arce). Названа в честь испанского юриста XVI в. Хуана де Арсе де Оталора. Взорвана французами в 1812 г.
Башня Бальтасара де ла Крус (Torre de Baltasar de la Cruz). Также оборонительная башня, взорванная в 1812 г. Сохранилась только нижняя часть. Реставрирована в 2001 г.
Семиярусная башня (Torre de los Siete Suelos). Построена в XV в. Названа так, поскольку в ней, по легенде, было семь подземных этажей, рассчитанных на оборону, хотя известно только два. Здесь же находятся ворота (построенные раньше), над которыми выбит девиз Насридов: «Нет победителя, кроме Аллаха». При арабах назывались «Биб аль-гудур», то есть Ворота ям, поскольку напротив находились подземелья для узников. Легенда, что в подвалах этой башни скрыты сокровища, упомянута В. Ирвингом в «Альгамбре». Из этим самых ворот якобы вышел Боабдиль, чтобы сдать крепость Католическим королям, попросив, чтобы с тех пор эти ворота заперли и никто через них не ходил. Ворота были частично разрушены французами в 1812 г. и восстановлены в 1970-е гг.
Капитанская башня (Torre del Capitán). Оборонительная башня. С 2002 г. биологи устроили в этой башне искусственные гнезда пустельги, чтобы воссоздать здешнюю популяцию этих птиц.
Башня Ведьм (Torre de las Brujas), или Ведьмы (de la Bruja). Раньше называлась Башней Аталайя (Torre de la Atalaya).
Башня Голов (Torre de las Cabezas), ранее Башня Оков (Torre de las Prisiones). К ней в христианский период в XV в. пристроен снаружи пятиугольный бастион, под названием Бастион Оливы (Baluarte del Olivo), для артиллерии. Название получила из-за сделанных на бастионе водостоков -гаргулий в виде гротескных бородатых голов. На этой башне тоже есть искусственные гнезда.
Башня Абенсеррахов (Torre de los Abencerrajes), или Счетоводская (de la Contaduría). Построена рядом с бывшим дворцом Абенсеррахов.
Ворота Телег (Puerta de los Carros), проделанные в южной стене между башней Абенсеррахов и воротами Справедливости — вероятно, для подвоза материалов для строительства дворца Карла V.
Хенералифе. Бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд второстепенных ссоружений.Дворец Хенералифе (Palacio del Generalife) построен в XIII в. и перестроен в 1319 г. Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры. Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Оросительного канала (Patio de la Acequia), через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья. Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город.
Восточней дворца на холме расположены Верхние сады (Jardines Altos), разбитые в XIX в.; здесь обращают на себя внимание Водяная лестница (Escalera del Agua), идущая вдоль каскада в перилах, и Романтический мирадор (Mirador Romántico) 1836 г. в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями.
Нижние сады (Jardines Bajos) с каналами, фонтанами и искусно подстриженными деревьями и кустами появились только в начале ХХ в.; в 1952 г. в них построили открытый театр (Teatro del Generalife) для проведения фестивалей музыки и танца.
Гармоничное сочетание живописных садов Альгамбры, ее внутренние дворики и террасы с фонтанами, водные каскады, каналы и водоемы со множеством изящных арок, сводов, стройных колонн или узорчатых резных окон — оставляют незабываемое впечатление на всю жизнь. Это действительно… небольшая модель рая на земле, все-таки пережившая нашествия власть имущих… Все это великолепие декорировано причудливыми арабскими вязями, растительными орнаментами, пестрой мозаикой, керамическими изразцами, резными узорами по дереву и камню.
Важную роль в общей композиции Альгамбры играют именно вода и свет. Вода здесь сверкает брызгами фонтанов, журчит в каналах и резво струится в каскадах, наполняя водоемы. Все это – на обширной территории в окружении апельсиновых благоухающих деревьев, кипарисовых аллей и цветущих клумб.
Вода, поступавшая с горных склонов Сьерра Невада, наполняла каналы и фонтаны Альгамбры и была той стихией, которую мавры ценили больше всего. Фонтаны, ручьи и водопады для арабов являются не менее характерной частью архитектуры, чем колонны для греков. Неслучайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».
В строительстве использовались недолговечные глина и алебастр. Но мастерам из XIV века удалось и при помощи них создать настоящее чудо в Европе. Главной особенностью мавританских дворцов является художественная резьба по штукатурке. Здесь она выражена особо ярко.
В своей организации Альгамбра содержит множество двориков, фонтанов, бассейнов. В каждый дворик лежит вход через аркаду, а внутри него находятся красивейшие помещения — залы для пиров и послов, спальни. Интерес посетителя привлекают и арки строений, напоминающие симметричные сталактиты.
Особый интерес представляют многочисленные башни Альгамбры с декорированными холлами, бассейнами и прекрасными видами окрестностей с верхних точек башен. Самую восточную часть дворца Альгамбра занимает оборонная башня Торре де лас Дамас, с примыкающим сводчатым холлом, бассейном и маленькой мечетью.
Уникальный архитектурный комплекс создавался на протяжении нескольких веков, а потому со временем сформировал самый что ни на есть настоящий город: возле его крепостных стен находились сады, а на территории были возведены сторожевые башни, дворцы, мечеть, павильоны, и даже город (Медина), в котором проживало около 2 тыс. человек. В основном это были служащие замка – врачи, повара, кузнецы, охранники.
Площадь архитектурного комплекса составляла около 140 тыс. кв. м., длина – почти 750 м, максимальная ширина – около 200 м, а общая протяжённость крепостной внешней стены – около 2 км. В качестве строительного материала использовали кирпич, бетон, мрамор, дерево, керамику и гипс.
Читать по теме:
3 комментария
Красиво, познавательно, но своё ближе, лучше и роднее..
Какой вы, Жоржик, однако привередливый! Чего у вас «свое» лучше? У испанцев это тоже не свое, а заимствованное.
Свое у него завелось. Давно вам тут каменоломню надо было устроить. Тогда и узнаете, что у кого лучше.
Не обижайтесь Сергей. На вкус и цвет все фломастеры разные.