«Роми по своей природе какая-то нереальная, трудноуловимая по жизни. Есть что-то призрачное в ее образе жизни, как-будто она пришла с другой планеты, это один из компонентов ее очарования»
Дино Ризи
Розмари Магдалена Альбах, известная зрителям и поклонникам как Роми Шнайдер.
Актриса, сыгравшая в более, чем 50 фильмах. Возлюбленная Алена Делона. Множество престижных кино-премий. Звезда, которую не могут поделить Австрия, Германия и Франция. Мать двоих детей. Казалось бы, что её нужно для счастья? Но трагичнее судьбы, чем у Роми Шнайдер, ещё поискать. Кажется, счастливой она была только в кадре. Последний её кадр был снят, когда ей было 43…
Ро́ми Шна́йдер (нем. Romy Schneider; настоящее имя Розмари Магдалена Альбах (нем. Rosemarie Magdalena Albach); 23 сентября 1938, Вена — 29 мая 1982, Париж) — немецко—французская киноактриса, звезда австрийского, немецкого и французского кино. В одном ряду с Марлен Дитрих и Хильдегард Кнеф Роми Шнайдер является одной из самых известных немецких актрис XX века, снискавших международный успех и славу.
Роми Шнайдер родилась в актёрской семье.
Её мама, Магда Шнайдер, 1909 года рождения, имела немецкое происхождение, была актрисой кино и театра. В 1933 году на съёмках картины «Детка, я радуюсь твоему приходу» она познакомилась с австрийским актёром Вольфом Альбах-Ретти. В 1937 году они поженились, и Вольф принял немецкое гражданство. У пары родилось двое детей – в 1938 году девочка Розмари и в 1941 году мальчик Вольф-Дитер.
Театральной актрисой была также бабушка Роми по отцовской линии Роза Альбах-Ретти, она в свою очередь принадлежала старинной актёрской династии итальянского происхождения. Служила в театрах Вены и Берлина, в 1905 году получила звание придворной актрисы.
Роми вместе с младшим братом Вольфом-Дитером воспитывалась у бабушки и дедушки Шнайдеров в деревенском доме Мариенгрунд в баварском Шёнау-ам-Кёнигсзе. Актёры-родители редко виделись с детьми, впоследствии они расстались в 1943 году, а в 1945 году окончательно развелись. Отец Роми женился повторно в 1947 году на австрийской актрисе Труде Марлен, Магда Шнайдер вышла замуж за кёльнского ресторатора Ганса Герберта Блацгейма в 1953 году. В сентябре 1944 года Розмари Магдалена Альбах пошла в начальную школу в Шёнау, где проучилась четыре года. Девочке не давалась математика, она любила петь, её привлекали краеведение, история и рисование. С июля 1949 года воспитывалась в интернате для девочек в замке Гольденштайн, частной школе при женском августинском монастыре в Эльсбетене близ Зальцбурга.
Как утверждала монахиня сестра Августина в интервью журналу «Paris Match» от 6 августа 1982 года, мать Роми редко появлялась повидать дочь, а отец и бабушка Роза вообще ни разу не побывали в Гольденштайне. Сама Роми вспоминала, что в интернате была большой фантазёркой и могла, например, рассказывать о Гэри Купере, с которым она якобы обедала только вчера. Мать Роми вспоминала, что начальница интерната жаловалась на Роми: та часто устраивала в интернате озорные проделки, не отличалась уживчивостью, прогуливала занятия. Тем не менее, Роми увлечённо занималась рисованием, увлекалась театром, часто выступала в школьных спектаклях, солировала в церковном хоре, мечтала стать актрисой и сниматься в кино. В своём дневнике 13-летняя Роми написала: «Музыка, театр, кино, путешествия, искусство. Эти пять слов заставляют кипеть мою театральную кровь».
10 июня 1952 года.
Что касается меня, то я бы прямо сейчас стала артисткой. Как мама. Но я с ней об этом еще никогда не говорила. Об этом у нас дома вообще не говорят.
Мама хотела бы просто жить в Берхтесгадене и ничего не слышать про кино.
Из-за этого я все чаще бываю не в ладу со своей совестью. Когда я только появилась в интернате, на меня просто набросились: как, ты — Роми Альбах? Твоя мама — Магда Шнайдер, а папа — Вольф Альбах-Ретти? Расскажи-ка, как там все это делается — в кино! А на киностудии ты уже была хоть раз?
Ну и что я могла ответить? Я же не разу не была на съемках. Мама меня никогда с собой не брала. (…) Просто стыд, что я, дочь кинозвезды, не могла ничего рассказать об этом деле. Правда, я что-то слышала краем уха про съемки крупным планом, про кинооператора и кулисы. Все это я худо-бедно приделала одно к другому. Меня слушали раскрыв рты. Это было чуть ли не в первый мой день в интернате.
Я и сейчас помню все эти расспросы. Она меня сильно взволновали. (…) Как бы я хотела увидеть наконец настоящую киностудию! Когда же?Из дневников Роми Шнайдер.
Завершив обучение в интернате, Роми собиралась после летних каникул поступать в художественное училище в Кёльне, чтобы развивать свои способности в живописи и рисовании, но от этих планов ей пришлось отказаться ради первой роли в кино.
В развлекательном фильме «Когда цветёт белая сирень» мать Роми Магда Шнайдер получила главную женскую роль и предложила продюсеру Курту Ульриху и режиссёру Хансу Деппе попробовать на роль дочери своей героини Эфхен Форстер свою дочь Роми, хотя, по собственному признанию, не подозревала ни о желании дочери стать актрисой, ни о её способностях.
Когда девочка услышала новость, она была на седьмом небе от свалившегося счастья. Ведь желание выйти на сцену зрело в ней давно. Пробы юная Розмари прошла блестяще.
14-летняя Роми Шнайдер на студии UFA в Берлине в начале сентября 1953 года и была утверждена на роль. Съёмки фильма с участием знаменитого Вилли Фрича, отметившего поразительные актёрские способности дебютантки, проходили в Висбадене и завершились 9 ноября 1953 года. Премьера состоялась спустя два дня в кинотеатре «Универсум» в Штутгарте. К этому времени Магду Шнайдер уже связывали близкие отношения с кёльнским ресторатором и предпринимателем Гансом Гербертом Блацгеймом, за которого она вышла замуж в декабре 1953 года.
В мае 1954 года Шнайдер приступила к съёмкам в своём втором фильме «Фейерверк» с участием Лилли Палмер, где сыграла юную девушку Анну Оберхольцер, покинувшую родной дом ради работы на арене цирка-шапито. Именно в титрах этого фильма актриса впервые указана под своим знаменитым псевдонимом. Во время съёмок состоялось знакомство Шнайдер с Эрнстом Маришкой. На главную роль в своём новом фильме о молодой королеве Великобритании Виктории режиссёр уже утвердил другую актрису, Соню Циман, но после встречи с Роми Шнайдер Маришка неожиданно отдал роль ей. Блистательно исполненная главная роль в фильме «Молодые годы королевы», имевшем огромный успех, сделала очаровательную Роми любимицей публики, заставив её мать Магду Шнайдер уйти в тень второстепенных ролей в фильмах дочери.
В 1955 году Шнайдер вновь работала с Эрнстом Маришкой и в третий раз снялась вместе с матерью в фильме «Марш для императора», ремейке фильма «Весенний парад» (1934), а главную мужскую роль в этом фильме исполнил отец Роми. Фильм получил великолепную критику, а исполненная Роми в фильме песенка «Птицы распевают песни» (Wenn die Vöglein musizieren) вскоре была выпущена на пластинке. В самые короткие сроки Роми Шнайдер стала одной из самых успешных звёзд немецкоязычного кино и способствовала новому витку в кинокарьере матери в послевоенной Германии. В 1955 году журнал «Новый фильм» вручил Роми её первую кинонаграду как самой популярной молодой кинозвезде. В том же году Шнайдер сыграла в фильме «Последний человек», ремейке одноимённого фильма 1924 года, где её партнёрами по съёмочной площадке стали Иоахим Фуксбергер и Ханс Альберс. Но эта чёрно-белая лента не получила такой высокой оценки, как первые фильмы Роми Шнайдер.
Съёмки фильма «Сисси» начались в августе 1955 года. На главную роль в своём историческом фильме о юности императрицы Елизаветы режиссер выбрал 16-летнюю Роми. В фильме также снялась мать Роми в роли герцогини Людовики и матери Елизаветы. Главная мужская роль императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I досталась Карлхайнцу Бёму. Роми и Карлхайнц отлично взаимодействовали на площадке, но их отношения остались исключительно профессиональными. Дорогостоящие съёмки продолжались до конца года.
Действие фильма происходит в 1853 году в Баварии и Австрии. Принцесса Елизавета, которую в семье называют Сисси, — вторая дочь герцога Макса Баварского и герцогини Людовики. Вместе с семью братьями и сёстрами Сисси воспитывалась в родительском дворце Поссенхофен на Штарнбергском озере и не знала сословных предрассудков. У девушки было счастливое детство, она любит животных и природу.
Вместе с матерью и старшей сестрой Еленой 16-летняя Сисси отправляется в австрийский Бад-Ишль на празднование дня рождения австрийского императора Франца Иосифа. Его мать эрцгерцогиня София, родная сестра матери Сисси, планирует женить своего сына на Елене и для этого пригласила её с матерью в свою летнюю резиденцию. Мать Сисси решила взять с собой и младшую дочь, чтобы завуалировать истинную причину их визита в Австрию. Сисси не подозревает о предстоящих событиях. Поскольку ей отказано в участии в светских мероприятиях из-за её порывистости и непосредственности, она проводит время в Бад-Ишле за рыбной ловлей.
На рыбалке Сисси случайно знакомится с прибывшим в Бад-Ишль императором, который не признал в привлекательной девушке свою кузину Сисси, с которой ранее виделся в Инсбруке. Очарованный незнакомкой, император приглашает Сисси вечером на охоту. На этом свидании Сисси узнает о предстоящей свадьбе Франца Иосифа и её старшей сестры. Франц Иосиф, влюбившись в Сисси, признаётся ей в том, что завидует тому счастливчику, которому она достанется в жёны. Смущённая таким признанием в любви и верная своей сестре Сисси убегает от Франца Иосифа, хотя сама также испытывает к нему чувства. Вернувшись в летнюю резиденцию, Сисси узнаёт от сестры, что помолвка Елены и Франца Иосифа должна состояться вечером, в день рождения австрийского императора, и Сисси будет присутствовать на приуроченном празднеству бале в честь Франца Иосифа.
Во время праздника Франц Иосиф признаётся в своих чувствах к Сисси и просит её руки. Чтобы не обидеть сестру, Сисси даёт императору отказ. Франц Иосиф, игнорируя противостояние матери и сопротивление Сисси, ко всеобщему удивлению объявляет о помолвке с Сисси. Безутешная Елена покидает бал.
26 сентября 1955 года.
Вот мучение! Зисси в юности носила длинные черные волосы, гораздо длиннее, чем у меня сейчас. Я сказала: лучше всего было бы отрастить свои, — но меня просто высмеяли. Вот уж стал бы фильм ждать, пока мои волосы дорастут до нужной длины!
Поэтому я ношу парик. Отвратительное чувство. Так непривычно, а главное — так утомительно! Вес, который мне нужно постоянно таскать на себе! (…)Из дневников Роми Шнайдер.
Вернувшись в родной Поссенхофен, Сисси погрузилась в приготовления к свадьбе, но не может по-настоящему отдаться чувству радости, потому что её сестра Елена в обиде покинула родительский дом. Незадолго до свадьбы Сисси Елена появляется в Поссенхофене со своим новым поклонником, принцем Максимилианом Антоном Турн-и-Таксисом, и в душе Сисси наконец-то наступает спокойствие. На свадебное торжество в Вену Сисси отправляется по Дунаю на пароходе «Франц Иосиф». В финале фильма Франц Иосиф и Елизавета поженились ко всеобщей радости.
Немного исторических фактов.
Предмет особой гордости – волосы Сиси. «Раба своих волос» – говорила она о себе. Ее роскошные волосы действительно вызывали и продолжают вызывать восхищение. Длинные волосы Сиси были ее фирменной карточкой. Личный парикмахер королевы получала сумасшедшие для того времени деньги: годовой доход Фанни Ангер, которая являлась придворным куафёром, равнялся денежным вознаграждениям профессоров университетов.
Говорят, что волосы императрицы, окрашенные в каштановый цвет, доходили до пят. Несмотря на окраску, они были сильными и здоровыми, благодаря постоянному уходу, который Елизавета именовала «священнодействие». Ежедневно около 3 часов уходило на расчесывание волос императрицы; своих фрейлин она заставляла подсчитывать каждый выпавший волосок, а раз в три недели ее густую шевелюру мыли с несколькими дюжинами яичных желтков и 12-ю бутылками лучшего коньяка.
Мировая премьера «Сисси» состоялась 21 декабря 1955 года в венском театре «Аполло», фильм вышел в прокат в Западной Германии на следующий день. Благодаря роли в этом фильме Роми Шнайдер получила всемирную известность, её популярность на родине также возросла. По результатам опроса Роми Шнайдер заняла в ноябре 1955 года второе место среди самых популярных актрис Германии, уступив только Марии Шелл. В марте 1956 года Роми Шнайдер появилась на обложке журнала Der Spiegel. В Германии в следующие два года каждый из трёх фильмов о Сисси посмотрело около шести миллионов человек.
Менеджером Роми Шнайдер стал её отчим Ганс Герберт Блацгейм. Он управлял её доходами и контролировал предлагаемые роли. Несмотря на огромный успех первого фильма, Шнайдер отказывалась сниматься в его продолжении, но в конечном итоге Блацгейм и создатели фильма «Сисси — молодая императрица» переубедили её.
После великолепной свадьбы Сисси живёт во дворце вместе с мужем, свекровью эрцгерцогиней Софией и множеством придворных. Поскольку эрцгерцогиня считает, что императрица ещё слишком юна и не может сама принимать правильные решения, она берётся за воспитание императрицы. Сисси обучается языкам, географии и другим наукам. Свекровь приставила к Елизавете своих доверенных дам и приказала им докладывать о каждом шаге невестки. Поэтому будущая императрица чувствует себя запертой в золотой клетке, она пишет родителям: «У меня есть всё и нет ничего». И хотя Елизавета во многом помогла становлению дружеских отношений между Австрией и Венгрией, ей не удаётся переубедить эрцгерцогиню в том, что она уже не маленькая девочка и может сама справиться с обязанностями императрицы. Всё осложняется с рождением принцессы (Софии).
Первое время всё идёт хорошо: Сисси и Франц счастливы появлением первенца, но и тут вмешивается эрцгерцогиня. Она решает, что Елизавета слишком неопытна для роли матери и отбирает у неё дочь. Франц не перечит своей матери, и тогда Сисси уезжает к своим родителям в Поссенхофен. Там она делится своими переживаниями с отцом. Франц решает вернуть Сисси, так как жизнь врозь с мужем недопустима для императрицы. Однако, его решимость улетучилась, когда он увидел свою жену, и они помирились. После этого Франц увозит Сисси в романтическую поездку в горы. Там они очень счастливы, но по приезде в Вену проблемы возвращаются. Несмотря на то, что Франц принимает сторону жены, его мать не соглашается отдать внучку. И только матери Сисси, родной сестре эрцгерцогини, удалось переубедить Софию в том, что дети должны жить с родителями. Это оказывается очень кстати, так как должна состояться коронация Франца королём Венгрии, а без Сисси венгры не приняли бы нового короля. Фильм завершается сценой коронации Франца, когда венгры приветствуют новых короля и королеву.
Фильму «Робинзон не должен умереть» 1957 года с участием Роми Шнайдер и Хорста Буххольца не удалось повторить успех второго фильма о Сисси. Вторая роль австрийской императрицы принесла Роми Шнайдер номинацию на премию «Бэмби» 1957 года.
В 1957 году Роми Шнайдер исполнила роль рассказчицы в музыкальной сказке «Петя и волк», вышедшей на пластинке в записи Герберта фон Караяна, и снялась в трёх кинофильмах: «Монпти» (1957), для чего Роми Шнайдер летала впервые в Париж, «Скамполо» (1958) режиссёра Альфреда Вайденманна
и в третьем и последнем фильме трилогии «Сисси» — «Сисси. Трудные годы императрицы» (1957).
Сисси удалилась от венского двора и подолгу проживает в Венгрии, в Гёдёллё. Она проводит больше времени с графом Дьюлой Андраши, чем с собственным мужем, императором Францем Иосифом, что породило слухи о романе императрицы и венгерского графа. Император борется с ревностью, но всё же решает поехать в Венгрию забрать Сисси. Накануне на балу старшая сестра Сисси Елена призналась Францу Иосифу в любви. В это же время на празднике, устроенном графом в Гёдёлло, Сисси удаётся привлечь на свою сторону одного из противников австрийского императора, графа Баттьяни. Внезапно Сисси становится дурно, Андраши сопровождает её на свежий воздух и внезапно признаётся ей в любви. Сисси даёт ему ясно понять, что она высоко ценит Андраши как друга, но любит Франца и ни за что не изменит ему. Чтобы избежать неловкости, Сисси покидает дом графа и собирается вернуться с дочерью в Вену. На середине пути она встречается с Францем Иосифом, супруги решают провести вместе отпуск.
У Сисси вновь возникают проблемы со здоровьем, и обеспокоенный супруг привозит её в Вену. Вскоре доктор Зеебургер, личный врач императрицы, обнаруживает у неё тяжёлое заболевание лёгких и сообщает Францу Иосифу, что надежды на выздоровление супруги почти нет. Мать Франца Иосифа сразу же предлагает сыну заняться подбором новой жены, но Франц Иосиф в гневе отвергает эту идею. Страх за Сисси ввергает императора в депрессию, но Сисси утешает его обещанием точно следовать предписаниям врача. Она отправляется лечиться на Мадейру и очень переживает, потому что лечение поначалу не даёт никаких результатов, но в конце концов полностью излечивается на Корфу при поддержке матери.
Император с супругой отправились в официальную поездку по Италии, где в миланской Ла Скала они сталкиваются с провокацией, устроенной миланскими аристократами. Они нарядили в богатые одежды собственную прислугу и отправили их вместо себя в театр. При появлении императорской четы весь зал по предварительному сговору запевает «Хор заключённых», чтобы вынудить оскорблённого Франца Иосифа покинуть оперу. Сисси спасает положение, зааплодировав хору, и впоследствии с достоинством ведёт себя на приёме, когда ей вместо приглашённых аристократов со всей церемонией представляют их челядь. В Венеции итальянцы также не очень рады приезду императора и встречают его кортеж полным молчанием. Лёд в отношении итальянцев к императору и императрице в финальной сцене фильма растопила их маленькая дочь, выбежавшая на площади Сан-Марко навстречу матери под императорский гимн. Растроганные свидетели встречи матери и дочери приветствуют императрицу громкими возгласами «Да здравствует мама!», «Да здравствует Елизавета!».
Шнайдер опасалась стать актрисой одной роли и отказалась сниматься в четвёртом фильме о Сисси.
«Я и десяти лет от роду не была Сисси, а уж в 18 -тем более. Еще в интернате я твердо решила стать настоящей актрисой и в 14 лет, наверное, прожгла бы маму своей страстью насквозь, если бы она не дала мне шанс сыграть в кино.
Но Сисси? Нет , Сисси я не была никогда.»Из дневника Роми
Среди последствий этого решения Роми Шнайдер были не только финансовые потери, поскольку гонорар Роми составлял миллион немецких марок. Магда Шнайдер к 1959 году стала сниматься значительно реже, отношения с отчимом испортились. Блацгейм отдавал предпочтение финансово выгодным ролям и делал ставку на эффектные рекламные выступления и не считался с творческими потребностями падчерицы. Роми устала от опеки и стала протестовать.
23 апреля 1981 года.
Сейчас я исчерпана до дня.
Ненавижу этот образ Зисси. Что еще я даю людям, кроме этой вечной Зисси? Я ведь уже давно не Зисси и вообще никогда ею не была.
Я — несчастная женщина 42 лет, и зовут меня Роми Шнайдер.
Все три фильма про Зисси трижды шли здесь, во Франции, по телевидению. Мой сын Давид сказал: мама, ты уж не сердись, но лучше я посмотрю вестерн по другой программе. Только моя маленькая дочка все это посмотрела.
Все эти фильмы были сняты в свое время, они ему соответствовали, и людям это понравилось. Но я не могу об этом говорить, как о многих других моих фильмах, не могу нормально реагировать — могу только повторять: нет, я не Зисси. (…) За четвертый фильм «Зисси» они мне предлагали миллион марок наличными, но я наконец-то, первый раз, сказала — нет. Мне хватило всего этого по уши. Это было в Берхтесгадене. После скандала я ушла в свою детскую и закрылась. Это было так давно. Мне не хватает картинок для этих воспоминаний. Всё это меня больше не интересует, и все-таки меня это по-прежнему касается. Весь этот тарарам может быть таким прекрасным, а я так его ненавижу. Однажды в Мадриде в аэропорту тысячи людей махали флажками, чуть не проткнули меня насквозь. А моя мать стояла позади меня и говорила: «Ну улыбайся же…»Из дневника Роми
В начале 1958 года Роми и Магда Шнайдер отправились в трёхнедельную поездку в США и побывали в Нью-Йорке и Голливуде. Поводом стала нью-йоркская премьера фильма с её участием «Молодые годы королевы», который в американский прокат вышел под названием «История Вики». Шнайдер дала несколько интервью на радио и телевидении, побывала на крупных киностудиях в Голливуде, была представлена Уолту Диснею и пообщалась с коллегами — Хельмутом Койтнером, Курдом Юргенсом и Софи Лорен.
Вернувшись в Германию, Шнайдер снялась в фильме «Девушки в униформе», где её партнёршами по съёмочной площадке выступили Лилли Палмер, Тереза Гизе и Кристина Кауфман. Действие фильма режиссёра Гезы фон Радваньи разворачивается в Пруссии в 1910 году. Воспитанница интерната Мануэла фон Майнхардис в исполнении Роми Шнайдер влюбляется в свою учительницу, которую играет Палмер.
Вот что пишет о героине Роми Г.Краснова:
«Роми Шнайдер создает образ юной девушки, неловкой, угловатой, заторможенной.Туфли без каблука, уродливая форма делают ее фигуру тяжелой и приземистой. В ней нет и следа той веселой непоседливости, которая была присуща прежним героиням актрисы…. За внешней флегматичностью скрывается натура страстная, трепетная, готовая идти до конца в осуществлении своих замыслов.»
«В творческой биографии Роми Шнайдер Мануэла была первой героиней, пережившей на экране сложнейший душевный кризис. Работая над ролью, Роми была впервые избавлена от необходимости кого-то спасать, бросаться на помощь, изображать девушку с храбрым и добрым сердцем. Ее Мануэла-человек, наделенный индивидуальностью, а не ходульная схема, которая могла существовать только благодаря обаянию и молодости актрисы. Роми так вжилась в образ, что на протяжении съемок дважды теряла сознание. Проведя несколько лет вдали от родительского дома в католическом интернате, она прекрасно понимала свою героиню и терзавшее ее чувство покинутости. Для двадцатилетней актрисы «Девушки в униформе» стали напоминанием о собственном детстве с его отнюдь не детскими проблемами.
Этим фильмом Роми доказала многим, а прежде всего самой себе, что она может не только изображать принцесс, но и играть сложные драматические роли. Такой важнейший итог этой незаурядной работы.»
Самокритичная Шнайдер отнеслась к своей роли со всей ответственностью и заслужила похвалу от прессы.
В июне 1958 года начались съёмки фильма «Кристина», ремейка фильма 1933 года по пьесе Артура Шницлера «Игра в любовь», в котором Роми исполнила ту же роль, что и её мать в 1933 году. Гонорар Роми Шнайдер за этот фильм составил 500 тыс. немецких марок, тем самым она стала самой высокооплачиваемой актрисой Германии 1958 года. Партнёром Роми по фильму «Кристина» был в то время малоизвестный актёр Ален Делон.
Она была уже известной актрисой, когда на съемках фильма Пьера Гаспара Уи «Кристина» встретилась с начинающим свой путь в кино Аленом Делоном. Поначалу Роми и Ален не понравились друг другу Они были из двух разных миров: она — из обеспеченной буржуазной еврейской семьи, он — «сын улицы», презирающий предрассудки ее круга. На съемочной площадке они постоянно ссорились, но вскоре неприязнь прошла… Вспыхнувшее чувство было взаимным.
По окончании съёмок осенью 1958 года 20-летняя Шнайдер поехала с Делоном в Париж.
Главным мужчиной в жизни Роми Шнайдер был Ален Делон. Их мучительная любовь, похожая на аттракцион «Американские горки», длилась лишь несколько лет, но отблеск этой роковой страсти лёг на всю оставшуюся жизнь.
Семья Роми не приняла Делона, но не имея возможности запретить эти отношения, родители Шнайдер настояли на их официальном оформлении, и 22 марта 1959 года на Луганском озере состоялась помолвка Делона и Шнайдер.
Актриса Роми Шнайдер направилась в Париж не только ради любви.
30 октября 1974 года.
Я уехала из страны, потому что кроме Зисси мне ничего не предлагали. Но потом это было превратно истолковано как предательство. Не уехала бы я тогда во Францию — никогда не получила бы такого развития.Из дневника Роми
Для неё Париж означал окончательный разрыв с родительским домом и надежду на новый поворот в карьере. Роми отвернулась от немецкой киноиндустрии, и пресса на родине долго на неё за это обижалась. Живя в Париже, Шнайдер выполнила свои обязательства по контрактам и снялась в 1959 году в фильмах «Ангел на земле», «Прекрасная лгунья» и «Катя — некоронованная царица»
и сыграла главную роль в телевизионном фильме Фрица Кортнера «Комедия о Лисистрате» в 1961 году. Затем Шнайдер начала осваиваться в новой жизни во Франции.
Отрывок из воспоминаний актрисы Мирей Дарк. Перевод JustMe
(…) Однажды Мишель (Прим.-журналист, возлюбленный Мирей) должен брать интервью у молодого, набирающего обороты актера, и мы присоединяемся к интервьюируемому за городом. Это недалеко от Парижа, и актер переживает страстный любовный роман — широко освещаемый в прессе — с актрисой немецкого происхождения. Мишель, который очень тесно вращается в кругах шоу-бизнеса и искусства, берет меня с собой.
Мишель паркуется перед красивым домом недалеко от Мо. Ален Делон, который только что сыграл в «На ярком солнце» и «Рокко и его братья», выходит чтобы его поприветствовать. За ним -Роми Шнайдер, которая также появляется в «На ярком солнце», очень кратко. Они красивы, потрясающей красоты. Я думаю: как два существа могут быть настолько совершенными? Кроме того, две звезды. Может быть, в один прекрасный день я тоже буду звездой, кто знает?»
Жизнь в Париже в первые месяцы не всегда была лёгкой для актрисы. Привыкшей к успеху Шнайдер не поступали предложения новых ролей, а Ален Делон в это время быстро прославился и много снимался. Ситуация изменилась к лучшему, когда Делон познакомил Шнайдер с режиссёром Лукино Висконти, который предложил ей роль в театральной постановке «Жаль, что она развратница» Джона Форда. Чтобы играть с Делоном в ренессансной драме на сцене Парижского театра, Роми Шнайдер брала уроки французского языка у своего коллеги Раймона Жерома и занималась французской фонетикой с преподавателем.
Шнайдер, у которой не было обычного актёрского образования, позднее называла Висконти в числе своих учителей.
«Как я познакомилась с Лукино, я не забуду до конца моих дней. Этот человек сделал для меня в то тяжелое время так много, как никто другой.
Я и сейчас вижу, как стою в холле его великолепного дома на Виа Салария, чуть живая от дурацкой девчачьей робости. Подхожу к нему вместе с Аленом. Он восседает в громадном кожаном кресле у камина. Смотрит на меня, как будто хочет сказать: ага, малышка Делона, вот я тебя сейчас попробую на зуб…
Из тех мужчин, кого я знаю, он выглядит едва ли не лучше всех. Ему хватило четверти часа бессвязной болтовни, чтобы совершенно меня очаровать». Из Дневника Роми
Режиссёр познакомил «австрийскую булочку», как он её называл, с самой Коко Шанель. Та привила девушке утончённые манеры и научила разбираться в моде. Диета, гимнастика и бассейн прочно вошли в жизнь актрисы. Жизнь Роми Шнайдер преобразилась. Как она позже призналась, её изменили три человека – Делон, Висконти и Шанель.
«Висконти совершил чудо. Он вытащил Роми из ее героини Сисси. Из пухлой бело-розовой гусеницы вылупилась бабочка-чаровница с переливчатыми крыльями.»
Роми и ее неизменный парикмахер Александр (Луи Александр Раймон), клиентками которого были Грейс Келли, Мария Каллас, Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Грета Гарбо, София Лорен и многие другие, впервые встретились в период съемок фильма ‘Кристина» в июне 1958 года. Его стрижки и прически придали актрисе истинно парижский шарм. Они сотрудничали вместе и в последующие годы. В частности, Александр сделал свадебную прическу Роми в декабре 1975 года, когда она вышла замуж за Даниэля Биазини.
На репетициях ей казалось, что режиссер издевается над нею, уже сложившейся актрисой, заставляя по сто раз проделывать одно и то же. Он же бесцеремонно продолжал лепить ту героиню, которая ему была нужна. Временами это было похоже на пытку, но Роми ее выдержала. Австрийская актриса с блеском сыграла на французском языке в спектакле, поставленном итальянским режиссером по пьесе английского драматурга. Премьера имела бешеный успех.
Премьера спектакля «Жаль, что она развратница» , на которой присутствовали Ингрид Бергман, Ширли Маклейн и Жан Кокто, состоялась 29 марта 1961 года и принесла Шнайдер первый успех во Франции, за которым последовали предложения новых ролей.
В том же году Шнайдер снялась в фильме Висконти «Боккаччо-70».
«…из всех задач, которые выпадают мне как режиссеру, меня наиболее увлекает работа с актерами – с человеческим материалом, из которого создаются те новые люди, что, будучи призваны к жизни, порождают новую реальность, реальность искусства. Ибо актер – это прежде всего человек. У него есть свои ключевые человеческие качества. На них я и пытаюсь опираться, последовательно соблюдая их при создании персонажа – вплоть до того момента, когда человек-актер и человек-персонаж начинают жить как одно целое».
Затем отправилась на длительные гастроли с поставленной Сашей Питоеффом «Чайкой» А. П. Чехова.
«8 ноября 1962 г. Делону исполняется 27 лет. Роми организует торжественный ужин в «Оазисе», ресторане с одной из лучших кухонь юга Франции. Делон в это время снимается вместе с Жаном Габеном в «Мелодии из подвала». У Габена нет с собой подходящего костюма, но раз на ужине будет Роми Шнайдер, он не может туда явиться, по его словам, в одежде босяка. И Габен берет напрокат костюм, рубашку и галстук, в которых снимается в фильме.
Фотографам разрешили зайти , когда подадут торт. Фотосессия затянулась дольше предусмотренного и метрдотель, который держал на вытянутых руках яблочный пирог со свечками, устал и накренил поднос. Пирог оказался на костюме Габена, взятом напрокат у продюсеров фильма. Роми и Ален прятались под столом от смеха. »
Позднее Шнайдер исполнила роль Лени в фильме Орсона Уэллса «Процесс» с Энтони Перкинсом. Сама Шнайдер считала экранизацию произведения Кафки одним из своих самых главных фильмов, за роль в нём она удостоилась французской кинопремии «Хрустальная звезда» как лучшая зарубежная актриса.
В фильме «Победители» (1963) режиссёра Карла Формана Шнайдер сыграла молодую скрипачку, которую во время Второй мировой войны вынудили заниматься проституцией. Для убедительности исполнения роли Шнайдер даже брала уроки у Дэвида Маккалума. В фильме Отто Премингера «Кардинал» (1963) Шнайдер исполнила роль баронессы Аннемарии фон Гартман и устроила своего отца на эпизодическую роль барона фон Гартмана. За эту роль Шнайдер была номинирована на «Золотой глобус» как лучшая исполнительница главной роли в драме.
Франсуаза Саган вспоминала: «Она испытала с Аленом такую любовь, которая дается не каждой девушке… Ален был мужчиной ее жизни, и Роми отдала бы все на свете, чтобы быть его женой». Но женой Делона она так и не стала, не сумев преодолеть его отношение к браку.
Осенью 1963 года Шнайдер вылетела в Лос-Анджелес на съёмки своего первого голливудского фильма «Хороший сосед Сэм» с участием Джека Леммона. Карьера складывалась великолепно, но в личной жизни наступил крах: из газет Роми узнала о романе Делона с Натали Бартелеми. Когда Шнайдер вернулась из США домой в Париж, Делон уже выехал из их общей квартиры и вскоре женился на Бартелеми. Шнайдер попыталась покончить с собой и долгое время отказывалась от работы.
В августе 1964 года я провела несколько свободных дней в нашем доме в Берхтесгадене. Этот отпуск в родном доме стал мне просто необходим: 1964-й стал для меня самым горестным годом. Каждый это поймёт. Я же почти шесть лет прожила с Аленом Делоном, а теперь этому пришел конец.
В Берхтесгадене я совсем уединилась, не читала газет и вообще ничего не знала о том, что происходит в мире.
13 августа получила телеграмму от моего французского агента и доброго друга Жоржа Бома:
Я ДУМАЮ О ТЕБЕ, ОСОБЕННО СЕГОДНЯ.
Я ничего не поняла. Почему он думает обо мне именно сегодня?
Я показала телеграмму Сандре — моему секретарю. Она только взглянула — и сразу же сказала: «Я думаю, речь идет о свадьбе».
Теперь я знала все.
Ален Делон женился.
Через несколько дней я собиралась лететь в Монте-Карло, чтобы оттуда отплыть на яхте продюсера Сэма Шпигеля в круиз по Средиземному морю.
Накануне моего отъезда, в десять вечера, мне позвонил какой-то репортёр. Он утверждал, что пишет для некой американской газеты, но потом выяснилось: он был из парижского еженедельника «Франс Диманш».
— У меня для вас письмо от Алена Делона. Могу я вам прочесть его?
Ни единой секунды я не верила, что это правда. На Алена это было совсем не похоже — поручать репортёру читать мне свои письма.
Несмотря ни на что, мне было интересно, что же могла быть в этом письме. Теперь я не могу этого объяснить. А тогда сказала:
— Читайте, пожалуйста.
Теперь я уже знаю, как все было с этим якобы письмом.
Ален написал о себе книгу. О своей жизни, о своих переживаниях, о своей карьере. Одна глава этой книги называется «Роми».
Рукопись хранилась у нашего общего друга Жоржа Бома. До сих пор неизвестно, каким образом глава «Роми» исчезла из рукописи и попала в редакцию «Франс Диманш». Они уже тиснули эту главу и теперь хотели получить для следующего номера мои комментарии.
Пока репортер читал, я слушала молча. И слышала вот что:
«Как можно говорить обо мне и Роми только как о приключении? У нас была необыкновенная любовь. И если мы расстались, то не потому, что не любили друг друга, а потому, что любили слишком сильно».
Или такое:
«Я знаю, что моя любовь к Роми была сопряжена с безграничным восхищением — не как актрисой, а как женщиной. Роми была и остается для меня идеальной женщиной. Той женщиной, от которой я хотел бы иметь сыновей».
Или, наконец:
«Ни об одной женщине я не буду говорить так, как о ней. Ни об одной женщине я не скажу: она очень сильно любила меня, — это было бы самонадеянно с моей стороны. Но о ней я имею право так говорить, потому что моя любовь была такой же огромной, как её. Единственное, чего я сегодня желаю: она должна знать, как сильно я её любил — и буду любить всегда».
Во всей главе не найти ни единого слова, нелестного для меня. Ни единого слова, которое вызвало бы мой протест.
И что я должна была сказать о этом?
Я поблагодарила репортера и попросила ни о чем меня не спрашивать. И все.
А потом во всей этой истории поставили жирную точку. В каждом порту, куда мы заходили во время круиза, в любом киоске мне бросался в глаза крупный заголовок: «Я все еще его люблю!»
И дальше стояло:
«До последнего мгновения я не верила, что он женится».
Было забавно, как мои друзья все время пытались закрыть витрины своими широкими спинами или отвлечь мой взгляд от этих заголовков.
Дел обстояло вовсе не так уж весело. В статье меня вновь представляли как глупую, сентиментальную, слезливую девицу — этакую немецкую невинную барышню, которую позорно бросил коварный француз, и теперь ей оставалось только причитать без конца.
Якобы я сказала:
— Умоляю вас, прочитайте мне письмо.
И еще:
— Продолжайте, я умею страдать.
И наконец — верх лживости:
— Я никогда не забуду Алена. Он определял мою жизнь. Я могла бы уйти в монастырь, но это было бы для него слишком большим подарком. Поэтому я предпочитаю поступать так, как если бы ничего не случилось.
Подобные статьи часто появлялись после нашего разрыва с Аленом. Она имели мало общего с действительностью. Они превращали и вправду сложные отношения между двумя людьми различного происхождения в слащавый романс, а из нас делали мишени в тире — по ним ведь так весело палить.Из дневников, писем, записок и интервью Роми Шнайдер.
Премьера очень успешного фильма «Хороший сосед Сэм» состоялась 22 июля 1964 года. В это время Шнайдер вернулась к работе и снималась в фильме Анри-Жоржа Клузо «Ад», но проект сразу не задался. Актёр Серж Реджани, партнёр Роми по фильму, серьёзно заболел, что спутало все планы, а спустя три недели после начала съёмок у режиссёра случился инфаркт. Фильм так и остался незаконченным. В следующем году Шнайдер снималась в Париже в комедии по сценарию Вуди Аллена «Что нового, киска?» (1965) с участием Питера Селлерса и Питера О’Тула.
В апреле 1965 года Шнайдер прилетела в Германию на открытие второго ресторана своего отчима, где познакомилась с режиссёром и актёром Гарри Майеном. Между ними возникли романтические отношения, пара поселилась в берлинском районе Груневальд на Винклерштрассе. Шнайдер хотела играть в театре и вела переговоры с Болеславом Барлогом и Фрицем Кортнером, чтобы подобрать подходящий материал, но эти планы не были реализованы.
Следующей киноработой для Шнайдер стала драма совместного германо-французского производства «Воровка» (1966), снимавшаяся в основном в Оберхаузене. Шнайдер впервые играла с Мишелем Пикколи. На заключительном этапе съёмок фильма «Тройной крест» Шнайдер и Майен поженились (15 июля 1966 года, вскоре после его развода с актрисой Аннелизой Рёмер). 3 декабря того же года Роми Шнайдер родила сына Давида Кристофера Хаубенштока и посвятила два следующих года семье.
«Отец моего сына, как и многие другие, был в 19 лет депортирован. Это реальность , и ее не забыть.
У меня очень мало воспоминаний об этом времени. Я же была ребенком. Мои родители расстались, когда мы с братом были еще малы. Напрямую нас это не затронуло. Я только помню, как мама плакала в рождественский вечер, потому что осталась с нами одна. Но фильм в той же степени относится и к нашему времени, ведь если подумать, -Земля крутится скорее к худшему…
Я еще не была взрослой, не так уж много размышляла об этом, многого не понимала. Но с тех пор произошли события, которые меня очень глубоко затронули и показали, что в действительности ничего не изменилось.»Из дневника Роми
В феврале 1967 года от инфаркта умер её отец Вольф Альбах-Ретти.
Роми о своем отце:
«Я действительно не была знакома с ним так близко, и встретила его на съемках фильма Преминжера «Кардинал». Мне было двадцать пять или двадцать шесть лет, и я была в восторге, наконец я нахожусь с ним рядом. Он играл, как всегда, роль благородного отца в смокинге, и он был очень красив. Я думаю, что моя мать никогда не любила другого мужчину. Она ждала его восемь лет, плакала и хранила все его костюмы на чердаке. Он никогда не возвращался. Он умер после двух инфарктов, по-моему, потому что он всю свою жизнь страдал от огромного, вечного и лихорадочного страха, который унаследовала и я. У него был первый инфаркт во время выступления в Театре Академии в Берлине. Я сидела в первом ряду с матерью, и он продолжал играть до конца. После спектакля он был доставлен в клинику и, как только он смог говорить, он попросил поговорить по телефону со своим… псом. Я видела его в последний раз в клинике в Вене.»
На фото во время съемок «Кардинала»(1963).
Спустя год также от инфаркта умер отчим актрисы.
Первым фильмом вернувшейся в кино после рождения сына Роми Шнайдер стал «Отли», снятый весной 1968 года в Лондоне.
С момента моей свадьбы с режиссёром и актёром Харри Мейеном и рождения моего желанного сына я впервые стою перед камерой. Я играю главную женскую роль в английском фильме «Отли», увлекательной комедии.(…) В фильме я должна мчаться по узким улицам на сверхскоростном спортивном автомобиле. Я, правда, много лет назад в Германии получила водительские права, но тогда экзаменатор наверняка посмотрел сквозь пальцы на моё «мастерство». И после экзамена я ни разу не садилась за руль. А вот теперь должна, да ещё на такой дикой машине.
Из дневника Роми в 1968 году.
Но в конце 1960-х Ален Делон снова возник в её жизни. Его звонок прозвучал в семейном гнезде Шнайдер, как гром. Ален развёлся с женой и впутался в какие-то неприятности. А ещё он попросил Роми стать его партнёршей в картине «Бассейн». Желтая пресса предвкушала сенсацию, хотя оба актёра утверждали, что их любовь осталась в прошлом.
Летом того же года Шнайдер вновь снималась с Аленом Делоном в фильме «Бассейн».
Сентябрь 1968 года.
Съемки «Бассейна» идут совершенно без проблем. С Аленом я себя ощущаю так, как если бы это был любой другой партнер. Это очень профессионально. Мне важно, во-первых, что роль чудесная, и во-вторых, что предстоят восемь недель жесткой работы.Харри всегда говорит: я не приеду, если ты снимаешься, это же смертельно скучно — сидеть и смотреть, как твоя жена работает. Я это понимаю. Но он тут же явился, как только мы начали снимать с Аленом «Бассейн». С одной стороны, я жаловалась, что он слишком мало бывает со мной, а с другой стороны — я вообще не выношу, когда он тут сидит и глазеет на меня и не пропускает ни малейшего флирта. Настроение пофлиртовать у меня бывает постоянно. Это я унаследовала от своего отца. С Харри я два долгих года вообще не работала и сидела в нашей четырехкомнатной квартире в Берлине.
Премьера фильма состоялась 31 января 1969 года в Париже, фильм оказался очень успешным. После киноленты «Мой любовник, мой сын» (1970)
Шнайдер снялась в «Мелочах жизни» (1970) у Клода Соте.
Известно, что Клодa Соте и Роми связывали нежная дружба и работа над одними из лучших фильмов в карьере обоих-это «Мелочи жизни», «Сезар и Розали», «Простая история», «Макс и жестянщики», «Мадо». Также известный факт, что Соте и Роми познакомились на студии в период озвучания фильма «Бассейн» в конце 1968 года. У нас в группе мы часто цитировали слова режиссера, что «ни одна женщина не производила на него такого ошеломляющего впечатления.» Mежду Роми и Соте была любовная связь в самом начале их знакомства. Несмотря на то, что Клод Соте был женат, а Роми замужем за Харри Майеном (через пару лет этот брак распался, но Роми уже тогда чувстовала себя свободной), талантливый и обаятельный режиссер был сокрушен красотой Роми. Страстная история любви имела место и закончилась до начала съемок «Мелочи жизни» 5 апреля 1969 года. Но особые близкие отношения сопровождали Роми и Соте на протяжении всей жизни. Режиссер ласково называл Роми Роминеттой, а она его звала Mon Clo (Мой Кло) и подписывала письма Ta Ro (сокращенно Твоя Роми).
На съёмочной площадке «Мелочах жизни» она вновь встретилась с Мишелем Пикколи.
Снявшись с Роми подряд в трех фильмах, Мишель Пиколли заявил: «Это актриса, сдирающая с себя кожу…»
В 1970-е годы Роми снималась преимущественно во Франции, где получила титул гранд-дамы французского кино.
В начале десятилетия появилось сразу несколько фильмов со Шнайдер в главных ролях. После фильма «Кто?» (1970)
в 1971 году вышли в прокат «Блумфилд», «Халифша» и «Макс и жестянщики». Шнайдер в третий раз снялась с Аленом Делоном в историческом фильме «Убийство Троцкого».
Фильм «Убийство Троцкого» (1971).
Режиссер Джозеф Лоузи выбрал на роль Троцкого Ричарда Бартона, а на роль секретарши -Роми Шнайдер… даже не сказав ничего Делону. Роми поначалу колебалась, потому что роль казалась ей слишком сложной, но Лоузи уговорил Роми, сказал, что ей нечего тревожиться из-за опасений, которые ей внушает эта роль.
«Забудьте о ваших комплексах, они есть у всех , включая меня»-сказал Лоузи.
«Иногда она капризничала и не желала выполнять мои пожелания, то есть оставалась неисправимой. Сложно было уделять ей столько внимания, сколько требовала эта актриса. Она вцеплялась в вас днем и ночью, прямо-таки пожирала вас. И если вдруг впадала в отчаяние, это было ужасно.»
Из книги Бертрана Тессье «Невозможная любовь»
На самом деле всё обстояло несколько иначе. Звезда разрывалась между мужем и Делоном. Личная жизнь Роми Шнайдер превратилась в хаос. После появившегося в газетах фото Роми и Алена, страстно целующихся в аэропорту, Майен не выдержал и расторг брак в 1073г.. Спустя 2 года его нашли повешенным в своей гамбургской квартире на шейном платке Роми. Шнайдер обвинила в этой смерти себя.
Кажется, она чувствовала, что настало последнее десятилетие её творческой карьеры и жизни. Поэтому работала на износ, снимаясь в нескольких фильмах в год.
«Вот было бы прекрасно, если бы не нужно было быть такой недоверчивой, но выходит всё наоборот. То, что я говорю, вечно цитируется неправильно. Может быть, мне следовало бы вообще закрыть рот, так было бы лучше всего. Иногда журналисты производят на меня такое впечатление, что они запрятали где-то двадцать револьверов и только того и ждут, как бы меня расчихвостить в своих газетах. Но я не могу играть в частной жизни, мне этого довольно и перед камерой, а в жизни я себя не контролирую.»
Из дневника Роми в 1971 году.
Спустя год Шнайдер вернулась к судьбоносной для неё в 1950-е годы роли императрицы Елизаветы, снявшись в фильме Лукино Висконти «Людвиг» и тщательно готовилась к роли, чтобы её героиня выглядела достоверно. Опять пришлось носить тяжеленные косы Сиси. Съёмки начались в январе 1972 года в Бад-Ишле, роль Людвига исполнил Хельмут Бергер. Фильм снимался на английском языке, режиссёром немецкого дубляжа выступил супруг Шнайдер Гарри Майен.
Обратите внимание на платье. На парижской премьере «Мелочи жизни».
В 1972 году на экраны вышел также фильм «Сезар и Розали», где Шнайдер играла с Ивом Монтаном. В том самом платье.
С годами я понял, что самое главное в платье- это женщина, которая его надевает.
Ив Сен-Лоран
В 1973 году, когда Шнайдер и Майен, проживавшие в то время в Гамбурге, решили расстаться, Шнайдер с сыном уехала в Париж. Она находилась на пике своей карьеры и могла свободно выбирать себе роли, работала с выдающимися режиссёрами и актёрами — Ричардом Бёртоном, Жан-Луи Трентиньяном, Клаусом Кински и Джейн Биркин.
За десять месяцев в 1973—1974 годах Роми Шнайдер снялась в пяти фильмах. В фильме «Поезд» (1973) Шнайдер сыграла Анну Купфер, беженку-еврейку. За роскошно меланхоличным романом «Любовь под дождём» (1974) последовал «Обезумевший баран» (1974), в котором она воплотила образ брошеной жены, решившейся на любовную интрижку, в странной комедии «Адское трио» (1974), где её партнёрами выступили Мишель Пикколи и Маша Гонска, Роми Шнайдер блистала в роли беспринципной соучастницы убийства.
Май 1974 года
Съёмки «Главное — любить».
«Жулавский, если ты чего-то от меня хочешь, то подними свою задницу и не гоняй ассистенток туда-сюда. Пора наконец привыкнуть, что женщины — не мальчики на побегушках. Кончай со своими замашками паши!»
Из дневника Роми.
В ноябре 1974 года Шнайдер снималась в фильме «Невинные с грязными руками» (1975).
«Шаброля не раз называли «Бальзаком 20-го века», который обличает «буржуазную», то есть нормативную мораль, но не «слева» («мало свободы нравов»), а «справа» (то есть — «до чего докатились эти буржуи»). К счастью, в одной из лучших своих картин периода расцвета, Шаброль виртуозно демонстрирует относительность самих этих «качелей». Не было преступления, некого обличать и тем более наказывать, «реальность» морочит. И только святая грешница Роми Шнайдер откликнется на мистический зов из тьмы. Жизнь богаче любой морали. Просто мораль страховала. когда-то. А теперь, в 70-е — нет.»
Андрей Шемякин
В апреле 1975 года приступила к съёмкам в фильме «Старое ружьё» (1975) о трагедии Орадура в 1944 году. В нём Шнайдер исполнила роль француженки Клары, изнасилованной и убитой немецкими солдатами.
За свою роль в фильме «Главное — любить» (1975) Шнайдер получила в апреле 1976 года свой первый «Сезар» за лучшую главную роль и в своей речи на церемонии награждения поблагодарила своего мастера и друга Лукино Висконти, умершего за несколько недель до этого.
Брак с Гарри Майеном был расторгнут 8 июля 1975 года. К этому времени Шнайдер уже состояла в близких отношениях со своим личным секретарём Даниэлем Бьязини.
В сентябре Шнайдер узнала о второй беременности. 18 декабря 1975 года состоялась свадьба Шнайдер и Бьязини, который был моложе невесты на 11 лет. Вскоре после свадьбы беременная Роми Шнайдер попала в автомобильную аварию и потеряла ребёнка. Шнайдер вновь погрузилась в работу. Актриса сотрудничала с Соте в фильме «Мадо» (1976), сыграла роль Лени Груйтен в экранизации романа Генриха Бёлля «Групповой портрет с дамой». Во время съёмок она узнала о новой беременности, и 21 июля 1977 года на свет появилась дочь Роми Шнайдер Сара Магдалена Бьязини.
В том же году за роль в фильме «Групповой портрет с дамой» Шнайдер удостоилась «Золотой киноленты» в категории «Лучшее исполнение роли». После рождения второго ребёнка Шнайдер в пятый и последний раз работала с Клодом Соте. За свою роль в фильме «Простая история» (1978) 3 февраля 1979 года Шнайдер была награждена премией «Сезар» за лучшую женскую роль.
В конце 1970-х годов Райнер Вернер Фассбиндер предложил Шнайдер главную роль в фильме «Замужество Марии Браун» (1979), но совместной работы не получилась из-за завышенных требований Шнайдер в отношении своего гонорара и её нерешительного поведения.
«Есть такие лица, которые надолго остаются в памяти. Лица, глядя на которые, мы погружаемся в мечты. Потому что они нам кажутся очень близкими и в то же время загадочными, происходящими из какого-то далека, зовущего нас в неизвестное. Такое лицо было у Роми Шнайдер»
Ханна Шигулла
В ноябре 1978 года Шнайдер начала сниматься в экранизации романа Сидни Шелдона «Кровная связь» (1979). Несмотря на звёздный состав — Одри Хепбёрн, Омар Шариф, Бен Газзара, Джеймс Мэйсон и Герт Фрёбе — детективный фильм не вызвал энтузиазма у кинокритиков.
Бывший муж Гарри Майен повесился в Гамбурге 14 апреля 1979 года, Шнайдер упрекала себя за то, что не уделяла ему достаточного внимания. В конце лета 1979 года на экраны вышел фильм «Свет женщины», за который Шнайдер была вновь номинирована на премию «Сезар». В фильме «Прямой репортаж о смерти», вышедшем в прокат годом позже, Шнайдер сыграла смертельно больную женщину, которая продала телевизионной компании права на трансляцию её смерти.
«Вскоре после похорон Харри (Майена) Роми получила сценарий фильма «Прямой репортаж о смерти». Она читала его всю ночь и едва дождалась утра, чтобы сообщить Тавернье, что согласна работать на любых условиях. Настолько захватил её образ главной героини Катрин Мортено, ставшей жертвой наглых телевизионщиков.
В душе Роми всё еще кипела ярость на газетчиков. Во время похорон Харри они охотились за ней, пытаясь поймать сенсационные кадры. Её отношения с прессой всегда складывались конфликтно.
Сколько раз она чувствовала себя загнанной в угол нахальными репортёрами! Не отличаясь особой находчивостью, оказывалась их лёгкой добычей. Все звёзды в той или иной мере становятся объектами пристального внимания прессы. Взаимоотношения с ней — часть актерского паблисити, контакт с ней входит в правила игры, которые предписывает имидж. Но у Роми связь с прессой со временем приобрела болезненный характер. Журналисты целились в неё, но попадали в её близких. »Г.Краснова Роми Шнайдер История жизни и любви
Весной 1980 года Шнайдер снималась в фильме «Банкирша», основанном на биографии французской мошенницы Марты Ано. Начало съёмок её следующего фильма «Призрак любви» (1981) по свидетельству Бьязини было отложено на несколько дней ввиду плохого состояния актрисы в результате злоупотребления алкоголем и медицинскими препаратами. В интервью журналу «Stern» 23 апреля 1981 года Шнайдер призналась, что её силы находятся на исходе. В отношениях с мужем Даниэлем Бьязини также обнаружились непреодолимые противоречия, и в мае 1981 года Шнайдер подала документы на развод. В том же месяце актрисе была проведена серьёзная хирургическая операция по удалению правой почки, на которой была обнаружена доброкачественная опухоль. Но самый страшный удар судьбы ожидал Роми Шнайдер летом 1981 года. 5 июля в результате несчастного случая умер её 14-летний сын.
Он пытался перелезть через забор на участке при доме родителей Бьязини, потерял равновесие и при падении напоролся на острый металлический кол ограды.
На премьере фильма «За шкуру полицейского» -режиссёрского дебюта Делона 8 сентября 1981 года. Это первый публичный выход Роми после ужасной гибели сына.
«Под предварительным следствием», предпоследний фильм с участием Шнайдер, вышел на французские экраны 23 сентября 1981 года, в её 43-й день рождения. Хотя после смерти сына казалось, что Роми не пережить этой утраты, вскоре в октябре 1981 года она появилась в Берлине на съёмках своего последнего фильма «Прохожая из Сан-Суси». В фильме она сыграла роль Эльзы Винер, взявшей под свою опеку еврейского мальчика Макса Баумштайна, роль которого исполнил 13-летний Венделин Вернер.
О фильме «Прохожая из Сан-Суси»(1982)
Роми Шнайдер: Это книга Касселя, которую я прочитала очень-очень давно. И это одна из тех историй, которые не забываются, но которую отставили, положили в ящик и делали другой фильм. Но от нее нельзя на самом деле уйти.
Франс Рош: И что же, кто вытащил книгу из ящика?
Роми Шнайдер: Я не могу это объяснить. Это вещи, которые происходят лавинообразно, как крик. Этот фильм для меня -способ движения вперед в жизни.
Во время съемок я получала телефонные звонки и письма от абсолютно незнакомых людей, которые не имеют ничего общего с нашей профессией, которые мало знакомы с темой, поднятой Жаком Руффио и это очень поддерживало и обнадеживало.
Я хорошо осознаю, что найдутся люди, которым не все понравится. Но… это так важно? Я не боюсь.
После съёмок Шнайдер со своим новым возлюбленным, французским продюсером Лораном Петеном занялась подбором для себя загородного дома, чтобы там устроить свою жизнь. В марте 1982 года они нашли дом в Буасси-сен-Авур, в 50 км от Парижа. В апреле 1982 года состоялась премьера фильма «Прохожая из Сан-Суси». Работа Шнайдер получила высокую оценку и была номинирована на премию «Сезар».
9 мая 1982 года Шнайдер с Петеном вылетела в Цюрих к своему управляющему недвижимостью, чтобы решить проблемы с финансированием приобретения загородного дома. Несмотря на свои высокие заработки, к концу жизни Шнайдер оказалась в долгах: отчим Ханс Герберт Блацгейм, который занимался гонорарами приёмной дочери вплоть до своей смерти в мае 1968 года, злоупотреблял её доверием и растратил всё её состояние. Даниэль Бьязини вёл роскошную жизнь за счёт актрисы, а финансовые органы Франции потребовали уплаты налогов, сумма которых составляла миллионы. В Цюрихе 10 мая 1982 года Роми Шнайдер подписала завещание, назначив своими наследниками дочь Сару и Петена.
Спустя почти три недели, вечером 28 мая 1982 года Шнайдер и её возлюбленный были приглашены в Париже на ужин к его брату. По дороге домой в их общую квартиру они обсуждали планы на выходные. Дома Шнайдер не захотела сразу ложиться спать и решила послушать музыку. Ранним утром 29 мая 1982 года Петен обнаружил актрису без признаков жизни склонившейся за письменным столом.
В своих интервью личный фотограф Шнайдер и её менеджер исключали версию самоубийства актрисы и обосновывали это тем, что она работала над новым кинопроектом с Аленом Делоном и планировала переезд за город. Пресса объявила о смерти Роми Шнайдер в результате самоубийства, тем не менее в свидетельстве о смерти причиной указана сердечная недостаточность. Известно, что вопреки предписаниям врачей актриса после операции злоупотребляла алкоголем, снотворными и допингом. По свидетельству прокурора Лорана Давена, в дань уважения к кинозвезде и её близким вскрытия тела не производилось, поскольку обстоятельства смерти исключали причастность к ней третьих лиц.
Брижит Бардо:
Я потрясена и оглушена. В ее смертный час Роми, возможно, пережила то, что я часто чувствовала: ты во всем сомневаешься, у тебя никого нет, на кого ты мог бы положиться на все сто процентов. Кино сломало Роми. Атмосфера в мире актеров не расположена к высокой морали. Настоящих друзей, которые тебя поддержат, нет. Это рок. Конец тяжел, очень тяжел. Окружение поверхностно, жестоко и несправедливо. Роми любила свою профессию. В таких случаях имеется в виду, что ты должен продолжать. Я все еще жива, потому что я вовремя вышла из киноиндустрии…
Роми была красива, она находилась на вершине своего успеха, у нее было все, чтобы быть счастливой. Но ее тяжелая судьба была сильнее ее.Жан Габен: Для меня ты — хорошая Германия!Франсуа Миттеран: Я любил ее, как дочь.Жак Ланг, французский министр культуры: Международное кино потеряло одну из самых одаренных и, в полном смысле слова, самых профессиональных актрис.
Роми Шнайдер была похоронена на кладбище Буасси-сен-Авур. По настоянию Алена Делона, занимавшегося организацией её похорон, останки сына были перезахоронены в могиле матери.
Прошло больше тридцати лет, а все стены гримёрки Алена Делона в театре увешаны её портретами – загадочной и грустной, смеющейся и живой. По словам актёра, «она самый частый гость в его воспоминаниях»…
Использованы материалы:
- Шнайдер, Роми
- Роми Шнайдер
- Роми Шнайдер. Трагичная биография гениальной актрисы и несчастной женщины
- Сисси (фильм)
- Сисси — молодая императрица
- Сисси. Трудные годы императрицы
- Биография Роми Шнайдер
- РОМИ ШНАЙДЕР
- РОМИ ШНАЙДЕР НАВСЕГДА/ ROMY SCHNEIDER FOR EVER
- Трагедия Роми Шнайдер
- Ален Делон и Роми Шнайдер: «Нет ничего холоднее мертвой любви…»