Сергей Столяров — выдающийся актер, игра которого до сих пор восхищает зрителей и кинокритиков. Сергей Дмитриевич удостоился звания народного артиста РСФСР, а также стал лауреатом Сталинской премии. Однако главной наградой актер всегда считал признание зрителей.
Серге́й Дми́триевич Столяро́в (4 [17] июля 1911[1], село Беззубово, Тульская губерния — 9 декабря 1969, Москва) — актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Народный артист РСФСР (1969). Член КПСС с 1958 года.
Сергей Дмитриевич Столяров родился в 1911 году в селе Беззубово Венёвского уезда Тульской губернии (ныне посёлок городского типа Узуново Серебряно-Прудского района Московской области). Точная дата его появления на свет долгое время была неизвестна: метрика была утеряна, и Столяров сам выбрал себе дату рождения — 1 ноября. В начале XXI века удалось узнать, что настоящая дата его рождения — 17 июля (4 июля по старому стилю).
Сергей родился в семье лесника Дмитрия Столярова. У Сергея было ещё три брата и сестрёнка. Жили они хоть и бедно, но дружно. Отца своего Сергей практически не помнил.
В 1914 году началась первая мировая война. Рекрутов набирали по жребию. Идти на фронт тогда выпало одному богатому крестьянину, но он обратился к своим землякам: мол, тот, кто пойдёт на фронт вместо него, получит избу, лошадь и корову. Это было настоящее богатство, отказаться от которого было не всякому под силу. Вот отец Столярова и согласился на такую замену. Он ушёл на фронт и был убит во время газовой атаки. Обещанное богатство его семья получила, однако радовалась ему недолго.
В 1919 году началась масштабная продразверстка. И без того небогатая семья лишилась запасов на зиму, военные забрали все подчистую. Тогда бабушка Сергея отправила троих старших братьев в Ташкент — в городе было больше возможностей заработать хотя бы на кусок хлеба.
Так начались скитания Сережи Столярова по объятой войной России. В Ташкент тогда он так и не попал — заболел брюшным тифом, и братья оставили его в больнице в Курске, а сами так и пропали в водовороте тех событий. Сергей вылечился и некоторое время оставался в больнице, до полного выздоровления, помогал санитарам. Затем его определили в курский детский дом. Именно там он впервые и узнал, что такое театр. Воспитатель организовал из детдомовских ребят драмкружок.
Мечты о карьере актера манили Сергея, однако суровое время диктовало другие условия. После детского дома Сергей Столяров отправился учиться в московское ремесленное училище, где выбрал специальность машиниста и слесаря.
В конце 20-х годов Столяров закончил Первое профтехучилище в Москве и одно время работал паровозным машинистом на Киевской железной дороге. В свободное время он учился в театральной студии для рабочих при МХАТе, организованной актёром Алексеем Диким. Актёрские способности у Столярова, без сомнения, были, поэтому по окончании студии ему посоветовали поступать во МХАТ.
В 1932 году на приемных экзаменах в знаменитом театре Столяров читал монолог Нила из пьесы Горького «На дне». Читал прекрасно, члены высокой комиссии — а это были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд — приняли решение из пятисот абитуриентов зачислить его в театр.
Между тем в начале 1930-х годов удачно складывалась не только творческая жизнь Столярова, но и личная. В 1930 году его призвали на военную службу, и он был распределён в Театр Советской Армии. Там он и познакомился с молодой актрисой Ольгой Константиновой (она только что закончила театральные курсы Юрия Завадского). Вскоре они стали мужем и женой.
Окончил актёрский факультет Театральной школы Пролеткульта в 1931 году. В 1932—1934 годах — актёр МХАТа, в 1934—1938 годах — ЦТКА, в 1940—1942 годах — Театра имени Моссовета, с 1944 года — Театра-студии киноактёра.
Первые две картины с его участием («Космический рейс» и «Любовь и ненависть») ничего особенного собою не представляли, более того, в первой из них имя артиста даже не указали в титрах. Зато благодаря им на Сергея Столярова обратил внимание мэтр украинского кино – Александр Довженко. Он пригласил актера сыграть одного из главных героев в ленте «Аэроград». Роль благородного летчика Владимира Глушака прославила молодого артиста. Так состоялся дебют Столярова в кино. Дебют был удачным: статный красавец Столяров не мог не привлечь к себе внимания. Так оно и произошло.
В 1936 году сам Григорий Александров без всяких проб пригласил актёра на главную роль в своем новом фильме «Цирк». С этой картины и началась звездная слава киноактера Сергея Столярова. Его лицо улыбалось с огромных рекламных плакатов, мелькало в газетах и журналах (кстати, именно благодаря этому фильму его после 18 лет разлуки нашли мать и брат Роман).
Вскоре он стал отцом: 28 января 1937 года у них с Ольгой родился сын, которого назвали Кириллом (в дальнейшем он пойдёт по стопам отца и с 1956 года будет сниматься в кино).
Работа над картиной шла без малого два года. В 1937 году «Цирк» вышел на экраны. Сергей Столяров сыграл главную роль в этом фильме. Зрители восприняли картину с восторгом, а актер стал для кинолюбителей символом истинной мужественности и благородства. Редкие фото Сергея Столярова старались достать все поклонники кинематографа.
«Цирк» — советский комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым по сценарию, основанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка» для Московского мюзик-холла. Авторы пьесы убрали свои имена из титров из-за несогласия с режиссёрской трактовкой.
Действие происходит в СССР в 1930-е годы. Американский цирковой аттракцион «Полёт на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей. Но, зная факты её личной жизни, создатель номера немец Франц фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует её.
Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. Фон Кнейшиц, чтобы не потерять контракт, устраивает «диверсию» против советских артистов, а когда его план рушится — пытается опозорить Мэрион перед публикой. В итоге интригана с позором прогоняют, а Мэрион и её маленький сын-негритёнок находят в СССР свою новую Родину и любовь.
В фильме можно увидеть настоящий первомайский парад 1935 года, в постановке которого впервые принял участие хореограф Игорь Моисеев. А на башнях Московского кремля можно видеть двуглавых орлов, которых ещё не заменили на рубиновые звёзды.
Детская мечта Сергея Дмитриевича воплотилась в жизнь, однако счастье актера оказалось омрачено. Сергей Столяров категорически отказался присутствовать на премьерном показе картины, подарившей ему всенародную любовь. Дело в том, что незадолго до этого был расстрелян талантливый оператор Владимир Нильсен. Поводом для казни послужило анонимное донесение. Сыграла роль и «неблагозвучная» фамилия мужчины — в те времена любая мелочь могла стать поводом для обвинения в государственной измене.
Оператор комедии Владимир Нильсен приступил к работе над фильмом практически сразу же после своей стажировки в США. Для фильма он придумал немало технических приспособлений, трюков и оригинальных склеек для комбинированных съёмок. Он даже успел написать учебники по операторскому делу, которыми ещё долгое время пользовались советские кинооператоры. Пользовались его работами даже тогда, когда они были запрещены… Владимир Нильсен был арестован и расстрелян в 1938-году.
Столяров был шокирован произошедшим и не захотел получать награду правительства. Премьера «Цирка» прошла без главного героя. Спустя некоторое время картина отправилась на всемирный фестиваль киноискусства, в столицу Франции, однако туда уже Столярова не пригласили.
Примечательно, что на том же фестивале впервые была представлена знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Фигуру и лицо рабочего Мухина лепила с Сергея Столярова. Эта скульптура до сих пор является эмблемой «Мосфильма», узнаваемой даже людьми, далекими от мира кино.
После выхода «Цирка» Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом советского молодого человека. Герой «Цирка» Иван Мартынов принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
Рассказывает сын актера — Кирилл Столяров:
«Еще до премьеры фильма «Цирк» получил самую высокую оценку «наверху». А накануне премьеры расстреляли изумительного оператора Владимира Семеновича Нильсена. В те годы подавались расстрельные списки. Расстреливало НКВД, но «кандидатуры»-то подбирались на местах! Раздавался звонок: «У вас есть троцкисты?» Да как же не быть троцкистам в самом советском искусстве?! Например, Нильсен. Почему он? Да фамилия у него странная. К тому же жена — балерина и вдобавок ко всему итальянская подданная. Отец был потрясен гибелью Нильсена. А вокруг все готовились к премьере «Цирка». Специально закупили аппаратуру в Америке, в Парке культуры имени Горького открыли летний кинотеатр. Составляли наградные списки, будто ничего не произошло. И отец не пошел на премьеру, куда пригласили только исполнителей главных ролей. Он не получил орденок и не стал холуем. …Возможно, всенародная любовь, «заметность» спасли отцу жизнь… За фильм «Цирк» отец получил только зарплату.
В том же году «Цирк» отправили на всемирную выставку в Париж. Но отца туда уже не пригласили. Кстати, на той же выставке была представлена скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Рабочего Мухина лепила с моего отца.
Кроме того, сразу после выхода фильма на экраны отец разорвал всяческие отношения с Г. Александровым. Они разговаривали, но Александров знал, что отец его не уважает. Отец вообще был человеком вспыльчивым, мог сказать в глаза[en] резкость любому начальству. Что он сказал после «Цирка» Александрову, никто не вспоминал. Но сказано было что-то очень неприятное, что навсегда сделало невозможными дружеские отношения между ними. Конфликт оказался очень глубоким. Они были люди разных полюсов. Отец власти не служил».
Стоит, видимо, отметить и такой факт: знаменитую «Песню о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача в фильме исполняет не Сергей Столяров (он лишь открывает рот), а … Г. Александров».
Независимый принципиальный характер Сергея Столярова, его участие в защите своих друзей и коллег, несправедливо обвинённых в тяжёлую эпоху 1930-х годов, стоили ему многих наград и отчасти карьеры[2]. Ему был вынесен негласный приговор: не вполне благонадёжен. Тем не менее, Столяров продолжал сниматься в кино. В 1938—1944 годах он создал на экране ставший классическим образ русского былинного героя, снявшись в фильмах-сказках «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный».
Широко отмечавшееся в 1937 году столетие со дня смерти А. С. Пушкина не могло пройти мимо советского кинематографа, не стоявшего на месте. Развитие кинотехнологий, да и самой съёмочной техники, освоение новых приёмов комбинированных съёмок — таких, например, как транспарантные — позволяли обратиться к этому сюжету вновь. К тому же мало кто помнил первую экранизацию «Руслана и Людмилы» (1914) Владислава Старевича, к тому времени утраченную. И в планах Мосфильма в 1937 году появляется это название[2], постановку поручают знающему толк в киночудесах Ивану Никитченко и недавнему выпускнику ГИКа (1936) Виктору Невежину (мастерская С. М. Эйзенштейна).
«Волшебная пушкинская сказка и постановочное решение художника комбинированных съёмок и режиссёра фильма И. Никитченко позволяли использовать всю палитру приёмов и способов комбинированных съёмок — перспективное совмещение (бой Руслана с Головой), макетные съёмки (виды древнего Киева и замка Черномора), рир-проекцию (герои фильма на фоне макета), последующую домакетку (проходы Руслана к замку Черномора), а также создавать уникальные решения, например, способ перекладок и проекционных масок для съёмки оригинальных кадров битвы Руслана с драконом. Соединение проекционного изображения с мультипликационными перекладками дало возможность снять общий план, где Руслан бросает Рогдая в пропасть.»
— Дмитрий Масуренков, «Мастера визуальных эффектов», 2006 — к 100-летию Н. С. Ренкова
Изобразительно картина решена в сложившихся к XX веку в русском изобразительном искусстве образах, напоминая полотна В. М. и А. М. Васнецовых, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге.
Главной же особенностью «Руслана и Людмилы» стала стилистика немого кино — ни один из персонажей не произносит на камеру ни звука, всё отдано закадровому голосу и в то же время игра актёров не вычурна, как в былом немом.Есть сведения, что окончательный вариант монтажа фильма дорабатывался С. М. Эйзенштейном, всегда пристально следившим за своими учениками[4]. Во всяком случае киноведом Наумом Клейманом подмечено прямое цитирование Эйзенштейном некоторых сцен в Александре Невском, над которым он тогда работал. В частности мёртвое поле, покрытое костями[5].
Зритель любовался сказочными пейзажами и дворцами, а киноспециалисты в подробностях разбирали техническую сторону картины, отыскивая в её замысловатых съёмках плюсы и минусы: «…введение рисунка в кадр должно быть проведено особенно тщательно и осторожно, иначе природа в кадре будет выглядеть безжизненно. Излишняя перегруженность кадра рисунком привела фильм «Руслан и Людмила» к тому, что в ряде его кадров заметно отсутствие воздушной перспективы»[6].
В 1939-м исполнил главную роль в фильме «Моряки».
В 1940 году исполнил роль водолаза в фильме «Гибель «Орла»».
«Васили́са Прекра́сная» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1939 году режиссёром Александром Роу и основанный на русской народной сказке «Царевна-лягушка».
Известный советский сказочник Александр Роу, задумал поставить большую картину на основе старых русско-народных сказок. И заказал драматургу Владимиру Швейцеру написать такой сценарий. И тот выдал из под своего пера увлекательное, местами сдобренное юмором, а иногда и эпически серьёзное сказание. Смешав в одном сюжете и Василису Прекрасную и Бабу-Ягу, и Змея Горыныча и элементы истории Кощея Бессмертного и много чего ещё, автор сценария рассказал нечто похожее на былину. Причём все эти разнообразные сюжеты соединены умело и гармонично дополняют друг-друга, складываясь в одну интересную историю. В некотором роде это ‘квест’.Или даже, как сказали бы иностранцы- фэнтези. Ибо тут говорящие животные, сказочные и фантастические моменты, сражение с огромным, огнедышащем драконом и превращение лягушки в девушку-красавицу. ‘Василиса Прекрасная’ -это наше, родное, славянское фэнтези!
Александр Роу снимал свои сказки на века. Он работал как на натуре, с предварительным возведением больших декораций, так и в павильоне ‘Мосфильма’ -одной из крупнейших на тот момент киностудий мира. Все предметы старо-русского интерьера, костюмы персонажей и прочее- создано бережно и с любовью. Даже 70 с лишним лет, картина производит впечатление своим размахом и качеством постановки. Что уж говорить о том, далёком 1939-ом, когда ‘Василиса Прекрасная’ вышла в свет. Тогда фильм Роу и вовсе производил ошеломляющий эффект на зрителей. Как советских, так и иностранных. Картина была в прокате в Финляндии, Польше, Франции, Германии и других странах мира. И везде этот отечественный, сказочный фильм принимали с восторгом главные его зрители, те для кого он и был снят, а именно- дети…
Сыгравшие в ленте актёры, на тот момент не были известны широкому зрителю. Но они смогли расположить его к себе, благодаря своей харизме и обаянию, и создать запоминающиеся, по истине народные, сказочные образа. Это и Сергей Столяров в роли Ивана. И Георгий Милляр сразу в трёх образах (!) — отца героя, гусляра-рассказчика и коварной злодейки Бабы Яги. И, конечно же сама Василиса, которую тут блистательно воплотила на экране -дебютантка Валентина Сорогожсая. Но зрители особо выделяли ‘ту замечательную советскую артистку, которая сыграла Бабу Ягу’. Так как в титрах по ошибки забыли указать имя того, кто сыграл этого персонажа, а смотревшие фильм и не догадывались, что и роль этой сказочной злодейки сыграл всё тот же, разносторонний актёр Георгий Милляр. Кстати, это он сам убедил режиссёра, что сможет сыграть и Бабу Ягу. И даже озвучить. А когда Роу, было воспротивился -указав на то, что у Милляра хрипловатый голос, актёр заметил, что бывают же бабульки с прокуренными голосами!
Для фильма была написана прекрасная музыка, которая смогла передать и значительно дополнить запечатлённую замечательным оператором Иваном Горчилиным, сказочную атмосферу ленты. А художниками картины, была проделана по истину громадная работа-изготовление костюмов, декораций, выбор красивых локаций на натуре и прочее. Особо впечатляет созданный ими Змей Горыныч. Говорят он был более 15-ти метров в длину и 5-ти в высоту, а так же имел такой устрашающий внешний вид, что конь Столярова боялся к нему приближаться. И на съёмку финального сражения Ивана с похитителем его суженной -ушло много времени.
Премьера фильма в СССР состоялась 13 мая 1940 года.
Когда началась война, Столяров не мог остаться в стороне и записался на фронт добровольцем. Однако, как и многих его коллег, Столярова вскоре отозвали, мотивируя это решение производственной необходимостью. Вместе с «Мосфильмом» актёр и его семья осенью 1941 года оказались в Алма-Ате. По дороге туда произошёл печальный случай: у Столяровых украли продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную смерть. И тогда Столяров вспомнил о своем хобби — охоте, взял на киностудии винтовку и ушёл в горы. Его не было сутки, но, когда он вернулся, за его плечами болтался огромный горный козел. Его мяса Столяровым хватило надолго — часть его они съели, часть продали на рынке. Именно на это мясо Столяров выменял у К.М. Симонова его новую пьесу «Русские люди», которую актёр затем поставил на сцене местного театра. Спектакль имел огромный успех. Артисты собрали 13 069 рублей. Все сборы от этого спектакля Столяров отправил в фонд обороны на танк, который так и назвали — «Русские люди». В благодарность за этот поступок актёра ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.
Тем временем в 1943 году О. Константинова (жена Столярова — В.К.) отправилась в Белоруссию играть в Русском драматическом театре, а Столяров приступил к съемкам в фильме «Кащей Бессмертный». Во время съемок этого фильма (натура снималась в Барнауле), игравший Никиту Кожемяку Столяров едва по-настоящему не убил Кащея в исполнении Г. Милляра. В сцене битвы Сергей так рубанул своего коллегу деревянным мечом по голове, что того увезли в больницу с сотрясением мозга. К счастью, все обошлось и фильм досняли с теми же исполнителями». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 122 — 123.
В 1943 году Сергея Столярова стали приглашать на роли в детских фильмах. Первым вышел «Кощей Бессмертный», несколькими годами позже появились картины «Садко» и «Илья Муромец». Он поначалу боялся казаться смешным и глупым в образах Иванушки, Никиты Кожемяки, Алеши Поповича… Ему верили, когда он спасал Василису или боролся с Кащеем, будто олицетворяя собой всю советскую армию, которая тогда, в 1944 году, была уже на подступах к Берлину.
«У него же все краски яркие, размашистые! Да, может, были и другие, более тонкие артисты, это другой вопрос. Но это не меняет сути. Главное, я хочу сказать: он был персона. И это порой даже не заменить и мастерством», – заверяет народный артист России Владимир Хотиненко.
Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.
Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?
Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».
Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…
Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки. В воспоминаниях Роу говорится: «И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».
Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?
По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне». В общем, Роу не устоял.
В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов.
— Григорьева была после тифа, стриженая налысо… — рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма. – Но как загримируют, выйдет – такая красавица! Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали… Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь!
Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.
— Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… — рассказывает нам Александр Дмитриевич. Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная. – Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже грибы все были годные…
В июле 1944 года в краевой газете «Алтайская правда» было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста». Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки. К сожалению, ихрассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота…
— Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями… — рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд.
– Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь.
Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках» — оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы.
— Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко. – Но оттуда ответили: «Кино себя окупит». В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»
В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду. Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.
— А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна. – И вот понесли «холодушек» режиссеру. Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню… На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…
Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через «Алтайскую правду»: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования «Киноэкспедиции „Союздетфильм“».
А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.
В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.
— Нет, Милляр не приезжал… — твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев. – А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода…
В 1940-е годы Столяров пытался уйти от своего героического амплуа. В это время он снялся в весёлом фильме «Старинный водевиль».
Фильм А. Л. Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции (Италия), где ему присвоили приз «Серебряный лев».
Несмотря на то что Столяров в те годы считался звездой советского кино, его семья, в отличие от других знаменитых семей, жила довольно скромно. У них не было ни машины, ни дачи. Да и дружил актёр в основном с людьми простыми, не из мира искусства. Из актёров у него был только один друг — Борис Бабочкин. Они вместе ездили на охоту. Их дружба продолжалась всю жизнь.
Популярность актера в те годы оказалась феноменальной, Сергея Столярова узнавали на улице, а экранные герои артиста становились кумирами и примером для подражания.
В 1953 году, когда вышел фильм «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли, к артисту пришла и международная известность. На кинофестивале в Венеции он получил первую премию. Однако самого актёра на тот фестиваль не послали по идеологическим соображениям. И это при том, что через год французский журнал «Синема» включил С.Д. Столярова в список выдающихся актёров мирового кино, причем от Советского Союза в этом списке он был один.
Александра Птушко — создатель легендарных советских киносказок «Каменный цветок», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Сказка о потерянном времени», «Руслан и Людмила». Одной из самых известных во всем мире его режиссерских работ стал фильм « Садко ».
К моменту начала съемок новой киносказки Александр Птушко уже был известен как режиссер фильмов «Новый Гулливер» и «Каменный цветок», и за ним уже закрепилась слава новатора: он создал первый звуковой объемный мультфильм «Властелин быта» и первый полнометражный фильм с объемной анимацией «Новый Гулливер». За «Каменный цветок» режиссер получил Сталинскую премию и приз за цвет на Международном кинофестивале в Каннах. А следующий фильм – « Садко » – принес ему второй по значимости приз, «Серебряного льва» в Венеции.
Алла Ларионова начала сниматься в массовке еще в 8-м классе школы, а ее первой крупной киноработой стала роль Любавы в фильме « Садко ». После премьеры этой картины 22-летняя актриса проснулась знаменитой. А после показа фильма на Международном кинофестивале в Венеции Ларионову узнали и за рубежом. Для дебютантки это был просто небывалый успех. В итальянских газетах писали о «солнце Венеции в волосах у Аллы», актрису называли «самой молодой, самой веселой, самой красивой».
На момент съемок в « Садко » актеру было уже 40 лет, а в его фильмографии было уже 14 заметных ролей. Его сын Кирилл рассказывал: «При всей своей положительной внешности он никогда не играл ни начальников, ни секретарей обкомов. С ним трудно было фальшивить. Подкупить его орденом или благами нельзя – значит, Столяров неуправляемый, неизвестно, чего от него ожидать».
Советский фильм был снят по мотивам онежских былин о новгородском гусляре и купце Садко . Зарубежным зрителям герои русского фольклора были незнакомы, и когда в 1963 г. американский режиссер и продюсер Роджер Корман приобрел эту ленту для проката в США, он превратил « Садко » в «Волшебное путешествие Синдбада», переименовав не только главного героя, но и его родной город: вместо Новгорода в фильме упоминался Копасанд. Автором адаптации сценария для этой версии фильма стал 23-летний Фрэнсис Форд Коппола.
Роль Птицы Феникс в фильме исполнила Лидия Вертинская. Эта работа стала ее кинодебютом. Она снялась еще в нескольких фильмах Птушко, а затем навсегда оставила кинематограф.
Каким потрясающим выдумщиком был Александр Лукич. Ловкость и поистине выдающаяся изобретательность, с которыми этот «обыкновенный гений» оживлял любые чудеса и диковинки из сказок, просто не имеют себе равных. Даже сейчас, по пришествие более чем шестидесяти лет, «Садко» производит грандиозное впечатление и за одну только златоперую рыбу, сияющую в руках Садко, хочется рукоплескать мастеру. А сцены с птицей Феникс – это же просто визуальный шедевр! Глядя на эти чуть ли ни на коленке созданные, порой наивные, а где-то напротив — сделанные с поистине непревзойденным мастерством, чудеса, как-то особенно очевидной представляется мысль, что волшебство и правда есть. Оно в людях, которые делают свою работу с душей. И Птушко несомненно был таким:)
«Садко» появился тогда, когда заурядно и тем более плохо отечественные кинематографисты делать просто не умели. Тогда люди тянулись к светлому, доброму и жизнеутверждающему и, кажется, искренне верили в то, о чем снимали. Наверное, именно поэтому сказки прошлых лет получались такими задушевными, а их герои – одухотворенными. Очень жаль, что сейчас на экране почти уже и не увидишь чтобы идеалы торжествующего добра и эстетика русской красоты смотрелись так естественно и ни капельки не фальшивили. Чтобы великолепная симфоническая музыка Римского-Корсакова так органично переплеталась со сказочным полотном, наполняя его торжественностью и монументальностью. Нет сейчас и таких артистов как Сергей Столяров, с его огненным взглядом, яркой волевой внешностью и невероятно открытой, мягкой улыбкой. Таких вот необыкновенно талантливых красавцев, одним только видом своим словно олицетворявших благородство, отвагу и несгибаемость духа богатырского. А уж как верно он сумел найти очень искренние нотки, чтобы передать неоднозначность своего героя — его горячность, бахвальство и в тоже время героическую возвышенность и невероятную сердечность… А партнерши у него какие! Редкий современный фильм может похвастаться наличием в нем трех столь непохожих и незабываемых женских образов, которые были бы так великолепно сыграны начинающим актрисами. И уж тем более сейчас не увидишь, чтобы бескорыстные поиски счастья для всех и каждого решали сделать главной сюжетной линией фильма…
В фильме «Тайна двух океанов» (1955—1956) Сергей Столяров сыграл роль капитана подводной лодки. Фильм имел большой успех у советского зрителя. Тогда же Сергей Дмитриевич снялся в другом фильме А. Л. Птушко «Илья Муромец», в роли Алёши Поповича (этот фильм вошёл в Книгу рекордов Гиннесса — в нём участвовало 106 тысяч солдат-статистов и 1100 лошадей). Таким образом, галерея положительных образов была продолжена актёром и в этих фильмах.
«Вот он играет совсем пустую роль в фильме «Тайна двух океанов». Там, функция, а не роль. И вдруг это получается лучшая роль в фильме. И на дипломе написано – диплом Венецианского фестиваля – «Вы способствовали созданию этого фильма». Он привнес свою человеческую суть», – поясняет сын Сергея Столярова, актер Кирилл Столяров.
Практически не снимался в кино Столяров и в 60-е годы. Тогда на экранах страны появилось всего лишь две картины, где актёр сыграл крупные роли: «Человек меняет кожу» (1965) и «Туманность Андромеды» (1967). Последний фильм даже получил специальный приз на фестивале в Триесте в 1968 году. Столяров в этом фильме сыграл свою последнюю (тоже главную) роль в кино.
Именно малая занятость в кино позволила руководителям Театра киноактёра, где он работал, выдвинуть против Столярова обвинение, что он не выполняет положенную норму. За это его и его жену уволили из театра. Этот скандал серьёзно подорвал здоровье актёра, вскоре он тяжело заболел.
Талант Сергея Столярова проявился не только на экране: актер начал работу над собственным сценарием, посвященным Дмитрию Донскому. Однако закончить начатое Сергею Дмитриевичу помешала болезнь.
В конце 1960-х Сергей Дмитриевич согласовал постановку фильма «Когда расходится туман» по собственному сценарию. Но из-за обострения злокачественной опухоли (лимфосаркома) был вынужден лечь в больницу и не дожил не только до премьеры, но даже и до окончания работы над картиной.
Незадолго до смерти Столярова вынудили уйти из Театра киноактера, где он проработал много лет (повод: якобы малая занятость актера). Эта несправедливость сильно подорвала здоровье актера.
Рассказывает К. Столяров: «В 1968 году у отца внезапно начала опухать нога, и поначалу он не придал этому особого значения. Он никогда до этого не болел. Как раз тогда ему удалось наконец „пробить“ разрешение на съемки собственного фильма. Много нервов для этого пришлось потратить. Мы вместе поехали выбирать натуру, и тут болезнь спутала все его планы. У него обнаружили рак, лимфосаркому. Как тогда сказали врачи, „болезнь от огорчения“. Отца положили в Кремлевку, а мной овладела навязчивая идея: я же должен отдать отцу долг! И вот Бог мне подсказал: писать сценарий о Дмитрии Донском! Отца всегда интересовал тот период истории, он загорелся, много работал. И этим продлил себе жизнь на год. Однажды его пригласили на какой-то юбилей, и он пришел на него в белом свитере, красивый, как всегда. Все знали, что он обречен, но сам отец не показывал виду, что ему плохо…
Отец лежал в раковом корпусе, вместе с Марком Бернесом, Полиной Жемчужиной – женой Молотова, Александром Твардовским. Они уходили к овражку, жгли там костерок, вели беседы. Я их навещал, приносил им книги Солженицына «Раковый корпус». Они умерли все по очереди…
В 1969 году, незадолго до его смерти, я принес в больницу документы о присвоении отцу звания народного артиста. Он только махнул рукой: оставь, мол, это, положи там куда-нибудь. А 9 декабря 1969 года он умер. У меня на руках. Я обычно ходил в больницу часам к одиннадцати-двенадцати. В тот день была скверная погода: снег, холод. Может, потому и примчался раньше. За некоторое время до моего прихода отец брился и поранил губу. А организм уже не сопротивлялся. Пришла медсестра, дежурно спросила: «Ну как себя чувствуем?» Увидела кровь, решила прижечь ранку и что-то замешкалась. Отец говорит: «Видишь, человеку тяжело, возьми лампу и посвети». Когда я поднес лампу, то увидел, что медсестра плачет. И тут отец произнес: «Ну что ты не можешь помочь человеку, видишь, ей трудно!» Ей трудно… Через несколько минут он умер. Потом я попросил скульптора Славу Клыкова сделать отцу памятник. Славе нужен был двухметровый белый камень: он считал, что отец был русским, светлым человеком, поэтому ничего лучше мячковского камня не придумать. Я перевернул всю Москву – не нашел. И тут мне сказали, что в одном переулке ломают часовенку. Схватил такси и, не поверите, приехал… к себе домой, туда, где всю жизнь жила наша семья, к Покровскому собору.
Вот от той разобранной часовенки и стоит на могиле отца камень…»
9 декабря 1969 года Сергея Дмитриевича Столярова не стало. Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
Рядом с ним на этом участке нашли свой последний приют артист Владимир Высоцкий, тележурналист Владислав Листьев, спортсмены Инга Артамонова и Отари Квантришвили. Всех их, таких разных, объединила земля Ваганьковского кладбища.
Режиссёр «Театра на Таганке» Юрий Любимов рассказывал, что после похорон сына отец Владимира Высоцкого сказал: «Его похоронили рядом с самим Столяровым!». И от себя Любимов добавил: «Отец родной».
Буквально через несколько дней после смерти С. Столяров был удостоен звания народного артиста РСФСР. Фильм, сценарий которого он написал незадолго до смерти, вышел на экраны страны в 1972 году. Он назывался «Когда расходится туман».
Сергей Столяров создал на экране галерею ярких образов: былинных богатырей, своих современников и даже людей будущего, но всех их объединяло одно: это были герои, которым верили.
Не человек – скала. С улыбкой, которую и теперь называют «столяровской». Не актер – идеал «советского Голливуда». Именно Сергея Столярова уже много десятилетий можно увидеть в первом кадре любой картины, снятой на «Мосфильме». Это с него Вера Мухина создавала своего легендарного Рабочего.
Личная жизнь Сергея Столярова сложилась счастливо. Жена актера, Ольга Дмитриевна Константинова, также была актрисой, хотя и не настолько успешной.
Пара воспитывала сына Кирилла. Сергей Дмитриевич оказался примерным семьянином, детдомовское детство научило мужчину ценить домашний уют.
Сын Сергея Столярова, актёр Кирилл Столяров, сыграл своего отца в фильме «…А зори здесь тихие» — советском двухсерийном художественном фильме, снятом в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.
Использованы материалы:
- Столяров, Сергей Дмитриевич
- Сергей Столяров
- Сергей Столяров. Биография
- Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев. СТОЛЯРОВ СЕРГЕЙ. Раззаков Федор.
- Сергей Дмитриевич Столяров — биография
- Сергей Столяров — биография, информация, личная жизнь
- Сергей Столяров: биография, фото и роли актера Автор Юлия Шамшурина
- Цирк (фильм, 1936)
- «Цирк»… 10 занятных фактов о съёмках фильма
- Руслан и Людмила (фильм, 1938)
- Рецензии / Василиса Прекрасная
- Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка!
- За кадром фильма « Садко »: Несказочные судьбы героев легендарной киносказки
- Садко (1952), режиссер — Александр Птушко