В «Книжной лавке» начала публиковаться новая трилогия «Безбрежные воды Стикса» Ирины Дедюховой.
Это пятый роман автора после «Повелительницы снов», «Позови меня трижды», «Армагеддон №3», «Парнасские сестры». Вначале хотела дождаться публикации всех частей новой книги, но любопытство взяло свое. Поняла, что «паузы» автор сделала именно для пользы читателей, первая часть оказалась значительный не только по объему, но и по содержанию, по материалу для осмысления.
Конечно, с некоторыми героями этой книги читатели блога «Огурцова на линии» знакомы очень давно из цикла Синопсис романа (первые публикации относятся к осени 2012 года), который неожиданно оборвался в начале июля этого года.
По этой причине, кстати, сложно было переломить ряд предубеждений, поскольку уже знаешь, что там будет дальше. Вообще считала, что это будет продолжение знакомых частей, давно привыкнув к беллетристическому построению в современной литературе, сильно отошедшей от традиционных канонов многоплановости романа на русском.
Мое любопытство подогрели названия трех частей романа, от которых веяло не только мистикой, но и какой-то сакральной силой: «Месть Единорога», «Упованья входящих», «Цвет сумрака»…
Давно выяснила для себя, что Ирина Дедюхова привержена литературному стилю (или направлению), который называется «магический реализм», о котором много говорят и совершенно напрасно многим приписывают, забывая, что начало ему положено в русской литературе Н.В. Гоголем, Н.С. Лесковым, М.А. Булгаковым.
Заглянем в Википедию:
Магический реали́зм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.
В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания «новой вещественности» — жанра живописи.
Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будь то написанные самими индейцами, будь то испанскими или португальскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности.
Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот что он писал:
«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям». (ВикипедиЯ)
Итак, купила роман, открыла на ноутбуке, думая, как же долго ждала встречи с новыми произведениями любимого автора. Читала с перерывами всю ночь… С перерывами, потому что впечатление было такое, что надо было то чайку, то кофейку выпить. Закончила читать в начале четвертого утра.
Читается гораздо легче, чем «Синопсис». Признаюсь сразу, что году в 2014 нашла в блоге первый набросок «Синопсис романа», ну в котором про римские карнавалы прокуратуры и Роману с Генераловой. Обхохоталась. Явление многослойное и типическое. В любом регионе таких вот Роман и Генераловых воз и маленькая тележка.
Потом был перерыв в публикации этих частей, по понятным причинам жизненных коллизий автора… травля продолжалась, а затем произошла «кислотная атака» в ГАБТ, когда Дедюхова встала на защиту истоков и смысла искусства с романом «Парнасские сестры».
Когда с февраля этого года стала читать «Синопсис», то впечатление резко изменилось. Смех затих и стало жутко…от зомби и прочей нечисти. Полюс Зла не был уравновешен в «Синопсисе» положительным полюсом как в «Парнасских сестрах», где Гермесу с гарпиями противостояли Музы во главе с Каллиопой. Читать «Синопсис» было очень тяжело. Ни одного яркого и положительного персонажа. Мысли, эмоции, планы на будущее героев очень сложно было пропускать через себя. Поэтому понимаю автора, стонущего иногда в публикациях, когда приходится копаться в душе (или что там осталось от нее) у современных «героев»: уголовников, маньяков и полностью разложившихся личностей с нетипичными мотивациями. Представляю, как себя потом в чувство приводить тяжко. А еще, чтобы при полной безнадеге в жизни в романе восторжествовала справедливость.
Вот новый роман читать легко, потому что положительный полюс уравновесил всех мерзавцев и подонков. Образы Единорогов замечательные! За Единорогов не случайно и Роулинг уцепилась в первом романе «Гарри Поттер и Философский камень». Волан де Морт напитывается силой, убивая Единорогов. Один из первых фильмов Тома Круза, который дал ему путевку в статус суперзвезды тоже про Единорогов «Легенда осени» или «Сказка осени». Герб королей Великобритании — лев и Единорог. Лев- Англия, Единорог — Шотландия. И великолепная иллюстрация на обложке, сразу задающая темп и ритм повествованию. Сразу чувствуется, что не будет тотального торжества зла, несмотря на творимый беспредел.
Язык. Контраст между газетными сухими, канцелярскими вырезками и свободным языком романа, смысловыми синтагмами, нравственными акцентами. Что сказать? Здорово! Множество ассоциаций.
Главная, пожалуй, точно раскрывает исконное определение магического реализма в русской литературе: здесь не придумывается иная реальность с ее законами, в виде новых «миров». Здесь раскрываются истинные законы нашей реальности, а попутно возвращается и интерес к нашей реальной жизни, здорово утраченный в последнее время «безвременья» и торжества серости.
Роман уже вызвал бурное обсуждение в интернете. Некоторые читатели сетовали на использование автором реальных статей с реальными именами и фамилиями в ущерб, по их мнению, художественности. Категорически не согласна с таким мнением…с точки зрения того самого «магического реализма». Начну издалека. Ирина Дедюхова неоднократно говорила, что литература не ставит вопросы перед обществом, но решает их. В данном случае мы имеем изменение реальности… методами магического реализма, а не путем гуманитарных катастроф и социальных потрясений. То есть реальность медленно и неотвратимо меняется… методами настоящего искусства.
…Перенесемся в 2001 год на представление детской пьесы «Звезды над Иссык– Кулем». Какой вопрос решался в этом произведении чисто литературными средствами?
В пьесе «новые хозяева жизни» жаждали из мести заставить бывшего летчика–истребителя лизать им ботинки. Его «преступление» перед ними состояло в том, что он имел наглость любоваться «звездами над Иссык-Кулем», в то время как они мотали срок. Вопрос, который разрешился в пьесе, как честному человеку пережить наезд таких бывших уголовников, пожелавших отнять его квартиру. Писательница использует интересный ход – школьники решают «с кого делать жизнь» и один из них первоначально хочет походить на этих Пашек и Мишек, потому что они – «хозяева жизни». Но ход этой истории приводит к тому, что эти ложные кумиры рушатся в глазах даже тех, кто по наивности хотел им подражать.
Поставлю здесь маленькую оговорку! Многим очень молодым людям сегодня непонятны жесткие реалии конца 90-х, остро подхваченные в этой пьесе, где в драматургии многое построено на узнаваемости этих деталей. Например, как одна из мамаш с детьми, в виде картины русского живописца Василия Перова «Тройка», тащит возок с бытовой химией, торгуя ею на морозе. Многие вещи уже ушли из нашей жизни навсегда, причем… достаточно безболезненно и как бы совершенно незаметно. Разве это не магическое преобразование действительности?
Но попутно там решались все проблемы сложного периода взросления детей: ссоры с родителями, семейные конфликты, проблемы в школе, отсутствие каких-то перспектив на будущее… вплоть до проблем с подростковой беременностью и табакокурением.
Но главное, это был мюзикл с яркими музыкальными номерами!
Однажды я заснул у батареи,
В подъезде на четвертом этаже…
Мне снился сон, что стали все добрее,
И трудности закончились уже!
На страничке пьесы есть и заметка начала «нулевых» о конкурсе «Театральные ладушки» о том, что тогда навязывалось в качестве драматургии, что признавалось, а что в упор не замечалось. Автору тогда заявили, что «мюзикл со шлягерными номерами и лихо закрученным сюжетом может написать каждый» (да еще для подростков, чтоб им было это интересно играть и смотреть!), а пьеса должна «учить подростков жить». Как говорится, спасибо, научили.
Совершенно понятно, что никаких выводов наши театральные деятели делать не собирались. Они решили этого явления просто не замечать. Зато были другие явления… А сейчас театральные деятели собирают подписи в защиту Кирилла Серебренникова… не отдавая себе отчет, что это точка в том давнем разговоре, что является искусством, а что им являться не будет, а потому его навязывание всегда имеет в основе уголовное преступление.
То же самое происходит в романе «Месть Единорога». Если бы автор придумывала крушения судеб отрицательных персонажей, то могу вообразить, сколько укоров раздалось в ответ: что Вы сочиняете басни про успешных во всех отношениях людей? Вам завидно? А когда автор ничего не сочиняет, но дает газетную хронику по реальным людям, то крыть нечем. Взято из жизни. Поэтому некоторых так коробит эта газетная статистика. Но в этом — то и заключается магический реализм. Взять реальную жизнь и судьбу и проверить ее на истинность средствами искусства, соотнести реальное и вымышленное. И происходит чудо. Рушатся ложные кумиры. Нравственные критерии восстанавливаются.
Поэтому с нетерпением жду продолжения, чтобы увидеть, как литературными методами будет решен главный вопрос современности – возвращение людям технических профессий, создавших инфраструктуру, промышленность, транспорт, руководящей роли в обществе. Как и положено в нашем реальном мире, в ХХI веке.
На дружеском форуме уже заметили роман. Неожиданное сравнение с «Твин Пиксом»! И вопросы про старика из «Парнасских сестер» и Старикова из нового романа. Участники форума считают, что это разные персонажи. А мне, вспоминая рассказ на вебинаре про «поклонника», от которого душа уходила в пятки как от встречи с нечистым, кажется, что это одно и то же лицо. В развитии.
Вижу большую разницу между 22 главами старого «Синопсиса» и романом. Когда появляется перед прокурорскими человечек из «Колониальных товаров», то этот кусок заканчивается по-разному. В романе описывается события в кафе «Перекресток» на полнолуние 14 декабря, чего нет в синопсисе. Вскользь упоминается судьба деятеля, закончившего дни свои на Селигере (как любила это место силы великая Уланова!), который еще и попользовался по полной чужой энергией. Наглядный пример как никогда нельзя поступать — воровать чужую энергию. Подано без морализаторства, голыми фактами отрывков из газет. Посмотрите, что стало с этим человеком и делайте выводы. Принесло ему воровство чужой энергии без спроса счастье? Нет.
Метафора вод Стикса. Предостережения Натальи Петровой Натали — «если ты ее загонишь в воды Стикса по колено, то мы пойдем на дно». И ведь все верно оказалось. Образы трех Наталий — супер. Когда собираются три человека с одним именем, ведь можно желание загадывать! Вот этот бы момент как-то обыграть. Этот момент с одинаковыми именами явно перешагнул первоначальный шутливый тон и забавные совпадения. Много еще хочется сказать, но и так длинно получается.
Но тема сложнейшая. За такое в литературе художественной никто не брался. Гоголь осмыслял на уровне представлений ХIХ века, Булгаков — ХХ века, а в этом романе — на уровне ХХI века! Проделана колоссальная работа. Обобщить разноплановый материал и сделать выводы — потрясающе.
Роман заставляет думать, сравнивать, давать оценки, пробуждает воображение. Меня восхищает насколько разные произведения вышли из одной «луковицы» — наброска «Синопсиса романа» о «римских карнавалах» прокуратуры столицы одной приуральской республики!
Романы «Парнасские сестры» и «Месть Единорога» не похожи. И имеет смысл порассуждать, в чем же различие, хотя в основе лежит один сюжет.
В «Парнасских сестрах» за Добро работает целая сплоченная команда: девять муз, две горгоны, волшебные часы Сфейно и часы Эвриале, солист Большого театра Игнатенко и другие. На стороне Зла играют бог Гермес, пять гарпий и одна сирена. Как говорится, численный перевес на стороне добры – 14 против 7. Присутствие персонажей античной мифологии задает повествованию вертикаль, бытовые сюжеты соотносятся с вечность и проверяются ею. Повествование приобретает объемность, преодолевая двухмерность.
В «Мести Единорога» — тотальное одиночество главной героини в противостоянии со злом. Ну, если не считать серого персидского кота Ильгизку, любителя Camel. Почему? После долгих размышлений поняла – в этом заложен огромный художественный смысл. Все те же соображения «за» и «против» пословицы «Один в поле не воин», которые виртуозно были рассмотрены писательницей в публицистическом цикле «На понтах» на примерах картин о поединке Давида с Голиафом.
В новом романе художественными образами и сводками криминальной хроники убедительно показано – если человек остался один на один со Злом и несправедливостью и нет у него защитника, то за его спиной возникает тот, кого мы называем Отец наш небесный, тот, благодаря которому каждый пришел в этот мир таким, с такими способностями, которые задумал Отец небесный. И в этот огромный оптимистический посыл романа в ситуации полного беспредела.
В романе мастерски связаны воедино самые отдаленные сюжетные линии и соединены герои, которых на первый поверхностный взгляд ничего не связывает. Вот мелькнул «деятель» от юриспруденции из когорты тех, чья «жизнь удалась». Из провинциального Сарапула рванул не просто в столицу, но в башню Федерации где, собственно, его и нашли повешенным на модном галстуке. Вызывает зависть такая судьбе? Что—то не очень. А подражать хочется? Упаси господь. Какую же реакцию вызывает эта судьба, казалось бы, не связанная напрямую с сюжетом, у читателя романа? Отойти в сторонку, перекрестится и сказать «Спаси и сохрани».
Перейдем к анализу названия романа «Месть Единорога», который поможет структурировать содержание, то есть привести в систему многочисленных персонажей. Ирина Дедюхова всегда подчеркивала важность названия произволения.
Итак, ответим на вопросы, кто такие Единороги, кому они мстят и за что? На первый вопрос ответ можно найти в Википедии и истории европейского искусства. Единорог – мифическое животное, белая лошадь с рогом во лбу, олицетворяющее целомудрие, а также духовные поиски. В средневековой живописи Единорог олицетворял Благовещение. По легенде, укротить его могла только девственница. Единороги часто использовались и в портретной живописи – вспомним знаменитую «Даму с единорогом» великого Рафаэля. Суммируя сказанное, делаем вывод. Единорог – синоним целомудрия, чистоты и духовных поисков.
Остается главный вопрос, заложенный в названии: Кому мстит Единорог? Обратимся непосредственно к тексту романа. Впервые Единороги появляются в сцене шаманства главной героини осенним вечером на закате солнца.
К ней обращается незнакомец, которого она поначалу принимает за «топтуна». Но он оказывается ее давним знакомым, слушателем ее лекций на курсах по повышению квалификации, а теперь – признанного мастера вуду. Обращаясь к ней Сергей просит не убирать защиту: «Вы снимаете посты, и Единороги медленно уходят по глади воды». Единороги появляются впервые в видениях вудиста. Далее прекрасное мифическое животное видит внучка очень отрицательного персонажа, служительницы Фемиды, забывшей о том, что такое совесть. К удивлению знакомых эта дама сильно изменилась – обратилась к церкви, забыла про наряды и косметику, и тем более дистанцировалась от прежних «друзей».
Причина такой метаморфозы – внучка просила бабушку не приходить. Когда бабуля рядом, уходит ее друг – белоснежная лошадка с рогом во лбу, а после ее ухода девочка заболевает. В третий раз Единороги появляются во время разгрома кафе «Перекресток». Единорог – естественная защита каждого человека с добрыми мыслями и поступками.
А за что же Единорог мстит людям? Он не мстит – он просто покидает тех, кто его недостоин, то есть, забывших о чистоте и духовных исканиях. Что читатель видит на примере судьбы вудиста Сергея? Это мужчина средних лет с высшим техническим образованием.
В ходе «демократических преобразований» ему, как и миллионам таких же специалистов советской эпохи, указали на дверь: «Вы больше не нужны». Как с горечью он признается бывшему преподавателю: «В моем случает и судов не потребовалось». Судьба, как говорили критики, типическая. Но дальнейшее оказалось не «типическим». Он стал учителем вуду! Вуду — это мировоззрение народов на первобытно — общинном уровне, то есть, живущих в….палеолите.
Как не раз объясняла на вебинарах Ирина Дедюхова, прибегать к магии вуду позволительно в условиях рабства на плантациях островов Вест-Индии. Бывшему советскому специалисту прибегать к магии вуду как-то… не камильфо. Прошлым августом после ухода из жизни известного писателя Фазиля Искандера Ирина Анатольевна написала замечательную статью о его творчестве.
Она объяснила, что Искандер использовал аппарат «великого и могучего» для описания проблем замкнутого мирка, находящегося на уровне ….Молельного ореха, то есть из общества, имевшего в инфраструктуре атомные электростанции, люди Чегема скатились к …палеолиту. Фактически это и произошло с бывшими учениками главной героини: от атома к палеолиту.
Вот в таком состоянии находится современное российское общество. За это его отдельным представителям мстят Единороги – за отказ от духовных поисков и за отказ находится на том уровне, который уже был задан их отцами.
Решив поздравить автора с явной творческой вершиной, столкнулась с почти трагическим настроением… Потому что один из читателей высказал претензии к главному (и захватывающему!) методу Ирины Дедюховой, когда наша реальность с невеселыми новостями вдруг превращается в интереснейшую историю, почти фантастическое приключение… да еще и с собственными Единорогами!
С согласия автора приведу небольшую выдержку из этой беседы.
Читатель: Пока первую главу прочитал — крутотень, затягивает, хотя опечатки есть и мне не нравится эта фишка — использовать реальные статьи с реальными фамилиями, убивается художественность.
Ирина Дедюхова: И что мне художественность? Меня все равно никуда не пустят, нобелевку не дадут. А когда берешь все живенькое, тогда и реальность начинает форматироваться и подстраиваться.
То есть цель у меня, конечно, ОТМЩЕНИЕ! А не художественность. Я же баба злопамятная.Читатель: Ну, я думал что образы рулят реальностью а они тем круче чем художественней, поэтому как без неё. Да и цель у Вас какая-то сомнительная.
Ирина Дедюхова: Так если оно и так работает, даже когда просто обрабатывается, то какая еще нужна «художественность»? Мне как раз не до нее. А цель у меня всегда одна — серпом по этим самым, даже не сомневайся. И если можно ворох статеек набрать и роман написать… так и мне легче! На кой создавать образы, если они сами себя создают в реале? Лови за уши — и в книжицу вставляй.
Читатель: Ну, все наверное так и делают, просто потом обрабатывают чтоб эти уши слишком явно не торчали
Ирина Дедюхова: Ну, пусть все остальные и обрабатывают, им за это башляют.
…Такой вот получила автор читательский отклик и упрек в низкой художественности… это при нашем положении с художественной литературой… Задумалась даже, где же действительно искать эту художественность? «Башляют» сегодня явно не за художественность.
Поделилась впечатлениями от романа с одной знакомой, она в ответ задала мне главный вопрос, который встает при знакомстве с нынешним явлением «современной литературы». Не о «художественности», а об «образе автора».
Что, Дедюхова себя решила представить в роли Единорога?..
Это не примитивный вопрос, а в самую точку! Потому что сегодня в результате литературного процесса создается лишь образ автора, чтобы хоть как-то объяснить, почему та или иная вещь отнесена к литературе нашими цензорами, избегающими огласки и публичности.
Нет, Дедюхова пытается следовать навязанному ей образу «экстремистки». В том-то и дело, что Единорог — у каждого свой, собственный и личный. И мстит Единорог тем… что просто уходит, потому что большинство делает выбор не в его пользу. А выбор этот всегда между материальным и духовным.
Литература, как главное проявление духовности, выставляет Единорога на защиту души читателя… или уводит его поздним вечером по воде. Многие ведь сегодня отворачиваются от книги (и их можно понять!), перестают верить в силу Слова, которым создан наш мир.
Поэтому в названии лежит еще и предупреждение! Нельзя отворачиваться от потребностей собственной души, ибо они — то главное, ради чего человек вообще существует. Уж точно не для того, чтобы создать чей-то «образ автора» или помочь ворам выстроить финансовые рынки, разорив всех окружающих.
…Магический реализм Ирины Дедюховой весьма своеобразный. Здесь ведь вклиниваются врезки совершенно реальных статей, многие действующие лица не просто имеют реальные прототипы, а такие, какие есть, со своими бытовыми представлениями и массой «уважительных причин» для того, чтобы плюнуть на собственного Единорога.
Это наша реальность, но сквозь призму абсолютно реальной тяги многих окружающих к черной магии худду и вуду, поскольку их просто выкидывают из жизни желающие жить за их счет… тоже осуществившие свои заветные мечты путем обмана, то есть средствами, вполне относимыми к черной магии.
Реальность при этом предстает очень ярко, почти документально… Просто магия какая-то! Глаза раскрываются. Вернее, их больше никому не удается «отвести».
Тут возникают и некоторые претензии к уровню художественности из-за реальных врезок в текст статей и заметок из нашей реальности.
А потом… жизнь сама вносит свои коррективы, и после магического реализма Дедюховой сама начинает отвечать на все вопросы.
На днях мне прислали по Литрес такой образчик художественности в виде романа Натальи Косухиной (почти Наталья Кислухина) «Звездный отбор», что я просто немного была обескуражена… Но потом подумала, что этот «шедевр» и есть контраргумент претензий к «художественности», когда в магический реализм вставляются реальные новости и газетные заметки…
Хотя, признаться, мне неловко сравнивать эти вещи, ведь «Звездный отбор» мне явно предложен к прочтению с учетом моей половой принадлежности и предполагаемого возраста. Так и слышишь раздумья работников по рассылке этого спама «фэнтези для пенсионерок» о предельном пороге полового созревания для «любви вне земли».
Тут же вспоминаешь «Звезды над Иссык-Кулем», где одинокая учительница математики исполняет коронный номер «Перед выходом в тираж» по мотивам песни «Снегопад» (муз. Алексея Экимяна, сл. Аллы Рустайкис)…
Седина насыплет мне в затылок…
Я на предпоследнем этаже!
Женщина… одна… среди бутылок,
Полу опорожненных уже…
За кого же нас принимают распространители подобного чтива о «любви вне земли»?.. Но можно и с этой циничной точки зрения взглянуть на две большие разницы как раз на почве магического реализма.
Ирина Дедюхова в романе, чтобы литературными методами решить проблему одиноких пенсионерок, максимально широко использует цикл статей о том как у пожилых женщин разными мошенническими способами
Зато всем, кому хочется художественности в описании бытия пожилых одиноких женщин, следует обратиться к роману Натальи Кисухиной «Звездный отбор»! Кратко о сюжете. Одинокая семидесяти шестилетняя пенсионерка Евдокия Семенова крайне обеспокоена гнетущими новостями о смертях и исчезновении женщин ее возраста Но, увы, ей приходится с риском для жизни ( а вдруг упадешь на нечищеных от снега и льда тротуарах) идти в магазин за продуктами. И случается то, чего она так боялась — кто -то толкает ее и она проваливается в темноту. Далее пенсионерка с другим такими же дамами возрастом за восемьдесят оказывается…на инопланетном корабле! У некоей инопланетной цивилизации перестали
Другую героиню в восемьдесят семь лет «эвакуировали» с Земли в кошмарные годы Второй мировой войны и она счастливо проживает еще семьдесят лет с новым мужем, детьми, внуками и правнуками на чужой планете, не испытывая никакой ностальгии и сожаления по родной планете. Долой с Земли!
Автор романа «Звездный отбор» явно очень молодого возраста, с низкой личной культурой и наивным представлением, будто возраст ее героинь для нее из области фантастики. Она даже не представляет, с какой энергией, изобретательностью, напором дамы за 70 идут по жизни в наших сегодняшних условиях, когда все будто намеренно устроено так, чтобы резко сократить им «время дожития».
Не секрет, что очень многие сегодня видят пожилых в ракурсе «как бы от них избавиться и как бы прибрать квартиру». Но разве подобное отношение к пожилым людям может культивироваться в… книгах? Это подход какого-то… концлагеря. Свезли куда-то на ликвидацию, объявили, что старушек инопланетяне похитили для апробации поз и положений новой книги Джейн Фонды «Секс после семидесяти»…
Может быть, кому-то хочется такой «художественности» и от романа Ирины Дедюховой вместо сухих данных из СМИ? Чтобы у читателя срабатывала ассоциации, когда он прочтет очередное сообщение о подозрительной смерти одинокой пенсионерки: «А вдруг бабуля нашла свое счастье и любовь где-нибудь на Альфе Центавра?» И чего тогда беспокоится о каких то там маньяках, убивающих бабушек для освобождения ценной жилплощади?
Не знаю как другие, а я предпочитаю вышеописанным фэнтези магический реализм Ирины Дедюховой. Во-первых, потому что ей не «башляют» за современную «художественность». Во-вторых, потому, что приходится убедиться в правильности когда-то давно озвученного ею тезиса о том, что же можно отнести к магическому реализму:
Магический реализм, это то, что меняет нашу реальность к лучшему.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Магический реализм Ирины Дедюховой. Часть I
- Магический реализм Ирины Дедюховой. Часть II
- Магический реализм Ирины Дедюховой. Часть III
5 комментариев
Елена Бертрановна, большое спасибо!
Это Вам спасибо, Ирина Анатольевна за замечательный роман. С нетерпением жду продолжения!
Дорогая Елена Бертрановна! Нет слов. Здорово написали — читал Ваше эссе с таким же интересом и энтузиазмом, как и сам роман.
Я начал читать Месть единорога тоже вечером, тоже не мог оторваться, но таки отключился где-то на середине. Дочитывал на следующий день. Восторг и трепет. И интересно как. Захватывает!
И да, такие произведения действительно изменяют реальность.
Опять и опять пытаюсь представить себя на месте описанных в романе человекоподобных, продавших душу за возможность воровать, жрать, казнить. Что ОНИ испытывают, читая эту книгу?
Дорогой Андрей! Спасибо за добрые слова. Очень волновалась, когда писала это эссе по горячим следам. Ваше мнение мне особенно важно. Но себя лучше на месте человекоподобных не представлять. Там недоступная нашему пониманию логика. Первыми менять реальность начинают образы в тонких мирах. Вчера мы говорили на вебинаре о «Пирате» Беллини. Этот великий композитор решал важнейшую проблему европейского общества, которая существовала и в 12 веке для Имоджены и Эрнесто, в 19 веке для самого Буллини, а в 20 оней рассказала португальская монахиня сестра Лусия, перед которой в 1917 году в Фатиме явилась Богоматерь — это не угодные богу браки, то есть заключенные по расчету, а не по велению сердца и души. В воспоминаниях сестра Лусия рассказала, что в разговоре с ней среди прочего Господь возмущен множеством «неугодных ему барков». Брак Имоджены и Эрнесто из этого числа. Заключен не по любви, а шантажом, угрозой убить отца Имоджены и ложным известием о якобы гибели ее возлюбленного. Браки в Европу заключались не по любви столетиями. И вот композитры, романисты, поэты, художники взялись за эту проблему. И она была наконец решена в рамках закона, чтобы не решать проблему «брака по любви» увозом, похищением и т.д. Беллини показал крайний случай «неугодного богу брака» на примере Имоджены и Эрнесто. Зрители в оперных залах того времени прекрасно понимали эту проблему и сочувствовали разлученным судьбой героям. Ну и наконец наступил момент, когда стало невозможным заключать такие «насильные браки» под давлением родителей, обстоятельств. Они стали анахронизмом. Сейчас в Европу вступают в брак по любви.
Нельзя сказать, что получил только удовольствие, читая «Месть Единорога». Да в общем каждый сам может попробовать, открыть нынешние новостные сайты — хлебнуть нашей реальности — тут такой стресс, что не знаешь, что делать, хватать детей и бежать куда-нибудь подалее. Поэтому наряду с явным вкусом халвы — а я так люблю халву! — развивающимся сюжетом с завораживающей магической красотой — натыкался на жилистые куски мяса — врезки из газетных хроник, которые меня поначалу даже раздражали. Преодолевать приходилось, медленно, осознавая все это гм… происходящее. Да, сюжетные куски текста были сладкой халвой… Почему же не все — такая сладкая халва? А потом вспомнил то, что сейчас большое количество «художественных» фантазийных историй рассказывается в таком ключе, что художественный вымысел искажает реальность. То есть, попросту говоря, явный поклеп и брехня списывается на «видение художника». У меня такой приятель был — намалюет что-то малопотребное на рисовании — и говорит — я так вижу. Хоть и так было видно, что проблема в неспособности адекватно отобразить реальность, дать ей смысл. Что нынешний сериал Гоголь, а также множество фильмов на исторический темы, изобилуя «художественностью» — просто втирают очки, заплевывая все, к чему прикасаются. Причем заплевывают так, что сразу закрадываются мысли, что старость явно в России проживать не собираются, строят явно чуждые сказки. Понятно, что допустим, идущая триумфальным шествием франшиза Игры престолов — чисто художественный вымысел, но и тут пытаешься найти себе место. И в этой ИГ какое место я себе нахожу? С Питерским климатом? С зимами по 9-10 месяцев в году? Конечно, только в роли белого ходока. Да и каждый житель России вписан ровно туда же. Такая перспектива не радует однозначно.
Так что мой выбор — Магический реализм Ирины Дедюховой. Анализ по открытый источникам нашей реальности, таким образом вписанный в магическую реальность, что добро остается добром, и дает надежду всем читателям.