С некоторых пор стало модным посещать оперу, а после этим безудержно хвастать в социальных сетях. Как бы в качестве «возрождения традиций». Но ведь все вокруг понимают, что ничего нового в таком досуге нет. А во времена, когда не было даже плееров, а граммофоны стояли только в трактирах, посещение оперы было единственным высоким стремлением публики удовлетворить свои духовные потребности и все такое.
Вряд ли кто-то сможет нынче полюбить оперу так, как ее любили когда-то, рассчитывая лишь на ярмарочные гастрольные спектакли заезжих знаменитостей.
Но сегодня, когда любая дама зрелого возраста прорезает на своей тачке просторы Интернета по трафику «супер-токио», попутно заполняя пробелы в знакомстве с новинками классического искусства, — смешно сниматься в дурацкой шляпке на телефончик. Это вызывает одно раздражение. Нормальные юзеры сегодня доказывают собственную причастность к извечным ценностям несколько иначе. На телефон тихонько (чтоб не выволокли за лацканы взятого у соседа фрака) снимаются наиболее запоминающие эпизоды, чтобы у посетителей Ютуба возникло ощущение непрерывной ярмарки, где царит русское раздолье и широта души… иногда за чужой счет, конечно. Однако праздника эти размышления не отравляют. Ведь потому-то и фотографируются шляпки на фоне подновленных интерьеров Большого, что далеко не всем суждено выгулять мамину горжетку и бабушкину шляпку в Большой.
Да и каждый спектакль в чем-то неповторим! Поэтому каждый, кто использовал телефон по прямому назначению под гаснущими люстрами зрительного театра, сожалеет лишь об одном… что на сцене не поют те, кто без записей, почти без фотографий, при очень скудных биографических сведениях — умудрился стать легендой отечественных театральных подмостков.
…Вебинары сегодня, в основном, это элемент сетевого маркетинга или попытка устроить «психологический тренинг», не тратясь на аренду помещений. То есть тоже не представляет какого-то новшества, постепенно утрачивая всякий смысл, поскольку применяющиеся на вебинарах элементы манипуляций массовым сознанием — плохо работают в индивидуальной среде Интернета, когда человек не испытывает давления аудитории.
Мне кажется, именно в таком общении, находясь в прямом контакте, и, одновременно, предоставленный собственным мыслям и чувствам, — современный человек имеет возможность испытывать истинный подъем духа. Правда, в организации такого вида… лекториев/обсуждений/»встреч в эфире» (пока охарактеризовать это затруднительно) — важна каждая деталь. И в первую очередь, здесь важен сам мотив организации вебинара.
В данном случае, хочется пригласить всех на мероприятие, на котором до сего дня пока никто не бывал, поскольку его никто и никогда не устраивал. Сегодня состоится первый в мире оперный вебинар «Мужские голоса русской оперы».
С автором и ведущей вебинара читатели «Литературного обозрения» могли познакомиться по публикациям:
- Дамское щебетание
- За чашкой чая
- Музыкальный калейдоскоп
- Призывая Гарибальди (разговор после посещения Новой Оперы)
- Оперные зарисовки
Да, в жизни нашу наивную, легко попадающую под влияние высокого искусства, но практичную и здравомыслящую Аделаиду зовут Галина Щетникова. И все, кто строчил в комментариях к статьям, будто все авторы «Литературного обозрения» — Змей Горыныч о девяти головах, а по сетевому нику сами знаете кто, — может убедиться в обратном, посетив этот вебинар.
Чтобы не обманывать понапрасну чьи-то ожидания, стоит сразу сказать, что мужской оперный вокал — всего лишь повод поговорить о вечной загадке мужского обаяния, мужской харизмы. Хотя далеко не все, под чье влияние с удовольствием попадают дамы (со времен Адама и Евы), поют в опере, но ведь… поют же!
Именно в русской опере возник феномен мужских басов, на которых опирается не только все действие, но и сама опера нанизывается бусинками на стержень мощного мужского пения. Бас — наиболее сложный голос в вокальном творчестве. Что-то вроде кувалды-«понедельник», если кто-то понимает, что я имею в виду. Только в России появилось чудесное развлечение — исполнять партии сопрано — коллективом басов-профундо. Это так по-русски, признаться… Женская душа при таком вокале уходит в пятки и проникается… гм… гендерными различиями.
Да и сама оперная русская классика — это, простите, не опера-сериа XVIII века, где чем выше голосишко, чем более его обладатель напоминает католического служку-кастрата, тем «духовных ценностей» больше.
За центральными и характерными басами, через басы-кантанто — не торопясь переходим к баритонам, а после прислушиваемся к тенорам… Но основной контрфорс русской оперы — это мужской бас, как стержень мироздания. Развернись душа, и пускай небо свернется в овчинку!