«Снежная сказка» написана И.А Дедюховой в конце 2004 года, когда некие деятели телевизионных искусств объявили конкурс роджественских сказок для создания сценариев предновогодних фильмов. Уже тогда неизменная «Ирония судьбы» приелась значительной части аудитории.
После беспредела «лихих 90-х» этот фильм уже во многом смотрелся не просто архаично, но какой-то издевкой, поскольку жизнь российского общества пошла явно не туда.
По объему сказка представляет собой классический жанр русской повести, в какой и писалось большинство русских рождественских историй. Большое количество ярких, хорошо прописанных персонажей, множество знакомых всем бытовых коллизий. И это делало произведение заведомым лидером конкурса, который тут же отменили, как только его организоторы получили эту чудесную сказку.
Неоднократно задумывалась, что могло произойти, если бы российский зритель столкнулся с творчеством И.А. Дедюховой вовремя, «по свежим следам», пока еще были живы (и трудоспособны) многие прекрасные советские артисты, а сам кинематограф еще не оказался в таком застое?
Каждый раз приходила к убеждению, что все возможные последствия столкновения с настоящей современной русской литературой имели бы сложно предсказуемое благотворное и оздоравливающее значение — и для всего нашего общества, и для российского искусства в целом.
Ирина Анатольевна как-то предлагала просчитать «экономический эффект» ее статей о жилищном строительстве и ЖКХ для всего общества, если бы к ней прислушались своевременно. Но вот перед нами смешная, интересная сказка, главной мыслью которой является детское убеждение «Дед Мороз бывает!» И каждый, кто побалует себя очередной встречей с замечательной прозой Дедюховой, может понять, как много мы все потеряли, не посмеявшись вовремя от души над коррумпированными чиновниками и милицией, над владельцами коттеждей, превратившимися в ледяные избушки, над превратностями судьбы гастарбайтеров в России…
Каждый эпизод этой сказки, где есть и бизнесмены, и адвокаты и «простые люди», а главное — «два комплекта» Дедов Морозов и Снегурочек — позволял снять смехом какую-то наболевшую проблему. Поэтому устроители конкурса вовремя почувствовали опасность настоящего искусства, которое, как не устает повторять Ирина Анатольевна, должно обязательно менять жизнь к лучшему.
Мы видим, что некоторым персонажам этой сказки, хорошо узнаваемым в реальности, бывает невыносимо страшно просто от нашей веры в новогоднее чудо, от радости жизни, которые несет эта сказка читателям. Наверно, потому мы и вынуждены из года в год смотреть «Иронию судьбы» с давно устаревшими героями, будто время навсегда остановилось на наших несбывшихся надеждах.
До «Снежной сказки» я неоднократно читала, что написать забавную увлекательную сказку на современном материале, превратив все приметы «нашего трудного времени» в яркие архетипы, тренды эпохи — практически невозможно. И российская действительность, наша личная «бытовая виктимность», вызывавшая какую-то ожесточенную реакцию госудварственных структур самим «провоцирующим» желанием людей жить нормальной жизнью — убеждали меня в том же.
Но когда я начала читать «Снежную сказку», начисто позабыв о своих «глубоких убеждениях», — то смогла убедиться, что настоящему писателю полностью подвластен сложнейший пласт переживаемой нами современной истории.
Честно скажу, что на истории с «пуховым платком» и елкой для детей двора — меня прошибала слеза. Но впервые это были не слезы обиды или унижения, а от того… что на душе было на редкость светло. Это настоящая рождественская сказка, это не «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена.
Этот электронный выпуск сказки иллюстрирован старинными рождественскими открытками, которые вносят хороший диссонанс между «трудными временами» и «стародавними временами», когда нам было намного легче поверить в чудо, под оливье и «Иронию судьбы». Пожалуй, в той пропасти между визуальным рядом оформления сказки — и ее «виктимным» содержанием, заключена всепобеждающая ирония нашей смешной детской надежды на новогоднее чудо «Дед Мороз бывает!»
Можно сказать, что уникальная ироничность сказки и ее лубочная визуализация сентиментальными немецкими открытками — очень созвучны. Ведь именно такое новогоднее настроение хотелось бы испытывать от единственного праздника, который остался у нас с детства, практически не затронутым взрослым цинизмом.
«Давай чернила, я все подпишу!» (с. Александр Башлачев «Зимняя сказка»)
4 комментария
Подписываюсь под каждым словом. Это, правда, восторг и чистая радость. Душа поет. Сейчас опять перечитаю в n+1й раз.
Да, да. Детская светлая радость, которую так не хочется отпускать, уходя с последней страницы.
«Снежную сказку» перечитываю постоянно. Дед Мороз бывает — это факт.
А то!!! Вера — великая вещь! А если еще упорно мечтать при этом, то обязательно услышишь победное «чао-какао».